Седьмой лагерный пункт (Межное).

СЕДЬМОЙ ЛАГЕРНЫЙ ПУНКТ (МЕЖНОЕ).

Местные жители что-то знают, слышали о 7 лагерном пункте (Межное), который находился недалеко от поселка Боровица, по рассказам старожилов, родителей. Седьмой это порядковый номер лагеря, начиная от станции Пинюг. Жители Боровицы так и называют это место - Седьмое. Моим ровесникам этот пункт более известен тем, что там более 15 лет изготавливали кирпич для нужд местного лесопункта, начиная с 1950 года. Ходили туда за глиной для ремонта домашних печей, за ягодами и грибами. В школьные годы, летом, ходили кататься на вагонетке по рельсам, которые были проложены в сараях для сушки сырца. Ох, и гонял нас сторож!

Когда, в 1936 году, прекратили строительство насыпи для ж/д Пинюг - Сыктывкар, там осталось много зданий (бараки заключенных, казармы охраны, клуб, санчасть, конюшни). Какие-то строения прохудились за десятилетие, а какие-то можно было использовать после ремонта. Вот эти здания и пригодились в начале строительства базы Папуловского мех. л/п и Папуловской УЖД для размещения там рабочих нового предприятия. Седьмой пункт в 1946 году стал первым мастерским участком Папуловского мехлесопункта. Там же, на седьмом, в 1949 году, в одном из бараков, который сохранился лучше других, после соответствующего ремонта, была открыта Каменская начальная школа. Здания, которые были построены в своё время заключенными в начале 30-х годов прошлого века, пригодились для нужд, строящегося предприятия во второй половине 40-х годов.

А ведь через этот лагерный пункт прошла не одна тысяча заключенных. Неимоверно тяжелым был их труд на строительстве дороги и ужасные условия проживания. В этом лагерном пункте отбывал часть своего срока Ва́цлав Я́нович Дворже́цкий — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1991). Его сыновья, Владислав и Евгений, тоже были актерами театра и кино. В последствии он написал книгу своих воспоминаний об этом периоде своей жизни, о пребывании в лагерях ГУЛАГА, "Пути больших этапов: записки актера". При желании можно найти и прочитать целиком.

Судебной тройкой при коллегии ГПУ УССР 20 августа 1930 года за "активное участие в кружке «ГОЛ» («группа освобождения личности»)" по ст. 80, 54-6-10-11 УК УССР, с 1929 по 1937 год провел в лагерях на строительстве железной дороги Пинюг — Сыктывкар, Беломоро-Балтийского канала, Туломской гидроэлектростанции, рудниках острова Вайгач; Постановлением КОГПУ от 14.10.1932 срок сокращен на 2 года. В последствии реабилитирован.

Ниже несколько абзацев из книги Вацлава Яновича Дворжецкого "Пути больших этапов: записки актера". Его краткие воспоминания о прибытии и нахождении в лагерном пункте №7 Пинюгского участка железной дороги Пинюг - Сыктывкар:
"По сторонам колонны большие костры и конвой. Конвоя мало, всего человек двадцать. Ни одной собаки. Часть конвоя отдыхает, часть дежурит. Молодой начальник с ног сбился, охрип, мотается вдоль колонны туда и обратно. Не спит. Говорят, уже сегодня убежали двое. А идти еще двое суток! До седьмого рабпункта (лагпункта, автор) Пинежского (Пинюгского, автор) участка . Там идет строительство железной дороги Пинега (Пинюг, автор) — Сыктывкар — очередной гигант индустриализации — 31-й год."

"Уже третью ночь не останавливались на ночлег, осталось до лагеря два часа идти. Шли четыре. Вот он, лагерь! Как мечта, как дом родной. Огни на зоне. Прожектор на проходной. Собаки лают. Бараков не видно в темноте, только столбы дыма на почему-то светлом небе. Опять будет передача «контингента» охране, баня, барак, поверка, каша... Дошли! Кончился ЭТАП!"

"1931 год. Лагерь большой. Много бараков, много печей — нужны дрова, много дров. Вокруг лес. Дремучий, непроходимый. Туда отправляли людей для заготовки дров. Нужно выбирать сухостой, разделывать на метровые бревна, складывать в штабеля, ветки сжигать на кострах. Далеко вокруг по лесу разбросаны штабеля дров. Заготовщики после работы привозили дрова в лагерь. Изредка посылали еще группы с дровнями — санями без лошадей. Человек тридцать, четверо саней и четыре конвоира, как правило. Километрах в десяти от лагеря находили штабеля, загружали сани, везли дрова в лагерь. Тащить груженые сани нелегко, для этого подбирали людей здоровых, сильных, молодых." 

"Конец зимы 1931 года. 7-й рабпункт (лагпункт, автор) Пинежского (Пинюгского, автор) участка УСЛОНа ОГПУ. Это строительство железной дороги Пинега (Пинюг, автор) — Сыктывкар. Концлагерь. Лес, зона, ограда из колючей проволоки, вышки-будки на ограде. Внутри десять бараков. В самой середине еще один барак, окруженный колючей оградой с двумя вышками, — это штрафной изолятор."

"В лагере — нормальные «работяги», з/к. В изоляторе — штрафники. Их немного — сотни три. Они не работают. Они ждут... Одни ждут «вышку» уже после решения «тройки», другие ждут «тройку» после неудачного побега. Разные тут — за убийство, за «разговоры», за «организацию», за отказ от работы, за сектантское неповиновение."

