ID: 71000
село Атары: Спасская церковь
Первая деревянная церковь была построена в 1687 году, вторая деревянная холодная и позднее теплая - в 1740 году. В 1809 году освещена каменная церковь.
В 1731 году вследствие ветхости церкви было разрешено построить новый деревянный храм, который освятили в 1734 году. Через шесть лет епископ Казанский Лука дал благословение на постройку тёплой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В архивных документах за 1775 год упоминаются 188 дворов на приходе. В 1800 году было получено благословение Преосвященного Амвросия на возведение в Атарах каменного храма, который был построен на возвышенном месте в 1809 году. Вместе с ним по причине затопляемости берега Вятки из низины «поднялось» и село. Указом духовной консистории деревянную Спасскую церковь было разрешено разобрать (Введенский храм обветшал ещё раньше), но и в 1833 году, по воспоминаниям И.Я. Порфирьева, она стояла в развалинах на берегу реки и в ней играли дети. Основным занятием местных жителей было
землепашество и отхожий промысел, но многие крестьяне занимались разбоем. В 1910 году приход атарской церкви состоял из 39 селений с русским населением в количестве 5176 человек. В 1912 году здесь было три земских школы (Казакова Д. Среди глухого леса... Вятский епархиальный вестник. №9 (371). 2018. С.11).
Храм имел три престола: в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в честь Пресвятой Богородицы и во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Стенная живопись выполнена в 1894 и 1900 годах. Приход состоял из 40 селений, в деревне Толстик имелась часовня. Причт состоял из двух священников и двух дьячков. Одним из самых замечательных и выдающихся священников был протоиерей о. Николай Люминарский (1833-1911гг), последним – о. Иоанн Семенов (с 1905 по 1938гг); Последнее место служения – молельный дом д. Дворец. Сын последнего диакона о. Григория Домрачева, Иван Григорьевич, погиб в бою 7 декабря 1941 года.
Престольный праздник был в Троицу, церковно-приходской школы не имелось.
Церковь закрыта в 1939 году.
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1710, | ||||||||||
2760168 | в селе Спаском Атары тож | [+] | Казанская губерния | Алатская дорога, вотчина Кукарского Покровского манастыря | — | 4 | 370об | |||
Ландратская перепись, | ||||||||||
3050011 | село Спаское Отары тож | Казанская губерния | Алатская дорога, Архиерейские вотчины, Кукарского Покровского монастыря | — | — | 11об | ||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3170278 | села Спаского Атары тож | Казанская губерния | Алатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины | — | — | 193об—194 | ||||
3170295 | села Атар | Казанская губерния | Алатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины, детей их и церковных причетников и свойственников их | — | — | 195об | ||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3180352 | село Атары починок Коряков починок что на Суводи | Казанская губерния | Алатская дорога, Кукарского Покровского монастыря в Суводцких починках | — | — | 365—365об | ||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3200010 | села Отар Спаские церкви | Казанская губерния | Алатская дорога | — | — | 9—9об | ||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3210252 | села Отары | Казанская губерния | Алатская дорога | — | — | 62 | ||||
1‑я ревизия (1722‑27), | ||||||||||
3220714 | села Спаского Атары тож | Казанская губерния | Алатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины | — | — | 159об—160 | ||||
3220741 | в селе Атарах | Казанская губерния | Алатская дорога, в ясашных | — | — | 167 | ||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2850270 | село Отары | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыря | манастырские крестьяне | — | 16233—16300 | 627—628об | |||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2880242 | села Атар | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыря | ис крестьян | — | 256 | 36об | |||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
2890230 | в селе Атарах | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыря | манастырские крестьяне | — | 9865—9874 | 233—233об | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
150051 | села Атар | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, [вотчины] Кукарского Покровского монастыря | экономические крестьяне | — | 340—345 | ||||
3‑я ревизия, | ||||||||||
2700099 | села Атар | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Алатская дорога, [вотчины] Кукарского Покровского монастыря | крестьяне | — | 557—561 | ||||
Примечание: 4 ноября 1763 |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Отары | Уржумская округа | Красноярская волость | економических | 39 | — | 1, л. 203 об. |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16130 | Отары (Атары) | с. каз. | при ручье | Уржумский уезд, Стан 2 | По проселочной дороге, между первым станом и границей уезда Уржумского с Яранским | 80 | 45 | 18 | 99 | 110 | 209 | Церковь православная 1. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
