Ленинградская лесотехническая академия в г. Кирове в годы Великой Отечественной войны

Вскоре после начала Великой Отечественной войны учебная деятельность Ленинградской лесотехнической академии имени С.М. Кирова Наркомата лесной промышленности (Наркомлеса) СССР была остановлена. Многие преподаватели и студенты были призваны в действующую армию, часть из них была эвакуирована, некоторые остались в Ленинграде и всю блокаду работали, используя лаборатории академии для помощи фронту и жителям, изучая, из чего можно сделать съедобные продукты.

   Потребность в специалистах лесного хозяйства в стране была большая, поэтому Совет народных комиссаров (СНК) СССР  15 августа 1942 года принял постановление о размещении в городе Кирове Ленинградской лесотехнической академии [1]. Одной из предпосылок  такого решения было нахождение в Кирове большого количества специалистов лесного дела: в городе работали наркоматы лесной промышленности СССР и РСФСР, Всесоюзный научно-исследовательский институт леса и сплава, Главное управление лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР и другое. Директором академии был назначен Рейнберг Соломон Аронович, доктор экономических наук, доктор технических наук, работавший заместителем начальника Главного управления учебных заведений Наркомлеса СССР. До войны он был профессором Ленинградской лесотехнической академии. Личное дело С.А. Рейнберга хранится в Центральном государственном архиве Кировской области [2].

         Академию разместили в здании Кировского пединститута по ул. Ленина, 111, выделив для нее часть кабинетов: большую часть занимал Наркомат лесной промышленности СССР. Студентам предоставили часть здания общежития пединститута по ул. Свободы, 122.

         Наркомлес СССР дал задание открыть в академии все пять факультетов: лесохозяйственный, механизации лесоразработок, механической обработки дерева, химико-технологический и инженерно-экономический. План приема на 1 курс установили 200 человек. Было решено, что в 1942-1943 учебном году будет учиться только один первый курс.

         Создавать учебное заведение в военное время было очень сложно. Надо было одновременно оборудовать кабинеты, библиотеку, готовить общежитие для студентов, искать квартиры для преподавателей, готовиться к учебному процессу. По приглашению директора С.А. Рейнберга в Киров приехала группа профессорско-преподавательского состава Ленинградской лесотехнической академии, эвакуировавшихся в Свердловск и работавших там в лесном институте. К преподаванию общеобразовательных дисциплин привлекли местные кадры. Так математику преподавал Василий Васильевич Кутепов, будущий директор Кировского авиационного техникума[3]. По отзывам выпускников, он был выдающимся преподавателем математики.

         Несмотря на все трудности, осенью 1942 года Ленинградская лесотехническая академия начала работать в городе Кирове. К концу года в академии были созданы партийная, комсомольская и профсоюзная организации. В феврале 1943 года была организована шефская помощь над госпиталем № 1733: преподаватели стали читать там лекции, студенты дежурили в палатах [4].

         В связи с нехваткой преподавателей отдельные учебные курсы с разрешения Главного управления учебных заведений Наркомлеса СССР были перенесены с первого на второй курс.

         «Большие трудности возникли в связи с организацией учебных кабинетов и особенно лабораторий. Местные организации оказывали большую помощь. Машиностроительный завод предоставил свою лабораторию для проведения занятий со студентами по курсу сопротивления материалов.» [5] Также лаборатории кировских предприятий использовали кафедры химии, физики, геодезии, ботаники и др. [6] Первая учебная сессия в академии прошла в марте 1943 года Как отмечено на партийном собрании 27 марта 1943 года, успеваемость студентов была плохой  [7].

         В марте академии выделили участок для организации подсобного хозяйства в размере 20 гектаров. Позднее там посадили 2 гектара зерновых, 2 гектара овощей, 3 гектара картофеля, 4 гектара оставили под сенокос. Всего освоили 11 гектаров из 20 [8]. Одновременно дали землю и для индивидуальных огородов преподавателям и сотрудникам.

         В мае 1943 года здание Кировского пединститута по ул. Ленина, 111 передали Ленинградской Военно-морской медицинской академии. Лесотехническая академия была переведена в здание Кировского педучилища на ул. Октябрьской, 73 [9].

