Кировская швейная фабрика в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны вся промышленность Советского Союза начала перестраиваться на военный лад. Это коснулось и предприятий легкой промышленности города Кирова.

         Артель «Кировшвейпром» начала шить гимнастерки для Красной Армии, то есть выполнять государственные заказы. Для улучшения управления производством кировские областные власти обратились в Москву с просьбой о передаче артели «Кировшвейпром» из системы кооперации в государственную собственность. Этот вопрос был решен положительно распоряжением Совнаркома СССР от 29 июля 1941 г. № 7202, на основе которого были изданы соответствующие приказы Наркомата легкой промышленности РСФСР от 2 августа 1941 г. № 286 и постановления Управления промкооперации при Совнаркоме СССР от 7 августа 1941 г. № 286. В Кирове были изданы: постановление Президиума Кировского облпромсовета от 13 августа 1941 г. и распоряжение облисполкома от 20 августа 1941 г. № 2645 [1].

         Состоялась официальная передача артели из одного ведомства в другое. В приказе начальника Кировского областного управления легкой промышленности от 25 августа 1941 г. № 66 говорится: «Вновь принятое предприятие, бывшую Кировскую артель промкооперации «Кировпромшвей» переименовать в Кировскую швейную фабрику Обллегпрома (включив  с момента подписания сего приказа, т. е. с 25 августа 1941 г.) в состав числа действующих предприятий Обллегпрома.

         Всех рабочих и служащих артели перевести на фабрику.

         Директором Кировской швейной фабрики назначить Рогинкина Ошара Айзиковича» [2].

         Для современного человека артель - это группа людей, занятых каким-либо видом труда. А вот, что собой представляла артель «Кировпромшвей» при передаче ее в Обллегпром.

         Она была создана в 1928 г. и располагалась по адресу: ул. Коммуны, д. 2 (сегодня - ул. Московская, д. 4). В ней были производственные цеха:

         1. Закройный цех (для массового пошива);

         2. Швейный цех (для массового пошива);

         3. Мастерская женского платья;

         4. Ателье мод 2 разряда;

         5. Механическая мастерская по ремонту оборудования.

         При артели были столовая и откормочная база на 7 голов. Всего в артели «Кировпромшвей» работало 541 человек [3].

         Военное время потребовало изменить профиль предприятия. Уже 26 августа 1941 г. выходит приказ по Обллегпрому № 67:

         «В целях специализации производства Кировской швейной фабрики Обллегпрома, концентрации индивидуального пошива одежды в мастерской индпошива, лучшего использования производственных площадей, сокращения административно-управленческого аппарата приказываю:

1. Директору Кировской швейной фабрики т. Рогинкину О.А.  передать, а врио. директора Кировской мастерской индпошива одежды т. Баранову М.П. принять ателье мод второго разряда, находящееся по адресу: ул. Дрылевского (Спасская), д. 23, а также часть необходимого оборудования, производственных рабочих и обслуживающего персонала из мастерской цеха женского платья, находящейся в основном производственном порядке швейной фабрики» [4].

         5 сентября 1941 года Кировским облисполкомом распоряжением № 1200 был утвержден Устав Кировской швейной фабрики [5].

         В Уставе было записано:

         «Для производства и сбыта утверждается Государственное промышленное предприятие местного значения под названием «Кировская швейная фабрика» в г. Кирове, состоящее в непосредственном ведении Кировского областного управления легкой промышленности. Фабрика образует самостоятельную хозяйственную единицу и действует на началах хозрасчета в соответствии с плановыми заданиями, утвержденными Кировским областным управлением легкой промышленности»[6].

