Вятская земля в пространстве исторической памяти

Под таким названием вышел сборник материалов Всерос. науч. конф. Киров. 20 ноября 2024 г. ссылка на одно из выступлений, которое я прокомментировал в предыдущем блоге 💾 https://herzenlib.ru/main/doc/publish/2024_vyatskaya_zemlya.pdf

Здесь же хочу представить статью о Волжской Булгарии, на территории которой зарождалась Вятская земля.

Волжская Булгария: загадки исчезнувшей цивилизации

 загадки исчезнувшей цивилизации - 968374548312

800 лет назад на территории современного Татарстана располагалось могущественное тюркское государство.

История государства, которое два века доминировало в регионе слияния Камы и Волги, окружена множеством легенд. Как возникла и куда исчезла страна, чьи города поражали путешественников размером и богатством? Что стало с наследием державы, которая оказалась крупнейшей мастерской восточной части Европы? Кто научил местных оружейников, ювелиров и ткачей секретам филигранного производства?

Государство мусульман на Волге
Отсчёт независимости Волжской Булгарии принято вести с начала 10-го века. До этого тюрки-булгары, переселившиеся в регион Волго-Камья, находились в даннической зависимости от Хазарского каганата.
Но в 922 году предводитель булгарских племён князь Алмуш решил покончить с унизительным положением. Для этого ему требовался сильный союзник. Вскоре из Багдада прибыло посольство, заключившее с князем военный союз. А в Булгарии (на тот момент языческой) официальной религией стал ислам.
Сам Алмуш возложил на себя титул эмира и выбрал новое имя — Джафар ибн Абдаллах. Так была основана первая мусульманская династия независимой Булгарии — Джафариды. Все попытки хазар силой вернуть власть над булгарами разбились о стойкое сопротивление эмира и его подданных.
Очень быстро молодое государство заставило с собой считаться как ближних, так и дальних соседей. Сильное войско, высочайший уровень мастерства булгарских оружейников и мощная экономика сделали Булгарию важным игроком на геополитической «шахматной доске» домонгольской Евразии.

Ключ от евразийского транзита
Торговля была краеугольным камнем булгарского экономического могущества. Важную роль здесь сыграли, конечно же, очень удобные логистические позиции на Средней Волге. Булгарское государство, казалось, самой природой было предназначено для ведения транзитной торговли между Западом и Востоком.
В итоге в эпоху своего расцвета (10−13 века) Волжская Булгария была одной из богатейших держав Евразии. Тысячи торговцев приезжали со всех концов континента на бурлящие рынки главных булгарских городов.
Но неверно думать, что Булгария жила только за счёт перепродажи чужих товаров. Она не только продавала, но и производила.
Булгария в огромном количестве вывозила меха (бобра и куницы), рогатый скот, рыбу, чёрную икру, зерно, мёд и воск. А булгарские орехи занимали господствующее положение на внешних рынках. Не зря орехи в арабском мире называли «джузи» (вероятно, от названия племенного союза гузов, признавших вассальную зависимость от булгарского государства).

Булгарские бренды: сапоги, шапки и… соколы
Но не только сырьё и прочие «дары природы» поставляла на мировые рынки Волжская Булгария. Имелись в её экспортной линейке и товары, как сейчас говорят, «с высокой добавленной стоимостью».
По всей Евразии славились кольчуги и стрелы булгарских оружейников, а у всякого представителя высшей арабской знати должен был иметься «сюзь» — лучший в мире булгарский охотничий сокол. Продажа специально выученных охотничьих соколов составляла немалую долю в экспортной выручке булгарского государства. Сейчас это звучит, конечно, несколько необычно, но надо учитывать реалии средневекового общества, когда охота, в том числе и соколиная, была неотъемлемой частью повседневной жизни каждого уважающего себя знатного мужчины. Поэтому спрос на охотничьих соколов был огромный, а стоили они дорого.
Отдельно стоит упомянуть два вида товаров, которые превратились в своего рода «международно-узнаваемые бренды» Булгарии. Во-первых, это меховые шапки из соболя или куницы. А во-вторых, несравненные сапоги из юфти (специально обработанной кожи). Такие сапоги на Востоке даже прозвали «булгари» (то есть «булгарские»).

