Атары (Спаское)

Тип: село
Статус: ныне не существует

село Атары: Спасская церковь 
Первая деревянная церковь была построена в 1687 году, вторая деревянная холодная и позднее теплая - в 1740 году. В 1809 году освещена каменная церковь.

В 1731 году вследствие ветхости церкви было разрешено построить новый деревянный храм, который освятили в 1734 году. Через шесть лет епископ Казанский Лука дал благословение на постройку тёплой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В архивных документах за 1775 год упоминаются 188 дворов на приходе. В 1800 году было получено благословение Преосвященного Амвросия на возведение в Атарах каменного храма, который был построен на возвышенном месте в 1809 году. Вместе с ним по причине затопляемости берега Вятки из низины «поднялось» и село. Указом духовной консистории деревянную Спасскую церковь было разрешено разобрать (Введенский храм обветшал ещё раньше), но и в 1833 году, по воспоминаниям И.Я. Порфирьева, она стояла в развалинах на берегу реки и в ней играли дети. Основным занятием местных жителей было 
землепашество и отхожий промысел, но многие крестьяне занимались разбоем. В 1910 году приход атарской церкви состоял из 39 селений с русским населением в количестве 5176 человек. В 1912 году здесь было три земских школы (Казакова Д. Среди глухого леса... Вятский епархиальный вестник. №9 (371). 2018. С.11).

Храм имел три престола: в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в честь Пресвятой Богородицы и во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Стенная живопись выполнена в 1894 и 1900 годах. Приход состоял из 40 селений, в деревне Толстик имелась часовня. Причт состоял из двух священников и двух дьячков. Одним из самых замечательных и выдающихся священников был протоиерей о. Николай Люминарский (1833-1911гг), последним – о. Иоанн Семенов (с 1905 по 1938гг); Последнее место служения – молельный дом д. Дворец. Сын последнего диакона о. Григория Домрачева, Иван Григорьевич, погиб в бою 7 декабря 1941 года. 
Престольный праздник был в Троицу, церковно-приходской школы не имелось.
Церковь закрыта в 1939 году.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      former_settlement
      former_settlement
      former_settlement
      former_settlement
      former_settlement
      old_photo
      old_photo
      former_settlement
      former_settlement
      former_settlement
      Центральный вход в Спасскую церковь (с. Атары), июнь 2017 г
      former_settlement
      Внутри Спасской церкви (с. Атары), июнь 2017 г
      former_settlement
      Внутри Спасской церкви (с. Атары), июнь 2017 г
      former_settlement
      За зданием Спасской церкви (с. Атары), июнь 2017 г
      former_settlement
      Проход в церкви, заложен, стены отбиты, июнь 2017 г
      former_settlement
      Проход на колокольню, июнь 2017 г
      former_settlement
      Рядом со зданием церкви, видны камни ограды по периметру, июнь 2017 г
      former_settlement
      Спуск к Вятке, в этой низменной части у реки, предположительно, располагался первый деревянный храм, которой был позже перенесен на гору и перестроен
      former_settlement
      Подход к атарскому кладбищу, июнь 2017 г
      former_settlement
      Надгробный камень на атарском кладбище, апрель 2021 г
      document
      Опросный листок с. Атары 1877-1883 гг. (ЦГАКО 534-1-782) С.3
      document
      Опросный листок с. Атары 1877-1883 гг. (ЦГАКО 534-1-782) С.3об
      map_fragment
      Фрагмент карты Ф. Чернова с границами территорий Арской и Алатской дорог, а также указанием с. Отары (Атары) (1779 г.)
      old_photo
      Вид на село Атары
      map_fragment
      План генерального межевания Уржумского уезда 1796 г.
      old_photo
      с. Атары, ср. 1960-х (сакан-фото из сборника "Родословная сел и деревень Лебяжского района")
      old_photo
      Вид на Атарскую луку с противоположного берега, фотография 1960х годов
      former_settlement
      Атарская церковь, 2024 г.
      old_photo
      Фотография из Атарской пристани на берег с с. Атары, 1965 год
      old_photo
      5 класс Атарской школы, 1948 г.
      old_photo
      Фотография Веры Люминарской
      people
      Похороны В. Люминарской в селе Атары, 9.03.1960
      document
      Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии, рукопись, 1909 г. с. Атары №637 (ЦГАКО 1404-1-5)
      document
      Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии, рукопись, 1909 г. с. Атары №637 (ЦГАКО 1404-1-5) об.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      После дожля//////After rain (WERMUT)
      После дожля//////After rain (WERMUT)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1710, РГАДА 237-1-154, 1710 г.
      2760168в селе Спаском Атары тож[+]Казанская губернияАлатская дорога, вотчина Кукарского Покровского манастыря4Σ 19370об
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-139, 1716 г.
      3050011село Спаское Отары тожКазанская губернияАлатская дорога, Архиерейские вотчины, Кукарского Покровского монастыря11об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1080, 1719—1721 г.
      3170278села Спаского Атары тожКазанская губернияАлатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины193об—194
      3170295села АтарКазанская губернияАлатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины, детей их и церковных причетников и свойственников их♂ 1195об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1081, 1719 г.
      3180352село Атары починок Коряков починок что на СуводиКазанская губернияАлатская дорога, Кукарского Покровского монастыря в Суводцких починках365—365об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1088, 1720 г.
      3200010села Отар Спаские церквиКазанская губернияАлатская дорога9—9об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1091, 1720—1721 г.
      3210252села ОтарыКазанская губернияАлатская дорога62
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1104, 1721—1725 г.
      3220714села Спаского Атары тожКазанская губернияАлатская дорога, Архиерейские и монастырские вотчины♂ 37159об—160
      3220741в селе АтарахКазанская губернияАлатская дорога, в ясашных167
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850270село ОтарыКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыряманастырские крестьяне♂ 2616233—16300627—628об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1149, 1748 г.
      2880242села АтарКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыряис крестьян25636об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1151, 1748 г.
      2890230в селе АтарахКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Лебяжская дворцовая волость, вотчина Кукарского Покровского монастыряманастырские крестьяне♂ 109865—9874233—233об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1165, 1762 г.
      150051села АтарКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, [вотчины] Кукарского Покровского монастыряэкономические крестьяне♂ 29 ♀ 33340—345
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1169, 1762—1764 г.
      2700099села АтарКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, [вотчины] Кукарского Покровского монастырякрестьяне♂ 29 ♀ 33557—561
      Примечание: 4 ноября 1763

