ID: 7330
Елёво – старинное село на правом берегу реки Белая Холуница, основанное в 1680 году, ныне не существующее. Своё название село получило от протекающей неподалёку р. Елёвки. Другое название – Петропавловское – село получило от расположенной в нём церкви св. Петра и Павла.
Елёво находилось в 12 километрах к юго-востоку от пос. Климковка. Рядом с бывшим селом находится мост, дорога через который по лесу вела в Тамышевские деревни (до дер. Бабчата 7 км). В километре вверх по течению реки Белая Холуница, в устье р. Елёвки, находилась Елёвская мельница. В настоящее время на месте села Елёво сохранился полуразрушенный каменный храм Петро-Павловской церкви, построенной в 1907 году.
Коренными жителями Елёва были Шмаковы. Согласно «Книге вятских родов» В. Старостина, в 1891 году в селе Елевском проживало 6 семей Шмаковых.
Возникновение села и его история в XVII – XIX веках
(приводится цитата из статьи О. Виноградова, ссылка ниже)
При основании Вятской епархии в 1658 г. вятскому архиерейскому дому были пожалованы на прокормление вотчинные владения во многих местах Вятского края, в том числе и по берегам реки Белая Холуница.
В 1674 г. на вятскую кафедру был назначен умный и деятельный епископ Иона Баранов. По его распоряжению выдан ряд грамот на основании сел в архиерейских вотчинах.
В 1680 г. архиерейские служители на правом берегу р. Белой Холуницы основали село Елёво (или Елеево), которое стало центром домовой архиерейской Елёвской вотчины вятского епископа. В селе построили деревянную теплую церковь во имя святых верховных апостолов Петра и Павла, и село по церковному учету стало называться «Петропавловское». Построили здесь дома для служителей, съезжую избу, дома для управителя вотчины, конный двор и амбары. Да еще было 9 дворов бобылей.
Обладая обширной территорией, Елёвская вотчина была слабо заселена, и вотчинное начальство прилагало большие усилия на устройство здесь новых починков.
В январе 1694 г. церковь сгорела от топки печи. И уже в марте священник Павел и церковный староста Антипка Шмаков с прихожанами просили преосвященного Иону разрешить построить на месте «згорелой» новую деревянную церковь в то же поименование. Расторопный епископ на другой же день, 3 марта 1694 г., выдал храмозданную грамоту.
Умелые вятские плотники к концу года срубили просторную церковь, которая и была освящена в марте 1695 г.
В 1727 г. в подушном окладе по селу Петропавловскому записано 8 душ мужского пола церковничьих да 16 душ бобыльских.
Императрица Елизавета Петровна в 1742 г. во все архиерейские вотчины направила указ, по которому крестьянские старосты по рекрутскому набору должны с каждых 160 душ мужского пола отдавать в рекруты 1 человека. В Елёвской вотчине (староста Сергей Юшков) насчитывалось всего 44 души. Кстати, не хватало душ и в Пантыльской вотчине. Тогда решили за них отдать в солдаты: за Елёвскую рекрута из Ошетской волости, а за Пантыльскую - из Пищальской.
За полтора десятка лет население близ Елёво заметно убавилось. К 1745 г. в приходе было всего 45 дворов.
Произошло это потому, что архиерейские вотчины передавались в ведение государства. Жесткая система сборов госналогов, лишение льгот, после многих лет более удобной жизни «за архиереем» и получение свободного права передвижения при жизни «за государством» вызвали отток населения. Прошло ведь всего 50-60 лет, как люди приехали на эти новые починки, у многих еще были живы родственники в тех местах, откуда их вывезли когда-то, и они, не выдержав смены власти, стали возвращаться на свою родину. Северные вотчины обезлюдели.
К 1752 г. деревянная церковь становится ветхой. По просьбе прихожан вятский епископ Антоний Илляшевич 24 февраля 1752 г. за № 242 дает разрешение на строительство новой (третьей по счету) деревянной церкви в Елеве. Стройка шла медленно, денег на строительство у горстки прихожан не хватало. И закончили стройку лишь в декабре 1757 г. Старую разобрали на дрова.