         1 октября 1941 года швейной фабрике на основании распоряжения облисполкома было дано задание к 20 октября пошить следующее количество изделий:

         - куртки ватные — 10 тыс. штук;

            - гимнастерки хлопчатобумажные — 15 тыс. штук;

         - брюки (шаровары) — 15 тыс. штук;

         - белье хлопчатобумажное — 15 тыс. штук. [7]

         В октябре 1941 года в город Киров прибыла эвакуированная Ахтырская швейная фабрика из города Ахтырки Сумской области Украины. Фабрика прибыла полностью со всем оборудованием. О людях, работниках фабрики, в архивных документа не упоминается. По решению облисполкома револьверные и сверлильные станки Ахтырской фабрики были переданы Кировской фабрике металлоизделий, а все остальное прибывшее имущество  - Кировской швейной фабрике [8].

         Оборудования пришло много: 95 универсальных швейных и 18 специальных машин, - почти столько, сколько было на фабрике в Кирове. Всего на Кировской швейной фабрике на 1 января 1942 г. стало: универсальных швейных машин - 212 штук, петельных — 5 штук, ажурных — 1, пуговичных — 2 штуки, других спецмашин — 17 штук. Еще в раскройном цехе была раскройная машина с ленточным ножом и две ручные раскройные машины с вертикальным ножом [9].

         В отчете о работе фабрики за 1941 год указано: «В связи с объединением с эвакуированной фабрикой производственная площадь расширилась на 100 кв. метров, однако она чрезвычайно мала, не дает возможность производить большой        пошив теплой одежды, только, преимущественно, для легкого пошива» [10].

         Чтобы рационально расположить прибывшее оборудование, пришлось продумать новую систему работы. Все станки расставили так, что стало возможно работать поточным методом, что дало рост производительности труда, а также улучшило качество продукции. Раньше артель работала по индивидуальным заказам, и поэтому не требовалась такая оптимизация помещения. Жизнь потребовала менять и старые навыки работы, а это произошло не сразу.

         Коллектив фабрики жил напряженной трудовой жизнью. С 12 ноября 1941 года был установлен 10-часовой рабочий день. На фабрике поддерживали все инициативы, рождавшиеся в то время. Так 10 декабря 1941 года партийное собрание постановило:

         «Продолжить работу по созданию Фонда обороны, строительству танковых колонн «С.М. Киров» и «Кировский комсомолец», обратить особое внимание на сбор теплых вещей для Красной Армии. Добиться, чтобы в этом государственном мероприятии приняли участие все рабочие и служащие фабрики» [12].

         Благодаря увеличению количества машин план, установленный фабрике обллегпромом на 1941 год, был значительно перевыполнен.

         В начале 1942 года на фабрике столкнулись с проблемой обслуживания оборудования, которого стало значительно больше, а механиков было только 2 человека. Решили готовить новых механиков прямо на производстве из числа молодых. Отобрали 13 девушек, и они ежедневно по 3 часа вечерами изучали оборудование. Было организовано две группы, каждая из которых училась более 100 часов. Затем была проведена аттестация, и всем учащимся присвоили квалификацию наладчика. Еще одну группу из 4 человек обучили на механика по ремонту оборудования [13]. Проблема была решена.

         Весной 1942 года организовали подсобное хозяйство фабрики. Ответственной за него назначили заведующую столовой.

         К лету начались трудности с поставками тканей. Из-за их отсутствия стала простаивать часть оборудования. По решению Ждановского райкома партии города Кирова на швейной фабрике организовали производство жилетов для населения из отходов шубно-овчинного завода [14].

         Швейная фабрика выпускала продукцию в основном для фронта, и  большинство рабочих старались работать лучше и дать Красной Армии больше обмундирования. На фабрике появились работницы, выполнявшие производственные планы более, чем на 300%. Это были тт. Вахрушева, выполнившая план на 369,8%, Матанцева — на 356,6%, Метелева — на 320% [15]. На фабрике было организовано 10 стахановских школ, в которых проводились занятия с теми, кто не выполнял нормы. Стахановка Головизнина взяла обязательство выполнять нормы на 150 %. И за двадцать дней октября 1942 года выполнила их на 191% [16].

