Молотниково (Димитриевское)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Молотниково – одно из древних сел в районе. Старше его – Гостево. Однако отдаленное прошлое села остается для нас в потемках. Название его происходит от устаревшего слова “молотник”, т.е. молотобой. В.И. Даль (1801-1872), выдающийся русский лексикограф, писатель и врач, дает пояснение слову “молотник”: помощник кузнеца. По-современному, это – молотобоец. Годом возникновения села считается 1515. По Д.Ф.Кожевникову (1965), изучавшему историю Котельнича, в этот год произошло опустение города: люди уходили в глухие места, чтобы избежать подати (налогообложение). В результате возникли поселения: Молотниково, Курино и Спасское. О Молотниковском приходе также упоминалось и в переписи вятского населения в 1654 г.: “Между котельническими приходами находится и Молотниковский”.

Заглядывая в старину, следует указать на исторический факт, имеющий отношение к Молотникову, а именно: путь из Москвы в Хлынов пролегал через Молотниково. Первое достоверное описание его относится к 1555г. (по О. Виноградову, 1989). В этот год в столицу была отправлена знаменитая икона Николы Великорецкого. Через год икону вернули в Хлынов. При этом путь ее пролегал через Вологду, Великий Устюг, Лальск, Лолу, Яхреньгу, Окатьево, Спасское, Молотниково, Котельнич и Орлов. Повторялся ли этот путь в последующие годы, неизвестно.

Молотниковские приход и волость – довольно обширные, относились к пригородным. Постоянных границ прихода и волости не существовало. На западе длительное время часть деревень современных округов Шалеевского и Юбилейного входили в Молотниковский приход. Также некоторые гостевские деревни на западе включались позже в Игумновскую волость. По церковным росписям 1777г. в приходе значилось 66 деревень с населением 1967 человек., из коих мужского пола 955, женского – 1012. А в 1822г. население составляло уже 4922 чел., из них мужского пола 2280, женского – 2642. К 1900 г. в приходе насчитывалось 124 деревни, 684 двора, 6725 человек., из которых мужского пола 3365, женского – 3360 жителей (А.Попов). С ростом населения сокращалась подушная площадь пахотных земель, лугов и лесов. В результате к началу ХХ в. уже ощущался дефицит пахотных земель, леса и др. угодий. Кроме этого значительная часть почв подзолистые, глинистые и супесчаные. В связи с этим часть населения в Х1Х и начале ХХв.в. переселялась в другие уезды, губернии и даже в Сибирь. Сокращение лесов вынуждало молотниковцев в начале ХХв. закупать дрова в других волостях, в частности, в александровских деревнях. Парни волости нередко уходили и уезжали на временные заработки в промышленные города - Надежнинск ( ныне Серов), Нижний Тагил, Пермь, Ижевск и другие. Уходящие на заработки в города назывались зимогорами (от слов “зима” и “город”). С окончанием прокладки железной дороги через Котельнич в 1902 г. на восток зимогорское движение расширилось.

(отрывки из статьи Г.А. Котельникова “К истории Вятского края и села Молотникова”)

В селе была двухклассная церковно-приходская школа. Жители из-за недостатка земли и отсутствия лесов занмались извозом и отхожим промыслом. Особенно было развито производство кирпича и горшечное. Известны плотники, пильщики, щерстобиты, каталщики и портные. По данным переписи начеления 1926г. село входил в Игумновский сельсовет, число жителей 129 человек; в сельсовете 50 населенных пунктов, число жителей 2731 чел [источник].

О Димитриевской церкви села можно узнать по ВЕ-1912.

Авторство на фото принадлежат пользователям группы "Молотниково" в контакте.

 

В настоящее время:

