СЕЛО КОПКИ В 1918 ГОДУ

Село Копки в 1918 году

       С интересом прочитала статью пользователя shura от 23.09.2017 г. «Малмыжский уезд в Ижевско-Воткинском восстании в свете архивных документов», в которой упоминается село Копки (родина моей мамы) и Желонкин Лаврентий Карпович (муж моей двоюродной прабабушки).

      «Представитель Копкинской волости т.Желонкин говорит, что все волости, стоящие впереди нашей, были вооружены. У нас был офицер, вел агитацию с Шишовым, бывшим фальшивомонетчиком. Им удалось взять власть в свою руки и обезоружить наш комитет. Благодаря нашим усилиям нам удалось его арестовать. За это на нас послали два отряда, и нам пришлось бежать. Отряды пытались вооружить нашу волость, но это им не удалось. Вскоре после этого нам удалось восстановить советы…. На вопрос за что был расстрелян председатель Морозов, ответил: «За то, что работал вместе с белогвардейцами».

      Я заинтересовалась темой Ижевско-Воткинского восстания, так как ничего о нем не знала и в октябре 2017 года, работая в архиве г.Ижевска, в краеведческом отделе Удмуртской национальной библиотеки и потом в библиотеке им. Герцена в г. Кирове просмотрела много материалов по этому восстанию, а также статьи районной газеты «Октябрь» села Селты.

В сборнике «Установление и упрочение советской власти в Вятской губернии. Сборник документов». Киров, 1957, стр. 511-512 под № 74 Сообщение Копкинского Волисполкома Малмыжскому уисполкому о контрреволюционном выступлении в волости

11.06.1918 г.

         Волостной исполнительный комитет покорнейше просит уездный исполнительный комитет обязательно выслать в с. Копки красноармейцев, не позднее 15 июня с. г., для восстановления порядка в волости, ввиду подавления власти деревенскими кулаками, на бывшем 9 июня волостном собрании, явившимися на таковое деревенскими кулаками и их приспешниками. Список лиц, кои обложены чрезвычайным единовременным налогом, не принят. Тогда же, этими же кулаками нанесены сильные побои члену комиссии по обложению кулаков налогами – Богданову, а также нанесены угрозы всему составу исполкома (покушение на жизнь), вследствие чего президиум комитета тогда же сложил с себя полномочия. Вместо них никто собранием не избран. 16 июня нового ст. назначено общее волостное собрание, на каковом должны участвовать обязательно красноармейцы, в случае невысылки их к означенному числу, 16 июня, президиум комитета на собрании участвовать не будет.

         Волостной комитет надеется, что Малмыжский уисполком окажет помощь в борьбе с буржуазией. Остаемся в опасном положении.

Бывшие: председатель исполкома Пермяков, Земельного отдела Кудрявцев, Секретарь…

Р е з о л ю ц и я   п р е д с е д а т е л я   М а л м ы ж с к о г о   у и с п о л к о м а

Поручить оказать содействие волостному комитету отправляющимся для реквизиции хлеба отрядам.

           12 июня 1918 г.                                                                         Председатель А. Шатунов.

 

        Тогда же я съездила в село Копки и расспрашивала родственников, что им известно о том времени.

Жена моего троюродного дяди Нина рассказала, что в селе Копки была расстреляна вся семья (может быть это и был Морозов?) Эту версию подтвердил и другой родственник по линии Блиновых:

       -Копали мы песок на пустыре для колхозного строительства где-то в 60-х годах, к нам подошел старик Федот Егорович Капачинский и сказал: «Ребята, не копайте здесь, тут семью расстреляли в 18-ом году и здесь же похоронили». Мы ушли с этого места и стали копать песок подальше. Потом на том месте был гараж совхозный, в котором стояла директорская машина, затем этот пустырь стали застраивать домами, стала улица Труда и на том месте сейчас стоит большой кирпичный дом…

      - Дед сказывал, что был в этих краях красный командир Савинцев, из соседних деревень пришли к нему крестьянские парни записываться в Красную армию. Чем уж они не приглянулись, чем рассердили его, только он  всех тридцать с лишним человек положил из пулемета…

       Другой родственник по линии Блиновых рассказал, что в деревне Бибаны был у красноармейцев лазарет, а в деревне Живоплот стояли красноармейцы и там расстреляли семью их родственников, только он не знает фамилии этих родственников. Вот тут я заволновалась, так как моя бабушка по маме Анна Повышева была из д. Живоплот и там жил ее брат Михаил. Церковь в селе. Копки работала до 1927 года и по метрическим книгам я выяснила, что расстреляли семью, хозяйка которой была из рода Блиновых.

       Нина рассказала еще о том, что в деревне Выселки, что рядом с Копками, жили две русских семьи, Суворовы и Зяблицевы, а остальные семьи были удмуртскими. Василий Петрович Зяблицев был ярым коммунистом и почему-то ненавидел Суворова, он пошел в сторону села Уни в Азинцы за красноармейцами: «Только где эти Азинцы, я и не слыхала о них?» Я ее поправила: «Скорее всего он пошел за красноармейцами-азинцами».

