Старые Фалёнки
Назначенный на должность архитектора Фалёнского района в 30 лет, папа проработал в этом качестве почти 28! Половина жизни, половина отпущенного папе срока посвящена была Фалёнскому району и посёлку Фалёнки. Что я знаю о его вкладе в развитие Фалёнок? Ни-че-го. Я никогда не ощущала себя дочкой начальника. Он был очень прост в отношениях с людьми. Всегда с улыбкой и шуткой, как бы себя ни чувствовал. Всегда готов помочь. Не любил отказывать людям. Но в то же время, был очень принципиален во всем, что касалось работы.
Фаленки в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века были типичным поселком российской глубинки - серым, деревянным, одноэтажным. Раскинувшись достаточно широко по обе стороны железной дороги, они представляли собой запутанную сеть улиц и кривых переулков. Дороги не имели никакого твердого покрытия и большую часть года жители ходили в резиновых сапогах, а грязь вкусно чавкала под ногами. Замечу, что слово «грязь» не имело ничуть пренебрежительного или отрицательного отттенка: это было просто название почвы в жидком ее состоянии. Из своего детства я помню грязь двух видов: жидкую, по которой можно топать, загребать ее маленькой ножкой в резиновом сапожке, и густую, которая «ловила» ногу, затягивала ее и норовила снять с тебя сапожок! Играть с грязью было всегда весело! Жидкую грязь мы зачерпывали в кукольную посудку или просто черепки, консервные банки, которые всегда можно было найти на улице и которые часто исполняли роль подручного игрового материала для детей! Итак, мы черпали и куда-то переносили, переливали эту замечательную земельную жижу, просто так или в качестве супа для кукол. По жидкой грязи было весело бегать, разбрызгивая ее по сторонам. Жидкая грязь образовывалась на центральных улицах Коммуны и Свободы, которые посыпались мелким гравием. Боковые же улицы были покрыты глубокими колеями, проделанными тяжелыми грузовиками и лесовозами. Эти колеи оставались и летом, только засыхали. Впрочем, никому они не мешали, так как легковых автомобилей в те годы у жителей не было! Особенно непроходимыми были колхозные улицы – собственно улица Колхозная, а также Советская, Чапаева, Привокзальная. Там постоянно размешивали грязь грузовики и трактора. Лошадей с телегами я тоже помню на улицах Фаленок, но мало и только из раннего детства.
Летом в поселке было принято разбивать клумбы у советских учреждений. Перед частными домами обустраивались палисадники – маленькие пространства перед передней частью домов, выходившей на улицу. Помню, один такой палисадник на ул. Коммуны поражал мое воображение роскошно цветущими мальвами разных оттенков. Мальвы зацветали там в большом количестве каждый год моего детства.
Все советские учреждения были расположены на улице Свободы. Но и она была серо-деревянной и одноэтажной. Мое воображение поражали два каменных здания на Свободе – двухэтажная гостиница (ныне переделана под жилой дом) и двухэтажный же райком партии, стоявший рядом с ней. Эти здания были хороши своим белым цветом, ярко выделявшимся на фоне серых деревянных домов. Они символизировали центр посёлка, которого, как такового, тогда и не было. Было, правда, на улице Свободы еще несколько каменых зданий: одноэтажный продмаг (продовольственный магазин моего детства, с обязательными очередями у прилавков), здание райпотребсоюза с книжным магазином и культмагом(магазин культтоваров, к ним относился весьма разнообразный ассотримент- от велосипедов и обоев до игрушек) на первом этаже. Поскольку целый прилавок с прилежащей витриной был посвящен игрушкам, то в детстве это был у нас никакой не культмаг, а просто игрушечный магазин! Был даже жилой двухэтажный каменный дом на углу Свободы и переулка, выходящего на ул. Коммуны. Зато на углу, прямо напротив продмага, располагалась вполне себе одноэтажная, деревянная милиция. А еще на улице Свободы была столовая, тоже одноэтажная и деревянная. Зато там был просторный обеденный зал с неизменной горчицей, перцем и солью на каждом столике. Готовили, наверное, вкусно, так как много посетителей было там днем в обеденный перерыв. А горчицу я запомнила, так как папа заверил меня, что это мед и я, маленькая совсем, не почувствовав подвоха, засунула в рот полную ложку! Сейчас смешно, а тогда реву было... Кинотеатр "Маяк" появился на Свободе в 60-е годы. Здание было построено по современному проекту, кроме зрительного зала там было просторное фойе с увеличенными фотографиями популярных тогда киноартистов. Еще фото киноартистов продавались по сходной цене в газетном киоске, и многие мои подружки их коллекционировали. Ожидая пропуска в зрительный зал, мы с восхищением взирали на лица неземной красоты! Артисты кино казались нам почти небожителями. Каждое воскресенье в 11 часов в кинотеатре "Маяк" показывали кино для детей. Телевизоры еще не пришли в наши дома, поэтому детских фильмов я не пропускала. Спешила в "Маяк" с зажатой в кулачке десятикопеечяной монетой -именно столько это тогда стоило. Фильмы были, в основном, про войну, которая тогда была еще так близко... Запомнились на всю жизнь фильмы "Она защищает Родину"(1943) Эрмлера с Верой Марецкой в главной роли и "Зимнее утро"(1966) Николая Лебедева. Я и сегодня считаю его одним из самых ярких и правдивых фильмов о блокаде Ленинграда.