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0603040селоОтарыУржумская округаКрасноярская волостьекономических391, л. 203 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      16130Отары (Атары)с. каз.при ручьеУржумский уезд,
      Стан 2
      По проселочной дороге, между первым станом и границей уезда Уржумского с Яранским80451899110209Церковь православная 1.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      19783село АтарыВятская губерния, Уржумский уезд,
      Рождественская волость, Рождественский район
      с. Атары, Спасская ц.
      (церковь в этом селении)
      Вятка → Кама15105плотник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      10150401селоАтары (Дворец)Уржумский уездРождественская волость, Рождественский район3876109185[-]1, ч. II, отд. II, табл. 1, с. 2
      Сословие (разряд)
      Народность
      3876109185
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 2. Уржумский уезд. - Вятка, 1887.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      100546селоАтарыУржумский уездРождественская волость2263711341, л. 819 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/10.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мари
      7-02-004селоАтары, Бешбалда, СпасскоеУржумский уезд,
      Лебяжская волость
      Атарский27 км208285479133

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1421202001селоАтарыКировская областьЛебяжский районАтарский с/с (ц.)1111192301. сторожка СТФ; 2. сторожка конюхов; 3. школа[-]
      Источники: [1, л. 259 ↗; 2, л. 427 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      240201селоАтарыЛебяжский районАтарский сельсовет27891, л. 452
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      15050селоАтарыЛебяжский районЕлькинский сельсовет12

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      237939развалиныАтары

      Реестр нормализованных названий ранее существовавших географических объектов, зарегистрированных в АГКГН на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный районСнят с учётаПримечание
      20140деревняАтарыОтарыЛебяжский район22.02.1982Решение Кировского облсовета №4/110 от 22/02/1982.

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Спасская церковь

      Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      2651800Грамота Преосвященного Амвросия на построение в с. Атарах, Уржумск. у., вместо ветхой деревян. Спасской церкви, вновь каменного храма во имя Нерукотворенного Спасова образа с приделами в честь входа во храм Пресвятой Богородицы и Св. Равноапостол. князя Владимира. 1800 г. 7 Марта.

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село АтарыСпасская церковьЯранский уезд1-й благочиннический округ
      №13, с. 440

      305. Спасская в селе Атарах.

      Построена в 1809 году, каменная. Престолов три: в холодном храме в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в теплом в честь Введения во храм Пресв. Борогодицы и во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира.

      При церкви состоят два священника и два дьячка. У всех имеются собственные дома. Причт пользуется 2 дес. 210 саж. усадебной земли, а 33 дес. пахатной церковной земли находятся во владении прихожан, за что причт получает от них мерную ругу.

      В приходе 40 селений, расстоянием от церкви не далее 8 в.; прихожан 2415 м. п. и 2741 ж.

      Село Атары от г. Вятки в 150 в. Ближайшия села: Ситьма и Мокино в 10 в. и Ишлык в 12 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Атарская - Спасская, церковь приходскаяЯранский уезд2-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 2289, жен.п.: 2663. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 1687.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      АтарскоеСпасская (Уржумского уезда)Яранский уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село АтарыСпасская церковьЯранский уезд2-й благочиннический округ

      1) Село Атары – Спасская церковь, каменная, построена в 1809 г.; расстоянием от г. Вятки в 140 в., от уездного города в 70 вер., от благоч. в 20 в.; часовня Толстиковская, деревянная, постр. в 1859 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 д., 2 пс.; квартиры для причта казенные, кроме свящ. Добринского, который получает квартирное пособие по 10 р. в месяц; земли: усад. 4 д. 210 с., сен. 1 д. 38 с., под церк., оградою и кладб. 3 дес. 2211 с.; братский денежный доход: по общей кружке св. 276 р. 30 к.; диак. 184 р. 20 к., пс. 92 р. 10 к., по частной кружке: 1 св. 282 р. 39 к., пс. 94 р. 13 к., 2 св. 331 р. 50 к., пс. 110 р. 50 к., диак. 204 р. 63 к.; руги на весь причт собир. до 200 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: прав. рус. 2478 м. п., 2688 ж. п.; приход состоит из 39 сел., расст. 1 – 8 в.

      Село расположено на правом берегу р. Вятки. В приходе три школы земские. Занятие прихожан – хлебопашество и отхожий промысел.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. АтарыСпасская церковьЯранский уезд2-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 38 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.

      Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].

