Причины исчезновения русской деревни в XX веке

Проезжая мимо большинства мест Кировской области и северной части республики Марий Эл (бывшей Вятской губернии), где когда-то стояло множество русских деревень, невольно задумываешься о том, что же стало причиной их исчезновения в прошлом веке? Почему вместо множества деревень и починков первой половины века к концу ее Вятская земля получила огромные заброшенные пространства, которые ныне зарастают лесом? Если подумать, это была не одна, а целый ряд причин (в основном называют главными причинами раскулачивание и войну). Рассмотрим их по порядку.

 

НЕжилая деревня в Лебяжском районе. Фото автора

1. Урбанизация. Одна из главных причин заключалась в том, что в первой половине века множество крестьян отправлялось в города, с целью получения образования, заработка на советских предприятиях и заводах. Процесс оттока крестьян в города был более мощным, чем в царское  время. Этому способствовал рост образовательных учреждений и промышленных предприятий в городах. Как правило, назад в деревню возвращались уже немногие. В этой связи вспоминается герой романа/сериала "Тени исчезают в полдень" Митька Курганов, который подался на заработки в город и в деревню уже решил не возвращаться. Закрепление крестьян за колхозами на время остановило этот процесс, вплоть до того времени, когда они снова смогли получать паспорта и право выезда из деревни, хотя некоторые категории крестьян имели право на выезд и в сталинские времена. Остальных "беглецов" ловили и возвращали назад, как в лучшие времена крепостного права. Несмотря на миграцию крестьян (колхозников) в города, работа в деревне продолжала оставаться востребованной благодаря хорошим условиям, созданным советской властью, вплоть до развала Союза.

2. Раскулачивание и Великая Отечественная война. Несмотря на то, первая причина называется иногда одной из главных в истории исчезновения деревень, скорее всего, это могло быть только косвенной причиной. Далеко не все деревни были зажиточными и раскулачивание не нанесло по ним большого удара. Исчезнуть могло множество небольших населенных пунктов - выселков, починков, отрубов, поселений при мельницах (по современному говоря, хуторов), заселенных зажиточными крестьянами. Гораздо больший урон нанесла война, выкосившая множество трудоспособного мужского населения сел и деревень. Собственно говоря, аналогичный урон могла и нанести Гражданская война, точное число жертв которой до сих пор не подсчитано.

3. Неперспективные деревни. Явление хрущёвских времен, когда началось укрупнение крупных коллективных хозяйств. Большинство колхозников сселялось в центры больших колхозов. В то же время часть мелких деревень было объявлено неперспективными и подлежали ликвидации. Там закрывались школы, медпункты, отрезалось электричество. Доходило до того, что у самых упорных раскатывали избы по бревнам. Это делалось не только для сосредоточения колхозников в больших населенных пунктах, но и для распахивания больших пространств на месте бывших деревень.

4. Закрытие школ. Причина эта не совсем понятна, т.к. в советское время образование очень ценилось. Может, читатели группы объяснят эту причину. Но закрытие школы в селе становилось причиной расселения населения в другие населенные пункты, где были школы. Так, закрытие школы стало причиной исчезновения села Атары Лебяжского района. Через несколько лет после закрытия школы село опустело. Сейчас здесь лес...

5. Постсоветское время. Последний удар по деревне был нанесен в последние годы. Мы часто публикуем фото бывших деревень, которые исчезли не так уж и давно, некоторые совсем недавно. Причины здесь просты - исчезновение колхозов лишило работы тысячи колхозников. Большинство населения переселялось в крупные села и районные центры, где еще есть возможности заработка и более-менее блага цивилизации. В то же время молодежи уже нет смысла возвращаться туда, где для них нет перспектив. Она остается в городах. В деревнях остаются старики, с уходом которых исчезают и деревни.

Процесс исчезновения деревень, неизбежно связанный с развитием России (образование, индустриализация, урбанизация) продолжается. Правда, в основном он затронул русские деревни. Множество марийских, удмуртских, татарских деревень сохранилось. Это можно легко заметить в соседних республиках. Например, на севере Марийской республики примерно на 10 марийских деревень приходится одна русская. И вообще складывается впечатление, что русских деревень там и вовсе нет...
Возможно, были и другие причины. Интересно мнение читателей

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Ещё раз повторяю: ни меня, ни кого-либо из моих родственников и знакомых никто насильственно, в неестественной форме из деревни в город не выгонял! Вас (ваших предков) выгоняли? Приведите конкретный пример, а не бла-бла-бла.

