Опубликовано сб, 26/05/2018 - 13:25 пользователем skygrad
- В воскресенье 6 августа 1978 года в Слободском городе произошли некоторые события, свидетелем и участником которых я оказался.
- В те незабвенные года на стройках социализма катастрофически не хватало рабочих рук, которые общественно полезному труду на возведении свинарников и котельных предпочитали ковыряние в носу за сторублевую зарплату. Для затыкания прорех летом использовали дешевый труд полу подневольных студентов, завозимых иногда издалека. В этот раз к нам пригнали узбеков. Учитывая сдержанно хулиганский характер местной молодежи, столкновение оставалось вопросом времени. Вообще-то, национализм слобожанам, как и русским в целом, не характерен. Общеизвестна местная, отчасти двусмысленная, поговорка: "Татары и вотяки - наши родники". Но чужаков надо было поучить. Думаю, будь студенты даже из России, все случилось точно также, держись они изначально обособленно, как эти обкуренные узбеки. Говорят, когда после войны в городе стояла воинская часть, стычки с солдатами происходили постоянно.
- Считается, что драку перед танцами в горсаду затеяли из-за девок наши боксеры. Подкачавшись несколько месяцев в спортивной секции, эти ребята чувствовали себя хозяевами улиц. Существовали неярко выраженные группировки по районам города: Трофимовка, Демьянка и, наверно, другие. Драки на танцах случались почти каждый раз...
- В тот вечер, было еще совсем светло, я пришел на танцы в горсад один. У входа не-большая толпа молодежи что-то оживленно обсуждала. Тон задавал один возбужденный парень. Из разговоров я узнал следующее: узбеки напали на слобожан и резали всех, кто под-вернется, в том числе, музыкантов в горсаду. Говорили о десятках доставленных в больницу окровавленных пострадавших. Любопытно отметить, здесь же вертелся "местный" узбек - я встречал его и раньше - на него гнев не распространялся: "Не трогайте, он наш!". Когда-то в наш район для пополнения колхозов рабсилой завезли на постоянное жительство несколько десятков молодых парней из Узбекистана. Часть из них прижилась и обогатила местный генофонд.
- Кто-то бросил клич идти на общагу узбеков - отомстить. Где она находится - на бетонном заводе - знали не многие. Основываясь на своих "конспиративно-революционных" знаниях, почерпнутых из советских фильмов и зарубежных передач, я попытался организовать колонну по пять человек в ряду. Первые два ряда - из крепких парней сцепленных между собой в локтях. Быстрым шагом колонна двинулась по тротуару вниз в южную часть го-рода. Две машины милиции обогнали нас и попытались перекрыть улицу чуть ниже ДК, но ментов оказалось мало и, несмотря на пущенный газ, люди стали просачиваться сквозь редкий заслон. Увидев это, милиционеры попрыгали в свои машины и погнались следом за прорвавшимися.
- На Заводской улице самые отчаянные стали вооружаться, вмиг разобрав ограду оказавшегося на пути забора, при этом хозяин подбадривал: "Ребята, врежьте им, как следует!" Толпа собралась на пустыре перед железнодорожной веткой на фанерный комбинат. На путях стоял состав. Подъехали две пожарные машины, кто-то из милиции орал в матюгальник. Наконец, объявился проводник, и мы цепочкой побежали собачьими тропами через завалы бетонного производства в сторону общаги. Разгоряченный мент без фуражки пытался остановить нас в узком проходе, но, схватившись с одним парнем затерялся в клубах пыли позади. "Не останавливайтесь!" - командовал автор этих строк. В числе первых я оказался у за-крытых дверей общежития. После нескольких ударов из них высунулся испуганный мужик и стал уговаривать не входить внутрь: "Они там все с ножами, свет отключен!" Начинало темнеть. В руках некоторых парней были только палки и камни. В это время подоспели менты и начали оттеснять нас от входа. Но толпа уже собиралась.