      № (код)Город или село, церковьЗаписей[-]УездБлагочиннический округ
      268Атары (Атарское), село (Уржумского уезда). Спасская церковь18[-]Яранский уезд2-й благочиннический округ
      Список лиц, погребенных в церковной ограде Спасской церкви села Атар Уржумского уезда Вятской епархиис. 379
      «Под сим камнем покоится прах священно-диакона Михаила Иоакимова Васнецова, родился 1829 года, умер 1869 год[а] январ[я] 10».с. 379
      «Под сим камнем покоится раба Божия Мария Николаева Васнецова, род. 1833 г., умер[ла] 1899 г. окт. 15». Жена М. И. Васнецова.с. 379
      «Под сим камнем покоится тело иерея Гавриила Григориева Глазырина, умер 1838 года февр. 22, священствовал 30 лет». «Творец, небесный Вседержитель, будь его хранитель, всели и упокой со Святыми».с. 379
      «Здесь покоится тело вдовы священника сей церкви Гавриила Григориева Глазырина жены Анастасии Филипповой, родил[ась] 1771 г. в с. Колянуре Яранск[ого] у. от священника Филиппа Львова Куклина, умер[ла] 1854 г. 3-го марта на 85[!] г.».с. 379
      «Здесь покоится прах раба Божия свящ[енно]-диакона Димитрия Гавриилова Глазырина, умер 1853 г. 1 апр.».с. 379
      «Здесь покоится тело священника сей церкви Гавриила Иоаннова Двинянинова, род. 1820 г. 6-го июля, умер 1854 г. 19 февр. на 19-м1 году священства». «Отрекшись мира благ, / Их бедным раздавал, / От них не чая что, / На Бога уповал, / За что и в небесах / Увенчан он наградой, / Что будет и для вас / Бесценною отрадой».1 Так в донесении (ошибка в числе лет священства, иначе получается, что стал священником в 16 лет).с. 379
      «Здесь погребена священническая жена Александра Михаилова Люминарская, род. 1837 г. 13 апр., скончал[ась] 1864 19 авг.». Жена священника Александра Ивановича Люминарского, урожденная Филимонова.с. 379
      «Здесь покоится тело рабы Божией Евлампии Ермолаевны Люминарской, умерла 1884 г. 18 окт.». Жена умершего диакона Иоанна Александровича Люминарского, урожденная Ермина.с. 379
      «Под сим камнем погребено тело священника Александра Ипполитова Лятушевич, род. 1837 г. 22 февр., умер 1864 г. 26 июл[я], в сане иерея был 1 месяц 27 дней, в супружестве 9 месяцев».с. 379
      «Под сим камнем погребено тело рабы Божией священнической жены Евгении Василиевой Лятушевич, род. 1845 г., умер[ла] 1891 г. 13-го июля». Урожденная Покровская.с. 379
      «Под сим камнем покоится тело священника Василия Львовича Покровского, родился 1820 г. декаб[ря] 25 д[ня], скончался 1895 г. апр. 30 дня, в сане священника служил 51 год, в том числе 40 лет при сем храме».с. 379
      Покровская (урожденная Двинянинова) Пульхерия Иоанновна. «Здесь погребено тело рабы Божией Пульхерии Иоанновой, жены священника сей Спасской церкви, род. 1826 г., сконч. 1857 г. 25-го июня на 32 г. от рожд[ения] и на 14 году в супружестве». «Воскресший мой Господь Создатель, / Благ в жизни был Ты мне податель, / Теперь же я прошу о благе мне одном, / Когда придешь судить Ты праведным судом, / Избавь меня Геенской муки / И не будь со мной в разлуке». «Ангел мой хранитель, / Ты в жизни был мне Покровитель, / Твой долг хранить меня и ныне, / Покров твой нужен мне, рабыне, / Но паче охрани тогда, / Когда труба предвозвестит день Страшного суда». Жена В. Л. Покровского.с. 380
      «Здесь погребено тело млад[енца] Калерии, дочери священника Василия Покровского, род. 1857 г. 3 июн[я], умер[ла] 1857 г. 5-го июля». Дочь В. Л. и П. И. Покровских.с. 380
      «Здесь погребено тело млад[енца] Марии, дочери священника Василия Покровского, род. 1853 г. 1-го март[а], ум. 1855 г. 2 авг.». Дочь В. Л. и П. И. Покровских.с. 380
      «Здесь погребена Антонина Михайловна Покровская, жена священника, родилась 1862 года, умерла 1901 г. 10-го октября». «Ангеле хранителю, не отступи от меня! Мати Божия, сохрани чад моих под кровом Твоим!» Жена Владимира Покровского, урожденная Шабалина.с. 380
      «Под сим камнем покоится тело священноиерея Михаила Георгиевича Сырнева, умер 1846 г. мая 1 дня». «Покойся, прах, нам весьма милый / До страшной ангельской трубы, / Мы станем здесь же, над могилой, / Молить Тебя, Господь судьбы». «Время все сокрушает, но память о тебе будет переходить из рода в род, сиять ярким лучом на небосклоне прошедшего твоего жития, глубоко запавшего в сердца».с. 380
      «Под сим камнем покоится тело рабы Божией Олимпиады, дочери священника Михаила Сырнева, род. 1842 г. июня 15, умерла 1842 г. 8 дек.». Дочь М. Г. Сырнева.с. 380
      «На сем месте погребено тело рабы Божией Александры, дочери бывшего священника Михаила Сырнева, род. 1846 г. апр. 14, умер[ла] 1846 г. 29 декаб[ря]». Дочь М. Г. Сырнева.с. 380
      РГИА, ф. 549, оп. 2, д. 9, л. 197–199. В виде таблицы из 4 граф: «Фамилия, имя и отчество умершего», «Сословие», «Время рождения и смерти и прохождение службы», «Надгробные надписи». Текст надгробных надписей разделен между 3-й и 4-й графами, сделана реконструкция. Подписали священники Иоанн Семенов и Василий Добрынский, псаломщики Алексий Зеленин и Михаил Свечников.с. 380

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Добавил СНМ-1926.