«Париж на Волге»: главный мегаполис Булгарии
Развитая экономика ведёт к быстрому росту городов. Не стала исключением и Волжская Булгария. Сейчас археологи насчитывают порядка 170 булгарских городов (это те, чьи следы удалось обнаружить). Крупнейшими из них были Булгар, Биляр и Сувар.
До середины 12-го века столицей государства был Булгар (ныне город Болгар в Татарстане), позднее эта роль перешла к Биляру. В начале 13-го века, накануне монгольского нашествия, Биляр достиг размеров, потрясающих воображение. Русские летописцы называли его «Великим городом». По площади (500 га) и численности населения (до 50 тыс. человек) Биляр мог соперничать с крупнейшими городами средневекового мира — Парижем, Краковом, Новгородом, Дамаском, Самаркандом.
Город окружали три ряда укреплений, общей протяжённостью более 10 км. Здесь, в Биляре, находилась резиденция эмира и располагалась центральная соборная мечеть («джами»). Кстати, одна из древнейших в Восточной Европе! Биляр был многонациональным городом — открытым для всех, кто приходил с добрыми намерениями (лучше всего, конечно же, если «по торговой надобности»).
В Биляре имели свои представительства русские, хорезмские и армянские купцы, жили наёмные воины из Скандинавии, трудились выходцы из финно-угорских народов Поволжья.

Берестяные грамоты и обсерватории
Вместе с принятием ислама в Булгарию пришла и арабская письменность. Стоит отметить, что в местном обществе знание ценилось весьма высоко. Средневековые арабские путешественники отмечали, что булгары «презирали невежество и ограниченность познаний». Сами булгары, по мнению тех же арабов, отличались «осведомлённостью и ясностью ума».
Уже в 10-м веке в Булгарии в городах существовали своего рода «начальные школы». О грамотности не только правящей верхушки, но и простых ремесленников свидетельствуют надписи, сделанные мастерами на своих изделиях. Текущую переписку вели на досках, покрытых воском, и на бересте. Но для важных документов предпочитали использовать бумагу.
К сожалению, нашествие монголов уничтожило почти все письменные памятники Булгарии. Но в арабских хрониках сохранились упоминания о булгарских учёных, медиках, историках. А какой-то звездочёт задолго до Улугбека (знаменитого среднеазиатского правителя-астронома 15-го века) уже вёл астрономические наблюдения в 700 км к северу от Булгара.
Знание арабского и персидского языков было нормой для культурного человека. Немало булгар знало и русский язык. Это было необходимо для ведения торговых операций с русскими княжествами.

«Ал-Булгари»: знак международного признания
Если поначалу булгары стремились завершить своё образование в каком-нибудь из «учёных городов» Востока (Багдаде, Бухаре, Самарканде, Герате), то затем одним из авторитетных научных центров Азии стал Биляр.
В билярское медресе (высшее учебное заведение в мусульманских странах) стремились попасть выходцы со всего мусульманского Востока. Те из арабов, кто учился в Булгарии, получали в своих странах прозвище «ал-Булгари» («булгарский»). А сами булгарские учёные высоко ценились в мусульманских странах в качестве учителей и наставников.
Так, учёный-булгарец Ходжи Ахмед был наставником знаменитого эмира Махмуда Газневи (971−1030). Этот великий завоеватель, совершивший 17 походов в Индию и создавший центрально-азиатскую империю от Каспия до Инда и от Персидского залива до Аральского моря, всю жизнь с уважением вспоминал своего учителя — «шейха Хасана ал-Булгари».

