КОММЕНТАРИИ К ИНФОРМАЦИИ О БОРОВИЦЕ

КОММЕНТАРИИ К ИНФОРМАЦИИ О БОРОВИЦЕ
(опубликованные в Энциклопедии Земли Вятской)

      С той поры, когда я освоил, как пользователь, компьютер, и у меня появилась возможность выхода в интернет, стал интересоваться историей образования Папуловского механизированного лесопункта (далее в тексте Папуловский мех. л/пункт) и Папуловской узкоколейной железной дороги (далее в тексте УЖД) и поселков: Боровица, Берёзовка и Север. Многое могли бы рассказать непосредственные участники строительства базы лесопункта, узкоколейки, поселков, первые лесозаготовители. Но, к сожалению, в живых этих людей остались, наверное, единицы, которые находятся уже в преклонном возрасте.
      Мои родители в далёком 1954 году, 70 лет назад, поступили на работу в Папуловский мех. л/пункт на участок Север. Работали и жили там 5 лет, а в 1959 году наша семья переехала на Боровицу. Вся трудовая биография моих родителей и последующая их жизнь, уже будучи на пенсии, была связана  с этим поселком. К сожалению, их уже нет в живых. Многое помнится из их рассказов о лесопункте, о поселках, о людях, с которыми им довелось работать на разных участках. Тогда и в голову не приходило, чтобы зафиксировать их воспоминания, рассказы в письменном виде, да и расспрашивать о былом надо было больше.
      И вот по прошествии десятилетий у меня появился интерес к истории образования Папуловского мех. л/пункта, поселков Боровица, Березовка и Север. Мои школьные и юношеские годы тоже прошли в Боровице. В памяти очень много фамилий, семей, жителей поселка. Многих нашел в социальных сетях, через своих одноклассников, одноклассников своих братьев и сестры. С кем-то обменялись номерами сотовых телефонов для последующего общения. Выходцы из Боровицы живут в разных городах, субъектах нашей большой, необъятной России.
С одними переписывался в социальных сетях, с другими общался по телефону. Каждый из них делился своими какими-то моментами, эпизодами, небольшими рассказами об учебе, работе, жизни в поселках. А кто-то делился фотографиями из своих семейных альбомов. И эти беседы лично для меня были увлекательными, познавательными, приятными для души. И в настоящее время со многими земляками я поддерживаю связь.
      Известно, что информацию о населенных пунктах, предприятиях можно найти в архивах района и области. Однажды решил посмотреть, есть ли какие-либо данные о Боровице Лузского района в интернете. И вот на сайте matyg.ru "Родословная малой родины" нашел такой текст, который привожу полностью (текст был размещен на этом ресурсе 20 марта 2018 года):
"Поселок Боровица (Лузский район).
Поселок Боровица, входит в Папуловский сельский округ.
Расстояние до центра округа 10 километров.

      В 30-е годы недалеко от поселка был лагерь выселенцев. Шло строительство железнодорожного полотна от Пинюга на Сыктывкар, по территории района (протяженность трассы 40 километров), возводили насыпь сосланные со всего Союза священнослужители и крестьяне. Через каждые 4 километра стояли лагпункты, всего 12. Трасса была готова, но не пущена в эксплуатацию, люди отпущены домой или в другие места. Когда началось массовое поселение в Боровице, понадобился кирпич для печей, решили организовать кирпичный завод, стали искать глину и нашли залежи готового обожженного кирпича (этим производством занимались выселенцы).
      Около реки Боровица открылся лесопункт (заготовка леса), на реке Луза на правой стороне устья Боровицы в 1931 году сооружается электростанция, до 1944 года ей не было равных в районе. Строительство нового поселка лесников Боровица (с участками Березовка и Север) в сосновом бору началось в 1946 году. Заслуга в организации поселка принадлежит первому начальнику лесопункта М. А. Бутакову, основное строительство началось в 1950 году. Строилось жилье — люди стали переселяться в поселок, были построены больница, столовая, магазин, школа, клуб (зрительный зал, библиотека). В 1958 году организован филиал Боровицкого леспромхоза Лальского лестранхоза. В 1967 году рабочих было 467 человек, жителей — 1 780. В поселке жил полный кавалер ордена Славы Н. И. Власихин (родился в 1923)."