      Аватар пользователя Victor

      На Троицу, на Народное гуляние,люди съезжались, можно сказать, что от Советска до Лебяжья. Был один раз, но запомнил на всю жизнь, такого ни где,больше, не видел. Если не ошибаюсь, то в 1977г.

      Аватар пользователя дмитрий76

      Метрическая книга Богородицкой церкви с.Бельского Глазовского уезда за за 1895г, часть1 (ГАКО, ф.237, оп.227, д.429):

      Л.15, №50, 14 Февраль, Иоанн. Уржумского уезда, прихода с.Атарь, Рождественской волости, местожительства того же села крестьянин Александр Козьмин Колпаков и законная жена его Надежда Васильева.

      Аватар пользователя Родыгина Анна

      В р-не с.Атары расположен пляж с белым кварцевым песком, который при ходьбе по нему издаёт скрипящий звук. Поэтому эту территорию называют "Поющие пески". 
      Источник: https://tonkosti.ru/«Поющие_пески»_у_деревни_Атары

       

      Аватар пользователя дмитрий76

      ЦГА УР, ф.134-1-1164А. Исповедные росписи Спасской церкви с.Атары за 1790 год

      пленка 2142790, файлы 0344-0400.

      Спасибо за ценные данные!
      Пожалуйста, подскажите, а в Вашем обширном фотоархиве есть ли еще какие-либо данные - исповедные росписи, метричекие книги или ревизские сказки - по с. Атары?

      Аватар пользователя дмитрий76

      Пожалуйста! Фотоархив не мой, это на ГуглДиск качает сканы с сайта ФэмелиСерч, пользователь сайта ВГД "адмирал21".

      "Поднимитесь" (в ГуглДиске), чуть выше и найдете "Описи", может там сможете найти Атары. Я нашёл случайно. В названии дела (№1164А) Атары не упоминаются (Название: "Духовные росписи прихожан по приходам церквей сел: Красноярское, Балезинское, Сосновское, Дебесское за 1790, 1874 гг.")          

      Большое спасибо за информацию!!! Попробую поискать по имеющимся фондам, описям и делам.

      Аватар пользователя дмитрий76

      "Лебяжье и Со(компания)", иногда, "проскакивает" в архиве ЦГА УР, посмотрите мои комментарии (в моем профиле), я уже всего не помню, что-куда писал

