Вятская Атлантида. Всехсвятская церковь

 Первая деревянная Всехсвятская церковь была построена в 1660-е годы, место называлось Всехсвятским погостом. Прихожанами церкви были жители близлежащих деревень. Невдалеке, в 200 саженях, примерно по восточной черте нынешней Театральной площади, проходила западная граница Хлыновского посада и стояла Московская башня с воротами. Поначалу вокруг храма были только дома церковнослужителей. Город Хлынов часто горел, а Всехсвятская церковь стояла на отшибе, и пожары ее не достигали. Оттого рядом с домами причта охотно стали строиться и горожане, и в ХVIII веке возникла пригородная слободка Всехсвятская.

 Каменная Всехсвятская церковь на месте деревянной была поставлена в 1723 году. Освящена церковь 20 октября 1723 года преосвященным Алексием (Титовым), епископом Вятским и Великопермским. В это время вокруг церкви уже была пригородная слобода, где жили среди прочих и купцы, в их числе и торговавшие с Китаем Лянгусовы. На их средства и возводилась новая церковь. В то время должности архитектора в провинциальных русских городах еще не было, строили церковь народные мастера. Внешне Всехсвятская церковь была очень похожа на построенную в те же годы на северной окраине Хлынова церковь Иоанна Предтечи. Холодные храмы обеих церквей - восьмерик от земли (каменщики повторяли в кирпичной постройке облик деревянного храма). Старая колокольня Всехсвятской церкви, разобранная в начале ХХ века, также была очень похожа на колокольню Предтеченской церкви, это высокий глухой восьмигранный столб с одним открытым ярусом наверху.
 С запада к холодному храму примыкала небольшая трапезная (теплая церковь) с приделом св. Артемия, Веркольского Чудотворца. В 1760-е годы к трапезной с северной стороны был сделан пристрой, и в нем был заново освящен алтарь в честь св. Артемия Веркольского. Придел соединялся с теплой церковью двумя арочными проемами.

Yes
Вятка. Всехсвятская церковь, вид с севера. 1890-е гг. Автор фото - П. Г. Тихонов (?)

 В 1780 году служители церкви обратились к архиерею с прошением благословить сбор денег на еще одну частичную перестройку церкви. Работы производились с 1780 по 1785 год, на сей раз - по проекту губернского архитектора Якова Ананьина. Полностью был переделан купол холодного храма (поначалу он скорее всего был деревянным). Новый купол - высокий с круглыми барочными окнами (люкарнами) с четырех сторон, наверху - световой фонарь. Тогда же был частично переделан и внешний декор холодного храма. Двухъярусный иконостас холодной церкви по-видимому был устроен в те же годы. Освящение церкви состоялось 19 декабря 1785 года. Кстати, другой работой архитектора Ананьина в нашем городе был обширный деревянный дворец генерал-губернатора, стоявший на месте Александро-Невского собора (обветшавший дворец был разобран задолго до постройки собора).
 В 1784 году при составлении регулярного плана Хлынова центральную улицу города, Московскую, прочертили от колокольни кафедрального Троицкого собора к Всехсвятской церкви. Таким образом, главная улица города начиналась у стен одного барочного храма - Троицкого собора, и вела к другому барочному храму - Всехсвятской церкви. Улица направлением на юг и север от церкви получила название Всехсвятской. Церковь стояла на холме, на перекрестке двух улиц, посреди небольшой площади. В старину в церковной ограде помещалось кладбище. Как и прочие кладбища при городских церквах, оно было закрыто для погребений по указу Екатерины Великой.
 По штату церкви было положено иметь одного священника и одного псаломщика. В 1871 году в приходе Всехсвятской церкви состояло 152 двора; прихожан: 609 мужчин и 705 женщин, всего 1314 душ, в их числе: военных - 92, чиновников - 78, мещан - 138, крестьян - 1006 человек. Крестьяне прихода проживали в 27 деревнях и починках расстоянием от 1 до 7 верст на запад от городской черты.

Yes
Вятка. Всехсвятская церковь, вид с востока (от Театральной площади). 1920-е гг.
Заметно, что церковь стояла не прямо вдоль улицы Московской, а немного наискосок.