По третьей ревизии 1763 г. в селе было 13 ревизских душ, а также в 5 дворах проживали церковнослужители и в 9 – семейные ремесленники (бобыли).
...В 1759 г. в 13 верстах от Елёво-Петропавловского на правом берегу реки Белой Холуницы, на ее притоке р. Климковке, генерал-криг-комиссаром и кавалером Александром Ивановичем Глебовым был заложен Климковский чугунолитейный завод. Заводовладелец переселил сюда рабочих с уральского Невьянского завода, а также крепостных крестьян из своих многочисленных имений. Все они стали прихожанами Елёвского прихода, по субботам и воскресеньям приезжали и приходили в село на богомолье. До 1794 г. климковских прихожан хоронили на елёвском кладбище. В этом году рядом с заводским поселком было заведено свое заводское кладбище. По просьбе елёвского священника Федора Маркова и выборного от населения Климковского завода Ивана Тебенькова вятский епископ Амвросий Яковлев-Орлин 25 октября 1796 г. выдал храмозданную грамоту на возведение деревянной церкви на кладбище в Климковке. К маю 1800 года холодный храм был построен и освящен во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Эта Спасская церковь была приписана к Елёвскому приходу и в ней служили священники из Елёво.
К лету 1803 г. к этой церкви был сооружен теплый придел в честь святой Екатерины. Таким образом, в Елёвском приходе стало две полные церкви. Дворов здесь числилось 205, где проживали 535 мужчин и 598 женщин.
В октябре 1827 г. климковская Спасская церковь на кладбище сгорела. И тогда через 5 лет в самом поселке Климковский завод начали строить новую каменную церковь. Через 3 года, в 1835-м, теплая церковь на два престола была возведена и освящена. Петропавловская церковь приписана к Климковской Спасской церкви, сохранив своих прихожан.
Источник: Виноградов О. Елёво // Холуницкие зори. 1999. – 5 октября.
Несмотря на свою долгую историю и статус приходского села, Елёво всегда было небольшим селением. По данным списка населенных мест 1859-73 гг., в селе Петропавловское (Елевское) числилось лишь 4 двора с числом жителей 28 человек (12 муж.п., 16 жен.п.). При селе имелись церковь, мельница.
По данным подворной переписи Петро-Павловского общества, проведенной в 1893 году, в селе Петропавловское (Елёво) было 7 дворов с населением 35 человек (16 муж.п., 19 жен.п.). Два человека числились учащимися. Местным промыслом была добыча руды для Климковского завода.
Петро-Павловское общество, центром которого было с. Елёво, в 1893 году насчитывало 21 селение с общим числом дворов 143, жителей 859 (421 муж.п., 438 жен.п.). В числе этих селений:
- Елёвские починки, находящиеся в непосредственной близости к селу: починки Сибирский, Шмаковский, Шаргуновский, Кошурниковский, Пивоваровский, Подгорновский (Большой и Малый), Малый Кошурниковский;
- починки при Климковском заводе: Воронинский (Шабалята), Полуэктовский (Созинцы) и Плаксинский (Овдоки);
- Тамышевские починки, находившиеся вдоль р. Тамышевка, левого притока р. Белая Холуница: Быдановский (Захаровцы), Елькинский (Борисята), Ковровский, Салтыковский (Устиновцы), Филинский (Бабчата), Большой Черезовский (Петушата), Малый Черезовский (Огнёвы), Шихаревский (Стариковцы);
- починок Половинный, находившийся на полпути к Чернохолуницкому заводу на расстоянии около 15 км от села;
- починок Хмелевский (Рудник), находившийся в верховьях р. Хмелевки на значительном отдалении от села (около 30 км),
- выселок Кузинский (местоположение не установлено).
К концу XIX века численность населения прихода составляла около 1 000 человек.
Елёвская церковь святых Петра и Павла
Деревянная церковь, строительство которой было окончено в 1757 году, простояла в селе Елёве около 170 лет. Она представляла собой одноглавый однопрестольный деревянный храм с массивной колокольней и приземистым четвериком. Судя по наличию печной трубы (см. фото), церковь была теплой.