      -Привел он красноармейцев в починок Выселки в дом Суворова, те вывели хозяина с детьми и расстреляли. Жену с маленькой дочкой он успел спрятать, завалив их кулями с мукой. Красноармейцы искали их, штыками кололи мешки, но не попали, так жена с дочкой спаслись. Дочь потом выросла, выучилась на врача, жила в г. Можга и несколько раз приезжала в село на родные могилы.

     -Дед мой Гурьян жил в Выселках, был портным, жили справно, семья была большая, изба-пятистенка. Пришли комбедчики деда раскулачивать, все подчистую вынесли, остались пустые амбары, конюшни и изба, да и ту решили забрать под школу в деревню Рысаи.  Дед отправил жену с детьми в ее деревню, а сам пошел поделиться с другом своей бедой. У друга на постое жили таксаторы, они посоветовали написать в Москву всесоюзному старосте М.И. Калинину и помогли составить жалобу. Дом-то еще не успели вывезти в Рысаи, когда пришел положительный ответ от М.И. Калинина.

      - Нина, а остальное-то вернули?

      - Какое там! Ниточки единой не оставили и ничего не вернули.

      - Откуда ты столько знаешь?

      - Так бабушка рассказывала…

     В районной газете «Октябрь» №№ 16, 19 и 20 от 17 февраля 1981 года были опубликованы воспоминания участника гражданской войны П. Зорина:   «В 1918 году  эсеро-белогвардейский мятеж, начавшийся в Ижевске, распространился и на сельскую местность, охватив районы современной Удмуртии и частично Кировской области.

      Для освобождения Сюмсинской, Селтинской и Узинской волостей от эсеро-белогвардейцев в Малмыже был сформирован красноармейский отряд, командиром которого был назначен Малмыжский уездный комиссар А.Е. Савинцев… Должен сказать, что это был действительно боевой, находчивый, довольно храбрый в бою командир… В отряде был создан трибунал, которому поручалось рассматривать дела задержанных по обвинению в мятеже. В конце нашего пребывания в Селтах состоялся митинг. На митинге выступил командир отряда Савинцев. В начале своей речи он говорил о подавлении эсеро-белогвардейских мятежей в центральных городах, о зверствах контрреволюции, о важности для советской власти подавления мятежей.

      Савинцев призвал всех бойцов и командиров к бдительности и беспощадной борьбе с мятежниками и их пособниками.

     После митинга отряд был построен на лужайке около церкви. Туда же были приведены осужденные трибуналом мятежники. Председатель трибунала зачитал приговор осужденным. Все они были приговорены к расстрелу. На этой же лужайке в присутствие всего отряда приговор привели в исполнение».

      В этом же сборнике под № 94 (стр. 399) напечатана статья И.Г. Уповалова «РАБОЧЕЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. (Журнал «Заря». Берлин, 1923, кн. 3, стр. 78-82, кн. 4, стр. 115-120, кн. 5, стр. 140-143, кн. 6-7, стр 178-181.)

     «…На второй день моего пребывания в арестантской туда еще привели 5 человек крестьян из окрестных деревень. Арестовали их за неплатеж наложенной на них контрибуции. Завязав с ними разговор, я спросил их: как же это так, что вы не можете платить контрибуции; ведь чем-нибудь руководствовались власти, когда накладывали на вас эту контрибуцию.

      - Да чем, батюшка, руководствовались? – сказал один из них. – Вот у нас в деревне есть 10 человек коммунистов, которые никогда не работали, а всегда занимались воровством, да пьянством, а теперь они в комитете бедноты, и они сказали исполкому, что мы вот с этим буржуи, - показал он на сидящего рядом крестьянина. – Ну, и наложили на нас контрибуцию, на меня 800, а на него 500 рублей. А какие мы буржуи? У меня 2 лошади и корова, да 5 человек детей, которым бы еще по улице бегать. А они все помогают мне работать. И так я кое как сводил концы с концами, по миру детей не пускал, а денег не имею ни гроша. Чтобы уплатить контрибуцию 700 рублей, я должен продать лошадей и корову, ну а дальше что я буду делать? Этот тоже не лучше меня, - показал он на своего сотоварища, да и все мы такие буржуи», - закончил он…».

       Этот отрывок я привела, как пример повсеместного разгрома новой властью крепких крестьянских хозяйств, истинных тружеников, лишенных собственности, права голоса, подчас и жизни за свои убеждения. Не миновала эта беда и моих предков – крестьян.

       Прошло 100 лет, а отголоски тех событий доходят до нас, переданные дедами своим внукам. Будут ли помнить о них наши внуки и правнуки?

Комментарии

Аватар пользователя дмитрий76

Да уж ... Спасибо

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Всё же, если речь о событиях гражданской войны, то не раскулачивали комбедовцы деда Гурьяна. Возможно, он подвергся продразвёрстке - насильственному изъятию товарных запасов продовольствия. Но если так, то история с избой - придумка. Хотя конечно она могла произойти в другое время (в начале 1930-х), но уже без комбедовцев, а в памяти людской всё совместилось.

Вы правы, раскулачивание могло произойти позднее, историю про Гурьяна рассказала его внучка.

Аватар пользователя shura

Спасибо. Скоро подготовлю более обширную публикацию о Малмыжском уезде в 1918 году. Она была представлена на недавней международной конференции в Ижевске, посвященной столетию Ижевско-Воткинского восстания.