 В таком виде Всехсвятская церковь сохранялась до начала ХХ века. Из-за наслоения разностильных архитектурных деталей церковь выглядела несколько нескладно. Впрочем, такими были по облику и некоторые другие вятские храмы, достаточно вспомнить внешний вид Богоявленского и Воскресенского соборов. Сохранился снимок Всехсвятской церкви конца ХIХ века - храм сфотографирован с северной стороны (фото 1). По воспоминаниям современников, старый Всехсвятский храм по своим малым размерам и вместительности был скорее похож на часовню, чем на церковь.
 В 1902-1907 гг. была проведена еще одна перестройка Всехсвятской церкви. В воскресенье, в храмовый праздник Всех Святых 9 июня 1902 года епископ Вятский и Слободской Никон совершил литургию в церкви, а затем закладку новых приделов и колокольни. Проект был составлен губернским архитектором Иваном Чарушиным. Старый придел св. Артемия был разобран и построен заново. Для симметрии к трапезной с южной стороны был добавлен второй придел - в честь иконы Божией Матери "Нечаянная радость". Придел св. Артемия Веркольского был заново освящен 8 февраля 1903 года епископом Глазовским Варсонофием. Придел в честь иконы "Нечаянная радость" был освящен 2 января 1904 года епископом Вятским и Слободским Никоном. Старая колокольня также была разобрана, паперть под колокольней была присоединена к храму. Западнее была поставлена новая колокольня - трехъярусная, с двумя открытыми уровнями звонницы, по бокам от нее были добавлены две палатки с куполами и главками. Внешне церковь стала выглядеть гармоничнее, но старинный ее облик был утрачен. Внутри церковь стала значительно просторнее и светлее, что собственно и было задачей переделки здания. Из-за недостатка средств строительство новой колокольни в 1903-1905 гг. было приостановлено. Наконец, все переделки были завершены 17 июля 1907 года, в праздник Всех Святых, поднятием и освящением новых крестов.

Вятка. Всехсвятская церковь.jpg
Вятка. Всехсвятская церковь, вид с запада. Фото после 1907 г.

 Последним (перед 1917 г.) настоятелем храма был протоиерей Николай Степанович Серебреников (1848-1917). Сын сельского дьячка, Николай Серебреников в 1868 году окончил Вятскую духовную семинарию, принял духовный сан и затем в течение 24 лет был священником на сельских приходах. В 1892 году отец Николай был переведен в город Малмыж к Богоявленскому собору, а через год - в Вятку, к Александровскому собору. В 1894 году отец Николай был поставлен священником и настоятелем Всехсвятской церкви города Вятки, где и служил более 22 лет. В продолжение 48 лет пастырской деятельности помимо своих прямых обязанностей о. Николай исполнял много еще и других должностей, в том числе общественных. Он был законоучителем, катехизатором, благочинным, депутатом на епархиальных съездах духовенства, гласным Нолинского уездного земского собрания, членом губернского земского собрания, членом правления Вятского духовного училища, казначеем братства св. Николая, духовником вятского городского духовенства (с 1908 года). Именно ко времени его служения в Всехсвятской церкви относится перестройка теплого храма и колокольни. Скончался о. Николай 11 марта 1917 года, во время служения литургии, в алтаре Всехсвятской церкви (некролог - ВЕВ, 1917, № 19-20). Его брат - Виталий Степанович Серебреников (1862-1942) - писатель, педагог и психолог, доктор богословия, профессор по кафедре психологии Петербургской духовной академии. Окончил Вятскую семинарию, затем - духовную академию в Петербурге, где и был оставлен преподавателем на кафедре психологии. Кроме того, он читал курс истории философии в Императорском училище правоведения, состоял в должности профессора психоневрологического института. В советское время был преподавателем в Петроградском университете и других учебных заведениях, но затем был уволен от преподавания. В 1934 году, накануне массовых репрессий, В. С. Серебреников уехал из Ленинграда в Вятку, здесь он работал в краеведческом отделе библиотеки им. Герцена ( Серебреников, Виталий Степанович — Википедия ). Сын прот. Николая Серебреникова, Александр Николаевич (1870 - 1937) также окончил Вятскую духовную семинарию, стал священником. В 1937 году протоиерей Александр Серебреников служил в Серафимовской церкви города Кирова. 9 декабря 1937 г. особой тройкой при УНКВД по Кировской области был осужден по статье 58, пункт 10 УК РСФСР, приговор - высшая мера наказания. Расстрелян 11 декабря 1937 года. Реабилитирован 26 августа 1956 года ( Серебренников Александр Николаевич (1870) — Открытый список ). Вот такая история одной русской семьи.

