Происхождение фамилии Багин. Часть 4 – заключительная.

В комментариях к предыдущим частям расследования часто писали, что вероятно, фамилия могла появится от прозвища или имени Бага. Значит пришло время разобрать и эту версию. У кого же могло быть такое имя или прозвище? И начнем сразу с монгольской версии

Монгольская версия

Segey P подсказал, что Бага с монгольского переводится как младший, это действительно так, и что такое прозвище могли давать младшим детям, если у них были одинаковые имена со старшими детьми. Такое встречается и в наши дни. Например одну современную китайскую актрису называют младшей Сэцэнгуа (или Бага Сэцэнгуа, которая родилась во Внутренней Монголии), чтобы не путать с другой актрисой по имени Сэцэнгуа. Поэтому, условно, в период казанских войн первой половины XVI века к русскому царю мог прийти на службу какой-нибудь золотоордынец условно Ахмет-Оглы Бага и при крещении стать Багиным.

Кстати, прозвище Бага  в значении младший в своих титулах имели еще, например, уйгурские ханы, которым их присваивали тобаские императоры Китая, и по сравнению с ними прочие варварские правители были «младшие ханы». Также упоминание прозвища Бага в значении младший в популярной бурятской легенде о происхождении рода Шоно. У бурятов есть два рода Ехэ Шоно и Бага Шоно, как и у калмыков (в составе дербетов). От этих родов ответвляются остальные рода, но все относятся к Шоно. 

В давние времена, когда велись непрерывные войны. Племена исчезали будто их и не было. В одной из таких схваток кочевников в живых остались только два малолетних брата из одного рода.Старшему было 8 лет, а младшему несколько месяцев. Во время боя они спрятались под шкурами, лежащими в углу юрты. Когда бой утих, мальчики вышли из укрытия наружу. От увиденной картины пепелища старший брат мгновенно поседел. Взяв на руки младшего, он побрел подальше от того страшного места.

Обнаружив по пути волчье логово, он спрятался в нем и уснул. Проснувшись ночью, он услышал как младший брат, причмокивая, сосет вымя волчицы. А за день до этого их отец и дядя охотились в этих местах и принесли с собой добычу двух новорожденных волчат. Мальчик догадался, что это и есть та самая волчица, у которой люди выкрали детенышей. По всей видимости, она учуяла запах грудного ребенка и подставила ему свое вымя.

Так волчица стала молочной матерью малыша, а его старшего брата кормила дичью. От мальчиков, вскормленных волчицей, и пошел род чоносов. Старшего брата называли Ик (большой) чонос, младшего Баг (младший) чонос. 

Позже похожую легенду я обнаружил и при изучении происхождения тюрского языка:

Особое место занимает заимствованное тюрками индоиранского слова со значением "волк": тюркское "бери" по звучанию сходно с осетинским "бирэг", сакским "бирге", согдийским "вырк"; более древняя тюркская форма могла звучать и как "бёрюк". Появление этого слова в языке тюрков связано, по всей вероятности, с заимствованием ими индоевропейской этногонической легенды. В переложении китайской летописи VII в. мифический сюжет о происхождении тюрков выглядит так. Однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик, его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо; когда он подрос, волчица родила от него в горах Алтая десять сыновей, которые взяли себе жен из Турфана (в древности в этом районе Северо-Западного Китая обитали тохары, индоевропейский народ).

Предание о волке-прародителе попало через тюрков и в монгольскую мифологию. В Тюркском каганате VI-VII вв. слово "бери" входило в личные имена-титулы многих правителей-тюрков: Бёри-хан, Бёри-шад, Иль-Бёри-шад. Индоевропейское влияние сказалось и на других областях тюркской лексики. Так, многие названия культурных растений взяты из индоевропейских языков: алма (яблоко), арпа (ячмень), чавдар(рожь), бугдай (пшеница), кендир, кеневир (конопля). Культурно-хозяйственное воздействие индоевропейцев проявилось в следующих заимствованиях: дам, там (дом, крыша), ул (фундамент), улуш (селе-ние), канд, кент (город, деревня), аш (пища), дон, тон (одежда), бор (вино), бекни (пиво). Были заимствованы и некоторые числительные: пять (беш), десять тысяч (тюмен), первый (биринджи).