Мёд, березовый веник и моллюски: чем лечились в Булгарии?
Медицина в Булгарии находилась на вполне развитом для того времени уровне. Булгарским лекарям были хорошо известны полезные свойства трав и минералов. Кроме того, они ценили укрепляющие здоровье пар и берёзовый веник (по легенде, именно таким способом была вылечена булгарская царевна Туйбике).
Для борьбы с простудой широко использовался мёд. Булгарские врачи одними из первых при диагностике заболеваний стали прощупывать пульс больного. Они научились даже удалять камни в почках и мочевом пузыре. Во врачебной практике использовались (уже тогда, в 10−11 веках) ланцеты, пинцеты и даже тюбики для лекарственных мазей. Эти древнейшие тюбики изготавливались из тонких листиков серебра и покрывались разнообразным тиснёным орнаментом, по которому один тюбик можно было отличить от другого (чтобы не перепутать снадобья при лечении).
Булгарские медики умели создавать как смертоносные яды (ими смазывались наконечники стрел), так и чудодейственные лекарства. В Афганистане, Иране, Индии с давних пор во врачебной практике использовалась мазь «чарме-и булгхар» («булгарская кожа») для лечения кожных болезней.

«Псы Чингисхана»: конец прекрасной эпохи
Удивительный факт, но за всё время своего существования (10−13 века) Булгария не знала длительных междоусобиц. Булгарам удалось сохранить единое государство и не распасться на удельные княжества — как, например, произошло на Руси в 11−13 веках.
Кто знает, как бы повернулась история Восточной Европы, если бы первое мусульманское государство на Волге продолжило своё существование. Но увы, монгольское вторжение сделало этот вариант невозможным.
В 1236 году на Булгарию нахлынула Орда под руководством знаменитого Субэдэя — монгольского полководца № 1, одного из легендарных «четырёх псов Чингисхана».
Субэдэй не просто завоевал Булгарию, но стёр с лица земли её великолепные города. Монгольские кочевники рассматривали города не как центр культуры, а как объект обороны, который могут использовать враги, а значит, его лучше просто ликвидировать.
Страшную ненависть монголов и лично Субэдэя к булгарам многие объясняют сокрушительным поражением, которое непобедимые тумены Чингисхана потерпели на берегах Волги в 1223 году. Злопамятные монгольские полководцы не забыли и не простили своего позора. Они были одержимы жаждой мести. И через 13 лет Булгария испытала на себе всю мощь кочевых орд, отправившихся в Великий западный поход.
Самым печальным для Булгарии оказалась не сама разрушительная сила монгольских орд (их страшный удар испытали на себе русские княжества, Китай, Хорезм), а желание Батыя сделать в этих землях центр своих владений. Его ставка оставалась в Волго-Камье долгие годы. Кочевникам не нужны ни города, ни пашни. Им достаточно стойбищ и пастбищ. Тысячи мастеров и ремесленников из Булгарии были угнаны в Монголию.

Превращённая в пепелище Булгария так и не возродилась. Её земли вошли в состав Золотой Орды, чтобы потом (много позднее, в 1438 году) стать основой для нового государственного образования — Казанского ханства. Но это уже совсем другая история.
Автор — кандидат исторических наук
Равиль Камалетдинов
Источник: Канал "Дилетант"

Вятские историки упорно не хотят обратить внимание на то, что Вятская (Нукратская) земля в XII-XV веках была частью Волжской Булгарии. История её писалась булгарскими летописцами. Как ныне выглядит Приволжский федеральный округ, примерно в этих границах существовала и Волжская Булгария. Экономические и этнические связи Волжской Булгарии сохранились и в нынешнем федеральном округе. Это не только связи запад-восток, но и север-юг. Недаром персидский странствующий купец Бадр ад-Дин Хасан ар-Руми в 1340-х годах посетил булгарский "касаба Афаткун" (по-персидски) - городок Вяткин (по-русски), и не только посетил, но и сделал топографические измерения. Его путешествие от Болгара до Афаткуна заняло 20 дней пешей ходьбы на север, а по самой короткой ночи - три с половиной часа - он определил примерную широту местоположения городка - 58 град. с. ш., что соответствует Нукрату-Вятке в устье реки Моломы. Об этом можно прочитать в сборнике научных статей "Вопросы ономастики". Екатеринбург, 2006. № 3, в статье Напольского В.В. "Вятка, Джулман, Югра и Сибирь в арабском источнике первой половины XIV в". Известный уралист, профессор анализирует материалы, найденные в египетской энциклопедии "Масалик аль-абсар...". Это первое упоминание города Вятки в иностранном источнике, если не считать булгарскую хронику. Выше приведённая статья Равиля Камалетдинова - это краткое изложение истории Волжской Булгарии, подробнее можно узнать в хронике "Джагфар тарихы", было бы желание. Привёл ссылку и на статью из материалов Всероссийской научной конференции "Вятская земля в пространстве исторической памяти", посвященную 650-летию города Кирова, где о памяти, мягко сказать, речи не идёт. Скорее, о беспамятстве.

