Два храма в Удмуртии: Селег и Валамаз

Вы не задумывались, почему в наших селах самое красивое здание – это, как правило, церковь? Всё остальное простенькое, незамысловатое. Наверно, такая традиция пошла с той поры, когда в древние времена Русь выбирала для себя веру. Решающим аргументом  для наших послов стала величественность византийских храмов. Огромные красивые здания, роскошно отделанные изнутри и снаружи, поражали впечатление не только людей той поры, но удивляют и наших современников. А про красоту церковной службы по византийскому чину и говорить не приходится.

Вот и пошла хорошая традиция – храм в любом российском селе строить не просто так, а как символ православной веры. И строились церкви на деньги, собранные жителями этой местности – в основном простыми крестьянами, мещанами, мастеровыми. Красота и размеры храма становились отражением благополучия села, где он воздвигался.

Человек, далекий от архитектуры, с трудом подберет слова, чтобы дать описание отдельных элементов храма. Кто из нас знает, что такое апсида, закомара, придел, щипец?  А это и есть детали православного храма. Это сейчас любое здание строится в стиле конструктивизма – простенько, с полным преобладанием прямых углов и линий. Но вглядитесь в облик церкви – и вам невольно хочется поинтересоваться, как же называются все эти завитушки, изгибы? Кто и когда их задумал и исполнил?

В бывшей Вятской губернии, куда входил и наш Красногорский район, перед революцией  храмы возводились по проектам всего трех-четырех архитекторов. Самым известным среди них является Иван Аполлонович Чарушин, за свою жизнь построивший – вы не поверите – 140 каменных и деревянных храмов, в среднем по восемь в год! Приложил «руку» он и к святогорской церкви, проверив ее чертеж и утвердив в качестве главного губернского архитектора. Но сам проект разработал предшественник Чарушина на этом посту – Василий Михайлович Дружинин.

Он не так широко известен, как его более удачливый коллега. Судите сами: имея образование инженера, полученное в Петербурге, Дружинин лишь в 42 года получает назначение на должность губернского архитектора и начинает строить большие здания. В том числе по его проекту в 1881 году начинается строительство кирпичного храма в селе Большой Селег, в 1888-м – в селе Валамаз нынешнего Селтинского района, в 1890-м – в Святогорском. А еще в 80-х-90-х годах ХIХ века по его проектам построено сразу несколько храмов в нынешней Кировской области. Умер Дружинин в 1900 году, в 60 лет.

В перечне его работ неслучайно рядом поставлены храмы в Селеге и селтинском Валамазе – они построены по одному проекту. Я уже рассказывал читателям газеты, что у красногорской церкви есть сразу несколько «близнецов» в Кировской области и в Балезинском районе. Оказывается, «типовые проекты» применялись и в дореволюционное время. В самом деле, зачем фантазировать, тратиться  на технические расчеты, если в небольших селах можно без творческих фантазий повторить то, что уже один раз сделано на бумаге?

Заглянув в Селег, каждый любознательный человек задумается, а как же выглядела местная церковь, остатки которой  до сих пор стоят в центре села? Даже по полуразрушенному зданию видно, что оно было не таким и большим, но со сложной наружной отделкой, и главное – с перекрытием волнистой формы. Уже это говорит о необычном  варианте проекта храма, высоком уровне архитектора, который его воздвигал. Первоначальный облик церкви можно найти в книге известного краеведа Е.Шумилова и в музее местной школы. Но мало кто из красногорцев знает, что практически такой же храм можно сейчас видеть в уже упомянутом селтинском Валамазе. Там он хоть и закрывался в советское время, но не был разрушен, а с начала 90-х годов в нем возобновились церковные службы. В 2009 году его отремонтировали за счет средств одного из благотворительных фондов.

Обратите внимание, что в Валамазе строительство Троицкого храма началось в 1888 году и завершено в 1896-м. В Селеге Покровский храм начали возводить в 1882 году и закончили через тринадцать лет – в 1895-м. Почему селтинцы начали стройку позднее, а завершили позже? Скорее всего, у них было лучше поставлено финансирование работы, богаче оказалось село. Но ведь и наш Селег считался далеко не бедным, здешний народ занимался различными ремесленными промыслами, чем всегда отличалась вятская земля. Откуда же брались деньги в среднем по населению селтинском Валамазе?  Я поначалу думал, что там жили богаче за счет близости Сибирского тракта, где местный народ, безусловно, имел дополнительные заработки: занимались извозом, торговали. Поделился этой версией с селтинским краеведом С.Л. Княжевым. Но у него оказались другие выводы:

- В здешней округе было много деревень, но населяли их в основном староверы, которые вряд ли что-то жертвовали на строительство. Деньги, безусловно, шли от рабочих Матвеевского стекольного завода, то есть с вашего Валамаза, где своей церкви не было. Заводчане сюда ездили на службы, на местном кладбище их хоронили. Например, тут похоронен один из дореволюционных управляющих стеклозавода.

Да, можно только позавидовать  селтинскому Валамазу, у которого дважды за эти сто с лишним лет нашлись богатые спонсоры для строительства и ремонта храма. А нам остается только довольствоваться описанием Селеговского храма, которое по моей просьбе сделал выпускник архитектурно-строительного факультета УдГУ Данил Ральников. Его работа по реконструкции одного из храмов Удмуртии была представлена на недавней выставке в Ижевске, посвященной 150-летию И.А.Чарушина.

- Здесь мы видим характерный пример небольшого сельского приходского храма.  В объемной композиции и убранстве фасадов использованы мотивы московского зодчества XVII века и неоготики, - сообщил мне молодой архитектор. - Основу объемной композиции составляет массивный, тяготеющий к восьмерику четверик отмеченный крупными, отступающими от стены ложными порталами. Венчает храм миниатюрный шатер с главкой на восьмерике с кокошниками над карнизом. В объемную структуру ложных порталов, тяготеющих к традициям готической архитектуры, включены: три арочных окна собранных в кассету и расположенных внутри ложной арки под разорванным щипцом, два фланкирующих пилона, увенчанных главками. Венчает порталы массивный квадрифолит. Завершает декорировку храма ряд кокошников под щипцами. Примыкает к массиву храма пятигранная, пониженная апсида и равная ей по высоте трапезная, расширенная в притворе под колокольней. Арочные проемы обозначены наборными наличниками. Плоские лопатки с «висячими» наборными полуколонками членят грани здания на прясла с напусками зубчатого подзора. Трехъярусная колокольня с двумя звонами (восьмерик на четверике), завершена по аналогии светового фонаря храма. Первый звон отмечен сдвоенной аркой с висячей гирькой; второй звон арочными проемами под килевидным архивальтом.

…Сложно для понимания? Но архитектура – это застывшая в камне музыка, она не бывает простой. Приводя здесь такое описание, я хотел бы помочь нашим школьникам, которые регулярно готовят исследовательские работы о храме в Селеге, но не предствляют, насколько интересное это по проекту здание. Прочитайте это внимательно и, возможно, вы тоже захотите стать архитектором.

Анатолий Гончаров.

На снимках: остатки храма в Селеге и архивное фото храмов в Селеге и Валамазе. 

Источник фото: http://vk.com/vyatka_nasledie

        

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.