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Ну не надо как Грета...речь не о вашей персоне , а о массовом явлении, условия для которого были созданы как по чьей-то воле так и без нее...А кормящих страну аграриев(назовем так) 2% бы наверное хватило, если бы у них были стимулы...Фермеры сейчас воют стройно и не очень...Ну в ыже знаете в булке хлеба и бутылке молока цена сырья десятую часть составляет...какой тут стимул...

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Да я-то знаю поболе вашего, видимо. Во всяком случае в курсе, что проблема у фермеров вовсе не в закупочных ценах... Проблем много: и у фермеров, и у коллективных хозяйств, и у агрохолдингов. Но в целом деревня (та, что осталась) живёт зажиточно, побогаче многих городских. Что, вероятно, указывает на то, что дело не в деньгах. 

Ну, а насчёт массовости... я и есть представитель поколения, массово покинувшего родные деревни. Мы и наши родители - это и есть то самое "массовое явление" (хотя мои-то так там и живут). Я ещё помню (по детству) мелкие деревни, где были отделения совхозов, почты на одну почтальонку и школы на десяток учеников - а теперь их нет. 

Аватар пользователя skygrad

Вот пример моего отца - почему он перебрался в город. В 16 лет его и всех молодых парней и девок из их колхоза отправили на заготовку леса, На год, но и тогда не отпустили. Они разбежались кто куда, некоторых нашли и судили. Шла война, дома мой отец застал вернувшегося с фронта еле живого отца, который вскоре умер (мать умерла тоже). Младших сестер и брата отправили в детдома, а его 17ти лет - на фронт. Служил семь лет, вергулся - устроился в Слободском, нашлись родственники, все вскоре перебрались сюда же. Бабушка моей второй жены была из раскулаченных, муж пропал в лагерях, она с детьми скиталась по области как нищенка, только в начале 50х удалось устроиться на фабрику в городе, до того не брали никуда. Жила до 70х за городом в заброшенной даче бывшего купца Александрова, ставшей общежитием для 11 семей.  Моя первая теща была из рода Каринских князей подвергшихся ракулачиванию еще в начале 20х. Земли у них было немного но использовали наемный труд и мелкую технику. Чтобы выбраться из села где на нее смотрели как на дочь врага народа, ей пришлось выйти замуж за русского городского. Вот такие иллюстрации из реальной жизни моих ближайших родичей. Еще могу припомнить, как в начале 70х прописали в свой дом дальних родственников - молодых парней из ближней деревни чтобы они могли устроится на работу в городе. Думаю, мотивация была в поиске более веселой жизни. Молодежи в городе было тогда много, кино и танцы рядом.

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Отвечу за себя. По порядку. Отца как сына раскулаченного отправили на строики социализма -строил шахту на Урале, а потом работал на ней, сначала коногоном, а потом после обучения электрослесарем по ремонту шахтных электровозов и прочих механизмов. В 1946 проехал в первый отпуск на родину и прихватил землячку, ставшую мне матерью.
Что касается доли сельского населения, то приведу пример ФРГ, где бывал в 80-х годах-не туристом. Огромнейшее количество городков -это по сути дела деревни, да с хорошей инфраструктурой. Жители имели участки, на которых выращивали кто-что. Правда сейчас это запретили законодательно. Особенно поразило, что в Штутгарте, столице мерседесов, бошей и пр. выращивают виноград практически в черте города...Любопытные могут посмотреть в3-5 км от заводов Даймлера виноградники и теперь живы -здоровы...

