Первое пароходное товарищество было организовано в 1858 г. вятскими купцами А.Куклиным, В.Столбовым и орловским купцом И.Чудиновских. Им принадлежал и первый вятский пароход, прибывший в город в 1861 г. Назывался пароход «Вятка» и был предназначен для буксировки, имел длину около 20 сажен и мощность в 50 л.с. Знаменательное событие положило начало регулярному пароходному движению по реке. С 1873 г. кроме буксирных пароходов на Вятке появляются и пассажирские.
С 1863 г. своё «пароходное дело» начинает орловский купец первой гильдии, прежний крупный торговец «к Архангельскому порту» Филипп Тихонович Булычёв. Фирма Булычёва, вскоре возглавленная его сыном Тихоном Филипповичем, успешно развивается, и в 1900 г. по Вятке рейсирует уже 21 её пароход. Уроженец г. Орлова Т.Ф Булычёв принадлежал к родовитому купечеству. Его прадед Егор Никитич Булычев с конца XVIII в. вел заграничную торгов-лю через Архангельский порт. Тем же занимались наследники Егора Булычёва. Не случайно Тихон Булычев образование получил в Архангельске. Булычёв-отец открыл в апреле 1871 г. в г. Вятке на Преображенской улице контору своего пароходства, а через год появилось первое объявление «Пароходства потомственного почётного гражданина орловского первой гильдии купца Т.Ф.Булычева в Вятке». Собственное предприятие Т.Ф.Булычёв развивал с завидной энергией, постепенно, но уверенно тесня конкурентов. В 1874 г. он по примеру Э.Гакса открыл пассажирское сообщение между Вяткой и Казанью двумя пароходами "Ф.Булычёв" и "Почётный". 1876 г. Т.Ф.Булычев встретил владельцем самого большого на р. Вятке пароходства, под его флагом было уже 7 самоходных судов. Если названия четырех из них расположить в определенной последовательности, то получится полный титул отца судовладельца и основателя пароходства – "Потомственный”, "Почётный", "Гражданин", "Филипп Булычёв".
В это же время речными перевозками занимаются и другие судовладельцы. Наиболее конкурентоспособным, наряду с булычёвским, являлось пароходство Я.Ф.Тырышкина, насчитывавшее к 1900 г. 12 собственных пароходов. С 1870 г. на Вятке началось регулярное движение пароходов, и к пристаням Котельнича швартовались двухпалубные пароходы "Москва", "Булычёв", а также однопалубные пассажирские – "Сын", "Дед", "Наследник".
Навигационный период по реке Вятке продолжается в среднем около 6 месяцев – с половины апреля до половины октября. Но в середине лета по Вятке могли ходить только маленькие мелкосидящие пароходы вместо имевшихся у товарищества для удобства пассажиров больших пароходов американского типа. Практически эти пароходы ходили лишь в весенние и осенние месяцы, когда река была более или менее полноводной.
Конкуренция достигла апогея, когда среди судовладельцев на переломе веков появляется слободской уроженец, винокуренный заводчик Пётр Иванович Александров, резво начавший с покупки 4 пароходов и предложения Булычёву и Тырышкину объединиться в единое с ним товарищество : “в противном случае он цену понизит”. Сила капиталов Александрова сыграла свою роль, и союз состоялся... На основе этого союза в декабре 1901 г. образовывается самая крупная на Вятке речная монополия – «Товарищество Волжско-Камско-Вятского пароходства» с основным капиталом в 3 миллиона рублей и при 36 пароходах. К 1915 г. флот товарищества состоял из 38 пароходов и большого количества несамоходных судов: 55 дебаркадеров, 60 нефтяных, хлебных барж и гусян, а также 40 железных судов. Булычёв стал директором-распорядителем нового акционерного предприятии, и вскоре объявил себя миллионером. После национализации флота в 1918 г. Т.Ф.Булычев, державший деньги в кассе пароходства, оказался без средств к существованию. Новой власти он оказался не нужен. Бывший миллионер и меценат обнищал, жил из милости у бывших своих служащих, много времени проводил в молитвах. Умер в 1929 г. в возрасте 82 лет…
Пароход «Булычев». Источник: http://www.oldriver.ru/
Пароход «Филипп Булычев». Источник: http://www.oldriver.ru/
1930-е гг. Пароход «Бебель», бывший «Иван». Источник: http://www.infoflotforum.ru, сообщения пользователя Grasshoper
Пароход «Надежда». Источник: http://fotki.yandex.ru/users/humus777
Пароход «Филипп», источник: http://alisha-96.livejournal.com
Конец XIX - начало XX века. Пристань г. Вятки. Источник: http://www.infoflotforum.ru, сообщения пользователя Grasshoper
Пристань Кукарка, р. Вятка. Источник: http://www.kirovklad.ru/
Спасибо за историческую справку! А где можно увидеть фото пароходов?
Укажите источник информации.
Материал надерган несколько лет назад из разных источников и отредактирован. Пытаюсь найти первоисточники.
Фото "Ф. Булычев" можно увидеть в "Библиотеке корабельного инженера Е.Л.Смирноаа".
"Каталог дореволюционных пассажирских судов Волжского бассейна"- www.oldriver.ru
Разделил текст на абзацы, так, на мой взгляд, легче читается.
Вставил фото парохода с указанного сайта.
Да, да, спасибо. Пытался на абзацы делить - не получилось. Видать старинная программа на ноте. Хотя раньше редактировал без проблем.
Еще фото есть на этой странице, в частности пароход "Бебель", бывший "Иван" - www.infoflotforum.ru
Видимо, у вас проблема с отображением визуального редактора. Попробуйте обновить страницу Ctrl+F5.
Браузер, случайно, не Опера? У меня в старой Опере (версия 12) тоже визуальный редактор глючит.
Она самая!!!
Рекомендую установить новую Opera или перейти на другой браузер - Chrome или Firefox.
Как установить новую Opera? У меня такая же проблема.
Сайт www.opera.com
Пройдите по ссылке, нажмите "Загрузить" и следуйте указаниям.
Спасибо,попробую.
Об одном из первых вятских судовладельцев В.Столбове узнала несколко лет назад от однофамилицы своей бабушки Чирцовой, проживающей сейчас в Канаде. В моем родословном дереве есть кунгурские мещане Столбовы( 17-18 век), хотелось найти откуда они были переселены в Кунгур...И она написала мне, что в Кирове живет её тетя, фамилия которой по мужу Столбова. Столбовы- потомки того самого В.Столбова.Спрашивала у меня сохранился ли дом Столбовых на ул. Ленина, 91 ( рядом с музеем Салтыкова-Щедрина)...
Сергий, заглянив мой блог, сделай если нужно , репост фото буфетов Вятского пароходства, познавательно, ссылка - это сканы с Герценки. Позже еще у себя пороюсь, была тема "Судоходство в пределах Уржумского р-на", да вот на хостинге моем фото со временем исчезают...
А я в Шурме еще застал в детстве колесные пароходы, их шлепанье (там изгиб большой) за полчаса до появления парохода слышно вечером было.
Спасибо большое. Я так понимаю, загрузить только администраторы могут. urzhum.clan.su
Не совсем так. Админ-бабай на "уржумском уезде" я, а фото заружается, насколько понял, копированием на сторонний http, URL, c последующим размещением здесь ссылки.
К теме http://rodnaya-vyatka.ru/places/78519
Куда вела эта ссылка?
Река живет.
Извилистой голубой лентой пролегла по просторам нашей области река Вятка — широкая водная магистраль. По границам и территории двадцати районов области течет она.
Как только наступит весна и очистится река ото льда, все на ней приходит в движение. Шумно становится на речных вокзалах, оживают дороги к пристаням. Тысячи тонн различных грузов, скопившихся там за время зимы, грузятся на пароходы и баржи. Миллионы кубометров древесины направляются по воде в южные районы страны.
Велико значение Вятки в экономике нашей области. Только в этом году по сравнению с прошлой навигацией грузооборот Вятского речного пароходства возрастет примерно на 20 процентов. Увеличиваются объем буксировки плото-караванов, перевозка строительных материалов, сельскохозяйственной продукции.