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Изложено все верно (с моей точки познаний), но изложено далеко не всё!))  Реальная история Булгарии много сложнее. Начать с того, что примерно в этих же пределах на Волге в 4-8 веках существовала Именьковская АК, по мнению многих современных исследователей, населенная славянскими выходцами с Днепра с заметным участием остготов. Здесь были многочисленные города и селения, развитое земледелие. Булгары зашли на эти земли в три этапа, последний привел в 9 веке откочевавший из днепро-донских степей хан Алмуш. Дело в том, что Великая Кара-Булгария к тому времени окончательно развалилась под ударами хазар, мадьяр и русов. Хан решил устроиться на восточной окраине этого полукочевого образования, одновременно, перехватив важный Волжский торговый путь. Именьковцы (с 8 века) под давлением булгар и других степняков покинули регион, обосновались на верхней Оке и на нижней Вятке. Отсюда родство двух анклавов вятичей, наблюдается преемственность Именьковской и Вятских культур 6-13 веков (укрепления городищ, трехслойный пакет). Часть именьковцев осталась и была ассимилирована, став основой булгарского оседлого населения. Алмуш стал собирать новое государство, переселять к себе людей с Камы, утвердил мусульманскую религию в противовес враждебным хазарам-иудеям. Но хазары еще 50 лет держали булгар под контролем. И только пара походов усилившихся русов положили конец власти Хазарии в Вост. Европе. Хазары разошлись по всем сторонам, часть купцов осела в Булгаре. 

Вятский регион не был однозначно в зависимости от булгар, дальше устья Моломы они не бывали. На Чепце в 10-13 веках существовала самобытная АК (булгарской керамики очень мало), есть основания связать ее с известной по арабским хроникам Арсанией - третьей Русью. В 12 веке Булгария подвергалась атакам верхневолжских русов, что заметно ослабило государство в добавок к внутренним схваткам за власть. Монголы использовали эти разборки и противоречия, переманивали на свою сторону князей-изгоев русских и булгар. За счет беглых "оппозиционеров" они пополняли свою армию. Булгария долго сопротивлялась, на правом берегу нижней Камы собрались уцелевшие булгары, были окончательно разбиты только через 30 лет совместным русско-ордынским воинством. Остатки Булгарии оформились в отдельные княжения, Кашан, Жукотин, Казан и др. Окончательно они исчезли в период распада Орды в конце 14 века (поход Тимура, набеги ушкуйников, москвичей, ордынцев) и формирования центра власти в Казани. 

Аватар пользователя дядя Женя

Евгений Анатольевич! Я с тобой согласен. Просто, не хочу брать историю шире территории Приволжского федерального округа и глубже XII  века, поскольку неподготовленные читатели впадают в ступор от обилия непонятных названий (именьковская культура, ещё есть худяковская, еманаевская - две последние основаны на раскопках в Тужинском районе, но даже тужинские школьники их явно не изучают). Но и не ограничиваюсь только Никулицыном, Хлыновом и Котельничем, то есть ПСВ. Писал на прошлую Прямую линию с Президентом вопрос: "почему у вятской  истории отнимают 224 года её в составе Волжской Булгарии? На удивление, из миллиона вопросов и мой вопрос заметили. Ответ пришёл из Мин.культуры Кировской области. Всё-то у них подвергается сомнению, но "плодотворно изучается", что "Вятская земля в XII-XV веках находилась в составе Волжской Булгарии является спорным", "булгарская хроника "Джагфар тарихы" не может служить единственным источником по истории Вятки (так есть ещё Книга Большому Чертежу и информация из египетской энциклопедии), что "описанные в хронике события и даты подтверждаются русскими летописями" не может являться подтверждением подлинности текста ( какого текста, изложения и конспектов перевода ДТ? - суть от этого не меняется) и тд.