         Для улучшения работы закройный цех фабрики перевели на сдельную оплату труда. Результатом стал раскрой без остатков.

         План 1942 года был выполнен на 112,4 % [17].       По сравнению с 1941 годом выпуск валовой продукции составил 276,3 % [18]. Получилось, что за год фабрика выпустила продукции больше почти в три раза по сравнению с предыдущим годом.

         В 1943 году фабрике было дано дополнительное задание: организовать ремонт солдатского обмундирования. Для этого пришлось закупать новые машины [19]. С заданием успешно справились.

         В феврале 1943 года Кировские комсомольцы выступили с инициативой помочь в восстановлении Сталинграда. Коллектив Кировской швейной фабрики не остался в стороне. На собрании 16 апреля 1943 года работники фабрики приняли решение изготовить за свой счет:

         детского белья — 20 единиц;

         меховых жилетов — 100 штук;

         шерстяных  носков — 30 пар;

         ковриков — 50 штук;

         брезентовых рукавиц — 200 пар.

         Все вещи были изготовлены и отправлены в Сталинград [20].

         Дополнительно комсомольцы фабрики изготовили 40 пар меховых чулок для детей-сирот, родители которых погибли на фронте [21].

         Фабрика стабильно выполняла планы, и областное управление легкой промышленности выпустило приказ от 30 августа 1943 года № 107:

         «Коллектив Кировской швейной фабрики в результате социалистического соревнования, невзирая на отсутствие текстиля, в июле 1943 года работал исключительно на ремонте теплого обмундирования для Красной Армии, производственную программу за июль 1943 года по валовой продукции в ценах 1926-1927 гг. выполнил на 115,8%, а план по производительности труда (выработка на одного работника) фабрикой выполнен на 143,0%.

         За хорошую работу фабрике по решению Кировского облисполкома и обкома ВКП(б) присуждено переходящее Красное знамя.

         Отмечая хорошую работу Кировской швейной фабрики за июль месяц 1943 года, приказываю:

         1. Объявить от имени управления всему коллективу фабрики благодарность за достигнутые результаты работы в июле месяце.

         2. Разрешить директору фабрики т. Романенко устроить 31 августа с.г. улучшенный обед всему коллективу фабрики.

         Областное управление легкой промышленности уверено, что коллектив швейной фабрики план 3 квартала 1943 года не только выполнит, но и перевыполнит» [22].

         В целом по валовой продукции план и третьего, и четвертого кварталов, и годовой швейная фабрика выполнила, однако по ассортименту из-за отсутствия текстиля шло невыполнение. Так на 3 квартал было запланировано изготовить гимнастерок 50000 штук, а фактически сшито 30000 штук, солдатских брюк по плану надо было 65000 штук, а фактически 26521 штука [23].

         Интересно, что уже в 1943 году в коллективе фабрики обсуждались не только военные, но и совершенно мирные проблемы. Например, 10 июля 1943 года на партийном собрании был поставлен вопрос о подготовке детей работниц к школе. Решили: «Обязать учесть всех детей, достигших школьного возраста. Выявить нуждающихся в одежде, в обуви, в бумаге, книгах и т. д. Изготовить для детей сотрудниц из отходов шубенки, пальтишки, костюмчики и т. д.» [24].

         В 1943 году швейная фабрика освоила выпуск красноармейских пилоток. План по их пошиву устанавливался 20000 штук на один квартал, а в 1944 году - 25000 штук [25]. Эти планы фабрика систематически перевыполняла.

         На 1 января 1944 года на фабрике работало 562 человека, в том числе рабочих 345 человек, учеников — 107 человек. В течение года число работающих выросло в связи с тем, что на Кировскую швейную фабрику перевели рабочих из Молотовской (Нолинской) и Ильинской (Советского района) швейных фабрик, не работавших из-за отсутствия сырья [26].

         Весь 1944 год Кировская швейная фабрика работала более или менее стабильно. План по валовому объему продукции выполнялся. Шили в основном брюки, гимнастерки и белье (для рядового состава из сатина, для комсостава — из импортной ткани).

