Котельнич

Дорогие друзья, сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, а именно - отправимся в Котельнич конца 1960-х и начала 1970-х годов. Для рассказа о городе я выбрал главу из сборника "Города Кировской области" (Киров, 1968). Текст из книги выделен жирным шрифтом. В качестве иллюстраций нам послужат фотографии примерно того же времени. К снимкам прилагаются пояснения, ссылки на источник и по возможности - современные виды тех же мест.

"Город Котельнич - районный центр, один из старых городов Кировской области, существует более пяти веков. Сейчас это - значительный промышленный центр и железнодорожный узел. Площадь города - 14,5 кв. км. Население на 1 января 1968 года - 28 тысяч человек.
Котельнич раскинулся на высоком правом берегу реки Вятки, которая соединяет его с областным центром и югом области. Линиями железных дорог он связан с Москвой, Ленинградом и городами Урала. Расстояние от Котельнича до Москвы по железной дороге 820 км., до Кирова - 87 км.

Yes
Котельнич. Улица Советская - главная улица города. 1960-е годы. Современный вид.
Отсюда - Ретро-фотографии – 107 фотографий

Правый берег реки Вятки, на котором стоит город, высокий (до 40-50 м.) и крутой. Территория города пересекается тремя оврагами, по дну которых протекают речки Балакиревица, Родионовка и Котлянка. В районе города русло реки Вятки прямолинейное, неразветвленное, шириной 300-400 метров. Река используется для водоснабжения, судоходства и сплава леса.

Yes
Котельнич. Река Вятка у города. 1972 год.
Отсюда - Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

По численности населения Котельнич занимает в области пятое место (после Кирова, Слободского, К.-Чепецка и Вятских Полян). Плотность населения города весьма различна в разных его частях. Наиболее густо заселены центральные его кварталы. Окраинные территории, застроенные одноэтажными домами с усадьбами, имеют сравнительно низкую плотность.
 Большая часть самодеятельного населения города занята в промышленности, затем - в транспорте и торгово-заготовительных организациях, в учебно-просветительских учреждениях и здравоохранении. Заметная доля трудоспособного населения занята в домашнем и личном подсобном хозяйстве.

Yes
Котельнич. Советская улица. 1960-е годы. Современный вид.
Отсюда - Ретро-фотографии – 107 фотографий

Котельнич является значительным культурным центром. В городе насчитывается 15 учебных заведений. Кроме общеобразовательных школ, здесь есть областной кооперативный техникум, медицинское училище, детская музыкальная школа, школа десятников-строителей.

Yes
Котельнич. Улица Кирова. Кооперативный техникум. 1972 год. Современный вид.
Отсюда - Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

В городе имеется Дом культуры, кинотеатр, спортзал, стадионы, пять библиотек и сад. Есть краеведческий музей, радиоузел, телевизионный ретранслятор.

Yes
Котельнич. Кинотеатр "Родина". 1972 год
Отсюда - Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения. За годы советской власти в городе созданы центральная районная и детская больницы, противотуберкулезный диспансер, межобластной госпиталь инвалидов Отечественной войны и психоневрологическая больница.

Yes
Котельнич. Центральная районная больница. 1972 год. Современный вид.
Отсюда - Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

Промышленность города весьма разнообразна. В отличие от Омутнинска, Вятских Полян и Кирово-Чепецка, Котельнич до сих пор не имеет в структуре своего хозяйства чётко выраженных градообразующих отраслей.
Наибольший удельный вес по выпуску валовой промышленности принадлежит предприятиям пищевой промышленности. На втором месте находится деревообрабатывающая и лесозаготовительная промышленность, на третьем - легкая и на четвертом - металлообрабатывающая.

Yes
Котельнич. Районный универмаг. 1960-е годы. Cовременный вид.
Отсюда - Ретро-фотографии - 107 фотографий

Пищевая промышленность представлена четырьмя предприятиями: маслозаводом, мясокомбинатом, райпромкомбинатом и хлебозаводом.
Одной из старых и традиционных отраслей является деревообрабатывающая и лесозаготовительная промышленность. Основными ее предприятиями являются деревообрабатывающий комбинат, мебельная фабрика, леспромхоз и лесхоз.
Металлообрабатывающая промышленность в Котельниче не получила большого развития. Она представлена четырьмя небольшими предприятиями областного значения: ремонтно-эксплуатационной базой им. Ст. Халтурина (Вятского речного пароходства), моторемонтным заводом, отделением "Сельхозтехника" и мастерскими льнотреста.