С. Молотниково- Котельничский район, Молотниковское сельское поселение.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      photo
      На въезде в село
      old_photo
      Фото села советского периода
      old_photo
      Фото села советского периода
      old_photo
      Фото села советского периода
      photo
      Фото села сегодня
      photo
      Фото села сегодня
      old_photo
      СПК "Заря"
      old_photo
      СПК "Заря"
      old_photo
      1970 (?)
      old_photo
      Новая школа
      old_photo
      31.08.1982 новая школа
      old_photo
      Семилетняя школа
      old_photo
      "Зеленая" школа
      photo
      ДК (?)
      old_photo
      Старый магазин
      old_photo
      Главная улица
      photo
      Памятник К.И.Щепину
      photo
      Памятник (?)
      photo
      Памятник воинам защитникам и мемориальная стена
      photo
      Самобытный дом с резьбой
      photo
      Часовня на месте разрушенной церкви (?)
      old_photo
      Церковь с. Молотникова, "Известия ИАК", № 46, 1912 г.
      drawing
      Димитриевская церковь (рисунок)
      drawing
      Димитриевская церковь (рисунок)
      drawing
      Димитриевская церковь (рисунок)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1628-1629, РГАДА 1209-1-90, 1628—1629 г.
      4341346Погост Молотниковской, а на погосте церковь во имя Дмитрея Селунского[+]Российское царство, Вятка, Котельнический уездКотельнический [стан], Котельнический тяглый [стан], Поломская волость5314
      4341347↑ да на церковной же земле дворы бобыльские[+]4314
      Перепись 1646, РГАДА 137-1Орлов-1, 1646 г.
      4110673Погост, на погосте церковь с трапезою во имя рожества пречистые Богородицы, в пределе святаго мученика Дмитрея Селунского[+]Российское царство, Вятка, Котельнический уездМолотниковская волость12402
      Перепись 1671, РГАДА 137-1Вятка-6, 1671 г.
      3551627Молотниковского погосту[+]Российское царство, Вятка, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Юрьевская волость, Тяглово ж стану938
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-340, 1678 г.
      3570713Погост Молотниковской, а на погосте церковь теплая во имя Рожества Пресвятыя Богородицы, да в пределе Святого великомученика Димитрея Селунского[+]Российское царство, Вятка, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Молотниковская волость7376
      3570714↑ Да на том же погосте во дворех бобыли[+]6377
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-72, 1709—1710 г.
      3381059На погосте Молотниковском[+]Сибирская губерния, Вятка, Котельницкий уездКотельницкий стан, Котельницкий тяглый стан2Σ 4361
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-73, 1709—1711 г.
      3812095Погост Молотниковской[+]Сибирская губерния, Вятка, Котельницкий уездКотельницкий стан, Котельницкий тяглый стан, Молотниковская волость492об
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1034, 1710 г.
      1380437Погост Молотниковской[+]Сибирская губерния, Вятка, Котельницкий уездКотельницкий стан, Котельницкий тяглый стан, Молотниковская волость7Σ 20153
      Ландратская перепись, РГАДА 214-1-1595, 1716 г.
      4522772Погост Молотниковской, а на том погосте 2 церкви деревяные во имя рожества пресвятыя Богородицы да великомученика Димитрея[+]Сибирская губерния, Вятка, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Молотниковская волость8Σ 231192
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3814, 1719 г.
      1921749На Молотниковском погосте[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Молотниковская волость♂ 2569об
      1921981[Волость Екатерининская][+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический оброчный стан, Молотниковская и Екатерининская волость♂ 2617об
      Примечание: название не указано
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3815, 1719 г.
      1931858На Молотниковском погосте[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Молотниковская волость♂ 2573
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г.
      2020624Молотниковской церкви Рождества Пресвятыя Богородицы[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический тяглый стан♂ 4259об
      1‑я ревизия (1719‑21), ЦГАКО 237-76-3, 1720 г.
      4270461Молотниковской церкви Рождества Пресвятыя БогородицыСибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический тяглый станцерковнослужители210—210об
      Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1538, 1722—1727 г.
      1400092погоста Молотниковского церкви Рождества Пресвятыя БогородицыСибирская губерния, Вятская провинция, Котельнический дистриктКотельнический стан, Котельнический тяглый стан(государственые) черносошные крестьяне6♂ 3949
      2‑я ревизия, ЦГАКО 237-74-69, 1744—1745 г.
      4210167в селе Молотниковском церкви Великомученика ДмитрияКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездсвященнослужители102об—103
      4210443села Молотниковского Димитриевской церквиКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уезднедействительные церковнослужители223об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1540, 1748 г.
      1410471в погосте МолотниковскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стангосударственные черносошные крестьяне♂ 287544—7571590 об—592 об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1541, 1748 г.
      1970446в погосте МолотниковскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стангосударственные черносошные крестьяне♂ 274213—4239280об—282
      Примечание: итого в Макарьевском погосте убыло
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1556, 1762—1764 г.
      1630048в погосте МолотниковскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Подгородная волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 39 ♀ 33126об—130
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1559, 1762—1764 г.
      1660048в погосте МолотниковскомКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездКотельнический стан, Котельнический тяглый стан, Подгородная волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 39 ♀ 33135—139об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1576, 1762—1764 г.
      1810019в деревне МолотниковскойКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Котельницкого Предтеческого монастырягосударственные черносошные крестьяне♂ 10 ♀ 327—28
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1567, 1763—1764 г.
      1740019в деревне МолотниковскойКазанская губерния, Вятская провинция, Котельнический уездбывшие Архиерейские вотчины, Котельницкого Предтеческого монастырягосударственные черносошные крестьяне♂ 10 ♀ 331об—32об

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0313079д.ДмитревскаяКотельнитская округаМолотниковская волостьланцов521, л. 136 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      4237Молотниковскоес. каз.при колодцахКотельнический уезд,
      Стан 1
      По левую сторону Московского почтового тракта от Котельнича к границе Яранского уезда, к северу от г. Котельнича16168152035Церковь православная 1. Торжки.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      6681село Молотниково; МолосниковскоеВятская губерния, Котельнический уезд,
      Игумновская волость, Щенниковское общество
      с. Молотниково, Димитриевская ц.
      (церковь в этом селении)
      Каменка → Ночная Черняница535н/д
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Просмотреть скан документа
      043026селоМолотниковская (Дмитриевское)Котельнический уездИгумновская волость71213251, л. 313 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      2-04-455селоМолотниково, Димитриевское, ПерминовскаяКотельнический уезд,
      Котельническая волость
      Игумновский13 км1514296159120

