Предания удмуртов об их проживании в прошлом на территории современного г. Кирова

Предания удмуртов об их проживании в прошлом на территории современного г. Кирова

 

Имя доктора филологических наук Михаила Гавриловича Атаманова- известного удмуртского ученого, общественного и религиозного деятеля- широко известно как в Удмуртии, так и далеко за её пределами. В 1971г. он совместно с Е. К. Егоровым принимал участие в этнографической экспедиции УдНИИ (ныне- Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН) в Пермскую и Кировскую области. Помимо прочих материалов, тогда были записаны предания слободских удмуртов (проживающих в д. Светозарево и окрестных деревнях), повествующие о том, что их предки переселились на нынешнее место проживания из Кылно (так они называли город Хлынов- Вятка- Киров). Впервые такое предание было записано еще в конце XIX века в д. Кулаково Глазовского уезда Вятской губернии». (Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии / сост. Б. Гаврилов. Казань, 1880. С.152.). Наиболее полные варианты этих собранных экспедицией преданий были опубликованы М. Г. Атамановым (Атаманов, М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск. 1997. С.173-176), а также- в других книгах. Но такие предания были широко распространены в этой местности, их было записано значительно больше. В данной публикации, одобренной автором этого научного материала- д.ф.н. М. Г. Атамановым- предлагаю публикацию их всех (если ничего по ошибке не пропустил). Здесь я привожу только материалы, связанные с проживанием удмуртов на территории современного г. Кирова (экспедицией собирался очень широкий круг материалов, связанных с религией, обрядами, происхождением и т.д. слободских удмуртов). Не приводятся рассказы, в которых не говорится о происхождении жителей или говорится об их переселении из соседних деревень. Для удобства понимания и пользования материалы я оформил в виде таблицы. Информанты- удмурты, местные, пенсионеры. Другая национальность или происхождение из другой деревни особо оговорены. Большинство преданий повторяется два раза, так как они зафиксированы в двух разных документах: дневнике и полевой тетради. Некоторых информантов опрашивали оба исследователя, и поэтому их рассказы зафиксированы 4 раза. Двойная нумерация страниц дана по использованному архивному документу.

 

 

Из экспедиционной тетради- ЭЭ УдНИИ 1971 - Атаманова М. Г.

 

 

 

 

 

 

Электронная версия Бородовского В. Н., г. Киров.

 

 

 

 

Источники.

 

Научно- отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Фонд РФ. Опись 2-Н.

 

 

 

 

 

 

Атаманов, М. Г. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области. Дело №436. 1971г.

 

 

 

 

 

 

Атаманов, М. Г. Полевая тетрадь этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области. Дело №439. 1971г.

 

 

 

 

 

 

Егоров, Е.К.. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области. Дело №437. 1971г.

 

 

 

 

 

Стр. дела.

Деревня-место сбора информации, если информант не местный- место рождения

Текст

Информант

Дополнительные детали

Повт.на стр

Опубликовано

 

Оп2-н

д№436 Атаманов М.Г.

 

 

 

 

48(14)

Омсино

Удмурты живут в этих краях с незапамятных времен, может, с возникновения земли.

Не представилась, 83г.

Многое позабыла.

63(62)

 

50(16)

Омсино (Чабья)

В Хлынове (Кирове) была удмуртская церковь, наверху церкви сидел дыдык (голубь). И этого голубя считали вожшудом. По некоторым соображениям удмурты решили вызвать его к себе, ближе к ним. Пошли туда люди позвать свой вожшуд, пойдем, мол, к нам домой, к своим, мы там живем, не оставь нас. И вот так созвали удмурты свой вожшуд из Кирова и образовали специальное моление в лесу- Имма-вожшуд.

Аккузина Анна Васильевна, 1896г. Чабья. 75 лет.

 

61(60)

да

52(18)

Омсино.

Удмурты в эти места прибыли после поражения в бою под Кылновым (ныне г. Киров), они были вынуждены уйти со старых мест и укрыться в лесах.

Кудяшев Сергей Игнатьевич, 80 лет.

 

58(57)

 

53(19)

Н.Мочагино

 

не указан

Н.Мочагино- около 200 лет.

 

 

55(21)

Н.Мочагино

 

Рычков Михаил Алексеевич, 65 лет, бесермянин.

