Жерновогорье

Тип: село
Статус: часть другого н.п.

"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначаль­но под названием "Пустыни Жерновых гор" в одной версте от слободы Кукарки...".

Д. Трапицын. 1851 год.

Наименование села произошло от названия местности "Жерновая Гора", из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и назы­вались "пустынями"), то поселения здесь еще не было. Время построения "пустыни" можно отнести ко времени служе­ния архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г). Насто­ятели монастырей назывались "строителями".

Первым строителем "Пустыни Жерновых Гор" был Макарий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предтеченским.

В окружении черемисских поселенки монастырь неоднок­ратно подвергался нападению и разорению. Уничтожались "грамоты" на землю. В 1609 году при нападении на монас­тырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения со­вершались в 1650 и в 1660-х годах.

Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.

Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время веш­ними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монас­тырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сто­рону горы, что от монастыря не осталось и признаков.

При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, ко­торая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.

Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уло­жением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устро­ены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обру­шились, кроме четырех под часовней. По рассказам стари­ков, в обрушившихся могилах было много человеческих кос­тей и остатков деревянных срубов. К этой часовне издревле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й не­деле по Пасхе".

После перевода монастыря в слободу Кукарку, около ча­совни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в кукарские монастыри, а после их уп­разднения — в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники служ­бой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надпи­си с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые).

Спасская часовня (вторая) — деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предте­чи, В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.

К Воскресенской часовне (третьей) совершался крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церкви. Она располага­лась недалеко от Спасской часовни.

Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селе­ния— "Жерновая Гора", "Жерновогорское", "Гора", "Нагорское", "Жерновогорье" (местное название — "Корынь", кото­рое никем не объяснено и доныне).

Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.

12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на котором было решено организовать свой приход. 29 июля 1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860
года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Ала­бин способствовал открытию села и прихода в нём.

В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года пе­реосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Бо­жьей Матери с одним приделом.

На приходском сходе было решено строить каменную цер­ковь, был готов проект, но деятельный и энергичный свя­щенник А. Г Попов решил возвести грандиозный собор. За­ручившись поддержкой своего дяди, отставного подполков­ника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священ­ник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернс­кому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.

13  ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местно­го духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным.

Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый — Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.

В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанны­ми глазурованными голубыми шарами. Самый большой ко­локол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбашиным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Елькин.

Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опо­ки производила артель местных каменщиков во главе с мас­тером Т. М. Тюриным.

Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал свя­щенник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в дру­гое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Ель-кина, который кредитовал свои средства без процентов. Так­же использовался доход от перевоза через р. Вятку и от арен­ды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Нико­лай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.

Прихожане, не имевшие возможности внести деньги, без­возмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски. Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Иль­ин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада цер­кви.

День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:

"Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать вели­чественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримеча­тельностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения дости­гала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.

В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, лью­щийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших ба­рабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто свет­ской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в вит­ринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-хярусного паникадила (люстры), в вечер­ние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители ел. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предло­жена в его доме трапеза для

души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани "Советск". Железную крышу разделили по предпри­ятиям г. Советска: в роно -- 250 листов, дом инвалидов -20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.

На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, — танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

А.С. Репин.

«На северо-восточной окраине Советска за речкой Кукаркой высоко поднимается Монастырская гора. Обзорная площадка Монастырской горы высоко поднята над окружающей местностью, позволяет одновременно видеть и Вятку, и Пижму. Они разделены низкой поймой острова Бобыльского, вытянувшегося вниз по течению обеих рек почти на шесть километров. Ширина этого водораздела не превышает полутора километров. На левом берегу Вятки видны дома поселка Лесотехникум и отвалы Суводского карьера. А на правом берегу Пижмы, левее Бобыльского острова, по склону высокого холма, раскиданы жилые кварталы Жерновогорья.

В прошлом это село, а ныне городской район, было известно как центр добычи и обработки камня. Недра Жерновой горы и по сей день хранят месторождения прочного плотного песчаника и мягкого, легко поддающегося обработке опоковидного известняка, часто называемого опокой, или пильным камнем.

Из прочного песчаника изготовляли жернова для мельниц, точильные круги и бруски для заточки инструментов. В ту пору на них был большой спрос. Не меньшей популярностью пользовался и опоковидный известняк, вывозившийся далеко за пределы Вятской  губернии. Он шел на всевозможные резные украшения для богатых особняков и общественных зданий. Примеры его использования можно найти почти во всех городах области, где сохранились дома дореволюционной постройки. Их много в областном центре, Слободском, Нолинске, Уржуме и здесь, в Советске. Каменные львы работы местных камнерезов до сих пор украшают улицы в Кирове и Слободском, в Казани и ряде других крупных городов России.

Из пильного камня делали надгробные плиты и резные надгробья, памятники.