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1418212025селоМолотниковоКировская областьКотельнический районИгумновский с/с (ц.)1822256186[-]
      Источники: [1, л. 226; 2, л. 380; 3, л. 262]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 3. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2301.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?Просмотреть скан документа
      201201селоМолотниковоКотельничский районИгумновский сельсовет481271, л. 373
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      13179селоМолотниковоКотельничский районИгумновский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 18 км.
      Центральная усадьба: совхоз Заря

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?Просмотреть скан документа
      180901селоМолотниковоКотельничский районИгумновский сельсовет (ц.)611278333614288326сельское1, с. 88
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      13166селоМолотниковоКотельничский районМолотниковский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 18 км

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33219836001селоМолотниковоКировская областьКотельничский районМолотниковский сельский округ (ц.)505234271русские: 94 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33219836001селоМолотниковоКировская областьКотельничский муниципальный районМолотниковское сельское поселение (ц.)376158218сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      339273селоМолотниковоМолотниковская, МолотниковскоеКотельничский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Димитриевская церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село МолотниковоДимитриевская церковьКотельнический уезд1-й благочиннический округ
      №11, с. 384-385

      263. Димитриевская в селе Молотникове.

      Построена в 1770 г., каменная; теплый храм перестроен в 1872 г. Престолов два: в холодном храме в честь Рождества Пресв. Богородицы; в теплом во имя Св. Великомуч. Димитрия Солунского, третий престол предположено освятить во имя Св. Ап. Петра и Павла.

      При церкви состоят два священника, диакон и два дьячка. Один из священников имеет казенную квартиру, у прочих свои дома. Земли церковной во владении причта 1½ дес. усадебной и 78 дес. 1608 саж. пахатной и сенокосной.

      Приход простирается на 12 в. от церкви; в нем 127 селений; прихожан 2865 м. п. и 2906 ж.

      Село Молотниково от г. Вятки в 88 в. Ближайшия села: Красногорское в 8 в., Екатерининское в 12 в. и Курино в 15 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Молотниковская - Димитриевская, церковь приходскаяКотельнический уезд1-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 3043, жен.п.: 3096. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — До 1629.
      Воздвиженская, часовня
      при селе Молотниковском, часовня

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      МолотниковоДимитриевскаяКотельнический уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село МолотниковоДимитриевская церковьКотельнический уезд1-й благочиннический округ

      12) Село Молотниково – Димитриевская церковь каменная, построена в 1770 г.; расстоянием от г. Вятки в 90 вер., от уездного города в 22 вер.; часовни: сельская, каменная, постр. в 1889 году и Молотниковская, деревянная, постр. в 1728 г.; причта по штату положено 2 свящ., 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: удобн. 80 дес. 2338 с., неудобн. 1 дес. 650 с., всего 82 д. 588 с., в том числе усад. 3 дес. 1680 с., пахотн. и сенок. 77 дес. 658 с.; руги на весь причт цоступило до 300 п. овса; братский денежный доход: свящ. 669 р. 51 к., диак, 446 р. 34 к., псал. 223 р. 17 к.; прихожан: правосл. русск. 3939 м. п., 3992 ж. п.; приход состоит из 127 дер., расст. ¼ – 11 вер.

      В селе находится двухклассная церк.-приходск. школа. В приходе три школы, из них две земские в деревнях Игумновской в 5 в. и Большие Щепины в 7 вер. и школа грамоты в дер. Максимовской в 5 вер. Прихожане, за недостатком земли и вследствие отсутствия лесов, занимаются извозом и отхожим промыслом. Ремесла в приходе не особенно развиты. Между крестьянами есть плотники, пильщики, шерстобиты, катальщики и портные. В приходе осо-бенно развито производство кирпича и горшечное.

      В церковной библиотеке хранится большого формата Библия, изд. 1762 г., пожертвованная уроженцем села доктором Щепиным в 1766 году.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. МолотниковоДимитриевская церковьКотельнический уезд1-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 126 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 678)
      Справочник по составу приходов церквей Котельничского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.

      Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].

