1. Основание храма.
Таким был храм до революции
5 ноября 1907 г. в г.Вятка произошло большое церковное торжество – состоялось освящение нового градского храма в честь прп. Серафима Саровского. Храм изначально был единоверческий, но никому из вятчан в те счастливые для России дни и в голову бы не пришло, какую огромную роль суждено будет сыграть этому единоверческому храму в православной жизни города.
Единоверческая община существовала в г.Вятка давно, хотя свою регистрацию она получила только в 1902 г. Напомню, что единоверие – переходная ступень между старообрядчеством и православием, направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении своих обрядов признают юрисдикцию Православной Церкви и совершение богослужений православными священниками. Возникло течение в 17 веке, но на Вятке начало распространяться, судя по архивным документам, только в 19 веке, да и то вятские старообрядцы не спешили переходить в единоверие. Даже в начале 20 века единоверческих общин в губернии было немного, например, в Уржумском уезде действовал только 1 храм; после 1917 г., когда была объявлена большевиками «свобода вероисповедания», подобные общины на Вятской земле и вовсе прекратили свое существование, в основном перейдя в разряд обычных православных приходов.
Единоверческая община г.Вятки была небольшая и потому своего храма не имела. К 1907 г. в общине состояло 222 человека (108 мужчин и 114 женщин) разных сословий. Поэтому все богослужения проходили с 1902 г. в Трехсвятской церкви Успенского Трифонова монастыря; монастырю принадлежало и все имущество церкви. Не было и своего постоянного священника – богослужения совершал священник с.Кузнецово Нолинского уезда. Священнику полагалось жалование – 300 р. в год, и, кроме того, он пользовался «добровольными даяниями» прихожан за требоисправления. С 1902 г. богослужения для единоверцев совершал священник Кузнецовской церкви о.Терентий Широких, которому предстояло стать и первым священником Свято-Серафимовской церкви. На службах священнику помогал псаломщик, который получал жалования 120 р. в год из средств Вятской духовной Консистории.
Таким образом, единоверческая община г.Вятки остро нуждалась в своем храме. История строительства Свято-Серафимовской церкви была связана с обретением мощей прп. Серафима Саровского. Вятские купцы-единоверцы присутствовали на открытии мощей преподобного Серафима Саровского и, пораженные множеством чудес, происходивших от святых мощей, по приезду в Вятку загорелись желанием построить единоверческий храм в честь прп. Серафима.
Инициативу строительства храма поддержали два вятских купца – Константин Константинович Ярунин и Александр Яковлевич Тырышкин. 21 марта 1904 г. Вятская духовная Консистория по благословению преосвященнейшего Никона, епископа Вятского и Слободского, идя на встречу единоверческой общине, издала указ № 3296 о строительстве в городе для общины церкви во имя прп. Серафима Саровского. Проект храма был заказан популярному в то время вятскому губернскому архитектору И.А.Чарушину. Им создан был вначале проект деревянного храма, но он не понравился заказчикам. Купцы настояли на том, чтобы храм был построен в кирпичном исполнении.
Обращаясь к традициям русской церковной архитектуры 17 столетия, И.А.Чарушин создал эскиз необычно красивого храма с колокольней, перекрытой шатром, и с 2 рядами килевидных кокошников, которые служили основанием 5 барабанов с главками. Входы в церковь располагались симметрично по бокам алтарной апсиды и вели в крытые галереи; в свою очередь каждая галерея имела еще и по 2 боковых входа. Необычную выразительность храму придавали и неоштукатуренные кирпичи. Красивый проект каменного храма очень понравился представителям единоверческой общины, и он был утвержден городскими властями.
В первых числах мая 1904 г. началось строительство нового храма в честь прп. Серафима Саровского на Успенской улице г.Вятки, на земле, пожертвованной купцом Яруниным.
Закладка церкви состоялась 13 июня 1904 г. Закладной камень был положен епископом Никоном. К сожалению, городская застройка в то время здесь была такая плотная, что отведенная под церковь территория, оказалась попросту «зажатой» ею, и алтарь должен был выходить на Успенскую улицу. И.А. Чарушин нашел выход из положения, создав оригинальную планировочную композицию, которая и была воплощена в камне.
