Вятское старообрядчество.

145 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Юрий Ф.
Аватар пользователя Юрий Ф.

Не в сети
Последнее посещение: 7 лет 11 месяцев назад
Регистрация: 18.09.2014 - 21:06

Перенесу наши материалы по старообрядчеству.
______________________________________________

Т.к. Уржумский уезд ранее был фактически центром старообрядчества на Вятке (наряду со Ст. Тушкой Малмыжского уезда) , различные согласия и толки, да и в сегодняшнее время имеются ряд крупных общин, принимая во внимание то, что среди нынешних уржумцев из разных населенных пунктов есть много потомков старообрядцев, крестьян, мастеровых завоов Мосолова, многочисленных купцов, в том числе и я имею старообрядцеские корни, решил соединить темы по старообрядчеству в Уржумском уезде с нашего форума в одну. К сожалению, даже на полуофициальном сайте старообрядцев Кировской области практически ничего нет по истории Вятских староверов, надеюсь, это и им пригодится.
Буду дополнять неспеша.

Отредактировано: Юрий Ф. 22.09.2014 - 16:01
Я интересуюсь фамилиями:
Фетисов Климов Конюхов Самарцев
Светолика

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 11 месяцев назад
Регистрация: 14.12.2015 - 11:12

Здравствуйте.  Очень интересная тема старобрядцев. Мои предки из д.Байбеки были старообрядцами. Из рассказов бабушки, строго правил не придерживались.   Мой предок (имя к сожалению установить не удалось) был что-то вроде местного священника.  После его смерти осталось много книг, но все они были потом уничтожены. У меня вопрос велась ли у старообрядцев какая-то документация (метрические книги)? Какую церковь посещали тоже бабушка не помнит.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

У старообрядцев Витебской губернии (беспоповцев) точно были свои метрические книги. Наверное и у вятских - тоже.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Rage171
Аватар пользователя Rage171
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 5 дней назад
Регистрация: 10.01.2015 - 04:52

Светлана, добрый день!

"Значительную часть населения Вятской губернии составляли старообрядцы. Но, к  сожалению, их метрические книги отрывочны и немногочисленны. Регистрацию рождений, браков и смертей осуществляли уездные полицейские управления, но только в фондах Вятского и Малмыжского отложилось несколько метрических книг раскольников:

-    Вятский уезд    1882-1898    ф. 715, оп. 2, д. 1-17

-    Малмыжский уезд    1879-1888    ф. 716, оп. 3, д. 10"

Источник: "Моя родословная. Пособие по составлению" (http://kirovgako.ru/index.php/231414.html).

Так как деревня Байбеки входила в Малмыжский уезд, то у Вас есть шансы найти своих родственников в метрических книгах.

Светолика

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 11 месяцев назад
Регистрация: 14.12.2015 - 11:12

Спасибо за информацию.

Elenka

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 44 минуты назад
Регистрация: 29.01.2015 - 17:16

Добрый вечер! Мои предки тоже были старообрядцами из Алнашского района, были прихожанами Туташевской Старообрядческой общины. Причем записи о них нашлись и в метрических книгах церкви села Алнаши с пометками что-то вроде крестьянин "неправильной" православной веры (записи о смерти), а вот в общине как раз велись метрические книги о рождении.

Вета

Не в сети
Последнее посещение: 3 года 4 месяца назад
Регистрация: 05.04.2016 - 18:51

Здравствуйте! 24.11.2016 г. получила ответ из Архива на запрос о метрике на моего деда Полякова Семена Харлампиевича  1901 года рождения, уроженца села Лопьял, Уржумского уезда, в котором мне сообщили, что за 1900-1902 годы нет метрических данных на Полякова Семена Харлампиевича в Троицкой церкви села Лопьял. Я была в шоке... Из Вятскополянского ЗАГСа мне прислали свидетельство о смерти на деда, в котором четко написано место рождения- с.Лопьял. И я начинаю судорожно вспоминать о том, что были разговоры , что Поляковы были из старообрядцев...  Раз метрических данных на деда в Троицкой церкви нет, значит у старообрядцев должны быть свои метрические книги... Подскажите где искать по селу Лопьял? Ведь они жили общинами- может быть эти общинные книги были собраны в какой-то одной церкви...?
 

Я интересуюсь фамилиями:
Поляков Филимонов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Старообрядцы вели метрические книги не в церкви, а в своей общине. А потом эти книги должны были попасть в архив, но как написано выше - в ГАКО есть метрические книги старообрядцев только по Вятскому и Малмыжскому уездам, а по Уржумскому нет. Так что остаётся лишь надежда, что община сама хранит свои книги до сих пор - ну, стало быть в селе Лопьял и надо искать (только имейте в виду - они с чужими не общаются).   

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vbob
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 1 день назад
Регистрация: 30.04.2013 - 20:20

Перепись раскольников есть во 2 ревизии (1748 г.), в частности, по Устинской волости Царево Санчурского у. 