      Оказалось, что информацию о поселке Боровица данный сайт взял из официального печатного издания - Энциклопедии Земли Вятской (том 1, книга 2, Села, Деревни. 2002 год). Удивил не сам факт, что нашлась информация о Боровице в интернете, а то количество допущенных неточностей в двух абзацах, опубликованных данных о поселке.
      Неизвестно на основании каких источников представлена информация о Боровице в энциклопедии и кто автор текста. Оба абзаца текста требуют существенной корректировки, по сути изложения в новой редакции в соответствии с имеющимися данными о строительстве дороги Пинюг - Сыктывкар, Папуловского мех. л/пункта и поселка Боровица. С учетом известных событий, фактов, деталей, изложенных в разных источниках информации о строящейся в начале 30-х годов ж/д и образования лесопункта во второй половине 40-х годов прошлого века, текст о Боровице для энциклопедии необходимо было составить на основании следующих данных:
1.    Поселок Боровица образован в сосновом бору не далеко от того места, где в начале 30-х годов прошлого века был 7 лагерный пункт под названием "Межное". В те годы шло строительство земляного полотна для железной дороги Пинюг - Сыктывкар. По территории Лузского района протяженность полотна от границы с Подосиновским районом до границы с Республикой Коми составляла более 60 км и было на этом участке 8 лагерных пунктов:  Шелюг (информационно-следственная часть - ИСЧ), Лачуг (ИСЧ), Коростница (ИСЧ), Городок, Межное (кирпичный завод, клуб, штрафной изолятор), Залузная, Лебеда, Чалега (ИСЧ, ларек). Строили насыпь заключенные Управления Северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН), которое находилось в Сыктывкаре. Некорректно называть заключенных лагеря особого назначения выселенцами.
2.    В составе заключенных были священнослужители, крестьяне (раскулаченные и противники коллективизации), интеллигенция и рабочие (осужденные по политическим статьям), граждане осужденные по уголовным статьям. В 1932 году стройка была передана в ведение Главжелдорстроя НКПС. ГУЛАГ вывез всех заключенных на другие стройки СССР (Беломоро-Балтийский канал, Мурманскую ж/д и др.). После этого никаких лагерей на всем протяжении дороги не было. Главжелдорстрой привлекал на строительство дороги временных рабочих из местного населения, крестьян, административно осужденных. Бараки лагерных пунктов использовались в качестве жилых помещений для временных рабочих.
3.    В 1936 году строительство дороги закрыли окончательно. Когда в 1946 году на берегу реки Лузы, в устье речки Боровицы, приступили к созданию базы Папуловского мех. л/пункта и строительству одноименной УЖД, для производственных и жилых зданий потребовался кирпич. Первые годы кирпич доставляли к месту строительства автотранспортом из Лальска и Лузы. При погрузочно-разгрузочных работах много кирпича ломалось. А с увеличением объемов строительства его требовалось больше. В первые годы начать изготовление кирпича на месте не было возможности из-за недостатка рабочей силы на основном объекте - строительстве Папуловской УЖД.
4.    Впервые смогли организовать производство кирпича ручной формовки только весной 1950 года в том месте, где его изготовлением занимались заключенные в период с 1929 по 1932 годы на 7 лагерном пункте. Бараки этого пункта в военные и послевоенные годы в зимнее время иногда использовались Грибошинским лесопунктом Лальского лестранхоза для временных рабочих лесозаготовок. Жители близлежащих деревень, да и не только они, знали об изготовлении в свое время кирпича заключенными 7 лагерного пункта. Не редко крестьян из деревень привлекали для перевозки грузов на лошадях для нужд строящейся дороги.
5.    Никакого "массового поселения в Боровицу" не было. Количество привлекаемых работников в Папуловский мех. л/пункт определялось в зависимости от установленных объемов лесозаготовок, строительства УЖД, других объектов предприятия и наличием свободных квартир в жилых домах и мест в общежитиях.
6.    Во время строительства земляного полотна (насыпи) для ж.д. Пинюг - Сыктывкар было налажено производство лесоматериалов для нужд лагерных пунктов и электростанция была, но это были структурные подразделения 7 лагерного пункта УСЕВЛОНа. Электростанция давала ток для освещения территории самого лагеря и его объектов. Для обустройства зданий лагерных пунктов требовались пиломатериалы, дверные и оконные блоки, изготовление нар в бараках, тачек для перевозки грунта и др. нужды, для отопления зданий пунктов требовалось много топливных дров. Производство нужных лесоматериалов осуществлялось ручным инструментом лесоруба (лучковая и поперечная пилы, топор) и столярным инструментом.
