Поход по бывшей УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница 21-23 мая 2021 года. День 1: Омутнинск - Потеринский - Волковка - Васильевский

21-23 мая 2021 года мы вдвоём с товарищем исполнили наше давнее желание - пройти по всей основной линии бывшей узкоколейной железной дороги Омутнинск - Чёрная Холуница. Общая длина маршрута путешествия – 55 километров, при этом без рюкзаков мы нагуляли ещё километров 20, обследуя различные точки на нашем пути – бывшие посёлки, разъезды и рудники. В течение похода я много фотографировал и в этом блоге представляю подробный фотоотчёт со своими комментариями. Надеюсь, его будет интересно посмотреть людям, кто жил и бывал в этих местах. 

Мой товарищ по походу – Алексей Агафонов. Он родился и провёл детство в посёлке Васильевском, одном из крупных посёлков на УЖД. Жизнь этого посёлка полностью зависела от железной дороги. В настоящее время Васильевский ещё числится как существующий населённый пункт, хотя постоянного населения там уже нет. Сам Алексей сейчас проживает в Архангельской области, он приехал в отпуск в том числе и ради этой прогулки по УЖД. 

Для меня УЖД - это одно из ярких детских воспоминаний. Моя родина - посёлок Чёрная Холуница, на окраине посёлка находилась станция. Рядом с ней на улице Железнодорожной жила моя прабабушка, проработавшая на УЖД много лет. Мне запомнились рельсовые пути на станции и на плотине, где стояли лесовозные сцепы и платформы. Гудки последнего тепловоза в 1997 году отпечатались в памяти как утрата чего-то важного.

Впоследствии возникло желание исследовать историю бывшей УЖД, посмотреть на то, что от неё осталось. Отдельные участки близ Чёрной Холуницы мне удалось посетить раньше, но было интересно пройти всю УЖД от начала и до конца. Это же желание возникло и у Алексея. Мы согласовали наши планы и решили пройтись пешком по всему маршруту. Планировали сделать это ещё год назад, но в связи с эпидемией планы пришлось скорректировать.

Немного об истории УЖД

Несмотря на то, что в целом наша узкоколейка была похожа на другие лесовозные УЖД, история её возникновения была особенной. Дело в том, что изначально она была построена для соединения двух металургических заводов – Чернохолуницкого и Омутнинского. В начале 1930-х гг. город Омутнинск был связан с Транссибом широкой колеёй, а ветку до Черной Холуницы решили делать узкоколейной. Чёрная Холуница производила чугун на базе местной руды, и УЖД была призвана обеспечить подвоз руды с рудников на завод, а также отправку чугуна в Омутнинск для дальнейшей переработки в сталь. Строительство УЖД велось в 1933-1937 гг. В годы войны планировалось продление УЖД до законсервированного Климковского завода, но этот проект остался нереализованным. Когда в 1956 году Чернохолуницкий завод был закрыт, у УЖД осталось только одно лесовозное назначение.

Общая протяжённость магистральной линии от Омутнинска до Чёрной Холуницы составляла 57 километров, но кроме этого в ходе лесозаготовок строились ветки и усы, длина некоторых доходила до пары десятков километров. На УЖД было несколько лесопунктов, которые вели заготовку леса и вывозку в Омутнинск: Потеринский, Волковский (затем Васильевский), Крутоложский. В посёлках на УЖД постоянно жили лесозаготовители с семьями, их снабжение осуществлялось по УЖД. Количество этих посёлков постепенно уменьшалось ещё в советское время, а последние из них (Крутой Лог, Потеринский, Васильевский) были расселены уже после закрытия УЖД. Самый большой лесопункт - Чернохолуницкий - имел свой нижний склад и цех лесотаропиления.

Потребность в УЖД резко снизилась в 1990-х гг. в связи со снижением объёма лесозаготовок и с появлением асфальтированной автодороги Киров-Омутнинск. В результате собственником - ОАО "Омутнинсклес" - было принято решение о ликвидации УЖД, что и произошло в 1996-1997 гг. 

Подробную схему УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница можно посмотреть по ссылке.

На страницах населённых пунктов сайта "Родная Вятка" сделаны исторические справки и схемы по каждому населённому пункту (ссылки на них приведены по тексту). Здесь в ходе рассказа о походе я привожу только краткую информацию.