По соседству с новым храмом возвышались купола Успенского Трифонова монастыря и Донской церкви. В церковных документах значилось, что новая церковь находится «в ограде Вятского Успенского Трифонова монастыря».
В постройке церкви участвовал весь приход. Прихожане подвозили и подносили кирпичи, месили раствор. Строительство церкви шло так быстро (благо вятские купцы его щедро финансировали), что уже к концу 1904 г. основные работы вчерне были завершены - первые ряды окон со вставленными решетками, почти завершена кладка галерей, ризницы и сторожки.
К концу 1905 г. стоимость строительных работ составила 20900 р. 37 коп. Председателем строительного комитета был вятский купец А.Я.Тырышкин. В этот комитет поступали и пожертвования от прихожан, хотя основную лепту в основном, конечно, внесли купцы-единоверцы т.к. богатых прихожан было немного. Дарилась и богослужебная утварь. Художник Анастасий Черногоров подарил будущему храму написанную им на «золотом материале» и имевшую «чеканный фон» икону прп. Серафима Саровского высотой 14, а шириной 10 вершков.
Работы по внутреннему благоустройству храма затянулись еще на целых три года. Есть предположение, что проект великолепного иконостаса церкви тоже был выполнен И.А.Чарушиным. Только 14 октября 1907 г. состоялось «освящение и поднятие звона на колокольню», а 5 ноября 1907 г. - освящение самой новой церкви, церемонию которого провели преосвященные Филарет и Павел со служением божественной литургии. До того времени богослужения для единоверческой общины шли по-прежнему в Трехсвятской церкви.
В «клировой ведомости» церкви за 1907 г. сохранилось следующее описание церкви: «Зданием каменная, пятиглавая, с таковой же колокольницею, новая. Престол в ней 1во имя св.преподобного Серафима Саровского чудотворца. Утварью достаточна. Штат еще при ней не открыт. Земли при сей церкви нет…»
Внутреннее убранство церкви изначально было очень бедным, видимо меценаты уже не хотели жертвовать на храм, истратив значительные средства на его строительство, предоставив эту возможность остальным прихожанам. В 1905 г. в «клировой ведомости» церкви указывалось: «Утварь частично принадлежит монастырю, а частию принадлежит и приобретена на средства прихожан и единоверцев».
Только спустя 10 лет в церкви возник богатый иконостас, к сожалению впоследствии безвозвратно утерянный. Этот иконостас стоял из 6 рядов значительного количества икон, в основном работы Палехской школы. К сожалению, теперь даже не известно, какое имущество и какие святыни хранились в храме до революции т.к. опись церковного имущества была таинственно изъята в советское время (по всем остальным храмам области такие описи сохранились в Государственном архиве).
В собственности церкви также находились каменный погреб в 3 помещения, обшивной деревянный дровяник и деревянная баня, крытая железом. Кроме того, купец К.К.Ярушин пожертвовал в 1904 г. для будущего причта 2 двухэтажных полукаменных дома, 1846 и 1874 гг. постройки. Причту церкви была отведена и земля – сенокосная и пахотная.
2. Первые служители храма
Храм в наши дни
8 октября 1908 г. Святейшим Синодом был учрежден штат новой церкви в составе по-прежнему священника и псаломщика с обеспечением им жалования. Первым настоятелем храма стал священник Иоанн Иовлевич Широких, совершавший богослужения для вятских единоверцев с 1902 г.
Отец Терентий происходил не из духовной семьи. Он родился 26 октября 1865 г. в обычной крестьянской семье в д.Конная Площадка Сретенского прихода Нолинского уезда. Закончив Вятскую братскую миссионерскую старообрядческую школу, в 1888 г. он назначается учителем Боровской братской школы Нолинского уезда. Спустя несколько лет, 4 ноября 1893 г. учитель Широких был определен священником к церкви с.Мартелово Глазовского уезда, а затем 14 ноября рукоположен в сан. Рукоположение в священники учителей миссионерских школ не было редкостью в те годы; несколько лет учительского труда в подобной школе приравнивались с учебой в духовной семинарии, даже без окончания таковой. 24 апреля 1902 г. о.Терентий был перемещен на священническое место в с.Кузнецово родного Нолинского уезда, в котором служил до 1908 г. Вместе с тем священник Терентий Широких был командирован и в г.Вятку «для совершения богослужебных треб, богослужений для вятских единоверцев», с оставлением при этом в штате Кузнецовской церкви. Кроме того, с 1902 по 1906 гг. о.Терентий проходил должность помощника Епархиального миссионера по Вятскому, Орловскому и Слободскому уездам. Все это указывает на то, что о.Терентий был прекрасным миссионером, и выбор епархиального начальства был не случаен. Большую роль в его миссионерском служении сыграли, без сомнения, годы работы в братской школе и служение священником в Глазовском уезде, среди язычников-вотяков, которые очень плохо поддавались христианскому просвещению.