19783 | село Атары | Вятская губерния, Уржумский уезд, Рождественская волость, Рождественский район | с. Атары, Спасская ц. (церковь в этом селении) | Вятка → Кама | 15 | 105 | плотник | |
Рода, число семей: Леонтьев — 1 Лукин — 8 Люмепарский — 1 Малков — 1 Покровский — 1 Свечников — 1 Степанов — 1 Тимшин — 1 | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Атары (Дворец) | Уржумский уезд | Рождественская волость, Рождественский район | 38 | 76 | 109 | 185 | [-] | 1, ч. II, отд. II, табл. 1, с. 2 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
38 | 76 | 109 | 185 | |||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Атары | Уржумский уезд | Рождественская волость | 22 | 63 | 71 | 134 | 1, л. 819 об. |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. мари | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7-02-004 | село | Атары, Бешбалда, Спасское | Уржумский уезд, Лебяжская волость | Атарский | 27 км | 20 | 8 | 28 | 54 | 79 | 133 | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Атары | Кировская область | Лебяжский район | Атарский с/с (ц.) | 111 | 119 | 230 | 1. сторожка СТФ; 2. сторожка конюхов; 3. школа | [-] | ||||||||
Источники: [1, л. 259 ↗; 2, л. 427 ↗] |
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Атары | Лебяжский район | Атарский сельсовет | 27 | 89 | 1, л. 452 |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
15050 | село | Атары | Лебяжский район | Елькинский сельсовет | 12 |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
237939 | развалины | Атары |
Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район | Снят с учёта | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
20140 | деревня | АтарыОтары | Лебяжский район | 22.02.1982 | Решение Кировского облсовета №4/110 от 22/02/1982. |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Спасская церковь
Храмозданные грамоты
Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Село Атары | Спасская церковь | Яранский уезд | 1-й благочиннический округ |
№13, с. 440 305. Спасская в селе Атарах. Построена в 1809 году, каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в теплом в честь Введения во храм Пресв. Борогодицы и во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира. При церкви состоят два священника и два дьячка. У всех имеются собственные дома. Причт пользуется 2 дес. 210 саж. усадебной земли, а 33 дес. пахатной церковной земли находятся во владении прихожан, за что причт получает от них мерную ругу. В приходе 40 селений, расстоянием от церкви не далее 8 в.; прихожан 2415 м. п. и 2741 ж. Село Атары от г. Вятки в 150 в. Ближайшия села: Ситьма и Мокино в 10 в. и Ишлык в 12 в. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Атарская - Спасская, церковь приходская | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 2289, жен.п.: 2663. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 1687. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Атарское | Спасская (Уржумского уезда) | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Село Атары | Спасская церковь | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
1) Село Атары – Спасская церковь, каменная, построена в 1809 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 в., от уездного города в 70 вер., от благоч. в 20 в.; часовня Толстиковская, деревянная, постр. в 1859 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 д., 2 пс.; квартиры для причта казенные, кроме свящ. Добринского, который получает квартирное пособие по 10 р. в месяц; земли: усад. 4 д. 210 с., сен. 1 д. 38 с., под церк., оградою и кладб. 3 дес. 2211 с.; братский денежный доход: по общей кружке св. 276 р. 30 к.; диак. 184 р. 20 к., пс. 92 р. 10 к., по частной кружке: 1 св. 282 р. 39 к., пс. 94 р. 13 к., 2 св. 331 р. 50 к., пс. 110 р. 50 к., диак. 204 р. 63 к.; руги на весь причт собир. до 200 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: прав. рус. 2478 м. п., 2688 ж. п.; приход состоит из 39 сел., расст. 1 – 8 в. Село расположено на правом берегу р. Вятки. В приходе три школы земские. Занятие прихожан – хлебопашество и отхожий промысел. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Атары | Спасская церковь | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 38 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648) Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].
№ (код) | Город или село, церковь | Записей | [-] | Уезд | Благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
268 | Атары (Атарское), село (Уржумского уезда). Спасская церковь | 18 | [-] | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Маслов Андрей Иванович (1870)
Добавил СНМ-1926.
