В силу обстоятельств, заинтересовался темой гонений на церковь Советского довоенного периода.
Что выяснилось в результате знакомства с документами по данной теме.
Сразу надо отметить политическую значимость религии. До сих пор враждуют протестанты с католиками супер демократической Англии. Кровавые события на Балканах. Полыхает с целью наведения демократии на почве религии Ближний Восток.
Утопическая идеология светлого коммунистического будущего, широко рекламируемое равенство по заветам К. Маркса, не могли существовать и конкурировать с многовековой идеологией православия. Которая в свое время объединила общества, заботилась о просвещении, поощряла благотворительность, заботилась о немощных, насаждала моральные устои.
С первых дней, 23 января 1918 года, Советы оформили Декрет отделения церкви от государства, школы от церкви.
Все храмы церкви, все церковное имущество - объявлялось народным достоянием, передавалось местным или государственным властям по особым постановлениям. Религиозные общества лишились при национализации права владения собственностью, прав юридического лица. По декрету, по усмотрению местных властей, а точнее узкого круга людей, храмы могли передаваться в бесплатное пользование, в аренду религиозным обществам с обязательствами сохранения имущества.
Без всяких гонений.
Церковь декретом официально прекратила существование.
Остались верующие, на государственном уровне стало проводиться их перевоспитание. Понятно, что всех не перевоспитаешь, закрытие приходов, храмов поручили местным советам в зависимости от обстановки на местах.
После успешного окончания гражданской войны, изгнания интервентов, в России развернулся новый этап борьбы с религией. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года узаконило новые ограничения на деятельность церкви в количестве более 50 пунктов.
Появилось руководство местным советам, партячейкам для усложнения аренды храмов и начала нового этапа борьбы с религией. .
Партией намечался к 1937году срок полного прекращения деятельности религиозных обществ. Прекратила существование Дальневосточная епархия, многие епархии лишились епископов, священников. Веерные закрытие епархии по стране, досрочно в течение нескольких лет, могли полностью ликвидировать церковь, затем быстро расправиться с религиозным подпольем, с верующими.
Однако, фактически полного закрытия церкви не было.
Вятская епархия официально считает, что в предвоенный период самой ожесточенной борьбы власти с религией, не прекращалась служба только в 6 абстрактных храмах трех районах области.
Во время ВОВ, и признания властью роли церкви в борьбе с фашизмом, в области быстро стали функционировать около 80 приходов. После войны перед Хрущевским этапом борьбы с религией действовало в области уже более 150 церквей. Естественно, рост приходов происходил не на пустых местах. Система закрытия церквей позволяла местным исполкомам при опечатывании храма и лишения регистрации священнослужителей, докладывать о закрытии церквей. Но не мешала, снова после множества жалоб верующих, регистрировать священников церкви.
80 — 150 церквей, а не 6 церквей по области перед войной были сохранены. Имело место перерывов в службах по разным причинам.
Такая практика существовала до создания в 43 году института Уполномоченных.
Таким образом, - вышеуказанными Декретом и Постановлением была полностью материально нейтрализована церковь. Репрессии священнослужителей происходили одновременно с репрессией миллионов зажиточных крестьянских семей, в процессе насильственной коллективизации. Репрессии подвергались миллионы людей из всех слоев населения от нищих до партийных работников, работников органов их семей. В ходе гражданской войны погибло огромное количество невинных людей.
Нигде не упоминается о гонениях на кулаков, казаков, интеллигенцию, невинно погибших от голода, болезней людей.
Наряду со всеми гибли священнослужители.
Широко рекламируемое Гонение на церковь, выделение этого явления в привилегированный статус, надо полагать, имеет определенные цели. В первую очередь скрывается величайшая трагедия Русского народа. Укрепляется идеология привилегий в обществе.
В Указе Президента РФ от 14 марта 1996 № 378 четко сказано о многолетнем терроре священнослужителей.
Положение дел по области.
По свидетельству разных источников не осквернялись разорением еще Троицкая церковь села Истобенска, церкви сел Завертная, Быстрица и другие церкви. Были перерывы в богослужении из-за отсутствия священников. Не было священника в Чудиново чуть больше одного года. Для экономического ослабления церкви местные советы требовали ремонта храма в назначенные сроки. Не выполнение сроков приводило к временному или окончательному закрытию церкви.
Рождались слухи, как старушки - белые платочки отстаивали церкви у милиционеров. В реальности, неисполнение приказа такого рода, милиционеры мигом бы превратились в обреченных для пополнения соответствующих заведений.