      Из воспоминаний И.Я. Порфирьева, профессора русской словесности Казанской Духовной Академии, о селе Атары и свой семье (1886 г.):
      "Я родился 23 сентября 1823 года в селе Атарах (Атары) Уржумского уезда Вятской губернии. Батюшка мой был священником этого села: отец Яков Максимович Порфирьев, а матушка – Екатерина Николаевна, урожденная Курочкина.
      Род батюшки был крестьянского происхождения. Отец его, отец Максим [дед И.Я.Порфирьева служитель Атарской церкви на нач. XIX в.], хотя тоже был священником, но был сын крестьянина. Между крестьянами Атар еще во время моего детства было много родных батюшки. Из них в моей памяти остался только один – Матвей Иванович Аверьянов, выслужившийся из крестьян офицер. Он еще при мне жил в Атарах. Потом перешел в город Нолинск на должность соляного пристава... Отец Максим прозывался Перфильевым, Порфирьевыми стали называться его сыновья: Иван, Авраамий и Яков [отец И.Я.Порфирьева]. Все они уже учились в семинарии и были потом священниками. Иван Максимыч – в селе Кырмыже, Авраамий Максимыч – в Шурминском заводе. А батюшка Яков Максимыч остался в своем родном селе Атарах.
      Об отце Максиме мне мало известно. В живых я его уже не застал или уже не помню; помню только его жену, бабушку Акулину Ивановну, которая жила так долго, что, как говорили тогда, уже выжила из ума, от старости у ней было так много странностей, что ее считали помешанной и ее держали не в самом доме, а в отставной избе. Сердитая и брезгливая, здесь она жила на печи или на полатях. Отец Максим считался богатым человеком.
      Село Атары с церковью во имя Спаса Всемилостивого сначала находилось на самом берегу реки Вятки, потом, вследствие того, что вода затопляла берега, было перенесено кверху на гору, более чем на полверсты от берега. Это случилось при отце Максиме. На старом месте села еще в мое время стояла в развалинах старая деревянная церковь, мы, дети, часто бегали к ней играть.
      ...село находилось на самом берегу р.Вятки. По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь, воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно...
      Батюшка рассказывал, что даже в то время, когда он был священником, примерно в 20-х годах [1820-х годах], в один вечер вдруг к нему в дом является один мужик из разбойничьей деревни и заведомо считавшийся разбойником. Севши за стол, он вынимает из-за пазухи пистолет и, положив его на стол пред собою, начинает просить у батюшки денег взаймы 100 рублей, обещаясь возвратить их в срок. При такой обстановке отказать, конечно, было нельзя. Батюшка не только дал разбойнику денег, но и напоил его водкой. «Ну, о.Яков, – сказал угостившийся разбойник – за твое одолжение и угощение я расплачусь с тобой, беспременно. Приходи ко мне за деньгами в такой-то день». Когда настал этот назначенный день, батюшка долго в сильном страхе колебался, идти или не нет. Но 100 рублей, хотя бы и ассигнациями, в то время для сельского священника были большая сумма, и он решился идти. Разбойничья деревня была недалеко от села, только переехать на другой берег Вятки. Разбойник оказался дома налицо. Завидев батюшку, он встретил его и привел в избу. Посадив за стол на лавку, он спросил его: «Что, батюшка, за деньгами пришел?» А сам, взявши нож, начал точить его. В то время продолжал разговаривать. Батюшка ни жив, ни мертв, как говорится, сказал, что действительно за деньгами, если милость будет, а то он может еще обождать. «Ну, хорошо, хорошо, сейчас заплачу». И действительно вынес ему 100 рублей. «Спасибо, – сказал он, – что тогда из беды выручил».
      При отце Максиме село Атары было перенесено на гору; при нем построена каменная церковь [1809 г.], отделана, впрочем, была при этом только теплая церковь, иконостас же в холодной церкви устроен был уже при батюшке. И я уже помню, как резали резьбу и золотили; мне тогда было уже около девяти лет. О.Максим в новом селе построил новый хороший дом деревянный.
      Село Атары было двухштатное, с двумя священниками, дьяконом и четырьмя дьячками. Другой священник был старичок о. Гавриил Глазырин, дьяконом был его сын о.Димитрий. Дети его Иван и Алексей были моими сверстниками, мы долго вместе с ними воспитывались дома и долго учились в училище. Жена о.Гавриила была моей крестной матерью.
      Несмотря на то, что в Атарах батюшка родился, вырос и был уже девять лет священником, он нашел нужным их оставить и переселиться в другое село. Во-первых, Атары было бедное село и собиравшихся доходов далеко не хватало на содержание уже значительно в это время увеличившегося семейства [Порфирьевых], во-вторых, приход в этом селе был самый беспокойный, село было на одной стороне Вятки, а приход на другой, противоположной. Так что при всякой требе, при всяких сношениях с приходом нужно было переезжать через Вятку на пароме или на лодке, во всякую погоду и во всякое время.
      Другим после рыболовства занятием в Атарах было пчеловодство. В счастливые годы на пчельнике батюшки число ульев доходило до 150. Пчельник находился не в самом селе, а в деревне у одного богатого мужика, который ближайшим образом и заведывал всеми пчелиными делами и за это получал себе половинную часть меду, который собирался со всех ульев.
      Заметную черту в хозяйстве батюшки составляла еще обработка хмеля. В капустном огороде был порядочный хмельник, из которого собиралось такое количество хмеля, что его не только хватало для домашнего употребления, но оставалось для продажи.
      На Атарскую колокольню приобрели новый, довольно большой для села колокол. Привоз колокола и особенно процесс его поднимания на колокольню подняли на ноги не только все село, но и весь, можно сказать, приход. Особенно сильное они произвели впечатление на нас, детей. Мы стали повторять то, что видели, в своих играх или играть в колокола. Под крыльцом отставной избы в нашем доме лежали кирпичи и булыжники. Мы на веревочках поднимали их кверху, привешивали к потолку, представляли их колоколами и таким образом устроили из камней и кирпичей воображаемую колокольню. Мы, как дети священника, чаще бывали в церкви и, видя богослужение, повторяли его дома. Для холодной церкви делали иконостас.
      По слабости моего сложения родители меня уж слишком берегли и держали меня больше при себе и около дома, а не выпускали на все четыре стороны, как это делается с сельскими ребятами. Из крестьянских детей мы сходились только с теми, которые были в родственных отношениях...
      Вот и все, что сохранилось в моей памяти о моем первоначальном детстве в Атарах. Несмотря на простоту обстановки и малосодержательность этой жизни, я всегда любил и особенно на старости лет люблю переноситься в это время. Судьба не позволила мне быть потом в Атарах ни однажды, но как часто и сильно мне хотелось взглянуть на старое село, старую церковь, старый дом, на все те места, которые остались у меня в памяти и о которых я упомянул выше. Из Атар мы уехали в 1833 г., когда мне было 10 лет."
      Порфирьев И. Я. Краткая записка о моем роде-племени и моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии // Герценка: Вятские записки. Киров, 2006. Вып. 10. С. 150–198. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/index.php?NUMBER=number10 

      При рассмотреннии ревизских сказок по с. Атары натолкунулся на дополнение к "1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1081, 1719 г." Таже ревизия листы 193об—194, ссылка:

      https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/1/1-0483

      Ранее был указан лмшь один двор на листах 365—365об (1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1081, 1719 г.)

      Аватар пользователя Alexender

      Станислав, спасибо! Привязал.