 

Вета

Не в сети
Последнее посещение: 3 года 4 месяца назад
Регистрация: 05.04.2016 - 18:51

А как узнать к какой общине в селе Лопьял они относились? И к какому согласию?  И где они находятся? Должен же быть приход- где он сейчас находится в селе?  
 

Я интересуюсь фамилиями:
Поляков Филимонов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Это всё только очень близкие люди могут знать, посторонним это знать не след. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 8 часов назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Когда-то мы обсуждали эту тему: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=2090&p=12365&hilit=...

"в ГАКО, по старообрядцам есть документы: "Духовные росписи о раскольниках". Но по каким уездам и селам, не знаю.

По данным справочника Вятская епархия 1912 г. в Лопьяле была большая община староверов (старооб. 242 м. п. 257 ж. п.).

В Вятской епархии велась противораскольническая деятельность. Поэтому какие-то сведения могли отложиться в архивах благочиний или уездных противораскольнических миссионеров.

В последнев время над темой по вятским старообрядцам работает к.и.н. Машковцева В.В. Поищите ее работы, в них есть описание источников, в т.ч. из ГАКО.

 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 3 недели назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

В интеренете имеются несколько сайтов старообрядцев. Попробуйте связаться с ними. Уж они должны быть компетентны что и где искать.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
SV Vyatka
Аватар пользователя SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 18 минут назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

Т.к. Уржумский уезд ранее был фактически центром старообрядчества на Вятке...

 

 

Крупными центрами раскола на Вятке в XVIII-XIX вв. исконно были Нолинский и Малмыжский уезды. Очагово значительные по численности общины проживали в центральной (Подрелье) и северной (Верходворье, Белозерье) частях Орловского уезда. В южных Уржумском, Яранском уездах это явление духовной жизни было чуть менее распространено в рассматриваемый период. В пореформенные 1860-е и далее - тут да. Что было вызвано как общественно-политической обстановкой в либеральном курсе Александра II Освободителя, так и эхом Крымской войны (вернувшиеся отставные солдаты, заразившиеся на службе расколом).
Плюс своеобразное "казанское поветрие":  движения торгового и мастерового люда между Вяткой и Казанью. В мещанскую и крестьянскую среду проникали ростки старой веры.  Отсюда и Ваш "уржумский насморк"... :)

Достаточно познакомиться с тематическими описями фондов Канцелярии Вятского губернатора (Ф. 582, секретные дела о раскольниках и сектантах по 3-му столу), Вятской духовной консистории (Ф. 237. Оп. 3-15, etc.), полицейских управлений. Проанализировать статистические данные о численности по приходам и уездам, поработать с документами о раскольнических молельнях и кладбищах, политических репрессиях и гонениях на начетников и верующих общин, отобрании колоколов, принудительном изъятии богослужебных книг (направлялись, как правило, в ризницу Кафедрального собора). Закрытии и уничтожении часовен и молельных домов с подачи местных попов  в 1830-1840-е гг., ссылках в Закавказский край, смерти осужденных в тюрьмах и на этапах. "Черная страница"  истории РПЦ Синоидального периода в борьбе за паству. 

 

В интеренете имеются несколько сайтов старообрядцев. Попробуйте связаться с ними. Уж они должны быть компетентны что и где искать.

 

 Современные старообрядцы историей и краеведением интересуются мало, плохо могут объяснить символ веры своих предков, да и как-то далеки от канона. Вспоминается, "Это, рыжий,- все на публику..."  

 

А как узнать к какой общине в селе Лопьял они относились? И к какому согласию?  И где они находятся? Должен же быть приход- где он сейчас находится в селе?
// Это всё только очень близкие люди могут знать, посторонним это знать не след. 

:) Шепотком на ушко, только никому-никому: Ваши поморцы-федосеевцы.
А вообще-то велся двойной учёт по линии МВД (исправники и старшины в волостных правлениях) и духовному ведомству (причетники на местах, миссионеры). И толк, и секта, и нос рябой и глаз подбитый...
 

 

Здравствуйте! 24.11.2016 г.

Здравствуйте! 24.11.2016 г. получила ответ из Архива на запрос о метрике на моего деда Полякова Семена Харлампиевича  1901 года рождения, уроженца села Лопьял, Уржумского уезда, в котором мне сообщили, что за 1900-1902 годы нет метрических данных на Полякова Семена Харлампиевича в Троицкой церкви села Лопьял. Я была в шоке... Из Вятскополянского ЗАГСа мне прислали свидетельство о смерти на деда, в котором четко написано место рождения- с.Лопьял. И я начинаю судорожно вспоминать о том, что были разговоры , что Поляковы были из старообрядцев...  Раз метрических данных на деда в Троицкой церкви нет, значит у старообрядцев должны быть свои метрические книги... Подскажите где искать по селу Лопьял? Ведь они жили общинами- может быть эти общинные книги были собраны в какой-то одной церкви...?
 

