История эта произошла в далекие и страшные сороковые годы века прошедшего. В одной глухой вятской деревушке, что в завятской части Малмыжского уезда, жили три брата. И жили они настолько разной жизнью, так диаметрально противоположно друг другу строили свои судьбы, что окружающие их люди наверняка удивлялись: а родные ли это братья? Но обо всем по порядку.
Брат старший – Никита, в восемнадцать лет ушел в Красную Армию и сразу же окунулся с головой в омуты гражданской войны: воевал против Сибирской армии адмирала Колчака, которую в мае 1919 года в ее стремительном «Беге к Волге» смогли остановить только в Малмыжском уезде. Затем разведчиком 150-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии участвовал в Советско-польской войне 1919-1921 годов. Воевал он отважно, раз уж в 1923 году приказом Реввоенсовета Республики «За боевые подвиги в разведке» его наградили орденом «Красного Знамени РСФСР» (боевым конечно же, трудовых тогда и в помине не было). В общем – герой войны.
Средний брат – Михаил, жил обычной жизнью: работал в колхозе, женился и воспитывал троих детей, один из которых только родился. Вполне возможно, что жизнью своей он был доволен и тихо радовался.
Судьба же брата младшего – Василия, была полной противоположностью судьбе братьев старших. В 1934 году осудили его по печально знаменитой статье 58.10 УК РСФСР - «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». Судя по всему, его выслали, так как уже в 1936 году осудили его за побег с места обязательного поселения (ссылки) по статье 82 того же скорбного кодекса. Но меру наказания определили ниже низшего предела – 1 год условно, хотя полагалось не меньше 3 лет лагерей.
Человеку с такой биографией вряд ли легко жилось в конце тридцатых годов (хотя, положа руку на сердце, надо отметить, что отделался он легким испугом – по 58.10 могли применить и «высшую меру социальной защиты», а попросту говоря – расстрелять). Потому подался Василий в лес и присоединился к банде из нескольких человек. Убивать - не убивали, но людей проезжих грабили.
Вот так три родных брата и встретили войну. Старший брат Никита, как и полагается герою Гражданской, уже в августе 1941 года добровольцем ушел на фронт. Человек с таким опытом на войне незаменим, потому назначили его старшиной отдельной роты связи 152 Краснознаменной стрелковой дивизии. Кто служил, тот поймет, почему именно старшиной.
Среднего брата Михаила также мобилизовали на фронт. Ну а младший Василий от мобилизации уклонился по понятной причине, ибо скрывался в глухих лесах. То есть, попросту говоря, дезертировал.
И так бы все шло своим чередом, но события стали развиваться стремительно. В конце 1942, а может быть в начале 1943 года, в родной деревне тайно объявился средний брат Михаил. Тайно – потому что дезертировал. Понять его можно – война страшная штука, и не каждому суждено родиться героем. Да и дома оставалось трое маленьких детей (один из которых родился как раз в печальном 1941-м), а время-то было голодное. У моей бабушки, например, в сороковых умерло четверо маленьких детей. Да.
В общем, появился в деревне Михаил тайно. Только не знал он, что его – стрелка 49 стрелкового полка 59 стрелковой дивизии, посчитали убитым 5 февраля 1942 году в бою у деревни Иваники Гжатского района Смоленской области. А посему и не искали. Но факт остается фактом – Михаил вынужден скрываться. А куда ему податься? Только к брату, то бишь в банду.
Жили они в землянках в глухих лесах, периодически грабили проезжих или прохожих. Иногда приходила к Михаилу его жена, кормила, и опять же – все тайно. Так продолжалось до конца 1943 года.
В один из дней 1943 года в деревне появились сотрудники НКВД – собрали всех жителей и предъявили для опознания найденный в лесу обезглавленный труп Михаила. Очень уж хотелось им узнать личность убиенного. Но тут жители деревни проявили несвойственную для того времени солидарность и не стали никого «опознавать». А проще говоря, не выдали жену Михаила, которой за недоносительство на мужа был уготован вполне определенный лагерный срок. А может просто пожалели трех маленьких детей.