Аватар пользователя skygrad

Чтобы понять Вятскую историю надо уходить в глубь и ширь!)) В глубь веков и в ширь по географии. Так как без изучения этногенеза народов и взаимодействия культур и государств в протяжении веков легко упустить важное. Вот в ДТ ничего нет о Чепецкой культуре 9-13 веков, а она была. Ал-Гарнати побывал в Булгаре (середина 12 века) и описал купцов из стран Ару и Вису к северу от Булгара, а это наши края. На Каме булгарские артефакты есть, на Вятке очень мало. Занята она была без них, хотя из-за скудости археологических исследований 1-го тысячелетия остается Белым пятном. Удмуртские историки раскопали на Чепце много интересного, когда искали предков удмуртов. По моему мнению, Ару - это Чепца, а Вису - севернее устья Моломы, куда прибывали купцы с Печоры и Двины, а также, Новгорода. Все они торговали со скандинавами. Меха, оружие, кость для поделок, украшения, серебро и олово. 

ДТ как красная тряпка - ею только дразнить наших чиновников от истории)) Им, видимо, инструкцию дали на сей счет. Никто ее не читал, но все боятся)) Хотя ничего особо крамольного не вижу, есть некоторые литературные завихрения, но есть и явно реальные описания. Наверно, не нравится, что там все слишком подробно до деталей и убедительно, а потому требует пересмотра устоявшихся концепций. 

Аватар пользователя дядя Женя

Вису и есть Бийсу.

Соловьев С.М.  "История России с древнейших времен", том I : "... К 968 году относят восточные писатели поход руссов на волжских болгар, разграбление главного города их (Болгар), который был складкою товаров, привозимых из окрестных стран; потом Русь вниз по Волге спустилась до Казерана, разграбила и этот город, равно как Итиль и Семендер. Все это согласно с русским преданием о походе Святослава на Волгу. и битвах его с козарами, ясами и касогами... (стр. 161) 

...Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар; в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о дунайских и сербах... (стр. 189)

...Под 994 и 997 годами упоминаются удачные походы на болгар; в первый раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские.... Важно также известие о торговом договоре с болгарами волжскими в 1006 году . Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам и не торговать с тиунами, , вирниками, огнищанами и смердами... (стр. 190)   

Аватар пользователя дядя Женя

Я бы хотел по отписке Мин. культуры Кировской области пройтись  в ответ на мой вопрос на Прямую линию Президента: "Почему у Вятской земли отняли 224 года существования её в составе Волжской Булгарии?"

"история древней Вятки плодотворно изучается, выводы по ней формулируются на базе разных исторических источников". Если "плодотворно изучается", почему в последних 15 выпусках альманаха "Герценка: Вятские записки" ( с 2016 года) отсутствуют темы по истории древней Вятки? На основе каких источников сформулированы выводы, если вятского летописания не существовало по банальной причине: Вятская земля была в составе Волжской Булгарии, и историю Вятской (Нукратской) земли писали булгарские летописцы. Вятская земля в XII-XIV годах даже не граничила с русскими княжествами.

"Утверждение о том, что история Вятской земли основана исключительно на "Повести о стране Вятской" подвергается сомнению". Насчёт исключительно на "Повести..." - конечно же нет. Есть ещё "Сказание о вятчанех" - вариант "повести" (или наоборот), "Вятский временник", русские летописи. Только почему "подвергается сомнению". Или автор ответа не уверен, на каких исторических документах написана история? Может быть, потому, что публикаторы не скупясь добавляли в "Повесть..." свои фантазии? Изданная А. Балыбердиным большим тиражом и розданная бесплатно кировским учителям "Повесть о стране Вятской" с целью популяризации Вятской истории будет учебным пособием в школах? Но там же ничего нет о древней Вятке, всё крутится вокруг Хлынова и "благородных" новгородцах, захвативших Болванский городок в 1181 году с помощью св. Бориса и Глеба, которые помогли новгородцам как помогли Александру Невскому в ледовом побоище 1240 года. Ничего не смущает? ("Свод летописных известий о вятском крае" А.А.Спицын)

