Были на реке Вятке колесные пароходы

 

                  Были на реке Вятке колесные пароходы.

 

    Первое знакомство с рекой Вяткой у меня состоялось 1947 году. Путешествие в село Чудиново, в гости к бабушке Поповой Ольги Ивановне, начиналось на пароходе до пристани Гольцы в устье реки Великой. А там 15 километров, обычным способом, пешком. Пригородные пароходы назывались Осипенко и Гризодубова. Небольшие, низкобортные, заднеколесные, газогенераторные пароходы. Портило характеристику пароходов необходимость сушки чурки, на которых они работали и снижение мощности двигателя внутреннего сгорания до 30%. Это я узнал позже, и то, что пароходы были сняты с пассажирских  сообщений  для других целей в начале 50.

    Пароход от Гольцей отходил при закате солнца, как правило, в тихую малооблачную погоду. Осталось сильное впечатление от теплых вечеров. Тихой, ласковой струящейся волны от парохода, отливающейся в лучах солнца. От воды исходил особо чистый запах.  Бесконечно можно наблюдать медленно выплывающие из-за остовов берега реки. Практически отсутствовал шум самого парохода, было мало пассажиров. Пароход не издавал свистков, положенных в то время при отходе и швартовке.  Река готовилась к ночи. Пароход прибывал в город ранним утром к началу выхода достаточно большого количества дворников.

    Затем каждое лето на берегах Вятки. Обычно у Борового острова, на пляже в Заречном парке. Можно было за копейки брать напрокат лодку, часами  курсировать по реке, рыбачить. Помню деревянную баржу с ветряком откачивающего устройства у берега на отгрузке бутового камня. При мне происходило замена пароходов на теплоходы. Первая разделка пароходов на металлолом состоялась у Кирова в 55 годах у моста в Заречный парк. Вторая в 60 году, 5 судов были осушены у переезда в Вересники. Пассажирские пароходы как то не производили впечатление. Вот колесные буксиры с могучим свистком, отдающие трехкратным эхом. Полный ход порожняком с зарывающимся носом, хозяйский табор на палубе. Шлепанье плицами. Килевая волна идущего против течения буксира, которая за пару километров сообщала о наличии парохода. Возможно, предпочтение вызвано истобенскими корнями с прадедами капитанами буксиров Двигатель и Ломах, в честь отца Ноя.

     Появилось хобби. Весной в начале навигации по возможности снимал пароходы, задействованные на проводке плотов. Интенсивность прохождения плотов доходила в пределах часа.   

     Был паровой флот, незаметно исчез, не оставил после себя следов.

     Самое печально то, что про купеческий флот много известно благодаря Е.В. Березину. У него имеется картотека судов Вятки, многотомные само печатные издания по истории судоходства. Но нет полного перечня буксиров советского периода.  В Герценке есть издание Вятские пароходы постройки 1861- 1917, Ижевск 2012, Р.В. Лапшин и другие.

     Много интересного может рассказать о пароходах потомственный знаток Лопатин Роман. Устройство парохода достаточно сложное даже в сравнении с паровозом. Имеет множество дополнительных механизмов. Автономность плавания, отсутствие в начале радиосвязи делал экипаж самостоятельным в решении любых непредвиденных обстоятельств. Экипаж вписывался в пароход, делая его одушевленным.

     С помощью оставшихся знатоков попытался составить перечень колесных буксиров Вятки советского периода с набором фотографий. Но понял, что в одиночку не осилить задачу. Дело в том, что о вчерашнем дне пароходства  мало сведений. Есть воспоминания речников с некоторым перечнем судов. Но не найти ни фотографий, в большинстве случаев, ни года постройки, списания. Среди речников не оказалось летописца пароходства. Архивы не балуют сведениями о составе судов. Только, между делом, какие-то попытки делает священник Аркуля.

Во время приватизации при участии начальника порта исчез музей речного флота. Свои экспонаты вернул участник создания музея Е.В. Березин, часть оказалось за забором речного порта. В довершение, в России не сохранилось ни одного живого колесного буксира. Только в Сибири один пароход осушен и превращен в музей, на Северной Двине совершает круизы пассажирский колесный пароход Гоголь.

  Отсутствие фотографии парохода в  коллекции восполняю памятником в виде бетонного изваяния в сквере бывшей пристани с названием буксира.