Поиски документов довоенного периода по вопросу закрытия церквей затруднено отсутствием сведений в архиве Вятской епархии. Епархия не смогла перечислить 6 церквей, на которые она официально ссылается. По ответу на запрос видно, что священнослужителей этот вопрос не интересен. За архивом епархии числится один священник Дудин, который не в состоянии при исполнении штатной работы заниматься архивом.
В настоящее время кочует цифра 6 церквей в документах всевозможного уровня с утверждением нахождения в различных районах.
Документы местных исполкомов, которые осуществляли регистрацию священников, давали верующим право на использование храмов и отчитывались о прекращение богослужений, содержат не полные или искаженные данные.
Скорей всего, цифра 80 сохраненных церквей ближе к реальности, нежели 6.
Конкретно по Троицкой церкви села Чудиново.
В 31 году ВЦИК была организована комиссия по решению вопросов, связанных с закрытием культовых зданий и рассмотрение жалоб верующих. Комиссия не допускала закрытия церкви, единственной в округе, районе. Троицкая церковь попадала под данный критерий. Этим можно объяснить успешную поездку чудиновских ходоков в Москву. Из Москвы М.Г. Поповым привезено постановление комиссии ВЦИК запрещающее закрытие церкви села.
При первом посещении Троицкой церкви в конце 50 годов обратил внимание на рамку, за стеклом которой находился машинописный текст на законность ведения религиозных обрядов. Рамка находилась в одном из проходов между теплой и холодной частью храма. Был тогда удивлен подоконниками, сплошь заставленными иконами, которые затем исчезли.
Предположительно - снимок ходоков.
Священник Попов Матвей Гаврилович и диакон Сенилов были арестованы по решению суда в середине 1941 года (см. блог История одной семьи, Забытое всеми служение)
Первого октября 1942 года священником села со странной оперативностью зарегистрирован Игнатов В.И. ГАКО фонд 2169, оп.45, дело 51. Там же приведена анкета Игнатова. У Игнатова отсутствовали проблем по налогу, которые были у М.Г. Попова. Упомянутом деле находятся регистрации других священников села Чудиново с октября 1942 по 1989 год. В конце 40 годов был зарегистрирован второй священник. Первоначально священники служили продолжительные сроки. С 60 года священники менялись каждые 1-2года. Тем не менее, Орловский район не попал в список епархии трех районов, в которых были сохранены 6 приходов.
Найден в ГАКО документ 19 декабря 1941года с указанием суммы не уплаченного подоходного налога 293.000 рублей, который послужил поводом ареста Попова и Сенилова. Поступление денег в кассу церкви в то время составлял около 7 тысяч в год. Средняя зарплата в области в 41 году 354 рубля. Откуда такая сумма, интересный вопрос. Это обстоятельство наводит на мысль, что местные советы, партийцы через привлечение к суду священника решили отомстить ему за поездку с жалобой в Москву. Налог формировался из трех частей. Размер двух их трех составляющих налога — рента земли, налог на имущество определял сельсовет.
Существуют интересные документы за подписью членов исполкома Чудинова о лишении жилья священнослужителей в тот период. Не удалось выселить, получилось отправить под суд.
У репрессивных органов НКВД не нашлось политического повода к преследованию Попова и Сенилова, эту функцию взял на себя исполком, партячейка села Чудиноово. Если раньше требовались согласования с Халтуринским райисполкомом, то этот процесс был упрощен в связи с переводом села в январе 1941 года в состав вновь организованного Медянского района.
По сведениям родственников были два налога. Первый был уплачен, появился второй заведомо невыполнимый.
Налогообложение церковнослужителей не допускало 100 % увеличения подоходного налога относительно предыдущего года.
Судопроизводством изъяты из церкви документы того периода. В селе были пущены экзотические слухи. В том числе о растопке печей церковными документам, личного знакомства Сталина с Поповым..
Существует пример, по которому приход в другой епархии аналогично не смог выплатить налог, там дело закончилось конфискацией имущества церковнослужителей и закрытием церкви. Жалобы в комиссию ВЦИК по завышенным налогам не превышали 600 рублей.
Тут пример на сотни тысяч рублей.
Налог 293 тысяч рублей - фальсификация исполкомовскими лицами села Чудиново для репрессии священника М. Г. Попова и диакона А.Е. Сенилова.
В большинстве случаев репрессии священнослужители намечались, по доводам, свидетельствам местного руководства. Органы, суд оформляли репрессии, придавали законность репрессий.
Смертность во время войны в Вятлаге официально составляла 18%. Священнослужители Чудиново попали в лагерь с 100% смертностью. Попытка найти место, дату, причину гибели М.Г. Попова затруднено.
Не прослеживается путь арестованных к месту заключения
В архивах информационного центра УМВД, УФСИН по Кировской области, Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ отсутствуют сведения о аресте, судимости, нахождения в местах лишения свободы Попова и Сенилова. Они не числятся по запросу декабря 15 года в репрессированных и судимых ГАСПИКО.
Проштудированные документы партактива Чудинова, имеющихся в ГАСПИКО, не содержат сведений идеологической борьбе с церковью, возможно, они засекречены.
Безусловно, двухгодичный поиск будет продолжен.
По истечению срока судами уничтожались судебные дела с обязательной фиксацией решений. 2016 году заканчивается 75 летнее скрытие персональных данных судов 41 года.
Преданностью служения священника М.Г. Попова, Е.А.Сенилова служит сохранность Троицкой церкви, которая украшает первозданностью село Чудиново.
Три сына М.Г. Попова защищали СССР на фронтах. 1942 пропал без вести Вадим, чудом остался живым один из команды катера Феликс. 1943 погиб Никодим.
Необходимо отметить старания отца Геннадия из Серафимовской церкви, который в начале 2000 годов приложил много усилий по содержанию храма в надлежащем состоянии.
Позабытое служение священнослужителей 40 годов духовно не вяжется отношением к истории нынешней Вятской епархии. Епархии нет данных о количестве репрессированных вятских священнослужителей, которые своей жизнью, лишениями сохранили церковь, храмы.
Приложение.
8 апреля 1929 года Президиумом ВЦИК было принято постановление «О религиозных объединениях», определившее практическую политику государства по отношению к религиозным обществам - общинам. На этом же заседании Президиум ВЦИК принял решение о создании при ВЦИК постоянной комиссии по вопросам культов для решения вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. 30 мая 1931 г. ВЦИК утвердил положение о постоянной Центральной комиссии по вопросам культов и о местных комиссиях. На Комиссию возлагались обязательства «общего руководства и наблюдения за правильностью проведения в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР», ею осуществлялась разработка проектов законодательных актов, связанных с культами, дача экспертных заключений Президиуму ВЦИК по этим вопросам, систематизация соответствующих законодательных актов и постановлений ВЦИК и СНК РСФСР, общий учет религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих на нарушение в сфере законодательства о культах. Все центральные и местные организации обязаны были предоставлять Комиссии по ее требованию материалы, связанные с культами. В Комиссию входили представители НКВД РСФСР, НКЮ РСФСР, НКПроса РСФСР, ВЦСПС и уполномоченный ОГПУ при СНК РСФСР. Наибольшее место в работе Комиссии занимало решение вопросов, связанных с закрытием культовых зданий и рассмотрение жалоб верующих.
В мае 1930 г. М.И. Калинин приказывает ЦИКам автономных областей, краев и облисполкомам не допускать изъятия единственного храма на округу, при несогласии большинства населения.
КОПИЯ:
стр 211 Решение Исполкома Медянского райсовета депутатов трудящихся от
19 декабря 1941 г.
Исполком райсовета решил:
1. В связи с тем, что налогоплательщики Сенилов и Попов за неуплату
налогов осуждены и находятся в заключении, а других источников у
последних для покрытия образовавшейся недоимки не имеется, списать как безнадежную к поступлению недоимку подоходного налога 293 135 руб. и к/сбора 40 140 руб. всего 335 275 руб.
2. Просить облфинотдел об исключении из плана мобилизации средств указанной выше недоимки.
Председатель - Плюснина
Секретарь — Наумов
О МЕРАХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ВЕРУЮЩИХ, СТАВШИХ ЖЕРТВАМИ НЕОБОСНОВАННЫХ РЕПРЕССИЙ
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ
от 14 марта 1996 г. № 378
В целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания, руководствуясь чувством покаяния, исходя из выводов Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий, постановляю:
1. Осудить многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий.
2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществить реабилитацию граждан России, которые были необоснованно обвинены в политических, государственных и уголовных преступлениях, лишались свободы, подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной деятельностью и убеждениями.
3. Правительству Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений.
"За архивом епархии числится один священник Дудин, который не в состоянии при исполнении штатной работы заниматься архивом."
Если руководству Вятской епархии нужна публикация информации из архива, то штат архивариусов должен быть увеличен или же священника Андрея Дудина нужно освободить от службы на приходе.