Вятская Атлантида. Донская (Стефановская) церковь

Название Донская (или Донская-Богородицкая) эта церковь получила от главного престола, освященного в честь Донской иконы Божией Матери. Но куда больше в Вятке храм был известен под именем Стефановского. Настоятель храма протоиерей Иоанн Сырцов так писал об этом в 1915 году: "Название Донской - название официальное, а название Стефановский - народное, прежнее. Дело в том, что каменный храм был построен в половине XVIII столетия вместо раньше существовавшего на этом месте и в 1752 году сгоревшего деревянного храма с приделом в честь первосвятителя Великопермского Стефана. Граждане не могут забыть прежнего названия... Спросите, где Донская церковь, - вам, пожалуй, не скажут. Спросите о Стефановской - вам укажет всякий" (1).

Yes

1. Донская церковь. Иконостас холодного храма (в честь Донской иконы Божией Матери). 1920-е гг.

Каменная Донская церковь была построена взамен деревянной, которая сгорела во время большого пожара 1752 года. В одиннадцать часов дня 20 июля ударил набатный колокол на Спасской башне Хлынова: в овраге Засора загорелся один из посадских домов. Быстро вспыхнули соседние дома. Местность эта была застроена очень тесно, стены построек стояли вплотную одна к другой. Поднялся сильный ветер. Вскоре огонь перекинулся на Трифонов монастырь. Сгорели не только все деревянные монастырские здания, но и все каменные церкви, растопились колокола на звоннице. Огнем были уничтожены и монастырские слободки с деревянной церковью. В акте консистории от 24 июля 1752 года отмечено: "А всреди той Большой Слободки Заоградная монастырская Стефановская церковь сгорела совсем без остатку".
Старый деревянный храм ко времени пожара уже не удовлетворял нуждам и пожеланиям прихожан. Из перечня дел Вятской консистории известно о том, что еще в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, "дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы". Указ из консистории с разрешением на постройку храма был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов. Старостой храма в это время был купец Григорий Никитин. Храм был задуман двупрестольным, а сооружен - с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода.

Yes

2. Донская церковь. Общий вид с юго-запада. 1920-е гг.

Гибель деревянной церкви в огне видимо ускорила строительство: уже в следующем после пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы. Через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви - в честь святителя Стефана Пермского (7 ноября) и св. мученика Феодора Стратилата (9 ноября). Строительство церкви таким образом растянулось на десять лет. Виной такого промедления скорее всего может быть строгость тогдашнего вятского архиерея - Варфоломея (Любарского). После первых двух прошений храм наверняка посещала инспекция (возможно, и сам преосвященный), и оба раза в освящении было отказано. Видимо, приделы были наскоро и плохо устроены. Или же епископ Варфоломей считал основанием для освящения только полное завершение всей постройки. Позднее, в 1770-1774 гг., староста церкви купец Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого покровителя - Сергия Радонежского. Верхний придел был всего две с половиной сажени ширины (5,3 метра).

стефановская ц иконостас верхнего храма.jpg

3. Донская церковь. Иконостас верхнего храма преп. Сергия Радонежского. 1920-е гг.

Внешний декор стен Стефановской церкви был весьма скупым. Это черта времени. "Как по мановению волшебной палочки, в 30-х гг. XVIII в. прекращает свое существование народный "игрушечный" стиль хлыновских храмов. Опоздавший со своим рождением он и угасает уже тогда, когда в других местах давно догорели последние сполохи древнерусского искусства. Безудержный декоративизм первых вятских памятников сменяется качественно новой архитектурой, язык которой прост, строг, лаконичен" (2). Снаружи стены церкви красили всегда в белый цвет. Крыши и ограда храма сперва были деревянными. Со временем крыши были перекрыты железом, а ограда выстроена в камне с железными коваными решетками. Железные крыши были выкрашены в зеленый цвет, а главки и кресты позолочены. В 1845-1856 гг. храм был удлинен на запад: к теплой церкви присоединили паперть, капитальная стена между ними была заменена двумя столпами; при этом пристроили новую паперть, а в ней сделали новую лестницу наверх. Удлинили и верхний придел. После сооружения Сергиевского придела и расширения Стефановская церковь и обрела свой неповторимый облик, легко узнаваемый на старых фотографиях: длинная и невысокая, словно быстроходный корабль, с резко выступающей "мачтой" колокольни. С того времени до сноса внешний вид храма оставался без изменений. Пожаров и разрушений в храме за всю его историю не было. Из всех происшествий в летописи храма была отмечена лишь сильная гроза 21 июля 1837 года, во время которой градом в окнах было выбито 380 стекол. Из колоколов самый большой был в 100 пудов (1638 кг.), купленный в 1806 году. Из старых колоколов (времени постройки храма) выделялся праздничный в 48 пудов 4 фунта (788 кг.), литья слободских мастеров Бакулевых. Другие старые колокола вылиты также на Слободском заводе Бакулевых и на Невьянских заводах Акинфия Демидова. В 1910-е гг. на колокольне был устроен особый механизм трезвона и электрическое праздничное освещение главы и шпиля с множеством лампочек.