На Троицу, на Народное гуляние,люди съезжались, можно сказать, что от Советска до Лебяжья. Был один раз, но запомнил на всю жизнь, такого ни где,больше, не видел. Если не ошибаюсь, то в 1977г.
Метрическая книга Богородицкой церкви с.Бельского Глазовского уезда за за 1895г, часть1 (ГАКО, ф.237, оп.227, д.429):
Л.15, №50, 14 Февраль, Иоанн. Уржумского уезда, прихода с.Атарь, Рождественской волости, местожительства того же села крестьянин Александр Козьмин Колпаков и законная жена его Надежда Васильева.
В р-не с.Атары расположен пляж с белым кварцевым песком, который при ходьбе по нему издаёт скрипящий звук. Поэтому эту территорию называют "Поющие пески".
Источник: https://tonkosti.ru/«Поющие_пески»_у_деревни_Атары.
ЦГА УР, ф.134-1-1164А. Исповедные росписи Спасской церкви с.Атары за 1790 год
пленка 2142790, файлы 0344-0400.
Спасибо за ценные данные!
Пожалуйста, подскажите, а в Вашем обширном фотоархиве есть ли еще какие-либо данные - исповедные росписи, метричекие книги или ревизские сказки - по с. Атары?
Пожалуйста! Фотоархив не мой, это на ГуглДиск качает сканы с сайта ФэмелиСерч, пользователь сайта ВГД "адмирал21".
"Поднимитесь" (в ГуглДиске), чуть выше и найдете "Описи", может там сможете найти Атары. Я нашёл случайно. В названии дела (№1164А) Атары не упоминаются (Название: "Духовные росписи прихожан по приходам церквей сел: Красноярское, Балезинское, Сосновское, Дебесское за 1790, 1874 гг.")
Большое спасибо за информацию!!! Попробую поискать по имеющимся фондам, описям и делам.
"Лебяжье и Со(компания)", иногда, "проскакивает" в архиве ЦГА УР, посмотрите мои комментарии (в моем профиле), я уже всего не помню, что-куда писал
Из воспоминаний И.Я. Порфирьева, профессора русской словесности Казанской Духовной Академии, о селе Атары и свой семье (1886 г.):
"Я родился 23 сентября 1823 года в селе Атарах (Атары) Уржумского уезда Вятской губернии. Батюшка мой был священником этого села: отец Яков Максимович Порфирьев, а матушка – Екатерина Николаевна, урожденная Курочкина.
Род батюшки был крестьянского происхождения. Отец его, отец Максим [дед И.Я.Порфирьева служитель Атарской церкви на нач. XIX в.], хотя тоже был священником, но был сын крестьянина. Между крестьянами Атар еще во время моего детства было много родных батюшки. Из них в моей памяти остался только один – Матвей Иванович Аверьянов, выслужившийся из крестьян офицер. Он еще при мне жил в Атарах. Потом перешел в город Нолинск на должность соляного пристава... Отец Максим прозывался Перфильевым, Порфирьевыми стали называться его сыновья: Иван, Авраамий и Яков [отец И.Я.Порфирьева]. Все они уже учились в семинарии и были потом священниками. Иван Максимыч – в селе Кырмыже, Авраамий Максимыч – в Шурминском заводе. А батюшка Яков Максимыч остался в своем родном селе Атарах.
Об отце Максиме мне мало известно. В живых я его уже не застал или уже не помню; помню только его жену, бабушку Акулину Ивановну, которая жила так долго, что, как говорили тогда, уже выжила из ума, от старости у ней было так много странностей, что ее считали помешанной и ее держали не в самом доме, а в отставной избе. Сердитая и брезгливая, здесь она жила на печи или на полатях. Отец Максим считался богатым человеком.
Село Атары с церковью во имя Спаса Всемилостивого сначала находилось на самом берегу реки Вятки, потом, вследствие того, что вода затопляла берега, было перенесено кверху на гору, более чем на полверсты от берега. Это случилось при отце Максиме. На старом месте села еще в мое время стояла в развалинах старая деревянная церковь, мы, дети, часто бегали к ней играть.
...село находилось на самом берегу р.Вятки. По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь, воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно...