- Милиция и активисты в штатском в количестве до 100 человек, плюс, уже упомянутые пожарные машины, выстроились вдоль фасада четырехэтажного здания, отделив его вход от массы молодежи. В окна полетели камни, которых после недавнего строительства валялось вокруг предостаточно. Вскоре не осталось ни одного целого стекла, включая противоположную сторону здания, - специально ходил смотреть. Активная часть толпы несколько раз с криками "Ура!" бросалась в атаку на цепочку милиции перед входом, но серьезных потасовок не завязалось. Большинство зевак наблюдало происходящее со стороны. После девяти вечера совсем стемнело, остался только свет фар автомашин, да, редких здесь на окраине фонарей.
- Прибыл начальник РОВД Розуван и стал убеждать в рупор: "Не устраивайте массовые беспорядки!" Однако это только раззадорило, в него полетели камни, в том числе и моя половинка кирпича приятно блюмкнула о крышу "Волги". Вывели плачущую женщину: "На первых этажах живут русские, у нас дети боятся!"
- Общага выглядела не жилой: темные пустые окна, только с верхнего этажа несколько узбеков еще кричали, грозили кулаками и чем-то кидались. Развязка приближалась.
- Значительная часть молодежи имела личные счеты с милицией. Задержанных подвыпивших парней частенько избивали, за что в ответ блюстители порядка слышали в свой адрес нелицеприятный возглас "Фашисты!", после чего ментовские тумаки становились увесистей. Иногда пытались свалить на случайно попавшихся нераскрытые дела. Большинство рядового состава видимо специально набиралось из сельской местности для исключения связей с городскими, что усугубляло противостояние. Когда среди родственников или знакомых появлялся такой, к нему возникало презрительно-заискивающее недоверие. К тому же, при поступлении на службу будущих блюстителей инструктировали дистанцироваться от прочих, - не пить и не дружить с ними.
- В одном "Уазике" сидел тогдашний спецназ в касках, с дубинками и, видимо, другими спецсредствами. Парни подошли вплотную: "Мужики, че вы там сидите?" - те молчат. Машину, шутя, раскачали, и она опрокинулась на бок. "Спецназ" повыскакивал, завязалась драка. Вперед выпустили милицейскую овчарку на длинном поводке, - кой кому она порвала новенькие джинсы. В ответ полетел град камней, теперь уже почти в упор. Один из ментов, видимо чувствительно получивший по голове, с ярости кинулся в толпу рядом со мной в тщетном намерении выцапать из нее своего, скорее, воображаемого обидчика, но его тут же начали дубасить кулаками. После этого прозвучали выстрелы в воздух, а под ноги посыпались шашки с хвостами едкого дыма. "Черемуха!" - вспомнилось знакомое по службе в ВВ название. Кто-то, пытаясь откинуть обратно одну из дымящихся картофелин, ожег ладонь. Ветер нес угар на толпу, и та стала отходить на пустырь. Мне досталось газа, кроме того, еще засветло я заметил на себе липкий взгляд одного типа, - в толпе могли быть подосланные стукачи. Чтобы не доставлять радости своему ситному другу Веселкову (капитану КГБ), пора было убираться.
- Отойдя от поля боя шагов на сто, я встретил Юру (он был комсоргом цеха). Постояли еще немного, посмотрели со стороны. Толпа из оставшихся человек двухсот едва различалась в дыму, ее поливали из брандспойтов пожарных машин. На подножке стоял штатский и рукой указывал, куда направлять струю воды, - метили зачинщиков...
- Уже возле автостанции нам навстречу выехала колонна из двух десятков разномастных автомашин. Передняя остановилась, из нее высунулся человек и спросил прохожего впереди нас: "Где тут бетонный?" - Из Кирова шла подмога. Мимо в сторону Демьянки медленно проследовали автозаки, крытые брезентом грузовики с солдатами ВВ и милицейские машины.
