Священник Петр Мышкин - просветитель Парзинского края

В 2016 году исполняется 110 лет со дня памяти Петра Евсигнеевича Мышкина, священника Свято-Троицкого храма села Верх-Парзи Глазовского уезда, оставившего яркий и неизгладимый след в истории Северной Удмуртии. Приехав в Глазовский уезд совсем еще молодым человеком, о. Петр закончит свои дни седым старцем, окруженным любовью родных и почитанием прихожан. Плодом многолетней и многотрудной деятельности священника станет просвещение обширного лесного края, которому он отдаст свыше пятидесяти лет своей жизни. 

                                               Священник П.Е. Мышкин в 1900 году

Петр Мышкин родился в 1824 г., в с. Филипове Вятского уезда в семье священника. В 1846 г. он окончил курс Вятской Духовной семинарии в числе лучших учеников, с  аттестатом первого разряда. Отличные способности и поведение, хорошее здоровье, позволяли Петру продолжить учебу в Духовной академии или университете, но он выбрал учительскую стезю. После открытия в г. Глазове в том же 1846 г. духовного уездного училища, молодой человек приехал в город в качестве одного из  преподавателей нового учебного заведения.

 Петр был назначен учителем в низшее отделение училища, а в октябре 1846 г. ему было поручено заведование училищной аптекой,  открытой «для безмездного пользования учеников» на пожертвования местного духовенства и частных лиц. 

Через два года в училище состоялся первый выпуск. Итоги экзаменов показали «весьма хорошие успехи и достохвальную нравственность и настроенность некоторых из учеников». Семинарское правление записало одобрение преподавательской деятельностью Петра Мышкина в его послужной список и перевело учителем в класс латинского языка.

Но молодому преподавателю не суждено надолго оставаться в стенах Духовного училища. Одной из основных причин перемен в его жизни стало то, что в середине XIX в. в Вятской губернии была проведена массовая христианизация местного «инородческого» населения. В итоге усилий православных миссионеров число «новокрещан» в Глазовском уезде резко возросло. В это время, в среднем, на одного священника приходилось 3.976 прихожан, из них 1.625 были удмуртами. Возникла острая необходимость в открытии новых приходов.

Иосиф Андреевич Стефанов, протоиерей городского Преображенского собора и миссионер Глазовского уезда, имел счастливый дар находить талантливых людей. Присматривался он также и к молодым учителям. К Петру Мышкину протоиерей относился с отеческой заботой, увидев в нем своего преемника и единомышленника. 

 В 1850 г. в с. Порзи (или Парзи), расположенном в 30 верстах от г. Глазова, был открыт новый православный приход, состоящий исключительно из инородцев-вотяков. И Петр Мышкин принимает судьбоносное решение: перейти из училища на должность священника в с. Парзи. 1 октября 1850 г. он был рукоположен во дьякона, а 5 числа – во священника. На место своего служения он прибыл в конце октября,  в сопровождении диакона Глазовского Преображенского собора Павла Петровича Поздеева. Диакон, хорошо знакомый с этой местностью и «знавший отяцкий язык», рекомендовал вотякам в деревне Главатских поселить у себя о. Петра. Но вотяки не поверили о. дьякону и не пустили священника на квартиру, говоря: «Чего ты над нами смеешься: какой это поп, больно молод и без бороды». Едва удалось уговорить одного домохозяина, и о. Петр был поселен в вотской избе.

В тесном доме, отапливаемом по-черному, без дымохода, семье молодого священника жить было просто невозможно. Его супруга была вынуждена остаться в г. Глазове. Первое время о. Петр жил один в вотской избе, спал с вотяками на одних полатях, перенося удушливый вотский «зымъ» и «терпя страшные угары». А по весне, когда земля оттаяла, о. Петр срочно занялся благоустройством своего жилища. Священник вместе с ребятами постарше «наделал кирпичей из глины, склал дымоход, сажу вымели, обмазали белой землей, сразу стало светло». Через год он построил на свои средства маленький домик в три окна и перевез к себе жену и дочь. В деревне Главатских семья батюшки прожила четыре года.