Церковь была ярусного типа «четверик на четверике» с пятигранной алтарной апсидой. Верхний четверик имел крупные ложные окна. Осевшая восьмигранная колокольня с явно перестроенной кровлей, выполненной в виде купола, сводилась из восьми лотков и оканчивалась коротким шпилем. Протяженная трапезная освещалась с юга пятью окнами. Сруб был скрыт под тесовой обшивкой, окрашенной темной краской. Углы выделялись светлыми лопатками. Скатная кровля была покрыта листовым железом и окрашена. Барабан имел покрытие с уклоном, превращавшее его во «вздыбленное» продолжение кровли над ярусным четвериком, что сильно искажало пропорции и очертание главы. Изображение церкви показывает, что ее архитектурный облик к моменту фотографической фиксации в начале XX века претерпел очень серьезные изменения, вызванные, очевидно, многочисленными ремонтами, переделками и подновлениями, выполнявшимися в XIX веке.
Трехъярусный каркасный резной иконостас на девять осей (две крайние оси заходили на боковые стены) был, вероятно, единовремен храму, так как имел выраженный барочный характер. Средники четырех основных осей подчеркивались полукруглым изгибом тябел. Тябла трех центральных осей выделялись динамичным рисунком переломов, подчеркивающих среднюю ось всей композиции иконостаса. Иконы отделялись одна от другой витыми деревянными колонками; средний, праздничный чин дополнительно делился на две равные части тонкими вертикальными тягами.
Описание архитектурных особенностей храма можно прочитать на сайте: www.archidesignfrom.ru (данные из книги Е.Л. Скопина "Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области. Выпуск 3. Киров, 2007.").
Новый храм
В 1907 году в селе Елёво на деньги прихожан была построена и освящена каменная пятиглавая однопрестольная церковь с шатровой колокольней. Проект на постройку храма был рассмотрен и утвержден строительным отделением Вятского губернского правления в 1901 году. Архитектурные особенности церкви и датировка позволяют с достаточной степенью вероятности предположить участие в его создании В. М.Дружинина, что подтверждают и опубликованные источники.
Церковь была расположена в планировочном центре бывшего села на возвышенном месте, которое хорошо просматривается в окружающем лесном ландшафте. Кресты, в которые были вставлены стёкла, отражавшие свет как зеркала, были видны издалека. В солнечные дни церковь была видна даже из Климковского селения Боровка (15 км от Елёва). Колокольный звон слышали во всех деревнях прихода.
Здание церкви кирпичное, выполненное в технике лицевой кладки, с выделенными белой краской архитектурными деталями. По словам старожилов, при производстве кирпича использовались куриные яйца, благодаря чему он сохраняет прочность и сейчас.
Фото с североной стороны.
Описание архитектурных особенностей храма можно прочитать на сайте www.archidesignfrom.ru.
Рядом с церковью находилось старое кладбище, на котором хоронили священнослужителей. Более позднее, основное кладбище, находилось рядом с Елёвом, к востоку от села. На нём хоронили всех умерших жителей Петропавловского прихода, здесь можно найти все фамилии жителей Елёва и Тамышева. Некоторые могилы на кладбище ухожены и сейчас: сюда приезжают потомки елёвцев. Кстати, старейшее захоронение этого кладбища, обнаруженное в 2004 г., датировано 1892 годом, а самое новое – 1978 г.
Село Елёво в первой половине XX века
В 1920 году был образован Елёвский сельский совет. Центром сельского совета стала крупнейшая деревня округи – Кошурята, расположенная в 5 км к юго-востоку от села. С этого момента Елёво утратило роль административного центра.
По переписи населения 1926 года, в селе Елево было 14 хозяйств, в том числе 13 крестьянского типа. Жителей в селе было 58 (23 муж.п., 35 жен.п.). Как отдельный населенный пункт была переписана Елёвская мельница (1 хозяйство), на которой жила одна женщина.
В начале 1930-х гг. в деревне был образован колхоз «Воля труда». К моменту вручения госакта на вечное пользование землей, площадь колхозных земель составляла 351,58 га. Помимо елёвцев в колхоз были включены жители деревни Сибирь, расположенной в 2 км к северу от Елёва. Все они были вынуждены покинуть свою деревню и вместе с домами переехали в с. Елёво. Председателем колхоза в 1930-е гг. был Шмаков Дмитрий Иванович.