В 1932 году, после передачи стройки в ведение НКПС, УСЕВЛОН вывез заключенных, все оборудование, материальные ценности, в т.ч. была демонтирована и электростанция. После 1932 года никакого производства (лесопункта) около реки Боровица не было до 1946 года. Поэтому не могло быть там и электростанции, тем более которой "до 1944 года не было равных в районе".
7.    В августе 1946 года в устье речки Боровица, в местечке именуемом Камешник (на берегу реки Луза), началось строительство базы Папуловского мех. л/пункта и Папуловской УЖД. На начальном этапе строительства ни о каких поселках, лесоучастках, их названиях речи не велось и планов по их строительству не было. Все лесоучастки лесопункта появились в процессе развития базы Папуловского мех. л/п, строительства УЖД и освоения лесосечного фонда. Отправными точками строительства базы и УЖД стали местечко Камешник и 7 пункт (или просто "Седьмое" - это название закрепилось за этим местом со времен, когда там располагался лагерь заключенных).
      По хронологии событий, согласно приказов начальника Папуловского мех. л/п, в документах первым, с весны 1947 года, стал упоминаться участок Березовка. В декабре 1948 года - рабочий поселок на речке Боровица, а с января 1950 года - участок Боровица. Будущий участок Север в ноябре 1952 года впервые упоминается как станция "Северная", немного позднее - делянка в 14 квартале и только после этого - участок Север.
8.    В начале 1946 года Лальским лестранхозом было принято решение о ликвидации Аникинского лесопункта. Начальнику и специалистам этого участка было предложено в полном составе перейти на работу во вновь создаваемое подразделение лестранхоза - Папуловский мех. л/пункт и приступить к работе. Таким образом первым начальником Папуловского мех. л/пункта стал Бутаков Михаил Афанасьевич - квалифицированный, опытный, знающий свое дело специалист лесной отрасли, ранее возглавлявший Аникинский лесопункт. К сожалению, он в этой должности проработал менее полугода, с августа 1946 по январь 1947 года. После чего был переведен на другой участок работы. По этой причине Михаилу Афанасьевичу не довелось руководить процессом строительства производственных зданий, объектов жилого фонда, торговли, соц-культ-быта на левом берегу речки Боровица, где немного позднее появились первые объекты поселка с одноименным (с речкой) названием.
      В первые месяцы работы нового мех. л/пункта неоценимую помощь в организации всех процессов (технологических, снабженческих, обеспечении рабочими кадрами нужных специальностей) оказывал аппарат управления Лальского лестранхоза, один из специалистов которого находился на месте строительства. Кроме этого, "Киртранлес" направил в Папуловский мех. л/пункт своего специалиста по строительству УЖД на неопределенный срок, "пока будет потребность в опыте и знаниях данного работника".
Интенсивная застройка территории на левом берегу речки Боровица, посёлка с таким же названием, как и речка, началась при Власове Сергее Ефимовиче, который работал начальником Папуловского мех. л/пункта в период с 1948 по 1953 годы.
      За время своего существования Папуловский мех. л/пункт неоднократно подвергался различным преобразованиям, реорганизациям, менялось название предприятия, его подчиненность и форма собственности. Сменилось несколько руководителей. Вот так менялось наименование и подчиненность лесопункта:
1. Папуловский МЛП Лальского ЛТХ, образован 13.08.1946 г..
2. Папуловский ЛПХ, образован в связи с реорганизацией Лальского ЛТХ 01.06.1958 г..
3. Папуловский филиал объединения "Лальсклес" образован в связи с реорганизацией Папуловского ЛПХ 18.09.1964 г..
4. Боровицкий МЛП Лальского ЛПХ образован в связи с реорганизацией Папуловского филиала объединения "Лальсклес" 05.10.1965 г..
5. Боровицкий МЛП  ОАО "Лальский ЛПХ" образован в результате приватизации Лальского ЛПХ в 1994 году.
6. Боровицкий МЛП Лальского ЛЗК ОАО "Лузский ЛПК" c 1999 года (коллектив Боровицкого МЛП переведен в связи с банкротством ОАО "Лальский ЛПХ" без передачи основных фондов с прежним названием).
7. Боровицкий МЛП (без трудового коллектива) ликвидирован одновременно с ОАО "Лальский ЛПХ" по решению суда 23.03.2004 г., как подразделение акционерного общества.
      А вот филиала Боровицкого леспромхоза Лальского лестранхоза не существовало.