РЭБ им. Халтурина.jpg
Котельнич. В мастерских ремонтно-эксплуатационной базы им. Ст. Халтурина. 1960-е годы.
Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

Легкая промышленность представлена прядильно-трикотажной и швейной фабриками, работающими на внутриобластного потребителя.
 Из прочих предприятий заметную роль играют кирпично-черепичный завод, химлесхоз и комбинат бытового обслуживания. Комбинат бытового обслуживания организован в 1960 году. В его системе - мастерские по ремонту металлоизделий, часов, культтоваров, мебели, одежды, обуви, химокраска, фотография и т.д.

Yes
Котельнич. Комбинат бытового обслуживания. 1972 год. Современный вид.
Отсюда - Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

Среди районных центров Кировской области Котельнич выделяется как крупный железнодорожный узел. Магистрали от него отходят в трех направлениях. Кроме того, здесь имеется речная пристань: река Вятка в этих местах судоходна в течение всей навигации. Транспортная связь города осуществляется также при помощи автомобильных дорог. Важнейшая из них - Киров-Котельнич-Яранск. Разветвленная сеть грунтовых дорог связывает Котельнич с населенными пунктами всего запада области.

Yes
Котельнич. Река Вятка, грузовая пристань. 1960-е годы.
Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

Современный Котельнич занимает территорию во много раз большую по сравнению с дореволюционной.
В пределах городской черты выделяются два основных массива застройки, разделенных железнодорожным узлом: восточный и западный. Оба они отличаются большой пестротой внешнего облика. Почти 60% жилого фонда приходится на одноэтажные деревянные постройки.
 За советский период появилось немало каменных многоэтажных домов. Однако наиболее дешевые по строительным и эксплуатационным затратам 4- и 5-этажные здания пока составляют лишь 1%.

Yes
Котельнич. Улица Луначарского, дом № 103 (дом построен в 1955 году). 1960-е годы.
Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

В Котельниче нет четко выраженного промышленного района. Заводы, фабрики, склады, коммунальные и прочие сооружения разбросаны по всему городу. Деревообрабатывающий комбинат расположен вдоль оврага реки Балакиревицы. Маслозавод находится в восточной части города. Моторемонтный завод примыкает с востока к полосе отвода железной дороги. На юге города размещается элеватор, птицефабрика и зернохранилище".

Комментарии

Спасибо! Очень интересно.

Рад стараться.

Спасибо! Чувствуется, что сделано с любовью. А есть ли фото церквей до- и послевоенного Котельнича? Может, были в то время церкви без куполов и крестов, которые использовались под склады, кинотеатры, библиотеки или дома культуры и в этом "качестве" они были сфотографированы?

Церкви в Котельниче - это отдельная большая тема. До 1917 года в городе Котельниче было больших храма - Троицкий собор, Никольская церковь и Предтеченская. 26 мая 1926 года в Котельниче произошел страшный пожар - сгорел весь центр города. Все три церкви выгорели - остались только покрытые копотью каменные стены. В том же году прихожане все три храма стали активно восстанавливать. Насчет религии советская власть еще не зверствовала, то были относительно либеральные времена НЭПа. Через год Троицкий собор и Никольская церковь уже сияли новыми куполами - к большой досаде местных безбожников. В начале 30-х годов только-только восстановленные церкви закрыли и стали ломать. Уцелела до наших дней одна Никольская церковь, и та без колокольни. Есть интересная фотография 1927 года, через год после пожара. Снимок сделан с колокольни Никольской церкви на северо-восток. На снимке видны все три главные церкви города: Троицкий собор (слева), Предтеченская (вдали без главки и колокольни) и Никольская (купол справа). Слева внизу - угол гостиного двора. Часть зданий еще не восстановлена после пожара. Рядом с собором - стены выгоревшего каменного церковного дома, в наши дни здесь помещается библиотека:

Yes

Если хотите рассмотреть снимок в полном размере, кликните на него левой кнопкой мыши. А вот так Троицкий собор выглядел сразу после пожара:

Yes

Вот так после пожара 1926 года выглядела Предтеченская церковь - одни почерневшие стены:

Yes

А вот фотография 1927 года - Предтеченскую церковь уже восстанавливают:

Yes

В общем, как я уже написал, верующие своими силами и на свои средства все три церкви к началу 1930-х годов восстановили. А затем коммунисты их у верующих отобрали и стали ломать. Троицкий собор и Предтеченскую церковь снесли, у Никольской церкви сломали колокольню. В самой церкви помещалась фабрика. Никольскую церковь вернули общине только в начале 1990-х годов. Сейчас она восстановлена, но колокольни так и нет. На бывшей окраине города есть еще одна старая церковь - кладбищенская, Александро-Невская. При коммунистах там была тюрьма. Сейчас эту церковь тоже восстанавливают. 