По данным на начало 1930-х гг., в селе проживало 73 жителя (в т.ч. 30 муж.п., 44 жен.п.). После того, как в 1940 г. в село переехали жители дер. Сибирь (Суходоевы, Харины, Костылевы, Шмаковы), в нём стало 14 дворов.
По воспоминаниям старожилов, среди жителей села Дмитрий Шмаков был известен тем, что гнал дёготь, за что и получил прозвище Митка-Дёготь. Гармонистами были Анатолий Николаевич Шмаков и сыновья Митьки-Дёгтя.
Село в период гонений на церковь
Несмотря на сопротивление Советской власти, в Петро-Павловском приходе продолжала вестись служба. Действовала церковь в селе Елёво, часовни в Тамышеве, Подгорене, у Шабалят. Эти места были объектами паломничества почитателей «Пламенных младенцев» – детей, невинно убиенных своим отцом в починке Подгорновском в 1883 году (подробнее см. д. Подгорена). По данным на 1930 год, ежедневно к посвященным им часовням шли бесчисленные вереницы паломников – от 50 до 100 человек в день, чтобы отслужить благодарственный молебен или панихиду. Шли отовсюду - из городов, сел и деревень ближних и дальних, из Вятской и Северо-Двинской губерний, с Урала. Шли пешком, ехали на лошадях...
C 1927 года священником Петро-Павловской церкви был Двоеглазов Иван Александрович (13.03.1898 – 21.10.1941), вернувшийся после отбывания 3 лет лишения свободы со строгой изоляцией. Обладая музыкальным образованием, в Елево о.Иоанн организовал прекрасный хор. Обучал певчих нотной грамоте. Хорошо поставленная служба привлекала большое количество богомольцев – в Елево шли из Зуевки, Косы, Климковки, Ильинского и других мест, хотя там были свои церкви.
Двоеглазов Иоанн Александрович
Ещё одним объектом паломничества была Елка, расположенная у Елёвской церкви, которую местные жители и паломники считали святой, исцеляющей от зубной боли. У этой елки совершались богослужения.
С целью ликвидации почитания «Пламенных младенцев» в 1930 году властями было проведено следствие, в ходе которого были опрошены родственники убитых младенцев и священнослужители (см. статью Е.Чудиновских «Пламенные младенцы»). Кроме того, по данным следствия, «...Колодец, а также и часовня при нем, в 1929 году, осенью, были закрыты, несколько позднее была закрыта церковь и часовня «Пламенных младенцев» в заводе Климковка. Святая елка была спилена и увезена в лес. Несмотря на закрытие всех святыней, паломничество, хотя и в меньших размерах, продолжается до сего времени...»
Чтобы прекратить почитание святых мест, оставалось последнее средство – закрыть церковь, физически уничтожить священство и монашество, прославлявших местные святыни.
В начале 1930 года отец Иоанн был арестован и оштрафован «за неуплату налога». Затем в августе вновь арестован за непризнание декларации митрополита Сергия (Страгородского). Жена отца Иоанна с четырьмя детьми при этом была выброшена из дома на улицу, скиталась по родственникам, в результате чего от голода умерла самая младшая, десятимесячная, дочь.
Тогда же были арестованы псаломщица церкви Зинаида Ивановна Якимова, монахиня мать Виктория (Шутова Ольга Ивановна), послушница сестра Анна (Шабалина Анна Ивановна). 30 мая 1931 года особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58 пп. 10, 11 они приговорены к 3-м годам высылки. Отец Иоанн как «организатор контрреволюционной группы, нелегальных контрреволюционных сборищ, за антисоветскую агитацию» был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Был в заключении сначала в Вятском домзаке, потом в Карелии, в Белбалтлаге до 1934 года.
Таким образом, в период 1930-1934 гг. служба в церкви не велась. Предположительно, в эти годы и была разобрана старинная деревянная церковь, находившаяся поблизости от каменной.
Вернувшись домой, отец Иоанн добился открытия церкви в Елеве, где служил до 1940 года. После возвращения из заключения отца Иоанна несколько раз арестовывали и, подержав недолго, выпускали.
