Удалось случайно найти в архивных документах такого человека, к тому же имевшего отношение к Вятке и Удмуртии (хотя, конечно, у Верховного Правителя был не один телохранитель). Это был священник Иосиф Иванович Дектерев, родившийся в простой крестьянской семье на Урале, но сумевший закончить земскую школу. Затем фронт Первой Мировой, получил чин ефрейтора. На фронте, по его словам в акте допроса в НКВД, он возил полковника.
После демобилизации, он служит псаломщиком, но не на родине, а в Елабужском уезде Вятской губернии – селе Кураково. В 1918 г. он находился в городе Воткинске той же губернии, где его застала новая война - Гражданская. Иосиф Дектерев примыкает к повстанцам, воевавшим против советской власти, затем переходит к колчаковцам и служит в личной охране А.В.Колчака (по его словам, в протоколе допроса в НКВД). Как ни странно, в 1919 г. он уже в рядах Красной армии.
На фото: Верховный Правитель России и его личная охрана.
В 1920 году он возвращается в места, где начинал свой духовный путь, теперь вошедшие в состав республики Удмуртия, работает конторщиком на Ижевском заводе. С 1920 по 1930 гг. он служит диаконом в Дебесском районе Удмуртии. Там же принимает сан священника. Но бдительные работники ОГПУ не могли выпустить из виду такую интересную фигуру, как белогвардеец и личный телохранитель Колчака. В 1932 г. Иосиф Иванович был арестован и осужден по ст.58.10 УК на 3 года концлагеря. Общее обвинение звучало: «состоял членом контрреволюционной организации в Дебовском районе УАО, где проводил открытую пораженческую агитацию против советской власти, внедрение религиозного фанатизма среди населения…»
Год он находился в ссылке в Красно-Вишерском лагере. Освободившись в 1933 г., о.Иосиф находился несколько лет без определенных занятий и только в 1936 г. получил место в приходе села Красного Бельского района Удмуртии. Но послужить Богу батюшка смог недолго, и уже в 1937 г. вновь был арестован по стандартному обьявлению – антисоветская агитация. Из обвинительного заключения:
«Следствием установлено: священник-викторовец Дектерев Иосиф Иванович в 1931 г. состоял членом контрреволюционной организации в
Дебовском районе УАО, где проводил открытую пораженческую агитацию против советской власти, внедрение религиозного фанатизма среди населения, за что был судим.Отбыв срок наказания, Дектерев своей контрреволюционной деятельности не прекращал, а переехал в Бельский район в 1937 г. – снова стал проводить контрреволюционную агитацию, распространял антисоветские слухи о войне и гибели советской власти и развале колхозов. В 1918 г. Дектерев переходил в колчаковскую армию, находился в личной охране Колчака. Дектерев виновным себя признал.
Поставили: следственное дело по обвинению священника Дектерева И.И. направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Кировской области».
Сам батюшка на своем допросе говорил: «Я признаю себя виновным в том, что я как служитель викторовской ориентации как ранее, а также
сейчас высказывал недовольство к отношении проводимых мероприятий партии и советской власти в деревне, за что в г.Ижевске был арестован совместно с епископом Зарубиным Синезием и привлекался к ответственности за контрреволюционную деятельность к 3 годам концлагеря. По отбытии срока наказания, я работал священником церкви с. Красного Степинского района Бельского с/с. Я всеми силами старался как сам, а также через отдельных членов церковного совета больше увлечь верующих в нашу церковь, я хорошо поставил в церкви общее пение монастырское…». По словам священника, организация красивого богослужения привлекала в храм множество верующих из соседних Унинского и Богородского районов, где церкви были уже закрыты, и это мешало местным властям закрытию церкви в с.Красном.
Осенью 1938 года судьба священника была решена. Выписка из протокола заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской от 19 ноября 1938 г.:
«Слушали:
Дело № 5947 Бельского РО НКВД по обвинению Дегтярева Иосифа Ивановича, у белых, был в личной охране Колчака, в 1930-1931 гг. участник контрреволюционной церковно-монархической организации, судимый по ст. 58 п.10 УК на 3 года исправительно-трудовых лагерей.
Обвиняется в том, что вел злостную антисоветскую агитацию, клеветал на советскую власть.
Постановили: Дегтярева Иосифа Ивановича расстрелять.
Имущество конфисковать».
К этому времени батюшка был уже вдов, а его дочери Лидия и Нина уже имели свои семьи и жили отдельно. Почти год назад был расстрелян по такому же надуманному обвинению и его брат-священник - Степан Иванович Дектерев, служивший на территории Удмуртии и в Унинском районе, обвиненный в создании "контрреволюционной организации".
Архив ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп. 6 д. СУ-7699 (судебно-следственное дело священника Иосифа Дектерева);
ф. Р-6799 оп.7 д. СУ-8692 (судебно-следственное дело священника Степана Дектерева).
р.с.: учитывая хронологические рамки, Дектерев был в охране Колчака не долго - в 1918-19 гг., затем оказался каким-то образом в РККА. К сожалению, архивное дело очень скупо отражает его биографию и подробности этого периода жизни Дектерева пока неизвестны.
Спасибо за материал, не знал, что он был телохранителем Колчака.
Перепроверьте, пожалуйста, дату приговора и расстрела. По моим данным, это было в 1937 году.
