Сейчас мало кто помнит, где находилась Кировская ГАИ 40 годов. Легче загадка начала 60 годов. В первом случае – совместно с рядом учреждений в здании училища искусств, угол Дрелевского и Большевиков (Преображенской и Казанской). При организации там 1 городской больницы инспекция располагалась в полукирпичном здании внутри квартала на Молодой Гвардии за серым зданием УВД, Ленина, 96.
Практически не существовало дорог в соседние области за исключением дороги по Казанскому тракту с булыжным покрытием меньше сотни километров. Дорога от Малмыжа до Балтаси в 60-80 годах - насыпь из бутового камня. Балтаси грунтовка на Киров значилась, как Сибирский тракт. Первый асфальт появился от Казанского тракта до Чепетска. Московский тракт от Котлаской железной дороги без покрытия с паромной переправой в Халтурине и колхозной на Маломе. Где большие деревянные лодки вмещали 3 автомобиля. Высота приступка между въездным настилом и настилом лодок доходил до 50 сантиметров и зависела от уровня реки. В Кикнурском районе дорога без колеи, была без проблем. За Шахуньей сносная по нашим меркам. Горький – Москва новая бетонка. Донимали стыки и зудящие звуки.
В Москве новая кольцевая. Москва-Ленинград- Прибалтика хорошие дороги.
При въезде в Смоленскую область в глаза бросилась обстановка на дороге: люди, животные на обочинах.
В Коминтерне дорога утопала в песке с глубокой колеей. Слоботской - булыжник. Советский тракт имел на Доручастке заболоченный участок, который в дождь не могли преодолеть появившиеся ГАЗ 69 с узкой резиной. Дорога дальше через 100 метров лужи в дождь, стиральная доска гравийки.
Последний булыжник в городе закатан на Ленина, брусчатка у гостиницы.
Машин мало. В районе встречные грузовики из-за любопытства уступали дорогу на проселке. Из легковушек преобладали М-1. Немного после военных двухдверный БНВ с рядным шестицилиндровым двигателем. ГАЗ 67Б. В семье побывал Опель П4, миниэмка с дерматиновой крышей. Стали появляться Москвич 400, Победа. После войны появились открытые инвалидки на базе К 125 с рулем-румпелем с грушей сигнала.
Почти свободно в магазине Динамо, сейчас библиотека Лиханова, продавались Москвич 400 – 9 тысяч, Победа 16 тысяч рублей. Затем торговля стала на базе в Чижах.
В те времена были областные правила дорожного движения. Теория сдавалась с использованием картонки с нарисованным перекрестком и маленьких фигурок транспорта. Понравилась фигурка мотоциклиста, только машинально коснулся ее разглядеть, локоть майора Василькова сбросил все фигурки с картонки. Через неделю благополучно сдал теорию. Практика по городу проходила на Газ 51. В кузове поместилось десяток желающих получить в 60 году права. По какой-то причине оказался последним с заданием от ГАИ по Молодой Гвардии с пересечением Большевиков. До этого 4 года практиковался на ГАЗ 67. Автоматом воткнул 3 передачу, весь экзамен.
Интересная закономерность появления существующих зданий ГАИ. Перед каждым появлением нового здания проводилась акция поголовной смены номерных знаков и удостоверений. Бензин отпускался по талонам организаций, владельцы личных машин талоны покупали за наличные. Для отличия частного транспорта от ведомственного ввели номера с индексами КВЧ, КВИ. Или повод смены другого фона номера. Затем смена удостоверений, удостоверений с дублированием на английском. Изъятие талона предупреждения с полями для проколов нарушений
Другая закономерность не постоянство ПДД. Тысячи изменений под предлогом улучшений. Уничтожение Бальной системы, передача страховщикам техосмотра вместо подразделения Технадзора отбросили безопасность далеко назад. Дело дошло до того, что водителю придется под ручку переводить пешехода на зебре. Знак перехода приравнен к знаку уступи дорогу - СТОП. Люди под гипнозом пропаганды для водителей - уступи дорогу, как мотыльки лезут под колеса.
Раньше, общепринятое правило, пешеход при переходе дороги должен сначала, убедится в отсутствии транспорта слева, на середине убедится отсутствия помех справа. Выходить из-за стоящей машины только сзади. Дорога зона повышенной опасности было золотым правилом. Этих правил не было ПДД.
Имел удовольствие, познакомится с первым радаром. Автобус, медленно ползущий перед переездом, закрыл знак. У магазина ДСК был остановлен диковинной никелированной большой фарой подсоединенной к агрегату с добрый радиоприемник на сиденье грузовика. Фара фиксировала скрость даже удаляющегося велосипедиста. Последовал воспитательный момент. Для возращения прав в ГАИ был организован большой сбор в субботу. Были там подняты на ноги десяток частников. Нас поставили в пример перед профессионалами, после лекции первым вернули права.
Каждый раз на северном углу оврага Казанской и Герцена рассматриваю клочок земли, где находились 2 бензоколонки с двумя мерными стеклянными сосудами попеременно наполняемых. Первая АЗС появилась все-таки на Хлыновке. На хрущевские 10 рублей, 140 литров, весь отпуск раскатывал куда хотел.
Пришлось освоить профессию автомеханика, что позволило не новый Москвич 407 до серийного производства, февраль 58 года, эксплуатировать до 2003 года - свыше 42 лет.
В то время машины нелегально ремонтировались в таксопарке и в Чепецке. В городе в 60 года сформировались при организациях около 4 гаражных кустов. Там и проводился ремонт. Туда пригашались инспектора для тех. осмотра. Дисциплина у автолюбителей была на высоте. На предприятиях выделялись автомобили в большинстве достойным лицам. Исключением был предыдущий владелец нашей машины, который за год умудрился уделать кузов. В наследство достался стакан, а владелец отправился в казенный дом на 3,5 года за гипс ребенка.
С появлением магазина спорттоваров на Октябрьском проспекте была организована очередь на покупку Москвичей 407 – 25 тысяч и Волга 21 - 36 тысяч рублей, после 63 года соответственно 32 и 42-46. 3 – 4 года очереди, авто - ваш. Затем стало распределение только по предприятиям. С появлением Жугулей, которые первоначально не конкурировали с Москвчами 412, произошла скупка Волг представителями Кавказа. У Жигулей образца 74 годов работа двигателя на холостых оборотах снаружи можно было определить только рукой на капоте. Затем и сейчас за 5 – 10 метров. Целая эпопея существовала с распредвалами, карданами. При некоторых недостатков Москвич 412 был надежным. ( Двигатель копия древнего БНВ) 75 сил выдавал при 5800 оборотах, обороты лодочного мотора. Был повод отличиться с моста в гору по Ленина. На второй передачи перед перекресткм, сразу набиралась скорость 60 км. У обгоняемых таксистов возникала паника с лихорадочным переключением передач.
В заключение интересный момент. Владелец Порше, который использует машину для поездки во Францию, признался в сравнении с поездкой на старом Москвиче в следующем. Неудобная низкая посадка, высокие обороты двигателя, резвость нагнетают агрессивный стиль вождения из-за усталости. Этого нет на ретро.
Этим объясняется современная атмосфера нетерпимости на дорогах области, образца 70 годов – расцвета дорожного строительства, плохо приспособленных для современных транспортных средств.
Интересные факты есть, но очень уж сумбурно...
После 1961 "Москвич" стоил ~3.5, Волга -5,5 тыс. рублей.
В конце 70-х у одноклассника родители купили ГАЗ-24 за 10 тыс., до этого в классе ни у кого машин не было
Сумбурно, согласен - вся жизнь такая. Случайно, Мокеров Яков Давыдович, скончался в 27 году после нападения сорвавшего быка по родне не знаком.
Что касается цен. 64 году пришла открытка из спортоваров, подошла очередь на Москвич 403, стоимостью 3,2 тысячи рублей. Пришлось отказаться из-за денег. Та же история с Волгами, через промежуток времени происходили конструктивные изменения, которые первоначально не были предусмотрены. У 403 была модернизирована передняя подвеска.которой раньше по тем дорогам хватало на 2 - 3 года. Все зависило от зарплаты. В 63 году у родителей по 80 рублей в месяц, у меня перед учебой 140, после учебы 130 рублей.