Если же продолжить говорить снова о титулах, то найдем в индоевропейских языках название титула Бага – витязь. Он зафиксирован в орхоно-енисейских текстах 712-759 гг. Титулатура Тюркского же каганата буквально пестрит этими заимствованиями: бага-шад, бага-ышбара-хан, багатур-шад, багатур-ябгу и т.п. Эти титулы записаны и китайскими хронистами, но сильно искажены из-за особенностей китайской фонетики и письменности (бага - мо-хэ, ябгу - шэ-ху, багатур - мо-хэ-ду). Но индоевропейские и сходные с ними легко сопоставимы: индоиранское "бага" (бог, божественный, господин; ср. также славянское "бог", богатый"). Впоследствии от титула "бага" в тюркских языках произошли новые слова: бэг, бек, бей, бай, означающие "вождь", "господин", "князь". С корнем "бага" связан и другой титул - багатур (высший слой аланской военной аристократии - аналогичный хазарским тарханам).

Тут, конечно, я скорее уже больше пишу не о моменте происхождении фамилии Багин, а о происхождении самых древних предков Багиных, хотя, например, большое заимствование слов из индоевропейских языков в тюркских языках не позволяет сейчас однозначно сказать кем именно были предки Багиных. Версия с происхождением фамилии от имени Баги или Бага пока кажется сомнительной для меня, потому что тогда, наверное, мы могли бы встретить Багиных и в других регионах. Но я таких не находил, хотя всё может быть. Но в ходе поисков я обнаружил упоминание имени Багин в другом неожиданном месте. 

Армянская версия

Мои поиски увели меня вообще к армянскому происхождению предков Багиных. Хотя, вряд ли эта находка имеет отношение к происхождению самой фамилии Багин. Но судите сами:

В связи с мехьян’ом (храм) встречаем у древних армянских писателей и слово багин – жертвенник богу воздвигнутый, на котором совершались заклания и на который клались жертвенные дары (см. армянский текст Агаф. стр. 29-30; 45-46; 586; 602-603;— Моис. хорен. кн. II, гл. 18; 40; 66; 77.— Фауст визант кн. III, гл. 14, стр. 37, 38). Корень этого слова баг (древне-парсийское бага), встречающееся в армянском языке преимущественно в именах собственных (Баг-аран, Баг-аван, Баг-ариндж, Баг-н-айр, Багеус, Багапатес, Багасакес, Багоас, Багафанес и пр.). Таким образом слова: мехьян и багин, указывая нам на зендское свое происхождение, в то же время дают возможность предполагать, что религия армян в древнейшую эпоху, без сомнения, имела с религией парсов один общий источник.

Немного копаясь в армянской версии, выяснилось, что на территории Турции в районе Мазгирт находится крепость с названием Багин.

Мазгирт - одно из старейших поселений в силу своего географического положения. История района восходит к эпохе бронзы . Регион перешел под власть хурритов в 2200 г. до н.э. , хеттов, наступавших в Сирию в 1375-1335 гг. до н.э., и урартов, которые доминировали в регионе Харпут (Элазыг) в 9 веке до н.э., когда хеттское государство было разрушено. Замки Мазгирт и Багын относятся к урартскому периоду. Замок Багын, расположенный недалеко от деревни Багын (Дедебаг), в этот период находился под контролем сельджуков. После того, как анатолийское государство сельджуков было разбито монголами, регион перешел под контроль монголов в 1243 году. (Bağın (Dedebağ) köyü yakınında bulunan Bağın Kalesi bu dönemde Selçukluların denetimine kalmıştır. Anadolu Selçuklu Devletinin, Moğollara yenilmesiyle 1243 yılında yöre Moğolların denetimine girdi)

Багин (Dedebag) - деревня в пустыне в восточной турецкой провинции Тунджели (Дерсим). Прежнее имя Батина было «Багин», «Батхин» и «Багнадун» [Pağnatun]. По территории Пагнатуна протекает река Пагин. Возможно, название, произошло от армянского или доармянского слова Pagn (баня, хамам), что означает горячие источники.

Сотни лет Багин было христианско-армянское село.  После полной депортации армянского населения между 1915 и 1916 годами он был заселен алевитско-курдским народом. Багину принадлежат руины древнего замка «Багин Калеси», времен короля Менуаса (Урартское царство 810 - 785 гг. До н.э.), и древние горячие минеральные источники «Багын Каплыджаси». 

В книге Dersim: Alevilik, Ermenilik, Kürtlük by Aksoy, Gürdal, 1968 автор делает предположение, что крепость Багин, являвшийся крепостью с местом поклонения во времена урартов, также был храмом огня во времена зороастрийских армян. И дальше в книги приводятся несколько предположений о происхождении названия деревни и крепости.