При поступлении на место, о. Петр, не знавший ни слова по-вотски, в течение  года в совершенстве изучил язык своих прихожан, причем не из книг или записей, а благодаря живому общению с местными вотяками. (Петр Мышкин был впоследствии назначен переводчиком вотского языка на инородческом миссионерском съезде, проходившем в с. Селтах в 1870 г.)

 В начале своего служения в Парзинском краю о. Петр приложил большие усилия по искоренению язычества. В вотских деревнях он сжег более полусотни воршудных коробов (обиталище божества), в том числе «Быдзымъ-квала» или «великий чум», к которому на моление через 2 года на 3-й год собирались вотяки в числе нескольких тысяч. Дело это было опасным. В дер. Вениж, позднее вошедшей в Дебинский приход, искоренение языческого святилища едва не привело к трагедии. Разъяренные вотяки, у которых о. Петр и уездный миссионер о. Иосиф Стефанов отобрали воршуда (родовое божество), хотели заживо сжечь священников и уже приготовили для них костры. «Но неустрашимых деятелей на ниве Божией Господь спас: тогда вдруг разразилась страшная гроза, молния в деревне поразила дом главного вотского жреца, и устрашенные вотяки разбежались».

С самого начала своей службы в Парзях, о. Петру пришлось также взять на себя заботу о «насаждении грамотности среди вотяков». В селе, где к русской национальности принадлежал только сам священник, грамоту знали лишь трое отставных солдат. Первую школу в Парзях батюшка открыл в своем доме, и сам же стал в ней учителем. Но «у вотяков того времени не было никакого стремления к грамотности и насаждение грамотности стоило о. Петру больших трудов. Например из деревни Кулаковской (Абагурт) он набрал себе в школу до 50 человек детей и давал им свой стол, чтобы удержать их в школе». Однако, по словам священника с. Понино Стефана Крекнина, вотяки имели большую привязанность к родному дому, и часто случалось, что «дети, отданные в школу из дома в село за 5-10 верст, не могли подолгу оставаться в школе и убегали домой».

Ситуация начала меняться с открытием в приходе в 1858 г. второго штата священников, когда появилась возможность открыть школу при церкви. Преосвященным епископом Вятским и Слободским, Елпидифором (Бенедиктов) «во священника к Троицкой церкви села Верхпарзинского» был рукоположен Иоанн Васильевич Дернов, после окончания Вятской Духовной семинарии определенный «наставником Юкаменского сельского Приходского училища». Он и стал «блюстителем и руководителем» церковной приходской школы, а с 1860 г. по 1876 г. преподавал в этой школе безвозмездно. Спустя почти 20 лет, в 1877 г., о. Иоанн Дернов был переведен из Парзей в г. Глазов. По указу  Вятской Духовной Консистории за обучение «поселянских детей» грамоте он был награжден набедренником. Впоследствии о. Иоанн был удостоен сана протоиерея, стал благочинным первого округа и миссионером северной части Глазовского уезда.

    Протоиерей Иоанн Дернов 1890-е годы ​

За свою жизнь о. Петр  трижды отдавал свои дома под школы, на 20 лет опередив земство, открывшее первую школу в Парзях только в 1874 г. И хотя в церковных школах учили только чтению, письму, счету и закону божьему, ситуация с грамотностью населения в крае начала меняться в лучшую сторону. Прихожане быстро поняли «пользу грамотности» и приобрели «живое стремление учить своих детей». К примеру, в 1880-е гг. исследователь Н. Г. Первухин, исследуя быт и нравы вотяков Глазовского края, замечал, что «если невеста выбирается жениховой родней без особой придирчивости», то родные невесты «предпочитают тех женихов, которые знают грамоту». 