Ваш Семён на 1903 г. показан приёмком своему деду Харлампию, т. е. "Харлампиевич" - не отчество, а дедина. Увы, фактически внук от дочери Марии, есть незаконнорожденный. Что тоже не факт (мог быть не кровным самой Марии, а приемным, сиротой из соседней семьи раскольников и даже православных). 
Имя отца Вы уже вряд ли узнаете (кровно-родственная связь с родителем). 
Т. о. по этой веточке родословная оборвалась в самом начале: и не Харлампиевич, и не Поляков по отцу. Сожалею.
Основание: ГАКО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 5. Лл. 39.
Вопросы по электронке: sergey_vyatka@mail.ru

 

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Шураков Колодкин Баранов
СветаЛуч
Аватар пользователя СветаЛуч

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 1 месяц назад
Регистрация: 15.01.2017 - 21:30

:) Шепотком на ушко, только никому-никому: Ваши поморцы-федосеевцы.

 

Насчет поморцев - федосеевцев. В Никольском монастыре Преображенской общины поморцев- беспоповцев в Москве есть подлинные знатоки истории. И очень охотно идут на контакты. Можно попробовать обратиться к ним.

Я, когда была у них, увидела фото, на которых у женщин платки на завязаны узлом, а скреплены под подбородком. Оказывается, узлы на платках у староверов запрещены, У моей прабабки платки на фото именно так и скреплены. Но что интересно - она по происхождению полька. Как она оказалась в селе Даровском? Я спросила у экскурсовода, как такое возможно. Он рассказал, что во времена гонений, часть староверов ушла в Польшу,  и Преображенская община до сих пор поддерживает контакты со староверческими общинами в Польше. Семейная загадка - репатриация семьи в Россию на Вятские земли. Может семью сослали во время польских восстаний 1830-х и 1860-х годов?

Я интересуюсь фамилиями:
Ларионов Рожнов
karavaev959
Аватар пользователя karavaev959

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 6 минут назад
Регистрация: 29.01.2017 - 14:11

Здравствуйте! Мои дед и бабка - староверы родом из Вятской губернии, в детстве вместе с родителями переселились в Новосибирскую область. Хотелось бы найти свои вятские корни по известным мне сведениям:

Дед Караваев Трофим Аверьянович, 1907 г.р., его отец и мать(мои прадед и прабабка) Караваев Аверьян Леонтьевич и Наталья Игнатьевна(фамилия неизвестна). Проживали предположительно(по семейной легенде населенный пункт Сублек, то ли Саублек?) в селе Салобеляк Яранского уезда.

Бабка Давыдова Матрена Макаровна, 1905 г.р., ее отец и мать(мои прадед и прабабка) Давыдов Макар Дмитриевич и Бакулина Прасковья Родионовна. Предположительно проживали в починок Санкичи Пинюжанской волости Орловского уезда и починок Демины(Демичи, Подгоряна) Пинюжанской волости Орловского уезда. Это предположение происходит от близости этих починков, где могли жить семьи моих прадеда и прабабки.

Буду признателен за любые сведения или советы для дальнейшего поиска.

Я интересуюсь фамилиями:
Караваев Давыдов Бакулин Короваев
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Караваеву: По датам просто напрашивается посмотреть КВР, т.к. она сделана по данным сельхозпереписи 1891 г., когда скорее всего ваши предки жили в тех же местах, откуда уехали. По фамилиям вы сможет уточнить названия населённых пунктов. Дальше (поскольку метрические книги вам не помощник - ваших предков в них естественно нет) придётся как-то протянуть родословные нитокчки до 1858 г. - попытаться найти родителей дедов, или во всяком случае родителей их родителей в материалах последней ревизии, для этого придётся обращаться в ГАКО. Если это удастся, дальше - дело техники, разматывать клубок истории ревизию за ревизией. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

СветеЛуч: Да, мне приходилось бывать в староверческой деревне в Польше... Вряд ли староверы участвовали в польских восстаниях, а если бы и участвовали, то уж точно бы их не сослали в вятскую староверческую деревню. Скорее всего это просто матримональные связи.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
karavaev959
Аватар пользователя karavaev959

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 6 минут назад
Регистрация: 29.01.2017 - 14:11

Спасибо за ценные советы. Мне помогает в поиске, что староверы чтили предков и моя бабушка Матрена Макаровна смогла вспомнить имя-отчество своих дедов и дедов своего мужа - моего деда. Книга Вятских Родов - удивительное произведение человеческого духа, мне уже удалось по привязке фамилий к месту на карте найти(пока предположительно) родину бабушки. Теперь буду искать место проживания семейства деда, которое вместе с другими соседями перекочевали в 1908-1910 гг. в Сибирь.