Батюшка рассказывал, что даже в то время, когда он был священником, примерно в 20-х годах [1820-х годах], в один вечер вдруг к нему в дом является один мужик из разбойничьей деревни и заведомо считавшийся разбойником. Севши за стол, он вынимает из-за пазухи пистолет и, положив его на стол пред собою, начинает просить у батюшки денег взаймы 100 рублей, обещаясь возвратить их в срок. При такой обстановке отказать, конечно, было нельзя. Батюшка не только дал разбойнику денег, но и напоил его водкой. «Ну, о.Яков, – сказал угостившийся разбойник – за твое одолжение и угощение я расплачусь с тобой, беспременно. Приходи ко мне за деньгами в такой-то день». Когда настал этот назначенный день, батюшка долго в сильном страхе колебался, идти или не нет. Но 100 рублей, хотя бы и ассигнациями, в то время для сельского священника были большая сумма, и он решился идти. Разбойничья деревня была недалеко от села, только переехать на другой берег Вятки. Разбойник оказался дома налицо. Завидев батюшку, он встретил его и привел в избу. Посадив за стол на лавку, он спросил его: «Что, батюшка, за деньгами пришел?» А сам, взявши нож, начал точить его. В то время продолжал разговаривать. Батюшка ни жив, ни мертв, как говорится, сказал, что действительно за деньгами, если милость будет, а то он может еще обождать. «Ну, хорошо, хорошо, сейчас заплачу». И действительно вынес ему 100 рублей. «Спасибо, – сказал он, – что тогда из беды выручил».
При отце Максиме село Атары было перенесено на гору; при нем построена каменная церковь [1809 г.], отделана, впрочем, была при этом только теплая церковь, иконостас же в холодной церкви устроен был уже при батюшке. И я уже помню, как резали резьбу и золотили; мне тогда было уже около девяти лет. О.Максим в новом селе построил новый хороший дом деревянный.
Село Атары было двухштатное, с двумя священниками, дьяконом и четырьмя дьячками. Другой священник был старичок о. Гавриил Глазырин, дьяконом был его сын о.Димитрий. Дети его Иван и Алексей были моими сверстниками, мы долго вместе с ними воспитывались дома и долго учились в училище. Жена о.Гавриила была моей крестной матерью.
Несмотря на то, что в Атарах батюшка родился, вырос и был уже девять лет священником, он нашел нужным их оставить и переселиться в другое село. Во-первых, Атары было бедное село и собиравшихся доходов далеко не хватало на содержание уже значительно в это время увеличившегося семейства [Порфирьевых], во-вторых, приход в этом селе был самый беспокойный, село было на одной стороне Вятки, а приход на другой, противоположной. Так что при всякой требе, при всяких сношениях с приходом нужно было переезжать через Вятку на пароме или на лодке, во всякую погоду и во всякое время.
Другим после рыболовства занятием в Атарах было пчеловодство. В счастливые годы на пчельнике батюшки число ульев доходило до 150. Пчельник находился не в самом селе, а в деревне у одного богатого мужика, который ближайшим образом и заведывал всеми пчелиными делами и за это получал себе половинную часть меду, который собирался со всех ульев.
Заметную черту в хозяйстве батюшки составляла еще обработка хмеля. В капустном огороде был порядочный хмельник, из которого собиралось такое количество хмеля, что его не только хватало для домашнего употребления, но оставалось для продажи.
На Атарскую колокольню приобрели новый, довольно большой для села колокол. Привоз колокола и особенно процесс его поднимания на колокольню подняли на ноги не только все село, но и весь, можно сказать, приход. Особенно сильное они произвели впечатление на нас, детей. Мы стали повторять то, что видели, в своих играх или играть в колокола. Под крыльцом отставной избы в нашем доме лежали кирпичи и булыжники. Мы на веревочках поднимали их кверху, привешивали к потолку, представляли их колоколами и таким образом устроили из камней и кирпичей воображаемую колокольню. Мы, как дети священника, чаще бывали в церкви и, видя богослужение, повторяли его дома. Для холодной церкви делали иконостас.
По слабости моего сложения родители меня уж слишком берегли и держали меня больше при себе и около дома, а не выпускали на все четыре стороны, как это делается с сельскими ребятами. Из крестьянских детей мы сходились только с теми, которые были в родственных отношениях...