Кроме всех прочих забот, парзинский священник взял на себя труд просвещения местных удмуртов в области сельского хозяйства. Это было вызвано еще и тем, что в 1864 г. был принят «закон, запрещавший свободную расчистку казенных лесов и передвижение на новые починки. В то же время волны русских переселенцев энергично вливались в Вотский край, достигая уже самых глухих лесных уголков». Благосостояние удмуртского населения начало падать. «Во всем стало оскудение». И о. Петр, в целях «поднятия благосостояния края» приложил все усилия к тому, чтобы  «ввести улучшенные способы земледелия и приучить вотяков к ремеслам».

К этому времени в стране возникла острая потребность в людях грамотных и добротно обученных, так как  начального образования уже было не достаточно. Еще в 1883 г. земствам было предоставлено право, при получении разрешения Министерства государственных имуществ, открывать «низшие сельскохозяйственные школы». В 1890-е гг. в Вятской губернии были открыты две земские сельхозшколы:  Парзинская – в Глазовском уезде и Савальская -  в Малмыжском.

Состоя гласным в Глазовской земской управе, о. Петр приложил усилия к тому, чтобы сельхозшкола и ферма были устроены именно в его приходе. С бывшим председателем земской управы Александром Егоровичем Корепановым и с первым управляющим фермой  Григорием  Александровичем  Суховым о. Петр ходил по первому осеннему снегу по порзинскому лесу и разыскал место для устройства фермы. Школа открывшаяся 5 марта 1895г., в пяти километрах от с. Парзи, носила имя «Сельскохозяйственной школы культурных хозяев». О. Петр, совместно с Суховым «выработал устав с/х школы, сообразуясь с местными потребностями. С ним же он переводил на вотский язык брошюры о травосеянии и скотоводстве. <...> Можно сказать, что Парзинская с/х школа и ферма есть вполне его детище. Первые годы существования школы он был здесь законоучителем»

Парзинская сельхозшкола была рассчитана на выпускников, как минимум, низших начальных школ. Программа включала в себя общеобразовательные и специальные предметы (земледелие, животноводство, ветеринария, пчеловодство  и др.). Большое внимание уделялось практическим занятиям в существующих при школах фермах и ремесленных мастерских. Обучение в них было бесплатным. «Контингент учащихся состоял, главным образом, из крестьянских детей близлежащих уездов губернии». «Первый выпуск из 7 человек был произведен в 1899 г.». Эта школа, неоднократно менявшая свой статус и название, благополучно функционировала почти сто лет и была закрыта только в 1987 г. 

 Прекрасную память оставил о себе парзинский батюшка и среди ученых и исследователей. Инспектор народных училищ Глазовского уезда Николай Григорьевич Первухин, один из лучших этнографов этого края,  в 1885-1889 гг. собиравший материалы по археологии, фольклору и быту местного вотского населения, так охарактеризовал о. Петра: «Старожил Глазовского уезда, инородческий миссионер с 1879 г. и до конца своей жизни,  прекрасный знаток вотского языка и вотских обычаев, немало печатавший о вотяках, как на страницах Вятских Губернских Ведомостей, так и в др. периодических изданиях». Позднее, в 1892 и 1894 гг. удмуртский край посетил финский ученый Юрьё Вихманн, задавшийся целью изучения языка, диалектов и обрядов родственного народа. Остановившись в доме о Петра Мышкина, финн писал: «Этот 70 летний старик дружелюбно меня принял, устроил в своем доме из 7 комнат, уступил мне свой рабочий кабинет».

 

Церковь в Верх-Парзях. Начало ХХ века (ГАКО. Фотофонд 0092)

    О. Петр Мышкин в 1900 году

Более полувека батюшка был почти единственным насадителем религиозных, культурных и просветительских начал в парзинском краю. По словам самого священника, «здесь я встретил только лес и лес и в прихожанах тьму непроглядную! Только Бог же и помог мне все это вытерпеть!». В течение 59-ти лет о. Петр Мышкин строил церкви, дома, школы. Кроме того, он не забывал и о православном просвещении своих прихожан, заботясь об их «чистоте душевной и телесной».