 

День 1-й, 21 мая. Омутнинск-Васильевский

Маршрут: Омутнинск - ст. Потеринская (12 км) - п. Потеринский (16 км) - л/уч. 21 км - л/уч. 22 км - рзд. 23 км - рзд. 27 км - пос. Волковка - рзд. 31 км - пос. Васильевский

Старт в Омутнинске

Исходя из намеченного плана, в первый день нам предстояло пройти большой путь, поэтому выйти из города решили пораньше, в 5 утра. С утра небо было затянуто облаками и было прохладнее, чем накануне, что соответствовало прогнозу. Перед этим пару недель стояла аномально жаркая засушливая погода, но как раз на эти выходные были обещаны осадки. 

05:15. Мы начали наш путь с западной части Омутнинска, примерно с 3-го километра УЖД, где она выходила из города. Сейчас здесь проходит грунтовая дорожка, по которой мы и двинулись.

Практически сразу после выхода нас поприветствовал обещанный дождик.

 

Первый объект УЖД, который мы пересекли - это так называемый "Шпалорез" на 4-м километре. Здесь раньше находился цех шпалопиления и склад древесины, который обслуживал козловый кран. На УЖД в этом месте был разъезд. Сейчас от прежней производственной инфраструктуры ничего не осталось, но здесь по-прежнему занимаются складированием (и пилением?) древесины, работает какое-то частное предприятие.

После территории бывшего шпалореза, дорога повернула в неплотный лесок, но вдоль дороги на этом участке появляются поляны. На одной из таких полян справа от УЖД показались антенны военного радара. Этот радар хорошо виден и с трассы, при въезде в Омутнинск со стороны Кирова.

Пройдя ещё несколько сотен метров, слева увидели телебашню.

05:55. Постепенно поляны заканчивались. Мы двигались на восток по довольно приятной лесной дорожке. 

Обратили внимание на костыль, лежащий на дороге (такими костылями крепились рельсы к шпалам). Они нам изредка попадались и дальше. Более крупное железо всё уже вывезено сборщиками металлолома.

Вдоль полотна УЖД идёт действующая линия электропередачи, она протянута вплоть до посёлка Васильевского. Просека, на которой стоят опоры ЛЭП, была относительно недавно прочищена от подрастающих деревьев.

Интересный факт - на топографических картах ЛЭП отмечена к северу от УЖД в 200-400 метрах по своему отдельному маршруту. По-видимому, так она была проведена в 1970-е гг., но в дальнейшем это оказалось неудобным, и новую линию высоковольную линию сделали прямо вдоль узкоколейки.

По мере нашего движения на дороге начали появляться грязные участки, где буксовала тяжёлая техника.

Один из таких участков не смогла преодолеть телега сборщиков металлолома - отвалилось колесо. Хозяева временно оставили прицеп на обочине дороги.

Рядом с полотном УЖД попадаются провода телефонной связи, свисающие с деревьев и лежащие на земле - столбы уже почти везде упали.

Местами на дороге колея от буксовавших машин довольно глубокая.

 

Станция Потеринская, 12-й километр

07:41. Спустя 2,5 часа мы преодолели около 10 километров и вышли на первый на нашем пути бывший населённый пункт - станция Потеринская (12-й километр). От станции вела ветка в южном направлении в район Потеринского рудника. До 1960-х гг. здесь велась добыча глины для огнеупорного цеха Омутнинского завода. На станции в 1959 году проживало 96 человек. С прекращением разработки месторождения ветка УЖД была ликвидирована, не стало потребности и в станции - она была перенесена на соседний посёлок 16-й километр, названный Потеринский (название, видимо, перешло вместе со станцией). В настоящее время на 12-м километре поляны по обе стороны от бывшей УЖД, что хорошо видно на спутниковых снимках.

Мы осмотрели сначала северную поляну.

Там, где стояли дома и бараки, выросли деревья.

Явный признак бывшего жилья - печные кирпичи.

Ещё один след обитания людей в прошлом - заросли крапивы. 

Через урочище лесозаготовители проложили временную дорогу, замостив её отходами лесопиления.

На поляне параллельно УЖД просматривается бывшая улица, вдоль которой сейчас деревья и неровности от бывших домов.

Осмотрев северную поляну, мы прошлись вдоль бывшей ветки УЖД в южном направлении.

Южная часть бывшего населённого пункта тоже довольно большая.

И тут тоже под деревьями попадаются кирпичи.