"Весна! Апрель 1931 года. Лес. Дикий, густой еловый лес. Тайбола — так называли этот лес. Это где-то между Кировской областью и Коми. Мало там людей." 

"Лето 1931 года. По пинежским (пинюгским, автор) участкам УСЛОНа собирают этап. Уже третий день как с работы сняли. Комплектуют в отдельном бараке. Всё больше молодежь здоровая, интеллигентные тоже, видать, есть (учителя, может, священники или артисты, кто их разберет? Все вроде одинаковые). Выдали всем новые телогрейки, штаны, белье, ботинки. Куда это собираются гнать? Хуже не будет, куда уж! Пайки раздали на пять дней. Народу много. Человек двести. Опять перекличка. Комендант передает конвою формуляры. Построились, вышли."

"Прощай, лагерь «родной», чтоб ты провалился!.. Станция Луза, опять теплушка — поехали! Не то Котлас, не то Великий Устюг... не разобрать. Река — Северная Двина. Загнали на пристань. Куда? Никто ничего не знает. В Архангельск на лесопогрузку? Загнали на пароход «Глеб Бокий», в трюм, прямо на днище, шпангоуты торчат, вода по щиколотку." Вот такие воспоминания  Вацлава Яновича Дворжецкого о своём пребывании в лагере.

Небольшая дополнительная информация о несостоявшейся дороге Пинюг - Сыктывкар. Открытие строительства данной железной дороги состоялось 7 августа 1929 года в Сыктывкаре (ранее Усть-Сысольск), которое велось заключенными Управления Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН).

Вся трасса была разделена на два участка: Усть-Сысольск - Кебра, протяженностью 120 км, Кебра - Пинюг протяженностью 140 км. На каждом участке через 8-10 км располагался лагерный пункт. Только на Пинюгском участке от Пинюга до Куратово (ранее Кебра в Республике Коми), их насчитывалось 20, каждый из которых включал несколько бараков заключенных, общежитие охраны, контору и другие постройки: 1 - станция Пинюг (управление участком, информационно-следственная часть - ИСЧ), 2 - Каменка (ИСЧ), 3 - Шелюг (ИСЧ), 4 - Лачуг (ИСЧ), 5 - Коростница (ИСЧ), 6 - Городок, 7 - Межное (кирпичный завод, клуб, штрафной изолятор), 8 - Залузная, 9 - Лебеда, 10 - Чалега (ИСЧ, ларек), 11 - Чей-Карас, 12 - Изегиль, 13 - Поруб, 14 - Кольвож, 15 - Трофимрай, 16 - Кортюг, 17 - Бабан-Шор, 18 - Крайний, 19 - Луза, 20 - Лойма.

На Пинюгском участке был один штрафной изолятор, который располагался на 7 пункте. Там содержались нарушители режима с разных пунктов: за убийство, за "разговоры", за "организацию", за отказ от работы, за сектантское неповиновение. Здесь же, на седьмом, приводили в исполнение приговоры осужденным к высшей мере наказания - расстрелу. 

По территории Лузского района протяженность полотна от границы с Подосиновским районом до границы с Республикой Коми составляла более 60 км и было на этом участке 8 лагерных пунктов (от р. Шелюг до р. Чалега).
С 1931 года заключенных начали постепенно снимать со строительства дороги и перевозить на другие стройки системы ГУЛАГа. Это было связано с передачей железной дороги Главжелдорстрою НКПС (акт подписан 26 июля 1932 г.). После 1932 года на всем протяжении строящейся железной дороги от Пинюга до Сыктывкара никаких лагерей уже не было. Строительство дороги то "затухало", то возобновлялось силами временных, наемных рабочих. В 1936 году строительство дороги было окончательно прекращено.

По прошествии многих лет местные жители находили в подросшем лесу на месте 7 пункта и вдоль трассы колючую проволоку, колеса от тачек. Мой старший брат и я (примерно в середине 60-х годов прошлого века) ходили за грибами и тоже нашли, правда не целое колесо от тачки, а то, что от него осталось. Колесо было сделано из дерева и покрыто жестью. На седьмое жители Боровицы раньше гоняли на пастбище коров. Чтобы животные не поранились, их владельцы ходили в окрестностях бывшего лагерного пункта и убирали опасную проволоку, но, тем не менее, коровы иногда травмировались.

В настоящее время трудно узнать территорию, где находился 7 лагерный пункт. Все заросло лесом. Только некоторые из местных жителей поселка Боровица могут указать точное место расположения строений бывшего лагеря и кладбища. Да, было там в те времена и кладбище, на котором предавали земле умерших по разным причинам, а также приговоренных к расстрелу за побеги и другие нарушения, заключенных.

Для наглядности прилагаю фрагмент карты-схемы ж.д. Пинюг - Сыктывкар:

Место, где располагался 7 лагерный пункт, как и сама несостоявшаяся ж/д Пинюг - Сыктывкар, это теперь как памятник, как напоминание о трагическом прошлом в истории нашей страны. В августе 2024 года исполнится 95 лет со дня начала строительства дороги. За эти годы вырос настоящий лес. Не исключено, что в этих местах могут начаться лесозаготовки. Так вот о том, что здесь в далеком прошлом было захоронение заключенных, надо помнить нам живущим и рассказывать нашим потомкам.

О карте-схеме ж.д. Пинюг - Сыктывкар расскажу ниже.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.