Евгений, здравствуйте! Спасибо большое за фотографии церквей 1920-х годов! Очень примечательный факт - в конце 1920-х гг. верующие собрали средства на восстановление церквей после пожара, а строители восстановили эти 3 церкви при полном отсутствии государственного финансирования !!! А вот в 1930-е годы коммунисты показали свою богоборческую сущность и снесли 2 храма - видно, решили продолжить "линию партии" после разрушения Собора Александра Невского в Вятке в 1937 году. Но перед разрушением 2- храмов в Котельниче должны быть оформлены документы о том, что в этих храмах уже нет, как минимум, двадцатки верующих и договоры об использовании церквей расторгнуты. Затем местные органы культуры (Котельнича и Вятки) должны были признать, что эти храмы не имеют культурной и исторической ценности, а министерство культуры РСФСР должно было утвердить ходатайство вятских чиновников-коммунистов о сносе храмов. Жаль, что это все произошло.

Вы не знаете когда будет восстановлена колокольня Никольской церкви и отреставрирована Александро-Невская церковь?

Затем местные органы культуры (Котельнича и Вятки) должны были признать, что эти храмы не имеют культурной и исторической ценности.

Андрей Александрович, после пожара доказать это было просто, т.к. сгоревшие храмы были восстановлены, поэтому их могли объявить новоделами.

А до пожара два храма - Троицкий собор 1813 г. и Предтеченская церковь 1808 г. -  числились в Списке памятников церковного зодчества Вятской губернии, состоящих на учете отдела по делам музеев Главнауки и Наркомпроса РСФСР от 18 октября 1924 г.

"Но перед разрушением храмов должны быть оформлены документы о том, что в этих храмах уже нет, как минимум, двадцатки верующих и договоры об использовании церквей расторгнуты". - Это вы пишете о формальных юридических процедурах более позднего времени, точнее - 1960-х годов, тогда действительно так делали. А в 30-е годы - какие "двадцатки"? В то время никто о таких формальностях не беспокоился. Проще говоря, брали священника, дьякона и активных верующих и отправляли их на строительство Беломорканала. Далее местный райисполком отправлял запрос во ВЦИК, а документы из ВЦИКа с разрешением снести церковь приходили очень быстро.

О том, как закрывали церкви в Котельниче, есть интересный документ от 1934 года из архива администрации г. Котельнича - "Объяснительная записка о закрытии Троицкого собора, Никольской церкви и дома общины евангельских христиан". Автор записки - председатель Котельничского горсовета Новосёлов. Написан документ очень корявым языком, видно, что товарищ Новосёлов был человеком мягко говоря малограмотным. Процитирую:

 "В Котельниче имеется в центре города 2 церкви - Троицкий собор и Никольская церковь и против педтехникума - община евангельских христиан, которые используются совершенно нерационально, а именно:

например - Троицкий собор (площадью 816,63 кв. м, вместимостью 2000 человек) посещает в простые дни 5-10 человек и только в престольные, годовые праздники, “Троицу” посещает до 500 человек сельского населения. Никольскую церковь (площадью 750 кв. м, вместимостью до 1500 человек) посещается в обычные дни 2-5 человек, в престольные праздники - 500 человек, причём надо принять во внимание то обстоятельство, что если в престольные праздники посещаемость выражается в несколько сот человек, то эти цифры надо считать сугубо относительными, ибо в праздники в городе собирается молодёжь, которая, если заходит в церковь, то не истинно верующая, а именно как раз ввиду того, что придя в город, они не находят места, где бы провести культурно время, а также просто по старой привычке, используя церковь как место знакомства и проч. Существование в городе очагов религиозного культа, тем более ненужного, что те сельсоветы, которые обслуживаются данными религиозными очагами одновременно обслуживаются религиозными очагами действующими на территории данных сельсоветов и используемые на 10%, а именно: Биртяевский сельсовет - религиозным очагом в селе Гостево на расстоянии 10 км. от города, а сельсовет расположен от данного очага в 3 км, Отёшевский, Ждановский и Карпушинский сельсоветы - религиозными очагами, расположенными в селе Игумново на расстоянии 12 км. от города и селе Екатерина на расстоянии 18 км., тогда как данные сельсоветы расположены от данных сел от 6 до 2 км. Коромысловский и Смертинский сельсоветы - в селе Покровском Смертинского сельсовета, находящегося от города на расстоянии 20 км., а сельсоветы от данного села расположены: первый на расстоянии 7-8 км и второй - в центре.