   Большая часть фотографий в коллекции предоставлена вышеуказанными знатоками при условии соблюдения авторского права. Много интересных сведений и фотографий вятских пароходов можно найти на форуме Речной флот Вятки. Мои фотографии под ник VNP.

 

 

Список колесных буксирных пароходов с 1918 по 1985 год реки Вятка.

 

1. Агроном,

2. Апшеронск,

3. Арматурщик, гп. 1954,

4. Байкал,

5. Бакенщик, гп. 1920,

6. Белоруссия,

7. Быстрый, Волготанкер, гп. 1954,

8. Весняна, моболизована ВОВ, не вернулась на Вятку,

9. Ветер,

10. Вятка, (лоцман Гвоздев), 1905 – 1959,

11. Вятка, путейская,

12. Гастелло,

13. Дальновосточный, Волготанкер,

14. Иловатовский затон, 1899 - 1959

15. Иньва,

16. Каманин,

17. Кельтма,

18. Кильмезь,

19. Кировоград,

20. Кировская правда, (Посланник, Вятская правда), 1891 – 1960,

21. Костриков, (Пермский первенец), гп 1931,

22. Котельнич, 1907 – 1959,

23. Мастер,

24. Мелководный, 1892 - 1959

25. Метель,

           26. Митя, (Кадровик, Охотник),

27. Михалицин, (Почетный, Гиброалтар, Вятский рабочий, Лейтенант Михалицин),

28. 19 МОД,

29. Молот, Волготанкер,

30. Молотобоец,

31. Нарым,

32. Орел,

33. Памяти Овчинникова,

34. Передовой 1896 – 6.11.1959 Тырышкин, 90 сил, с 28 г. на Каме,

35. Победа, путейская,

36. Придорогин (зоотехник),

37. Резвый,

38. Рот Фронт,

39. Свет,

40. Сильный, гп. 51, пр733,

41. Смелый,

42. Ставидор,

43. Стойкий, путейский 1901 – 1959, (Охотник Булучова), с1902 Стойкий,

44. Строитель,

45. Судком, (газогенераторный, заднеколесный),

46. Тайфун,

47. Талолихин,

48. Тунгуз, 1898 – 1962, Булучев, Иловт.затон, 17года Мачеха с 28 Тунгус,

49. Углич,

50. Узбекистан,

51. Украина,

52. Усолка,

53. Л. Чайкина,

54. Чапаев, гп. 1899, 50сил, Тырышкин(Александр, Бурлак, 17г. Пасечник), 28г. Чапаев Уральского пароходства.

55Чепца, гп. 1931,

56. Чкалов, гп. 1952, пр.733,

57. Чусовая,

57. Ширшов, (Лео Мирзоян),

58. Штурмовой,

59. Электрик, Волжское пароходство, ??

60. Ялта. 1896 – 3.02.1961, 40сил, А. Татарин, Самара (Татарин, 18г. Мартышка, 28г. Ялта)

 

 

Комментарии

Аватар пользователя allaburdina

В статье "Вятчане в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг"  сообщается, что в Вятской губернии с 18 по 24 мая 1877г был осуществлен призыв нижних чинов на войну. 25 мая первая партия в числе 400 человек отбыла в действующую армию на барже парохода "Ламехъ".(Из Вятки отплыли вниз по течению к городу Котельнич.)

Это тот параход на котором ваш дед ходил?

Добрый день. Существовало 2 буксира с названиеи Ламех, имя отеца Ноя. При постройке 110 сильного буксира с 1887 Булычев назвал его таким иминем.В девятисотых годов на нем служил прадед Мокеров Яков Давыдович. Он во время революции с трудом вернул его к месту прописки в Нижний Новгород. Из-за большой осадки этот буксир только один раз подходил к городу Вятка. У Булычева на Волге был еще немного мощнее буксир Двигатель, на нем служил 2 прадед Пленков Филипп Яковлевич. Дальнейшая судьба буксиров не известна. Во время революции было много пароходов уничтожено на Каме, Волге. С Вятки ушло несолько пароходов. 

Первый Ламех, который указан вами носил такое звание с 1871 года по 1887 год. Новое название стало КОММЕРСАНТ, мощность его 60 сил.