Была, оказывается, до революции такая должность - кумышечный надсмотрщик. Кумышка это как известно род самогонки, и похоже за этим делом наблюдал в полиции специальный человек. Особенно это дело было распространено среди удмуртов, с целью чего была здесь создана специальная "кумышечная стража", следившая за производством самогона. Правда, это плохо помогало. Удмурты продолжали варить тайком самогонку и даже давали отчаянное сопротивление властям. В архивных документах можно прочитать: "В Мамадышском уезде удмурты до полусмерти избивают кумышечного урядника, который после этого переводится на другое место, подальше от удмуртов....“Они боролись с кумышечной стражей всеми средствами: они отступали в леса, в овраги..."
В с. Юкаменском Глазовского уезда незадолго до революции на этом поприще трудился мещанин Иван Викторович Коробейников, уроженец г.Вятки. Жил он здесь, очевидно постоянно, хотя в приведенном документе указана только город Вятка, но в командировку в глухие леса северной Удмуртии "надсмотрщик" вряд ли повез собой беременную жену. В январе 1911 г. 20 числа у них с женой родилась дочь Валентина. Крестной девочки также стала вятчанка (насколько же красиво это слово звучит, чем кировчанка) Варвара Дмитриевна Ляпунова, жена цехового...
По материалам архива ЦГА УР.
В записи указано только "мещанин города Вятки" - это вовсе не означает, что Иван Викторович родился в Вятке и оттуда переехал в Юкаменское. На самом деле он вполне мог родиться в Юкаменском и прожить там всю жизнь, просто зарегистрирован он в Вятском мещанском обществе - ведь никак невозможно было стать "юкаменским мещанином", т.к. Юкаменское - это село, а не город. Кстати, его дочка, родившаяся в январе 1911 (по-видимому в Юкаменском), также автоматом стала "вятской мещанкой".
Интересный факт. Тоже сталкивался с упоминанием мещан не в городе.
Не совсем понятно, как именно стража следила за производством самогона. По-видимому, существовали какие-то нормативные акты, регулирующие эту сферу и как-то ограничивали производство? Интересно, а с русскими бражниками-самогонщиками тоже боролись?
Возможно представленный материал связан с подготовкой и принятием в России сухого закона. Про Ляпунову не понятно. Возможно дописать предложение?
Это 1911 год. Сухой закон был введен в Первую Мировую войну. Про Ляпунову было только указано, что жена "вятского цехового". Сегодня нашел, что в 1913 г. в Юкаменском у Коробейниковых родилась еще одна дочь, но здесь глава семьи указан уже как "акцизный надсмотрщик".
Если смотреть метрические книги и "клиоовые ведомости" (ведомости по приходам), там часто упоминаются мещане без принадлежности к городу. Например, в "клировой ведомости" с.Лебяжья Уржумского уезда за 1910 г. упоминаются две женщины мещанки.
Приятно читать ваш ответ, ни каких КВ, МК ...
В продолжение темы о борьбе с пьянством, кумышковарением и бражничеством.
Статья Антона Касанова "Борьба за трезвость на Вятке": http://kasanof.livejournal.com/43698.html
Если в метрических книгах мещане указаны без "прописки" - это явное нарушение. Для крестьян обязательно должна указываться деревня или сельское общество (для крепостных - помещик + деревня), для мещан - город, для священнослужителей - церковь, для дворян - губерния. В клировых ведомостях может и допустимо указание только сословия, без "прописки".
Интересно. А наш пра-пра-дед был "конюшенный объезчик" (horse master)
ГА РМЭ, ф.305, оп.2, д.68
№116, 27.07.1856 / Села Пектубаевского коннюшенного объещика Стефана Иванова Ухова сынъ Михаилъ, 3 года… на прих. кладбище
Свящ: Фёдор Годяев, дьяк: Яковъ Орловъ
№73, 11.06.1857 / 14.06.1857
Иоаннъ - Южанской волости деревни Янаевы крестьянинъ Екимъ Никитинъ Королевъ и жена его Ольга Иванова, оба православного вероисповедания.
восприе́мник - той же деревни Конюшенного объезчика Стефана Иванова Ухова сынъ Симеонъ; той же деревни крестьянина Феодосия Никитина дочь Марфа
Свящ: Фёдор Годяев, дьяк: Андрей Вадиковский