Вот и все, что сохранилось в моей памяти о моем первоначальном детстве в Атарах. Несмотря на простоту обстановки и малосодержательность этой жизни, я всегда любил и особенно на старости лет люблю переноситься в это время. Судьба не позволила мне быть потом в Атарах ни однажды, но как часто и сильно мне хотелось взглянуть на старое село, старую церковь, старый дом, на все те места, которые остались у меня в памяти и о которых я упомянул выше. Из Атар мы уехали в 1833 г., когда мне было 10 лет."
Порфирьев И. Я. Краткая записка о моем роде-племени и моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии // Герценка: Вятские записки. Киров, 2006. Вып. 10. С. 150–198. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/index.php?NUMBER=number10
При рассмотреннии ревизских сказок по с. Атары натолкунулся на дополнение к "1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1081, 1719 г." Таже ревизия листы 193об—194, ссылка:
https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/1/1-0483
Ранее был указан лмшь один двор на листах 365—365об (1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1081, 1719 г.)
Станислав, спасибо! Привязал.
350-1-139 1716:
Село Спасское Атары тож (архиерейские вотчины, Кукарского Покровского монастыря вотчины) в нем двор монастырский скотный, живут сконтники:
слушка Игнатий Данилов, 30, ж Мавра Степанова,27, сын Филипп,9
дворы крестьянские:
Семен Семенов Колпаков,50,ж Степанида Григорьева,46, дети Никифор,23, Матрена,15
Федор Трофимов,80,ж Ефимья Петрова,70, сын Родион,25, ж Авдотья Иванова,25, дочь Прасковья,8
Лука Антонов Милютин, 70,ж Авдотья Алексеевна,60, дети Сысуй,20, Петр,12, Лисафья,13, Марфа,8,
У Сысуя жена Мавра Иванова,18
пасынок Савелий Софронов,14
починок на речке Суводи, в нем двор монастырский скотный, в нем сконтник Кузьма Леонтьев,90, да вдова Ивана Емельянова - Федосья Тимофеевна,70
дворы крестьянские:
Андрей Яковлев Кормщиков*,25, ж Авдотья Иванова,23
сестра его Акулина,17
отец его Яков Филиппов ум как 4-й год, мать Арина Федотова ум 2 г назад.
Лука Абросимов Калинин,80,ж Матрена Яковлева,70, сын Иван,25,ж Дарья Титова,25
Мосей Филиппов Гребенев, 82, сын Веденикт,33, ж Арина Тимофеевна,30, сын Антип,12
Андрей Степанов Савельев(Савиных),60,ж Прасковья Нифантова,60, сын Савин,15
в починке Корякине:
Семен Логинов Чертищев,70,вдов,пасынок Терентий Фролов,37, ж Манельфа Анорьева(Андреева),35,дети Дмитрий, 18, Василиса,18*, Арина,9, у Дмитрия жена Анна Данилова,20
Василий Корнилов,80, ж Анна Алексеевна,70, дети Федор,40, Петр,26,Григорий,15, Авдотья,30, Прасковья,20
У Федора жена Анна Яковлевна,35,дочь Варвара,8
У Петра жена Акулина Степанова,23, дети Катерина,2, Авдотья,1
с ними в другой избе брат (Семена) двоюродный Никита Данилов Коряков,66, ж Арина Петрова,60, дети Петр,27, Евдоким,25 - женаты, Корнила,20,холост, Анна,17, Дарья,16
У Петра жена Агрофена Никифорова,25
У Евдокима жена Евдокия Кириллова,25
дочь (Василия) Марья выдана в село Ошеть Вятского уезда за Ивана Трифанова
Сава Фомин,56, ж Арина Васильева,60, дети Авдотья,6, Агрофена,2
сосед Сава Устинов,50,ж Федора Федорова,60, дети Семен,18, Наталья,16, Арина,14
по прежней переписи у него во дворе писан Клим Евсеев(ум), ж его Васса вышла замуж в Кукарскую слободу за Макара Телегина (там ум), дочь Катерина выдана в с.Ошеть за Ивана Семенова.