Я интересуюсь фамилиями:
Караваев Давыдов Бакулин Короваев
СветаЛуч
Аватар пользователя СветаЛуч

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 1 месяц назад
Регистрация: 15.01.2017 - 21:30

Уважаемый Зуенко Ю. И.! Спасибо за ответ ниже. Но вопрос к этому комментарию. Что такое КВР и ГАКО? Кировский архив? У меня есть достоверные сведения о своем прадеде 1888г.р., сохранились имена - отчества его родителей. Благодаря вашему сайту и оставленной им автобиографии удалось найти деревню, откуда пошли мои предки, правда, переехали они из нее примерно в 1865г. в г. Слободской.  Каков порядок действий, чтобы "разматывать клубок истории ревизию за ревизией"? 

Я интересуюсь фамилиями:
Ларионов Рожнов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Хм, вобщем-то про КВР и ГАКО я отвечал Караваеву, и он меня понял. Но конечно и для вас (СветаЛуч) порядок примерно такой же, если ваши предки - тоже староверы и стало быть не отражены в метрических книгах. Т.е., если начинать с 1888 г., от переписи к переписи: 10-я ревизия (1858) -> ревизии 1850, 1834, 1816, 1811 и 1795 гг. (это всё в ГАКО = Государственный архив Кировской области) -> ревизии 1763, 1748, 1722 гг. (материалы хранятся в РГАДА, фотографии выложены на этом сайте) -> ландратская перепись 1717 (то же) -> перепись 1710 г. (то же), ну а по 16 веку и глубже - как повезёт. КВР (Книга Вятских Родов) вам не нужна. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
СветаЛуч
Аватар пользователя СветаЛуч

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 1 месяц назад
Регистрация: 15.01.2017 - 21:30

Уважаемый Зуенко Ю.И.! Хотя историей своих корней интересуюсь давно, но не очень хорошо представляю работу с архивами. Подскажите, пжста. С чего начинать? Я должна приехать в Киров и лично подать запросы или можно написать письмо? Когда-то лет 10 назад я уже писала, но ответа не получила. По поводу своих предков - не думаю, что они были староверами, если только по одной женской линии - обрусевшей польке. А вот муж ее, по моим предположением, был из крещеных татар - крещеном, и жили они близ города Даровской. Но это я сужу по фото - явно нерусское лицо, татарин или чуваш, а фамилия Ларионов.

Я интересуюсь фамилиями:
Ларионов Рожнов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Если готовы платить за информацию, то ехать не надо - зайдите на сайт ГАКО, там всё пояснено: что и куда писать, а в ответе на заявку вам скажут сколько это стоит. Ну, конечно много зависит от того, насколько адекватно вы будете с архивистами общаться  

Если не готовы платить - езжайте в Киров или Ижевск и идите в архив - там всё, что у них есть дадут бесплатно. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Маргит
Аватар пользователя Маргит

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 11 минут назад
Регистрация: 28.11.2017 - 12:38

Юрий Иванович, увидела, что Вы находитесь довольно далеко от Кирова.  Как Вам удалось просмотреть материалы переписей?  Вы просили в ГАКО копии?  Или же это можно посмотреть на сайте?  Если это так, напишите ссылку, пожалуйста. Здесь, конечно, много людей, очень опытных в поисках, но есть, как я, те, которые только начинают изучать подобный материал...

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

На сайте "Родная Вятка" (это вот этот самый сайт, так что ссылка не нужна) в разделе "Книжные издания" размещены материалы переписи 1710 г., ландратских переписей 1717 г. и первых трёх ревизий, а также много ещё всякого по мелочам. Более поздние документы есть в ГАКО - их можно заказать за деньги, если вы не в Кирове (правда, не документы целиком, а справки об интересующих вас людях). Кое-что (скажем, очень много чего по Удмуртии) можно увидеть на мормонском сайте familysearch.org. Если будет непонятно как им пользоваться - пишите в личку. Если говорить о моём личном опыте - то я использовал все эти и другие средства, кроме того, много получил от других участников движения, в том числе на этом сайте. Но начинать надо вобще с другого - а именно с упорядочивания известной вам информации и с опроса родственников.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Маргит
Аватар пользователя Маргит

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 11 минут назад
Регистрация: 28.11.2017 - 12:38

Большое спасибо!  Я уже прошла первый этап:  собрала у родственников и запросила в ЗАГСе все возможные метрики, собрала и идентифицировала все фотографии, составила поколенные описи собранного материала.   Расспросы мало что дали.  Даже  после всего лишь 2-х месяцев сбора материала я уже знаю много больше, чем те родственники, которых я могу опросить.  И конечно, огромная заслуга в этом принадлежит сайту Родная Вятка:  чтение разных тем и советы новичкам, разбросанные по многим тематикам, мысли вслух людей, которые занимаются сбором информации уже не первый год, ссылки на сайты организаций, куда можно обратиться, очень помогли и помогают.