К концу жизни о Петр превратился в убеленного сединами «немного сурового, угрюмого старца, как дремучий лес, среди которого он сначала поселился, а душу несомненно имел поэтическую, добрую». О. Стефан Крекнин, близкий друг и сподвижник, так описал последние дни парзинского священника: «Сознание и ясность мысли не оставляли его до последних минут. Перед самою кончиною он близко подозвал к себе двух дочерей и долго держал их руки в своих руках. Потом несколько раз благословил в воздухе всех присутствующих родных иерейским благословением. Наконец сам несколько раз перекрестился, дал знать присутствующим, чтобы все вышли из комнаты, сложил крестообразно свои руки на груди и… тихо скончался».

 

Церковь в Верх-Парзях. Начало ХХ века. (ГАКО. Фотофонд 0091)

Главной памятью о П.Е. Мышкине считали церковь, заложенною в деревне Крестово, строившуюся 15 лет и освященную во имя Святой Троицы. «В воздаяние чести за выдающиеся труды» протоиерея Петра Мышкина похоронили под построенной им Троицкой церковью.  В 1936 г., в разгар «безбожных пятилеток» храм был полностью разрушен. Только фотографии сохранили внешнюю красоту Троицкого храма. И нет памятника ни в холодном камне, ни в сердцах людских тем, кто был солью русской земли.    

«Да не оскорбится же никогда память ваша никаким пристрастным судом, никаким легкомысленным словом!»

   

                              Место, где стоял храм села Парзи. Фото: Г. Кочин. 2015 г.

   Часовня на месте храма села Парзи. Фото: Г. Кочин. 2015 г. 

          Примечание

 ЦГА УР. – Ф. 134. – Оп. 1. – Д. 949. – Л. 8 об, 9 об, 10 об. 

 ЦГА УР. – Ф. 134. – Оп. 1. – Д. 1004. – Л. 37 об.

ВЕВ. 1906. № 21. – С. 723-727, 730, 814 - 818, Протоиерей П.Е. Мышкин (Некролог).

ВЕВ. -  1894. -  № 4. - Отдел неоф. – С. 118. Сумароков П. К пятидесятилетию Глазовского Духовного Училища.

ВЕВ. – 1893. – № 19. – С. 575.

ВЕВ.  - 1894.  - № 6. - С. 190.

ВЕВ.  - 1894.  - № 21. - С. 685.

ВЕВ. – 1899. - № 11. – С. 556. Крекнин С. Вотяки Глазовского уезда и краткий очерк христианской миссии среди них.

Аксаков С.Т. Семейная хроника; Детские годы Багрова – внука. – М.: Худож. лит. 1982. – С. 222.  

Галеев А.Х. Топонимика населенных пунктов Глазовского района. – МУК «Глазовская районная ЦБС». 2009. – С. 42.

Глазовский район: из прошлого в настоящее / Сост. В. С. Шудегова. – Глазов, 2011. – С. 241.

Иванова Н.В. Чебершур начинался с Поздеевых. // Откуда пошла земля Парзинская : Из истории Парзинской сельской администрации. – Глазов. 2005. – С. 9. 

Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1896 г. – Вятка. 1895. – С. 14, 337. 

Макурина В.В. Миссионерская деятельность православного духовенства в Глазовском уезде Вятской губернии в конце XIX - начале XX в. // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья. – Глазов. 2007. – С. 37.

Опаленный подвиг батыра. Жизнь и творчество Кедра Митрея: Воспоминания, статьи, письма, посвящения и произведения Кедра Митрея / Сост. З. А. Богомолова. – Ижевск: Удмуртия, 2003. – С. 165.

 Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка. 1889. Эскиз I.– С. 25.,  Эскиз II. – С. 9.,  – Вятка. 1890.–  Эскиз V. - С. 47 – 48.

