Страна Вису и первые сведения о Вятке.

Страна Вису и первые сведения о Вятке.

 

Конечно, хотелось бы иметь письменные источники, рассказывающие о Вятке того времени. Возможно, что они существуют. В трудах арабских и персидских авторов X-XIII вв, рассказывающих о Восточной Европе (Ибн- Фадлан, Ал-Гарнати и другие) говорится о стране Вису (Ису), расположенной на север от булгар на расстоянии трех месяцев пути (по другим данным, более поздним- одного месяца, двадцати дней пути). Летом ночь там длится меньше часа. А зимой землю покрывает глубокий рыхлый снег, зайцы, лисицы и волки  белеют. Там водится птица клест. Путешествуют туда на собачьих упряжках и на лыжах. Из этой страны привозят к болгарам меха. В XII в. она платила болгарам дань.[1]

Арабский путешественник Ал-Гарнати , посетивший Болгар во 2й трети XII  в, видел зимой  в Булгаре группу жителей северных стран Вису и Йура, оставил первое их описание: «красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячности их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед».[2] Это были коми или удмурты.

 По мнению современных исследователей, страна Вису- это Верхнее Прикамье, где протекает река Вишера. И сейчас местное население называет ее Висера. По коми- пермяцки «йозу» значит «народ»[3]. Здесь известны следы постоянного проживания болгар.[4]А упоминаемый в русских летописях народ весь жил не только на Белом озере. Отдельные группы веси жили на Каме, Юге и в других местах северо - востока европейской части России. Плотность населения здесь была низкой, и свободно селиться могли пришельцы из самых разных мест. А переселенцы из более западных районов были людьми предприимчивыми, и, вероятно, именно они в первую очередь завязывали отношения с приезжавшими к ним булгарскими купцами. Очень вероятно также, что страна вису- это обширная территория расселения различных финно- угорских народов Прикамья, в том числе- район расселения удмуртов на Средней Чепце. Существовавшая здесь чепецкая культура была родственна культуре коми- пермяков Прикамья. Родственны между собой были и сами народы. Большой протяженностью страны Вису и объясняется разница во времени путешествия туда,- конечные пункты путешествий были разными.

Об этом свидетельствует сообщение Марвази (около 1120г.)[5]: « на расстоянии пути в 20 дней от них (болгар) по направлению к полюсу, страна, называемая ису, а за нею люди, зовут их йура», «За (страною) йура (находятся) береговые люди, они плавают в море без нужды и цели, а лишь для прославления самих себя, что вот, мол, они достигли такого- то  и такого- то места. …вот едут они на кораблях по морю и вот встретились два корабля, привязывают их обоих моряки один к другому, обнажают мечи и сражаются; кто остался победителем, тому и владеть обоими кораблями. Далее находится Черная земля, а в море водится рыба, клыки которой употребляются на различного рода поделки: ручки для кинжалов и т.п» [6].

Воинственные мореплаватели- это, очевидно, не северные народы, а викинги- скандинавы, за которыми находились черные скалы Скандинавии и Северный Ледовитый океан, где на островах находились лежбища моржей.

 То есть, Вису и к северу от них - Йура- это не конкретные страны, а весь обширный регион расселения финно- угорских племен от Урала до Финляндии. По мере продвижения русских, страна Вису сокращалась. В середине XII в. это - уже только область, подвластная болгарскому правителю.

Входила сюда и Вятка. Бассейн р. Вятки расположен непосредственно к северу от территории расселения волжских болгар. Устье Вятки находилось на основной территории болгарского государства. Марийское название реки Вятки- Виче (т.е. просто «река»). Марийцы входили в состав болгарского государства и именно в это время продвигались на Вятку, вытесняя коренных жителей- удмуртов. Вероятно, первоначально в основном именно с Вятки, непосредственно граничившей с Волжской Болгарией, вывозили пушнину. Впоследствии, в связи с оттоком оттуда населения и оскудением охотничьих угодий, булгарские торговцы стали проникать севернее - на Чепцу, Вычегду, в Верхнее Прикамье и еще дальше. В Прикамье и в бассейне Вычегды обнаружено много предметов восточного происхождения, относящихся к этому времени. Особенно много их на Средней Чепце, где в X-XIII вв имелось довольно густое удмуртское население и существовали крупные городища.  Одно из них называлось Весьякар (хотя, скорее всего, это название появилось значительно позднее, в период повторного заселения удмуртами этих земель в XVI - XVII). Здесь велась интенсивная добыча пушного зверя. Развита была торговля. Здесь проживали и выходцы из Волжской Болгарии (вероятно, купцы, скупавшие пушнину у местных жителей). Скорее всего, именно отсюда и вывозили в Волжскую Болгарию наибольшее количество мехов. А самый удобный (без волоков) путь сюда проходит по Вятке и Чепце. Вероятно, использовался и другой, кратчайший торговый путь на Чепцу- по рекам Кильмезь, Лумпун, Коса[7]. Летом путешествовали на судах по рекам, зимой- санным путем.