Спасибо, что навели на мысль начать осваивать материал в разделе "Книжные издания"!

 

СветаЛуч
Аватар пользователя СветаЛуч

Не в сети
Последнее посещение: 6 лет 1 месяц назад
Регистрация: 15.01.2017 - 21:30

Спасибо большое! Думаю, надо ехать самой, а там ориентироваться по обстоятельствам.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Ларионов Рожнов
SV Vyatka
Аватар пользователя SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 18 минут назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

был из крещеных татар - крещеном, и жили они близ города Даровской. Но это я сужу по фото - явно нерусское лицо, татарин или чуваш, а фамилия Ларионов...
Думаю, надо ехать самой, а там ориентироваться по обстоятельствам.

 

В моём посёлке наряду с кр. Шильниковыми, Гусевыми, Ренжиными, Вохмяниными, Куимовыми, Демаковыми, Игошиными на слуху только одна семья торговцев Ларионовых, никакого отношения к полякам, татарам, чувашам не имевшая:).
Так что будьте любезны адреса, пароли, явки. Инициалы, фото, копии документов, воспоминания - в лс, далее - скайп, вайбер, эл. почта. Если действительно имеете отношение к той семье - любопытно! Где ж они оказалась к 1941 году. В ГАКО и ГАСПИ КО я "хвостов" не нашёл.

Родовой дом "поизносился"-преобразился, но ещё стоит. 

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Шураков Колодкин Баранов
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

Старообрядчество в 19 веке
Судя по документам, на Вятке в той или иной степени были представлены все согласия, но доминировали беспоповские. В источниках, сформированных государственными 
структурами, приверженцев этих согласий обычно именуют поморцами, и только иногда из речей подследственных или описания некоторых обрядовых особенностей можно 
уточнить их принадлежность к тому или иному согласию . На основании такого рода анализа выявленных документов удалось установить, что даниловцы селились в 
Орловском уезде, так например в Подрелье, федосеевцы – в Нолинском, части Уржумского и Малмыжского уездов по течению р. Вятки, а в Глазовском, Нолинском 
уездах проживали старообрядцы белокриницкого согласия. Упоминаются населенные пункты Уни, Кильмезь, Омутнинск. Кроме церкви в д. Кувакуш недалеко от г. Омутнинска,
построенной 1910 г. , старообрядческий храм белокриницкого согласия находился в д. Илюши Кытмановского с/о. Богослужение в нем прекратитесь в 1933 г., староверская 
часовня стояла при б. д. Антонёнки Савинского с/о, а на территории б. Верхнеколычовского (теперь — Кувакушский и Езжинский с/о) у границы с Пермской 
областью, по воспоминаниям старожилов, был женский скит. В скиту проживало около сотни послушниц, состоявших в основном из коми-пермячек 
и удмурток во главе с игуменьей. Комплекс построек монастыря включал несколько жилых изб, сгруппированных возле деревянного двухэтажного молельного дома, в 
котором, вероятно, находилась келья настоятельницы. Имелась также и отдельная трапезная. Под пашню было отведено несколько гектаров земли. Кроме земледелия 
монахини занимались скотоводством и пчеловодством. Закрыли монастырь в 1930-е гг. Сами старообрядцы говорят о восприятии своего вероучения с Поморья, Данилова 
монастыря, а также из Казанских земель и средневолжских (последнее особенно характерно для федосеевцев). Фамилии Вылегжанины, Вычужанины, Лузянины, 
Сысолятины, Двиняниновы, Каргапольцевы, Мезенцевы(г.Мезень), Устюжанины, Пермяковы, Холмогоровы, Перминовы свидетельствуют о том, что большинство 
переселенцев были с севера.
 

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ну, фамилии тут не причём, однако. Это всё старинные вятские фамилии, их носители переселились на Вятку ещё до раскола. Старообрядчество на Вятке распространилось среди МЕСТНЫХ жителей, не с переселенцами.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

Советую прочитать сайт www/kirovold.ru Вятское старообрядчество
Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее… 
Н.И. Костомаров      

(В конце сайта)
Из истории старообрядчества Вятского края
Одни из первых упоминаний о староверах относятся к концу XVII века, когда из Кержанских лесов на Вятку
 направляется поток "крестьянского раскола". В крае появляются участники Соловецкого восстания 1667-1678 
годов и т.д .
см.раздел Литературная страница История об отцах и страдальцах соловецких...
Постепенно старообрядцы поселяются во многих отдаленных районах Вятского региона. Старообрядчество 
было распространено во всех уездах Вятской губернии, кроме Котельнического. По данным официальной 
статистики, наибольшее количество составляли приверженцы белокриницкого (австрийского), даниловского 
и федосеевского согласий. (и далее)
 

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

http://www.family-history.ru/material/history/historygorod/historygorod_...
http://www.tez-rus.net/ViewGood30153.html
http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/index.html(Из истории старообрядчества Вятского края. Вторая половина XVIII – начало XX вв И.В.Починская )
 

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

Также можно прочитать на сайте   textarchive.ru     Старообрядчество в Глазовском уезде Вятской губернии.  Там упомянуто и о переселенцах после Стрелецкого бунта в 1698 годукак .