      Аватар пользователя osokins

      350-1-139 1716:

      Село Спасское Атары тож (архиерейские вотчины, Кукарского Покровского монастыря вотчины) в нем двор монастырский скотный, живут сконтники:

      слушка Игнатий Данилов, 30, ж Мавра Степанова,27, сын Филипп,9

      дворы крестьянские:

      Семен Семенов Колпаков,50,ж Степанида Григорьева,46, дети Никифор,23, Матрена,15

      Федор Трофимов,80,ж Ефимья Петрова,70, сын Родион,25, ж Авдотья Иванова,25, дочь Прасковья,8

      Лука Антонов Милютин, 70,ж Авдотья Алексеевна,60, дети Сысуй,20, Петр,12, Лисафья,13, Марфа,8, 

      У Сысуя жена Мавра Иванова,18

      пасынок Савелий Софронов,14

      починок на речке Суводи, в нем двор монастырский скотный, в нем сконтник Кузьма Леонтьев,90, да вдова Ивана Емельянова - Федосья Тимофеевна,70

      дворы крестьянские:

      Андрей Яковлев Кормщиков*,25, ж Авдотья Иванова,23

      сестра его Акулина,17

      отец его Яков Филиппов ум как 4-й год, мать Арина Федотова ум 2 г назад.

      Лука Абросимов Калинин,80,ж Матрена Яковлева,70, сын Иван,25,ж Дарья Титова,25

      Мосей Филиппов Гребенев, 82, сын Веденикт,33, ж Арина Тимофеевна,30, сын Антип,12

      Андрей Степанов Савельев(Савиных),60,ж Прасковья Нифантова,60, сын Савин,15

      в починке Корякине:

      Семен Логинов Чертищев,70,вдов,пасынок Терентий Фролов,37, ж Манельфа Анорьева(Андреева),35,дети Дмитрий, 18, Василиса,18*, Арина,9, у Дмитрия жена Анна Данилова,20

      Василий Корнилов,80, ж Анна Алексеевна,70, дети Федор,40, Петр,26,Григорий,15, Авдотья,30, Прасковья,20

      У Федора жена Анна Яковлевна,35,дочь Варвара,8

      У Петра жена  Акулина Степанова,23, дети Катерина,2, Авдотья,1

      с ними в другой избе брат (Семена) двоюродный Никита Данилов Коряков,66, ж Арина Петрова,60, дети Петр,27, Евдоким,25 - женаты, Корнила,20,холост, Анна,17, Дарья,16

      У Петра жена Агрофена Никифорова,25

      У Евдокима жена Евдокия Кириллова,25

      дочь (Василия) Марья выдана в село Ошеть Вятского уезда за Ивана Трифанова

      Сава Фомин,56, ж Арина Васильева,60, дети Авдотья,6, Агрофена,2

      сосед Сава Устинов,50,ж Федора Федорова,60, дети Семен,18, Наталья,16, Арина,14

      по прежней переписи у него во дворе писан Клим Евсеев(ум), ж его  Васса вышла замуж в Кукарскую слободу за Макара Телегина (там ум), дочь Катерина выдана в с.Ошеть за Ивана Семенова.

      Федор,40, Осип,30 - Епифановы дети

      У Федора жена Васса Иванова,38, дочь Агафья,5

      У Осипа жена Марья Яковлева,30

      Итого за Кукарским монастырем по Алатской дороге 16 дворов 

       

      Далее с. Борисоглебское

       

       

       

       

       

       

      Аватар пользователя osokins

      350-1-135 1710 к Кукарской слободе дворцовые кр-не в д. Отары:

      Леонтий Фомин,ж Марфа Тимофеевна, сын Никита,5, приемная девка Авдотья Афанасьева,15

      с ним в особ. избе сосед Андрон Тихонов, ж Арина Михайлова, дети Ульяна,7, Арина,4

      Василий Андреев, ж Агрофена Кондратьева, дети Андрей,7, Степан,1

      вдр. избе сосед Карп Агафонов, ж Василиса Мокеева, дочь Катерина,3

      Мартын Кириллов, ж Авдотья Савельева, дети Федот,3, Ефим,1

      с ними сноха, вдова ум брата Кузьмы Кириллова - Арина Самойлова,дети Артемий, женат, Агафья,10

      У Артемия жена Аксинья Афанасьева

      Григорий и Афанасий Кондратьевы дети Голомидовы.

      У Григория жена Федосья Тимофеевна, дети Иван,12, Алена,10

      У Афанасия жена Степанида Игнатьева

      сосед их Юда Семенов, ж Матрена Филиппова, сын Пантелей,12, приемыш Марья Ефремова,10, его же дочь вдова Федора Юдина

      Еремей Леонтьев, ж Мавра Тимофеевна, дети Кирилл, Трофим, женаты, Ерофей,15, Авдотья,10

      У Кирилла жена Дарья Иванова,дочь Татьяна,2

      У Трофима жена Ненила Васильева, дочь Катерина,1

      Федор Тихонов, ж Василиса Мокеева,сын Федот,7

      сосед Калина Яковлев, ж Февронья Дорофеева, стары

      Елистрат Софонов (Сафонеев), ж Ефимья Иванова, дети Федор,4, Арина,1

      Иван Кириллов Головин, ж Агрофена Естифеева, дети Иван,женат, Авдотья,17

      У Ивана жена Анна Трифонова

      Тимофей Гаврилов Головин, ж Федосья Фомина, дети Савелий,женат, Прокофий,2, Настасья,17

      У Савелия жена Авдотья Петрова

      Афанасий Гаврилов,ж Дарья Трофимовна, дети Федосья,15, Маланья,3

      Ермолай Патрекеев, ж Анна Трифанова, дочь Фекла,1

      брат Иван Патрекеев,8

      Итого 9 дворов

       

      тот же фонд, дворцовы крестьяне и оброчные бобыли спаской трети Казанского уезда по Алатской дороге починок на Отарке речке (и рядом речка Руя) где точно располагался пока не ясно:

      Андрей Федоров Булдаков, ж Агафья Сидорова, дети Дементий,8, падчерица Устинья,16

      с ним племянники родные (брата Антона Федорова дети) : Панкрат, женат, Марк,11, Сысуй,6, Алексей,4, сестра их Марфа Федорова,16

      У Панкрата жена Арина Игнатьева

      Иван Устинов,стар, ж Анна Алексеева, дети Потап, Василий Бол., Василий Меньш,-женаты

      У Потапа жена Анна Гаврилова, дети Степан,5, Игнат,3

      У Василия Больш. жена Мавра Логинова, сын Григорий,3

      У василия Меньш. жена Матрена Иванова

      Фрол Гаврилов, ж Авдотья Петрова, дети Конон,10, Соломанида,7, Акулина,4

      брат Исак Гаврилов,25

      сосед Семен Емельянов Вот..ков, ж Степанида Еремеева, дети Игнат,10, Илья,4, Наталья,6

      Итого 3 двора

       

      Аватар пользователя osokins

      1719 (1 рев.) стр193об 350-2-1080 (архиерейские и монастырские вотчины):

      Села Спаского Атар тож

      Марк,63, Мосей,60 -  Алексеевы дети 

      Лука,Павел - Марковы дети

      Федор Мосеев, пасынок Петр

      Викул Устинов, у него Илья,40, Михайло,35

      У Ильи сын Андрей,5

      Андрей Семенов,45, сын Естифей

      Алексей Фролов,44,сын Иван

      Иван Леонтьев,80, сын Андрей,30

      Сава Парфенов,40

      Лука Евдокимов,60,сын Исак

      Михаил Максимов,45, сын Егор,20

      Евдоким Трифанов,30,сын Мартемьян

      Степан Кондратьев,50,сын Михайло

      Селиван Константинов,60, дети Сила, Патрекей

      Борис Филиппов,30

      Петр Ларионов,60, сын Харитон,30

      Гаврило,35, Логин - Ивановы дети

      Роман Васильев,70, сын Иван, пасынок Нефед Якимов

       

      однодворцы:

      Андрей,70, Григорий - Яковлевы дети, Андрея дети (имя пропущено),30, Матвей,20

       

      (далее д. Кручинская*)

       

      стр.195 - Села Атар Герасим Кирсантьев,30

       

       

      (далее из https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11208/132290)

      (л618) Уржумской округи Кукарской слободы Покровской церкви 1782 года апреля 8 дня

       

      В Кукарской слободе Покровской мужеской монастырь состоял до 765 года а потом упразднен

      и за выведением из него монашествующих в другии монастыри учреждена имеющаяся в нем

      церковь приходскою при коей вподушной оклад неположенныя

       

      Произведенной в том 765 году Кукарской Спасопреображенской церкви из диаконов священников

      Тимофей Иванов сын Самарцов вдов          -  -  40

         У него дети девки

         Мария             -  -  16

         Елена               -  -  12

         Анна                -  -  10

       

      Произведенной в нынешнем 1782 году диакон Филип Лаврентиев сын Олюнин          -  -  29

      (л618об) Сунскаго заказа села Лудяны из поповских детей находившейся при Кукарской Троицкой церкви пономарем

      Ево жена Акилина Максимова               -  -  29

      Кукарской же слободы поповская дочь

         У них дети

         Иван                   -  -  6

         Васса                  -  -  4

       

      Определенной в 1774 году из поповских детей дьячек Стефан Максимов сын Кочкин         -  -  24

      в 1764 году находился Вятской епархии в селе Пасеговском

      У него жена Марфа Карпова              -  -  28

      Яранскаго заказа села Пачей поповская дочь

         У них дети девки

         Катерина             -  -  3

         Матрона              -  -  году

      Родная ево дьячка мать вдова поповская жена Матрона Павлова               -  -  63

       

      Определенной в 779 году Кукарскаго заказа села Колобова их поповских детей пономарь Дмитрей Евсеев Добрачев холост              -  -  19

       

       

      (л623) Уржумской округи села Атар Спасской церкви 1782 года марта 23 дня

       

      В селе Атарах при Спаской церкви в подушной оклад неположенныя

       

      Священник Мирон Изотиков сын Глазырев            34    умре в 1778 году

      Ево жена Евлокия Яковлева             29          умре в 781 году

      взятая споездом города Казани Богоявленской церкви дьячковская дочь

         У них дети

         Григорей            12 – 36          ныне при той же церкви священником, вдовой

         Иван                       -  -  7           обучает азбуку

         Анна                      4 – 22

         Ирина                   2 – 20

         Марина                -  -  16

         Параскева           -  -  15

         Акилина              -  -  10

         Священника Григория сын

            Гавриил          -  -  10            обучает часослов

       

      Диакон Иоаникий Никитин сын Порфириев        27 – 45          ныне в том селе священником

      Ево жена Улита Яковлева               28 – 46

      взятая споездом того села крестьянская дочь

         У них дети

         Дмитрий            2          умре в 765 годц

         Симеон              году    умре в 765 году

         Максим              -  -  14        холост, читать и писать обучен

         Григорей            -  -  7

         Анна                    -  -  16          

       

      (л623об) Дьячек Фома Ермолаев сын Семаков             25 – 43      ныне в том селе диаконом