Болгары не только торговали с северными землями. Болгарские купцы и ремесленники и селились здесь, о чем свидетельствуют многочисленные находки.[8] Местные племена платили налоги в болгарскую казну. Но на Средней Вятке следов проживания болгар нет, очень малочисленны и восточные находки. Тем не менее, они все- таки есть- как домонгольские (клады диргемов в г. Вятка и дер. Лелеки Котельнического уезда, металлическая бляха и венгерские наконечники поясов в Никульчино[9], фрагменты нижневолжских кувшинов – в Вятке), так и золотоордынского времени (монета хана Джанибека, три фрагмента поливной золотоордынской керамики, пряслице, покрытое зеленой поливой- в Никульчино[10], медная бляшка - в г. Вятке, детали замочка в виде лошади- на Ковровском городище и другие находки[11]).

 Исключение составляет село Карино, где наряду с татарами проживали бесермяне- потомки переселенцев с основной территории Волжской Болгарии- как удмуртов, так и собственно болгар. Бесермяне переселялись сюда и в XVI веке, но впервые поселились, по мнению ученых, еще до татарского нашествия.[12] Село Карино находится на низком месте, что не характерно для древних поселений. Это тем более удивительно, что рядом начинается высокий обрыв, прорезанный многочисленными оврагами. Вот где можно бы построить крепость. Видимо, основатели села Карино были малочисленными мирными беженцами, поселившимися в уже заселенной стране, а защитой от нападения со стороны ближайшей крупной реки Чепцы им служили не крепостные валы, а топкое Каринское болото.

При обследовании мест осушительных работ неподалеку от села в 1983г. ижевский археолог Е.А. Обухова обследовала городище. Городище не было датировано, так как  не имело культурного слоя. В последнее время здесь работали кировские археологи[13]. Им удалось найти фрагмент керамики, по предположению- казанских археологов- татарский. времен Казанского ханства. Но считать это городище городищем- убежищем, ни разу не использовавшимся для обороны, нельзя. В конце XIX в. его состояние было иным.[14]

В полуверсте от Верхнего Карина (Верхнепогосское, Жугары Нукрат), на южной стороне, прямо напротив киблы (род алтаря) №4-й соборной мечети, на земле девятьяровцев (Деветьяр=Девлет-яр), на южном берегу оврага, есть возвышение, усеченный конус, ограниченное, очевидно, искусственно вырытою канавою. Каринцы называют это возвышение «Кала- тау», (гора- город, городская гора). Вершина ея распахивается для посевов. Говорят, что при распахивании иногда находят кое- какие металлические вещи старинного происхождения. Название же «Кала- тау» произошло будто от того, что здесь в старину был город. Непосредственно за Кала- тау, на восток земля называется Берслан, Мурслан, Нурслан, а на юг от кала- тау, на расстоянии 1-1 1/2 версты, указывают местность «Мазар- тау». Если бы произвести правильные археологические раскопки Кала- тау и Мазар- Тау, да и вообще вокруг каринских поселений, то может быть нашлись бы предметы для уяснения минувшей старины этой любопытной местности.

Не хранит ли городище тайну основания этой далекой болгарской колонии?

На кладбище Карино был мусульманский надгробный камень 1504г. с бесермянской надписью.

В документах нач. XVI в. упоминается народ «беляки», которым владели каринские князья. Кто это такие?

В своем отчете за 1971г. городище описывал и М. Г. Атаманов.[15]  Около д. Верхнее Карино- пригорок- ровная площадка, окруженная со всех сторон рвами, сейчас обросшая травой. Татарское название - «Кала- тау»- Город-гора по татарски. Когда - то на этом месте стоял город, кто владел - не знают.