Убийство, да еще совершенное таким изуверским способом, в любое время – ЧП. А в условиях военного времени при наличии банды в глубоком тылу – двойное ЧП. Потому прибыли в район из областного центра два майора НКВД. Так уж истории было угодно, что зафиксировались даже их фамилии – Курицын и Жолнин. Раскрыть убийство и ликвидировать банду они решили нестандартным способом. Для начала они вызвали в райком партии председателя колхоза из той деревни и поставили вопрос ребром: либо председателя здесь и сейчас они арестуют со всеми вытекающими последствиями в виде лагерей, либо председатель создает в деревне бригаду из числа жителей для поимки и ликвидации банды. Замысел чекистов понятен – местные жители леса знают лучше, да и банда наверняка порядком всем осточертела. Конечно же председатель выбрал второй вариант. Сказано – сделано. Уже через некоторое время банда была ликвидирована. Как – мне неизвестно. Знаю только, что младший брат Василий отправился отбывать наказание в Усольский исправительно-трудовой лагерь, в простонародье - Усольлаг в городе Соликамске. Да только долго он там не задержался – изъявил желание искупить свою вину кровью и 29.04.1944 года был призван Чердынским РВК Молотовской области. Понятно, что направили Василия в штрафной батальон. Удивительно для штрафников, но и тут судьба миловала Василия – с войны он вернулся целым и невредимым в родную деревню. Скрываться теперь не было смысла – вину он искупил полностью и жил после этого вполне спокойно и долго – уже в 1990 году его наградили Орденом Отечественной войны II степени.
Вернулся с войны живым и старший брат Никита – Победу он встретил в одном из центральных кварталов Берлина - Шарлоттенбург, в должности начальника хозяйственной части 300-го отдельного батальона связи своей 152-й Краснознаменной Днепропетровской, орденов Ленина и Суворова, стрелковой дивизии. К ордену «Красного Знамени» на его груди добавились медаль «За боевые заслуги» и орден «Красной Звезды». После войны он работал председателем колхоза в районе, пока не переехал в Среднюю Азию.
Кто убил Михаила – неизвестно до сих пор.
Почему я описал эту историю? Да потому что жена Михаила – моя двоюродная бабушка, а председатель колхоза, который ликвидировал банду – мой родной дед Яков Сидорович. Вот такая вот жизнь.
Счастья всем и помните: сейчас мы живем в не самое худшее время.
Спасибо за интересную историю! Готовый сюжет к фильму...
Спасибо, но история имеет продолжение, даже две линии продолжения. Эта история абсолютно реальна...
Вот это да... Прочитал с удовольствием. Трудная судьба была в те годы, ничего не скажешь...
А о какой деревне Малмыжского уезда идёт речь?
Деревня Шурги Арыкского сельского совета Малмыжского района.
Предлагаю добавить её на сайт и связать с фамилией в профиле!
Справка: Как проще искать родственников и земляков
Добавил.
История типичная для того времени. Удивительно, что Вы о ней знаете в подробностях, потому что такие истории скрывали и даже детям своим о них не рассказывали. Во многом поэтому мы и знаем плохо историю своих родов.
Дело в том, что у меня сохранились архив и дневники деда. Потому то я и знаю эту историю.
У меня мурашки по коже...
Спасибо!
История очень интересная, спасибо за рассказ! Судьбы многих людей - представителей поколения, пережившего Войну, содержат самые разные трагические истории...
Спасибо за рассказ, очень интересные судьбы...
Благодарю,очень интересно было узнать про судьбу деревни...хотелось бы ещё узнать что то новое..
Спасибо, Наталья!
Спасибо! Очень интересно! Сам жил в этой деревне 8 лет, и раньше даже мельком слышал эту историю, а тут в таких подробностях. Хотелось бы узнать продолжение.
Интересная история...жаль Михаила, хотя благодаря ему младший брат обрел нормальную жизнь...а моего двоюродного деда после осуждения и начала войны на войну не взяли...до самого конца войны проработал на стройке - я думаю, что это был исправительно-трудовой лагерь НКВД...а после освобождения пропал без вести...
Интересная история . И ещё хочу сказать , что старший брат Никита в составе 152 - ой дивизии освобождал город Днепропетровск . Одна из улиц города названа именем этой дивизии , на которой я бываю очень и очень часто . Вот такая земля круглая )
Вот ведь как судьба выворачивает!!!
Всегда интересно читать такие правдивые живые истории! Опубликуете ли ещё что-то из дневников своего деда?
Спасибо! Честь и хвала Вашему деду за дневники, благодаря которым мы узнаём историю из первых уст.