         В конце мая 1943 года академии дали задание выстирать 9000 штук солдатского белья. Все было роздано на руки и к 5 июня было выстирано и собрано как белье, так и обмундирование [10].

         Первый учебный год в Кирове окончился. Из принятых 200 человек, «в связи с трудностями военного времени, из числа приступивших к занятиям закончили учебный год  всего 120 человек. К этому времени начали поступать заявления от бывших студентов, узнавших о возобновлении деятельности академии в Кирове. Уже к 1943-1944 учебному году план приема студентов был выполнен. На первом курсе занималось 274 человека. Был открыт второй курс на всех пяти факультетах.»  [11]

         А летом студенты работали на подсобном хозяйстве и заготовке дров.

         В Кирове все больше и больше собиралось профессоров и преподавателей Лесотехнической академии, приезжавших из разных городов страны. Новый учебный год начался спокойно, без переноса учебных курсов.  Работало уже 13 кафедр, кроме того, был введен самостоятельный курс экономической географии. В 1943 году была прорвана блокада Ленинграда, и из него удалось перевезти в Киров из основного фонда Академии часть оборудования и реактивов для лабораторий химии и физики [12].

         Проблемы были с общежитием по ул. Свободы, 122. В начале учебного года там все еще проживали работники Наркомлеса СССР, которые никак не смогли вернуться в Москву. Они занимали 27 комнат.

         Еще трудно решался вопрос с обеспечением академии топливом. Наряд на дрова был получен, но их надо было вывезти со станции Киров-Котласский, а своего автотранспорта у академии не было.

         К новому учебному году по решению Кировлесторга во дворе академии по ул. Октябрьская, 73 была организована столовая [13].

         Осенью 1943 года Красная армия вела успешные боевые действия по освобождению Украины от немецко-фашистских войск. 16 ноября на партийном собрании коммунисты Ленинградской лесотехнической академии приняли решение:

         «1.    Провести сбор предметов бытового и домашнего обихода, а также одежды и обуви для Донбасса в 10-дневный срок.

         2. Провести массово-разъяснительную работу среди преподавателей курсов по подготовке работников леса для Белоруссии и Украины с тем, чтобы в кратчайший срок (двухнедельный) дать настоящих работников для восстановления разрушенного лесного хозяйства братских республик.» [14]

         Надо сказать, что курсы по подготовке и повышению квалификации работников лесной отрасли и, в первую очередь, для Кировской области начали действовать при академии с мая 1943 года по указанию Наркомлеса  СССР и продолжались до самого конца пребывания учебного заведения в Кирове. Проводились курсы директоров леспромхозов и начальников мехлесопунктов Наркомлеса СССР, начальников цехов спичечных фабрик, специалистов и работников по сельскому хозяйству для подсобных хозяйств, руководящих работников – лесозаготовителей и других [15].

         В  1943-1944 учебном году в академии, как и в других учебных заведениях, были созданы 7 специальных курсов по изучению работы И.В. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». Постарались охватить этой учебой всех: и преподавателей, и  студентов, и слушателей курсов, и работников подсобного хозяйства, и младший обслуживающий персонал.

         В декабре прошла научная теоретическая конференция, «но было мало участников и слушателей» [16].

         Для поднятия успеваемости студентов в академии организовали социалистическое соревнование между учебными группами. Победителям вручалось переходящее Красное Знамя академии [17].

         Острой проблемой по-прежнему было отопление из-за нехватки дров. В январе 1944 года академии выделили 12 вагонов дров, но их надо было вывезти со станции. В академии было 6 лошадей, но из-за отсутствия нормальных кормов они были истощены, а у имевшейся газогенераторной грузовой автомашины не было водителя [18]. С трудом, но проблему решили.   

