Аркадий Федорович Петров Свадьба

Аркадий Федорович Петров

Свадьба

 

Выкладываю более подробно описанный автором эпизод, связанный с опубликованными мной ранее его воспоминаниями «Война и мирные годы». Мои комментарии приведены в конце.

-

Осенью 1939 года я был послан путешествовать в дальнюю дорогу: за село Макарье, к тете Анне Ивановне в деревню Тарасово. Дорога была длинная - около 30 км. Мама рассказала, какие деревни нужно пройти. Я все это усвоил, и без особого труда добрался до села Макарье. Село небольшое - немного побольше деревни. Одна улица и задние постройки. Надо еще пройти до деревни Тарасово, где живет тетя Анна. Я прошел до конца улицы и посмотрел, не идет ли мимо кто, кого можно бы спросить, как попасть в деревню Тарасово. Тут меня догоняет молодой парень с учебниками под мышкой и спрашивает:

-Куда идешь, парень?

-В деревню Тарасово.

-А к кому ты там идешь?

-К тете Ане.

А, ты - из деревни Фомичи, дяди Федора Ивановича сын. Вот и познакомились. Я - Пётр Николаевич Тарасов - твой двоюродный брат. Иду со школы, кончились занятия. Иду домой. А тут недалеко, 2 км.

Пришли в деревню. Петр Тарасов представил своей маме меня:

-Племянник, сын брата Федора.

Анна Ивановна заохала:

-Ой, да как ты добрался до нас?

-А я еще с папой бывал в селе Макарье. Приезжал папа по своей работе к другу Кубасову, тоже медицинский работник, а папа на коне с тарантасом меня брал с собой. Я с папой часто бываю в г. Котельниче на его работе. Мама работает в колхозе, так ей трудно с нами, еще у нас три сестры меньше меня, а мне интересно путешествовать с папой. Я запоминаю дороги, и потом сам хожу, если надо маме что-то передать. Я вот пришел к вам пригласить вас на свадьбу, женится мой старший брат Алексей и берет в жены мою первую учительницу, Марию Игнатьевну. Завтра будет свадьба.

-Ой! – заохала Анна Ивановна.

Пришел домой муж Анны - Николай. Тарасов. Тетя Анна рассказала ему, что их приглашают на свадьбу. В д. Фомичи.

Я, утомленный дальней дорогой, хотел спать. Покормила меня тетя Аня и уложила спать.

Рано утром на второй день Ивана разбудили, покормили. Подъехал дядя Николай на конной кибитке с бубенцами - ехать на свадьбу в д. Фомичи. Дядя Николай сидит на облучке, управляет конем. Тетю Аню и меня усадил в кибитке рядом и погнал коня быстро. Переправились вброд через реку Черняница за деревней Борки, а там уже через километр - деревня Фомичи.

Приехали к обеду вовремя. В доме Федора Ивановича уже собрались приглашенные родственники – дяди и тети из других деревень и из местных – из деревни Фомичи. Полная изба гостей. Я приехал домой к маме уставший, залез на печку, на полати, и уснул крепким сном. Кончилось путешествие. Поздно вечером гости разъехались по домам. Утром рано я проснулся, встал, позавтракал свадебным угощением и побежал в школу в д. Борки. Новая учительница - Ольга Ивановна - уже классный руководитель и учительница 4-го класса начальной школы. Я был примерным учеником. Закончил 4й класс и поступил в Юрьевскую среднюю школу в 5й класс.

 

Летом 1940г. умер отец- Федор Иванович. Случилось это в д. Вишкиль, где он тогда служил в воинской части. Опять путешествие в деревню к тете Анне. Послали нас вдвоем с двоюродным братом Василием - Васюткой. Вдвоем веселее добрались до села Макарье и деревни Тарасово к тете Анне- приглашать на похороны брата Федора. Это уже очень тяжелое задание было ребятам. Переночевали у тети Анны, ни с кем не встречались, а рано утром убежали домой в д. Фомичи.

Отца похоронили на Юрьевском церковном кладбище. Я остался в доме на хозяйстве. Братьев дома не было - все разъехались по разным городам.

 

С тех пор прошло много лет и зим. Я с семьей работал в г. Небит-Даг в Туркменской ССР. Забыл о своих деревнях и в целом - о Вятской земле. В город Небит-Даг я с семьей приехал по направлению- распределению после окончания нефтяного техникума на Кавказе, в г. Орджоникидзе.  Работал прорабом вышкомонтажной конторы треста «Туркменбурнефть» объединения «Туркменнефть».

С 1957 по 1966 год, девять лет и зим, я работал там. Одновременно- учился на заочном факультете московского нефтяного института им. Губкина (МИНХиГП).

Директор вышкомонтажной конторы - Цыпников А. С. – и небольшой управленческий штат. Восемь вышкомонтажных бригад, два цеха-строительный цех и цех сварных конструкций. И еще - участки по монтажу буровых установок. Они были размещены по всей ТССР. Я работал на должности руководителя производственно - технологического отдела и постоянно ездил по всем участкам вышкостроения. И ездил не один, а с инженером по технике безопасности - Хасимбаевым Беркутом. Это было в начале работы в Туркмении.

Беркут уволился и уехал на родину - в Казахстан. Приняли на должность инженера по технике безопасности красивую девицу- Людмилу Тарасову.

Директор ВМК (так сокращенно именовалась вышкомонтажная контора) отправлял меня в командировки по участкам вместе с Людой - новым инженером по ТБ. Директор говорил, что нового инженера надо знакомить с её работой. Я понял, что Люда Тарасова - чья-то протеже по большому блату.