Их прапрадедов выселили из Глазовского уезда. За воровство.

68(67)

 

57(23)

Н.Мочагино

Удмурты раньше жили около Хлынова, там, видимо, были большие стычки удмуртов с кем-то, возможно, с татарами, и удмуртам пришлось бежать к Глазову,

Балтачёв Кузьма Мартемьянович, 89 лет, местный, бесермянин.

а из Глазова уже лет 200- сюда. Дедушки были бесермянами.

70(69)

 

64(30)

Мураши (Бигра), род.д.Поскино

В Клынове (г. Киров) была удмуртская церковь, на церковь села дыдык (голубь). В образе дыдыка изображался вожшуд, а потом его привезли сюда.

Аккузина Анастасия Ефимовна, 69 лет, удм., род. д. Поскино, сюда- замуж.

В деревне мёд называли "чечы" (как в литературном удмуртском), в остальных слободских деревнях- "му".

76(75)

 

64-65(30-31)

Круглово (Чола)

Удмурты раньше жили в Хлынове, пришли русские из Нижнего Новгорода, началось сражение, силы были неравны, оттого что не хватало народу, удмурты выставили высокие чурки. Они были побеждены и вынуждены бежать. Клыновым прозвали город за то, что над городом пролетел кырныж (ворон) и прокричал "кылно- кылно!"

Марданов Феоклист Филиппович, 1888г., местный.

Татар сюда выселили из Крыма.

79(78)

 

 

 

д№439 Атаманов М.Г.

 

 

 

 

51(52)

Круглово (Чола)

Деревня основана очень давно, удмурты все время здесь жили. Татары живут с давних времен. Русские живут с очень давних времен.

Кайсин Яков Егорович, 79 лет.

 

 

 

53(54)

Пески

Удмурты в этих краях живут с незапамятных времен. Татары и русские тоже живут давно.

Юшкетов Степан Никитич, 77 лет.

 

 

 

58(57)

Омсино

Удмурты откуда прибыли, не знаю. В очень давние времена жили около Хлынова. Была, видимо, война, с кем дрались- не знаю, их победили и скрылись, убежали оттуда вот в эти места. Татары живут, пожалуй, сколько мы. Русские, может, чуть позже.

Кудяшев Сергей Игнатьевич, 80 лет.

 

 

 

61(60)

Омсино

В Кирове была раньше церковь Имма-вожшуда, там на кресте сидел дыдык (голубь) и этот голубь считался вожшудом. Из Кирова этот вожшуд привезли сюда, позвали, вожшуд, оттуда, пойдем, мол, домой, к нам, к своим, мы там живем. И образовали специальное место моления в лесу- Имма- вожшуд.

Аккузина Анна Васильевна, 75 лет.

 

50(16)

 

63(62)

Омсино

Когда основана наша деревня, не слыхала, основана может с образования Земли.

Аккузина Анна Егоровна, 83г.

 

48(14)

 

68(67)

Н.Мочагино

Жили в Глазовском уезде. Оттуда выселили. Это было очень давно, прошло уже 3-4 поколения.

Рычков Михаил Алексеевич, 65 лет, бесермянин.

 

55(21)

 

70(69)

Н.Мочагино

Видимо, раньше в Кылно (Киров) жили удмурты, там, их, видимо, угнетали татары и они вынуждены были бежать в Удмуртию, к Глазову,

Болтачев Кузьма Мартемьянович, 89 лет, бесермянин.

 а из Глазова пришли сюда.

57(23)

 

76(75)

Мураши, род.д.Паскино

Слыхала, что удмурты раньше жили в Кылынове (ныне г. Киров). Там была церковь и на церковь села дыдык (голубь) и говорили это Дыдык- вожшуд, а оттуда этот вожшуд привезли сюда.

Аккузина Анастасия Ефимовна,  69 лет.

 

64(30)

 

79(78)

Круглово (Чола)

А пришли сюда из Кылнова, ныне русские ее называют Вятка. Говорят, там удмурты построили себе церковь, а как назвать- не знали. Пролетает коршун и кричит: «Кылно-кылно!» Вот сам Господь и указал, как назвать город: «Кылнов».   А потом туда пришли новгородцы и стали воевать с удмуртами. Удмурты поставили деревянные чурки, чтоб их войско показалось много. Удмуртов победили и пришлось нам уйти из- под Кылнова сюда, а кто дальше ушел, везде удмурты были рассованы. 

