Два христианских имени у одного человека?

16 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте!

 Возможно ли, что человек  имеющий христианское/церковное/ крестильное   имя,   попал в переписи также и под другим  христианским именем?

 По какой причине происходит смена имени (ошибку писаря наверное не рассматриваем,  так  можно что угодно на писаря свалить)

-  по умыслу (укрывательство, избежание наказания/призыва и т.д.)  ?

-  по уходу в монастырь ?  

 Можно ли взглянуть  на реальные примеры таких случаев?

 Вообще-то мне интересен 17 век,  но и другие века подойдут.

Спасибо!  

 

Отредактировано: Акулов Олег 30.07.2022 - 12:53
Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 20 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Назовите, какие именно имена. Может быть, разгадка в их трактовке. А вообще, такие случаи мне тоже известны.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 15 часов 3 секунды назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

Данный вопрос (двух календарных имен) кратко затрагивается в книге Ю.И.Чайкина, С.Н.Смольников  ''История Русских личных имен, отчеств и фамилий'', Вологда 2001г. стр. 61. 

''Наличие у человека двух календарных имен (“прямого” и “прозвища” ) фиксируется памятниками письменности, созданными до раскола церкви и церковных реформ XVII в. Как отмечает Б.А. Успенский, в летописях, например, сообщалось о великом князе Василии III: “родися великому княз'ю сын Гаврило... и нарекош а имя ему Василий” , об Иоанне III: "родися великому князю сын Тимофей, а дали имя ему И оанн”. Существует не вполне ясное свидетельство об имени Иоанна IV (Грозного): "и наречен бысть в святом крещении Иван Змарагд". Под вторым христианским именем вошли в историю многие деятели государства и культуры. “ Прямое имя” царевича Димитрия Угличского согласно хроникальным свидетельствам было Уар. Крестным именем известного иконописца Симона Ушакова было имя Пимен и т.д. (Б.А. Успенский. Мена имен в России в исторической и семиотической перспективе). В словаре Н.М. Тупикова приводятся личные именования: "Тимошка Офонасьевъ, прямое имя Федка, прозвище Густень”, “Иван Фома”, “Лука Овдоким” и др. Подобные случаи встречаются и в деловой письменности Устюга Великого XVI - X V II вв.: “ Козьма Тихон Онофреев сын Пустозер ” , “ Фома по прозвищу Иван Дмитриев сын Ярославец” и др. Обзор подобных фактов дан в статье В.К.Чичагова (ВЯ, 1957, №6). Обычай еще до крещения давать младенцу христианское имя долгое время сохраняется в старообрядческой среде. Пока это явление мало изучено.''

У меня еще есть выписки по этой проблеме, к сожалению пока не нашел источник, откуда выписывал.

Иногда встречаются употребления и 2-х христианских имен у одного лица - Якуш Федул, Филип Юрий, Исак Левко, Иван Фома, Лука Овдоким и т.п. Эти примеры объясняются обыкновением давать 2-а имени при рождении, из коих одно пускалось в обращение, а др. (данное при крещении) хранилось в тайне, для избежания наведения порчи по имени. Но возможно, что 2-е имя давалось позже, как прозвище, взамен данного при крещении, кот. однако сохранялось.

Карпушка Ларионов а прозвище Ивашко; Ивашко прозвище Агафонко; Михайло прозвище Никулай. 

Иногда второе христианское имя, есть видоизменение первого - Александр по прозванию Саня; Матфей Матюша; Иван Григорьевич прозвище Иватя; Егорей прозвище Юрьи Иванов сын.

 

 

Vladimii

Не в сети
Последнее посещение: 15 часов 3 секунды назад
Регистрация: 16.10.2017 - 22:22

''Вопросы Языкознания'' №6, 1957г. Статья Чичагова,  на стр. 75,  пар. 10 - более подробно рассмотрены примеры с двумя греческими именами.
https://vja.ruslang.ru/archive/1957-6.pdf
 

Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Большое спасибо,  за прекрасный развернутый ответ.  

Назовите, какие именно имена. Может быть, разгадка в их трактовке. А вообще, такие случаи мне тоже известны.

Первый случай  -  https://rodnaya-vyatka.ru/forum/137661

Второй -   одно из предположений,  возможно  Полуэхт и Тит  одно лицо,  пока нет полной ясности,  держу такой вариант в уме.

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 20 часов назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Когда имена похожи, можно списать на ошибку писца. Ещё могу предположить такой вариант: одно имя - в честь святого, память которого приходится на день рождения, а другое - на день крещения. Разница может быть в 2-3 дня. Но это надо сверять по святцам. К тому же, крестили не всегда в соответствии с святцами, поэтому и отмечали не день рождения, а именины - т.е. день памяти своего небесного покровителя.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Спасибо!   Возможно.  Я уже ищу  в святцах.

Когда имена похожи, можно списать на ошибку писца.

Смущает, что писец ошибся трижды  в разные годы (десятилетия спустя)    и  тот факт, что Самылко и Самсонко существовали  оба.     Думаю, это не ошибка писца.

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Однако,   действительно,   17 января -Тит,  22 января - Полуэхт (Полиэвкт) . Совпадение?     Смотрю дальше.  https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-imenin/?ysclid=l69kw600je89...

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

 Следующая пара   15 апр - Тит,  28 апр - Полуэхт( Полиевкт)  -   промежуток две недели

И последняя пара   14 авг - Полиевкт,  7 сент- Тит   -  промежуток  больше 3-х недель.

 Большие промежутки,   видимо эти два варианта  не подходят. 