- Как потом я узнал, оставшихся на пустыре окружили и продержали до утра, несколько десятков парней были задержаны, но дня через три их отпустили. Всех узбеков в ту же ночь вывезли из города и района. Впоследствии к нам присылали только вьетнамок и монголок. Одна из них даже умудрилась забеременеть. Парней затеявших драку с узбеками осудили на несколько лет по нелепой статье - "расовая дискриминация". Аналогично поступили с узбеками из отряда "Фергана" учинившими ответную резню среди слободского населения. Суд был закрытый - с участием КГБ. Под усиленной охраной в перерывах заседаний группу узбеков водили на обед в столовую в центре города сквозь строй озлобленных слобожан, готовых растерзать чужаков. Чиж полагает, что один из наших парней являлся осведомителем и потому был отпущен. Возможно, его тогда и завербовали.
- Чиж в тот вечер был на работе в клубе. После окончания мероприятия публику, по его словам, долго не выпускали наружу.
- Штат милиции в городе удвоили, а придирки с ее стороны возросли. В частности, толпу молодежи выходящую из горсада после танцев на проезжую часть улицы, стали разгонять, а некоторых парней иногда хватали и везли к себе, где выписывали штраф в 1 рубль за нарушение правил. Подвезли разик и меня. Моя компания пошла в милицию, но помощи не потребовалось, отпустили. С неделю я сидел тихо дома, музыку на улицу не врубал. Платить так и не стал, - не искали.
Узбеки - молодцы? Или что? В чем "соль" этой истории? :)
Я описал как всё видел своми глазами или слышал от людей, которым доверяю. Соли тут нет, никто ее не сыпал, реальная история и без нее часто солона. Разве что вот это... Распад Сов империи и Советского суперэтноса начался с межнац столкновений. Окраины захотели жить отдельно от Москвы и русских. Началось всё в Казахстане, Карабахе, Таджикистане. В ответ Советская армия подавила майданы в Баку, Тбилиси, а потом в Прибалтике. Потом взбунтовалась Чечня и Белорусь. Тихо тогда жили, кстати, украинцы. Мой рассказ - попытка показать реалии советской жизни 40 лет назад. Ныне многие идеализируют те времена. Жить было непросто: нехватка самого необходимого, промывание мозгов и тотальный контроль со стороны органов и партийцев, интернационализм на словах и его видимость на деле.
[Удалено администратором]
"Потом взбунтовалась Чечня"
А в Чечне не майдан был - там была религиозная война. Религиозные войны - это не демократия.
Кстати, когда я жил на Донбассе (в том же 1978 году) там тоже случались драки район на район, только там милиция появлялась уже после драки - и никогда во время. Вот так приезжают после и спрашивают удивленно - "Ой, а что здесь драка была?". Ваша то милиция - "непуганная" была... :)
Пожалуйста, не употребляйте уничижительных выражений по отношению к другим народам. Мы занимаемся историей родного края и историей своих семей, и подобным заявлениям здесь не место. Давайте уважать друг друга.
Хорошо. Мне трудно судить. Если это неприлично сейчас выглядит - можно удалить.
В Украине не было массовых беспорядков на нац почве в период Перестройки и ранее. А драки уличные - это повсеместное явление. Кстати, в нач 80х прогремело не надолго увлечение молодежным "фашизмом" как ответ на засилье коммунистов. Еще припоминаю слух о предполагаемом приезде в Слободской националистов из Казани, там видимо, были молодежные татарские группировки.
Чечня была в нач 90х обычной сов республикой. Исламское влияние появилось много позже. Они хотели стать самостоятельными как другие республики распавшегося ссср. И у них были некоторые юридич основания для этого. Но формально Чечня оставалась в составе РФ, и Ельцин побоялся прецедента и примера для Казани, Уфы и др автономий РФ. Чеченцы тогла были как обычные сов люди, но длительное военное противостояние привело к национальному размежеванию.
Вопрос интересный. Не могу тут написать всего, что хотелось бы обсудить, но вот интересный момент - не совсем на тему межнационального размеживания, но все же.
В году так 1982, уже в Йошкар-Оле, мой отец пришел с работы и "укатывается" со смеху просто... Как он рассказал, его знакомый - шофер, сопровождал в качестве водителя делегацию из Венгрии. Они тогда были "побратимы" для Марий Эл. Часто приезжали тогда они - сейчас район в Йошкар-Оле называют Сомбатхей, в честь этого.