Присоединяясь к мнению Зуенко Ю.И. Все определяют социально-экономические условия. Если посмотреть за большой промежуток времени и с точки зрения государства, то события окажутся вполне объяснимы. Вятская земля стала прибежищем беглых крестьян с центральных регионов Московского государства. Уровень земледелия оказался не приемлемым для помещиков и здесь не сложились крепостнические отношения. Государство нашло выход – черносошное крестьянство, которое по сути жило на самообеспечении и самофинансировании, но зато обеспечивало расширенное воспроизводство человеческого ресурса. Не считайте высказывание цинизмом, а вдумайтесь в суть явления. В каждом роду найдётся много представителей, забранных в солдаты, начиная с Ивана Грозного. И дальше по возрастающей, а ВОВ подвела черту - ''жатва свершилась''. Но государство выстояло, Русское государство не зависимо от его окраски: монархия, республика, белые, красные и т.п. Индустриализация и коллективизация – все это этапы развития общества и государства. И коренные преобразования не происходят добровольно. Всегда есть насилие, как с одной стороны, так и с другой. 
Но наступают другие времена. Мир меняется. У вас это может не очень видно. А в Украине это очень наглядно. Идёт деиндустриализация. В мире перепроизводство товаров и страну просто раздавили. Живу в городе. Было в советское время около 130 тыс. Было несколько крупных предприятий. На сегодня два из них прекратили своё существование полностью, а это 2 и 5 тысяч промперсонала, плюс социалка, примерно треть. От градообразующего химкомбината в 10 тыс. промперсонала и 4 тыс. социалки в настоящее время работает несколько цехов. За мелкие предприятия и научные институты не говорю, их тоже нет. Социалка: профилактории, базы отдыха, собственные строительные организации и т.п. были ликвидированы в первую очередь. В настоящее время в городе числится те же 130 тысяч, но вместе с пригодными деревнями и поселками, а главное за счёт беженцев от известных событий. Это числится, а по факту  меньше. Работы нет и молодежь разбежалась на заработки в Россию и в Польшу. Немного о Польше. У меня много знакомых, которые до некоторых пор ездили на сбор яблок и клубники. Последнее – сельские работы. Значит село тоже имеет право на существование. Кушать все хотят, так что все упирается в спрос и предложение. Заканчивая можно констатировать – все определяется потребностями общества и государства.
А по Кировским деревням можно только надеяться, что люди потянутся в сельскую местность, ближе к природе, если будет источник к существованию и этот источник окажется конкурентоспособным и деревни возродятся на новом уровне. 

 

Аватар пользователя skygrad

Вятская земля после присоединения силой к Московии-России продолжала сохранять остатки прежних вольностей: здесь не было зависимого населения (крепостных), сообщалась через посольский приказ как иностранная территория, население приравнивалос к казакам, здес первыми появлялись земские порядки, земля формально принадлежала государю, который жаловал ее всем вятским людям желающим платить налоги и в качестве платы за службу, а также церковникам для их пропитания. Пришлых со стороны помещиков было мало и лишь по окраинам губернии, присоединенным к основному ядру Вятки. Никаких беглых из других регионов (в массовом числе) у нас не было, таких с 16 века выявляли и выселяли.

Евгений Анатольевич, назовите хоть одно государство, которое состоялось без насильственных присоединений? Почитайте историю Франции, например, или посмотрите на соседнюю Польшу, или когда-то бывшей великой Литву.  Новгород, Псков, Ростов и другие территории добровольно-принудительно вошли в состав Московского государства. Вятка не исключение. Не нападала бы на Великий Устюг, может быть дольше продолжалась бы вольница или более мирное было бы присоединение. 

А земская реформа была опробирована на соседней территории - Сольвычегодский уезд, точнее тогда ещё Устюжский,  а уж потом распространилась на Вятку. А черносошные, т.е. вольные, крестьяне существовали исстари. Просто их выдавили, как вид, с центральных регионов к 1615 г. Островок остался восточнее Тотьмы. Всякие побеги были окончательно прекращения по писцовым книгам 1629 г. Вот с этого периода  Устюжский, Сольвычегодский уезды и уезды Вятской земли развивались за счёт прироста демографического прироста населения. 

А беглыми назывались до поры до времени должники за финансовую помощь. Так и теперь должников по кредитам преследуют и во всем мире тоже. А тогда был один способ погасить - отработать.  Вот и возвращали. А переселенцы на Вятку были из крепких крестьян.