А по первому делу он был арестован в мае 1931 года. Есть справки Мемориала.
Только в них фамилия Дектярев и даты рождения разные: 1884 и 1889.
Из истории церкви с. Красное Фаленского района
Село Красное (Царское, Городиловское, Красноселье).
"Летом 1936 года верующие провели полный ремонт церкви. А осенью церковь у них отобрали под зернохранилище. Верующие пожаловались в Облисполком. Облисполком приказал здание немедленно вернуть. Но атеисты уже начали сбор подписей за закрытие храма.
25 сентября 1937 года арестован, а 11 ноября приговорен к расстрелу за антисоветскую пропаганду, священник Дектярев Иосиф Иванович, 1884 г.р. Приговор приведен в исполнение 21.11.37.
Церковь закрыта постановлением Облисполкома от 11 мая 1938 года по ходатайству 421 из 522 жителей прихода. Верующим рекомендовали посещать Верхобельскую церковь, что в 6 километрах.
Красносельская община обжаловала это решение в Президиум ВЦИК СССР и в прокуратуру Кировской области. Дело было направлено в постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Но там решение о закрытии церкви утвердили окончательно.
Здание передали под клуб..."
Источник: http://www.falenki.ru/blog/selo-krasnoe
Спасибо, но материалы Мемориала нередко с ошибками, а эта информация из архивного дела. Думается, она точнее. Фамилия там обозначена как Дектерев или Дегтярев (см.текст приговора 1938 года), 1884 г.р. Арестован, действительно, мог быть в 1931 и 1937 гг., осужден позднее.
Выписка из протокола
заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской от 19 ноября 1938 г.:
«Слушали:
Дело № 5947 Бельского РО НКВД по обвинению Дегтярева Иосифа Ивановича, у белых, был в личной охране Колчака, в 1930-1931 гг. участник контрреволюционной церковно-монархической организации, судимый по ст. 58 п.10 УК на 3 года исправительно-трудовых лагерей.
Обвиняется в том, что вел злостную антисоветскуюагитацию, клеветал на советскую власть.
Постановили: Дегтярева Иосифа Ивановича расстрелять.
Имущество конфисковать».
ГАСПИ КО ф. Р-6799 оп. 6 д. СУ-7699 лл.25-26
Еще у него был брат Степан, расстрелян в 1937 году.
А фамилии Тройки у Вас не списаны?
Лично я стараюсь имена этих людей не светить при публикациях. Считаю, это не нужно. Мало ли кому что в голову взбредет...
Один в Тройке всегда начальник УНКВД. Их фамили всем известны. В те годы начальники часто менялись, поэтому можно точнее определить, где ошибка в дате: в деле, в Книге Памяти ЖПР или справке Мемориала. Абугов, Аустрин, Газов или Юревич?
Дмитрий, я все-таки настаиваю на том, что бы Вы перепроверили дату.
Ибо.
Решением Политбюро ЦК ВКП(б) № П65/116 от 17 ноября 1938 года судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских Управлениях РК милиции были ликвидированы. Дела передавались на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР.
У Вас дата уже 19 ноября 1938 г. Поэтому и сомнительно.
В документах ошибки нет. Ошибки в других, более сомнительных источниках
Дмитрий, зачем отвечать загадками? Какие сомнительные источники Вы имеете ввиду?
Решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П65/116 от 17 ноября 1938 года и Постановление СНК СССР и ЦК ВКПб от 17 ноября 1938 г. N 81
Так вот оно: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4167.htm
А вот приказ Берии о порядке осуществления этого постановления: http://brezhnevnews.ru/page/adaptive/id331360/photo/id1228972/?ssoRedire...
Почитайте.
Из него так же следует, что с 17 ноября 1938 года Тройки при УНКВД ликвидированы.
А те их приговоры, по которым расстрел еще не был произведен, подлежали пересмотру - см. пп. 13 и 14 приказа Берии. Дело должны были вернуть в УНКВД, а после пересмотра - в суд.
А Вы утверждаете, что приговор действительно был вынесен Тройкой 19 ноября 1938 года?
Именно Ваш источник и сомнителен.
Если не так, то выкладывайте скан выписки протокола Тройки. Буду извиняться.
Хорошо, буду в Кирове, сделаю и вышлю в личку.
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=839946669385798&set=a.8399471160...
Священников тысячами уничтожали. Что тогда, что сейчас заставят взять любой грех на душу.
Расстрелян в ноябре 1937 года
Моего прадедушку звали Дектярев Иосиф Иванович, был дьяконом в селе Дебесы Удмуртия, у него было 5 детей: 3 дочери Лида , Нина и Анна( младшая и моя бабушка) и 2 сына. Когда бабушке было 5 лет отца орестовали и больше о нем ни чего не было известно
...
Христос воскресе! Спасибо за материал. Хочу задать вопрос автору. Почему в первоисточниках, по которым, уверена, составлена эта статья записано "Дебовский район УАС". Вероятно, есть опечатка в статья или в первоисточнике: "Дебёсский район". Долгое время интересуюсь этой темой. Действительно в 1927 году Иосиф Иванович Дектярёв служил диаконом в Троицкой церкви села Дебёс, это последний диакон Свято-Троицкого храма, поскольку в 1927 году храм закрыли.