Таким образом, основным контингентом верующих, посещающих данные религиозные очаги, являются остатки отживших классов бывш. купечества, чиновничество и подобные отбросы нового социалистического общества.

Что даст закрытие данных религиозных очагов:

1) закрытие Никольской церкви - возможность использования последней под дом соцкультуры, освобождение помещения, занимаемого профклубом, в котором будет иметься возможность размещения средней школы, которая из-за неприспособленности помещения (квартирный дом) и недостаточности кубатуры - работают в 3 смены, и использование помещения, занимаемого данной школой под общежитие студентов педтехникума или в крайнем случае под деточаг.

2) помещение Троицкого собора - под школу взрослых, которая расположена в бывш. доме, вынуждена из-за отсутствия возможностей развёртывания работать в 3 смены, а помещение, занимаемое в данное время школой взрослых, использовать под квартиры учительству..."

(Архивный отдел администрации города Котельнича. Фонд 104, опись 1. Дело 36, л. 1-2).

Насчет восстановления Александро-Невского собора в городе Кирове. Наверное, он уже не будет восстановлен никогда. По крайней мере, в городе должна существовать общественная организация, инициативная группа, которая занималась бы этим делом: собирала бы средства, рассказывала в СМИ об истории собора и т.д. Но такой организации нет. Стало быть, ни самим кировчанам, ни Вятской епархии собор не нужен. Что уж тут говорить о соборе, если за 30 лет не нашлось даже сил и желания вернуть городу его исконное название - Вятка. Город Киров - грязное, унылое, депрессивное место. Не зря же 95% молодежи мечтает отсюда уехать. Вот такие дела.

Евгений, по закрытию сельских храмов я просмотрел в ГАКО более десятка дел. У меня сложилось мнение, что формальные юридические процедуры в 30-тые годы старались соблюсти.

Закрытие храмов в 1930-тые годы формально происходило в соответствие с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, сначала местные активисты должны были собрать подписи и организовать ходатайство большинства жителей прихода (эти списки с подписями большинства жителей деревень, решения колхозных собраний, оформленные из-за дефицита бумаги на газетах и обрывках плакатов, до сих пор хранятся в Кировском архиве в делах о закрытии церквей). Бабушка рассказывала, как их запугивали, разными способами заставляли поставить эти подписи, но в конце концов добивались подписей большинства жителей. Затем на основании этого ходатайства принималось соответствующее решение райисполкома о закрытии церкви «по просьбам трудящихся». И окончательное решение принимал уже Президиум Облисполкома. Там, где пытались закрыть церковь по любой другой удобной причине, например из-за эпидемий, под ссыпку зерна нового урожая и т.п., там после жалоб верующих Облисполком приказывал храм открыть и закрывать уже по закону.

Конечно, состояние двадцаток, взявших здание в аренду после 1918 года проверялось. Но, т.к. в массе своей они состояли из людей уважаемых, зажиточных крестьян, то во время раскулачивания многие из них покинули родные места. А раз двадцатка распалась, то и этот факт тоже часто приводился, как аргумент для закрытия храма.

Верующие посылали жалобы во все вышестоящие инстанции, вплоть до лично тов. Сталина, поэтому проверки по жалобам уполномоченнные облисполкома проводили, но все заканчивалось обычной отпиской о том, что закрытие произошло по закону, т.к. за закрытие храма проголосовало большинство. Такая вот демократия и законность.

Виктор, а Вы смотрели материалы закрытия церквей по Халтуринскому району?

Нет, я по Фаленскому и Бельскому районам смотрел все сохранившиеся дела о закрытии.

"У меня сложилось мнение, что формальные юридические процедуры в 30-тые годы старались соблюсти".  - Конечно, вы правы, если вы смотрели документы. Признаю свою ошибку. 

Но это была именно формальность, на деле же - беззаконие (даже по советским законам). Вы сами пишете, как людей запугивали, заставляли поставить подписи. Это уже грубейшее нарушение законности. Далее, делали так: арестовывали священника и отправляли его в ссылку или в лагерь (якобы за "антисоветскую пропаганду"). А без священника уже многие общины распадались. Раскулачивали и высылали зажиточных крестьян, которые часто были активными членами церковной общины. Многие сами уезжали, чтобы не попасть в число раскулаченных, - уезжали в города, на заводы. Вы об этом тоже упоминаете. 