Марданов Феоктист Ефимович, 83г., Дурга-Побья.

Наша деревня основана так давно, что уже никто не знает, когда она основалась. Татар завоевал князь Ростовский Дмитрий Иванович вот уже скоро 600 лет будет. Татары эти- переселенцы из Крыма, их переселили в Пермскую и другие области.

64-65(30-31)

да

 

 

Оп2-н

д№437 Егоров Е.К.

 

 

 

 

38(37)

Светозарево

В д. Чола удмурты появились со стороны Кирова, бежали от русских. Причина неизвестна.

Кайсин Михаил Андреевич, 1899 г.р.

В Светозарево пришли из д. Чола (Красногорье)

129(59)

 

 

39(38)

Круглово

Удмурты в этих деревнях пришлые. Бежали со стороны Кирова от татар или от кого- то другого. Часть удмуртов осталась здесь, часть бежала в сторону Глазова.

Кайсин Иван Егорович, 1890г.

Удмуртов крестили еще при Иване Грозном насильно. За крещение царь подарил удмуртам пойменные луга по  реке Чепце (под Ардашами).

136(66)

 

41(40)

Поскино (Поска)

Удмурты пришли со стороны Кирова, за ними кто- то гнался.

Лысов Кирилл Михайлович, 67 лет.

Не совсем в этом уверен, считает, что это одни разговоры.

143(73)

 

44(43)

Омсино

Удмурты жили около Хлынова. Какое-то было нашествие, и удмурты ушли со своих мест. Кто оказался покрепче, сильнее, те уехали дальше в сторону, где сейчас Удмуртия.

Кудяшев Николай Иванович, 1904 г.

 

141(71)

 

45(44)

Омсино ,родом из д. Давыдово.

Удмурты когда-то жили с том месте, где сейчас г. Киров. Была у них там своя церковь. Но их погнали русские. Прибыли сюда 2-3 семьи. Это был Чабья- вожшуд. Из этого вожшуда вышел Сюкась-пеле-вожшуд. А Чабья- вожшуд в свою очередь вышел из Има-вожшуда, который был там, когда жили в Кылно. Когда уходили, свой человек "кузе" дал уходящему Имма- вожшуд город ошпи и сказал: "Где упадет там и режьте, там и молитесь". Бычок свалился в том месте, где сейчас дер. Карино...

Кудяшева Матрена Николаевна. 1903г. Дурга-Побья.

Песня, без слов как их прогнали со своих мест, с Кылно.

148(78)

да

47(46)

В.Мочагино

Удмурты появились здесь со стороны Кылно, от крещения бежали сюда в леса, в чащу.

Богданов Семен Лаврентьевич, 74 года.

 

153(83)

да

48(47)

В.Мочагино

У Кылно у удмуртов тоже была зок куала.

Богданов Семен Лаврентьевич, 74 года.

 

160(90)

 

50(49)

Н.Мочагино (Понул)

Удмурты, видимо, жили около Хлынова. Оттуда ушли от татар в сторону Глазова, затем пришли сюда.

Болтачев Кузьма Мартемьянович, 89 лет, бесермянин.

 

86(156)

 

51(50)

Бурино (Сюра)

Удмурты со стороны Кылно сюда пришли. Была у них своя церковь (удмурт черык). На верху церкви была распластавшаяся птица, кажется, голубь. Удмурты услышали, что хотят на них войной идти. Часть удмуртов пришла сюда, часть ушла в сторону Глазова.

Тимшин Ефим Маркович, 82 года.

 

155(85)

 

54(53)

Уроженка.д.Давыдово (Обран)

Удмурты в Чола прибыли со стороны Кылно. А из Чола расселились по этим мелким деревннькям- далеко было ходить до места работы. Из Кылно удмуртов прогнали русские еще при Иване Грознолм. И еще куда-то уехали в другие места. Слышал, что здешние удмурты получили на счастье горд ошпи. В Кылно у удмуртов была каменная часовня (это где- то в районе горсада им. Ст. Халтурина в Кирове), наверху был крест, на кресте распластался голубь, вырезанный из жести, блестящей, позолоченной.

