Изучая метрики села Лема, где жили мои прямые предки Князевы (эту же фамилию я носила до брака), встретилась любопытная история.
В исповедках за 1833 фигурирует семья Ефима Исаева Князева и его жены Марфы Антипиной. Главе семейства 53 года, а жене - 63.
В принципе, я привыкла, что у предков-вятчан невеста при первом браке была старше, редко - одногодка.
Но старше на 2-3 года, а тут разница в 10 лет.
Вдова? Или второй брак у обоих?
Изучив и метрики и исповедные ведомости, нашёлся крайне парадоксальный ответ.
Брак у обоих был первый, поженились, будучи практически ровесниками в 1795 году. Текст метрической книги за тот год сообщает, что «5 февраля деревни Воронской отрок Ефимий Исаев сын Князев понимает* Мухинскаго прихода деревни Красноглинской Антипа Агафонова дочь девку Акилину». Но потом Акилина трансформируется в Марфу
На следующий же год в исповедках мужу - 20 лет, жене -21, что близко и к истине и традициям.
В 1797 в исповедках уже идёт неожиданно разница в 3 года в плюс жене, и к 1803 Ефиму, согласно тем же исповедкам 22 года, а жене резко 31.
То ли дьячок утомился, переписывая все многочисленные починки и деревеньки, и в частности разросшуюся семью Князевых, то ли была ещё какая-то причина, но Марфа Антипина стала резко на 7 лет старше своего фактического возраста.
А последующие книги переписывались с той самой ошибкой.
К сожалению, найти запись о смерти Марфы я не смогла, но в 1835 Ефим в исповедках уже вдовец.
Была и ещё одна ошибка дьячка, связанная с этой семьей:
15 августа 1801 года у Ефима рождается сын Фаддей. В исповедках он тоже Фаддей, сын Ефима Исаева, до 1820 года. Позднее и в исповедках и в метриках он становится Филиппом Ефимовым Князевым и так он фигурирует до своей смерти 18.08.1853 года в возрасте 45 лет от чахотки.
Семь лет, прибавившиеся когда-то к возрасту матери, но отнятые от возраста сына сыграли свою мистическую роль
__________________________
* понимает - берет в жены
__________________________
PS: вопрос, как же тогда правильно писать имя предка ?
Дети все носили отчество Филиппович, но имя при крещении ведь совсем другое?
По материалам метрик села Лема, находящихся на хранении в ЦГА УР
Такие путаницы в возрасте - обычное дело. Я как-то нашла записи, в которых одному родственнику добавили 8 лет, а другому, наоборот, убавили тоже прилично. В ревизии начала 19 века у мужчины фигурирует жена с новым именем-отчеством, отчего был сделан вывод о повторном браке. В последующей ревизии первая жена чудесным образом "воскресла". В общем, то ли переписчики были сильно утомлены, то ли выборные крестьяне слабо владели местными данными))
Но все равно, если до ревизий не дойти, исповедки хотя бы дают представление о составе семьи, несмотря на описки
Мой рекорд - 21 год разницы в доках 1849 и 1850 годов. И оба раза - не угадали! Правильный возраст был посередине.
Сильно, батюшка уже, наверное, устал от записей
Надо понимать что отношение к возрасту (и вообще к обязанности и правильности его указания) тогда было не такое, как сейчас. И придираться к этим ошибкам уже даже как-то бессмысленно. Истина лишь в метрике рождения, а все остальные возраста в разных документах для меня лично сопутствующая и неважная инфа. Если же метрики о рождении нет, то большинство генеалогов используют правило "самого раннего упоминания" - по логике, что чем раньше написали, тем ближе к правде.
Что касается расхождения в ио - когда род большой, то это частая ошибка. Могли допустить описку в записи о браке, ошибочно указав Акилиной, а могли и потом Марфой ошибочно писать. Я бы советовал проверить на наличие тёзок-однофамильцев (в больших родах встречаемо), а также на наличие Марф Антипиных среди родственников - жён также путали у братьев или иных родичей одного поколения.