Аватар пользователя skygrad

Устюжан привлекали к походам на Вятку по крайней мере с 1418 г. Отсюда возникли взаимные трения. Первое присоединение мирное относительно (пограбили лишь округу и тем принудили к договору о признании верховенства Москвы) произошло в конце 1450х. Надо понимать, что в отличие от Новгорода Вятка никогда русским князьям не подчинялась, и была в сущности особым анклавом даже в составе Монгольской империи.

Я видел когда то в сети интересный текст (не мог найти потом) перечень всех служивых людей сер 17 века с раскладкой по регионам России. Так вот, на Вятке не было никаких вооруженных лиц типа казаков, князей и прочих служивых людей, лишь единичные писари и пушкари по уездным городам. Везде сотни и тысячи войск раскидано, а на всей Вятке пара десятков всего! И дело тут не в глубоком тылу, а в нечто ином. И об этой особости надо помнить чтобы понять историю региона.

Аватар пользователя pawlina

При рассмотрении столь глобального вопроса, который тянет на серьезную монографию, следует отталкиваться от обобщенных имеющихся материалов, а не упирания в частные случаи. Как говорили древние греки: "У каждого своя правда". Например, взять вопрос с выездом выпускника школы на обучение в вуз или училище, начиная с послевоенного времени, то один и тот же показатель может иметь разное количество градаций. К примеру, понятно, что молодой человек, поступивший в военно-морское училище в Ленинграде, не вернется в деревню Ивановка Кировской области, ибо отсутствовала там база ВМФ СССР, а будет распределен куда-нибудь в Приморье. Другой вопрос по выпускнику агрономического факультета сельхозинститута. Тем более, что существовала система обучения по целевым направлениям. То же касалось учителей, медиков. А вообще, миграция в том или ином виде (в том числе принудительная) на Вятке всегда была. Кто читал переписи по Вятке хотя бы за 300 лет, то знает, о чем я говорю. Переселяли не только по указам местных властей внутри губернии, но и отправляли на работы или "вечное житье" на Азов, в Архангельск, Санкт-Петербург. На темпы увеличения миграционных процессов в советское время повлияли и чисто логистические моменты: на поезде быстрее и комфортнее можно было добраться до места назначения, чем на телеге, поэтому и охват переселения стал шире. Тем более, что требовалось большое количество рабочих рук при строительстве промышленных гигантов (например, Уралмаш, Магнитка). Поэтому и люди стали "легче" на подъем. Другой момент, что в советское время каждый клочек земли был распахан и засажен. Это наблюдалось не только на территории "классических" деревень, но и небольших городов и поселков. Сейчас все эти земли заросли деревьями. Проживающее в этих же самых населенных пунктах население не возделывает землю даже при собственном стенании о низких доходах (и это при наличии возможности не копать землю вручную, как в 70-е годы). О содержании КРС даже не упоминаю: одинокие экземпляры вместо больших стад. Так что помимо каких-то объективных причин, которые не буду повторять, существует чисто психологический аспект: возникла психология иждивенчества, когда люди предпочитают заниматься попрошайничеством (в широком смысле этого слова) вместо организации получения нормального дохода (или хорошего приработка плюсом к основной работе). Пока не преодолеется это состояние, вряд ли стоит ожидать оживления деревень. 

Готова ловить тапки, летящие в мой адрес))

Дополнительно: как человек, имеющий порочную практику перепроверять полученную информацию, вчера, в поисках некоторых вещей, связанных с металлургическим и химическим производством, нашла пару интересных исторических документов. Может быть кого-то заинтересует. 

Рассекреченный доклад ЦСУ СССР на имя Маленкова, датируемый маем 1953 года https://istmat.info/files/uploads/38543/rgae_1562.33.805_1-12.pdf. Прошу не путать ЦСУ с ЦРУ)). А то вчера мне уже пытались намекнуть...

Постановление Совета Министров СССРот 14 декабря 1947 г. N 4004 "О ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ И ОТМЕНЕ КАРТОЧЕК НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ"  http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=8195#yE8...