В 1908 г. о.Терентий как талантливый миссионер был назначен настоятелем нового единоверческого храма в г.Вятке. Одновременно с этим епархиальное начальство дает батюшке все новые и новые миссионерские послушания. Так, в 1908-1913 гг. о.Терентий заведует Вятской патриотической церковно-приходской школой вместе с преподаванием Закона Божьего. Будучи членом Миссионерского общества и общества святителя и чудотворца Николая, о.Широких участвует в миссионерских съездах, проводившихся в Нижнем Новгороде. В 1916-1917 гг. согласно решению Совета Вятского епархиального братства, о.Терентий вновь назначается окружным миссионером, на этот раз Вятского, Орловского, Слободского и Котельничского уездов.
Сохранился рапорт благочинного единоверческих церквей Вятского округа от 23 февраля 1912 г., который дает представление о широкой миссионерской деятельности Серафимовской церкви в те годы. Благочинный сообщал, что взаимоотношения между единоверцами и православным священником складывались вполне доверительные, уважительные; к священнику относились как к духовному отцу и наставнику. Священник проводил беседы со своими прихожанами, пытаясь присоединить их к православной вере, заботился об их просвещении. По воскресным и праздничным дням, во время проповеди, богослужения читались поучения современных проповедников, жития святых и поучения из разных старопечатных книг. Беседы с раскольниками велись публично, но иногда и в частных домах старообрядцев, раздавалась литература. В результате такой миссионерской работы, только за 1911 г. из раскола было «возвращено» 53 человека. Беседы со старообрядцами записывались в особые книги, которые позднее были переданы в Вятскую духовную Консисторию.
Служение талантливого миссионера было отмечено епархиальным начальством, он был неоднократно награждаем: набедренник, скуфия, 3 февраля 1908 г. – орден святой Анны 3 степени и 6 мая того же года – камилавка. Также батюшка имел серебряную медаль в память царствования императора Александра 3го. За церковную службу о.Терентий получал 300 рублей в год казенного жалования и чуть больше 100 р. добровольных подаяний прихожан, а также 300 р. вспомогательного пособия из средств Вятской духовной Консистории.
В 1918 г. жизнь батюшки трагически оборвалась. В 1990 г. близ место его погребения по инициативе родственников была открыта памятная доска с краткими сведениями о жизни батюшки.
В семье о.Терентия и матушки Марии Ивановны, которая тоже происходила из крестьянской семьи, выросло 9 детей, которые получили прекрасное воспитание и образование. Сыновья Иван, Василий, Сергей, Николай, Павел и Александр закончили духовное училище и хотели идти по стопам отца, что удалось это не всем. Известно, что Иван Терентьевич служил священником в с.Троицком Омской губернии, а Василий священником в починке Полтавском той же губернии.