Федор,40, Осип,30 - Епифановы дети
У Федора жена Васса Иванова,38, дочь Агафья,5
У Осипа жена Марья Яковлева,30
Итого за Кукарским монастырем по Алатской дороге 16 дворов
Далее с. Борисоглебское
350-1-135 1710 к Кукарской слободе дворцовые кр-не в д. Отары:
Леонтий Фомин,ж Марфа Тимофеевна, сын Никита,5, приемная девка Авдотья Афанасьева,15
с ним в особ. избе сосед Андрон Тихонов, ж Арина Михайлова, дети Ульяна,7, Арина,4
Василий Андреев, ж Агрофена Кондратьева, дети Андрей,7, Степан,1
вдр. избе сосед Карп Агафонов, ж Василиса Мокеева, дочь Катерина,3
Мартын Кириллов, ж Авдотья Савельева, дети Федот,3, Ефим,1
с ними сноха, вдова ум брата Кузьмы Кириллова - Арина Самойлова,дети Артемий, женат, Агафья,10
У Артемия жена Аксинья Афанасьева
Григорий и Афанасий Кондратьевы дети Голомидовы.
У Григория жена Федосья Тимофеевна, дети Иван,12, Алена,10
У Афанасия жена Степанида Игнатьева
сосед их Юда Семенов, ж Матрена Филиппова, сын Пантелей,12, приемыш Марья Ефремова,10, его же дочь вдова Федора Юдина
Еремей Леонтьев, ж Мавра Тимофеевна, дети Кирилл, Трофим, женаты, Ерофей,15, Авдотья,10
У Кирилла жена Дарья Иванова,дочь Татьяна,2
У Трофима жена Ненила Васильева, дочь Катерина,1
Федор Тихонов, ж Василиса Мокеева,сын Федот,7
сосед Калина Яковлев, ж Февронья Дорофеева, стары
Елистрат Софонов (Сафонеев), ж Ефимья Иванова, дети Федор,4, Арина,1
Иван Кириллов Головин, ж Агрофена Естифеева, дети Иван,женат, Авдотья,17
У Ивана жена Анна Трифонова
Тимофей Гаврилов Головин, ж Федосья Фомина, дети Савелий,женат, Прокофий,2, Настасья,17
У Савелия жена Авдотья Петрова
Афанасий Гаврилов,ж Дарья Трофимовна, дети Федосья,15, Маланья,3
Ермолай Патрекеев, ж Анна Трифанова, дочь Фекла,1
брат Иван Патрекеев,8
Итого 9 дворов
тот же фонд, дворцовы крестьяне и оброчные бобыли спаской трети Казанского уезда по Алатской дороге починок на Отарке речке (и рядом речка Руя) где точно располагался пока не ясно:
Андрей Федоров Булдаков, ж Агафья Сидорова, дети Дементий,8, падчерица Устинья,16
с ним племянники родные (брата Антона Федорова дети) : Панкрат, женат, Марк,11, Сысуй,6, Алексей,4, сестра их Марфа Федорова,16
У Панкрата жена Арина Игнатьева
Иван Устинов,стар, ж Анна Алексеева, дети Потап, Василий Бол., Василий Меньш,-женаты
У Потапа жена Анна Гаврилова, дети Степан,5, Игнат,3
У Василия Больш. жена Мавра Логинова, сын Григорий,3
У василия Меньш. жена Матрена Иванова
Фрол Гаврилов, ж Авдотья Петрова, дети Конон,10, Соломанида,7, Акулина,4
брат Исак Гаврилов,25
сосед Семен Емельянов Вот..ков, ж Степанида Еремеева, дети Игнат,10, Илья,4, Наталья,6
Итого 3 двора
Головины - см в Атары
1719 (1 рев.) стр193об 350-2-1080 (архиерейские и монастырские вотчины):
Села Спаского Атар тож
Марк,63, Мосей,60 - Алексеевы дети
Лука,Павел - Марковы дети
Федор Мосеев, пасынок Петр
Викул Устинов, у него Илья,40, Михайло,35
У Ильи сын Андрей,5
Андрей Семенов,45, сын Естифей
Алексей Фролов,44,сын Иван
Иван Леонтьев,80, сын Андрей,30
Сава Парфенов,40
Лука Евдокимов,60,сын Исак
Михаил Максимов,45, сын Егор,20
Евдоким Трифанов,30,сын Мартемьян
Степан Кондратьев,50,сын Михайло
Селиван Константинов,60, дети Сила, Патрекей
Борис Филиппов,30
Петр Ларионов,60, сын Харитон,30
Гаврило,35, Логин - Ивановы дети
Роман Васильев,70, сын Иван, пасынок Нефед Якимов
однодворцы:
Андрей,70, Григорий - Яковлевы дети, Андрея дети (имя пропущено),30, Матвей,20