Почти перед каждым большим праздником о.Иоанна вызывали в ГПУ в Вятку и старались отпустить с таким расчетом, чтобы он не успел на службу. Тогда он, уже еле живой, проходил по 50-100 километров, не желая лишить богомольцев праздника. Люди, видя подвижническое служение отца Иоанна, говорили: «Если попов не трогают власти, значит, они служат властям, а не Богу, а вот елевского попа власти не знают уже, как извести, значит, он служит не властям, а Богу. К нему и идем на исповедь и к причастию».
Книга Памяти жертв политических репрессий Кировской области сообщает ещё об одном пострадавшем за веру священнослужителе. В 1937 году был арестован и расстрелян священник елёвской церкви Александр (Алексей) Тимофеевич Шильников (1882 г.р., уроженец п. Кирс).
В августе 1940-го отец Иван Двоеглазов был арестован вместе со всем причтом за неуплату налога. Районные власти получили задание любой ценой закрыть елевскую церковь. Сначала обязали священника сделать капитальный ремонт, а когда всем миром провели ремонт, потребовали уплатить заведомо невозможный налог. Отец Иоанн был осужден на 1 год лишения свободы (по другим данным – на 5), находился в ИТЛ около Кузнецка Пензенской области до лета 1941 года. Умер отец Иоанн 21 октября 1941 года, место захоронения неизвестно.
Во время войны с колокольни сняли колокола: нужен был металл, но церковь не была разрушена. По воспоминаниям старожилов, служба в церкви прекратилась, но во время войны в селе продолжали жить монашки Анюта и Груша. Все материальные ценности церкви были сохранены.
Служба в церкви была возобновлена после войны и велась до 1948 г. По воспоминаниям старожилов, после войны было два попа, один пожилой, другой помоложе. При этом новый поп читал молитвы как-то неправильно («не читает, а поёт»), а «как отслужил службу, одевает солдатскую форму: китель, галифе – и пошёл пировать». Послужил он недолго. Пожилой же поп был убит осенью 1948 г. по пути в в Чёрную Холуницу, куда он часто ходил по духовным делам. По слухам, его убил то ли один из жителей Елева, думая, что у него есть с собой ценности, то ли сама монашка. Однако это был не последний священник. По воспоминаниям, в 50-е годы в селе Елеве в двухэтажном просторном доме жил св. отец Александр Кулаков с семьёй. В нижнем этаже этого дома жил фельдшер.
Первым актом вандализма стал случай, произошедший после закрытия церкви, когда некий Сергей Фёдоров залез в церковь и украл какие-то золотые вещи. Однако в целом церковь долгое время оставалась нетронутой. Александра Яковлевна Шабалина, бывшая последним председателем Елёвского сельсовета (в 1955–1959 гг.), не позволила грабить церковь. Важнейшие ценности были вывезены из церкви специальной комиссией по культуре. В это время в здании церкви был архив (по невежеству позже он был уничтожен местными жителями).
В 1960-е годы выдвижной председатель колхоза (из Белой Холуницы) приказал сжечь все иконы. Их сложили в кучу и привели приказ в исполнение. Но некоторые прихожане сохранили у себя иконки. Так Анна Ефимовна Шабалина, монашка, сохранила икону «Пламенных младенцев». Сейчас эта икона находится в белохолуницкой церкви Всех Святых.
В церкви стали хранить зерно. Но наибольший урон храму был нанесён, когда в здании церкви была организована машинно-тракторная станция (МТС). В стене сделали пролом и в храме стали ставить трактора (около 1969 г.). От этого особенно пострадала внутренняя часть храма, потеряв своё великолепие. Потом в здании церкви стали хранить химические удобрения.
Послевоенные годы
По воспоминаниям старожилов, в 40-е гг. условия жизни в деревне были очень тяжёлыми. С войны вернулись единицы. Оставшись одним, женщинам тяжело было справиться со всем: с собственным хозяйством, работой в колхозе, заплатить налоги и воспитывать детей, которым приходилось смалу работать как взрослым. В этих условиях люди черствели, становились равнодушными к чужому горю – своего хватало. Вот пара примеров этого.