         Если ткани для пошива к концу года стало поступать в необходимом для выполнения плана количестве, то фурнитуры получали не достаточно. Чтобы решить эту проблему, пришлось организовать ширпотребный цех, где изготовляли пуговицы по 5000 штук в день и крючки.

         На фабрике продолжало развиваться стахановское движение. Если на 1 января 1944 года имелось 94 стахановца, в том числе четыре двухсотника (т. е. стабильно выполнявших 200% нормы выработки), то на 1 января 1945 года был уже 121 стахановец и 18 двухсотников [27].

         В сентябре 1944 года Кировская швейная фабрика вновь завоевала переходящее Красное знамя Кировского облисполкома и обкома ВКП(б) [28].

         В течение года коллектив швейной фабрики активно работал с подшефным госпиталем. 1 ноября на партийном собрании подвели итоги шефской работы и решили:

         - организовать сбор денег для покупки посуды;

         - передать госпиталю 10 полотенец;

         - 50 метров марли

         - 20 пар рукавиц;

         - 10 шинелей;

         - организовать сбор книг для раненых;

         - провести в госпитале концерт художественной самодеятельности фабрики [29].

         Весь 1945 год фабрика продолжала шить для Красной Армии, и изготовила гимнастерок 139280 штук, брюк - 140600 штук. Из-за несвоевременного поступления сырья план по видам продукции опять не был выполнен [30].

         К концу войны на фабрике оборудовали красный уголок купили пианино и баян, появилось постоянное место для занятий хорового и драматического кружков. При швейной фабрике организовали школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). В 1945 году был ее первый выпуск - 58 человек, пришедших на фабрику молодых работниц.

         Созданная в начале Великой Отечественной войны Кировская швейная фабрика продолжала свою работу и после войны. В 1963 году она стала головным предприятием Кировского швейного производственного объединения «Заря», чью продукцию с удовольствием носили кировчане.

 

Примечание

 

1.      ЦГАКО. Ф. П-6834. Оп. 1. Д. 7. Л. 287.

2.      Там же. Л. 281.

3.      Там же. Л. 287-288.

4.      Там же. Л. 283.

5.      Там же. Д. 2. Л. 16.

6.      Там же. Д. 4. Л. 1.

7.      Там же. Ф. П-6906. Оп. 2. Д. 39. Л. 17.

8.      Там же. Ф. П-1291. Оп. 1. Д. 27. Л. 107.

9.      Там же. Ф. П-6906. Оп. 2. Д. 54. Л. 16.

10.    Там же.

11.     Там же. Ф. П-4135. Оп. 1. Д. 5. Л. 5об.

12.    Там же. Д. 3. Л. 82об. - 83.

13.    Там же. Д. 5. Л. 8.

14.    Там же. Л. 28.

15.    Там же. Л. 53об.

16.    Там же. Л. 78.

17.    Там же. Ф.  П-1290. Оп. 9. Д. 75. Л. 6.

18.    Там же. Оп. 8. Д. 185. Л. 55.

19.    Там же. Ф. П-4135. Оп. 1. Д. 6. Л. 23.

20.    Там же. Л. 29.

21.    Там же.

22.    Там же. Ф. П-6906. Оп. 2. Д. 78. Л. 42-42об.

23.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 9. Д. 75. Л. 66.

24.    Там же. Ф. П-4135. Оп.1 Д. 6. Л. 43.

25.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 212. Л. 18об.

26.    Там же. Ф. П-6834. Оп. 1. Д. 18. Л. 32.

27.    Там же. Л. 34-35.

28.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 212. Л. 42.

29.    Там же. Ф. П-4135. Оп. 1. Д. 7. Л. 35.

30.    Там же. Ф. П-6906. Оп. 3. Д. 22. Л. 29.

31.    Там же. Л. 35об.

 

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.