Считается, что впервые Каринское городище описал А. А. Спицын.[16]  Каринское городище у с. Карино, на мысу в долину р. Каменки. Длина- до 20 саж. (42.6м.), ширина у вала- до 13 саж. (27.69м.), у тупого конца- до 10 саж.(21.3м). Вокруг площадки - широкий уступ. Вал крутой, из рва до 3х саж. (6,39м), правильным полукругом (кокошникообразный). Ров один позади вала, плоский и широкий, особенно - в левой части. Позади рва, в середине - шишкообразное возвышение.

Но это описание не соответствует Каринскому городищу, которое значительно больше. Возможно, тут описано какое- то другое городище.

По легенде, сначала было основано Верхнее Карино. Его основали удмурты, ушедшие с территории современного города Кирова после прихода русских и перенесшие сюда свое главное святилище. Потом в Верхнее Карино пришли татары и основали свое поселение здесь же, около чистого родника с серебристой водой. Поэтому татары стали называть себя «нухратскими»- «серебряными». Татарская родословная гласит, что Карино основал татарин Кара- мурза, которому за его заслуги русский князь Иван Калталы (какой именно- от Ивана Калиты до Ивана Грозного - можно только догадываться, может быть- Иван III) пожаловал все земли по реке Чепце[17]. В XVII- XVIII вв в разных частях Карино проживали и удмурты, и бесермяне, и татары.

В разные времена на Вятку бежали не только русские, но и представители других народов, и не только с Руси, а и из Волжской Болгарии, вероятно- и из других мест.  Например, в документе 1700г. упоминаются Мардановы пожни в низовьях Чепцы.[18] Мардан- это персидское имя. Так звали одного из полководцев греко- персидских войн (V в до н.э). Персидская форма имени известного царя Кира- Куруш. Курошев- известная на Вятске фамилия.

В X в. путь в страну Ису занимал три месяца, так как дорога была малознакома и купцы, вероятно, сами ездили по селениям, скупая пушнину. В XII в. путь стал занимать от 20 до 40 дней, так как торговля была уже налажена. Появились торговые агенты из числа как приезжих болгар, так и местных жителей, скупавшие товар на месте, так что купец забирал его оптом. Так что определить расстояние до страны Ису  на основании данных о времени пути туда невозможно, так как в пути купцы часто и надолго останавливались для ведения торговли. За 20 дней можно добраться до Средней Чепцы, за 40- до верховий Вишеры.

Великий средневековый арабский астроном Абу- Райхан ал- Бируни в своем трактате «Канон Масуда» даже указывает ее координаты: 55°с.ш., 49°30’ в.д. Но координаты эти ошибочны- там находится хорошо знакомый арабам Болгар. Координаты этого города тоже приводит ал- Бируни, и тоже ошибочно. Если ошибка в определении этих обоих пунктов примерно одинакова, то страна Ису находилась: 60°30’с.ш., 48°30’в.д.[19] Это- река Луза в месте, где она пересекает границу республики Коми и Кировской области. Неподалеку, на Вычегде, действительно известно много находок вещей, сделанных в Волжской Болгарии.

Плавали в те края, вероятно, по Каме и Сысоле. Но ведь кратчайший путь проходил по Вятке и Летке или Кобре.

Но более вероятно, что великий Бируни или человек, сообщивший ему эти сведения,  просто перепутал координаты разных пунктов, и вместо координат Болгара указал координаты какого- то пункта вблизи современного Волгограда, где  в золотоордынское время был город Бельджамен, а вместо координат Ису- Болгара, координаты же Ису пропали.

А вот координаты Йура (67°30’с.ш., 38°30’в.д)- это центр Кольского полуострова- как раз на пути от Булгара в Скандинавию. Получается, что болгары знали Северный морской путь!

Более близкие к Болгару территории, населенные удмуртами, назывались «Ару». Удмурты населяли и территорию самой Волжской Болгарии. Со временем название «Вису» было перенесено на более северные земли, не граничащие с Волжской Болгарией. Низами Гянджеви (XIIв) в поэме «Искандер- намэ» отдельно упоминает арков (удмуртов) и ису (коми).