"Утверждение о том, что Вятская земля в XII-XV веках находилась в составе Волжской Булгарии является спорным... после нашествия Батыя в XIII веке Волжская Булгария прекратила своё существование". "Со времени Батыева раззорения до 1445 года бывшее болгарское царство управлялось посылаемыми из Сарая наместниками, которые, кажется, задумывали не раз отложиться от кипчакского хана; это вызвало страшное раззорение татарами Болгарии в 1391 году при Тохтамыше, после которого она уже не могла оправиться... Раззорение Вятки в 1391 году находится, конечно, в ближайшей связи с походом Тохтамыша на Булгары" ("Свод летописных известий...". С. 17.)  Разорение Вятки в 1391 году в связи с походом на Булгары не говорит о том, что Вятка и Булгарское царство существовали и в XIV веке? И даже в XV  веке до 1445 года - Булгария платила дань. И только потом "Улу-Махметъ и сын его Махмутекъ на развалинах булгарского царства основали сильное царство казанское" (там же).

"Булгарская хроника "Джагфар тарихы" не может служить единственным источником по истории Вятки..." Булгарская хроника не единственный источник и не главный, а подтверждающий то, что, согласно "Книги Большому Чертежу", городок Хлынов и городы Вятка "по Вятке реке по Котелничь сверху" (в данном случае, Ковровское и Шабалинское городища в устье Моломы) - разные города, что разрушает концепцию А.В. Эммаусского, что Хлынов и есть Вятка, и опровергает дату основания Хлынова по первому упоминанию Вятки в 1374 году.

"Утверждение о том, что "описанные в хронике события и даты, подтверждаются русскими летописями" не может являться подтверждением подлинности текста". Если в 1181 году Всеволод Большое Гнездо предпринял попытку взять булгарскую столицу город Буляр, в результате которой от выстрела боевой стрелой с городской стены был смертельно ранен племянник Всеволода князь Изяслав Глебович, после чего Всеволод Юрьевич снял осаду и ушёл с войском домой, о чём говорят русские летописи. То же самое, но более подробно описывает булгарская хроника, включая имя стрелявшего - Мер-Чура, тархан города Колына (конечно же русские его имя не знали). Можно ли верить, что за меткий выстрел в Изяслава Глебовича он получил от кана Габдулы Чельбира тамгу-печать с изображением лука и стрелы? В чём подвох булгарской хроники, если и событие, и дата совпадают? Кто и ради чего стал бы фальсифицировать это событие? Другое дело, что Мер-Чура в хронике - мер города Колына (Холынова) и губернатор Нукратской (Вятской) губернии, а город Колын-Вятка как административная единица будет перенесён в более безопасное место после его разорения Бектутом царевичем в 1391 г.,битвой Анфала Никитина с Михаилом Россохиным в 1418 г. в новопостроенный город, который получит то же название (Холынов-Хлынов) и печать с изображением лука и стрелы. Случайное совпадение? О подлинности хроники можно прочитать в статье

Гази-Барадж тарихы (1229—1246 гг.). Вопрос о подлинности летописи

 

З. А. Львова,
старший научный сотрудник Эрмитажа

 

Соловьев С.М.  "История России с древнейших времен", том II : "... Еще под 1229 годом наши летописи упоминают, что саксины и половцы прибежали с низовьев Волги к болгарам, гонимые татарами, прибежали и сторожа болгарские, разбитые последними на реке Яике. В 1236 году 300 000 татар под начальством Батыя вошли в землю Болгарскую, сожгли славный город Великий,  истребили всех жителей, опустошили всю землю: толпы болгар, избежавших истребления и плена явились в пределах  русских и просили князя Юрия дать им здесь место для поселения: Юрий обрадовался и указал развести их по городам поволжским и другим... (стр. 140) 