Николаю Устиновичу Суходоеву запомнился случай, когда погиб семнадцатилетний юноша из Тамышева. В семье было десяток детей, мать распустила их на все четыре стороны. Этот юноша забрался в один из домов в селе. Обнаружив его, мужики-фронтовики хотели убить парня, но им не дали это сделать бабы. Тогда его посадили в подвал церкви. Ночью он поджег дверь и задохнулся в дыму. Когда его вынесли, он еще дышал. Недолго.
По воспоминаниям Льва Михайловича Вычегжанина, когда он в ненастье, мокрый и голодный, без еды и сухой одежды оказался в селе и попросил у местных ночлега, ему отказали. Один дал спичек – ночуй, где хочешь. «С трудом развёл костёр и начал сушить бельё. Мучил голод, всё же один уцелевший пшеничный брикет сварил в жестяной ржавой банке из-под консервов. Рано утром я продолжил свой путь...» Такое поведение селян Лев Михайлович объяснил так: «Видимо дело в том, что ещё в конце 30-х годов, пользуясь сильными лесными пожарами в Верхнекамье, заключённые Вятлага уходили разными путями на запад, в сторону Вятки, и по пути заходили в деревни в поисках хлеба. Это случалось и в более позднее время. Безусловно, жители были надолго встревожены...» Стоит добавить, что через село проходили и беглые из Гниловки. По воспоминаниям, в деревнях милиция устраивала розыски беглых. Бывало, успешно...
1950-м году колхоз «Воля труда» вошёл в состав колхоза «Верный путь». В 1959 году «Верный путь» объединился с тамышевским колхозом «Победа». Елёво стало частью колхоза «Заря коммунизма», а затем колхоза (коопзверопромхоза) «Восток».
По состоянию на 1 января 1964 года в селе было 7 дворов с населением 31 человек. В Елёве размещались молочно-товарная ферма (МТФ), ремонтная мастерская, часть бригады №1 колхоза «Восток».
К середине 70-х годов в селе осталось 5 дворов. Как-то разом люди покинули его: в течение одного года уехали все. Последним жителем была Валентина Салтыкова. По архивным данным, 23 марта 1975 года Елёво как населённый пункт прекратило своё существование, не дожив до своего 300-летнего юбилея всего 5 лет...
* * *
Заброшенные дома и прилегающие хозпостройки сгребли в кучи: тогда ещё берегли землю, освободившуюся площадь засеяли. По этим холмам, заросшим крапивой, и сейчас можно определить, где были дома. Поля же все давно запущены и заросли травой и даже, где не косят, молодым лесом.
Елево, 2001 г.
Сейчас Петро-Павловская церковь, по-прежнему впечатляющая всех, кто её видит, своим великолепием, по сути, представляет собой жалкое зрелище. Стекол в крестах и окнах нет уже давным-давно. Четыре малых купола над алтарём упали (в 2001 году). Железная крыша была разобрана лет 20 назад. Деревянная крыша давно сломана, сгнила, заросла травой и даже деревьями. В результате потолок в церкви покрыт зелёной плесенью: кирпичи прогнили. Внутри храма, где всё ещё можно различить фрески с образами святых, все стены исписаны автографами вандалов. В общем, унылая картина предстаёт перед посетителями покинутого села.
Рядом с церковью не так давно был установлен крест священнику села Елёво Марку Овчинникову (XVIII в.). Его заслуга заключается в том, что он начал вести местную летопись, древнейшую на Холуницкой земле.
Ещё в 2001 году на этом месте можно было бы поставить точку, но...
Возрождение? ...В 2003-м году Кировская зообаза начала строительство в Елёве большого дома и бани для семей из г. Казань, вроде бы он будет использоваться в качестве загородного дома-пасеки для кого-то из начальства.
Источники:
- Виноградов О. Елёво // Холуницкие зори. 1999. – 5 октября.
- Порошин И.В. Откуда мы родом?: Из истории сельских поселений Белохолуницкого района: Альманах №3 – Слободской, 2001 г.
- Чудиновских Е. "Пламенные младенцы"
- Статьи "Церковь Петра и Павла 1752 - 1762 гг. (утрачена)" и "Церковь Петра и Павла, 1907 г.", размещенные на сайте www.archidesignfrom.ru (из книги «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Е. Л. Скопин)
- Священник Двоеглазов Иоанн Александрович (сайт "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века").