 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Где-то согласен, хотя связывать езду на поездах с Советской властью - это всё же перебор! И обвинять сельских жителей в попрошайничестве - как-то тоже нехорошо..., наверное что-то есть, но не больше, чем у городских. А скорее даже меньше, ведь в сельской местности гораздо более активно самоуправление - работают сельсоветы, какие-то хозяйственные вопросы решаются на сходах. А вот в городах дистанция между обывателями и властями - гораздо больше, поэтому гражданам остаётся только попрошайничать. Тезис "население не возделывает землю" - ну, это за гранью, вероятно просто в полемическом запале написано. Я не знаю ни одного сельского жителя, который бы не возделывал землю.

Аватар пользователя pawlina

Фраза про невозделывание земли - это не мой полемический пыл, а, к сожалению, реальность. Ежегодно езжу на могилы родственников и наблюдаю эту картину: где были картофельные поля, там заросли бурьяна или молодой лес. Многие даже у дома огороды не засаживают, типа лучше в магазине купить, чем на участке горбатиться. 

А слово "попрошайничество" употреблено мной в более широком контексте: с одной стороны - действительно, молодые лбы не стесняются приходить к старикам за картошкой, мотивируя, что есть нечего (каждую весну такие походы к родителям были), другой аспект - зачем что-то делать, если можно начать у государства всякие субсидии выбивать вместо того, чтобы самому пошевелиться. Как пример, нравится ли Вам идея - родить третьего ребенка, чтобы кредитные карты закрыть? А потом горло драть, что мы-де многодетная семья, давайте-ка, организуйте нам помощь!  А потом маманьки с папаньками существуют на детские выплаты. И только школу волнует, что эти дети как сорная трава растут и тоже начинают считать, что с ними все как с писаными торбами должны носиться. И это не страшилки, а весьма частое и печальное явление. Не знаю, как Вам, но мне страшно. Тем более, что у меня есть с чем сравнить: в соседях в советское время на улице жило несколько семей, у которых по 6-7 детей было. Хозяйства были ого-го! И никакого иждивенчества с их стороны.

Другой момент. Представьте, на одной улице два соседних дома. Один как игрушечка - новая крыша, свежепокрашенный фасад. Другой - как будто семейка Адамс только что гранату взорвала. Хозяева обоих домов - люди одного возраста с примерно равным доходом, в общем в равных условиях. Это деревня, здесь все друг друга знают, начиная от бабушек и дедушек и заканчивая теми, кто только из коляски выполз. Я даже не буду комментировать...

Так что я бы не исключала связь процесса умирания деревень с изменением нашей и психологии, и мировозрения. Не настаиваю на своей правоте, т.к. ориентируюсь на то, что видела своими глазами на территории нескольких субъектов РФ. 

Аватар пользователя shura

Старый свечинский краевед Петр Стародубцев, член коммунистической партии, в 1991 году на страницах своей замечательной книги "Земля Свечинская" так объяснял причину миграцию крестьян из колхозов:

"Пороки колхозной жизни стали проявляться уже после войны, когда продолжали сдавать продукцию крестьянского труда за бесценок, получаемые доходы не покрывали затрат. Все в большей форме проявлялись обезличка, безхозяйственность, моральная деградация и в конечном счете резкое снижение производительности труда. Народ потерял веру в лучшую жизнь, начался массовый отток людей из деревни, что еще более усугубило положение колхозов. Считаю, что низкая производительность труда и другие критикуемые теперь явления были проявлением общих закономерностей нашего социального строя, а не специфически колхозных недостатков" (Петр Стародубцев. Земля Свечинская – Киров 1991 г., с.76).

И это были не просто слова, это был жизненный опыт старого коммуниста...

Какой молодец Автор блога " Причины исчезновения русской деревни в XX в." . Живость и эмоциональность полемики свидетельствует о небезразличии многих к этой теме. Попробую и я высказаться в поиске коллективного ответа на этот вопрос.

