Кумышечный надсмотрщик

Была, оказывается, до революции такая должность - кумышечный надсмотрщик. Кумышка это как известно род самогонки, и похоже за этим делом наблюдал в полиции специальный человек. Особенно это дело было распространено среди удмуртов, с целью чего была здесь создана специальная "кумышечная стража", следившая за производством самогона. Правда, это плохо помогало. Удмурты продолжали варить тайком самогонку и даже давали отчаянное сопротивление властям. В архивных документах можно прочитать: "В Мамадышском уезде удмурты до полусмерти избивают кумышечного урядника, который после этого переводится на другое место, подальше от удмуртов....“Они боролись с кумышечной стражей всеми средствами: они отступали в леса, в овраги..."

В с. Юкаменском Глазовского уезда незадолго до революции на этом поприще трудился мещанин Иван Викторович Коробейников, уроженец г.Вятки. Жил он здесь, очевидно постоянно, хотя в приведенном документе указана только город Вятка, но в командировку в глухие леса северной Удмуртии "надсмотрщик" вряд ли повез собой беременную жену. В январе 1911 г. 20 числа у них с женой родилась дочь Валентина. Крестной девочки также стала вятчанка (насколько же красиво это слово звучит, чем кировчанка) Варвара Дмитриевна Ляпунова, жена цехового...

По материалам архива ЦГА УР.

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

В записи указано только "мещанин города Вятки" - это вовсе не означает, что Иван Викторович родился в Вятке и оттуда переехал в Юкаменское. На самом деле он вполне мог родиться в Юкаменском и прожить там всю жизнь, просто зарегистрирован он в Вятском мещанском обществе - ведь никак невозможно было стать "юкаменским мещанином", т.к. Юкаменское - это село, а не город. Кстати, его дочка, родившаяся в январе 1911 (по-видимому в Юкаменском), также автоматом стала "вятской мещанкой".

Аватар пользователя ru-danko

Интересный факт. Тоже сталкивался с упоминанием мещан не в городе.
 

Аватар пользователя ru-danko

Не совсем понятно, как именно стража следила за производством самогона. По-видимому, существовали какие-то нормативные акты, регулирующие эту сферу и как-то ограничивали производство? Интересно, а с русскими бражниками-самогонщиками тоже боролись?

Возможно представленный материал связан с подготовкой и принятием в России сухого закона. Про Ляпунову не понятно. Возможно дописать предложение? 

Аватар пользователя shura

Это 1911 год. Сухой закон был введен в Первую Мировую войну. Про Ляпунову было только указано, что жена "вятского цехового". Сегодня нашел, что в 1913 г. в Юкаменском у Коробейниковых родилась еще одна дочь, но здесь глава семьи указан уже как "акцизный надсмотрщик". 

Если смотреть метрические книги и "клиоовые ведомости" (ведомости по приходам), там часто упоминаются мещане без принадлежности к городу. Например, в "клировой ведомости" с.Лебяжья Уржумского уезда за 1910 г. упоминаются две женщины мещанки. 

Приятно читать ваш ответ, ни каких КВ, МК ...

В продолжение темы о борьбе с пьянством, кумышковарением и бражничеством.

Статья Антона Касанова "Борьба за трезвость на Вятке": http://kasanof.livejournal.com/43698.html

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Если в метрических книгах мещане указаны без "прописки" - это явное нарушение. Для крестьян обязательно должна указываться деревня или сельское общество (для крепостных - помещик + деревня), для мещан - город, для священнослужителей - церковь, для дворян - губерния. В клировых ведомостях может и допустимо указание только сословия, без "прописки".

Была, оказывается, до революции такая должность - кумышечный надсмотрщик.

Интересно. А наш пра-пра-дед был "конюшенный объезчик" (horse master)

ГА РМЭ, ф.305, оп.2, д.68

№116, 27.07.1856 / Села Пектубаевского коннюшенного объещика Стефана Иванова Ухова сынъ Михаилъ, 3 года… на прих. кладбище
Свящ: Фёдор Годяев,  дьяк: Яковъ Орловъ

№73, 11.06.1857 / 14.06.1857
Иоаннъ - Южанской волости деревни Янаевы крестьянинъ Екимъ Никитинъ Королевъ и жена его Ольга Иванова, оба православного вероисповедания.

восприе́мник - той же деревни Конюшенного объезчика Стефана Иванова Ухова сынъ Симеонъ; той же деревни крестьянина Феодосия Никитина дочь Марфа
Свящ: Фёдор Годяев, дьяк: Андрей Вадиковский