В одной из своих предыдущих работ я подробно остановился на различных предположениях о происхождении имени Багин и заявил, что наиболее вероятной возможностью является поиск происхождения имени в слове Багин, что означает храм огня в Пехлеви, что был также переведен на армянский язык. Потому что замок Багин, построенный урартами и предположительно посвященный богу Халди, продолжал существовать как замок, возможно, с храмом, принадлежащим Мехру (Митре), когда зороастризм стал официальной религией в древней Армении. В мифологии Дерсима история о Сейите Куреше, брошенном в огненную печь в Багине, была одним из факторов, побудивших эту идею.

Другое предположение заключалось в том, что название происходит от армянского слова pagn, что означает баня. Горячий источник, локально отождествляемый с названием деревни, заставил меня подумать, что такое название следует рассматривать как возможность. Последнее предположение было тезкой деревни Багин в Кирмане, основанное на гипотетической связи имен Кирманчи и Курманчи с именами Кирман и Кирманшах, и, возможно, некоторые общины, которые, как считается, пришли в Дерсим из этих регионов.

Старое имя Багин на армянском языке также записывается как Пафин (т.е. Пагин) в некоторых исторических источниках и как Палин, Палиос или Палин в других. Основываясь на этой интерпретации, можно утверждать, что существует преемственность между именами Палин и Багин, и что это происходит только из-за некоторых фонетических различий между устным и письменным языком в армянском языке. 

Имя Палин, вероятно, слово хурро-урартского происхождения, а у армян превратилось в багин или подобные ему слова - армянский пагн; хаммам или багин; храм огня. Так что же значило имя Пэйлин? Хотя утверждается, что в западных регионах урартской цивилизации, известной своими оросительными каналами, не встречалось никаких водных каналов, следует отметить, что слово Hurricane pala означает канал. Пили имеет то же значение на урартском языке (Ларуш 1979: 194). Название этого поселения, основанного на реке.

Однако Хьюзен предоставляет некоторую разоблачающую информацию о том, с чем этот топоним может быть связан. В составленном им историческом атласе Армении Патинберд (то есть крепость Багин) находится чуть ниже. Имя Палинос упоминается очень близко к нему. Чуть ниже находится Палу, также известный как Балаовит по-армянски. Он назвал армянский эквивалент места, которое римляне называли Палинос, Пафнатун. Здесь также идет речь о преобразовании звука. Хьюзен отдельно записал Палин (Багин) как римский военный штаб Палиос (Hewsen 2001: 37; см. Также карты 42 и 48). По словам Хьюза, многие топонимы в этом регионе на самом деле были связаны с названиями общин или княжеств, которые жили в регионе до армян, но со временем стали более или менее - некоторые полностью - армянскими. То есть произошли они либо от доармянских, либо от неармянских корней. 

На этом, пожалуй, можно и закончить серию статей о происхождении фамилии Багин. В итоге у нас получилось несколько версий, среди которых есть и более и менее вероятные: русская, татарская, польская, тюркская, удмуртская, монгольская, армянская и английская. По всей видимости, эту загадку может решить только генетический тест ДНК. Ждите новостей! И не забывайте подписываться на мой телеграм-канал – https://t.me/igorbagin

Комментарии

Большое спасибо автору и форумчанам, узнала много нового о своих предках. Фамилия "Багин" была у меня на слуху с самого детства и казалась обычной, а тут  версии - одна интереснее другой, как сюжеты для исторических романов:) Очень буду ждать новостей, обещанных Игорем Вячеславовичем. И чисто теоретический вопрос - могла ли фамилия "Багин" образоваться от фамилии "Вагин"? Похоже, что Вагины появились в Котельническом уезде раньше Багиных, правда проживали они севернее Васильковской волости.

Аватар пользователя SwiM912

Спасибо большое за отзыв! :) На счет фамилии Вагин, думаю всё же, что это другая фамилия и образовалась отдельно

Аватар пользователя skygrad

В тюркских языках (в т ч. татарском и булгарском) обычно нет звука В, его заменяют на Б, Ф или опускают. Так что есть некоторый шанс происхождения Багин от Вагин в отношении вотского носителя фмилии. Замечу также, что армянский (турецкий) след имеет основания: есть гипотеза о происхождении оттуда Каринских князей татаро-булгар. С ними могли прийти и какие-то Багины вотины - как их подданные.

Моггольский вариант тоже можно прояснить. Не обязательно вятский Бага был монголом. По моей версии, вятчане 13 века участвовали в войнах монголов на их стороне за что сохранили или получили автономию.

Аватар пользователя SwiM912

Спасибо большое за информацию! Как бы добраться до истины? :)