         27 января 1944 года была окончательно прорвана блокада Ленинграда. У всего преподавательского состава академии было радостное настроение и мысли о скором возвращении домой, что отразилось и на январском партийно-комсомольском собрании. На нем выступил Евгений Григорьевич Ивановский, заведующий кафедрой механизации местного хозяйства: «Недалек тот час, когда мы вернемся в Ленинград, и мы должны туда вернуться настоящими ленинградцами. Надо не только учиться, но и участвовать в общественной работе.»  [19]

         В мае 1944 года директор Ленинградской лесотехнической академии С.А. Рейнберг подготовил для Кировского обкома ВКП(б) справку о пребывании академии в Кирове. Там сказано, что в академии имеется 42 человека преподавательского состава, не считая членов их семей; 79 служащих и рабочих, 303 студента.

         Кроме того в справке указывалось, какой общественной работой занимались преподаватели академии в городе: читли лекции по вопросам текущей политики, истории ВКП(б), науки и техники на предприятиях и учреждениях, в госпиталях Сталинского района. Лекции и семинары по книге И.В. Сталина об Отечественной войне состоялись на заводах №№ 266, 32, 38 и других. «Работники академии систематически проводили культурно-массовую работу  в подшефном госпитале, кружки студенческой самодеятельности устраивали концерты, а преподаватели проводят беседы среди раненых. Проводится также агитационная работа в прикрепленном ЖАКТе (жилищно-арендном кооперативном товариществе, современном домоуправлении) среди неорганизованного населения.» [21]

         Далее отмечалось, что вопрос о возвращении в Ленинград не решен, поэтому академия будет вновь набирает студентов в Кирове. Возникала проблема с обеспечением учебной площадью. «Даже при переходе на двухсменную работу и максимальном использовании всех помещений учебного здания, всех кабинетов и лабораторий не может быть размещена в том здании, где академия находится.» [20]

         18-20 июня 1944 года в городе Кирове прошла Первая областная конференция ученых. В ней приняли участие и преподаватели Ленинградской лесотехнической академии. В итоговой резолюции конференции было отмечено, что учеными области разработали важнейшие вопросы, в т.ч. профессором Ленинградской лесотехнической академии В.В. Поповым «Методы сокращения транспортной работы в лесотранспорте», Г.Ф.  Железновым  «Специализация лесного хозяйства в период войны и в послевоенный период» [22].

         Набор студентов на первый курс 1944-1945 учебного года в академии прошел хорошо.  На 1 сентября 1944 года учились:

         1 курс – 314 чел.,

         2 курс – 20 чел.,

         3 курс – 109 чел.,

         Всего – 443 чел.

         Отсев за предыдущий учебный год был большой: выбыло 150 человек. Часть покинуло по семейным обстоятельствам и материальному положению, часть выбыла в связи с реэвакуацией родителей в освобожденные районы, были и другие причины [23].

         Все знали, что 1944-1945 учебный год будет последним годом пребывания академии в Кирове. Осенью 1944 года Наркомлес СССР возбудил ходатайство перед правительством о возобновлении работы Ленинградской лесотехнической академии в Ленинграде. Предложение было принято, и на восстановительные работы был выделен 1 миллион рублей. В конце 1944 года академией было получено разрешение на выезд из Кирова, Свердловска и других городов 913 преподавателей и студентов. В срочном порядке в Ленинграде ремонтировались главное и второе учебные здания, распаковывалось имущество кафедр, наводился порядок в лабораториях, готовились общежития и квартиры [24].

         21 декабря 1944 года на партийном собрании в Ленинградской лесотехнической академии был зачитан приказ о реэвакуации академии в Ленинград. Был составлен план по возвращению в родной город. На собрании решили: учебные занятия закончить к 15 января 1945 года, провести экзаменационную сессию с 15 января по 5 февраля и отъезд провести в середине февраля.

         Началась предотъездная суета: составлялись списки преподавателей и студентов для реэвакуации, определялась потребность в вагонах, начали изготовлять ящики для упаковки имущества. Все оборудование, ранее полученное от местных организаций, сдавалось обратно. Учебная часть приводила в порядок всю документацию [25].

         24 февраля 1945 года Ленинградская лесотехническая академия организованно выехала из Кирова в Ленинград [26].