Люкин Илья Николаевич, 77 лет, 1894г., воршуд не указан

 

158(88)

да

55(54)

Той-Дой, из д. Бурино

Иммала веттон. Говорят, на то место, где сейчас молятся,  вышел когда-то горд ошпи.

Тарасова Анна Афанасьевна, 75 лет.

 

91(161)

 

 

56(55)

Мураши,род.д.Паскино

Слышала, что удмурты пришли со стороны Кылно. Говорили, что был Дыдык- вожшуд- голубь сел на место моления, на удмуртскую церковь (удмурт черыке).

Аккузина Анастасия Екимовна, 69 лет.

 

165(95)

 

129(59)

Светозарево

В деревне Чола удмурты, говорят, появились со стороны Кирова, бежали от русских. Причина неизвестна.

Кайсин Михаил Андреевич, 1899г.р.

Христианство приняли давно.

38(37)

 

136(66)

Круглово

Удмурты здесь пришлые. Бежали от татар или от кого-то другого. Вернее, со стороны Кирова- раньше так называлось. Часть удмуртов осталась здесь, часть бежала к Глазову.

Кайсин Иван Егорович, 1890г.

Крестились при И. Грозном- подарил луга под Ардашами.

39(38)

 

137(67)

Паскино

Говорили, что не удмурты к русским пришли в этой деревне, а русские к удмуртам.  Это, видимо, когда еще с татарами воевали. Удмурты пришли сюда откуда-то. Бежали от нашествия татар.

Нестерова Лидия Васильевна, 1908г.р, русская

 

 

 

141(71)

Омсино

Удмурты жили около Хлынова. Так говорили старики. Какое- то нашествие было. И удмурты оттуда ушли. Кто посильнее, покрепче- уехали дальше- туда ,где сейчас Удмуртия- Яр, Глазов, Мухино.

Кудяшев Николай Иванович 1904г.

 

44(43)

 

143(73)

Поскино

Деревня называется Поска. Откуда пришли удмурты или жили здесь - неизвестно. Говорили, будто удмурты жили около Кирова. Затем за ними гнались. Кто гнался- неизвестно. Бежали сюда. Но это, наверно, одни разговоры.

Лысов Кирилл Михайлович, 67 лет.

Но это, наверно, одни разговоры.

41(40)

 

148(78)

Омсино, родом из Давыдово

Удмуртов погнали со стороны Кирова. Русские. Там у нас, говорят, своя удмуртская церковь была.  Сюда прибыли 2-3 семьи Чабья. Чабья- вожшуд вышли (отделились) в свою очередь из Имма-вожшуда. Имма- вожшуд пришли из Кылно (Кылно-Хлынов-Киров). Когда разделились ,свой человек из Кылно "кузе" дал горд ошпи (бычок красной или рыжей масти) и сказал "где упадет, там и режьте". Бычок свалился на том месте ,где сейчас находится деревня Карино. Там и зарезали бычка и молились. Оттуда удмуртов погнали татары, стали поганить место моления. Удмуртам пришлось сменить место моления.

Кудяшева Матрена Николаевна. 1903г.

Чабъя- вожшуд тот конец (в сторону деревни Светозарево), этот конец называется Сюкась-пеле-вожшуд. Это выходцы из Чабья- вожшуд.

45(44)

 

153(83)

В.Мочагино

Удмурты жили раньше в Хлынове (Кылно). От крещения бежали сюда в леса, в чащу. Здесь трясина, болота были.

Богданов Семен Лаврентьевич, 74 года.

 

47(46)

 

155(85)

Бурино (Сюра)

Удмурты сюда пришли из Кылно. У них была своя церковь "удмурт черык". На верху той церкви была птица, кажется, голубь. Услышали удмурты, что на них собираются идти войной.  Часть осталась в этих местах ,часть ушла в сторону Глазова. Та церковь была каменная

Тимшин (написано Тилишин) Ефим Маркович. 1888г.

Удмуртское название деревни Сюра. Сначала, придя со стороны Слободского, поселились в Чола, затем расселились. Церковь в Круглово просуществовала 350 лет. Мы (удмурты) здесь появились еще раньше.

51(50)

 

86(156)

Н.Мочагино

Около Хлынова раньше жили удмурты. Оттуда ушли от татар в сторону Глазова, затем пришли сюда.

