Н. А. Прокошев. Могильник близ Вятки.

Статья известного археолога Н. А. Прокошева, погибшего на фронте Великой Отечественной войны, об одном малоизвестном археологическом объекте на территории современного г. Кирова.

Сообщения ГАИМК. 1931г. № 7-12.

------

При постройке близ города Вятки мясо-беконного комбината землекопы обнаружили человеческие кости и сопровождавшие их вещи. В октябре 1929 г. рабочие натолкнулись на довольно хорошо сохранившееся погребение. Предрабочком т. Шерстнев заинтересовался этой находкой, и им были сняты: с черепа обруч-гривна, а с лучевой кости одной из рук браслет. Гривна сделана из бронзовой проволоки, толщиной 6 мм, диаметр ее 22 см. Замок обычный, в виде петельки и «грибка». Концы гривны покрыты орнаментом, подражающим витью. Браслет бронзовый, подчетырехугольный в сечении, толщиной в 5 мм. Оба предмета были разломаны при «пробе» металла. Взятый от костяка череп также был разбит на части. Глубина находки около 1 м. Ориентировка погребения не выяснена. В январе 1930 г., работая над материалами в Вятском краеведческом музее, я услышал сообщение посетителя о данной находке. Немедленно отправившись на место находки, из разговоров с рабочими и т. Шерстневым я выяснил детально место находки и получил описанные выше вещи. Землекопов на месте работ уже не было, а производивший работы де

сятник «и не слыхал о такой оказии». Количество уничтоженных погребений выяснить не удалось Передают, что было много «разных вещиц», из которых неценные выбрасывались, а ценные (утверждают, что были серебряные перстни и пр.) разошлись по рукам. Место, по которому проложена выемка, потревожившая могильник, представляет собою пологий склон левого, нагорного берега р. Вятки, ограниченный с двух сторон спускающимися к реке лощинами и оканчивающийся у берега реки обрывом. Склон частью покрыт лесом. Территория могильника, повидимому. заходит на усадьбу б. «Скотинского хутора». Выемка для жел.-дор. ветви шириной 10 м и глубиной от 0,5 до 2 м прорезала 30 — 40 см темного пахотного слоя, затем прослойку желтого «горного» песку и врезалась в каменистую толщу сероватых мергелей. Сравнительно небольшая глубина захоронений, если не говорить о возможности смыва, зависела, повидимому. именно от каменистого грунта. В строительный сезон 1931 г. будет срубаться и выкорчевываться имеющийся на склоне лес и расширяться выемка. По близости строится в настоящее время фабрика учебных пособий. при постройке которой будут производиться земляные работы. Археологам необходимо взять эту местность под свое наблюдение. так как дальнейшее уничтожение погребений весьма вероятно. Подтверждается это и тем. что осенью 1930 г., будучи вторично на этом месте. я заметил некоторое количество вновь выброшенных на поверхность человеческих костей и возле них нашел поясную бронзовую бляшку с сильно стилизованной парой конских голов и тремя штифтиками для прикрепления к ремню и железное шило. Имеющиеся в настоящее время из могильника несколько вещей говорят о дате в пределах от VIII до X в. Скудость сведений о могильниках этого времени в бассейне р. Вятки заставляет обратить на этот памятник надлежащее внимание.

Упомянутые вещи сданы на хранение в Пермский областной государственный музей (историко-бытовой отдел) где записаны под инв. №№ 2633, 3097, 3102, 3107.

Статья "Могильник близ Вятки"

----

В 1958 г. близ этого места найден железный наконечник копья этого же времени, который был доставлен в краеведческий музей. Современные ученые датируют Вятский могильник VIII-iX вв н.э. (Лещинская, Н. А. Хронология и периодизация могильников бассейна р. Вятки (I-начало II тыс.н.э.)//Типология и датировка археологических материалов восточной Европы-Ижевск,1995.-С.100.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Могильники на Вятке той поры изучены слабо. Но исходя того, что есть, я бы отнес их к древнерусским. Правда, характерных для других регионов древнерусских вещей у нас попалается мало. Но относить такие захоронения 8-10 веков к праудмуртским и прамарийским, как это часто делают, нет оснований. Я бы назвал живших в ту пору вятчан особыми Вятскими русами. Вещевой материал схож с финноугорским, но он местный, вятский. Шейные гривны и браслеты глазовского типа - типичны для всех русов той поры до Балтики.