         Пребывание академии в Кирове в 1942-1945 годах принесло определенную пользу Кировской области. Кроме подготовки кадров для лесной отрасли, велась и практическая работа. В 1943 году была организована научно-исследовательская лаборатория  спичечного производства. Доценты Борис Павлович Аникин и Евгений Григорьевич Ивановский вели исследования о применении ленточных пил для валки леса. Доцент Елена Константиновна Ашкенази оказывала помощь Кировскому машиностроительному заводу в разработке метода механического испытания металлов. Под руководством академика Николая Васильевича Рудницкого доцент А.И. Бурсова занималась изучением корневых систем древесных пород [27].

         Студенты академии широко привлекались к сельскохозяйственным работам, лесозаготовкам, разгрузке вагонов, очистке железнодорожных путей от снега, к строительству железнодорожных путей завода № 266 (им. Лепсе) и др. [28]

         Связи Ленинградской лесотехнической академии с Кировом не прерывались и после войны. Многие выпускники академии приезжали в Кировскую область на работу. Например, в системе «Кирлеса» работал выпускник академии Исаак Соломонович Шур, ставший известным драматургом. В академии более 25 лет возглавлял кафедру экономики и организации лесной промышленности и лесного хозяйства наш земляк Тимофей Сергеевич Лобовиков, профессор, доктор экономических наук, сын известного фотографа Сергея Александровича Лобовикова.

 

Примечание

 

1.      ЦГАКО. П-1290. Оп. 10. Д. 166. Л. 52.

2.      Там же. П-1290. Оп. 17. Д. 4014.

3.      Там же. П-1447. Оп. 3. Д. 2177.

4.      Там же. П-859. Оп. 1. Д. 1. Л. 128 об.

5.      «Крупнейший лесной вуз СССР», М-Л, 1967, С. 147.

6.      ЦГАКО. Ф. П-859. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

7.      Там же. Д. 1. Л. 119.

8.      Там же. Ф. П-1190. Оп. 10. Д. 1. Л. 112.

9.      Там же. Д. 166. Л. 58.

10.    Там же. Л. 117об.

11.    «Крупнейший лесной вуз СССР» М-Л, 1967, С. 57.

12.    Там же

13.    ЦГАКО. Ф. П-859. Оп. 1. Д. 1. Л. 101об.

14.    Там же. Л. 96.

15.    Там же Ф. П-1290. Оп. 10. Д. 166. Л. 53.

16.    Там же. Ф. П-859. Оп.1. Д. 1. Л. 78об.

17.    Там же. Л. 76об.

18.    Там же. Л. 65.

19.    Там же. 63.

20.    Там же. Ф. П-1290. Оп. 10. Л. 54-55.

21.    Там же. Д. 166. Л. 52об.

22.    Там же Д. 149. Л.168об.

23.    Там же. Ф. П-859. Оп. 1. Д. 3. Л. 3.

24.    «Крупнейший лесной вуз СССР», М-Л, 1967, С. 148.

25.    ЦГАКО. Ф. П-859. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

26.    «Крупнейший лесной вуз СССР», М-Л, 1967, Л. 148.

27.    Там же С. 147.

28.    ЦГАКО. Ф. П-859. Оп. 1. Д. 3. Л. 10

Комментарии

С большим интересом прочитала статью о ЛТА в Вятке - Кирове в годы войны. Моя мать Айно Нестеровна Хейккинен была в числе эвакуированных студентов ЛТА. После Кирова она переехала в Свердловск скорее всего летом 1944 и перевелась в Уральский лесотехнический институт. Можно ли найти в архивах Вятки данные о моей матери: когда приехала, уехала, на какм факультете училась, почему уехала? Я всегда думала, что она переехала в Свердловск вместе с ЛТА, но теперь сомневаюсь.  с уважением Любовь Вяйсянен

Аватар пользователя Владимир Жаравин

добрый день. Наш архив - это бывший партийный архив Кировского обкома КПСС. В нём сохранились отчёты лесотехнической Академии в Обком ВКП б , и протоколы партсобраний сотрудников лесотехнической академии. Никаких документов о студентах у нас нет.