Здесь и дальше по УЖД нам встретилось много красивых ярко-жёлтых бутонов купальницы европейской.


Вернувшись на дорогу, мы осмотрели место, где была находилось путевое развитие станции. Поскольку станция была закрыта давно, здесь всё уже заросло деревьями.

08:34. Немного отдохнув, мы двинулись дальше в путь. Следующая станция - посёлок Потеринский.

Дорога здесь выглядит вот так (довольно неплохо). Стали попадаться таблички: "Охота по путёвкам".

Немного не доходя до Потеринского, справа от УЖД заметили лесное озеро. Возможно, в прошлом какой-то искусственный водоём.

 

Посёлок Потеринский

08:55. Пришли на станцию "Потеринский" (есть сомнения по поводу названия станции: посёлок назывался "Потеринский", но на одной старой фотографии на здании станции написано: "Потеринск"). Дорога расширилась: на этом месте находились дополнительные пути, на которых разъезжались встречные поезда и комплектоваться составы. Это примерно 14-15-й километр УЖД. Посёлок на старых картах отмечен под названием "Лесоучасток 16-й километр", он был большой по протяжённости и возник, видимо, первоначально именно на 16-м километре, а станция появилась позже.

После станции УЖД повернула налево, началась территория посёлка.

Линия УЖД проходит прямо по центру некогда крупного населённого пункта. В 1959 году здесь проживало 770 человек, к 1989 году - 168.

Справа и слева от дороги виднеются разрушающиеся дома и хозяйственные постройки. Жители окончательно покинули посёлок в начале 2000-х.


Но вот мы увидели дом в хорошем состоянии и подошли к нему. По всей видимости, это пасека, которую содержит житель Омутнинска. На стене висит спутниковая тарелка, но электричество не подведено. Видимо, хозяин запускает собственный генератор, чтобы посмотреть телевизор.

Мы оставили у дома рюкзаки и пошли прогуляться.

Обширная площадь посёлка хорошо видна на этом спутниковом снимке. Просматриваются бывшие улицы и развалины домов. Цветными линиями я показал примерный путь нашего передвижения. Мы пришли в посёлок со стороны станции (красная линия), затем осмотрели южную часть посёлка и загадочное место в лесу (зелёная линия, об этом ниже), а после возвращения обошли центр (фиолетовая линия) и отправились дальше (синяя линия).

От места нашей остановки мы прошли по улице немного западнее и свернули на юг.

Здесь обнаружили ещё один обитаемый дом-пасеку (точнее половину двухквартирного дома).

Рядом с участком стоит бульдозер.

Далее мы отправились в лес, чтобы осмотреть один заинтересовавший нас объект, находящийся в 600-700 метрах к югу от посёлка. Это место на топографической карте отмечено условным знаком "кладбище", однако по воспоминаниям жителей, кладбища там никогда не было. Примечательно, что, по данным спутникового снимка 10-летней давности, лес вокруг этого участка был вырублен, но именно этот квадрат остался нетронутым. По зафиксированным воспоминаниям местной жительницы М.Н. Емельяновой, в Потеринском находились обнесённые колючей проволокой склады с взрывчаткой, применяемой для подрыва пней. Может быть, это и есть эти склады? 

К цели пришлось пробираться через густые заросли зарастающей делянки.

На границе нетронутого участка леса мы сразу обнаружили ров, которым этот лес оканавлен.

В центре леса большой муравейник.

Сразу за муравейником - яма, на дне которой отверстие в земле круглой формы с дощатыми стенками, заполненное старой листвой.

На территории этого участка леса мы обнаружили два внутренних рва прямоугольной формы, а также несколько параллельных канав.

Обратно к посёлку мы вышли по бывшей ветке УЖД, которая отходила от лесоучастка в южном направлении.

Далее пошли прогуляться по улицам. В Потеринском осталось довольно много развалин и фундаментов домов.

Отдельные сохранившиеся постройки разбросаны по территории посёлка. Видимо, в последние годы, когда посёлок ещё был обитаем, на каждой улице оставалось по несколько зданий, а промежуточные дома были разрушены, разобраны на дрова остававшимися жителями. Так из плотно застроенного посёлка Потеринский превратился в группу хуторов, раскиданных по большой территории. Подобное происходит и в наши дни во многих населённых пунктах.

К центру посёлка с севера подходит дорога с трассы. Она была построена примерно в 1996 году, когда ликвидировалась УЖД, по ней в посёлок какое-то время ходили рейсовые автобусы из Омутнинска. 