Болтачев Кузьма Мартемьянович, 89 лет, бесермянин.

 

50(49)

 

157(87)

Зямино

В Чола прибыли из Кылно. Бежали будто бы от крещения.

Рублев Митрофан Филиппович. 1901г.

Деревня наша по удмуртски называется Зяма гурт. Прибыли сюда из Чола (дер. Красногорье). 

 

 

 

158(88)

Давыдово (Обран)

В Чола прибыли из Кылно. Расселились по этим деревням- далеко было до места работы, до своих полос земли. Из Кылно (Хлынов- Вятка- Киров) удмуртов прогнали русские, когда-то при Иване.Грозном. И в другие места удмурты уехали, часть здесь осталась. Слышал, бычка красной (или рыжей) масти давали нашим удмуртам на счастье.В Кылно была часовня (теперь там, на том месте, кажется, сад имени Халтурина). На верху часовни был крест, на кресте- распластавшийся голубь, вырезанный из блестящей, позолоченной жести. Внутри часовни было как в церкви, только поменьше.

Люкин Илья Николаевич, 77 лет.

Обран- удмуртское название. Мужское имя. Этот человек первый здесь поселился. Прибыли из Чола (д. Красногорье) лет 150 тому назад.

54(53)

 

160(90)

В.Мочагино

У Кылно у удмуртов зок-куала тоже была.

Богданов Семен Лаврентьевич, 74 года.

 

47(46)

 

161(91)

Той-Дой, из д. Бурино

Иммала веттон. Говорят, на это место  рыжий бычок вышел когда-то.

Тарасова Анна Афанасьевна, 75 лет.

Деревня Той-Дой- выходцы из дер. Чола. Вначале- 3-4 дома.

55(54)

 

 

 

Комментируя вышеизложенное, хочу сказать следующее. При этом я не являюсь профессиональным этнографом и не считаю свое мнение абсолютной истиной.

Общее количество информантов, давших относящуюся к этому вопросу информацию, - 21. В том числе в одном варианте приведена только часть предания без упоминания о переселении, еще в одном- только о переселении из Глазовского уезда в более позднее время.

Обращает на себя внимание широкая распространенность преданий о переселении в прошлом предков слободских удмуртов с места (из-под, со стороны) современного г. Кирова . Таких преданий зафиксировано 15. Еще в 1 случае не указано, откуда было переселение, но тот же рассказ повторяется. В то же время о том, что удмурты тут жили давно, всегда, - только 3. При этом в двух случаях указано, что татары тут живут столь же давно, как и удмурты. Это может свидетельствовать, во первых, о том, что существовали самостоятельные варианты предания о происхождении удмуртов, которые не распространялись из одного источника, а во вторых - это может свидетельствовать о проживании удмуртов на этой территории и до прихода русских.

Причинами переселения названы следующие обстоятельства. Прежде всего - война (6 преданий). В одном варианте противниками названы русские, еще в одном- татары, в четырех случаях- не указано, с кем. Еще в двух случаях причиной названо угнетение татарами или просто «от татар или от кого-то другого», а в трех- «прогнали русские (бежали от русских)». В двух случаях указано - бежали от крещения. В одном случае говорится, что переселение произошло при Иване Грозном. Комментируя эти сведения, можно сказать, что переселение удмуртов было не одномоментным событием, а постепенным процессом, вызванным разными причинами: приходом русских, междоусобными войнами между русскими, нападениями золотоордынских, а потом - казанских татар- всеми теми событиями, о которых говорится в «Повести о стране Вятской», а позднее- угнетением со стороны русского государства и татарских князей и принудительной христианизацией. В одном из вариантов предания прямо говорится о том, что первоначально на новое место пришли 2-3 семьи, когда основная часть рода еще находилась на месте города Кирова.

Также в пяти случаях говорится о существовании в Кылно удмуртской церкви или часовни. Очевидно, что  такая церковь могла существовать только в русском городе.

В 4 случаях упоминается, что на церкви или ее кресте находился голубь. Здесь видна связь с первым преданием, записанным Б. Гавриловым. В то же время, только в одном варианте слободского предания говорится о существовании на месте г. Кирова удмуртского языческого святилища - (зок куала), да и то в виде предположения: если куалу перенесли на место нового поселения, то и на старом она существовала (тут полный текст предания ,не относящийся к переселению, я не привожу).