(далее д. Кручинская*)
стр.195 - Села Атар Герасим Кирсантьев,30
(далее из https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11208/132290)
(л618) Уржумской округи Кукарской слободы Покровской церкви 1782 года апреля 8 дня
В Кукарской слободе Покровской мужеской монастырь состоял до 765 года а потом упразднен
и за выведением из него монашествующих в другии монастыри учреждена имеющаяся в нем
церковь приходскою при коей вподушной оклад неположенныя
Произведенной в том 765 году Кукарской Спасопреображенской церкви из диаконов священников
Тимофей Иванов сын Самарцов вдов - - 40
У него дети девки
Мария - - 16
Елена - - 12
Анна - - 10
Произведенной в нынешнем 1782 году диакон Филип Лаврентиев сын Олюнин - - 29
(л618об) Сунскаго заказа села Лудяны из поповских детей находившейся при Кукарской Троицкой церкви пономарем
Ево жена Акилина Максимова - - 29
Кукарской же слободы поповская дочь
У них дети
Иван - - 6
Васса - - 4
Определенной в 1774 году из поповских детей дьячек Стефан Максимов сын Кочкин - - 24
в 1764 году находился Вятской епархии в селе Пасеговском
У него жена Марфа Карпова - - 28
Яранскаго заказа села Пачей поповская дочь
У них дети девки
Катерина - - 3
Матрона - - году
Родная ево дьячка мать вдова поповская жена Матрона Павлова - - 63
Определенной в 779 году Кукарскаго заказа села Колобова их поповских детей пономарь Дмитрей Евсеев Добрачев холост - - 19
(л623) Уржумской округи села Атар Спасской церкви 1782 года марта 23 дня
В селе Атарах при Спаской церкви в подушной оклад неположенныя
Священник Мирон Изотиков сын Глазырев 34 умре в 1778 году
Ево жена Евлокия Яковлева 29 умре в 781 году
взятая споездом города Казани Богоявленской церкви дьячковская дочь
У них дети
Григорей 12 – 36 ныне при той же церкви священником, вдовой
Иван - - 7 обучает азбуку
Анна 4 – 22
Ирина 2 – 20
Марина - - 16
Параскева - - 15
Акилина - - 10
Священника Григория сын
Гавриил - - 10 обучает часослов
Диакон Иоаникий Никитин сын Порфириев 27 – 45 ныне в том селе священником
Ево жена Улита Яковлева 28 – 46
взятая споездом того села крестьянская дочь
У них дети
Дмитрий 2 умре в 765 годц
Симеон году умре в 765 году
Максим - - 14 холост, читать и писать обучен
Григорей - - 7
Анна - - 16
(л623об) Дьячек Фома Ермолаев сын Семаков 25 – 43 ныне в том селе диаконом
Ево жена Агафия Яковлева 22 – 40
взятая повыводу Кукарской слободы дворцовая крестьянская дочь
У них дети
Никита - - 9 обучает в часослове великое повечерие
Никита ж - - 6 обучает в часослове
Корнил - - 2
Параскева - - 17
Анна - - 11
У него ж диакона родной племянник дьячковской сын
Феодор Григорьев полугоду – 19 назначен пономарем
Ево жена настасья Федорова - - 20
взятая с поездом Уржумской округи Красноярской волости из деревни Хмелевки крестьянская
дочь
Пономарь Никита Стефанов сын Якимовых 25 – 43
Ево жена Авдотья Зиновьева 22 – 40
взятая с поездом того ж приходу починка Малкова крестьянская дочь
У них дети
Осип году – 19 холост, ныне при той же церкви дьячком
Тимофей - - 17 холост, читать и писать обучен, обучается петь
Иван - - году
Акилина - - 12
Параскева - - 9
Агафья - - 7
Наталья - - 4
Определенной в 774 году Кукарскаго заказа села Ишлыка из дьячковских детей Иван Дмитриев сын Попов вторым дьячком - - 24
Жена ево Федосья Феодорова - - 23
(л624) взятая с поездом Уржумскаго уезда Красноярской волости деревни Фадеевской
крестьянская дочь