В 1994 году в результате приватизации Лальский ЛПХ был преобразован в открытое акционерное общество "Лальский ЛПХ", структурным подразделением которого был Боровицкий МЛП.
В 2000 году, 7 февраля, ОАО "Лальский ЛПХ" решением суда был объявлен банкротом, а 23 марта 2004 года по решению суда был ликвидирован. С этой даты прекратил свое существование и Боровицкий МЛП, как структурное подразделение ликвидированного акционерного общества.
      Трудовой коллектив лесопункта, еще до объявления ОАО "Лальский ЛПХ" банкротом, в 1999 году был переведен в полном составе в Лальский лесозаготовительный комплекс (Лальский ЛЗК) ОАО "Лузский ЛПК", под прежним названием - Боровицкий МЛП (без основных производственных фондов, таких как, УЖД, нижний склад с эстакадами и оборудованием, депо,  гараж, котельная, склад гсм).
      До начала процесса банкротства ОАО "Лузский ЛПК" в 2006 году часть трудового коллектива Боровицкого МЛП была переведена в состав ООО "Лузский ЛЗК" с прежним названием, работников предпенсионного возраста вывели на пенсию, кто-то уволился, другие стали безработными. После этой реорганизации не стало в поселке Боровица аппарата начальника лесопункта.
      Началась история Папуловского мехлесопункта 13.08.1946 г. с приказа о создании предприятия, а закончилась решением о ликвидации акционерного общества ОАО "Лальский ЛПХ", в состав которого входил лесопункт, от 23.03.2004 г.. Вся история предприятия уложилась почти в 58 лет.
      На основании выше изложенных фактов, информацию о поселке Боровица в Энциклопедии Земли Вятской, как вариант, можно изложить в следующей редакции:
      "В начале 30-х годов прошлого века, не далеко от того места, где в 1946 году началось строительство базы Папуловского мех. л/пункта, был 7 лагерный пункт. Шло возведение земляного полотна для ж.д. от Пинюга на Сыктывкар. По территории Лузского района протяженность трассы была более 60 км. Возводили насыпь заключенные Управления северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН), которое располагалось в Сыктывкаре. В составе заключенных было много священнослужителей, крестьян (противников коллективизации, раскулаченных), интеллигенции и рабочих (осужденных по политическим статьям), граждан, осужденных по уголовным статьям. Через каждые 8 - 10 км, а то и меньше, стояли лагерные пункты. На территории Лузского района их было 8. Полотно трассы и самый большой мост через реку Лузу так и не были полностью построены. В 1932 году всех заключенных со строительства дороги сняли и перевезли на другие стройки страны.
      Интенсивная застройка поселка Боровица и лесоучастков Березовка и Север началась в 1950 году. До этого кирпич для печей строящихся зданий завозили автотранспортом со станции Луза и из Лальска. Много кирпича билось при погрузке-разгрузке. С весны 1950 года кирпич ручной формовки стали изготавливать в том месте, где его в 30-х годах делали заключенные 7 пункта.
      Во времена строительства ж.д. Пинюг - Сыктывкар, в окрестностях 7 лагерного пункта, заключенные занимались лесозаготовкой, изготовлением пиломатериалов, столярных изделий, заготовкой топливных дров, для нужд лагеря. Производство было налажено с использованием ручного инструмента: топора, лучковой и поперечной пил, столярного инструмента. Была там и электростанция, которая вырабатывала ток в основном для освещения территории лагеря и зданий. После 1932 года, когда всех заключенных отправили на другие стройки, никакого лесозаготовительного производства в тех краях не было до 1946 года, не было и электростанции.
      Первым начальником Папуловского мех. л/пункта был Бутаков Михаил Афанасьевич, но он проработал всего около полугода. Более активное строительство производственных объектов лесопункта, участков Боровица, Березовка и Север началось в 1950 году. Начальником в то время работал Власов Сергей Ефимович. Строилось много жилых зданий, больница, столовая, магазин, школа, клуб.  В 1958 году Папуловский мех. л/пункт, в связи с реорганизацией Лальского лестранхоза, был преобразован в Папуловский ЛПХ (леспромхоз).
      В 1967 году рабочих было 467 человек, жителей - 1780. В поселке жил и работал полный кавалер ордена Славы Власихин Николай Иванович. А всего в разные годы в Боровице жили и работали более 50 человек участников ВОВ 1941- 1945 годов."

Комментарии

Аватар пользователя a-musikhin

Деревни Лузского района в ЭЗВ описала Страздынь Юлия Феликсовна, заведующая сектором истории Лальского историко-краеведческого музея, пос.Лальск.