всесв ц.jpg
Вятка. Всехсвяткая церковь, вид с востока. Фото 1920-х гг.

 Всехсвятская церковь была взята под охрану еще до 1917 года. Указана она и в "Списке памятников церковного зодчества Вятской губернии" 1924 года. К сожалению, это не помогло сохранить памятник старины. В 1933 году Всехсвятская церковь была закрыта для богослужений. Поначалу в ней устроили клуб помещавшегося рядом завода "Красный Металлист" (ныне - станкостроительный завод). Чтобы придать церкви облик клуба, фонарь на куполе и колокольню разобрали, главки с крестами сняли. Постановление о сносе церкви было принято 4 апреля 1940 года. Но разобрали ее лишь в конце 1940-х, поскольку во время войны здесь помещалась одна из воинских частей.
 Рядом, на юго-западном углу улиц Московской и Дерендяева, сохранился каменный двухэтажный дом причта Всехсвятской церкви постройки 1824 года. Проект дома на основе образцового фасада №24 из альбома архитектора Стасова составил вятский губернский архитектор Иван Денисович Дюссар-де-Невиль. Поскольку дом находится на территории завода, то сохранились и старинные каменные ворота дома и часть ограды.

Yes
Дом причта Всехсвятской церкви, вид с улицы Московской (с северной стороны).

 Всехсвятская церковь видна на нескольких открытках с видами года Вятки начала ХХ века. На одной из них (№35) церковь запечатлена еще со старой колокольней (то есть, снимок сделан до 1902 года). Вид на церковь - с запада, с Московского тракта. Справа на фотографии - одно из зданий губернской земской больницы:

Yes
Вятка. Вид на церковь Всех Святых с Московского тракта. Открытка. Фото до 1902 г.

 На другой открытке виден купол Всехсвятской церкви, а вот колокольни нет. Снимок был сделан в то время, когда началась переделка церкви ( с 1902 по 1905 год) - старая колокольня была разобрана, а новая еще не построена. Фотография была сделана из светового фонаря на крыше здания сельскохозяйственного технического училища (сейчас это дом №125 по Октябрьскому проспекту). Перед церковью - двухэтажный главный корпус Александровского реального училища:

Yes
Вятка. Вид на город с западной стороны. Открытка. Фото 1902-1905 гг.

 Еще одна старинная открытка, "Московская улица при въезде в горах". В названии открытки допущена опечатка, следует читать: "...при въезде в город". На этой открытке церковь уже с новой колокольней. Фотография сделана с перекрестка улиц Московской и Гласисной. Часть домов слева стояли еще в 1990-е годы. Деревья за забором (справа на фото) - это сад Александровского реального училища:

Yes
Вятка. Московская улица при въезде в город. Открытка. Фото после 1907 года.

Комментарии

Спасибо! Я где-то в сети скачал снимок церкви ок. 1937 г. С грузовиком на переднем плане. На стене церкви висит лозунг, качество снимка позволяет прочитать только нижнюю строку: "Ленина-Сталина".

Так точно, есть такая фотография. Вот - https://pastvu.com/p/669023

Аватар пользователя Пассажир

Очень интересно. Старая колокольня похожа на минарет. Появился интерес поизучать, какими вообще были колокольни до конца 19 века, когда их активно строили и перестаивали.

Ну, я бы сейчас не сказал, что старая колокольня очень похожа на минарет. Во всяком случае тот вид, который имела колокольня Всехсвятской церкви к концу 19 века (фото 1 в заметке) - это результат поздних переделок 18 или 19 века. Вполне возможно, что вместо несуразного купола колокольня поначалу имела шатровый верх (деревянный или даже каменный). Очень похожий пример - Старотроицкая колокольня в Яранске, у которой шатровый верх сохранился до наших дней  - http://i.giddom.com/sklad_bol/1760671.jpg

Аватар пользователя skygrad

На верхнем фото колокольня повторяет конструкцию центральной части церкви под куполом - восьмерик шатрового типа. Такие колокольни были распространены с 16 века, в Кремле знаменитая, да и в Слободском есть в женском монастыре, правда, купол у нее не "минаретный". Использование строительных традиций мусульман для сооружений башенного типа вполне понятен, тем более, что колокольни стали ставить позже минаретов. В домонгольской Руси были невысокие звонницы.