Придирок в никоем случае быть не может, просто констатация интересного факта, как "плавают" возраста как в метриках и исповедках. Может, кто-то начинающий натолкнется на запись и сделает выводы.
Я так своих нашла в приходе Лемы с разницей в 3 года, хотя по Старостину они - приход Каринки.
Посыл в том, что любой факт надо перепроверять
Здравствуйте, подскажите заодно, исходя из практического опыта.
Согласно 10-й ревизии, Герасим - сын Григория. А по воспоминаниям внука Герасима отчество деда было Иванович. Действительно, у Григория был младший брат Иван. Насколько характерны или наоборот редки, подобные ошибки в Ревизиях? В принципе вопрос риторический, и так ясно, что ошибки в ревизиях не редкость. Но может кто-то сталкивался прямо с точно такой же ошибкой, для успокоения. Проверить нечем, никаких других книг не сохранилось, ни метрич., ни исповед.
Ну я насчет ревизий не подскажу, но есть случай.
Прабабушка 1915 г.р. всегда говорила, что она 1914 г.р., только в паспорте неверно записали и на пенсию пошла позже из-за этого.
А по факту метрик она 1915 г.р.
Так что слова и воспоминания - это одно, а документы - другое.
Так что я бы рекомендовала опираться на ревизии, все же это "документ строгой отчетности".
Желаю удачи в поиске!
В Вашем случае возможен и такой вариант у Ивана тоже мог быть сын Герасим, т.к. братья раньше часто называли детей одинаковыми именами, тогда в переписи ошибки на самом деле и не было
Братья никого не называли. Ну если только домашнюю скотину. Имена давались попом в соответствии с церковным именословом и святцами. В исключительных случаях могли прислушаться к мнению родителей или крестных, но отхождение от дат святцев - явление редкое (при условии разрешенного колебания дня в 3, кажется - из практики регламентов не подскажу )
"Первым делом ревизии, ну а воспоминания потом", переиначивая известную песню. Может отец Герасима умер рано и дядька Иван его воспитывал, поэтому отчество использовалось по дядьке. Может и память чья-то напутала, а потом эта путаница транслировалась всем родственникам (зачастую в таких случаях потомки готовы отстаивать свою легенду ценой джихада и отрицания архивов, спорить и доказывать бесполезно). Правды ради, в ревизиях ошибки тоже встречались, но если в 7рс и 8рс ещё попадались приписки "а не" - с исправлением отчеств, то в рс 10 мне, например, такого не попадалось, как и сами ошибки.
Спасибо, такое дело, вкратце обобщу : Григорий (38 лет) и Иван (26 лет) - братья. У Григория старший сын тоже Иван, . 18 лет., но неженатый.
В ревизии отцом записан Григорий. В семейной биографии - Иван.
Все трое - Григорий и оба Ивана умирают одновременно, подозреваю, в рез. несчастного случая, в ноябре-декабре 1850 г., за полгода до рождения мальчика.. Его вдовствующая мать (та мать, что по- ревизии жена Григория) через пять лет родит незаконнорожденную дочь, т.е. о новом Иване в доме речи не идёт. После смерти трёх мужчин разом (т.е. всех взрослых) старшим в доме мужчиной становится 18-ти летний брат новорожденного -Дмитрий, хороший семьянин, уважаемый чел на деревне - почетный деревенский восприемник и свидетель, отец множества своих детей.
Вот такой водевиль.
Под давлением фактов, я вынужден принять семейную версию. Штука в том, что внуков моего героя ( Герасима) воспитывала некая Прасковья Ивановна. Согласно ревизии, Прасковья Ивановна была бы родной сестрой Герасиму, если он сын Ивана. Если он не сын Ивана, то родство между Прасковьей и Герасимом получается двоюродное, не настолько близкое, чтоб с чужими внуками нянькаться.