Встретили заброшенный колодец.

Пожарный водоём.

На этом доме сохранился номер. Правда, как называлась улица - неизвестно.

Ещё примеры разрущающихся домов.

В центральной части посёлка находится небольшой лог, в котором устроен пруд.

Кое-где сохранились столбы без проводов.

Ямка в земле - здесь недавно орудовали искатели металла.

Ещё развалины домов.

10:34. Осмотрев центральную часть посёлка, мы надели рюкзаки и пошли дальше. На протяжении километра шли по территории посёлка.

В течение похода мы часто встречали цветующие яблони в бывших населённых пунктах и на полянах вдоль УЖД.

11:00. Обходим лужи.

Встретили развалины будки путейщиков (рабочих, выполняющих ремонт и обслуживание железной дороги). Такие будки с определённой периодичностью стояли на всём протяжении железной дороги.

В процессе движения по бывшей УЖД, хоть и давно разобранной, очень хорошо видно, что она заметно отличается от обычных лесных дорог и выделяется на фоне окружающего ландшафта. Во-первых, дорога состоит из довольно длинных прямых участков, соединённых плавными переходами - "радиусами". Во-вторых, на всём пути нет резких подъёмов и спусков незначительные и плавные. Дорога проложена таким образом, чтобы обогнуть большую часть оврагов и холмов. Там, где этого сделать не удалось, были созданы высокие насыпи, или наоборот выямки, сглаживающие рельеф.

Участок пути на 19-20 километре УЖД примечателен тем, что здесь дорога делает небольшой крюк, огибая с севера один из притоков реки Берёзовки, поэтому тут заметные перепады рельефа окружающей местности. На этом участке дорога идёт по высокой насыпи.

А в этом месте сделана выемка. Здесь на дороге большие лужи и грязь.

Идём по обочине.

Грязные участки пути вновь сменяются вполне хорошими.

Примечательный момент - вдоль УЖД установлены таблички: "Копать запрещается. Охранная зона оптического кабеля". Оптоволокно закопано прямо в насыпь дороги.

Кое-где дорогу перегораживают недавно упавшие деревья, которые ещё никто не успел убрать. 

Вот на горизонте показался свет, а значит мы подходим к следующему пункту нашего маршрута.

На выходе из леса прогуливалась птица, которая фотографироваться не пожелала и улетела.

 

Лесоучасток 21-й километр

В 12:26 прибыли на бывший Лесоучасток 21-й километр.

Это был небольшой посёлок, покинутый в 1980-е гг.

Долгое время на 21-м держали пасеку, но сейчас уже не держат. По территории разбросаны поломанные ульи.

Здесь мы сделали привал и перекусили.

Пообедав, пошли на осмотр достопримечательностей.

От посёлка остались совсем ветхие развалины.

Но пара домов сохранилась неплохо.

Закончив осмотр, в 13:10 выдвинулись в путь.

 

Лесоучасток 22-й километр

Буквально через 10 минут слева от дороги снова показались поляны - это Лесоучасток 22-й километр. Это тоже был небольшой посёлок, заброшен он был ещё раньше - в 1970-е гг.

Сначала нам встретился небольшая поляна, отделённая деревьями от основной территории бывшего посёлка. Мы вернулись на УЖД и прошли ещё немного вперёд.

А это уже вид на основную поляну, которую мы отправились осматривать.

На поляне почти ничего нет. Встречаются ямы и холмы на месте бывшего жилья и хозяйственных построек.

У края леса устроен лабаз - охотничья смотровая вышка.

В западной части урочища встретились развалины какого-то дома или барака.

Кирпичи.

Ещё развалины.

13:38. Закончив осмотр 22-го километра, вернулись на линию и отправились дальше в путь.

 

Разъезд 23 километр

13:50. Вышли на территорию бывшего разъезда на 23-км километре. Посёлка здесь не было, только раздельный пункт. Территория разъезда довольно сильно заросла молодым деревьями, но в целом площадь бывшего разъезда заметна.

Отсюда начиналась крупная ветка Потеринского лесопункта, которая вела в южном направлении к истоку реки Порывай. Для обслуживания этой ветки, скорее всего, и был устроен разъезд.

После разъезда наша дорога стала менее изъезженной, более заросшей травой (видимо, ездят чаще в сторону Порывая).