стефановская ц общ вид с сев запада.jpg

4. Донская церковь. Общий вид с северо-запада. 1920-е гг.

 Своды зимнего храма поддерживались изначально двумя четырехгранными столпами, позднее - после расширения храма 1845-1856 гг. - четырьмя. Летний и зимний храмы соединялись аркой в капитальной поперечной стене, проход в холодное время года закрывался. Внутри стены храма были выкрашены в белый цвет, а в лепных с позолотой клеймах украшены живописью, современной постройке церкви, но с поновлением. Иконостас летнего храма был деревянным, пятиярусным, с колоннами, весь покрыт позолотой. Царские врата и окна икон были украшены резьбой. Со времени постройки этот иконостас сохранялся без изменений, кроме повторной позолоты и незначительного поновления икон в 1858 году. Как пишет прот.Сырцов, образа этого иконостаса были "художественного письма - переходного от строгановского к итальянскому стилю" (фото 1). Престол холодного храма в 1795 году был покрыт серебряными листами с рельефами и гравировкой, в Вятке такое роскошное украшение имел еще только главный престол кафедрального собора. Над престолом - деревянная сень с резьбой, позолотой и живописным изображением Коронования Богородицы. Серебряный престол и сень - дар коллежского советника Ивана Безруких. Восточнее престола - покрытый золотом и серебром ковчег в виде пирамиды на ножках (дар 1795 г. Ильи Злыгостева) и большой семисвечник. Горнее место - деревянное, с резьбой и позолотой. В окне над Горним местом в начале ХХ века поместили икону Воскресения Христова на стекле, освещаемую в темное время электрическими лампами (фото 5). По словам протоиерея И.Сырцова, интерьер летнего храма при полном паникадильном освещении, особенно в ночное время и при открытых Царских вратах, производил на посетителей неизгладимое впечатление.

стефановская ц главный алтарь.jpg

5. Донская церковь. Алтарь холодного храма. 1920-е гг.

Иконостасы в теплом храме были трехярусными, деревянными, с резьбой и позолотой (фото 6 и 7). Два иконостаса приделов соединялись центральным, устроенным по стене над проходом в холодную церковь (фото 8). Остов и иконы центрального иконостаса в 1849 году были заменены новыми, оставлены только некоторые иконы. Старые иконостасы приделов к началу ХХ века не сохранились, но иконы в них остались прежние, с небольшим поновлением. Из икон Стефановского придела выделялся образ св. Стефана Пермского, покрытый серебряной с золотом ризой, - дар 1775 г. Ильи Злыгостева. Иконостас верхнего придела преподобного Сергия Радонежского - деревянный, одноярусный, полностью покрытый позолотой (фото 3). В 1892-1893 гг. в церкви были построены новые печи - для отопления всего храма, перегородка между зимней и летней церковью в виде особого створчатого иконостаса была убрана. Впрочем, с началом войны, в 1914 году, по причине дороговизны дров отопление летней церкви прекратили, а перегородку восстановили. Пол в храме был устроен прямо на земле из опочных плит, сплошь покрыт красными суконными коврами, на старой паперти - из железных плит, в верхнем приделе - деревянный.

Yes

6. Донская церковь. Придел св. Феодора Стратилата. 1920-е гг.

Следует упомянуть настоятелей и старост церкви, хотя бы самых известных. Так, священник Павел Бехтерев за долголетнее и беспорочное служение у алтаря - с 1820 по 1846 год - удостоен был звания протоиерея, что в то время было большой редкостью. Священник Петр Порфирьев - служил с 1864 по 1908 год - получил звание протоиерея и был городским благочинным. Протоиерейского чина был удостоен и автор "Истории Донской-Стефановской церкви" священник Иоанн Сырцов, настоятель церкви в начале ХХ века. Своим благополучием и благоустройством Стефановская церковь во многом была обязана старостам, избираемым прихожанами из своей среды, предпочтительно из числа богатых купцов. Обычно старосты избирались на три года, но некоторые исполняли должность по два или три срока и даже более (Василий Степанович Сунцов, Яков Фомич Тырышкин и его сын Александр Яковлевич). Староста храма купец Сергей Иванович Злыгостев принял большое участие в постройке всей каменной церкви, а затем в 1772 году уже исключительно на свои средства соорудил верхний придел Сергия Радонежского. Кроме того, он приобрел для храма множество ценных вещей: облачения из дорогих тканей, два серебряных с позолотой напрестольных креста, набор серебряных с позолотой сосудов, серебряный ковчег, колокола и прочее. И после кончины Сергея Ивановича Злыгостева вдова его Прасковья Григорьевна продолжала заботиться о храме.