      № (код)Город или село, церковьЗаписей[-]УездБлагочиннический округ
      81Молотниково, cело. Димитриевская церковь12[-]Котельнический уезд1-й благочиннический округ
      Список лиц, погребенных в церковной ограде Димитриевской церкви села Молотникова Котельнического уезда Вятской епархии, с обозначением их надгробных надписейс. 201
      «Здесь погребено / тело оного села / священника Павла / Васильева Бородина, / при сей цер[кви] священст[вовал] / 55 л[ет]1, а всего от рож[дения] / 78 л[ет]2, скончал[ся] 10 / апреля 1866 г.». Сын священника. Из класса риторики был уволен без аттестата, 20 марта 1808 поступил в архиерейский певческий хор, в 1809 определен в Молотниково на дьяческое место, 10 декабря 1811 — на диаконское место к Вятской Предтеченской церкви преосвященным Гедеоном, 10 ноября 1812 произведен в сан иерея в с. Филейское, 11 февраля 1815 переведен в Молотниково, 30 октября 1852 по преклонности лет и слабому здоровью уволен за штат. Был штрафован 3 раза ссылкою в Архиерейский дом (клировые ведомости 1865 г.).1 По-видимому, эти сведения ошибочны (сравни с приводимыми далее).
      2 По сведениям из пятой графы — на 81 году.
      с. 201
      «Т[ут? покоится? / пра]х усо[пшей] / рабы Божи[ей] / Агрипины [Лукиной] / Бородиной. / Земной жи / зни ее было / 76 лет»3 (на одной стороне памятника). «Вечная ея память» (на противоположной стороне). †13 ноября 1871. Жена П. В. Бородина, купеческая дочь. «После смерти мужа проживала в собственном доме. На пропитание себя по указу Святейшего Синода с 29 декабря 1867 года получала пенсию 55 рублей серебром» (клировые ведомости 1866 и 1870 гг.).3 По-видимому, часть надписи составителям прочесть не удалось.с. 201
      «Здесь покоится прах / священника Николая Гео / ргиева Усольцева, родился в 1818 году августа 18 д[ня], / скончался в 1860 году / ноября 29 дня, погребен декабря 4 дня» (с восточной стороны памятника). Сын протоиерея, в июле 1836 окончил курс Вятской духовной семинарии по 2-му разряду, 25 марта 1840 посвящен в сан иерея преосвященным Неофитом к Спасскому Елабужскому собору на диаконскую вакансию, 19 апреля 1848 перемещен к Димитриевской церкви с. Молотникова на дьяческое место, с запрещением в священнослужении, 6 ноября 1851 разрешен в священнослужении, с оставлением на месте дьячка, 31 октября 1856 утвержден на 3-м священническом месте. «Отличался нетрезвою жизнью». Умер от горячки (клировые ведомости 1859 г.).с. 201
      «Здесь покоится тело / жены умершего / священника / Николая Георгиева / Усольцева / Анны Иосифовой, / жития ее было 73 года, / вдовствовала 38 лет4, / скончалась 1897 г. июня 16-го. / Последний дар от / сына Василия» (с восточной стороны памятника). Дочь священника с. Пижемского Яранского у. «После смерти мужа построила дом и проживала в нем до смерти. На пропитание себя и семейства с апреля 1861 года получала денежные доходы с нештатного 4-го причетнического места; с 1869 года по 1871 — две трети всех доходов с 3-го причетнического места, затем с 1886 года стала получать из епархиального попечительства, в 1886 году — 20 рублей, с 1887–92 годы — по 14 р[ублей], с 1893 года — 20 р[ублей]». Умерла «натурально» (клировые ведомости 1869, 1871, 1886 и 1893 гг.).4 Так в донесении. В другой графе срок указан правильно — 361⁄2 лет.с. 201
      «Здесь покоится тело / псаломщика сей церкви / Владимира Николаева / Усольцева, / жития его было 30 лет. / Скончался 1881 г. июля 14-го. / Последний дар от / брата Василия» (с восточной стороны памятника). Сын Н. Г. Усольцева, родился в Елабуге и крещен в Спасском соборе в 1847, исключен из среднего отделения // Вятского духовного училища в 1863, с 12 ноября 1868 по 14 июля 1881 проходил должность псаломщика при означенной церкви (клировые ведомости 1848, 1877 и 1881 гг.). Был холост. Утонул в р. Черненице.с. 201
      «Здесь покоится тело / псаломщика сей церкви, / окончившего курс Вятс / кой духовной семинарии, / Георгия Николаева Усольцева, / жития его было 27 лет, / скончался 1884 г. февраля 4-го. / Последний дар от брата Василия» (с восточной стороны памятника). Сын Н. Г. Усольцева. Родился 18 июля 1856. Окончил курс по 2-му разряду в Вятской духовной семинарии 1 июня 1878, проходил обязанности учителя (с 1 января 1879) и законоучителя (с июня 1879 по июнь 1882) в Молотниковском земском училище; за усердную службу награжден 75 рублями из Министерства народного просвещения; в апреле 1881 объявлена благодарность от епархиального начальства за отлично-усердное преподавание Закона Божиего; 11 ноября 1882 объявлена благодарность уездного земского собрания (по заявлению инспектора народных училищ); 12 августа 1881 по прошению определен на должность псаломщика к Димитриевской церкви. Был холост. Умер от чахотки (клировые ведомости 1883 г.).с. 202
      «Здесь погребено тело / священника сего села / Иосифа Васильева / Ардашева, / скончался 1882 года / июля 4-го дня, жития / его было 42 года / 10 месяцев 4 дня» (с западной стороны памятника). «Господи, приими дух / его с миром» (с восточной стороны). Сын диакона. По «слабости здоровья» уволен из высшего отделения Вятской духовной семинарии, 8 июня 1860 рукоположен в сан диакона в с. Совьинское Слободского у., 8 июля 1862 рукоположен в сан иерея, в феврале 1868 перемещен в с. Лекомское Слободского у., 6 марта 1870 — к Димитриевской церкви. С 1 ноября 1862 по 1 января 1868 обучал детей в открытом на собственной квартире училище; был катихизатором, духовником, следователем, законоучителем; награжден набедренником и бархатной фиолетовой скуфьей. Умер от горячки (клировые ведомости 1881 г.). «В его время, после окончания турецкой войны, произошло большое смятение и испуг в приходе: прихожане обычных пильщиков (из с. Гостева) ночью приняли за турок. Об этом происшествии писали в газетах, составлены стихи и сохранились документы».с. 202
      «На могильном бугре лежит чугунная 9 четв. с болтами, пропущенными в землю, плита, на которой 8-конечный крест и надпись с восточной стороны»: «Здесь покоится / тело жены священника / Агриппины Гаврииловой / Ардашевой, / умершей 23 мая / 1905 года». Дочь диакона, жена И. В. Ардашева. Вдовствовала 22 года. «Проживала в собственном доме и отличалась скромным поведением. Она благотворила ко храму Божию и при устройстве иконостаса в холодной церкви пожертвовала 25 рублей, серебряную большую лампадку пред образ Божией Матери Скоропослушницы. После смерти, согласно духовному завещанию, в пользу церкви поступили деревянный дом со всеми надворными постройками, в пользу церкви и причта — 500 рублей билетами» (Книга церковного прихода 1909 г.).с. 202
      «Здесь покоится прах / усопшей рабы / Божией Елизаветы / Марковой Ардашевой. / Земной жизни ея (с западной стороны памятника) / было 66 лет, ско / нчалась 1 февраля / 1872 года» (с южной стороны). «Вечная ея память» (с северной стороны). Мать И. В. Ардашева, жена заштатного диакона с. Ильдибаевского Сарапульского у. Василия Захариевича Ардашева. Умерла «натурально».с. 202
      «Здесь покоится прах / священника сей церкви / Владимира Павловича / Сырнева, / умершего 1887 года 8 июля. / Жития его было 33 года 3 дня» (с западной стороны памятника). «Господи, приими дух / его с миром! / Мир праху твоему!» // (с восточной стороны). Сын священника. По окончании курса в Вятской духовной семинарии уволен с аттестатом 2-го разряда 30 июня 1880, того же года 14 ноября посвящен в сан иерея к Введенско-Богородицкой церкви с. Мартеловского Глазовского у., 23 июля 1882 согласно прошению перемещен к церкви с. Молотникова. Умер от апоплексии (клировые ведомости 1886 г.).с. 202
      «Здесь погребено тело / священника сего села / Николая Михаилова / Мышкина, / скончавшегося 1896 г. / 8 марта, жития его было / от роду 25 лет 4 м[есяца] и 8 д[ней]» (с западной стороны памятника). Сын священника с. Городища Яранского у., родился 18 ноября 1869, 20 июня 1891 окончил курс Вятской духовной семинарии по 2-му разряду, 21 декабря 1891 определен на диаконское место в с. Екатерининское Котельнического у., 15 февраля 1894 — на священническое место к церкви Молотникова; был учителем, заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе (клировые ведомости 1895 г.). «О. Николай отлично знал церковное хоровое пение и был хорошим музыкантом на скрипке и фисгармонии; в семинарии участвовал в оркестре». Умер от воспаления легких.с. 203
      Мышкин Василий, младенец, сын Н. М. и Анны Иоанновны Мышкиных.с. 203
      РГИА, ф. 549, оп. 2, д. 9, л. 140–146 (порядок листов нарушен). В виде таблицы из 6 граф: «№№», «Звание, имя, отчество и фамилия», «Год рожд[ения]», «Краткие сведения из послужного списка», «Год смерти», «Копия с надгробной надписи». Последний лист донесения утрачен. Подписали священники Николай Флоров и Александр Кибардин, диаконы Иоанн Тепляшин, Иоанн Молин и Арсений Сенилов.с. 203