Соловьев С.М.  "История России с древнейших времен", том II : "... Еще в XII и XIII веке мы видели стремление Северо-Восточной Руси к естественному распространению своему на восток вниз по Волге, на счет болгар, мордвы и других туземных племен; стремление это было надолго остановлено татарским нашествием и внутренними движениями, которые имели следствием усиления Московского княжества; теперь же, как скоро Северо-Восточная Русь снова усилилась единовластием, а татарское владычество ослабело, опять начинается наступательное движение русских на древнюю Болгарскую землю. По окончании борьбы с Литвою и Тверью, весною 1376 года великий князь послал воеводу своего Димитрия Михайловича Волынского на болгар; с Волынским отправились двое молодых князей нижегородских - Василий и Иван Дмитриевичи, и подступили под Казань... русские вогнали неприятеля в город, и князья казанские Асан и Магомет-Солтан принуждены были добить челом великому князю; заплатили тысячу рублей Димитрию московскому, тысячу новгородскому, три тысячи воеводам и ратным людям; кроме того, летописец говорит, что русские посадили в Казани своего сборщика податей (дорогу) и таможенников. (стр. 282)

... Между тем разбои новгородской вольницы не прекращались: в 1369 году осенью шло Волгою 10 ушкуев (разбойничьих судов), а иные шли Камою и били их под Болгарами; в следующем году дважды ходили новгородцы Волгою и много зла наделали. В 1371 году ушкуйники разграбили Ярославль и Кострому. В 1374 году разбойники в 90 ушкуях пограбили Вятку; потом взяли Болгары и хотели зажечь город, но жители откупились 300 рублей, после чего разбойники разделились: 50 ушкуев пошли вниз по Волге, к Сараю, а 40 вверх, дошли до Обухова, опустошили все Засурье и Маркваш, высадились на левый берег Волги, истребили суда свои, отправились к Вятке на лошадях, и дорогою разорили много сел по берегам Ветлуги... (стр. 296)   

Аватар пользователя skygrad

Вполне точный пересказ Соловьева сообщений летописей о булгарских делах конца 14 века. Так что булгары еще были вплоть до образования Казанского ханства. Княжеский двор примерно в 1399 году в результате похода на булгар московского князя Юрия Дмитриевича перебрался на Вятку в Карино.

По моей версии, именно князь Юрий стал основателем нового Казанского ханства под именем хана Улуй-Мухамеда. Поищите, что у Соловьева про все это)) А еще лучше, не поленитесь и начните знакомство с моими работами, это своего рода энциклопедические справочники с фактами, цитатами и версиями. И мои выводы, конечно.

Аватар пользователя Акулов Олег

Вполне здравый ответ  от ведомства!   Спасибо!   Я лично удовлетворен.     На высшем уровне подтверждена сомнительность, мягко говоря,    так наз. "хроники".        Вятский вопрос явно трудно подвигаемый по объективным причинам,  спешить не надо,   раскопают,  найдут  информацию,   тогда   сдвинется..    

Аватар пользователя дядя Женя

Чем же Вы, Олег, удовлетворены? "На высшем уровне" подтверждена сомнительность т.н. хроники? Кто там, "на высшем уровне"? Историки отдела регионоведения? Так, они ДТ и не читали. Может быть, Вы прочли 1-й том "Джагфар тарихы"? Или хотя бы статью З.А. Львовой, старшего научного сотрудника Эрмитажа? А нет, так и судить-рядить нечего. ДТ всего лишь подтверждает то, что написано в Книге Большому Чертежу: Хлынов и Вятка - разные города, "городы Вятка" - это Ковровское и Шабалинское городища, артефакты раскопок подтверждают наличие там булгарского присутствия и существования административного центра. Басню о Хлынове уже написали, теперь попробуйте такую же басню про "городы Вятка" сочинить. А отписка "ведомства" (ведать - знать) говорит о неведении чиновниками не только своей истории, но и не компетенции "министерства культуры Кировской области". Гляньте на "Ворота русского севера". Они точно на север указывают, когда алтарь Спасского собора на восток? - И это одно направление. А "Ворота русского севера" должны быть в устье Моломы, на водно-волоковом и торговом пути по Моломе, Югу, Северной Двине. Про водно-волоковый путь что-нибудь слыхали? Это и без ДТ известно, очевидно, не всем. Одна знакомая поэтесса написала: "А я не стала слов разбрасывать, непоправимый слыша бред. Зачем дальтонику доказывать, где красный, где зелёный цвет".