Субботина А.М. Деятельность земства по развитию профессионального образования во второй половине XIX - начале XX в. //Материальная и духовная  культура народов Поволжья и Урала. - Глазов, 2002. – С. 30

 Титова Н.П. Глазовский район: Характеристика, вехи истории. //Из истории Глазовского р-она 1929 – 1999.  – Глазов. 1999. – С. 10.

Худяков М. Г. История Камско-Вятского края. - С. 189 - 190.

Комментарии

Интересно , а есть ли у кого-нибудь информация о всех сыновьях Ивана Васильевича Дернова ?

Здравствуйте, Наташа. О Семье И.В. Дернова собран подробный материал. 

Меня интересует Александр Иванович Дернов . 

Дело в том , что воспреемницей моей прабабушки (1892 г с.Люм Глазовского уезда) была Людмила Николаевна , жена дьякона с.Зюздино-Афанасьевское Александра Ивановича Дернова . У меня есть подозрения , что Людмила Николаевна -сестра отца новорожденной( св.Ливерий Николаевич Курочкин) , а вот кто этот дьякон ? Не секрет , что в то время среди священнослужителей было много тёзок .

 

Спасибо за внимание к нашей работе. Наташа, все что касается семьи Дернова И. В., опубликовано после тщательной проверки в архивах. О жене,  дьякона с. Зюздино-Афанасьевское А.И. Дернове, сообщение позднее. 

Аватар пользователя crek

Я извиняюсь, но фото с комментарием  « Место, где стоял храм села Парзи. Фото: Г. Кочин. 2015 г.» Фото точно не того места. Разрушить такой храм, из видимых остатков увидеть только фрагменты фундамента, которые даже для часовни малы. 

Уважаемый, Иван. Привожу отрывок из статьи Глеба Кочина, научного сотрудника отдела истории МБУК "Глзовский краеведческий музей", Судьба Свято-Троицкого храма села Верх-Парзи.

Окончательно Свято-Троицкая церковь села Верх-Парзи была закрыта на основании постановления ЦИК УАССР от 16 марта 1935 г., а ее здание передано для использования под «культурно-просветительное учреждение».

В изъятом храме были снесены купола и оба боковых крыльца, разобрана церковная ограда. Кирпич пошел на нужды колхоза. В бывшей церкви разместили клуб, но затем храм был передан под склад.

Через год районным властям срочно понадобился кирпич для строительства льнокомбината в городе Глазове. И потому 29 августа 1936 г. Глазовский Райисполком, ссылаясь на то, что храм в Верх-Парзях «не имеет никакого ... удобства для развертывания культурной работы и без капитальных затрат не может быть» перестроен под здание клуба, признал «необходимым церковь снести, а на это место построить деревянный колхозный клуб». К концу 1937 г. Верх-Парзинская церковь, которую о. Петр Мышкин и прихожане строили 15 лет, была разрушена полностью. Кирпич от разобранного храма был увезен в Глазов и остатки растащены местными жителями.

Сейчас на месте церкви на холме на окраине современного села Парзи находится поросший молодыми сосенками большой котлован, с разбро­санными по нему обломками кирпичей и каменных глыб.

До сих пор находятся предприимчивые люди, которые в этом месте ищут драгоценности, кре­сты и золото. В конце 1980-х гг. трактористы, работавшие на ремонте дороги, разрыли при помощи техники могилу священника на месте храма. Скорее всего, это  была могила о. Петра Мышкина. На земле валялись человеческие кости, зелёные щепки и ручки от гроба. По центру котлована была чётко видна кладка из кирпичей, место склепа, с поднимающимися вверх ступеньками. После известия о содеянном сельские старожилы и сделали перезахоронение.

В 1990-е годы в селе появилась православная община. 18 мая 2009 г. из Глазова в Парзи прошел Крестный ход. На месте Свято-Троицкой церкви при большом стечении жителей села был установлен и освящен деревянный Поклонный крест.

Два года назад глава МО «Парзинское» Владимир Леонидович Васильев начал на собственную зарплату и своими силами возводить маленькую кирпичную поклонную часовню на месте разрушенного храма. В этом году на часовне были установлены крыша, крест и большая икона Святой Троицы.