Образцы камнерезного искусства можно увидеть на местном кладбище, что рядом с обзорной площадкой Монастырской горы. Здесь разместилась своеобразная коллекция «каменосечной хитрости». Лишь историкам да краеведам известны имеющиеся на кладбище очень древние надписи, вырезанные на могильных плитах в начале XVII столетия из опоковидного известняка.

В прошлом в слободе Кукарке (так раньше назывался город Советск) жили целые династии камнерезов, передававшие секреты своего мастерства из поколения в поколение. Опоковидный известняк добывали шахтным способом. Протяженность подземных выработок к началу XX столетия достигала нескольких километров! В настоящее время добыча и обработка этого прекрасного сырья не ведется, камнерезный промысел полностью утрачен. А жаль! Жерновогорский камень мог бы стать замечательным материалом для украшений интерьеров и наружной отделки современных зданий.»

Источник: Е. Ворончихин «ПО ВЯТСКОМУ КРАЮ» Путеводитель по примечательным объектам природы часть 1.

 

В настоящее время:

Часть Г. Советск - Советский район, Советское городское поселение.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      old_photo
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      old_photo
      Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
      old_photo
      Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
      photo
      Вид на Жерновогорье (ныне часть г. Советск). Автор фото k244.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)
      Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1646, РГАДА 1209-1-6445, 1646 г.
      3360199на Жерновых ГорахРоссийское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уездДворцовые села деревни и починки, дворцовая слобода Кукарка, к слободе же Кукарке30♂ 1061167—1071
      Перепись 1701, РГАДА 1209-1-6446, 1698—1701 г.
      3340091деревня на Жерновых горахРоссийское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская слобода, сверх переписных книг 186 и 187 годов256об—265об
      Перепись 1710, РГАДА 350-1-135, 1710 г.
      3020105в деревне ГореКазанская губернияАлатская дорога, дворцовая Кукарская слобода с деревнями, Спасская третьдворцовые крестьяне13♂ 68 ♀ 76133об—135об
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-138, 1716 г.
      3040108в деревне Горе Жерновные тожКазанская губернияАлатская дорога, Кукарская слобода, Спасская третьдворцовые крестьяне18206об—213
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1080, 1719—1721 г.
      3170229в деревне ГореКазанская губернияАлатская дорога, у дворцовой Кукарской слободы[дворцовые крестьяне]♂ 3186
      3170887деревни ГорыКазанская губернияАлатская дорога, у дворцовой Кукарской слободы371—372об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1104, 1721—1725 г.
      3220113в деревне ГореКазанская губернияАлатская дорога, у дворцовой Кукарской слободы♂ 374об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1115, 1722—1723 г.
      3230103деревни ГорыКазанская губернияАлатская дорога, у дворцовой Кукарской слободы547—552
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3720, 1748 г.
      1950027деревни Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Уржумский уезд♂ 45
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1135, 1748 г.
      2850123деревня Жерновых горКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 16910580—10748322—329об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1149, 1748 г.
      2880201деревни Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьиз дворцовых крестьян21430об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1151, 1748 г.
      2890105в деревне Жерновых ГорКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волость♂ 467213—7258112—113об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1168, 1763—1764 г.
      2590041В деревне Жерновых ГорахКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Кукарская дворцовая волостьдворцовые крестьяне♂ 189 ♀ 207253—274об.
      Примечание: 3 февраля 1764

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      17861Жерновы Горыд. уд.при р. ВяткеЯранский уезд,
      Стан 2
      По правую сторону Нолинского тракта, отделяющегося от Уржумского тракта751.51204666311097Часовень православных 2. Ярмарка 1. Разработка опоки и жернового камня.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      20507село ЖерновогорскоеВятская губерния, Яранский уезд,
      Ильинская волость, Жерновогорское общество
      с. Жерновогорье, Казанская ц.
      (церковь в этом селении)
      Пижма → Вятка1931362кружевница; плотовщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      11050301селоЖерновогорскоеЯранский уездИльинская волость, Жерновогорское общество2896517111362[-]1, отд. I, с. 90—97
      Сословие (разряд)
      Народность
      2896517111362
      Примечание в книге: В том числе 6 дворов с неизвестным составом семьи.
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      112101селоЖерновогорское (Жерновые Горы)Яранский уездИльинская волость24570972414331, л. 950 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      437001селоЖерновогорьеЯранский уезд
      2-й благочиннический округ
      с. Жерновогорье, Казанско-Богородицкая церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-06-050селоЖерновогорьеЯранский уезд,
      Советская волость
      Жерновогорский1,5 км217592765896561245

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1437206001селоЖерновогорьеКировская областьСоветский районЖерновогорский с/с (ц.)25427083094117711. сторожка сенобазы[-]
      Источники: [1, л. 454 ↗; 2, л. 764 ↗; 4, л. 180 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 4. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Казанско-Богородицкая церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село Жерновые ГорыКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд1-й благочиннический округ
      №13, с. 439

      303. Казанско-Богородицкая в селе Жерновых Горах.