А неподалеку стояла двухэтажная библиотека, серая, бревенчатая, старая. На первом ее этаже был взрослый абонемент, а на втором – детский. Там же находился читальный зал. Помню особый запах старых книг! И благоговейную тишину. Мы с папой были совершенно фанатичными читателями. Я начала читать с 5 лет (мамина заслуга!) А в шесть уже читала взрослые книги, которые папа приносил из библиотеки в прямом смысле сумками! Да-да, он ходил в библиотеку с той же хозяйственной сумкой, с которой мама ходила за хлебом, и приносил по 5-8 книг за раз! Книги были его виртуальной реальностью, в которую он окунался с головой после работы и зачастую зачитывался до глубокой ночи, а то и до утра. Книги он буквально «проглатывал», не умея от них оторваться! Детей в районную библиотеку записывали только со школьного возраста, поэтому мне приходилось читать папины книги. Я с вожделением бросалась к сумке с книгами и начинала выискивать что-то для себя. У меня уже тогда сложились свои пристрастия: я не любила исторические романы, не очень много читала про войну, зато буквально хваталась за книги научной фантастики. И потом, когда я уже сама была записана на детский абонемент, я все равно читала папины книги. Ведь детям давали только 3 книги на 10 дней. Я же читала столь же быстро и страстно, как и папа. Да и фантастика была только на взрослом абонементе. А ведь это был ее звездный час! Космос и проблема искусственного разума (отношения робот-человек) были главными ею исследуемыми проблемами. Мы с папой перечитали все у Стругацких, Ефремова, Бредбери. Мы читали ежегодные сборники научной фантастики. Я бредила «Марсианскими хрониками», «Сталкер» стал для меня непревзойденным шедевром!
Но вернемся к облику улицы Свободы времен моего детства. Напротив райкома стояло длинное одноэтажное деревянное здание райисполкома. Оно выделялось тем, что было покрашено в темно-бордовый цвет, правда, обновлялось покрытие редко и особой красы зданию не придавало. Левее располагался такой же крашеный деревянный дом культуры, впрочем, его называли просто клуб. В клубе по вечерам показывали кино. Я помню только два фильма, которые я там смотрела. Первый- «Девушка без адреса» - мои молодые родители взяли меня трехлетнюю на вечерний сеанс, мне было скучно и я полезла под стулья обследовать пространство зала снизу. В результате папа унес меня домой, так и не досмотрев кино. А последний – «Ромео и Джульетта» итальянского режиссера Франко Дзеффирелли. Он шел с грифом кроме детей до 16 лет и я смотрела его в день своего 16-летия, переполненная особенной гордостью от своей взрослости. На сцене этого клуба я пела во время районных смотров художественной самодеятельности. А правое крыло старого райисполкома было в 1967 году отдано детской музыкальной школе, которая стала моим вторым и любимым домом по качеству и количеству проведенного там детского времени. В этом здании я повзрослела, напитавшись музыкой и духом искусства, выросла от Ах, вы сени, мои сени до обожаемого мною Шопена.
