О карте-схеме ж.д. Пинюг - Сыктывкар.

О  карте-схеме ж.д. Пинюг - Сыктывкар.

В 1929 году было положено начало строительства железной дороги от станции Пинюг на Усть-Сысольск (Сыктывкар). Вся трасса была разделена на два участка: Усть-Сысольский и Пинюгский. Об этой дороге подробно рассказал Рогачев М.Б. в своей статье "УСЕВЛОН и история "Мертвой дороги"" (Покаяние: Мартиролог. Т. 3. /Сост. М.Б.Рогачев. - Сыктывкар, 2000. С.345-373.). Подробной схемы дороги с указанием мест расположения лагерных пунктов в данной статье нет. Интересовался я наличием какой-либо схемы дороги в Национальном музее и Национальном архиве Республики Коми. Из обоих ведомств получил отрицательный ответ.
Однажды в интернете, на одном из сайтов, нашел информацию о несостоявшейся дороге Пинюг - Сыктывкар. В тексте была качественная копия схемы дороги по территории Кировской области от станции Пинюг до границы Республики КОМИ. Скопировал эту схему себе. И задался целью узнать, кто автор данной схемы, а также дополнить её нужной информацией, которой на мой взгляд не хватало на данной схеме, и исправить допущенную автором неточность.
Поскольку схема построена от Пинюга, решил обратиться в Подосиновский краеведческий музей. И вот какой ответ получил 19 сентября 1923 года:

"Здравствуйте!
Карта-схема ж/д «Пинюг-Сыктывкар (Усть-Сысольск) выполнена Пластининым Анатолием Николаевичем (1954-2017), который был директором Подосиновского краеведческого музея в 1990-2016 гг. Это и есть оригинал.
Карта-схема выполнена с использованием карт Подосиновского и Лузского районов Кировской области, а также материалов экспедиции по данной дороге в 1989 г. (организована А.Н.Пластининым). Время составления карты-схемы — начало 1990-х гг. 
В музее есть материал по ж/д «Пинюг-/Усть-Сысольск»: воспоминания очевидцев, записанные А.Н.Пластининым и отчеты с фотографиями экспедиций по данной дороге по Подосиновскому и Лузскому районам.
Подробно по истории всей дороги написано в статье М.Б.Рогачев «УСЕВЛОН и история «мертвой дороги» в книге ПОКАЯНИЕ.МАРТИРОЛОГ, т.III, 2000 г., с.,345-373.
 С уважением, Суетина Мария Анфиногеновна, зав.отделом."

Таким образом я узнал автора данной схемы. Оформил свои дополнения на схеме и отправил на согласование в музей. Работники музея согласились с внесенными изменениями и дополнениями.
На копию схемы автора мной внесены следующие дополнения и поправки:
1. Данные об авторе схемы.
2. В наименовании карты-схемы добавлены период и границы строительства.
3. Таблица с порядковыми номерами лагерных пунктов и их названия.
4. Там, где была указана "р. Берёзовка" исправлено на "р. Боровица".
​​​​​​5. Добавлено наименование "р. Берёзовка" и место её впадения в реку Лузу (по течению ниже того места, где речка Боровица сливается с Лузой).
6. Добавлено наименование "Камешник" - участок берега реки Луза.
7. Обозначены речки Чалега и Филинская Боровица.
8. Речка Боровица продлена до места слияния с рекой Лузой.
9. Узкоколейная ж.д. продлена до берега реки Луза.
10. Добавлено наименование узкоколейной ж.д. - Папуловская, начало строительства в 1946 году.
11. Добавлены уточнения к какому лесопункту относился каждый посёлок Боровица:
- Боровица Филинская - лесоучасток Грибошинского лесопункта Лальского лестранхоза, существовал с середины 30-х до начала 40-х годов прошлого века;
- Боровица - рабочий поселок Папуловского мех. л/пункта на одноименной речке, первое упоминание в приказе предприятия в декабре 1948 года.
К этой информации прилагаю копию карты-схемы ж.д. Пинюг - Сыктывкар автора, Пластинина Анатолия Николаевича, и схему с внесенными дополнениями и поправками, выполненную автором данной публикации (приложения 1 и 2).
В качестве короткой справки о дороге:
Вся трасса была разделена на два участка: Усть-Сысольск - Кебра, протяженностью 120 км, Кебра - Пинюг протяженностью 140 км, из них более 60 км по территории Лузского (ранее - Лальского) района Кировской области На каждом участке через 8-10 км, а то и меньше, располагался лагерный пункт. Только на Пинюгском участке от Пинюга до Кебры (теперь Куратово в Республике Коми), их насчитывалось 20, каждый из которых включал несколько бараков заключенных, общежитие охраны, контору и другие постройки:
1. Кировская область:
- Подосиновский район: 1 - станция Пинюг (управление участком, информационно-следственная часть - ИСЧ), 2 - Каменка (ИСЧ);
- Лальский район: 3 - Шелюг (ИСЧ), 4 - Лачуг (ИСЧ), 5 - Коростница (ИСЧ), 6 - Городок, 7 - Межное (кирпичный завод, клуб, штрафной изолятор), 8 - Залузная, 9 - Лебеда, 10 - Чалега (ИСЧ, ларек);
2. Республика Коми:
- 11 - Чей-Карас, 12 - Изегиль, 13 - Поруб, 14 - Кольвож, 15 - Трофимрай, 16 - Кортюг, 17 - Бабан-Шор, 18 - Крайний, 19 - Луза, 20 - Лойма.

Приложения:

1. Карта-схема Пластинина А.Н.:

2. Карта-схема с дополнениями (автора публикации):

Комментарии

Интересный факт строительства железной дороги во время разрухи в стране на перспективу обороны страны.