Первый вариант  -  на пятый день. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 6 часов 4 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Массово встречал этот феномен у староверов в Нолинском уезде в 19-20 веках (в т.ч. у ныне живущих людей). 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте! Нашел в семейном кругу (17 век) подтвержденное двойное имя,  ранее считал за двух разных людей, теперь совершенно очевидно, что это один человек. Правда, в данном случае речь только об одном крестильном имени, другое (первое) имя- русское:  Богдан, родич именован так трижды собственной персоной будучи взрослым,  второе имя -Арефа, так родич именован в детском возрасте в 1646 году и такое отчество получил его сын  (Арефьев, а не Богданов).

Возможно, двойные имена в семье предков в первой половины 17 века были нормой, Полуэхт также не единственное имя,  отчества детей - Титовы ( не Полуэхтовы) .  Также я подозреваю еще один-два случая,  когда два  человека из семейного круга в переписях возможно являются одним человеком, просто под разными именами. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Доброе утро!   Нашел в семье  и в 18 веке   двойное имя, записаны оба  в одной строке,   1744г., 2-ревизия,   Орловский уезд:

родившиеся после ревизии

Мокей Ермилов сын Окулов ……………16

У него брат Иван ……..12

 наличного Семена Никитина сына Окулова дети

Т.е. получается Ермил и Семен - одно лицо.    Не сказано же, что незаконнорожденные,  взятые на воспитание  и т.п. 

Если так,  то тем больше похоже в порядке вещей иметь в семье (моей)   два имени,    надо  серьезно отнестись к подозрительным случаям,  отмеченным в 17 веке.   

В этой связи -   в  Сольвычегодских переписях  все было проще, там  в моих случаях  несколько раз прямо указывались  вторые прозвища-  "такой-то , прозвище такое-то, а он же такой -то  сын  такого-то".     В Орловских  -  самому приходится догадываться.

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
шигорина

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 22 часа назад
Регистрация: 09.12.2020 - 11:07

Олег Олегович , доброго Вам дня.

Заинтересовалась Вашим вопросом, полагаю ,что Вам правильно подсказали здесь форумчане "про именины и староверов". Хочу Вам только подсказать о некотором. По-первое : пользуйте обязательно " святцы" исключительно "старым стилем" для размышлений. Например - 09 января день Святого мученика Полиевкта , а не 22 января по "новому стилю" . По-второе : между рождением и крещением должно было быть не более 7 дней - это требование /постулат православной церкви на Руси утвердилось к концу XVIII века , а  до этого -разница могла быть более значительной ( а староверы по сей день догматику в 7 дней не признают ). По -третье : как известно , на Руси первый месяцеслов ( официальный и печатный ) появился в 1598 году через 16 лет после введения католического месяцеслова у западных народов в 1583 году. Так вот , Вы по современному месяцеслову находите Тита 17 января , т.е. по старому стилю 04 января и в месяцеслове от 1598 года записано , что сей день: " Предпраздненство Просвящения и собор семидесяти Апостол. И Преподобного отца нашего Феоктиста ". Собор семидесяти Апостол - это одна из множества спорных теологических тем Православной и Католической церквей и набор этих 70 Апостолов у них разный. Православная церковь определялась со своим списком 70 Апостолов с Никоновских реформ до конца XVIII века ( введение обязательных повсеместно МК ) , постепенно вводя их в месяцеслов ( причем , разводила эти имена в том числе по другим от января месяцам ) .  А вот теперь представьте себе типичную ситуацию : человек рождения 04 и крещения 09 января как раз во временной период от 1630-х до 1780-х годов . Такой человек очень вероятностно будет иметь двух христианских" небесных Ангелов". С уважением , извините если что не так.

Я интересуюсь фамилиями:
Шигорин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте! Спасибо за комментарий! 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин
siyaii
Аватар пользователя siyaii

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 19 часов назад
Регистрация: 21.11.2017 - 21:42

У меня предок был незаконорожденный сирота Яков Венедиктов Маковеев. А потом он вырос и уже стал записываться по отчеству и фамилии своего восприемника. Стал Яков Родионович Юферев

Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 56 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте! Надо смотреть на картину  в целом, пытаясь разобраться.     У меня упомянутый  выше Самсонко, дети которого вдруг стали Самойловы,  фигурирует также в одной "скандальной"  записи:  

(в) Максимко Окулов, с того двора сын ево Евсевейко взят в салдаты..

(в) Родка Окулов, с того двора взят в салдаты дядя ево Самсонко Окулов,

Из записи следует, что Самсонко взят вместо Родьки.  Но как же так, ведь у Самсонки вроде бы большая семья - пять сыновей!  не считая  дочерей,      кто ж его  вместо голодранца племянника*  (*как следует из записи)  Родьки  в "салдаты" отдаст?    Но!   Почему то Самсонко живет  в каком-то богом забытом починке, а не в родной деревне с детьми и внуками.    Да Родьке  он не  Дядя ,  а племянник!     Т.е. следовало бы  читать :   

(в) Родка Окулов, с того двора взят в салдаты ПЛЕМЯННИК  ево Самсонко Окулов,

Тогда вопросов нет.   

Если не множатся Родьки как чертики из табакерки,  и не исчезают также бесследно, то Самсонко не может быть дядей Родьки , а только его племянником.  И Самсонко этот наверное голодранец,    раз отдан в салдаты.  

 А Родька,  вместо которого Самсонко забран,  и Максимко Окулов с сыном Евсейком из первого двора,  См. выше  в первой цитате, -  оба  половничали  в  Окуловской деревне на правах бедных родственников  ранее  (  поэтому я и уверен, что это именно тот же самый Родька,  а не какой-то новый)  , вместе они и ушли на новое место!    Самсонко как мы видим - ушел с ними (хотя он в своей деревне был на хозяйских правах) .   

  Детектив увлекательный.        

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин