Возникновение Уржумской обновленческой епархии

  В этом году отмечается столетие создания первой Уржумской епархии (викариатства), когда ее первым епископом был назначен архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В этой связи уместно было бы вспомнить, что 13 лет в Уржуме существовала еще одна епархия – обновленческая, сменившая за свою историю несколько епископов. История ее была не менее интересна и драматична, чем у Уржумской тихоновской епархии. Эта публикация является своего рода прологом моей публикации «Взлет и падение вятского обновленческого иерарха Иннокентия Копейкина», посвященной судьбе последнего уржумского обновленческого епископа и последним годам Уржумской обновленческой епархии (https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3779/107414).

   Если вкратце характеризовать суть обновленческого движения, его приверженцы,  в 1922 году самочинно назвав себя Православной Российской Церковью, выдвинули главной своей  целью т.н. обновление Церкви – демократическое управление ею вместо патриаршества, модернизация управления при безоговорочной поддержке новой власти и всех ее декретов. Основным стремлением обновленцев было приспособить Православие к новым историческим условиям и тем самым сохранить его в стране, где был объявлен курс на ликвидацию религии.

    С осени 1922 г. существовало три обновленческие группы, позиции которых отличались друг от друга. Так «Союз церковного возрождения» главное внимание уделял литургической реформе, «Живая Церковь» была меньше всего заинтересована в переменах в Церкви, а только в передаче власти белому духовенству, а «Союз общин древлеапостольской церкви»   интересовали главным образом догматические реформы. Идейным и организационным ядром обновленчества стала группа «Живая Церковь», официально заявившая о себе на учредительном собрании 29 мая 1922 г., но на первых порах являвшаяся лишь фактически исполнительным органом этой группировки. «Живая Церковь» была создана с грубейшими нарушениями канонов Церкви, и незаконность создания ВЦУ признавали даже сами обновленцы. Подавляющее большинство верующих не признало обновленчество истинной церковной властью из-за его сотрудничества с советской властью, поддерживая по прежнему Церковь, возглавляемую Патриархом Тихоном. Сторонники  Истинной Церкви, возглавленные патриархом Тихоном, получили название старых церковников или «тихоновцев».

   С 1922 года церковный обновленческий раскол распространялся по Вятской земле, и уже в 1923 г. соборяне (как называли себя обновленцы)   были в подавляющем числе вятских приходов. Появились они и в Уржумском уезде. Пользуясь отсутствием правящего архиерея, раскольники объединили вместе  в г.Вятке в епархиальный совет и епархиальный комитет «Живой церкви», узурпировав таким образом всю церковную епархиальную власть. Уполномоченным обновленческого Синода в Вятской губернии после ухода священника Утробина был назначен гражданин А.В.Кряжевских. Он занимался всеми вопросами «обновления» церковной жизни в г.Вятке и епархии, хотя был у вятских обновленцев и свой епископ, но он занимался скорее только церковно-административным управлением епархии.

   Первым обновленческим епископом на Вятке стал епископ Яранский Сергий (Корнеев), управлявший епархией в 1923 г. Хотелось бы сказать о нем несколько слов, т.к. он был первым епископом, окормлявшим  первых обновленческих священников. Родился он 22 ноября 1885 г. в семье мещанина с.Бобрики Тульской губернии. Избрав для себя с молодости духовную стезю, он поступает сначала в Тульскую духовную семинарию, а затем в Киевскую духовную академию, которую заканчивает в 1911 г. со степенью кандидата богословия и званием магистранта. До революции он преподавал в Вятской духовной семинарии, и только в смутном 1918 г., несмотря на целибатное положение,  был рукоположен в сан священника и служил в храмах г.Вятки. В 1920 г. сам патриарх Тихон, обратив внимание на способного молодого человека, предлагает ему стать викарием Вятской епархии. Тот сначала отказывался, но вскоре все же принимает монашество (причем со своим именем) и возводится в сан архимандрита. 25 декабря 1921 г. архимандрит Сергий епископом Вятским Павлом и епископом Уржумским Виктором был хиротонисан во епископа Яранского, викария Вятской губернии. С началом раскола он переходит на сторону обновленцев и после ареста вятских епископов управляет всей епархией.  Он был сторонником проведения широкого реформирования Церкви, но без изменения догматов Вселенских соборов, считая, что это должно решаться только на Поместном Соборе1. В мае 1923 г. епископ Сергий  -  участник 2го Поместного Собора от Вятской епархии. Совместно с губернским комитетом обновленческой церкви и уполномоченными ВЦУ епископ Сергий участвует в выработке программы реформ церкви для утверждения ее на епархиальном собрании, печатается в вятском обновленческом журнале «Слово и жизнь2». Журнал распространялся через благочинных по одному экземпляру на Церковь. Кроме этого журнала, власти Вятки разрешили обновленцам издавать и газету «Вятские епархиальные известия», чего были лишены тихоновцы. Единственный экземпляр этой газетки за 15 сентября 1924 г. сохранился в Областной научной библиотеке имени Герцена; номер почти целиком посвящен т.н. предсоборному великому совещанию.

  Однако епископ Сергий,  признавая ВЦУ,  тем не менее лояльно относился и к старому церковному управлению, восстановил автокефальное епархиальное управление,  давления на духовенство не оказывал, предлагая ему самостоятельно определять свое отношение к обновленчеству, и от введения обновленческих реформ в епархии уклонялся.  19 декабря 1922 г. он отдал указание управляющему канцелярии «во избежание недоразумений»  знакомить благочинных с циркуляром ВЦУ о запрещении возношения за богослужением имени патриарха Тихона. В середине февраля 1923 г. вятский отдел ГПУ все же характеризовал епархиальное управление во главе с епископом Сергием, как «реакционное» и независимое от ВЦУ3. Впоследствии, навсегда покинув Вятскую землю,  епископ Сергий возводится в сан архиепископа и митрополита, управляет всей Уральской митрополией, но закончит свою жизнь также, как и большинство обновленческих иерархов – 29 ноября 1937 г. епископ Сергий  будет расстрелян в г.Уфе4.

   25 декабря 1922 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд уполномоченных ВЦУ и членов Московского Епархиального Управления, на котором было принято решение о созыве Поместного собора с тем, чтобы на нем провозгласить преобразование Российской Православной Церкви в новых исторических условиях. К этому времени в руках обновленцев (конечно же при помощи власти) оказалось две трети из 30 тысяч действующих в России церквей5.

  Поместный Собор (т.н. 2й Всероссийский Поместный Собор) открылся 29 апреля в московском храме Христа Спасителя, захваченном обновленцами. На него прибыли представители всех обновленческих фракций. Из 72 епархий прибыло 476 делегатов, в том числе 287 избранные от епархий и 189 назначенные ВЦУ. На этом съезде давался зеленый свет всем брачным реформам, постановлялось закрыть все монастыри, которые еще не были закрыты, и организовывать вместо них союзы и братства «христианско-трудовых общин».

    Деятельность Вятского епархиального совета сводилась не только к собственно «обновлению» церковной жизни, но и к борьбе с «тихоновцами», выступающими против обновленческих реформ. Здесь обновленцы действовали в тесном контакте с ГПУ. Так уже 9 июля епархиальный совет отдал распоряжение обновленческому Уполномоченному Кряжевских предоставить в Губисполком подробный доклад о «о врагах обновления», которые распространяют «вредные слухи» о Епархиальном совете.

   Арест Патриарха Тихона был одной из главных причин духовной сумятицы тех лет, который в советских газетах был заклеймен, как «глава контрреволюции» и «людоед». 4 мая группа делегатов во главе с митрополитом Петром (Блиновым), деловым председателем Поместного Собора, прибыла в Донской монастырь, где находился под домашним арестом патриарх Тихон, и вручила ему самочинное постановление Собора о лишении его сана и монашества6.

   Масштабная агитационная кампания по дискредитации Патриарха была развернута с подачи власти, чтобы дать поддержку зарождающемуся обновленчеству. В эту работу были включены все партийные органы вплоть до волостных ячеек РКП (б), но партийные директивы предписывали не афишировать участие органов власти в этой работе, а выдавать все за инициативу простых смертных. Сохранились протоколы, в т.ч. и по Уржумскому уезду, в которых сообщалось, как в каждой волости коммунистами обсуждался вопрос об отношению к Патриарху Тихону7. Разумеется, все представители власти на местах высказывались за применение смертной казни к «людоеду».

   Судя по публикациям печати, судьба опального Патриарха обсуждалась в те дни в государственных учреждениях, в крестьянской среде, на улицах городов и сел.  Даже часть верующих и духовенства в 1922 г., одурманенные ложью,  положительно относилась к критике патриарха и на приходских собраниях выносились приговоры с требованием наказать его.  В городе Уржуме и в селах коммунисты проводили собрания в поддержку высшей меры наказания Патриарху. 16 апреля 1923 г.  в Уржуме прошло собрание рабочих и служащих, которые под диктовку коммунистов вынесли следующую резолюцию: «Общее собрание рабочих и служащих г.Уржума объединенных в профорганизации заслушали доклад о предполагающемся в настоящее время суде над бывшим патриархом Тихоном и принимая во внимание его упорную и длительную контрреволюционную работу и бесчисленные преступления перед Рабоче-Крестьянским Советом Республики, направленные к свержению работы Красного правительства, решительно высказывается за то, чтобы по делу о бывшем патриархе Тихоне Верховным Трибуналом был вынесен самый суровый приговор и применил к нему высшую меру наказания8».

    Не отставали от партийных товарищей и их младшие братья. Все городские ячейки РКСМ в те дни вынесли единогласный вердикт о требовании высшей меры для Патриарха9.

   Большую лепту в это дело вносили и газеты, в том числе и уездные. Патриарх был очернен в советской прессе, как говорится, с ног до головы.  После небывалой лживой кампании даже еще недавно верные Церкви люди отшатнулись от Патриарха, не говоря уж о десятках тысяч   неграмотных крестьян, слепо веривших печатному слову. В  мае 1923 г. на селеном собрании в честь рождения Карла Маркса жители деревень Большой и Малой Федькиной Уржумского уезда прочитали всем миром статью из «Вятской правды» о Патриархе Тихоне и, недолго думая, решили настаивать, чтобы «к злостному белогвардейцу бывшему патриарху Тихону» вынесли высшую меру наказания10, которая к счастью так и не была к нему применена. В те дни в Кремле при умирающем вожде шла острая борьба за власть, и большевикам  было не до Патриарха.  

    Вот почему выход патриарха на свободу 25 июня 1923 г. после его официального заявления о  том, что он отмежевывается от всякой контрреволюции,  вызвал полную сумятицу среди духовенства и в народе, обманутых советской и обновленческой пропагандой, особенно, когда он стал рассказывать, что с ним в заключении хорошо обращались и он жил в культурной обстановке. Первым, что сделал Патриарх после освобождения, издал обращение 28 июня к духовенству и мирянам Российской Православной Церкви, в котором  разгромил по полной всю ересь обновленчества, объявленного им незаконным, и дал оценку прошедшему Поместному собору. Это послание было разослано также по всем епархиям и приходам. Это ставило в замешательство духовенство и мирян. Ряды обновленцев начали заметно редеть. Даже многие епископы приносили покаяние и признавались, что обновленцы тесно сотрудничают с ГПУ. В числе их были и будущие патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский). Выход Патриарха на свободу нанес обновленчеству удар, от которого оно так и не смогло оправиться. Но на Вятке и, в частности, в уездном Уржуме еще только все начиналось…

   После ареста вятских епископов, в августе 1922 г. в Уржумском уезде был созван съезд духовенства «Живой церкви». На нем, видимо, большинство уездного духовенства, не понимая сути момента,  а отчасти из-за угрозы арестов, решило подержать обновленцев, тем более, что и епископ Яранский Сергий перешел в обновленчество11.  В Уржуме обновленцев поддержали благочинный и настоятель Свято-Троицкого собора Филарет Домрачев, его помощник священник Казанской церкви Георгий Чемоданов и некоторые другие служители городских церквей12.

   Филарет Домрачев сыграл особую роль в истории Уржумского раскола, поскольку стал первым обновленческим епископом на этой земле, который увел за собой во тьму обновленчества сотни уржумских прихожан. Родился Филарет Александрович 2 декабря 1876 г. в с. Слудка Вятской губернии  в семье священника, и, как послушный сын любящих родителей, выбрал для себя духовный путь. В 1898 г. он заканчивает Вятскую духовную семинарию и работает некоторое время ее надзирателем. 4 февраля  1901 г. он рукополагается в сан священника и служит на приходах г.Вятки и епархии. Супруга батюшки, Валентина Владимировна, происходила из древнего священнического рода Поповых; детей у Домрачевых не было. Как способный и энергичный человек, о.Филарет по назначению епархиального начальства, проходит множество должностей – благочинный, духовный следователь, законоучитель училищ, депутат епархиальных и училищных съездов; не единожды награждается за свою деятельность – имел камилавку, благословение святейшего Синода, медаль в память 25-летия ЦПШ,  медаль и крест в память 300летия Дома Романовых и знак попечительства общества народной трезвости.

Примерно в 1920 г. отец Филарет прибывает в Уржум, где назначается настоятелем Свято-Троицкого собора. После потери жены он принимает рясофор, причем также как и епископ Сергий, – со своим именем13. За симпатии к обновленцам, а может и за что-то другое, о.Филарет не пользовался уважением прихожан. Об этом говорит тот факт, когда на Успение 1923 г. крестьяне деревни Федькиной привезли батюшку для служения молебна на озимом поле, лошади для поездки в соседнюю деревню ему не дали, несмотря на все его просьбы. Так и пришлось отцу Филарету пешком идти14… 

   В конце марта 1923 г. в уездах губернии прошли благочиннеческие собрания, главными вопросами которых были определение позиции по отношению к ВЦУ и обновленчеству в целом,  выборы делегатов на губернский епархиальный съезд выдвигались и требования к суду над патриархом. Практически везде собрания выразили поддержку обновленцам15. Не известно, состоялось ли такое собрание в Уржумском уезде, но на экстренном епархиальном собрании в г. Вятке, состоявшемся 29-31 марта 1923 г. под председательством епископа Сергия, от Уржумского уезда псаломщик В. Черемисинов16 был избран в епархиальное управление. Это говорит о том, что сами уржумские священнослужители пока не решались на серьезные действия, выдвинув от себя только какого-то второштатного псаломщика.

На этом епархиальном собрании была принята следующая программа реформ:

1.Приветствовать декрет об отделении церкви от государства т.к. в истории союз этих социальных институтов принес много вреда для РПЦ

2.Ходатайствовать перед органами власти через ВЦУ и предстоящий Собор о восстановлении гражданских прав духовенства и наделении общин верующих правами юридического лица

3.Одобрить социальное переустройство общества, но оно должно идти в духе Христовых заветов.

4.Христианская нравственность и вероучение, как они сформулированы в определениях вселенских Соборов, неизменны и непоколебимы

5.Те каноны, появление и существование которых обусловлены историко-культурными условиями жизни, могут отменяться и заменяться в соответствии новым потребностям церкви

6. Неизменны литургические основы и основные моменты 7 таинств. Реформирование круга церковных служб, их упрощение и приближение к жизни должно проводиться осторожно, таким образом, чтобы не спровоцировать конфликты среди верующих, которые не смогли отказаться от «установленных и освященных временем форм» священнодействия17.

  29 апреля 1923 г. в Москве состоялось открытие второго Поместного собора, на который съехалось 476 делегатов, из них тихоновцев было только 66. Собор 3 мая принял резолюцию об одобрении социалистической революции, осуждении капитализма, отмене анафеме Патриарха Тихона. Самого Патриарха было решено считать «отступником от заветов Христа и предателем Церкви» и на «основании церковных канонов» он был объявлен «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение18». Одним из архиереев, подписавших этот документ, был и епископ Яранский Сергий19. После этого Собора он в Вятку уже не вернулся, назначенный на другое место. Епископ Сергий с его умеренной политикой в отношении раскола не устраивал светские власти и обновленческие круги, жаждавших полной власти над епархией, и вместо него был назначен управляющим Вятской епархией епископ Евдоким, ярый сторонник обновленчества, который начал проводить более активную работу по насаждению его  на Вятке. Это совпало  и с началом антирелигиозной работы в Вятской губернии, например, повсеместным проведением  т.н. «комсомольской пасхи20.

    В начале июля 1923 г. в Вятской епархии происходят изменения в обновленческом управлении, когда по поручению центрального комитета группы «Живая церковь» был организован «Вятский епархиальный комитет  группы «Живая церковь» вместо упраздненного «Вятского губернского комитета обновления Церкви», а деятельность уполномоченных его была признана вредной авторитету епархиальной власти. К этой группе примкнул и псаломщик из Уржумского уезда Черемисинов, видимо пользовавшийся популярностью в обновленческой среде и на первых порах бывший как бы делегатом от уржумских обновленцев21.

   В первых числах августа после выхода на свободу Патриарха Тихона, в Уржумском уезде начался массовый возврат православных приходов в «тихоновщину». Основными пунктами обвинений тихоновцами обновленцев было: «обновленцы, согласившись с большевиками, решили разрушить веру, убрать престол, иконостас, иконы, изменить службу, в наиболее святых местах в церкви проводить увеселительные и спортивные мероприятия22». Подобные обвинения выдвигались против обновленцев и в последующие годы. С другой стороны возврат храмов тихоновцам вызвал и ответное протестное движение со стороны части верующих, перешедших ранее к обновленцам23.

  12 сентября 1923 г. духовенство и миряне 1го благочинного округа Уржумского уезда окончательно отделяются от обновленческой епархии и заявляют, что переходят на сторону патриарха Тихона. Округ самочинно перешел в подчинение к епископу Казанскому Иосафу, от которого стал получать тихоновскую литературу24.

  Примеру первого благочиния решили последовать и горожане. 24 сентября 1923 г. в Троицком  соборе г.Уржума состоялось приходское собрание по поводу церковного раскола и какой позиции придерживаться православным. Председателем его был о.Филарет Домрачев, секретарем новый священник собора  Василий Половников, имевший позади довольно загадочное прошлое (например, ранее он был преподавателем Сернурского педтехникума и неожиданно для всех принял священный сан). На собрании рассматривалось заявление председателя о проведении «обновления» и обсуждалось, к чему это приведет. Сам о.Филарет уклонялся от этих вопросов, а затем и вовсе покинул собрание.

   Председателем был выбран священник Половников. После недолгих дебатов собрание вынесло решение: «Веровать по старому, как жили наши деды и прадеды и приписаться к Казани под управление епископа Иосафа, впредь до приезда в Вятку бывшего епископа Павла, или назначенного Патриархом всея России Тихоном на Вятскую кафедру православного епископа, как заповедовали Господь и апостолы согласно канонов святых апостолов и Вселенских соборов. Обновленческой церкви не признавать и не подчиняться их распоряжению согласно правила 15го Константинопольского двукратного25…»

    Надо заметить, что еще 8 сентября в Вятку прибыл в качестве управляющего тихоновскими приходами епархии епископ Уржумский Авраамий (Дернов)26, но, очевидно, после епископа Сергия, переметнувшегося к обновленцам, уржумское духовенство отнеслось поначалу к новому епископу с большим недоверием.

  27 сентября собрание продолжилось в том же составе; секретарем был диакон Захар Кропотов. Было вынесено решение веровать по-старому и все сельские приходы считать православными, а тот, кто против – удалить из собрания. Священник Чемоданов три  раза просил слова, и каждый раз совет лишал его слова: «В своей (церкви) говори, а у нас дела нет». На это священник отвечал, что он начальник духовной власти в Уржуме, хотя фактически уже помощником благочинного был отец Половников. Собрание спросило позицию о.Филарета. Тот прямо ответил, что поминать Патриарха за богослужением не будет. После этого Совет единогласно постановил не считать его православным на основании Апостольских правил и уволить от прихода. Домрачеву был дан месяц для отыскания места даже с правом пользования от братской кружки. Собрание было сорвано священником Чемодановым, который снова просил слова и после отказа нарушил тишину и порядок в соборе. После этого собрание закрылось27.

   Вот что говорилось в сводке ОГПУ за 8-16 октября  1923 г.:

    «В Уржумском уезде 28 октября тихоновцы в лице местных священников В. Половникова и А. Бенедиктова повели окончательную борьбу с обновленцами. В соборе в этот день устроили самочинное собрание прихожан… В результате собрание постановило: удалить и не допускать к служению в церкви обновленческого протоиерея Домрачева и диакона Парфенова и отказать им от прихода и от должности28».

 Было постановлено не допускать в приходе малейшего проявления обновления и сочувствующих ему священников сразу удалять29. В течение осени 1923 г. переходят на сторону патриарха Тихона и остальные приходы г.Уржума и большинство в уезде. К концу года более ста приходов Уржумского уезда перешло под попечение епископа Уржумского Авраамия, который все же был признан уржумцами верховным Архипастырем30. Был только единственный инцидент в те же дни в Казанской церкви, когда верующие самовольно удалили из храма священника-обновленца Георгия Чемоданова, видимо, очень горячего по натуре человека. Произошло это во время приходского собрания. Батюшка был уличен «в неверии и сочувствии к коммунистам». Недолго думая, мужички ухватили его за руки и рясу и потащили вон из церкви. Несмотря на все свое сопротивление, батя  был выдворен из храма и таким образом отрешен от прихода.31 Подобные случаи нередко происходили в те дни в разных храмах епархии, многочисленные сообщения о чем можно найти на страницах различных газет.

   Ноябрь 1923 г. стал в Уржуме месяцем жарких споров между тихоновцами и обновленцами разделившегося расколом прихода Троицкого собора. Зачастую споры возникали из-за смены календарного стиля, когда в одном и том же храме батюшки служили по разным датам32. От этого страдали в первую очередь прихожане, которые шли в церковь и не знали, какой сегодня праздник. Дело доходило даже до драк в соборе!

 Уржумская уездная газета «Красный пахарь» за ноябрь 1923 г. передавала разговор двух горожанок, услышанный кем-то на улице:

 «- Да с чего это диакона-то соборные взбесились ?- говорит одна. – Сошлись это они у нас на Гоголевской улице да и давай это чистить друг друга, да кулаками друг друга под нос подносить. Так и думаю, что подерутся, а уж поматерно как ругались, так с тех пор как кабаки прикрылись, и не слыхивала.

 - Так не подрались ? – с любопытством спрашивает другая

 - Нет, Бог милостив.

- Ну так не беда, а вот я слышала: на прошлой неделе соборные попы в алтаре разодрались.

 - Что ты?

 - Да слышь, два попа напустились на о.Василия, он и не стерпел да и захарчел. Слышь, сторож прибежал и отнял33…».

 Чуть позднее та же газета сообщала о потасовке в соборе 2 декабря 1923 г. между священниками обеих ориентаций, причем обновленцы численно превышали тихоновцев. «Служители как той, так и другой церкви  во время спора на глазах верующих взяли друг друга за шиворот и начали тащить из церкви, напутствуя тумаками. Верующие не вмешивались в спор, наблюдая со стороны»– писала газета. В итоге все же была вызвана милиция, которая разняла дерущихся34.

    Удаленный от прихода собора Филарет Домрачев не стал искать себе нового места, а воспользовавшись тем, что его подержала часть прихожан (а также верующие из других приходов), объединил вокруг себя обновленческую группу  верующих, распространившей свое влияние на другие приходы Уржумского уезда, оставшиеся верными обновленцам. Эта группа 24 ноября 1923 г. параллельно с жалобой «на обиды и притеснения» от тихоновцев (по словам самих тихоновцев, она не соответствовала истине) подала прошение в УИК о передаче в их пользование зданий собора и Белорецкой часовни, в которой хранилась главная уржумская святыня – икона Живоносный источник, мотивируя это тем, что большинство прихожан, заключивших договор о передаче собора в 1919 г., находилась теперь в новой группе. На самом же деле в новой группе было не более сотни прихожан, тогда как тихоновцев насчитывалось почти 6 тысяч35. В одном из обновленческих заявлений о передаче собора, датированных 27 ноября 1923 г. упоминается Викарный совет36, т.е. к этому времени в Уржуме уже было создано обновленческое викариатство (епархия).

  В те осенние дни в квартиры к гражданам Уржума часто заходили разные люди, а иногда и сами священнослужители, и просили прийти на то или другое приходское собрание и подержать их группу37.   Не останавливаясь ни перед чем, обновленцы подделали подписи на договоре о передаче собора верующим от советской власти (вместо 6 отсутствовавших человек расписались другие лица) и написали в Уисполком лживое заявление о том, что «тихоновцы» силой отстранили их от собора и при них теряется его имущество, считавшееся государственным38. После такого заявления 27 ноября 1923 г. по постановлению Уисполкома собор г. Уржума был немедленно (как видим, в тот же день после передачи вышеупомянутого заявления) передан группе обновленцев39.

Несмотря на все неоспоримые доказательства явной фальсификации со стороны обновленцев, староцерковная группа так и не смогла возвратить его себе т.к. поначалу не имела под рукой актов о передаче собора обновленцам, а достать их не могла, чему препятствовали власти города, но даже когда и получила документы на руки, собор так и не был им возвращен. 10 июля 1925 г. на президиуме Уржумского уездного исполкома по поводу собора власти постановили: «Имея ввиду, что большинство лиц, заключивших в 1919 г. соглашение о принятии собора, находится в настоящее время в группе обновленцев, в ходатайстве группе верующих «тихоновцев» отказать40». Так в деле с собором была поставлена последняя точка. Власти были заинтересованы в разжигании раскола Церкви, что им в Уржуме с успехом удалось.

    После потери главного городского собора, приход его был разделен между другими церквями тихоновского направления, в т.ч. и Митрофаньевской, которая с 1922 г. была самостоятельным храмом с собственным приходом (видимо из части города, ранее окормлявшейся Свято-Троицким собором,  кстати первым священником этой церкви был о.Василий Половников, позднее переведенный в собор)41. Священники-тихоновцы и другие служители из Троицкого собора перешли в соседнюю Воскресенскую церковь, по прежнему именуя себя общиной Свято-Троицкого собора42. В 1926 г. городские прихожане распределялись следующим образом: обновленческого Троицкого собора – 685 человек, Воскресенской церкви – 8870, Казанской церкви – 1450, и Митрофаньевской церкви – 148 человек43.

  5 августа 1924 г. прошло первое обследование властями здания собора после передачи его обновленцам. От «Уржумского викариатства» присутствовали: епархиальный уполномоченный Косолапов А.И., церковный староста Черепанов М.Я., товарищ председателя церковного совета Куклин И.К., священник Чернышев и протодиакон Зубарев. Комиссия установила, что «здание собора с технической стороны содержится в полной исправности и никаких упущений не установлено44».

  Заполучив в свое владение собор, уржумские обновленцы продолжали упрочнять свое положение в уезде. Уже на следующий день после передачи Уисполкомом Троицкого собора обновленческой группе 27 ноября 1923 г., 28 ноября, Уржумский «викарный совет» разослал «отношение» верным своим сторонникам по уезду, в частности, благочинному 2-го благочинного округа, целиком (кроме одного прихода из 11) продолжавшего поддерживать обновленцев, о том, что «получено официальное известие о созыве Епархиального собрания между 19-30 декабря, на каковое собрание требуется избрать делегатов45...» Незадолго до этого, подобные обновленческие викарные кафедры возникли еще в двух местах обширной Вятской епархии - в Яранске и Сарапуле, уже возглавляемые к этому времени собственными епископами. Впоследствии в сферу этих викариатств подпало большинство районов Вятской епархии, и в целом на юге губернии как бы образовался «обновленческий пояс», просуществовавший до заката обновленческого движения в середине 1930-х годов.

   30 ноября 1923 г. в селе  Синцово второго благочинного округа состоялось заседание окружного духовенства, на котором было выбрано несколько делегатов на епархиальный съезд, которые снабдили «наказом для заявления... о нуждах верующего округа и о пожеланиях настоящего собрания46». Примерно такие же собрания произошли и в других обновленческих округах и приходах.

  Этот епархиальный съезд – 2й пастырско-мирянский епархиальный съезд - прошел в г.Вятке с 27 по 29 декабря 1923 г. На съезд съехалось 100 делегатов – 45 обновленцев, 33 тихоновца и 22 сомневающихся. Самыми спорными вопросами съезда были отношение к патриарху Тихону и признание нового календарного стиля. В итоге была вынесена, как ни странно, миролюбивая резолюция о прекращении церковных распрей и установлении мира в Церкви. Новый стиль был признан «жизненно-практичным», но вводиться он должен был постепенно по мере признания его верующими47.

   12 декабря 1923 г. в истории Уржумского обновленчества произошло «знаменательное событие» - его возглавил   первый   Уржумский   викарный   «епископ»,   в   которого   был возведен отец Филарет Домрачев48. Однако уже в 1924 г. Уржумское викариатство было упразднено и до 1927 г. входило в состав Яранского обновленческого викариатства, которым управляло сразу два «епископа» - с 15 августа 1924 г. по 25 февраля 1925 г. Василий Бехтерев (затем переведен на Архангельскую кафедру) и с 1924 г. по 31 января 1925 г. Филарет Домрачев49; по всей видимости, один «иерарх» управлял восточной частью викариатства, а другой - западной. Достоверно известно, что сам Филарет Домрачев проживал даже не в Яранске, а в поселке Советск, видимо управляя восточной частью викариатства - бывшим Уржумским викариатством. В Советске его «кафедральным храмом» стал Троицкий собор50, величаво возвышавшийся над рекой Вяткой.

 

Источники

1.Протоиерей Валерий Лавринов. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1940) –М.2007 г.

2.Поляков А.Г. Русская Православная церковь и светская власть в 1917-середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии) – Киров 2007 г. (материалы ГАКО).

3. ЦГАКО  ф. 1 оп. 2 д. 469 л. 17 об

4.Протоиерей Валерий Лавринов. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1940) –М.2007 г.

5.Протоиерей Валерий Лавринов. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1940) –М.2007 г.

6.Протоиерей Валерий Лавринов. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1940) –М.2007 г.

7. Один из документов: ЦГАКО ф. Р-2479 оп. 1 д. 98 л. 71

8.К суду над бывшим патриархом Тихоном. Что постановили уржумцы? // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 28

9.Молодежь о бывшем патриархе Тихоне // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 31

10. Из протокола сельского совета // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 36

11. «Обновленческое» движение на местах (телеграммы и письма с мест) // Еженедельная хроника журнала Наука и религия – 1922 № 8 с. 3

12. ФАОС д. 206

13.ФАОС д. 206

14. Учат пешком ходить // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 64

15.Поляков А.Г. Русская Православная церковь и светская власть в 1917-середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии) – Киров 2007 г. (материалы ГАКО).

16. ЦГАКО ф. 237 оп. 77 д .288 л. 12

17. ЦГАКО ф. 237 оп. 77 д. 283 лл. 17-18 об

18.Протоиерей Валерий Лавринов. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1940) –М.2007 г.

19. Цыпин В. Русская Церковь 1917-1925 М. 1996 г.

20.Цыпин В. Русская Церковь 1917-1925 М. 1996 г.

21. ЦГАКО ф. 237 оп. 77д. 287 л. 4

22. ЦГАКО ф. 237 оп. 77 д .294 л. 68 ; ф. 237 оп. 77 д. 284 лл. 2-3, 4.об-5 ; там же д. 294 л. 65 ; там же оп. 76 д.1278 л. 71 ; там же ф. 260 оп. 1 д. 75 лл. 1-2об

23. ЦГАКО ф. 237 оп. 77 д .294 л. 68

24. ЦГАКО ф. 237 оп. 76 д. 1278 л. 72

25. ЦГАКО ф. Р-1258 оп  1 д  1052 лл. 294-294об

26.Поляков А.Г. Русская Православная церковь и светская власть в 1917-середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии) – Киров 2007 г.

27.Поляков А.Г. Русская Православная церковь и светская власть в 1917-середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии) – Киров 2007 г.

28. ЦГАКО ф. 1 оп. 2 д. 469 л. 90

29. ЦГАКО ф. Р-2158 оп. 1 д. 1052 лл. 279-293

30. ЦГАКО  ф. Р-6799 оп. 9 д. су-11397 л. 8 об

31. Скандал в благородном семействе // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 69

32. Церковь заблудилась // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 58

33. Дьякона ругаются на улице, а попы дерутся в алтаре // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 65

34. Очередной пример духовных отцов // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 71

35.ЦГАКО ф. Р-2158 оп. 1 д. 1052 лл. 279-293

36. ЦГАКО ф. Р-1258 оп. 1 д. 300 л. 14 об

37. Борьба за покупателя // Красный пахарь – Уржум 1923 г. № 71

38. ЦГАКО ф. Р-2158 оп. 1 д. 1052 лл. 279-293

39.ЦГАКО ф. Р-2158 оп. 1 д. 1052 лл. 279-293

40. ЦГАКО  ф. Р-1258 оп. 1 д. 1052 лл. 91-91об

41. ЦГАКО ф. Р-6799 оп. 4 д. СУ-4918 лл. 29-30

42. ЦГАКО ф. Р-6799 оп. 4 д. СУ-4918 л. 69

43. ЦГАКО ф. Р-1258 оп. 1 д. 1052 лл. 274-274об

44. ЦГАКО ф. Р-1258 оп. 1 д. 300 л. 16

45. ЦГАКО ф. 274 оп. 1 д. 5 л. 4

46.ЦГАКО ф. 274 оп. 1 д. 5 л. 4

47. ЦГАКО ф. 1 оп. 2 д. 644 л. 8

48. Акты патриарха Тихона… с 996

49. Акты патриарха Тихона… с 965, 996

50. ЦГАКО  ф. П-15 оп. 7 д. 20 лл. 36-38

 

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.