Однажды директор отправил нас в Дарвазу - Центральные Каракумы - на серный завод, контора бурения № 7, директор конторы- Индовицкий, начальник вышкомонтажного цеха- кавказец Ахмед Пашаев. Секретарша -  Маша Рахматуллина - выдала командировочное удостоверение и сказала, что инженер по ТБ- в больнице. Иди и сообщи ей, что надо ехать в Дарвазу. Я после работы зашел в больницу и встретился с ней. Она сама, улыбаясь, подошла и сказала, что выписывается, и мы полетим самолетом в Дарвазу. Я догадался, что Люда и Маша- секретарша давно знают друг друга.

На следующий день с военного аэродрома «Джебел» идет самолет ИЛ-2, везущий 2 кубометра питьевой воды. Он взял нас на борт- 2 человека, больше – не положено. Прилетели в Дарвазу. Самолет сел на такыр – посадочная полоса – как бетонная, слил воду и улетел обратно в Небит- Даг, в Джебел. Мы с Людой встретились с начальником ВМЦС Ахмедом Пашаевым, проверили его работу, дали инструктаж, а на второй день рано утром Ахмед Пашаев отправил Ивана и Люду в Ашхабад, куда шла вахтовая машина- «вездеход» ГАЗ-63 бортовой.

Приехали в г. Ашхабад - столицу ТССР - поздно вечером. Дорога тяжелая, скорость небольшая, по барханам и по такырам. Я и раньше бывал в Ашхабаде, жил в гостинице для нефтяников. А тут Люда пригласила меня домой к своему отцу. Иван удивился, откуда такой блат. Видимо, ее отец - большой начальник.

Квартира отца Люды находилась в центре г. Ашхабад. Дом новый, пятиэтажный. На втором этаже - просторная двухкомнатная квартира. Мы с Людой изрядно устали: проехать на грузовом вездеходе стоя по жаре около 50 км. – не так просто. Тем более, что Люда - только что из больницы. Как пришли, Люда разделась и пошла в комнату, я ее больше не видел. Встретил меня молодо выглядящий мужчина, приятной наружности, похож на дочь Люду, высокий, стройный- видно, что бывший офицер большого ранга. Я, тоже изрядно уставший, пошел в ванную комнату, помылся, освежился. Отец Люды пригласил меня к столу на кухне. Я,  стесняясь, присел к столу на тумбочку. Отец Люды налил из графина по рюмке водки. Молча закусили. Отец Люды постелил постель на диване в коридоре. Я поблагодарил хозяина и улегся спать.

Рано утром на следующий день я поднялся, умылся, надел свою робу и собрался уходить. Вышел отец Люды провожать гостя. Я еще раз сказал «Спасибо» и «Пусть Люда отдыхает, завтра- воскресенье, выходной, приедет в понедельник в Небит- Даг», пошел в аэропорт на самолет и прилетел домой в Небит- Даг.

Это были хрущёвские времена. Вспоминая прошедшие времена той поры хрущевского правления, до сих пор думаю над загадкой: кто такой- отец Людмилы Тарасовой? Похоже, это- Петр Николаевич Тарасов - сын тети Анны Макарьевской. Летчик истребительной авиации во время Великой Отечественной войны,  1923 года рождения, с которым я встречался в селе Макарье, приглашая тетю Аню на свадьбу своего брата Алексея Федоровича. А Люда Тарасова - двоюродная племянница? Так ли это??? Загадка до настоящего времени.

11.11.2016г.

Поездка в Дарвазу- Ашхабад с Людой была в 1963г. – 53 года назад. Где сейчас Люда Тарасова и ее отец- Петр Николаевич Тарасов??? Может быть, остались там, где жили. Отец, вероятно, уже умер - ему было бы уже 93 года. Люда, его дочь, в Небит- Даге вышла замуж за молодого вышкомонтажника, русского. Возможно, что и сейчас живут там, но скорее всего, выехали куда - нибудь в россию или уехали в Ашхабад к отцу Люды. По всей видимости, у Петра Николаевича Тарасова кроме Люды не было других детей- точно я не знаю.

Моя версия, как попал Петр Николаевич в Ашхабад – столицу ТССР. Перед этим был вывод части советских войск из стран Варшавского договора. Авиационную часть вывели из Венгрии, из Будапешта, в СССР. В это время в Небит- Даге появились и другие воинские части - ракетные, танковые. Военными был заселен целый квартал г. Небит-Дага.

Люда тоже получила квартиру - однокомнатную. Все это шло через горком партии г. Небит- Дага, секретарем которого был тогда товарищ Черкизов.

После той поездки в Дарвазу - Ашхабад прошло четыре года. Мы с Людой Тарасовой часто ездили по всем участкам вышкомонтажной конторы – проверяли работу бригад, проводили инструктажи с рабочими, и я ни разу не вспомнил про ее отца, т.к. не знал, кто он в действительности. К Люде Тарасовой я относился как к  сотруднику по общей работе - строительству и монтажу буровых установок.

Я был сильно загружен работой и учебой в Московском нефтяном институте. После работы ходил на учебу, на лекции. По работе приходилось заходить к Люде на ее квартиру. Она со мной никогда не говорила, кто она и откуда ее отец, и вообще ничего не говорила о своей маме. Я и сейчас только предполагаю, что они - мои родственники. Хотел выяснить это у сестры Анны Фёдоровны. Пока подождём.

 

-

В рассказе «Война и мирные годы» героиня вышеприведенного рассказа названа Лида Тарасюк - возможно, Аркадий Федорович забыл имя, а может быть - хотел придать воспоминаниям характер художественного произведения. Фамилия Тарасов не характерна на Вятке, но к востоку от с. Макарье Котельнического р-на встречается. Деревня Тарасово отсутствует в базе населенных пунктов «Родной Вятки». Возможно, что она слилась с селом Макарье.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.