      Построена в 1861 г., деревянная, с одним престолом.

      При церкви состоят священник, диакон и дьячек. Для причта имеются казенные квартиры. Земли церковной нет. На содержание причт получает, от прихожан, вместо хлебной руги, по 50 р. в год, а вместо осенного и петровского сборов по 40 к. с каждого венца.

      Весь приход состоит в селе, прихожан 532 м. п. и 631 ж.

      Ближайшия села: Ильинское и Ишлык в 10 в. и слобода Кукарка в 1 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Жерновогорская - Казанско-Богородицкая, церковь приходскаяЯранский уезд2-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 589, жен.п.: 653. Штат — священников: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1860.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      ЖерновогорскоеКазанско-БогородицкаяЯранский уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село ЖерновогорскоеКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд2-й благочиннический округ

      3) Село Жерновогорское – Казанско-Богородицкая перковь, каменная, построена в 1880 г.; расстоянием от г. Вятки в 139 в., от уездного города в 79 в., от благ, в 1 вер.; приписная Казанско-Богородицкая церковь, деревянная, постр. в 1861 г.; часовни: кладбищенская, Воскресенская и Спасская, построены в 1869 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 1800 с.; братский денежный доход: св. 750 р., пс. 250 р.; прихожан: прав. рус. 633 м. п., 656 ж. п.

      Село расположено на правом берегу р. Вятки на склоне жерновой горы, из которой вырабатывается камень жерновой и опочный. В селе есть земское училище. Жители села бывшие дворовые или удельные, а ныне собственники. Земли у них, кроме одворичной и небольшого количества сенокосной, никакой нет. Главное занятие их: добывание жернового камня и опоки, сплав леса и ремесла: чеботарное, шорное, скорняжное, выделка памятников опочных; конская торговля и отхожий промысел. В селе есть кожевенный небольшой завод и серповая фабрика.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. ЖерновогорьеКазанско-Богородицкая церковьЯранский уезд2-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 1 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      596с. Жерновогорское
      Вятская губ., Яранский уезд
      ц. Казанско-Богородицкая1873—1878Р? Б? С?КОКМ (Киров)Ф.КОМК Ед.хр.36474
      № на сайте 396
      296
      597с. Жерновогорское
      Вятская губ., Яранский уезд
      ц. Казанско-Богородицкая1889—1898Р? Б? С?КОКМ (Киров)Ф.КОМК Ед.хр.36475
      № на сайте 397
      255

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя osokins

        Правой клавишей мыши, "открыть в новом окне"

        Спасибо!

        Аватар пользователя Дмитро

        село Куракино Ирмучашской волости, май 1868. Уж не знаю, что он там забыл )))

        что он там забыл

        Бизнес. Интересно, что эта Екатерина в 1875 году снова выходила замуж вторым браком.

        Аватар пользователя Дмитро

        снова выходила замуж вторым браком

          третьим уже, получается.. 

          А в метрике записано - вторым. Кто-то просчитался, то ли священник, то ли она сама.

          Скорее, специально так сказала или так записали, на третий брак разрешение могли не дать - надо было испрашивать разрешение у архиерея.

          Аватар пользователя osokins

          1646 (выписка старейших) На Жерновых Горах:

          Никита Захаров Футин(...). Иван Филипов Захарьев, соседи Анкудин и Терентий Ефтифеевы Сомовы

          Деян Кузьмин Зуев(...), Карп Деев Кузьмадемьянов(...) Иван Деев Кузьмадемьянов

          Бобыли:

          Сергей Еустратьев Жерноков сосед Павел Филипов Тараев

          Лаврентий Ермолаев Бусыгин, сосед Филип Никонов Тараев

          Иван Дементьев Крупин. Афанасий Протасов Крупин

          Фрол Тихонов Бабин

          Андрей Кирилов Порохин

          Купреян Степанов Салтыков

          (имя) Аникеев Солоников, сосед Зот Тихонов Бабин

          Иван и Яким (Осеевы?) дети Поздеевы

          Мирской Анофрий Михайлов Малков

          Ельфим, Максим, Кузьма Макаровы Богомоловы

          Тимофей Осипов Шадра. Осип Иванов прозвище Потап Вятченин

          Афанасий и Григорий Антоновы Негановы

          Гаврил Степанов Сартаков

          Игнат Иванов Санников

          Иван Федотов Лютого, соседка вдова Бычкова с детьми. Яков Федотов Лютого.

          Яков Федоров Устюжанин

          Андрей Павлов Патрушев

          Герасим Андреев Тетерин

          Петр (отч.) Скурихин, сосед Михаил Дмитриев Пересторонин

          Лука Минеев Береснев, соседи Петр Максимов Чегаев и Никифор Федотов Лодыгин 

          Панкрат Евдокимов Тяжельников*

          Матвей Никитин Важенин, сосед Иван Григорьев Морозов

          (далее д.Пироговская)

           

           

          Страницы