Александр Терентьевич, также как и отец, всю свою жизнь посвятил Свято-Серафимовской церкви, сначала как псаломщик, а в 1914 г. был рукоположен в сан священника и служил в храме вместе со своим отцом. В 1930 г. о.Александр Широких был арестован и в феврале того же года коллегией ОГПУ СССР приговорен «за контрреволюцию» к лишению свободы сроком на 3 года. Позднее в Соколье бывший священник работал бухгалтером. К нему приезжал в гости брат Сергей с семьей. «Это был добродушный, приветливый человек» - вспоминал о дяде его племянник Б.С.Широких.же года коллегией ОГПУ СССР приговорен "м же госпитале работала хирургом и его жена, впо
Хотел стать священником и Сергей Терентьевич, но год окончания им семинарии выпал на 1918 год. В аттестате, подписанном 5 (18) июля 1918 г. ректором семинарии протоиереем В.Гагинским значилось, что он «по окончании курса в 4м классе и переводе в 5й класс по постановлению семинарского правления, с утверждения Епархиального Архиерея из семинарии уволен согласно прошению». Под влиянием нового времени, Сергей поступает в Вятский педагогический институт, в котором учился до апреля 1919 г. Позднее Сергей Терентьевич выбрал для себя призвание врача и связал с этим свою жизнь. В годы Великой Отечественной войны он был начальником госпиталя в г.Кирове; в этом же госпитале работала хирургом и его жена, впоследствии – заслуженный врач Российской Федерации.
Дочери Широких Ольга и Екатерина закончили Вятское женское епархиальное училище и до революции работали в Вятской казенной палате. Дочь Мария жила в советское время в г. Ленинграде, где ее застала блокада. Внук батюшки Б.С.Широких вспоминал: «После войны мы с отцом ездили к ней, она была больна…»
Первым псаломщиком Свято-Серафимовской церкви был Вячеслав Георгевич Бусов, назначенный на эту должность временно. Родился он 1885 г. в г.Вятка в крестьянской семье. Несмотря на свое происхождение и плохое материальное положение семьи, юноша поступил в духовную семинарию и закончил ее. После этого он был назначен временным псаломщиком единоверческой церкви, за служение в которой получал 120 р. из фондов Вятской духовной Консистории. Вместе с этим служил учителем пения в Вятской братской центральной миссионерской противораскольнической школе, в Вятской церковно-приходской школе Вятской народной монархической партии, в Вятской городской женской школе. Дальнейшая судьба Вячеслава Бусова не известна. После него в храме служили псаломщики Козьма Коротких, Александр Терентьевич Широких. После рукоположения Александра, вакансии псаломщика при храме не было ; по крайней мере в списке эмеритальной касс вятского духовенства за 1917 г. по храму значились только два священника – отец и сын Широких.
Немного известно о первых старостах Свято-Серафимовской церкви, старанием которых благоукрашался новый храм. Первым старостой в 1907 г. стал вятский мещанин Алексей Львович Синцов, жертвовавший много собственных средств на храм, например на певчих он ежегодно расходовал по 100 рублей. Со 2 ноября 1911 г. старостой Свято-Серафимовской церкви был вятский мещанин Иван Селиверстович Петухов.
К началу 1917 г. Свято-Серафимовская церковь г.Вятки была богато благоукрашена тщанием прихожан и находилась в зените церковной жизни. Единоверческая община при храме, несмотря на все миссионерские меры, неуклонно увеличивалась; в 1917 г. в ней насчитывалось уже 315 человек. Приход объединял не только городских единоверцев, но и единоверцев, живших в разных других уездах. В ведомости о приходе за 1917 г. значатся Троицкая, Камешницкая и Юрская волости Орловского уезда, Рыбинская и Нижнее-Уканская волости Глазовского уезда и др. Росло число прихожан, увеличивались и доходы церкви. В 1917 г. церковный капитал состоял из 8 банковских билетов. Этот мирный период церковной жизни подходил к своему концу, начиналась новая эпоха в истории храма.
Использованы документы архива ГАКО.
Спасибо, Дмитрий Николаевич, за хорошее изложение. Пока не встречался материал о единоверии.
Да, тема единоверия изучена слабо.
Но течение возникло не в 17 веке, а в 18 веке при Екатерине II, а официально учреждено в 1800 г.
Меня давно интересует вопрос, почему старообрядцы выбрали такое название храма? Они же не признают святых, канонизированных РПЦ после раскола.
Предлагаю еще одну статью по этой теме: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/edinovercheskie-cerkvi-v-tvor...
К сожалению, на том сайте не назван автор статьи.
Еще читал статью
Серафимовская единоверческая церковь города Вятки в начале ХХ века / Е. Г. Яговкина // Европейский Север в культурно-историческом процессе: (к 625-летию г. Кирова) : материалы междунар. науч. конф. – Киров, 1999. – С. 259–263;