Смотрите сайт cyberleninka.ru     Отчеты православных миссионеров как источник по истории старообрядчества.  Сайты  vuzlit.ru    samstar-biblio.ucoz.ru

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 2 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Игорь, русские люди с указанными фамилиями жили на Вятке задолго до упомянутых вами событий. "Задолго" - это века.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

Юрий, я больше о переселении старообрядцев из других регионов,а не возникновении раскола на Вятке. Об этом, в, упомянутых мною, сайтах написано, причем кировскими исследователями. А такие фамилии существуют "задолго" везде по России. Трудно считать, что они появились первыми на Вятке!

Повторю: "Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её ..." Н.И. Костомаров!

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Igor-6103ev
Аватар пользователя Igor-6103ev

Не в сети
Последнее посещение: 2 года 9 месяцев назад
Регистрация: 05.07.2017 - 19:44

Юрий почитайте все таки - www.kirovold.ru

История старообрячества.  Русская церковь до XVII века. Течения старообрядчества.
Материалы Х Международной конференции 2011 г. Старообрядцы Вятской губернии второй половины XIX–
начала XX вв. Машковцева В.В. к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Вятского государственного 
гуманитарного университета: обзор источников
 

Я интересуюсь фамилиями:
Сюзев Казаков Андрианов Криницын
Михаил Палагин

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 19.11.2018 - 14:25

Подскажите, пожалуйста, мои родные из деревни Подосиново Малмыжского района старообрядцы, фамилия Шишкины, прадед Шишкин Михаил Сергеевич, где искать информацию. В Архив Кировсой области запрос написал. Я так понимаю деревня уже не существует, осталось ли там кладбище. Более менее достоверные сведения есть о моей бабушке Наймушиной (Шишкиной) Анне Михайловне 1903(5) года рождения.

SV Vyatka
Аватар пользователя SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 18 минут назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

... мои родные из деревни Подосиново Малмыжского района старообрядцы

Переселились не в Томскую область? 

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Шураков Колодкин Баранов
Михаил Палагин

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 19.11.2018 - 14:25

Нет бабушка и ее дочери переехали в Вятские Поляны Кировской области

SV Vyatka
Аватар пользователя SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 18 минут назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

Не та ветвь. Работал по переселенцам Наймушиным-Харитоновичам. Стояли задачи только "выхода" на ревизии и проверки версии об этническом происхождении.

Посмотрел имеющееся. Обе фамилии присутствуют в последней ревизской сказке, 1858 года. Сх переписи 1917 года по деревне не сохранилось. Шишкиных в списке раскольников на 1904 год к своему удивлению не обнаружил, Наймушины присутствуют. Других деталей сообщить не смогу. На всякий случай напишите примерный период переезда семьи в Вятские Поляны. И не было ли до этого события какого-либо "транзитного" пункта. Т. к. по этой местности сохранились подворные списки переписи 1926 года.

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Шураков Колодкин Баранов
Михаил Палагин

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 19.11.2018 - 14:25

В 23-24 гг бубушку забрали замуж в дер. Подосиново муж Макар Сидорович Наймушин, в 1937 году продавил ли и уехали в город Режь... 

Михаил Палагин

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 19.11.2018 - 14:25

А изначально бабушка жила в деревне Шишкино

SV Vyatka
Аватар пользователя SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 18 минут назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

В 23-24 гг бубушку забрали замуж в дер. Подосиново муж Макар Сидорович Наймушин,

Тогда всё более-менее сходится. Макар Сидорович был в числе 27 семейств, избравших в декабре 1920 года из жителей селения троих ходоков на приискание места к водворению в Сибири, в пределах Томской губернии. Жители Подосиновой подавали заявления и копии протоколов общих собраний в уездный и губернский земельные отделы  на переселение. Причины покинуть родную деревню в заявлениях тривиальны: малоземелье, низкая плодородность почв (песок), отсутствие проточной воды (глубокое залегание водоносных слоёв, отсюда и вполне закономерное пересыхание колодцев, трудомкий процесс их подновления/замены).

В посемейном списке от 23 декабря 1920 года Ваши - среди крестьян Сваловых, Шашовых, Ложкиных, Коковихиных, Колупаевых и Наймушиных. Показаны члены семьи: Сидор Калинин с братьями и отцом, женой Матроной Абакумовой (*Аввакумовной), их дети Макар (17 лет), Анастасия, Наталия.

Как известно, в 1920-1921 гг. южные хлеборобные районы Вятской губернии пострадали от неурожая. Организованные комиссии ПОМощи ГОЛодающим пытались решить вопрос снабжения и продовольствия, организацией бесплатных столовых и проч. Однако крестьянство и самостоятельно искало выход - в миграциях. Трудовых и земледельческих.

