О реставрации Успенского Трифонова монастыря

О реставрации Успеского Трифонова монастыря

 

Осенью 1988г. я в составе группы кафедры строительной конструкции Кировского политехнического института выполнял работу по обследованию строительных конструкций Братского и Настоятельского корпусов и поварни Успенского  Трифонова монастыря, в которых в то время предполагалось разместить филиал краеведческого музея. Реставрацию там начинали еще в начале 1970х годов – покрасили купола, поставили леса у Никольской надвратной церкви. Тем тогда все и закончилось. Состояние зданий монастыря, которые нам предстояло обследовать, было таким.

Настоятельский корпус (до того – после реконструкции 1956г. - квартирно-эксплуатационная часть, от которой еще оставалась выложенная из камней цветочница на лестничной площадке). В стенах трещины шириной по несколько сантиметров. В сводах- тоже трещины. В полукруглой стене в северо- западной части, где была кочегарка, - то ли проем, то ли пролом без перемычки. Из-за этого и еще из-за того, что по стене течет вода с крыши, кладка расслаивается. Стены в свое время были выложены прямо на культурном слое, толщина которого тут - около метра. Позднее, при реставрации, под фундаментами отрыли траншеи и оставили так на зиму. Видимо, надеялись, что здание развалится, но не развалилось. В начале XX в. подвели подвал-просто выкопали землю и сделали своего рода облицовку грунта под стенами толщиной в кирпич, с глубиной уходящую вглубь помещения в форме колокола в сечении. На известковом растворе выложен только наружный и внутренний слой кладки толщиной в кирпич. Внутри стены кладка- на глиняном растворе. Зато толщина стен- 1.4-1.6 м. Печи развалились, через проломы можно подниматься с этажа на этаж. Затяжки сводов обрезаны, из- за чего своды расходятся, раздвигая стены. Строители поставили подпорки, но это не помогало и было недопустимо, так как при оседании сводов подпорки выдавливали опершиеся на них кирпичи вверх. В одном из сводов – деревянный люк в подвал. Когда коробку люка убрали, участок кладки свода, который она держала, обрушился. В северном углу здания в стене подвала у пола – сводик. Размер сейчас точно не помню – примерно в ширину – 20, в высоту - 25 сантиметров. Это было начало хода, вероятно – дренажа в сторону оврага Засора. Сейчас он упирается в завал.

Братский корпус, где до того располагались коммунальные квартиры. Его техническое состояние значительно лучше. Но и там в северной части здания - XIX в,  1831 гда постройки - вместо фундаментов- битый кирпич, залитый известковым раствором. Никакой гидроизоляции в стене нет. Фундамент северной стены на его западном конце, где не было подвала, поднимается с востока на запад. Продольные стены стоят на разных грунтах: южная- на твердом, северная- на овражных отложениях. Поэтому в восточной стене когда- то образовалась наклонная трещина. У северной, более поздней стены, фундаменты чуть ниже пола подвала, а у южной- XVIII в - 1742 г. постройки - уходят в землю значительно глубже. Больше метра откопали – кирпичная кладка уходит глубже. Почему? Здесь три самых восточных помещения южной части подвала перекрыты крестовыми сводами. Фундамент средней, когда-то- северной наружной стены здания – выложен из огромных глыб известняка, выходящих в подвал. Всё это производит большое впечатление глубокой древности. На этажах своды давно сломаны. Со двора на глубину около полукирпича и почти на всю высоту 1-го этажа кладка разрушилась. Кладка в то время велась по «русской» системе перевязки, которая использовалась у нас до 1930-го года: на фасаде – чередование кирпичей «тычок – ложок» в виде креста. Такая система перевязки не обеспечивает перекрытие всех вертикальных швов между кирпичами, как в современных системах кладки, и поэтому при разрушении как бы отслаивается по вертикальному растворному шву, оставляя в стене обломки тычковых кирпичей. Кладка, конечно же, на известковом растворе, но кое где во внутренней поперечной стене – на глиняном. Может быть, там проходил дымоход. В одном месте реставраторы нашли какие – то железки - может быть, детали печи. Здание стоит на склоне, с запада на восток идет понижение, так что западная часть подвала – в земле, а на восточном конце здания из него выходишь на поверхность. В башне окна – почти у пола, подоконника нет, так что зазевавшись можно выйти в окно второго этажа.

Прямо из - под фундаментов строители доставали человеческие черепа, кости, - раньше тут было кладбище. Нашли также железную лопаточку вроде шпателя - инструкмнт каменщика той эпохи. Крыша - по деревянным фермам из круглого леса. Бревна нижнего пояса стропильных ферм соединены врубками «ласточкин хвост», а посредине с двух сторон врублены в бревно, идущее вдоль здания. Похоже, что эти фермы сохранилась со времени постройки здания. А деревянные перекрытия – похоже, поздние. Реставраторы начали их разбирать. А печи уже разобраны.

Поварня. На момент нашего обследования использовалась как городская бельемойка. Стоят деревянные корыта, в которых жители соседних домов полощут в родниковой воде белье. С западной и южной сторон- болотце. Из земли сочится вода, стекая ручейками. Во время существования монастыря здесь был хороший дренаж, ныне разрушенный. Западная стена поварни упала, разрушенная при замерзании сырой кладки и выдавленная боковым давлением грунта. На побеленных когда- то стенах выцарапаны надписи. Есть современные известного содержания. Но есть и какие- то надписи на религиозные темы старинным почерком. В одном месте сквозь стену проходит какая-то железная труба. Крыша  - современная шиферная. К сожалению, вскоре поварню снесли, хотя был уже готов сложный проект ее реставрации. Нынешнее новое здание построено , похоже, не точно на старом месте.

Позднее при ведении реставрационных работ реставраторы увидели какие – то трещины в западной стене арки входа на территорию монастыря. Ударили кувалдой – и открылся проем. От нее в толще стены вверх, на второй этаж Настоятельского корпуса и Никольской надвратной церкви, шла крутая лестица, выложенная из кирпича и перекрытая сводом. Стало понятно, что по ней настоятель и поднимался в свои покои, жалуясь, что ему – старому человеку – это трудно. Поэтому сделали другую, а старая была замурована. На момент реставрации этот ход упирался в доски пола второго этажа. Очевидно, что именно эту лестницу описывает одна из свидетельниц в книге А. Г. Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды».

Печаль вызывают современные работы в Трифоновом монастыре. Касаясь темы его реставрации, с сожалением отметил бы, что исторически достоверная реставрация, какой она и должна быть в соответствии с Венецианской хартией, Федеральным законом 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» и нормативными документами в области реставрации, уходит в прошлое. Сейчас требования диктует заказчик - что он хочет, то и делают. Если при реставрации в конце 1980х- начале 1990х гг реставраторы старались максимально достоверно воссоздать первоначальный облик памятника - белая известковая обмазка стен, металлические фальцевые кровли и кровли из осинового «лемеха» и все остальное, то сейчас возобладал утилитарно-декоративный подход. Стены красят в разные цвета, чего никогда не было, крыши кроют металлочерепицей, распространившейся только в последние годы и т.д. Яркий пример тому - недавний снос стены Христорождественского женского монастыря в Слободском, выдержавшей до того десятилетия советского воинствующего атеизма. Конечно, и раньше реставраторы были ограничены в деньгах и технических возможностях, но это не сравнимо с тем, что происходит сейчас.

Фотография у меня, к сожалению, только одна – Настоятельский корпус еще до начала реставрации.

Настоятельский корпус накануне реставрации

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, очень интересно!