Считаю что умирание русской деревни началось с конца 20-х годов , раскулачивание смертельно " ранило" деревню , а последующие события - это гвозди в крышку гроба русской деревни. Деревня до ПМВ значимыми темпами развивалась и эволюционировала , даже ПМВ и события до конца 20-х годов не смогли развалить деревню. И если бы не коммунистическое мракобесие с конца 20-х годов с элементами по сей день , то объективное эволюционное естественным путем развитие русской деревни к сегодняшнему дню реально было бы интенсивным и индустриальным с 2-3% трудозанятого сельского населения для обеспечения ( и не только) кратно большего существующего сегодня населения страны. Мне в январе будующего года исполнится 92 года. С шести лет ( с некоторыми перерывами ) веду дневник своей жизни , учусь и познаю по сей день , увлекаюсь историей в широком смысле этого слова , слабоумием не страдаю. Есть ряд увлечений. Среди них - горные лыжи. Например , свое 90-летие встретила на горных склонах Гранд Валира в Андорре и даже тихонько скатилась по ветеранской трассе этапа кубка Ауди. Вообще горными лыжами я уже увлекаюсь около 20 лет. Сначало любимым местом была Австрия, последних лет восемь - Андорра. А еще я страстная поклонница футбола , в частности команды Реал Мадрид. В последние 10 лет неоднократно ездила на их футбольные матчи на Сантьяго Бернабеу в Мадрид , на Камп Ноу в Барселону , на Месталью в Валенсию, Сан Сиро в Рим , Альянс Арену в Мюнхен. Особенно памятна поездка в Кардифф на триумфе Реала в финале Лиги Чемпионов. С прошлого года пока поездки на паузе - ковид. Но летом этого года летала в Пермские края на открытие памятника жертвам красного террора в 1918 году , т.е памятника в том числе моему Дедушке по Отцу, которого просто убили , когда он встал на защиту церкви от разграбления мракобесами. За несколько тысяч километров от святой земли этой церкви мы с племянником взяли на себя все финансирование : разрешительных и организационных мероприятий , проектирование , строительство.Центральным элементом в композиции памятника стал большой ( более 2,5 метров ) 8-ми лучевой кованный крест , объемный с внутренними каналами и пазами , с вензелями на всех лучах. Он кован старинными мастерами по византийским канонам , ему более 500 лет. Племяннику удалось его найти в Подмосковье , выкупить и доставить в Пермские края. Крест очистили , напылением позолотой покрасили , а внутренние каналы и пазы залили ювелирной красной эмалью- символ жертвенной крови , которая как бы сбегает к основанию памятника из валунов надгробия и растекается алой облицовкой фундамента гранитной плиткой.На центральной табличке памятника ( там десятки имен ) вписано имя моего Дедушки по Отцу , комиссованного по ранению с ПМВ отставного прапорщика пехоты Императорской армии , Георгиевского кавалера , крестьянина по рождению Лебяжской волости Уржумского уезда Вятской губернии. Да , уже с конца XIX в. он фактически не крестьянин , перебрался в Оханский уезд , строил своей артелью дома. Они по сей день радуют глаза и греют душу десятками по современному Оханскому уезду. А вот мой Дедушка по Маме настоящий крестьянин всю свою жизнь , по данным аграрного отдела Оханского уезда за 1915 год он смело экспериментировал с минеральными удобрениями и технологиями , купили артельно с другими крестьянами себе первый бензиновый американский трактор. Имел урожаи , которые даже сегодня впечатляют. А летом 1931 года его 60-летнего раскулачили и на 8 лет с нашей большой семьей в лагеря . Мне тогда было 1,5 годика.Началась " великая коллективизация " , а нас бросили в лагеря для " великой индустриализации ". Мы , лагерники , стали строителями Комсомольска-на-Амуре. Другие " враги народа " строили ..... и длинный список индустриальных объектов страны( а где список объектов , построенных без рук лагерников и не на их костях ? ) . Была " лебеда " , был голод и рабский труд , были тысячи безымянных холмиков погибших, что никогда не уйдет из памяти так же ,как и сытые тупые физиономии постоянно пьяных вертухаев и прочих таких же пьяных и тупых комиссаро-нквэдэшных убогих.Летом этого года меня провезли в Оханском уезде по родным местам , где когда-то бурлила крестьянская жизнь , а теперь на пашенной земле моего Дедушки двухметровой стеной борщевик , как памятник мракобесию.