- Книга Памяти жертв политических репрессий Кировской области
- Воспоминания жителей деревень Елёвского сельсовета
Денис Шабалин
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1710, | ||||||||||
1372340 | Погост на Елевом раменье, а на том погосте церковь во имя святых апостол Петра и Павла, у той церкви | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Вотчины Вятского архиепископа | В Слободском уезде, Сырьянский стан | — | 2 | 1149 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
2020712 | Село Елевское | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Домовые Архиерейские вотчины, Елевская вотчина, В той же архиерейской Елевской вотчине | — | — | 328об | |||
2021102 | [Елевская вотчина] | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Домовые Архиерейские вотчины, Елевская вотчина | — | — | 372 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4270752 | Село Елевское | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Домовые Архиерейские вотчины, Елевская вотчина | церковнослужители | — | 400—400об | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
4270794 | [Елевская вотчина] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Домовые Архиерейские вотчины, Елевская вотчина | церковнослужители | — | 438 | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
Сказки священнослужителей 1736, | ||||||||||
4420061 | Села Елевского Петропавловской церкви | [+] | Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция | Слободского уезда | — | — | 267 | |||
2‑я ревизия, | ||||||||||
4210105 | в селе Елеве церкви Святых Апостол Петра и Павла | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | священнослужители | — | 70об—71 | |||||
4210481 | села Елевского Петропавловской церкви | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | недействительные церковнослужители | — | 229 | |||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
10059 | в селе Петропавловском | [+] | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Вотчина Вятского архиерея, Елевская волость | архиерейские крестьяне | — | 1389—1403 | 100—100 об. | ||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
540064 | в селе Петропавловском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Вотчина Вятского архиерея, Елевская волость | архиерейские крестьяне | — | 1055—1070 | 55об—56 | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
1300105 | в селе Петропавловском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Архиерейские вотчины, Елевская вотчина | [государственные черносошные крестьяне] | — | 247—248об |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с. | Петропавловское | Слободская округа | Ракаловская волость | економических | 7 | 2 | 1, л. 280 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14518 | Петропавловское (Елевское) | с. каз. | при рч. Холунице | Слободской уезд, Стан 3 | По правую сторону Кайского тракта | 78 | 128 | 4 | 12 | 16 | 28 | Церковь православная 1. Мельница. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16410 | Елевское | Вятская губерния, Слободской уезд, Климковская волость, Петропавловское общество | Климковский завод, Спасская ц. | Белая Холуница → Вятка | 6 | 38 | рудокоп | |
Рода, число семей: Шмаков — 6 | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Петропавловское (Еловское) | Слободской уезд | Климковская волость, Петропавловское общество | 8 | 17 | 21 | 38 | [-] | 1, с. 482—489 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
8 | 17 | 21 | 38 | |||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ?Просмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Петропавловское (Елево) | Слободской уезд | Климковская волость | 9 | 26 | 22 | 48 | 1, л. 733 |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. перм. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5-06-006 | село | Елево (ское), Петропавлово (ское) | Омутнинский уезд, Климковская волость | Елевский | 12 км | 13 | 1 | 14 | 23 | 35 | 58 | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Елево | Кировская область | Белохолуницкий район | Елевский с/с | 30 | 44 | 74 | — | [-] | ||||||||
Источники: [1, л. 15; 2, л. 30] |
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ?Просмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Елёво | Белохолуницкий район | Елевский сельсовет | 13 | 50 | В т.ч. колх.: 12 хоз-в и 49 чел., единоличн.: 1 хоз-во и 1 чел. | 1, л. 29 |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
230777 | урочище | Елево |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Петропавловская церковь
Храмозданные грамоты
Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Петропавловская, церковь приписная | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
[Елево] | Петропавловская (приписная) | Слободской уезд | 3-й благочиннический округ |
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Елево | Петропавловская церковь | Слободской уезд | 3-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 18 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350) Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Двоеглазов Иван Александрович (1898)
- Костылев Кирилл Иванович (1904—1942)
- Кошурников Георгий Михайлович (?—1944)
- Кошурников Михаил Александрович (1922—1944)
- Кошурников Павел Александрович (1920—1941 (?))