Ну вот, местные хотели у них купить какую то технику для села, приехали они в колхоз. А это еще Брежнев жив был. Все коммунисты, безусловно - и те и эти. Национальность у них тоже какая то близкая - то ли финно-угры то ли еще как... Завели эту венгерскую делегацию в столовую где обедали все колхозники и стали усаживать их тоже, "Мы Вам сейчас дадим самого лучшего творожка и сметанки попробовать..." - с лучшими намерениями и от всей души. :)
Венгры "мнутся" за стол не садятся... У переводчика спросили - что не так? А они и говорят - "А вы нас вместе с рабами хотите посадить кушать?"
Наши местные начальники, говорят, были в шоке... :)
Одни и те же вещи разные люди воспринимают по разному. Можно было бы еще рассказать, что когда я работал на заводе полупроводниковых приборов в Йошкар-Оле, в 1982 году, мне глаза просто "резало", что на заводе было минимум 3 столовых - ну это я столько насчитал. Одна большая для рабочих, вторая маленькая для начальниколв цехов и их "уровня", а для "высокого начальства" еще одна - своя.
Телевизор то все смотрим, когда показывают тех же военных НАТО в Афганистане, например, "некоторые" люди замечают, что в буфет стоят в одной очереди и рядовые и генералы и все другие. Возможно и паек у них всех был одинаковый (трудно себе это даже представить?).
Может быть дело было не в национальном размежевании?
Национализм подогревали и использовали местные элиты в республиках ссср, это наверняка. Им хотелось быть независимыми от контроля Москвы и воровать без опаски)) А разделение по снабжению и обеспечению товарами и продуктами было повсеместно. Начальство оставляло для своих самое лучшее и дефицитное. А народ точно был как рабы, особенно в колхозах.
Это как то слишком сложно. Как вариант, отдыхали в одном санатории (в Гаграх, например) секретарь из Вашего города с секретарем из Узбекистана. И мог бы случиться вот такой разговор - допустим, секретарь из узбекистана говорит: "А сколько платят у вас на тяжелом физическом труде работягам? А давай я тебе "комсомольцев" наших "подгоню", заплатишь им треть от среднего, а остальные деньги поделим поровну...". А вот уже те "узбекские комсомольцы" ехали в Ваш город работать с чувством, как у людей которых гнали на работы в Германию в 40-х. Они же тоже учились "в советской школе", по той же программе - и они все "понимали". Стыдно и неловко быть "рабом" чьим то... Отсюда возможно и агрессия с их стороны была. Местные тоже понимали, что они их рабочие места занимали. Никакого национализма - "просто бизнес". :)
А вот тоже интересный вопрос, почему "русские крестьяне" с особым удовольствием уничтожали казаков в гражданскую? Они никогда не были рабовладельцами, тех же "русских холопов" всегда прятали от господ и никогда не выдавали их назад. Из-за этого имели массу проблем. Все должности у казаков всегда были выборные - так же как обещали большевики всему народу, демократия одним словом. А вот как случилась "заваруха" - бывшие русские холопы сразу "их списали". Межнационального размежевания точно не было, но была какая то "скрытая ненависть". Что это было?
рабочих рук на стройках не хватало, студенты ездили на такие халтурки по желанию, конечно, на местах могли быть перегибы. В средней азии рождаемость росла, а в РФ падала. Национализм на окраинах империи был издавна, родину узбеков росс армия брала огнем и мечом лет 200 назад, следом туда селились русские спецы и рабочие, наводились чужие для местных порядки. Сов власть там устанавливали лет 20, боролись с басмачами партизанами. Так что на русских советских смотрели как на оккупантов, вот откуда национализм. Старшие поколения притерпелись, беднейшие слои за счет сов власти получили какие то улучшения жизни, Война как общее горе и общий труд для Победы сплотили сов людей. Но другое дело горячая послевоенная молодежь. Поэтому в конце 70х, когда она подросла, началось распадение советского суперэтноса.