Причины исчезновения русской деревни в XX в.?  Кто-то скажет , что личная память избирательна и с элементами субъективизма. И он будет прав . Кто-то говорит , что это было неправда и что были " шляпки да новые платья ". И он прав по своему , у меня в тоже когда-то вновь появились и шляпки и платья , а кто-то щеголял в украденных и отобранных у моей Мамы и у меня. Кто-то вспомнит и  помянет Сталина за " счастливое детство " - и он будет по своему прав. Кто-то Хрущева поблагодарит за лишкий кусочек суррогатного хлеба и возможность держать пару кабанчиков - и он прав по своему.Кто-то вспомнит отдельные крепкие колхозы , где вопреки системе во главе оказывались более-менее грамотные хозяйственники -и он будет прав. Кто-то скажет о миллионах добросовестных труженниках-колхозниках - и он будет безусловно прав , но это уже не крестьяне. Кто-то скажет на моего Дедушку -кулак , и он будет прав с позиций " кормчих Ленина - Сталина " и их почитателей , которые награбленное у моего Дедушки все разбазарили , стали сами есть эрзац-хлеб якобы настоящий , декларируют " с голой задницей " , что живут ( жили ) в раю, а последних настоящих крестьян загнали по горло в свое болото с названием " светлое будующее " и они сегодня только выживают своими мозолистыми руками со своего огорода и нищенской пенсии.  Мне этих убогих и их почитателей просто жалко , таким молча подаю на Пасху. Я же с раннего детства поминаю Дедушку и своих родителей , которые мне отдавали последнюю лепешку из " лебеды" и наказывали : добросовестно всю жинь учись и все помни , честно всю жизнь трудись , почитай Бога и следуй его заповедям. Господь все видит и каждому воздаст свое , а тебе тогда обязательно воздаст большую и счастливую жизнь.

Причины исчезновения русских деревень в XX веке ?. Господь сподобит рано или поздно каждого желающего найти ответ на этот вопрос, я же свое мнение никому не навязываю.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Тут выше меня упрекнули в том, что не надо мой личный опыт путать с массовым явлением... Ну так ваш случай аккурат такой: раскулачивание - это трагедия для сотен тысяч русских крестьян, но к исчезновению русской деревни оно по факту отношения не имеет, ибо после раскулачивания ни одной деревни не исчезло. Спасибо за ценные, а по нынешним времена просто уникальные воспоминания о вашем раннем детстве (и особая благодарность от бывшего жителя Комсомольска-на-Амуре), но как и горные лыжи и "Реал" (Мадрид) - в данном случае они не по теме.  

... Пардон муа, как говорится, но не могу не спросить: так всё же ссылка или ИТЛ запечатлелись в вашей памяти? Если помните смутно - просто назовите район (участок) который вы строили, я поясню. 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Спасибо - так я и думал! Как говорится, именно это я и предполагал.

Полностью согласен с Ю.И.Зуенко. Отток населения из деревень начался с коллективизации. Тут и раскулачиваие и простой уход. Но имено массовое переселение из малых (и не только малых, но удалённых от "большой дороги") деревень и последующее затем их исчезновение началось с 1950-х годов. На территории нашего колхоза (кстати сказать, довольно небольшого) было 19 деревень, к 1970-м годам осталось 6, а в настоящее время - практически 1, да в других, стоящих вблизи дороги районного значения, либо по 1-2 двора, либо живут дачники. Помню где-то в 1980-е годы читал в Комсомольской правде интервью с председателем колхоза-миллионера "Искра" Котельничского района Героем Социалистического Труда М.А.Ронжиным. Журналист Ярослав Голованов сетовал на исчезновение деревень, что отрывает крестьян от земли и превращение их, по сути, в городских жителей. А председатель уверенно доказывал, что намного выгоднее в экономическом плане построить для колхозников благоустроенные дома в крупном населённом пункте, школу, детский сад, больницу, Дом культуры, чем в каждую деревню проводить дороги, тянуть коммуникации, открывать там малые школы, детские сады, медпункты, отделения почты и т.п. И, скажу на примере своих земляков, какого-то на этот счёт сопротивления я не встречал. Бросать насиженное жильё, конечно, жалко, но и жить вдали от цивилизации, ходить детям в школу пешком за 10 километров (как, например, моя будущая супруга), желающих мало.    

Аватар пользователя skygrad

https://www.youtube.com/watch?v=fLJkKpauh-Q

Фильм Пивоварова на тему исчезновения деревень и раскулачивания.

Страницы