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Нападение "турок" на Молотниково. Старая быль и вымыслы

      В конце октября 1878 года, в один из пасмурных дней, когда над мирными деревнями опустились сумерки и надвигалась ночь, в селе Молотниково неожиданно раздался звон колокола. По влажному воздуху далеко несся призывный стон. Набат в необычное время привел в смятение прихожан. Дед Николай Егорович Котельников, житель деревни Трухины, очевидец события по поводу которого церковный колокол собирал приход, в старости охотно делился впечатлениями.

      Проснувшись, мужики и бабы крестились, чуя что-то неладное. “Может, война началася али село горит, али беда иная случилася: шибко в колокол звонити зря не будут. Идите, мужики, без нас, - рассудили бабы, - ребенков-то, спаси Господи, разве оставишь...”. Вышли из каждого дома по мужику, а то и более. В пути присоединялись крестьяне из соседних деревень:Блиниковщина, Маричи, Елесенки, Батаевы, Бусыгины, Ронжи и Лукиншина Обсуждая непонятную причину ночного звона, мужики терялись в догадках.

      А колокол гудел не случайно. То, что произошло в ту ночь, стало известным почти всей России. Вскоре на газетных полосах запестрели “боевые” сообщения с театра новых “сражений” с турками, но теперь не с Балкан, а с Вятки и доселе неизвестного Молотникова.

      Русско-турецкая война закончилась в марте 1878 года поражением Турции и освобождением Болгарии и российских земель на побережье Черного моря. Возвращались домой раненые и отслужившиеие солдаты. Много рассказов они несли о войне, а также о турках и их жестоком обращении с болгарами и русскими пленными. Устное живое слово в то отдаленное время в деревне являлось почти единственным средством информации. При этом слухи о турках ходили в темной массе самые невероятные. Тема эта для котельничан была особо близкой: один из лагерей военнопленных турок располагался в городе. А сам эпизод “нападения” на Молотниково произошел вскоре после отправки военнопленных турок из Котельнича.