Поэтому в конце 70х, когда она подросла, началось распадение советского суперэтноса.
В мариэлии в 70-х были продуктовые карточки на все. За крупой, солью и спичками даже - стояли в очередях. А на украине в любом сельмаге колбаса нескольких сортов была, в то же самое время (это факт). А в европе люди жили еще значительно сытнее. Все это видели и знали. Бывал в прибалтике в те годы - их местные говорили не стеснялись, что все кто живет в России практически уроды "без рук", работать и главное "жить не умеют". Знаете основной аргумент какой у них? Типа, вон Германию всю разбомбили, все заводы вывезли (в СССР только 2000 заводов) - а живут германцы в тыщу раз лучше. А в СССР было всяких богатств природных без счету, но результат всегда был плачевный. Даже пшеницу покупали в америке за золото - это вообще очень трудно понять, но у нас даже судебного расследования на эту тему не было и "виновных" никто не наказывает, даже "теоретически". То что у нас было, называлось - мультикультуризм, это крайне "левое" политическое мировозрение, родом, судя по всему, из древнего Египта еще, такой отголосок (разновидность) христианства. То что Вы называете национализмом - скорее всего, это вялая реакция (торможение) при внедрении мультикультуризма. Мультикультуризм это, насколько я понимаю, не наличие многих культур - а наоборот когда всех сваливают в кучу и делают "плавильный котел". СССР был тем самым "плавильным котлом". То что одни народы уничтожили большевики, а другим дали "царства" в этом тоже есть логика большая (разделяй и властвуй). Например, казаки никогда не говорили - "А почему у этих есть царство (княжество), а у нас нету?". Наполеон предлагал казакам организовать свое царство в России еще в 1812 в обмен на поддержку - но те отказались. Только казаки знают что такое "мултикультуризм" и для чего он "нужен"? Всем "остальным" нужны царства и рабы, так то... :)
Проблема в долготерпении русского народа, которое отметил еще Сталин в 45г после войны. Власть исходя из своих имперских и прочих амбиций перераспледеляла блага в угодную для себя сторону. Нац окраины получали пожирнее, а у терпил отнимали до минимума. Взамен русским советским подсовывали конфетку в виде большего политич доверия, а нацменам соответственно не доверяли, особенно после войны - чеченцам, западенцам, а потом и евреям. Неравномерное снабжение товарами и продуктами можно обьяснить и подталкиванием к переселению русских, как благонадежных, на окраины, в ту же Прибалтику, где их и теперь местами до 50%.Что касается природных и прочих богатств, то много отправляли на Кубу и во Вьетнам, а также на помощь компартиям и всяким освоб движениям Африки и Азии. Это было политикой прицела на мировое господство. Кроме того, эффективность работы сов людей была низка, многое пропадало, разворовывалось, а иначе не прожить. Всё народное! А значит ничье, тащи что можешь!
"карточки на всё" были в 90-91 годах, в 70-х были талоны на мясо.
Очереди за солью и спичками не помню, может был пару раз ажиотажный спрос…
В 1982 году поступил в ВУЗ, помню многие студенты ходили подавали заявление в ЗАГС, за подачу заявления давали талон на покупку: одного полотенца, простыни или парфюмерии (тюбик помады или пузырек одеколона). Я сам не ходил с этими заявлениями - почему то стыдно было, но многие мои знакомые это делали постоянно. Не чаще раз в месяц, кажется, можно было подавать эти заявления. :)
В 75 году посетил магазин для новобрачных. Там был кой какой дефицитный товар, но цены кусались.
Наверное, кто жил в то время - все через это прошли)
В 85 году по случаю свадьбы купил себе всвадебном салоне на талончик модные польские светлые ботинки, 38 рублей (стипендия была 40 руб.), хорошего качества, лет 10 носил. Знаю пару человек, что жили в общаге, и подавали фиктивное заявление ради талончика на "дефицит", но семейная жизнь у них не сложилась...