      Ево жена Агафия Яковлева              22 – 40

      взятая повыводу Кукарской слободы дворцовая крестьянская дочь

         У них дети

         Никита            -  -  9            обучает в часослове великое повечерие

         Никита ж        -  -  6            обучает в часослове

         Корнил           -  -  2

         Параскева     -  -  17

         Анна               -  -  11

      У него ж диакона родной племянник дьячковской сын

         Феодор Григорьев        полугоду – 19        назначен пономарем

         Ево жена настасья Федорова            -  -  20

         взятая с поездом Уржумской округи Красноярской волости из деревни Хмелевки крестьянская 

         дочь

       

      Пономарь Никита Стефанов сын Якимовых              25 – 43

      Ево жена Авдотья Зиновьева               22 – 40

      взятая с поездом того ж приходу починка Малкова крестьянская дочь

         У них дети

         Осип              году – 19        холост, ныне при той же церкви дьячком

         Тимофей           -  -  17         холост, читать и писать обучен, обучается петь

         Иван                  -  -  году

         Акилина            -  -  12

         Параскева         -  -  9

         Агафья                -  -  7

         Наталья             -  -  4

       

      Определенной в 774 году Кукарскаго заказа села Ишлыка из дьячковских детей Иван Дмитриев сын Попов вторым дьячком           -  -  24

      Жена ево Федосья Феодорова         -  -  23

      (л624) взятая с поездом Уржумскаго уезда Красноярской волости деревни Фадеевской

      крестьянская дочь

         У них дети

         Николай               -  -  2

         Евдокия               -  -  полугоду

       

       

       

      1762 (3рев.) 350-2-1165 стр404 починка Отарок:

      Покровского монастыря починка Отарок:

      выборный Терентий Семенов Усков,40 (Семена Корнилова сын)

       

       

       

       

       

      Аватар пользователя osokins

      Еще есть  Атары

      Итого:

      1. Атары (Спаский приход) - возник позднее 1647г

       

      2.Атары (Ильинский-Вознесенский приход (волости Немдеж) - самый ранний нп по писцовым книгам Казанского уезда, основан ранее 1647г: 

      Деревня Занемдежская, Давыдкова то ж, на речке Немде же и на речке Атарке: пашни и лесные розчисти семь длинников, три поперечника, итого дватцать одна десятина в поле, а в дву по тому ж; опричь того, что в той ж деревне пашенная земля Кукарского монастыря и писана себе особно. Починок Атары на речке Атарке: пашни и лесной розчисти три длинника, семь поперечников, итого дватцать одна десятина в поле, а в дву по тому. // (л. 411 об.)

       

      3. Атары (Усцовы): от села Петровского (Ишлык тож) по другой стороне реки Вятки починок Ивашка Устцова мелника на речке на Суводе на горе: пашни и розчисти два длинника, три поперечника, итого шесть десятин в три поля, а в одно поле // (л. 424) две десятины, а в дву по тому ж. 

      Займище села Петровского (Ишлык тож) попа Михея на горе: пашни и розчисти один длинник, три поперечника, итого три десятины в три поля, а в одно поле десятина, а в дву по тому ж.

       

      Кукарского монастыря Покрова Богородицы и Предтечи Иванка за рекою Немдою починок вверх реки Немды у ключа и у озерка: пашни паханые три длинника, полтретья поперечника, итого полосмы десятины в поле, а в дву по тому ж; да лесом поросли полтретья длинника, два поперечника, итого пять десятин в поле, а в дву по тому ж.Того ж Кукарского Покровского монастыря за рекою Немдою ж села Ильинского в оброчной деревне Занемдежской, Давыдкова то ж, на речке Немде же и на речке Атарке пашни паханые один длинник, три поперечника, итого три десятины в поле, а в дву по тому ж; // (л. 425) да лесной поросли и розчисти три длинника, два поперечника, итого шесть десятин в поле, а в дву по тому ж.

      Аватар пользователя crek

      Второй пункт относится к д. Атары Советского района https://rodnaya-vyatka.ru/places/73923

      А по пункту 3 винегрет получается, на другой стороне Вятки от Ишлыка на реке Суводе на горе. Так можно описать местоположение села Ишеть. В последнем абзаце упоминаются реки Немда и Атарка, можно отнести к д. Атары.

      Аватар пользователя osokins

      Перепись 1710г, где Колпаковы - вероятно это Атары №4

      Куземки Колпакова да Ивашка Третьякова да Макарка Бабина два длинника, четыре поперечника без чети, итого полсемы7 десятины в поле, а в дву по тому ж. И та земля пуста бежали во 158-м году. // (л. 398)

      https://сувары.рф/ru/content/piscovaya-kniga-kazanskogo-uezda-1647-1656-godov

      Аватар пользователя osokins

      1716 350-1-435 стр412об:

      Корнила Иванов сын Мартынов,80, вдов, уроженец Кукарского Спаского монастыря деревни Отарок, монаст.кр-н, сошел 9л назад на ясак умершего Федора Семенова на1/8.

      С ним Иван Ермолаев Бобров,45(...)

      Аватар пользователя ksenix

      Источник: Гос. архив Алтайского края (ГААК) Ф3 О1 Д678 - Алфавитная книга учета переселенцев в Алтайском горном округе по приписным приговорам старожилов, стр 31
      Переселенцы, прибывшие в деревню Красноярскую, Ординской волости, Барнаульского уезда, Томской губернии в 1886 году:

      Малькова Анна Павлова (Вятская губ, Уржумский уезд, Лебяжская вол, деревня Атары)

      Исповедная роспись Спасского прихода села Атары за 1790 год https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QS7-99ZJ-LVW1?i=344&cat=827445