Вам не встречалось такое явление в генеалогии на этапах ген.опросов, как перенос отчества? Когда спрашиваешь про отчество деда-прадеда (ну или бабки-прабабки) и тебе могут с разной степенью уверенности назвать не реальное отчество, а отчество другого предка из этого же поколения, но другой ветви? Например, просишь вспомнить отчество прабабаки, тебе говорят Ефремовна, а потом оказывается, что Ефремовна была другая прабабушка. Я это к тому, что вдруг Вашего Герасима "наделили" отчеством Иванович по такой же ошибке памяти, скопировав отчество с той Прасковьи? Тем более, раз ребёнок ранл остался без отца (заметьте, этот факт я сразу угадал), то в таких ситуациях зачастую забывается отчество.
Допускаете т.н. "ошибку выжившего", учитывая лишь ту инфо, которой владеете и не рассматривая возможную неизвестную информацию, как например: Прасковья Ивановна могла быть близкой родственницей, но не сестрой Герасима (нашли её, кстати, в ревизии у Ивана? Думаю, что нет), а родней совсем по другой линии, которую Вы ещё не изучили. Да и вообще, если нужна была нянька, то не обязательно брали бы именно ближнюю родню, а взаимно нуждающуюся в проживании хоть на каких-то условиях. Приживалка, иначе говоря.
Именно, после того, как родственники предоставили информацию об отчестве Герасима, я вгляделся в ревизию - Прасковья дочь Ивана в наличии, на 3 года старше Герасима.
Действительно, я тоже первым делом подумал, что раз все отцы умерли, кто был хранителем памяти об отчествах детей?
Ну, во первых матери, одна из них по крайней мере в здравии через 8 лет.
Вторая, та, что жена Ивана, - исчезает , в след. ревизиии (1858) её нет вместе с дочерью Прасковьей. А ее сын от Ивана -Гаврил ( настоящий сын, на 1 год старше подозреваемого Герасима), остается в семье, и в 1858 году в ревизии есть, как сын Ивана записан. Отсюда начинаю соображать - куда делась мать с дочкой? Может вторично вышла замуж, и живет рядом ( надо поискать) вместе с дочерью, а мальчика оставила родственникам, если бы умерли мать и дочь - было бы отмеченно в ревизии. И проданы быть не могут, т.к. семьи делить запрещено после 1833 года.
Во вторых, память о отцах мог хранить старший сын - Дмитрий вполне взрослый человек - 17 -18 лет на момент смерти двух кормильцев. Будущие годы показывают, чо Дмитрий - опора рода, продолжатель династии, не балбес.
Забыл одно обстоятельство, в пользу вашего скептического отношения, - по семейной версии Прасковья Ивановна приходилась женой Герасиму. Всё - и отчества и супружество - сквозь призму воспоминаний внука Герасима.
Женой она конечно быть не могла, т.к. либо родная либо двоюродная сестра, если только не случайное совпадение имени отчества и фамилии (!). Штука в том, что фамилия 200 лет двойная - Скорняковы они же Киселевы. Герасима знают как Киселева, а Прасковью - как Скорнякову ( о двойной фамилии родственники не догадывались). Это выглядело как аргумент в пользу муж-жена - фамилии то "разные".
Поговорив с вами, соглашусь, дело было вероятно так, : в 1858 , спустя 7 лет с рождения Герасима знали, чей он сын, и записали под настоящим отчеством, со временем вероятно сами запутались, и искренне считали, что Прасковья и Герасим родные брат и сестра.
Эх, извините, не прокатывает такой сценарий, есть же старший брат Дмитрий, основательный мужчина, все живут в одном дворе , в крайнем случае в соседних, как Дмитрий-то мог не помнить, кто чей брат, если бы при нем хоть раз заикнулись, что Герасим сын Ивана - у него бы глаза округлились. Нет, не представляю.
Слабое звено - детские воспоминания, да, пожалуй.