Здесь путь опять идёт по высокой насыпи - дорога пересекает лога.

14:26. УЖД пересекает небольшую речку, в насыпи сделана водопропускная труба.

Идём дальше. Обращает на себя внимание текущая по колее вода ярко-ржавого цвета.

В этом месте нас настигла гроза, ливень и град. Мы немного постояли, переждали, пока стихнет буря. Когда дождь стих, пошли дальше. Но небольшой дождь ещё возобновлялся в дальнейшем.

Совсем рядом от этого места, в 100 метрах к югу от УЖД - поляны бывшего лесоучастка 25-й километр. Мы планировали её осмотреть, но перспектива вымокнуть ещё сильнее нас не радовала, поэтому мы решили двигаться дальше.

В 14:26 вышли на мост. В этом месте УЖД пересекает довольно крупную безымянную речку, правый приток реки Большой Бисеры. Мостов на УЖД было очень мало, поэтому это весьма примечательное место.

Мост выполнен в виде бетонной арки, прорезающей насыпь.

 

Разъезд 27 километр

15:34. Достигли следующей точки нашего маршрута - разъезд 27-й километр.

Этот бывший раздельный пункт один из самых заметных на местности - пропитанная нефтепродуктами земля здесь чёрного цвета и похожа на асфальт, даже трава на ней не растёт.

Второстепенные пути здесь также заметны, кое-где лежат шпалы.

Двигаемся дальше.

 

Посёлок Волковка

16:02. Вышли на территорию бывшего посёлка Волковка, или Волковский лесоучасток. Железнодорожники ещё называли его "Водогон", так как здесь на речке Волковке осуществлялась заправка водой паровозов. 

Это был один из старых и крупных посёлков на УЖД. В годы войны и некоторое время после неё здесь находилась зона. По воспоминаниям жителей, здесь содержались военнопленные немцы. В дальнейшем здесь действовал Волковский лесопункт Омутнинского леспромхоза. В 1959 году проживало более 500 человек. Посёлок был покинут в 1981 году.

Вот так выглядит Волковка на спутниковом снимке 10-летней давности.

Выйдя на территорию Волковки, вдоль УЖД мы заметили сложенные дрова.

Недалеко стоят прицепы.

2021-05-21-16-34-53-IMG-0227

2021-05-21-16-35-03-IMG-0228

Как оказалось, Волковка не совсем необитаема. На территории посёлка, в его восточной части, мы увидели охотничий домик.

Дальше по пути на запад виднеется ещё один домик.

К домам проведено элетричество от трансформатора! Не зря высоковольные провода тянутся сюда от Омутнинска :)



Отправляемся на прогулку осмотреть территорию посёлка. Благодаря тому, что мы пошли в поход в мае, есть возможность свободно погулять по любой поляне. В разгар лета поляны зарастут высокой травой, и ничего не будет видно.

Вдали на западе Волковки виднеется ещё какое-то здание (посмотрим на него чуть позже).

2021-05-21-16-12-01-IMG-0204

На поляне встречаются деревья. На месте этих деревьев раньше были здания.

2021-05-21-16-12-32-IMG-02062021-05-21-16-13-02-IMG-0207

Мы прошли в направлении на юг, а затем свернули на запад.

2021-05-21-16-14-39-IMG-0208

Здесь больше заброшенных домов.

 

2021-05-21-16-20-16-IMG-0210

Виден просвет между деревьев - это была улица. Идём вдоль неё.

2021-05-21-16-20-35-IMG-0211 2021-05-21-16-21-06-IMG-0212 

В западной части Волковки поляна спускается в лог, к речке Волковке и пруду на ней.

В этой части посёлка тоже встречаются руины зданий.

2021-05-21-16-23-20-IMG-0217 2021-05-21-16-23-52-IMG-0218

Местами на деревьях висят оранжевые флажки, повешанные, видимо, охотниками.

2021-05-21-16-25-22-IMG-0219

В низине виднеется большой охотничий домик, остеклённый по периметру. Здание выглядит довольно впечатляюще.

2021-05-21-16-26-01-IMG-0221

Осмотрев территорию посёлка, мы вернулись назад к месту нашей остановки. На этом фото поляна к северу от УЖД, здесь тоже была часть посёлка.

2021-05-21-16-32-37-IMG-0223

Здесь тоже есть руины домов.

2021-05-21-16-33-00-IMG-0224

16:50. Отправляемся в дальнейший путь.