      Лишь только Молотниково погрузилось в сон, на улице послышался шум. Псаломщик Усольцев быстро проснулся и тотчас решил выяснить причину появления около его дома громко говорящих гюдей, вооруженных вилами, косами и топорами. Оказалось, мужики вооружились не зря. “Турки!.. Турки вокруг!.. А в селе спят!?” - кричали ополченцы. Псаломщик, наспех одевшись, побежал будить настоятеля церкви Иосифа и членов причта. А в село прибывали и пешие, и конные люди, вооруженные тем же оружием. Воинственно настроенная толпа скапливалась возле церкви. При этом из сторожевой палатки вскоре послышался звон часового колокола. Наиболее рьяные мужики, как писалось позже, “забрались на колокольню, и начался звон во вся, сменяемый набатом”. По настойчивому требованию толпы осаждаемая ею церковь была открыта. Масса прихожан хлынула в храм. Слова убеждения отца Иосифа остановиться в безумии оказались бессильными. Люди, панически взбудораженные слухами во мраке ночи, вынудили настоятеля начать при зажженных свечах молебен и пение акафистов. Тем временем из волостного правления, которое располагалось в деревне Игумново, в 4-х верстах от села, прибыли старшина и писарь. Кто-то из причта передал старшине кусок бумаги, на котором написано карандашом: "...около Молотникова турки”. Событие развивалось с необыкновенной быстротой. Нарочный, напутствуемый главой волости, уже мчался, верхом на лошади со “знаменитым” куском бумаги в Котельнич, в полицейское управление. Невзирая на поздний час и тьму, люди обоего пола йз деревень тянулись толпами в Молотниково. В селе царили страх и паника. Около церкви истеричная женщина, выкрикивая проклятия нехристям, уверяла людей в том, что на её глазах турки зарезали мужа, А некий говорливый мужичок в лаптях и полушубке, притопывая ногами, настойчиво призывал резать лошадей и скот, дабы не достались басурманам.

      А между тем в деревне Вагины, стоявшей, как и Молотниково, на проезжей дороге (проезжая дорога Макарье-Котельнич пролегала через деревни Михалицыны, Обуховская, Вагины, Исуповы, Комаровщина, Отешево (прим. автора) до получения страшного известия в тот день гуляла свадьба. Пирушка в разгаре. По обычаю в деревнях на подобные события соседи собирались без приглашения, как на общие развлекательные зрелища. И на этот раз мужики и бабы, молодежь и даже ребятишки теснились в закутке, а те, кому не хватило места, забирались на печь и полати. Никто и ничто не ускользало от их острого глаза и слуха: ни суженые, скромно усевшиеся под образами, ни стол с бутылками вин, пирогами, вареным, жареным и прочим съестным, ни развеселившиеся гости. Под вечер голосистая тальянка, звеня колокольчиками, уже захлебывалась в песнях захмелевших гостей. Казалось, ничто не омрачало свадебное веселье. Лишь только дед жениха Корнил, которому за восемьдесят, грустно отсиживался за печкой: старику не велено появляться на гульбище. Весть о “нашествии турок”, летевшая по дороге, повергла деревню в ужас. Свадьбы как не бывало. Молодых спрятали в погребную яму, завалив досками, кадками и разным хламом. Остальные разбежались кто куда. Дед Корнил позже похвалялся своей храбростью: “Перекрестясь, вылез из-за печки, дескать, стар и будет уж... пожил, теперь перед смертью не грех пропустить полштофа”.

      Люди, двигавшиеся к селу, услышали у деревни Казаровщины выстрелы. Николай Егорович вспоминал, что некоторые из них, испугавшись стрельбы, хотели повернуть обратно и дома дожидаться рассвета. Но, пораздумав, все-таки решили идти: звал колокол. В деревне бойкий мужичонка, ловко перезаряжая ружьишко и стреляя в воздух, выкрикивал: “Я - Никифор! Не бойтеся меня... Турка пугаю!”. Действительно, Никифор Федулович Новоселов нес бдительную службу по охране деревни.

      Котельничский исправник через полтора часа получил депешу и устное сообщение нарочного. В его голове блеснула мысль: нападение на уезд могли совершить только сбежавшие военнопленные турки. Служебная интуиция уездного блюстителя порядка требовала принятия срочных мер. Первым делом он отбил телеграммы губернаторам в Вятку и Казань. Затем поспешил с грозным известием к воинскому начальнику, а тот не замедлил поднять по тревоге малочисленный гарнизон.

      Молотниковцам в ту полную страха ночь было не до сна. На улице люди продолжали беспорядочно шуметь. Наконец, воинский дух окреп и достиг степени мужества и организации: по селу мужское население ходило не в одиночку, а группами, вооруженными кольями, дубинками, топорами, вилами и косами. Но выступить из села и идти на сближение с “неприятелем”, к сожалению, никто не отважился. Утром, часов в восемь, прискакал в село одетый по форме бравый исправник в сопровождении полицейских. Bскоре ополченцы увидели подмогу - движущееся из города вооруженное воинство на шести подводах. Во главе отряда - сам воинский начальник. Проводнике отряда - унтер-офицер Вагин Павел Осипович, уроженец уже известной читателю деревни Вагины, хорошо знающий местность.