В XIII в, после вторжения татаро- монголов, район Средней Чепцы запустел. Население частью разбежалось по лесам, частью переселилось (в том числе- на Верхнюю Каму). Вероятно, вывоз пушнины отсюда прекратился или сильно уменьшился. Потерял свое значение и торговый путь по Вятке и Чепце. А в 14в. в Северном Прикамье формируется феодальное княжество- Пермь Великая. Эта территория и становится основным поставщиком мехов и рабов на рынки Волжской Болгарии. С этого времени в трудах восточных авторов появляется другое название северной страны- Чулыман (пермян). Так же назывались и прикамские владения Казанского ханства. Как писал еще Рычков, марийцы называли реку Каму «Чолман Виц». А название Вису больше не упоминается. Это объясняется, скорее всего, не изменением названия страны, а сменой основного торгового партнера болгар.

Таким образом, очень вероятно, что именно река Вятка- Виче, по которой шел торговый путь в северные страны, дала название известной стране Вису восточных авторов, а их упоминания- первые письменные сведения о Вятской земле.

Но все- таки отсутствие следов болгар на Вятке вызывает недоумение. Редкие находки восточных предметов, попадавших сюда через Болгарию, скорее всего- результат торговли или военные трофеи ушкуйников. Почему болгары, уже с X века осваивавшие и даже заселявшие бассейн Камы, не заходили на Вятку? Исключение составляют только район верхней Камы и Вятки, заселенный коми- пермяками, где известно множество находок, в том числе- кладов, да район бассейна Кильмези, где проходил сухопутный торговый путь на Среднюю Чепцу. Ведь болгарские изделия шли даже на Печору и в Западную Сибирь вплоть до полуострова Ямал. Судя по находкам, торговый путь на север проходил по Каме, Сысоле и Вычегде. Вероятно, именно так проходило болгарское войско, шедшее в 1218г. на Устюг и Унжу. В обратном направлении в 1220г. «из Юстьюга на верх Камы», пройдя по ней, «взяста по ней много градков» шла ответным походом на болгар часть русского войска[20]. Так же шли на Вятку и первые русские переселенцы.  Почему - не по Вятке? Никто не знает. Во всяком случае, малочисленные русские поселенцы в конце XII- начале XIII в. никак не могли угрожать болгарским и пермским купцам, а малочисленность населения здесь была бы как раз преимуществом - не приходилось бы опасаться вражеских нападений, а в дремучих  лесах  болгарские охотники могли бы добыть много пушного зверя (он еще и сейчас есть), а не покупать его у местных жителей. Пушнина была главным товаром с севера.

Некоторые сведения о Вятке содержатся в книге «Джагфар тарихы».[21] Книга эт а- свод булкарских летописей - была опубликована группой молодых татарских историков в начале 1990-х годов. Подлинноость ее вызывает у ученых большие сомнения. Скорее её можно считать не историческим документом, а художественным произведением современных авторов. Но возможно, что содержатся в ней и достоверные сведения.

Там говорится и о том, как удмуртский князь Кудей, которому очень понравилось угощение болгарского бия, особенно- пиво или водка (эрех, арча, арака), согласился платить булгарам дань. Будто бы отсюда и пошло название народа – арча, ары. И в русском языке заметна эта связь: Вятка- водка. Многое изменилось с тех пор. Удмуртов сменили русские. Но любовь к  водке и готовность заплатить за нее всем, к сожалению, осталась. Не исчезнуть бы нам, русским, как исчезли на Вятке удмурты.

Еще одна поучительная история о тех временах записана А.А. Спицыным. Одно городище на юго- западе Кировской области населяли удмурты. На них напали марийцы. Первый день сражения не принес успеха ни одной стороне. На ночь марийцы бросили свои луки в воду, чтобы дерево набухло, и луки стали туже. Удмурты видели такое в первый раз и сделали так же. Но их луки имели другую конструкцию и были туго обмотаны берестой. В воде береста размокла, и оружие потеряло силу. Удмуртам пришлось уходить с насиженных мест. Этот пример показывает, что в прошлом, как и сейчас, бездумное копирование всего чужеземного приводит к беде.

Но сведения о Средней Вятке болгарам, а впоследствии - татарам, очевидно, были известны. На Чепце селились болгары. Об этом свидетельствуют находки болгарской керамики на чепецких городищах. После монголо- татарского нашествия сюда переселилось значительное количество болгар, от которых произошла, видимо, современная народность бесермяне. Известен камень с болгарской эпитафией 1323г. с городища Гурьякар между Глазовом и Балезино. Давно появилось предположение (скорее всего- ошибочное), что Никольскую церковь в Чепецком погосте (на территории современного Кирово- Чепецка) основал бесермянин (волжский болгарин) Хази-баба, крещеный как Николай[22]. А старейшая часть города Орлов называлась «балчуг». Не восходит ли и это название к болгарам?  Так что неизвестные сведения о Вятке еще могут быть обнаружены в неисследованных восточных рукописях и пролить свет на начальный период  истории Вятки.