Наркомат земледелия в письме от 18 февраля 1921 года сообщил Вятскому губземотделу, что вследствие отсутствия "свободного обследованного земельного фонда" переселение в Сибирь в 1921 году закрыто. Уездной власти пришлось учитывать усугубившееся положение, "открыть" пункты переселения. В летние месяцы  1921 года крестьяне уезда получили возможность выдвинуться в районы предполагаемого нового места жительства. По имеющемуся списку за август-сентябрь 1921 года из уезда было отправлено по железной дороге через Вятские Поляны в Алтайскую, Иркутскую, Томскую, Омскую и Енисейскую губернию 1542 жителя, в Северо-Двинскую лошадьми - 27 жителей. Т. е., часть жителей уехала, Ваши... пересидели голод.
 

Если брак с Анной Михайловной регистрировался, это произошло где-то в 1921-1924 гг. (уточнить запросом в ЗАГС). В 1921-м Макар ещё попадал под призыв в РККА. А это означает, что должен был либо каким-либо образом заполучить ту самую метрику, хотя бы свидетельство на основании посемейного списка из архива бывш. волостного правления, либо проходить мед. освидетельствование на зрелость... Так его год рождения по посемейным спискам находится в пределах 1881-1883 гг.

По имеющимся документам каркас родства Наймушиных выстраивается до 1790-х гг., но оочень контурно. Надо продолжать работу с делами ЦГА УР и ЦГА КО. Община не была в центре моего внимания.

За подробностями - в л/с.

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Шураков Колодкин Баранов
buldakovaai

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 17.12.2018 - 15:48

Родилась в деревне Новый –Кузлук , Сюмсинского района, Удмуртской республики, деревня была старообрядческая, белокриницкого толка, во времена наших прадедов была церковь, батюшкой был Семенов Парфений из соседней деревни Лялино, который бесследно пропал в советское время в конце 20-х, до него был отец Герасим Авдеев, который ушел с колчаковцами в 20-е годы, проживал в Челябинске. Мы по крупицам стараемся восстановить историю наших деревень и свои родословные корни, оказалось очень сложно узнать о своих предках-старообрядцах. В те времена мы относились к Вятской губернии, Малмыжского уезда, Сюмсинской волости, Больше-Сардыкского района.

Наш дед со стороны папы Телицын Макар Александрович 1896 года рождения, прадед Телицын Александр, прабабушка, вторая его жена Устинья Кузьмовна (примерно 1870 года рождения), в их браке было трое живых детей, кроме нашего деда был брат Телицын Иван Александрович и сестра Телицына Парасковья Александровна проживали в деревне Новый- Кузлук, предполагаем, что их дед или прадед приехали из Кировской области , официально датой образования был 1846 год, до них больше никого не знаем.

Наша бабушка со стороны папы Лялина Татьяна Ивановна 1898 года рождения, по мужу Телицына, у неё была сестра Анна Ивановна, по мужу тоже Телицына, прадед наш Лялин Иван родом   из соседней старообрядческой деревни Лялино, датой её образования официально считается 1870 год. Бабушка Татьяна Ивановна и её сестра Анна Ивановна были внучками одного из основателя деревни Лялино, который взял подряд на строительство дороги Муки-Какси- Сюмси в Малмыже и поселился в наших краях, был состоятельным, в наши края приехал уже с семьёй. Первыми же жителями деревни Лялино были семьи Юшковых, бежавшие от преследования на старообрядцев из Орехово-Зуево.

Есть ли у нас возможность узнать и восстановить нашу родословную до переселния в удмуртию. 

Я интересуюсь фамилиями:
Телицын Лялин
Михаил68

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 6 часов назад
Регистрация: 16.02.2019 - 18:17

старообрядцев из Орехово-Зуево можно поискать на форумах этого района, списаться с ними.

У меня вопрос велась ли у старообрядцев какая-то документация (метрические книги)? Какую церковь посещали тоже бабушка не помнит.

 По Удмуртии знаю, что в отчетах благочинных подавались сведения о раскольниках, те как уже писали, можно поискать по этим документам.

Современные старообрядцы историей и краеведением интересуются мало, плохо могут объяснить символ веры своих предков, да и как-то далеки от канона. Вспоминается, "Это, рыжий,- все на публику..

 Зря вы так огульно. В Удмуртии, а это бывшая Вятская губерния, есть несколько исследований на тему староверия, диссертации. Я веду сайт « Староверие Прикамья» www.drevleprikamie.ru , где выкладываю списки старообрядцев, имею копии некоторых документов, с которыми делятся удмуртские исследователи. А «символ веры» при встрече с незнакомцем наизусть как пароль, что это свой, как-то так.