Проходим место, где УЖД пересекает речку Волковку. По карте и спутниковому снимку 10-летней давности, пруд ранее находился южнее. Но фактически пруд сейчас запружен прямо от УЖД, насыпь использована в качестве плотины.

2021-05-21-16-51-11-IMG-0230

Большой охотничий домик стоит на берегу этого пруда.

2021-05-21-16-51-51-IMG-0232 2021-05-21-16-52-14-IMG-0236

В результате заполнения труба опора ЛЭП оказалась в воде.

2021-05-21-16-52-44-IMG-0239

Вода из пруда втекает в трубу, поставленную вертикально на некотором расстоянии от насыпи.

2021-05-21-16-52-22-IMG-0237

С другой стороны насыпи из трубы вытекает речка Волковка, которая несёт свои воды на север в речку Большую Бисеру.

2021-05-21-16-52-32-IMG-0238

Идём дальше. Дорога здесь сильно изъезжена. Очевидно, хозяева волковских домов ездят сюда по дороге, идущей с трассы на Васильевку. Она соединяется с УЖД в районе разъезда 31-й километр.

2021-05-21-16-54-18-IMG-0240

 

В какой-то момент впереди мы увидели машину и людей рядом с ней. Люди сели в машину и уехали, поздороваться не удалось.

Проходя мимо этого места, мы увидели на обочине дороги старый ЗИЛ.

17:26. Проходим топкое болото по левую сторону дороги. Алексей рассказывает, что здесь, бывало, тонули васильевские коровы. Однако в этот раз, судя по следам, какой-то крупный зверь болото успешно преодолел.

 

Станция Волковка, 31 километр

17:34. Выходим на станцию Волковка на 31-м километре УЖД. Эта станция находилась вне населённых пунктов, но здесь постоянно находился дежурный по станции.

В конце станции путь раздваивается. Направо идёт автодорога, по ней можно выйти на Васильевку (параллельно УЖД) или на трассу (до неё около 22 километров).

По УЖД тут давно никто не ездит, она сильно заросла и завалена деревьями. После дождя всё было сырое, поэтому мы решили идти по дороге.

Вскоре вышли на довольно хорошую грунтовку. Направо - к трассе на Омутнинск, эта дорога проложена по бывшей ветке УЖД. Ветка начиналась от станции Волковка.

Мы повернули налево - на Васильевский. Дорога подходит близко к бывшей УЖД и идёт параллельно ей. В этот момент нас в очередной раз полил дождик.

Перед самой Васильевкой рядом с дорогой складированы дрова. Они лежат тут уже давно.

Перед самым посёлком свернули в лес к роднику пополнить запасы питьевой воды.

На обочине в ветвях деревьев спрятался указатель с надписью "Васильевский".

Дорога пересекла основную линию УЖД, с которой мы свернули пару километров назад после станции Волковка.

18:31. Мы достигли финальной точки первого дня нашего путешествия - посёлка Васильевского. Алексей был рад долгожданному прибытию на родину.

На Васильевском сейчас никто постоянно не живёт, но есть пасека, которую содержит бывший житель Александр Одегов, приезжая сюда из Омутнинска. Нам повезло: в момент нашего визита хозяин оказался дома и любезно приютил нас. Хозяин затопил печь, мы высушили одежду и обувь, сварили суп с тушёнкой. Плотно поужинав, выпив чаю со свежим мёдом и пообщавшись, мы устроились на ночлег. 

На этом задача первого дня пути была выполнена. На следующий день нам предстояло осмотреть Васильевский и окрестности и двигаться дальше.


Продолжение: 2-й день, Васильевский - Крутой Лог - Новая Половинка - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132628

Окончание: 3-й день, Новая Половинка - Гниловка - Чёрная Холуница - https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132725

Комментарии

Аватар пользователя minstrel

Круто! Классное путешествие Денис и Алексей, молодцы!)

Жаль, урочище Хмелевка (33 км) в кадр не попало.

Денис, если оно у тебя есть скинь мне на почту пжста

Аватар пользователя ru-danko

Попало, смотри вторую часть

Аватар пользователя minstrel

Ок, понял уже)

Аватар пользователя shulsn

Очень интересно и познавательно. Следует отметить подробную и точную фиксацию времени и положения всех набдюдений. Ценнейший краеведческий материал. Молодцы, Денис и Алексей!