- Кулаков Алексей Емельянович (1908—1942 (?))
- Кулаков Афанасий Емельянович (1910—1942 (?))
- Мякишев Василий Иванович (1908—1942)
- Перваков Василий Поликарпович (1900—1942 (?))
- Пивоваркин Александр Николаевич (1904—1942)
- Суслова Анна Тимофеевна (1903)
- Шабалина Анна Ефимовна (1893)
- Шильников Александр Тимофеевич (Алексей) (1882—14.10.1937)
- Шмаков Петр Григорьевич (1921)
- Шмаков Сергей Семенович (1916—1941 (?))
- Шутова Ольга Ивановна (1886)
- Якимова Зинаида Ивановна (?)
Большое спасибо за рассказ о селе. Мне название этого села встретилось в переписи 1710 года когда я начала разыскивать своих предков..
Корзуниных. И вот что я там прочитала:
" Да в той же архиепископлевской вотчине в Сырьяновском стану вновь поселенные: Погост на Еловом раменье а на том погосте церковь
во имя святых апостолов Петра и Павла у той церкви
Во дворе поп Сава Прокопьев сын Горшков 50 лет у него жена...
Во дворе пономарь Игнатей Иванов сын Корзунин 50 лет у него дети Федор 23 лет у него жена Елизавет 25 лет у них сын Петр полутора году
у Игнатья дочь Ульяна 12 лет Анна 5 лет с ним же во дворе в другой избе дьячек Семен Михайлов сын Рудаков 35 лет у него жена Мариаимя 30 лет
у них сын Естефей 6 лет...
А родился Игнатей "в Сырьяновском стану в починке что было займище Родки Глазырина", запись я нашла в писцовых книгах за 1678 год.
Потомки Игнатея жили позднее в поч. Плаксинский ( Исповедные росписи за 1791 и 1799 годы) и числились уже крестьянами, были Корзунины и среди жиелей Климковского завода, но возможно из другой семьи.
В статье упоминается, что прихожанами Петропавловской церкви были в середине 18 века и рабочие с Климковского завода.
А в Исповедных росписях за 1791 год среди прихожан я нашла своих однофамильцев, которые числятся как " Сырьянского Всесвятского
прихода Слободской округи". Не указано жители какой они деревни (предки их по переписи 1710 года жили в поч. Болобановском)
или может быть работают на заводе?
Позднее я выяснила, что это Корзунины из другой ветви фамилии.Но возможно у всех вятских Корзуниных ( а я считаю, что это чисто вятская фамилия)
-общие предки.
В 1915 году приход с. Елёва, приписанный в 1835 году к Спасской церкви Климковского завода, был открыт вновь. Привожу цитату из "Вятских епархиальны ведомостей" 1915 года, №17 (апрель), стр. 268:
8 августа 1915 года на священническое место определен состоящий на диаконской вакансии при Слободской Николаевской церкви священник Александр Чермных [ВЕВ, 1915, №35, стр. 638]
Чермных Александр состоял заведующим и законоучителем в церковных школах Елевской и Черезовской - с сентября 1915 года, а также законоучителем при Кошурниковском земском училище (Послужной список. Петропавловская церковь. 1915, ГАКО ф.237, оп.70, д.1350, л.л. 667-668).......... Умер март 1938 г. с.Закаринье Баталовский сельсовет
Интересно, спасибо. Это ваш родственник?
Да, прадед. Это пока что крайняя информация, и фото к сожалению единственное, уже не живого.Успокаивает то, что место захоронения можно восстановить уже этим летом.
Пытались с Еленой Чудиновских прорубиться к урочищу Елёво, но ни со стороны Климковки, ни через болотистый лес добраться не удалось. На Гугл карте наши попытки отмечены "синей линией" (панорамными пошаговыми фотографиями.). https://youtu.be/Cy7vLPdqG4g
Добрались только в декабре 2020 по замёрзшей лесовозной дорожке https://youtu.be/wyZYGJoSxyk
РГАДА 1372-2-536
(дела Елизаветинского межевания)