Я интересуюсь фамилиями:
Пермяков
Katze
Аватар пользователя Katze

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 23 минуты назад
Регистрация: 26.12.2018 - 15:17

Здравствуйте, Михаил. У нас с Вами пересекающиеся интересы. Мои родственники Петуховы : дед, бабушка, тетки и дяди жили в соседней с Подосиновым деревне Арык, были староверами, ходили молиться в молельный дом в Подосиново. Более того, сестра моей бабушки, Прасковья Дмитриевна была замужем в Подосиново за Яковом Спиридоновичем, фамилия неизвестна, который был батюшкой в молельном доме. (Возможно делаю какие-то ошибки в терминах - все базируется отчасти на детских воспоминаниях). В Арыке Петуховых было несколько семей. Часть их тоже переехала в Режь. Предлагаю обмениваться найденной информацией. Сейчас центр малмыжского старообрядчества в г.Вятские поляны. Там, если последнее время не закрыли, существует молельный дом.

Михаил68

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 6 часов назад
Регистрация: 16.02.2019 - 18:17

Как мне сообщил знакомый исследователь :

Подосиново и Арык старообрядческие деревни, но на середину 19 века точно - поморцы.  ЦГА УР Ф.245 Оп.1 Д.1042 Дело об обнаружении раскольнической молельни в деревне Подосиновой Малмыжского уезда 1895-1986 г. л.7 прямое указание что проживают федосеевцы. в деле переписка о молельне. на л.9 есть таблица с перечислением селений где жили старообрядцы.

Сообщение выше о Новый Кузлук. Там была белокриницкая церковь, отец Герасим Авдеев - об этом батюшке слышу впервые. ... ездили в ГАКО и искали информацию о старообрядческих священниках, но о нем не ничего не говорили да и я не находил.

Стоит посмотреть диссертацию Семибратова В.К. посвященную Луке Арефьевичу Гребневу, там есть история центра федосеевцев в Старой Тушке, наверняка есть связи.

Я интересуюсь фамилиями:
Пермяков
Михаил Палагин

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 1 неделя назад
Регистрация: 19.11.2018 - 14:25

Меня сейчас больше интересует прадед Шишкин Михаил Иванович 1878(9) г.р. (проживал в дер. Сунцово (Шишкино)) умер в 1932 г. и прабабабушка, вроде бы Маремьяна 1880(1) г.р., по прадеду в ЦАКО есть данные только сельхоз перепеси 16-17 гг, там обозначен глава хозяйства полностью, остальные родственники без имен, также прадед быо мобилизован в первую мировую войну на 10 месяцев.

По г. Реж (бабушка и дети) информацию кое-какую нашел в Архиве гос. органов Свердловской области.

По Наймушиным жили в дер. Подосиново Малмыжского уезда, вроде бы они основали эту деревню был Калина Сидорович, у которого была грамота на эти земли.

Katze
Аватар пользователя Katze

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 23 минуты назад
Регистрация: 26.12.2018 - 15:17

Спасибо, Михаил. С Вл. Константиновичем я уже состою в переписке, познакомилась с его новой книге о Л.А.Гребневе, да, общие сведения там есть, но частных очень мало. Зато одна из жительниц д.Арык сообщила, что 5 семей Петуховых прибыли, якобы, из -под Котельнича. Это не значит, что они не федосеевцы. Спасибо за источник из ГАКО. Обязательно просмотрю.

Iwan781

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 6 дней назад
Регистрация: 25.10.2019 - 16:37

Добрый день!

Интересуюсь происхождением Чернышевых и Шульминых. Чернышевы в на рубеже XIX-XX вв. проживали в поч. Савинов (Больше-Шурминская волость, Уржумский уезд, Вятская губерния). Шульмины на рубеже XIX-XX вв. проживали в поч. Шихалев (также Больше-Шурминская волость, Уржумский уезд, Вятская губерния). Со слов потомков, семьи были старообрядческими.

Подскажите, пожалуйста, какие-либо известные сведения об этих семьях.

В принципе, хотелось бы побольше получить информации о старообрядцах Уржумского уезда.

Я интересуюсь фамилиями:
Гребнев Наумов
Iwan781

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 6 дней назад
Регистрация: 25.10.2019 - 16:37

Добрый день!

Интересуюсь происхождением Чернышевых и Шульминых. Чернышевы в на рубеже XIX-XX вв. проживали в поч. Савинов (Больше-Шурминская волость, Уржумский уезд, Вятская губерния). Шульмины на рубеже XIX-XX вв. проживали в поч. Шихалев (также Больше-Шурминская волость, Уржумский уезд, Вятская губерния). Со слов потомков, семьи были старообрядческими.

Подскажите, пожалуйста, какие-либо известные сведения об этих семьях.

В принципе, хотелось бы побольше получить информации о старообрядцах Уржумского уезда.

Я интересуюсь фамилиями:
Гребнев Наумов

Страницы