Велика водная магистраль. Протяженность ее свыше девятисот километров. Что делается в эту минуту на реке? Об этом знает лишь один человек — диспетчер. Он никуда не ходит из своего кабинета, но всегда в курсе событий. Спросите его в любую минуту, и он даст точную информацию о движении пароходов, а том, что делается на пристанях, на отдельных участках.
Данные у него под руками. А нет, то он тотчас же может связаться по селектору с любой пристанью и запросить данные о положении дел. Селекторная связь позволяет одновременно вести разговор с несколькими абонентами. Диспетчер может связаться и с пароходами. В этом ему помогает радио. Правда, рации есть не на всех судах.
Давайте заглянем в диспетчерскую. Перед столом, на котором лежит график движения судов, сидит диспетчер. Задаем ему первый вопрос: «Что сейчас делается на реке?»
—
О,— говорит диспетчер М. П. Жуков,— это будет целый рассказ. Ведь сейчас на Вятке работают десятки судов, сотни самоходных и несамоходных барж. Но вкратце моту сообщить общую ситуацию.
Вот сейчас на подходе к Кирову пассажирский пароход «Бебель». Часа через два будет здесь. На нем в областной центр приедут сотни пассажиров из Уржума, Советска, Лебяжья, Котельнича, Халтурина, прибудут десятки тонн грузов. Вечером «Бебель» отправится в очередной рейс.
В 8 утра из Соколок вышел пароход «Чувашреспублика». Только что в Советске пришвартовался «Салтыков-Щедрин», «Энгельс» проследовал Аргыж. Все они идут по расписанию. На три часа опаздывает «Некрасов»: долго простоял под разгрузкой. Но он нагонит. Команда там хорошая, постарается наверстать упущенное.
Затем диспетчер связывается с Вятскими Полянами, узнает, где «Некрасов», предлагает диспетчеру Вятско-Полянской пристани ускорить продвижение парохода.
—
Но основные силы,—продолжает диспетчер,— направлены на перевозку строительных материалов, на буксировку плотов. Сегодня нам дано задание отправить с рейдов более 28 тысяч кубометров леса, перевезти 6800 тонн различных грузов, в основном камня из Советска, и сделать около пяти миллионов тонна-километров.
В четыре утра с Советского рейда до Соколок повел плот объемом в 4429 кубометров пароход «Иньва». В 8 утра с Кильмезского рейда до Соколок с плотом в 8400 кубометров отправился буксир «Усолка». Ночью из Жигаловки пароход «Сильный» увел в Сосновку плот объемом 9500 кубометров. Сейчас на подходе к Кильмезскому рейду буксир «Кильмезь». К вечеру рейд обязан подготовить еще два плота. Мы их, конечно, сегодня же заберем.
Весь лес идет сверх квартального плана. Речники должны были перевезти 2300 тысяч кубометров леса, а перевезли 2400
тысяч.
Оживленно сейчас на причалах Советских камнеразработок. Здесь ежедневно грузится несколько барж. Вот и сегодня сюда только что прибыл пароход «Овчинников». Через час он начнет буксировать в Киров четыре баржи, на которых 724 тонны камня. Сегодня мы поставили под погрузку еще 7 барж.
—
В этом году,— продолжает тов. Жуков,— мы шире стали применять метод толкания. Сегодня таким способом пароход «Вятка» буксирует 3 баржи в город Киров. Это у него не первый рейс. Три рейса методом толкания из Советска до Кирова сделал пароход «Ялта».
Диспетчер мог бы еще много рассказать о перевозке зерна, промышленных и продовольственных товаров, о работе пристаней, бакенщиков и всех тех, кто обеспечивает движение.
Здесь, у диспетчера, вы узнаете о работе местных пассажирских линий, число которых на Вятке дошло до десятка, о перевозках на малых реках. Можете тут же познакомиться с результатами работы гидрометеослужбы. Каждый день диспетчеру сообщают о состоянии уровня реки, величине минимальных глубин на перекатах. Ведь диспетчер должен обеспечить нормальное движение судов.