 

[1]              Заходер, Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.2. с. 59-69.

[2]  Путешествие Абу-Хамида ал- Гарнати в Восточную и Центральную Европу  (1131-1153гг). М,1971. С.34-34.

[3] Белавин, А.М. Камский торговый путь. Пермь, 2000г. С. 19.

[4]              Белавин,А.М. Ремесленные центры пермского предуралья в системе средневековой торговли.- Древние ремесленники Приуралья. Ижевск, 2001г. С.139-145.

[5] Заходер, Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.2. с. 61.

 

[6] Заходер, Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.2. с. 68.

 

[7]              Иванов, А.Г. Этнокультурные и экономические связи бассейна р Чепцы в эпоху средневековья. Ижевск, 1997. С.148-149.

[8] Хузин, Ф.Ш., Ситдиков, А.Г. Древняя Казань. Казань, 2005. С.41.

[9] Гуссаковский, Л. П. Археологические исследования в с. Никульчино Кировской области./ ВАУ,вып.2. Свердловск, 1962г. С.119.

[10] Гуссаковский, Л. П. Археологические исследования в с. Никульчино Кировской области. С.120.

[11] Макаров, Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV веке. Ижевск,  2001г. С.105-106.

[12] Татары Среднего Поволжья  и Приуралья. М, 1967. С.44.

[13] Егоров, А.В. Итоги археологических разведок на территории Афанасьевского и восточной части Слободского районов Кировской области в 2013 г.//Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров. 2014г. С. 91.

[14] И.М. Софийский. О начальном образовании у вотяков и татар Ярославской волости, Слободского уезда, Вятской губернии и о названии «Татары». \ Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1894г. С.330-331.

[15] Атаманов, М. Г. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области. Дело №436. C. 32.

 

[16] А. А. Спицын. Каталог древностей Вятской губернии. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1882г.

Спицын, А. А.  Материалы по археологии восточных губерний России. М.1893

[17] Усманов, М. А. Татарские исторические источники XVII-XVIII века. Казань. 1972г. С. 181.

[18] Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков. Сост. П.Н. Луппов. Ижевск. 1958. С.76.

[19] Беговатов, Е. Абу- Райхан ал- Бируни о Волжской Булгарии, стране Ису и Йура. Finno-Ugrica. 1999. №1. С. 32-34.

[20] Белавин. 2000г. С.140.

[21]             Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях. С.89-93.

[22]             Луппов, П. Н. История города Вятки. Киров, 1958. С.53-54. Это предположение опровергает В.В.Низов- см. «Погост Усть- Чепецкий в начале XVII века»- Усть- Чепца в прошлом и настоящем. С.7-8.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Тут много моментов, которые хотелось бы прокомментировать. Коснусь некоторых. В Джагфар Тарихы северная провинция Бийсу соотносится с территорией от средней Вятки до устья Печоры. Крепости булгар на Нукратском торговом пути - Джулман на р. Юг, и Колын на Нукрате. Это видимо, Гледен и Ковровское городище в устье Моломы, там керамики булгарской много. 

Татары в Карино появились в 15 веке, так считается. И было их довольно немного, основное население составляли отины и бесермены, северные удмурты, частью омусульманенные. Завозили сюда, в основном , женщин, южных удмурток, так как в виду притока на Вятку русских мужчин женщин всегда нехватало. 

Вису и Бийсу это одно и то же. Так как Вятка заселялась русскими, а путь на север через Молому и Юг на С. Двину и далее в Нурман в сер. 12 в. оказался для булгар отрезан новгородцами,,а путь вверх по Вятке неудобен из-за порогов ниже Слободского, то они осваивали Камский путь на Печору, гле у них был портовый город Артан.

Но булгарские купцы долее устья Моломы и Обвы на Каме не забирались. Торговлей с севером (Югрой и Скандинавами) занисались купцы вису, в Булгар их пускали лишь зимой, чтоб не торговали напрямую с арабами, бывавшими здесь летом.