Yes

7. Донская церковь. Придел св. Стефана Пермского. 1920-е гг.

Вятский купец Иван Васильевич Ермолин в 1844 году своими средствами расширил теплый храм, потратив на это 5250 рублей. Кроме того, им были куплены серебряные с позолотой напрестольный крест и две ризы - на иконы Неопалимой Купины и Воскресения Христова. Сунцов Василий Степанович в 1873 году устроил на свои средства в Стефановском и Феодоровском приделах новые иконостасы, потратив на это 2000 рублей. Вятские купцы Яков Фомич Тырышкин состоял в должности старосты более двадцати лет, с 1880 по 1903 год. В 1898 году настоятель храма протоиерей Петр Порфирьев в своем докладе архиерею писал о том, что Яков Фомич Тырышкин за 18 лет потратил на храм не менее 8000 рублей. Его стараниями были устроены механические печи для всего храма, построена каменная ограда с железными решетками, приобретена большая икона св. Александра Невского с роскошным киотом. Сын Я.Ф. Тырышкина Александр Яковлевич состоял старостой храма с 1903 по 1909 год. Он из своих средств содержал хор певчих, покупал дрова, провел в 1909 году ремонт храма и церковных домов. Им были приобретены семисвечник для главного алтаря, серебряный напрестольный крест с позолотой, золотой потир с принадлежностями.

Yes

8. Донская церковь. Интерьер теплого храма. 1920-е гг.

Остается сказать о печальной участи храма в советское время. В 1930 году церковь была закрыта для богослужений и приспособлена под столярную мастерскую ОКРОНО (Окружного отдела Народного образования). В Вятке в те годы ломали и куда более древние храмы, потому Стефановской церкви был подписан смертный приговор как говорится "без права обжалования". В 1935-1936 гг. церковь была разобрана. На ее месте в наши дни - здание УМВД по Кировской области (ул. Молодой Гвардии, 24).

Yes

9. С. Лобовиков. Вятка, вид с крыши особняка Т. Булычева. 1915 г. Справа - Донская церковь.

-----------------------

Фотографии: 1-8 - из собрания музея архитектуры имени Щусева, 9 - из собрания Вятского художественного музея им. Васнецовых

 

Примечания:

1. Протоиерей И.Сырцов. История Донской-Стефановской церкви г.Вятки. 1721-1914. Примечания к статье - прот. И.Осокина. Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1915 год. Выпуск 1. Отдел 3. Стр. 1-102. Далее все цитаты, кроме 2 - из статьи прот. И.Сырцова.

2. Б.В. Гнедовский. Э.Д. Добровольская. Дорогами земли Вятской. М., 1971. С.33.

 

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо за статью!

Спасибо! Я слышал, что часть церкви с алтарной апсидой находилась даже чуть восточнее здания УМВД, т.е. в настоящее время это где-то на пересечении улиц Молодой Гвардии и Большевиков (Казанской),

Именно так, алтарь и церковная ограда вокруг алтаря немного выходили на проезжую часть Казанской улицы. Это хорошо видно на открытке № 112 (фотография была сделана с колокольни Спасского собора). И еще Стефановская церковь стояла немного наискосок к улицам, с отклонением на северо-восток (такое отклонение было у многих церквей в Хлынове). Что неудивительно, поскольку старые церкви строились еще до перепланировки города, начавшейся в 1784 году. А вот Александро-Невский собор, построенный в 19-м веке, стоял уже точно на пересечении двух улиц (Казанской и Семеновской) посреди площади, что хорошо видно на той же открытке № 112: стеф ц.jpg

Я думаю, они и до перепланировки города так же выступали, т.к. улицы расходились от центра лучами, а церкви строили по православному канону: осевая линия храма строго с запада на восток. Т.о. отклонения не будет только у храмов, стоящих на улице, ведущей строго с востока на запад.

Аватар пользователя skygrad

Думаю, улицы планировали с учетом уже имеющихся церквей. Так как они ориентированы примерно по линии восток запад, то больших проблем не возникало при попадании церкви в красную линию квартала. Хотя ориентировка старых храмов не очень четкая, они пристраивались к существовавшей старой планировке улиц.

 

И старая планировка улиц, и рельеф, и просто наличие места. В результате например получилось так, что три рядом стоявших храма смотрели алтарями в разные стороны: Царевская церковь - строго на восток, Покровская - немного к северу, Воскресенский собор - на северо-восток:

Yes

Что касается Стефановской церкви, то есть рисунок, на котором хорошо видно, что церковь помещалась прямо в створе Стефановской улицы, и стояла не по линии улицы - а была повернута чуть вбок:

 

стефановская ц.jpg