Еще в трех случаях указано, что удмурты пришли на новое место вслед за красным бычком (горд ошпи). Это повторяет легенду, записанную в Глазовском уезде еще в конце еще в конце XIX века. (Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз II–й. Идоложертвенный ритуал древних вотяков в рассказах стариков и в современных обрядах / Сост. Н. Первухин. Вятка. 1888. С. 7.

В то же время, только один раз записано следующее предание: «Удмурты раньше жили в Хлынове, пришли русские из Нижнего Новгорода, началось сражение, силы были неравны, оттого что не хватало народу, удмурты выставили высокие чурки. Они были побеждены и вынуждены бежать. Клыновым прозвали город за то, что над городом пролетел кырныж (ворон) и прокричал "кылно- кылно!". Можно предположить, что информант Марданов Феоклист Филиппович (в другом месте- Ефимович), 1888г. рождения, от которого записано это предание, был весьма любознательным человеком и дополнил известные ему местные предания сведениями из других источников: рассказами, бытовавшими среди русских, и сведениями, почерпнутыми из доступной ему литературы. По видимому, это были предания о взятии русскими Болванского городка (откуда, вероятно, удмурты тоже переселились). Их содержание: Прот. А. Балыбердин. Град Болван. 24 июля 1181г. Битва за Вятку.// Вятская земля в прошлом и настоящем. Сборник материалов VII Всероссийской научно- практической конференции с международным участием. Киров. 2014г. С. 255. вероятно также, что этот человек был знаком и с преданием об основании города Хлынова, легшим в основу «Повести о стране Вятской». Интересна его информация: «Татар завоевал князь Ростовский Дмитрий Иванович вот уже скоро 600 лет будет. Татары эти- переселенцы из Крыма, их переселили в Пермскую и другие области». Эта информация- явно не из местных преданий, а из литературных источников и слухов. Непонятно, откуда появились сведения о переселении татар из Крыма. Возможно, они навеяны депортацией крымских татар в 1944г, произошедшей на памяти этого человека. Мнение «пришли русские из Нижнего Новгорода», вероятно, произошло от того, что в глухой деревне о Великом Новгороде мало что знали, а в Нижегородский  край Кировская область входила в 1929-34гг.

Жителям Слободского района, очевидно, была известна статья Л. П. Гуссаковского, предполагавшего существование удмуртского городища на месте парка им. Ст. Халтурина (Александровский сад) (Гуссаковский, Л. П. Вятка или Хлынов? // Кировская правда. 1960. 16 янв.). Но возможное влияние этой статьи можно заметить только в одном варианте предания: «В Кылно у удмуртов была каменная часовня (это где- то в районе горсада им. Ст. Халтурина в Кирове)».

Из всего вышеизложенного я могу сделать следующие выводы. Представления о проживании слободских удмуртов в прошлом на территории г. Кирова были широко распространены среди них. Вероятно, она соответствует действительности. Процесс переселения был длительным и постепенным и был вызван разными причинами: приходом русских, многочисленными войнами XII-XVI вв, феодальным гнетом и принудительной христианизацией. В то же время, существование на месте г. Кирова удмуртского городища преданиями не подтверждается, а представление о нем восходит, вероятно, к русским преданиям о взятии Болванского городка.

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Удмуртского городища не существовало... Это был городок славяно-вотских метисов язычников. После его разгрома ушкуйниками (присвоившими женщин), язычникам пришлось уйти на Чепцу, а женщин арянок завозить с Казанского ханства. Их потомки стали северными удмуртами.

Предание о переселении удмуртов вслед за красным бычком, известное и в других районах их расселения, может свидетельствовать, что в то время их основным занятием было скотоводство, а не земледелие, и поэтому ля поселения они выбирали места, благоприятные для выпаса скота.

Аватар пользователя skygrad

По моей версии почитание быка и птицы (голубь и утка) появилось от культа зап. славян Родегаста, которого изображают именно с этими атрибутами.  В Александровском саду было городище-святилище славянского типа (статуи, жертвенник и храм в ограждении с охраной), возле него на разном удалении располагались селища, к сожалению, пока не обнаруженные.