На сегодняшний день, парзинцы выбирают место под строительство  новой церкви. 

Татьяна , я о том , что дьякон с.Зюздино-Афанасьевское не обязательно мог быть сыном Ивана Васильевича Дернова , хотя возраст и имя соответствуют , ведь в моих документах никаких данных более нет , только имена и место службы .

Наташа, попытаемся собрать сведения о дьячке (Дернов Александр Иванович)  и как сына Глазовского о. Дернова, и по церкви с. Зюздино-Афанасьевское.

Как я поняла надо установить имя жены дьячка. 

Имя-то как раз известно -Людмила Николаевна . У прапрадеда была сестра , как раз Людмила Николаевна . Было бы хорошо узнать девичью фамилию или год рождения Людмилы Николаевны , жены дьякона Дернова А.И. из с.Зюздино-Афанасьевское .

Девичью фамилиюЛюдмилы Николаевны не обещаю, это как повезет.

Дернова Людмила Николаевна - дочь священника села Верхосвятицкого, родилась в 1868г.

На 1894 год детей у нее не было.

Сведения предоставлены работником архива Глазовской епархии, Глебом Кочиным.

Далее подтверждающие документы.

ЦГА УР. Ф.134. ОП.1. Д.971. Л. 228, 229 об.

Наташа, вы живете в Кирове, и у вас есть возможность узнать информацию в Кировском архиве. Не упускайте и эту возможность.

Да , в Кирове , но только если заказать кому-то поискать информацию . Я думала , что может быть есть имя и  год рождения , он практически всегда указывался в то время  , если уже есть совпадение , то искать в архиве .

Да , это сестра моего прапрадеда . Он тоже родился в Верхосвятитцком и служил там же . 

А дьякон Дернов сын Ивана Васильевича Дернова ?

 

Так , год рождения немного не сходится , по моим бумагам выходит 1867 .

Наташа, не сомневайтесь, да, Дернов Александр, сын Ивана Васильевича Дернова. 

Людмила Николаевна родилась в середине года, отклонения в один год связаны с датой отправки ведомостей отчета.

С разрешения Татьяны напишу свою просьбу .

Ищу потомков Романова Михаила Георгиевича , преподавателя русского языка , литературы , старославянского учительского института г.Глазова , преподавал в 1930-1940 -е годы . Это брат моего прадеда . Знаю , что у него было 2 сына и 2 дочери .Один сын учился в Глазове , другой был офицером в Арзамасе , одна дочь училась в Кировском пед.институте , другая в Ленинграде в пед.институте , это на 1948 год . 

Вот и ещё одна веточка нашлась .

Чисто теоретически на фотографии с юбилея мог быть мой прапрапрадед Николай Николаевич Курочкин , отец Людмилы . К тому времени ему было примерно 68 лет . 

Пишите известную подробную информацию. Будем продолжать работать.

Информацию какого плана ?

Татьяна, меня очень заинтересовали фотографии храма и внутренего интерьера из фотофонда ГАКО. Хотелось бы тоже найти виды храмов по одному району, но говорят в "Фотофонде" очень сложно это сделать. Описи не выдают на руки, фото отсканированы в компьютере, но никак не подписаны. Возможно ли всё таки найти нужный храм и ли нет?

Евгений Игоревич, напишите конкретно по храму в личное сообщение. О работе с фотофондом в ГАКО сообщу позднее.

Дорогие братья и сестры. Приглашаем всех на богослужения в строящийся храм Богоявления Господня с. Парзи. Ссылка на группу вКонтакте https://vk.com/hramparzi

Аватар пользователя amorioco

Пару месяцев назад начал индексировать метрики по Свято-Троицкой церкви, и вот попалась интересная статья про священника Петра Мышкина. К тому же и с его фотографией. Хотя бы раз в год стараюсь оказаться в Парзях. И теперь захотелось увидеть место, где была раньше эта церковь.