      Как дальше развивались события, достоверных сведений нет. Позже говорили, что отряд направился на северо-запад прихода к деревне Малые Ерши, которую “захватили турки” и “удерживали” ее до утра. Отряд оцепил деревеньку и с боевым криком “сдавайтесь, турки!” ворвался в нее. В одной избушке солдаты обнаружили... спящих на полу 10 русских мужиков, ...издававших винный перегар. Итак, по рассказам, отряд бесславно вернулся на исходную позицию, в Молотниково. По поводу “военной операции с турками” писалось в 1900 г.: “ Неприятности объяснений по случившемуся недоразумению закончились поздравлением с “победой”, и нижним чинам выдано по чарке водки.

      Кто же был непосредственной причиной описанного “нашествия”? Насчитали 11 человек. Это 10 мужиков, обнаруженных в избе, и ее одинокая хозяйка. Они в течение одной ночи потрясли приход и заставили волноваться административное и воинское начальство Котельнича и губернии. А все началось так. Юрьевские н гостевские мужики, занимавшиеся отхожим промыслом, в тот день, прославивший Молотниково, шли на работу в Кострому, ка кожевенный завод. В трактире (трактир располагался на месте ныне ветхого здания школы, на углу улиц Щепина и Исупова (прим. автора)) Молотникова основательно выпили. По пути, в деревне Обуховской, испили дополнительно, а в конце дня, дойдя до Малых Ершей, решили заночевать, Стучатся в избу. Женщина, единственная обитательница, закрылась пуще прежнего. “Мы не турки, кого ты боишься?” - выкрикнул один из них. “Да как не турки?! Вишь, ножи-то у нас”, -поправил своего товарища шутливый мужичок, показывая на инструмент для выделки кожи. Хозяйка бросилась в окно - и дай Бог ноги... Выбежала на дорогу, дико крича: “Турки; турки! Спасайтесь!..” Перепуганный ее вид и лицо, исцарапанное обломками стекла, давали повод народу, движущемуся пешем и на лошадях, поверить ее словам. Весть о “нападении турок" стала неуправляемой, понеслась по дороге. Да с нелепыми вымыслами.

      Молотниковское событие породило немало шуток, анекдотов и куплетов. Центральной фигурой в них была перепуганная баба, вокруг которой в комичных ролях “турок” предстали духовенство, административное и воинское начальство Молотникова, Котельнича и Вятки. В одном из шутейных рассказов утрировалось, что губернатор направил в Молотниково под барабанный бой полк для разгрома турок. Смеялись все, в числе их и сами молотниковцы над собой, со свойственным для вятских людей живым юмором: “Отрублю голову бурку - не доставайся турку”. А в шуточном стишке неизвестного нам автора не пощажены ни священник, ни исправник, ни губернатор: “...Сам отец Иосиф задрожал и с причтом в церковь побежал и в набат благословил - сторож колокол разбил. Исправник ретивой в Молотникове слышит вой. Он еле-еле дышит и телеграмму в Вятку пишет: “Эй ты, губернатор, не зевай, на помощь войско присылай!..”. Автор памфлета заканчивает тем, что “после той погоды пыльной оказался пузырь мыльный...”. А баба, возмутившая губернию, получив наказание: “...удивила всю Европу - отодрали плетью ж...”.

      Какие же последствия? Игумновская волость получила прозвище “Турция”, а жители стали “турками”. Отец Иосиф, скромный и благочестивый человек, через два года скончался, не перенеся позора.

      История с “турками” не закончилась. “Нашествие” повторилось через 25 лет, но уже в Куринском приходе. Слух о турках пробежал по деревням Примоломья: Волковщина, Валовы, Наботеловы, Бересневы, Цыпухины, Шушкановы, Сандаковы и другим. По рассказам очевидицы Клавдии Антоновны Абрамовой из деревни Наботеловы, детей, чтобы спасти, прятали в кормовых яслях, ямах, на чердаках. Ее же, 5-летнюю девочку, сунули в колоду, из которой поили лошадей: “Не пищи - турки идут!”

      Кто же был причиной слуха о “примоломских турках”? Плотогоны. Исстари по Моломе весной сплавляли лес. Плотогоны, получив в Котельниче расчет, артелями под хмельком возвращались в верховья, домой. Их обратный, более короткий, путь пролегал обычно через Молотниково. В деревне Вагины шумная ватага обросших, лохматых мужиков покупала у известных на всю округу вагинских гармонных мастеров гармошку и с разухабистыми песнями под музыку шагала дальше. Но раз произошло иначе: группа тоже подвыпивших плотогонов направилась примоломскими деревнями. Неизвестно, кто их принял за турок. Но слух о том, что идут турки, воздействовал на воображение людей. Такова давнишняя история “нашествия турок”.

      Известен еще один “турецкий” эпизод, описанный Б. Кисель-никовым. Зимним вечером в то отдаленное время обоз молотниковцев решил заночевать недалеко от Котельнича, в деревне Копылы. Запоздалые “гости” шумели, стучали в окна. Шалости всякие бывали на проезжих дорогах. Поэтому крестьяне крепко запирали ворота и неохотно принимали на ночлег непрошенных гостей. На вопрос “Кто вы?” молотниковцы без колебаний отвечали: “Турки! Не пустите - силой вломимся!..” Весть о “турках” через задние ворота понеслась по деревне: “Не доставайся пиво турку!”. И стали жители крушить бочонки с пивом, пропубая топором дниша. По поводу пива, полагаю, была шутка. Но дело в другом. Прозвище “турки” молотниковцам делало “честь", выделяя их из массы крестьян других, ничем не приметных волостей.