То есть, на деле - вроде бы всё правильно, процедура соблюдена. А на деле - полное издевательство. Даже просто логически рассуждая, можно прийти к выводу: нельзя на территории огромной страны закрыть тысячи церковей всего за несколько лет, полностью соблюдая закон. Невозможно за несколько лет перевернуть сознание миллионов людей и сделать их всех атеистами. И далее - закрыв церкви, следовало ли их ломать? Тысячи снесенных в те годы церквей были ранее в 1920-е годы признаны памятниками архитектуры. 

Да, всё именно так. Там еще в 30тые годы, если не ошибаюсь, в 1936 г. На нужды индустриализации сняли колокола и изъяли церковные ценности, золотые и серебряные предметы. Причем, при снятии больших колоколов частично разрушали колокольни.

Вот тогда, наверное много священников и церковных активистов пострадало, не могли же молча безучастно наблюдать. Сказали что-то - тут же донос и арест...

Тысячи снесенных в те годы церквей были ранее в 1920-е годы признаны памятниками архитектуры.

Это все верно, но памятниками разрушенные церкви признаны уже при советской власти (возможно, даже верующими людьми). А вот за это разрушение храмов Божиих, за расстрел Царской Семьи и отступление от веры христианской и было попущение Божие о нападении гитлеровской Германии на Россию. Причем, на пряжках у фашистских солдат было написано "С нами Бог".

По Орловскому району есть информация в моей статье, опубликованная в Вятском епархиальном вестнике (стр.8), там среди прочего я использовал дела по закрытию церквей в Колково, Соловецком, Тохтино, Русанове. В октябрьском номере есть о селе Подрелье. https://vyatskaya-eparhia.ru/upload/iblock/621/6210896e48730a7f3fa65b45f074f355.pdf

Евгений, напишите мне на эл. почту yar1960@mail.ru - я скину Вам архивные материалы про Подрелье и Колково.

Про 20-ки были упоминания в 1939-1941 гг. в Халтуринском районе при закрытии Введенско-Богородицкой церкви с. Подрелье - 1939 г. и Пророко-Ильинской церкви с. Колково - за 20 дней до начала Великой Отечественной войны. Было указано, что 20-ки уже нет и договор на содержание церквей некому подписывать. Так что в 30-е годы 20-ки упорминались.

Про восстановление Александро-Невского собора лучше не говорить слово "никогда", но в остальном почти согласен. 95% молодежи - тоже многовато желающих, но они есть. Виктор Бакин выпустил книгу "Собор святого Александра, обетный храм земли Вятской" (ИД "Витберг", Вятка, 2018), но тираж всего 500 экз. К сожалению, рекламы про эту книгу почти нет. А вот почему епархия до сих пор не поставила хотя бы памятную стелу рядом с филармонией с историей создания и разрушения храма - непонятно. Посещали епархию патриарх Алексий Второй в 1994 г. и патриарх Кирилл совсем недавно. Могли бы напомнить местным властям о восстановлении Александро-Невского собора. Вероятно, что пока не вернется историческое название города Вятки, не будет и желания восстановить собор. Филармония построена на камнях разрушенного храма и на костях захоронений христиан возле этого храма. Вот такая советско-языческая культура в этой филармонии. 

Простите, маленькая поправка: рядом с Александро-Невским собором кладбища не было. В Вятке два кладбища помещались на западной окраине города - Ахтырское и Богословское. Еще было небольшое кладбище на территории Трифонова монастыря. Единственная приходская церковь на территории города, при которой было кладбище - это церковь села Хлыновского. Село Хлыновское с начала 19-го века входило в городскую черту. 

Александро-Невский собор стоял посреди большой торговой площади во второй (новой) части города. Вокруг собора был круглый сквер с оградой. В сквере стоял памятник императору Александру III.  

Городского кладбища не было. Но у соборов за алтарной частью всегда хоронили священнослужителей храма, городских чиновников, купцов и прихожан, которые вносили крупные пожертвования на строительство и содержание собора. Для сравнения - в Трифоновом монастыре сохранились многие надгробия.

Одна женщина в том году, кстати, из Котельнича, приводила воспоминания своей бабушки. Та рассказывала, что когда взрывали Александро-Невский собор в Вятке, мёртые вставали из могил в буквальном смысле слова, то есть взрывной волной наверх поднимались захоронения священников в церковном облачении... 

Очень поучительный факт! А где он опубликован?

Пока, к сожалению, нигде. Это устное воспоминание, которое я сам недавно только узнал.

Взрывы всех храмов фотографировались для отчета по выполнению приказов (постановлений) по линии партии большевиков. Можно поискать и в ЦГАКО и в епархиальном архиве. Но такие факты явно замалчивались. Евгений, спасибо за это уникальное воспоминание!