Так живет в эти дни водная магистраль нашей области. Здесь рассказ далеко не полный, лишь об одном дне, говорящем о большом и сложном труде наших славных тружеников-речников.
М. Колотов (Из книги «Репортаж, очерки, фельетоны» 1959 г.)
Пароход "Ф.Энгельс" в Шурме до пригона дебаркадера. Похож вроде на бывший "Булычев". Откуда фото - не знаю, их по Уржумью у меня уж тысячи, не уследишь.
хостинг изображений gif
Лаврентьев. География ВГ. Пароходство на Вятке. стр. 209 - 211.
На чем по Вятке плавали.
В давние времена на небольшой речке Оскуя близ Новгорода - правом притоке Волхова мастерили знаменитые ладьи «оскуй» или «ушкуй». На этих судах новгородцы дружинами уходили в далекие края. Именно с их походом в 1374 году связано первое упоминание в русских летописях реки Вятки, по которой они шли воевать булгар, входивших в то время в состав Золотой Орды.
Во второй половине XVI и в XVII веках разъезжали по Вятке, Каме и Волге воинские отряды «для умиротворения инородцев»; эти судовые походы назывались «летними плавными службами», а совершались на коломенках. Кроме этих судов, в летописях и документах встречаются и такие названия: «кербасы», «навоски», «ло- дии» (лодки-однодеревки), «учаны», «струги», «насады», «шитики» (когда доски пришивались ивовыми прутьями или корнями можжевельника), «дощаники», «обласы».
Вплоть до пароходов ходили по Вятке «завозни», «барки», «полубарки», «каюки», «росшивы». В заливах около Гоньбы разбойники скрывались на «косных лодках» по 20 человек в каждой.
Первыми пароходами на Вятке были буксирные суда «Вятка» и «Орлов», принадлежавшие П. А. Куклину и начавшие рейсы с 1861 года. Через два года добавился еще один — «Гражданин» Т. Ф. Булычева.
Пассажирское пароходство начинается с 1873 года тремя пароходами: «Храбрый», «Матильда» и «Петр Гаке», на следующий год появляются еще два легких парохода — «Терек» и «Ф. Булычев». А к концу прошлого века по реке ходило уже 15 буксирных и 12 легкопассажирских паровых судов.
В наши дни увидеть пароход на Вятке очень трудно. На всю реку остались три ветерана судоходства, с честью доживающие свой трудовой век в роли буксиров: «Лиза Чайкина», «Резвый» и «Сильный». Сегодняшний пассажирский флот укомплектован скоростными глиссирующими судами «Заря», теплоходами на воздушной подушке «Зарница» и «Орион», построенными на Сесновском судостроительном заводе, комфортабельным экскурсионным теплоходом «Москва».
Ядро буксирного флота составляют теплоходы - толкачи мощностью 300 л. с. и теплоходы новой серми, выпущенные на ремонтно-эксплуатационной базе флота «Память С. М. Кирова» в пос. Аркуль. Эти суда насыщены автоматикой, оборудованы навигационными приборами и радиосвязью, здесь созданы хорошие бытовые условия для экипажа.
В составе грузового флота свыше ста барж грузоподъемностью 600—1000 тонн и грузовые теплоходы, оборудованные судовыми кранами. На Вятке 5 портов и пристаней, две ремонтно-эксплуатационные базы флота, свыше 1000 километров судоходных путей.
Хорошая производственная база позволяет коллективу Вятского речного пароходства решать поставленные задачи. Если в 1934 году речники перевезли 370 тысяч пассажиров и миллион тонн грузов, в 1984 году — 1,3 млн. человек и 7,3 млн. тонн грузов.
Газета «Кировская правда»1984 г.
краевед В. Карпов
Про бурлачество
http://www.istobensk.ru/index.php/promysel/burlaki/219-burlachestvo
Добрый вечер! А Вы не знаете, где учились на капитанов судна? У моего прапрадеда записано капитан малых и больших судов речного пароходства. Хочу найти где он обучался,
спасибо!
Возможно, что здесь
http://river-school.vsuwt.ru/
Спасибо огромное! Посмотрю их архивы