Улица Коммуны была сплошь деревянной. На углу ее с улицей Колхозной стоял двухэтажный деревянный дом, бывшее колхозное общежитие. Я застала его в статусе учительского дома. Там я бывала в гостях у любимых учителей Прозоровой Лидии Ильиничны и Овечкиной Нины Сергеевны. А на месте сегодняшнего сквера Победы с памятником погибшим в Великой Отечественной войне фаленцам и левее, там, где сегодня универмаг, стояли два огромных амбара, принадлежавших колхозу им. Крупской. А напротив был пустырь, еще сохранивший в конце 60-х название "Осинник". По рассказам мамы, на этом месте еще в пятидесятых годах и правда был густой осинник. Мы ходили в школу, "срезая" угол улиц Коммуны и Коминтерна, по этому "осиннику". Отдельные осины тут, по-видимому еще росли, так как я, помню, собирала там багряные осиновые листочки. Сегодня мало кто помнит само название "осинник", ведь папой это место было облюбовано для строительства районного Дома Культуры. Это красивое здание с прибранной площадью перед ним стоит и функционирует там до сих пор.
Да, особенное слово надо сказать о деревянных в две доски шириной тротуарах, которые спасали пешеходов от безысходности грязи и снега. Когда я уехала из Фалёнок, я больше нигде не встречала таких тротуаров, кроме Кировской и Архангельской областей.
На углу Коммуны и Коминтерна располагалось длинное одноэтажное здание Фаленской больницы рядом с двухэтажной амбулаторией (говоря сегодняшним языком, поликлиникой), где вели прием узкие врачи-специалисты. Рядом была детская больница и роддом.
Самым высоким зданием был элеватор, остов которого и ныне величественно возвышается над суетой фаленской повседневности.
И совершенно особым место, своего рода городком в поселке, был район Госселекстанции, где для работавших там ученых были построены каменные двухэтажные дома с паровым отоплением! Все остальные здания в Фаленках отапливались печками.
Вот такими были Фалёнки, которые получил мой папа как предмет неустанной заботы своей в 1967году. Не было еще ни нового Дома Культуры, ни нового здания райисполкома, ни больничного городка, ни новой школы.
Здравствуйте, Иволга!
Сэкономили, железную дорогу провели по бросовым землям, поэтому многие станции оказались построены, как тогда выражались, "на болотине".
Спасибо за материал, прочитал с интересом, сравнил со своими детскими воспоминаниями. Но я помню Фалёнки с начала 1970-тых. Что-то мало Вы назвали 2-этажных домов на ул. Свободы. Центральная ее часть наполовину была застроена деревянными 2-этажными домами. Например: 2-этажный дом рядом со столовой, в котором располагалась редакция газеты, помню, там рядом на площади квас продавали. Деревянный 2-хэтажный дом на углу Свободы и Коммуны до сих пор стоит. Еще двухэтажный дом стоял напротив райсобеса. Далее, если двигаться на восток, то еще одна двухэтажка была напротив РОВД - в ней магазины "Малышка" и др. А кирпичные новые дома? Кроме упоминаемой Вами гостиницы, дом Райпотребсоюза - в нем еще магазины "Культтовары" и "Книги". Насколько я знаю, в 1959 г. он уже был построен. Так же напротив милиции уже стоял каменный райпродмаг, одноэтажный.
Про новый кинотеатр вопрос. Я читал, что его построили в 1964 году. А Вы помните еще старый клуб. А открытие кинотеатра "Маяк" помните? В каком году это было?
Добрый день, Виктор Иванович! С кинотеатром Вы правы! Я именно в "Маяк" ходила, когда была в начальной школе, там я смотрела незабываемые фильмы- всего за 10 копеек- про войну ("Зимнее утро",например) и незабвенного Мальчиша-Кибальчиша - это в первом вообще классе (1965год). Все остальные здания тоже помню, сельпо двухэтажное деревянное напротив хозяйственного магазина, культмаг и книжный в здании, где наверху райпотребсоюз! Столовую помню хорошо, а вот редакция, кажется была одноэтажная, двухэтажную построили позже. Ошибаюсь, возможно...Но клуб старый долго стоял, даже не знаю, когда его разобрали! Фильмы там тоже крутили. И продмаг помню, все детство в него бегала. Спасибо за коррективы, обязательно поправлю свой текст!