Рассказ Геродота.

Рассказ Геродота.

 

 

 

От ананьинского времени никаких письменных источников, конечно, не дошло,- письменности у ананьинцев не было, а образованные путешественники из цивилизованных стран не посещали эти далекие северные земли. У северных народов в 7в. до н.э. побывал будто бы греческий поэт Аристей Проконнесский, но его рассказ до нашего времени не дошел. Если и появлялись здесь купцы, то об увиденном они предпочитали молчать, чтобы не привлечь конкурентов. Но одно историческое свидетельство о жителях Прикамья 5 в. до н. э. до нас дошло. Это- рассказ Геродота, приведенный в его знаменитой «Истории». Правда, в ней он описывает жизнь ананьинцев не на Вятке, а в современной Башкирии. Конечно, здесь и там ананьинская культура имела некоторые отличия. Вятка тогда ничем не привлекала путешественников, а о прилегающей к ней с юга территории говорится кратко:  "большие пространства этой неровной земли». Но все- таки какое- то представление о жизни ананьинцев рассказ Геродота дает.

Предварительно автор кратко описывает земли и народы, живущие снизу вверх по Дону и Волге (этим путем, очевидно, двигались купцы). Это-  савроматы (в степных низовьях этих рек), будины (в лесах по Дону и, видимо, Днепру), безлюдная территория на 7 дней пути, фиссагеты (в верховьях Дона и Волги), иирки (неподалеку), другие скифы (вероятно, в современной Марийской республике).

«До них вся земля плоска и тучна, оттуда- камениста и неровна. Если пройти большие пространства этой неровной земли, у подошвы высоких гор живут плешивые от рождения люди, мужчины и женщины, курносые и скуластые. Язык у них особенный, одежда скифская.

Они питаются древесными плодами дерева «понтик», которое величиной почти со смоковницу, а плод похож на боб и имеет ядро. Когда он созреет, процеживают сок сквозь ткань и вытекающий густой черный сок, называемый «асхи», лижут и пьют, смешав с молоком, а из отжимков делают лепешки и едят. Скота мало- пастбища плохи.  Каждый из них живет под деревом, зимой окутывая его плотным белым войлоком, летом- без войлока. Никто их не обижает- считают их священными, оружия не имеют, примиряют соседей, у них беглецы находят защиту. Называются аргиппеи.

До них земля хорошо известна. Скифы, до них ходящие, с семью переводчиками на семи языках.»

Конечно, побывавшие в дальних странах путешественники обращали внимание на несущественные детали из жизни чужих народов и не описывали существенные стороны их жизни. Ананьинцы говорили на пермском языке (от него произошли языки удмуртский и коми), который был не родствен скифскому (ему родственны современные осетинский и таджикский языки), хотя и заимствовали у скифов многие слова. По археологическим данным известно, что ананьинцы действительно занимались скотоводством, которое было одним из основных их занятий. Большое влияние на культуру оказали скифы- оружие ананьинцев близко скифскому, был распространен скифский «звериный стиль». Одежда ананьинцев- узкие кафтаны с вышивкой на вороте, подоле и рукавах и штаны. Женщины носили длинную одежду вроде платья, украшенную вышивкой. Те и другие носили разнообразные бронзовые украшения. Несколько похожей  была одежда скифов, а одежда греков и других народов Средиземноморья сильно отличалась от нее. Жилища ананьинцев были наземными или чуть заглубленными, кровля опиралась на ряд столбов. Еще в 19в. описаны культовые сооружения без крыши- сруб, внутри которого росло дерево, служившее объектом поклонения. [1]Возможно, эти сооружения отражали какие- то особенности древних жилых построек, или информаторы Геродота приняли культовые сооружения за жилые. Блюдо «аши» из сока черемухи и молока известно у башкир. Башкиры- тюркоязычный народ, переселившийся на Южный Урал в эпоху раннего средневековья и включивший в свой состав живших здесь до того удмуртов племени калмез- потомков ананьинцев. Известно было ананьинцам и ткачество. Воевать ананьинцы, конечно, умели хорошо, сдерживая натиск воинственных степных кочевников, о чем свидетельствуют мощные оборонительные сооружения и многочисленные находки предметов вооружения. Вероятно, купцы, проникавшие на Южный Урал, имели дело с определенными людьми- жрецами, пользовавшимися уважением со стороны различных родов, нередко враждовавших между собой. Слово «аргиппеи» по гречески означает «быстроконные», но в описании Геродота о конях ничего не говорится, и вряд ли особо быстрых коней можно было разводить на плохих пастбищах. Вероятнее, все-таки, что название этого народа восходит к тюркскому «ар»- «удмурт», и ханты «реп»[2] - «гора». О других деталях, приведенных в рассказе Геродота, сведений нет.

Севернее, по Геродоту, «путь прегражден высокими горами» (Уральские горы), в которых, по рассказам аргиппеев, обитали люди «козьеногие» (вероятно, носившие штаны мехом наружу и кожаную обувь, напоминавшую копыта, вероятно, из-за ремней, которыми к стопам крепились лыжи). Известно удмуртское божество Искал- Пыдо- Мурт- «дух с коровьими ногами».[3] Еще севернее, по тем же рассказам, жили  «люди, спящие по 6 месяцев в году» (возможно, не выходящие в это время из жилищ или, наоборот, живущие в это время в других жилищах и не показывающиеся в основных).

 

[1]              Первухин, Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда.

[2]              Петрухин, В.Я. Мифы финно-угров, с.20.

[3]              Луппов, П.Н. Вотская языческая религия. Памятники Отечества. Полное описание России. Выпуск 33. Удмуртия. М,1995,с.19.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

По моему мнению, в описании Геродота население Вятки той поры понимается под гелонами и будинами, хлынами и вотинами. Фамилия Будин типична для удмуртов. Город Гелон - это знаменитое Елабужское городище, где как раз есть слои 5 века, позже жизнь на нем пропадает. Если внимательно читать про будинов, то соотнесение с Вяткой станет вполне ясное. Будины ели мясо зверьков, белок, а кого звали векшеедами!?