      Более 100 лет отделяет нас от времени “нападения турок”. В начале коллективизации загинула та деревушка, которую просто называли Ершики, где началась описанная история. Располагалась она в двух верстах от деревни Михалицыны, что на землях нынешнего владения Юбилейного. Также погибли и деревни вокруг Молотникова. А жители села постепенно разъехались в поисках лучшей доли за последние 40 лет. Село наполнилось пришедшими невесть откуда людьми, как другие села России.

      Раз как-то в автобусе незнакомый пассажир, повернув голову в мою сторону, поинтересовался, куда я еду. “В Молотниково”,-ответил.-“А-а... в Турцию, значит”.- “А что это?” - задаю вопрос. -“Да... там раньше жили турки. Ты, видать, нездешней?”. Тут же в диалог вмешался другой пассажир: “Не так было. Турки-то шли на Котельнич, а люди узнали об этом от молотниковской старухи: она их первая увидела”. Выходит, быль-то поросла травой. А вот ярлык, который прилепил народ к селу, крепко держится уже вторую сотню лет.

      В историческом прошлом Турция считалась агрессивным и грозным врагом России. С XVII по XIX век отмечалось 10 крупных войн и множество мелких столкновений с ней. В борьбе с Турцией наше отечество потеряло сотни тысяч своих сынов. При этом “турки” в русском сознании связывались с чем-то жестоким, коварным и невежественным. Но “меняются времена, и мы с ними меняемся”, - гласит дреанеримская мудрость. В отношениях России и Турции строятся ныне добрососедские торговые и культурные связи.

      Г.А. Котельников [источник]

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила данные Реестра 1891 года.

      Из "Очерков истории Вятской епархии (1657 - 2007)" , Вятская епархия, 2007: "Но лучшие из учеников Вятской духовной школы становились известными не только на вятской земле, но и за её пределами. Замечательно, что все они были не только из Хлынова, а из сёл (порой весьма отдалённых от столицы епархии)...

      Константин Иванович Щепин. Родился в 1728 г. в с. Молотниково (современный Котельничский район) в крестьянской семье. Учился в Вятской славяно-латинской школе, затем Киевской академии и европейских университетах. Первый русский профессор медицины (1762). Погиб в 1770 г. при ликвидации чумы в Киеве".

      Аватар пользователя allaburdina

      Вятские Епархиальные Ведомости 1900 г.№ 19 стр 32-42 "Краткие сведения о церкви, приходе и школе села Молотниково Котельнического уезда"

      Аватар пользователя Илья 87

      Ревизские сказки по Молотниковской волости, c.Молотниково

      X. 1858 - Гвоздевская волость

           ЦГАКО Ф.176 оп 2, д.1608 (843 стр.) - Игумновское общество Гвоздевской волости - будущая Молотниковская волость, с. Молотниково

           ЦГАКО Ф.176 оп 2, д.1609 (1641 стр.) - ПФС

      IX. 1850 - Гвоздевская волость

           ЦГАКО Ф.176 оп 2, д.1062 (821 стр.) - Игумновское общество Гвоздевской волости - будущая Молотниковская волость, с. Молотниково

           ЦГАКО Ф.176 оп 2, д. 1096  (405 стр.) - будущая Гвоздевская волость, с. Красногорье

           ЦГАКО Ф.176 оп 2, д. 1102 (547 стр.) - ПФС

       

      VIII. 1834 - Шеломовская волость (в описи - Шеломовская, в самом тексте ревизии - Молотниковская волость)

            ЦГАКО Ф. 176, оп. 2,д. 745 (770 стр) - будущая Гвоздевская волость, с. Красногорье

            ЦГАКО Ф. 176, оп. 2,д. 740 (667 стр.) - будущая Молотниковская волость, с. Молотниково

       

      VII. 1816 - Шеломовская  волость

            ЦГАКО Ф. 176, оп. 2,д.442 - будущая Гвоздевская волость, с. Красногорье

            ЦГАКО Ф. 176, оп. 2,д.466 (237 стр.) - будущая Молотниковская волость, с. Молотниково

       

      VI. 1811 - ПФС

       

      V. 1795 - Оброчный стан Молотниковской волости

            ЦГАКО: Ф.176, оп.2,д.77 (28 стр.) - лантмилицкие крестьяне, с. Молотниково

            ЦГАКО: Ф.176, оп.2,д.55 (172 стр.) - государственные крестьяне, с. Молотниково

       

      IV. 1782 - в ЦГАКО нет

       

      III. 1762-1763 Молотниковская и Екатерининская волости 

            РГАДА 350-2-1552

       

      II. 1748 Молотниковская и Екатерининская волости 

            РГАДА 350-2-1540

       

      I. 1722-1727 Молотниковская и Екатерининская волости 

            РГАДА 350-2-1538

       

      I. 1719-1721 Молотниковская и Екатерининская волости 

            РГАДА 350-2-3814

      1706г.  Молотниковская волость  РГАДА 1209-1-1096, л.156