У них дети
Николай - - 2
Евдокия - - полугоду
1762 (3рев.) 350-2-1165 стр404 починка Отарок:
Покровского монастыря починка Отарок:
выборный Терентий Семенов Усков,40 (Семена Корнилова сын)
Еще есть Атары
Итого:
1. Атары (Спаский приход) - возник позднее 1647г
2.Атары (Ильинский-Вознесенский приход (волости Немдеж) - самый ранний нп по писцовым книгам Казанского уезда, основан ранее 1647г:
Деревня Занемдежская, Давыдкова то ж, на речке Немде же и на речке Атарке: пашни и лесные розчисти семь длинников, три поперечника, итого дватцать одна десятина в поле, а в дву по тому ж; опричь того, что в той ж деревне пашенная земля Кукарского монастыря и писана себе особно. Починок Атары на речке Атарке: пашни и лесной розчисти три длинника, семь поперечников, итого дватцать одна десятина в поле, а в дву по тому. // (л. 411 об.)
3. Атары (Усцовы): от села Петровского (Ишлык тож) по другой стороне реки Вятки починок Ивашка Устцова мелника на речке на Суводе на горе: пашни и розчисти два длинника, три поперечника, итого шесть десятин в три поля, а в одно поле // (л. 424) две десятины, а в дву по тому ж.
Займище села Петровского (Ишлык тож) попа Михея на горе: пашни и розчисти один длинник, три поперечника, итого три десятины в три поля, а в одно поле десятина, а в дву по тому ж.
Кукарского монастыря Покрова Богородицы и Предтечи Иванка за рекою Немдою починок вверх реки Немды у ключа и у озерка: пашни паханые три длинника, полтретья поперечника, итого полосмы десятины в поле, а в дву по тому ж; да лесом поросли полтретья длинника, два поперечника, итого пять десятин в поле, а в дву по тому ж.Того ж Кукарского Покровского монастыря за рекою Немдою ж села Ильинского в оброчной деревне Занемдежской, Давыдкова то ж, на речке Немде же и на речке Атарке пашни паханые один длинник, три поперечника, итого три десятины в поле, а в дву по тому ж; // (л. 425) да лесной поросли и розчисти три длинника, два поперечника, итого шесть десятин в поле, а в дву по тому ж.
Второй пункт относится к д. Атары Советского района https://rodnaya-vyatka.ru/places/73923
А по пункту 3 винегрет получается, на другой стороне Вятки от Ишлыка на реке Суводе на горе. Так можно описать местоположение села Ишеть. В последнем абзаце упоминаются реки Немда и Атарка, можно отнести к д. Атары.
Перепись 1710г, где Колпаковы - вероятно это Атары №4
Куземки Колпакова да Ивашка Третьякова да Макарка Бабина два длинника, четыре поперечника без чети, итого полсемы7 десятины в поле, а в дву по тому ж. И та земля пуста бежали во 158-м году. // (л. 398)
https://сувары.рф/ru/content/piscovaya-kniga-kazanskogo-uezda-1647-1656-godov
1716 350-1-435 стр412об:
Корнила Иванов сын Мартынов,80, вдов, уроженец Кукарского Спаского монастыря деревни Отарок, монаст.кр-н, сошел 9л назад на ясак умершего Федора Семенова на1/8.
С ним Иван Ермолаев Бобров,45(...)
Источник: Гос. архив Алтайского края (ГААК) Ф3 О1 Д678 - Алфавитная книга учета переселенцев в Алтайском горном округе по приписным приговорам старожилов, стр 31
Переселенцы, прибывшие в деревню Красноярскую, Ординской волости, Барнаульского уезда, Томской губернии в 1886 году:
Малькова Анна Павлова (Вятская губ, Уржумский уезд, Лебяжская вол, деревня Атары)
Исповедная роспись Спасского прихода села Атары за 1790 год https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QS7-99ZJ-LVW1?i=344&cat=827445