Блог Юрия Ноговицына

История Лузского района Кировской области

Их помнит мир спасённый

В данный список внесены жители деревень бывшего колхоза «Родина» Лузского сельсовета (до 1950 года – колхозы «Будённовец», «Трудовик», «Путь Ленина», «Ударник» и колхоз «Трактор» Залисского сельсовета) погибшие на Финской и Великой Отечественной войнах, пропавшие без вести, а так же умершие от ран вскоре после войны. Список может быть не полным и не точным, поскольку некоторые из уроженцев этих деревень ушли из них ещё в 1920-30-е годы, проживали в других местах, и сведений о них нет. Буду благодарен всем, кто внесёт дополнения и поправки.

Мой прадед Григорий Васильевич Ноговицын и его дети

                                                                                                                Мой прадед Григорий Васильевич Ноговицын и его дети                            

                                                                              Дополнение к статье «Деревня Ефаново-Овсянниково» https://rodnaya-vyatka.ru/blog/9542/155608

Луза. Название.

Вывел вопрос в отдельную тему, чтобы не перегружать блог С.А.Ельцова. Может быть, специалисты по семантике подключатся. Уже писал, что название реки Луза, предположительно, означает «лососёвая река». Насколько себя помню, не слышал, чтобы в Лузе водились лосось, сёмга или, на худой конец, горбуша. Стерлядь была, сам не ловил, но байки слышал. Хотя, в древние времена, пока реку не загубили варварским молевым сплавом, может быть, водилась и благородная рыба. Кстати, в Коми есть небольшая река Лузаёль (10 км., «ёль» - «ручей») – приток р. Усы, бассейн р. Печоры.

История возникновения некоторых лузских фамилий. Веретенниковы.

                                                                                                                         ВЕРЕТЕННИКОВЫ                                                                       

Повесть о том, как поссорились Бажен Мальцевич с Фёдором Васильевичем

                                                                     ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ БАЖЕН МАЛЬЦЕВИЧ С ФЁДОРОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ

                                                                                                                   (совсем не по Гоголю)

 

Сухарино

                                                                                                                                 СУХАРИНО

                                                               (продолжение статьей «Деревня Ефаново-Овсянниково» и «Деревня Пахомово-Новосёловская»)

                                                                                                         https://rodnaya-vyatka.ru/places/113490

Деревня Пахомово-Новосёловская

                                                                                                                            Деревня Пахомово-Новосёловская

                                                                                                          (продолжение статьи «Деревня Ефаново-Овсянниково)

                                                                                                                        https://rodnaya-vyatka.ru/places/113486

Деревня Ефаново (Овсянниково)

                                                                                                                  Деревня Ефаново-Овсянниково

                                                                                                    (от древних времён до конца 30-х годов ХХ века)

                                                                                                             https://rodnaya-vyatka.ru/places/94633

 

История ещё одного мифа, или почему Лальск остался без железной дороги

О строительстве Пермь-Котласской железной дороги рассказано немало и со всеми подробностями, поэтому повторяться здесь нет смысла. Конечный (на тот момент) её пункт – село Котлас в устье Вычегды – был выбран не случайно. Он находился на пересечении водных путей из Великого Устюга, Сольвычегодска, Усть-Сысольска и Лальска, откуда грузы, прибывавшие сюда по железной дороге, могли отправляться до Архангельского морского порта на пароходах и барках. Сама же дорога до Архангельска была в то время пока ещё несбыточной мечтой.