В 82 случайно купил в нашем обувном замшевые польские туфли за 23р, это не дешево было, берёг, до сих пор лежат, выглядят смешно, но удобны! В бытность студента зимой и летом носил грубые туристкие ботинки за 10р.
Талоны появились в Слободском с января 81г. Давали по 200г копченой колбасы и сливочного масла в месяц. Потом появились талоны на табак и алкаголь (2 бут), их некоторые меняли на продуктовые и тем способом питались получше. К 90г число разных талонов достигло наверно двух десятков, включая, мыло, сахар и бытовую технику. Но изредка что то можно было приобрести и без них.
В Кирове в начале 1980-тых на человека давали по 2 талона на колбасу и талон на 2 пачки масла. Других не было. А талоны на алкоголь (2 бут водки и 2 вина) и табак появилсь уже в Перестройку, в самом конце 1980-тых. На алкоголь - после горбачевской алкогольной реформы, тогда же на сахар (теневики-самогонщики скупали на брагу). На табак, когда, по слухам, Егор Лигачев несколько табачных фабрик одновременно закрыл на реконструкцию. А талоны на молоко, крупу, муку, макароны, мясо кур, яйца и т.п. (у меня в коллекции есть) в Кирове появились уже после Гайдаровских реформ.
Подача заявления в ЗАГС давала возможность купить в специальном отделе что-то из импортной одежды, обуви, десяток бутылок вина и водки, консервы, торты и т.п. на стол по госцене, не дорого. Для этого был в Кирове магазин для новобрачных и отдел спецобслуживания в другом магазине. Так же доступ туда получали те, кто отмечал юбилеи, по справкам из ЖЕКа.
Пользовались, конечно, некоторые неоднократно, но не так, что бы подавать заявления в ЗАГС каждый месяц.
А талоны на молоко, крупу, муку, макароны, мясо кур, яйца и т.п. (у меня в коллекции есть) в Кирове появились уже после Гайдаровских реформ.
Многие люди считают, что то, что делал Ельцин было во вред народу и России, много раз слышал, что он что то там - "развалил". А я вот думаю, что мы все могли бы и сейчас продолжать кушать по 200 грамм той же колбасы в месяц (по тем же талонам), если бы не эти реформы... Незаслуженно как то Ельцина "ругают". Результат налицо, а все делают вид, что само сабой все хорошее появилось... :)
Проблемы с табаком появились еще в начале 80х, тогда стали закупать импортный Кэмэл с верблюдом, а позже появилась польская Магна. Талоны пропали после реформ Гайдара 92г, местные власти сдерживали рост цен на местные продукты, но скоро, к 94г, это стало невозможно, талоны потеряли смысл, и начались самые трудные года. Лишь после дефолта 98г наше производство оживилось, и началась сносная жизнь.
Производство чего оживилось? Мяса, табака?
Произошло наполнение рынка импортными товарами.
А наше сельское хозяйство окончательно загубили.
В 98г рубль резко подешевел к доллару в 4 раза, импортные товары и продукты выросли и стали малодоступны простым людям. Но одновременно производство наших продуктов стало рентабельно и конкурентно. А то ведь в 90х пиво, вино, конфеты, ножки буша, жвачка и даже лапша были на 90% привозными! Россия стала вывозить зерно за рубеж, чего не было почти 100 лет. Молока тоже хватает, с мясом есть вопросы, выгоднее его закупать со стороны. Китайские дешевые товары здорово выручают, без них электроника и многое другое было б малодоступно для населения РФ. Разумеется, проблем и явных перекосов в нашей жизни полно. Главные, на мой взгляд, это чудовищная коррупция и деградация институтов власти.
Главные, на мой взгляд, это чудовищная коррупция и деградация институтов власти.
Все же деградация - это когда были хорошие, а потом вдруг стали плохие. Это не наш случай. :)
Россия стала вывозить зерно за рубеж, чего не было почти 100 лет.
Это действительно большое достижение. Помню при коммунистах каждый месяц летом - "битва за урожай". Посылали нас студентов работать в колхозы, все местные лежали в "стельку" пьяные. Помню однажды привезли нас в (марийскую, ради справедливости сказать) деревню работать по сбору картошки, пошли мы искать какого то начальника что бы с жильем определиться, предлагали пожить в их "красном уголке". Подошли к дому, ворота приоткрыты, постучали, покричали - никто не ответил, зашли во двор, дверь в дом настеж открыта, корова мычит, свинья хрюкает, собака лает (пару дней точно не кормленые) - думаем может что случилось? Поднялись по крыльцу, а там в доме у двери лежит тетка плашмя на полу в дымину пьяная. Ну мы быстренько оттуда ходу. Потом зашли в магазин купить сигарет, в магазине было только водка, черный хлеб, и курево (папиросы) - при нас зашел в магазин пацан лет 14 тоже пьянющий и начал требовать водки. Продавщице стало похоже стыдно, то что мы приехали работать "за местных на полях" - она и говорит пацану - "ты чего не работаешь?". На что, тот ответил - "От работы даже кони дохнут...". Там даже трактористами наши студенты работали - техника есть, а работать не хотят местные.
И это называется "окончательно загубили наше сельское хозяйство"? :)
Послушайте, я жил в деревне, я видел, как "пахали" от зари до зари мои родители и их поколение колхозников. А Вы, пару раз, побывавшие в деревне в качестве шефов (к шефам у нас в деревне относились по-разному, были с заводов, те реально и на комбайнах работали, но хуже местных, а студенты, как правило неумёхи были, медленнее нас, школьников раз в 5 картошку убирали). И теперь Вы поливаете здесь грязью всех сельских жителей.
Да, пьянство было. Но подавляющееся большинство колхозников летом вставали в 4-5 утра и уезжали на комбайнах на уборку, на фермы (утреняя дойка начиналась в 4 утра), а возвращались поздно ночью. Мой отец комбайнер приезжал домой часов в 11-12 ночи. Я отца летом видел только, когда ненастье начиналось, жатва останавливалась. Тогда они могли позволить себе и выпить. А во время страды был сухой закон. Продавцам в магазине устным приказом председателя запрещалось комбайнерам и трактористам вино продавать. Побаивались, крутой нрав был у нашего председателя. Что примечательно, люди его почему-то с уважением вспоминают. И это не какой-то образцово-показательный колхоз, так, средненький.
Вы студенты, этих работяг просто не видели, потому, что просыпались позднее, да и они с вами не пересекались, не нужны им были такие помощники. У нас сейчас у стариков в селе у каждого по 2-3 медали, это у простых колхозников, трактористов, доярок. Кто сейчас награждает простых работяг?
Или вас послали в эту деревню пьяниц, т.к. в крепких хозяйствах и без вас обходились. Сам я, будучи студентом тоже видел такие случаи пьянства, но понимал, что хороших работников в деревне больше, мы их просто не видели, они все в работе были. А у моих городских однокурсников именно такое впечатление и сложилось, что все кругом пьяницы, а имено студенты собирают весь урожай в колхозах. Смешно! Помню, как они удирали за забор от стада коров, которое гнали вечером пастухи по деревне).
Да, урожаи у нас были не высокие, зона рискованного земледелия, но люди реально ударно работали. Помню, в каком шоке я пребывал, когда услышал по телевизору, какие надои на корову были в Швеции, спросил у мамы про наши надои - ниже в несколько раз. Но, так это проблема не колхозников, а селекционеров. А сельское хозяйство часто бывает убыточно и датируется и в европейских странах. Там они такие дотации получают, что нашим и не снилось.
И не пишите всякую историческую чушь. Что Россия 100 лет не вывозила хлеб на продажу.
Экспорт хлеба за границу - это никакой не показатель если, рассматривать его вне конкретно-исторической ситуации.
СССР при Сталине тоже продавал хлеб за границу, ну и что из того? У своих же крестьян отбирали.
В СССР в 1970-тые годы при такой же площади пашни хлеба убирали больше, чем в современной России. Это факт (исключение - урожай 2017 г.).
С чего вдруг в начале 2000-ных стали так много экспортировать зерна?
Не задумывались? Да потому, что избыток сложился. А от чего избыток.
Не потому, ли, что в СССР потребление хлеба было больше? А сейчас его некому есть. Я не только про то, что наша молодежь теперь меньше ест хлеб, т.к. меньше стала физически трудиться.
Значительная часть зерна в СССР оставалась в колхозах и шла на фураж коровам, свиньям, лошадям, птице.
И колхозникам выдавали зерно в виде натуральной оплаты. У них тоже были большие домашние хозяйства, скот. Они так же производили молоко, мясо и пр. для личного упортребления, да еще сдавали государству. И это были экологически чистые продукты, не чета нынешним.
Я уже давно не видел, в какой-нибудь деревне Кировской области стадо домашних коров. Их не стало, колхозники покупают молоко в магазинах.
А теперь вот такие форумчане, которые 2-3 раза побывали в советской деревне поливают грязью целое поколение людей, честно и ударно отработавших свое.
Я всегда преклонялся пред их трудом. Мы теперь так самоотверженно работать от зари до зари уже не умеем...
Вы правы во многом! Замечу только, что зерновых в СССР не хватало потому что хлеб был дешев, и часто в городах шел на корм скоту буханками. Кормили им и друзей во всем мире.
Да, подтверждаю, ездить в магазин за хлебом была моя обязанность. Покупал 4-5 буханок черного хлеба по 14-16 коп., половина из них шла на корм скоту. Каково было мое удивление, когда в институте я, изучая УК РСФСР, узнал, что есть уголовная статья за скармливание хлеба скоту)! До 3 лет лишения свободы.
В сов времена власть держала Ком партия с помощью своего цепного пса КГБ. В 91г коммунистов устранили от власти, часть их успела перелицеваться в "демократов" и в 90х порулира неплохо. Тогда были насаждены сверху некоторые институты демократии, (свободные выборы депутатов и меров с главами регионов, независимые СМИ, Конституция), но это оказалось непрочно. И теперь имеем логическое завершение на развалинах Сов экономики и власти))
В колхозах в 70-80х точно творился бардак больше, чем в городе. Платили мизерную плату, работники не чувствовали себя хозяевами, ими распоряжались красные помещики. Поэтому уклонялись от работы, когда после смерти Сталина страх наказания рассеялся. Кто мог, бежали в город. Что то растили на своих наделах, а колхозные поля пусть горожане возделывают! Крупные предприятия брали шефство над такими колхозами и там работали месяцами их рабочие. Плюс, помощь ремонтом техники и др. Некоторые предприятия заводи собственные сель хозы для выращивания продовольствия для своих рабочих. Натуральное хозяйство!
Ну да, те же бывшие колхозники, сбежавшие из деревни в город, потом становились шефами и отправлялись в деревню работать от завода. Но, понимаете, хороших специалистов с завода в деревню шефами обычно не посылали. Так что не надо преувеличивать роль шефов и студентов в сельском хозяйстве. Для студентов, кстати, весьма полезно было побывать в колхозе.
А зарплаты в конце 1970-тых в деревне приличные были. Хороший шофер или комбайнер рублей 300 летом получал. Но что на них купишь? На все дифицитные товары очередь. Вот откладывали на сберкнижки, а потом при Ельцине (с чего вдруг его не любят?) эти вклады сгорели.
И теперь Вы поливаете здесь грязью всех сельских жителей.
Все мои предки сельские жители. В город приехали в 1940 году, да и то в результате политических репрессий (точно не могу пока выяснить - документов нет нигде). Они не сами уехали - у них все конфисковали, а их выгнали. Работать они умели на земле - можете не сомневаться, хотя медалей им за это никогда не давали. Не за медали работали - а "за результат". :)
а потом при Ельцине (с чего вдруг его не любят?) эти вклады сгорели.
Это не Ельцин был тогда. Премьером был господин Павлов, член политбюро и ЦК КПСС. Ельцин к тем вкладам не имел отношения.
Страницы