«Жил на свете рыцарь бедный…»
Вышла совсем недавно последняя, посмертная, книга Владимира Александровича Любимова «Старая Вятка». На книжной полке краеведа теперь стоит его трехтомник – выполненные в одинаковом черно-белом стиле книжки под одним названием, столь дорогим автору. Первый том трилогии выдержал три издания – случай беспрецедентный для краеведческой книги в наше время, «безразличное ко всему, кроме собственной выгоды», как сказала одна журналистка в статье о другом краеведе. И это не случайно. В свой главный труд автор вложил не просто душу. Пером его водила «одна, но пламенная страсть» – любовь к старой Вятке, которую он, собственно, почти не застал. Но богатое воображение (он был поэт, автор нескольких сборников) дорисовывало такой милый для него образ патриархальной Вятки, и он сражался за нее бескорыстно, преданно и… безнадежно. У кого-то его образ ассоциируется с Дон-Кихотом, а мне вспоминаются пушкинские строки:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
И ведь он в конечном итоге победил. Он оставил нам Вятку, она живет в его книгах со множеством населяющих ее старые ветхие домики людей всякого роду-племени и звания – достаточно посмотреть подробнейший именной указатель, одно из главных достоинств книги. Их он тщательно выискивал в толщах архивных дел, справочниках, словарях и прочей литературе.
Архивы он знал как никто. Как-то я писала об одном поляке – знакомце Герцена в Вятке. Конечно, были просмотрены дела канцелярии губернатора и полиции, которые занимались ссыльными. Но Владимир Александрович сказал, что видел «моего» поляка совсем в другом месте – в фонде дворянской опеки. Там открылась целая история, тянувшаяся несколько лет. Надо отметить, что дела дворянской опеки – пухлые, толстые, и все они были проштудированы Любимовым. Таких подсказок была не одна. Он помог найти интересные материалы о шведском пасторе Алберге, открывшем в Вятке пансион для детей вятской элиты. Поражаешься памяти этого человека. Помню его в читальном зале архива стоящим над огромными делами высотой сантиметров 20-30. В этом заключалась как бы и метафора – перед такой ценностью надо стоять. Помню его обгоняющим меня по дороге в архив. Задержался, обернулся:
– В архив? – и дальше побежал.
В последние годы, когда тяжело болела его мама и могла отпустить сына только на два часа, он уже не бежал, а ездил на автобусе, экономя время.
О родителях он пишет скупо. Лишь брошенные на ходу как бы вскользь детали говорят об отношении к ним. Вот пишет о матери (чаще называет ее матушка): «…родилась в деревеньке с пронзительным названием Родителевщина». А вот об отце: «Помню, когда провожали родственников, отец шел за набирающим скорость поездом и махал рукой или шляпой, потом даже бежал, махая. Наблюдал эту картину и из окна, когда сам отъезжал куда-то…»
Отец – фронтовик, а после войны учитель. В первой книге есть его портрет, и в каждой из трех – начерченная им от руки табель о рангах, последняя страница всех трех книг. Как память? Или возвращение к истокам? Об этом уже не спросишь…
В последней книге больше личного, чем в первых. Это и понятно: он писал ее, по собственному выражению, «на подходе к уходу». Здесь воспоминания о прошлой жизни, раздумья о будущем: «Помянут ли нас? И помянут ли добром?» Участники портала «Родная Вятка» уже ответили на этот вопрос, помянув автора добрым словом. Хочется добавить к нему свое.
Владимир Александрович был неординарным человеком. Он всегда и везде отличался (и не только длинными волосами и лейтенантской шинелью). Его невозможно было причесать под общую гребенку. Уже в детстве это проявлялось. Когда в детском саду одногруппник-лидер Кобылянский призвал каждого к ответу: «Ты за Ленина или за Сталина?», Володя Любимов в отличие от большинства (и именно поэтому) ответил: «За Сталина». И свои воспоминания он построил не по накатанной схеме, а как путешествие по знакомым местам города. Оттуда же, из детства, и критический ум, не привыкший верить на слово, ясно видящий ложь и фальшь. Как поворотный в жизни описывает он случай из пионерского детства. Пионерский отряд, где он был председателем совета, заработал честным трудом первое место в школьном соревновании. А призом – путевкой в Севастополь – наградили другой класс, где учились дети заводского начальства. Из той истории он вышел «закоренелым нигилистом и пофигистом (хотя этих слов еще не знал)».
Согласитесь, что человеку с таким умонастроением трудно реализоваться в жизни. Но это произошло. И здесь на сцену выступает музей. Слово это, а точнее само учреждение Владимир Александрович не любил. Проработав здесь 33 года, он ушел отсюда в первый же день по выходе на пенсию, и ушел с обидой, никогда больше не переступив музейный порог. Сам он о причине умолчал: «…расшифровывать пока не хочу…»
Да, музейных работников награждали почетными званиями и знаками, но среди них нет В. А. Любимова. Нет человека, на своих плечах принесшего сюда уникальную коллекцию крестьянской росписи, равной которой как по качеству, так и по количеству нет ни в одном музее России. И не только принес, он описал ее в сотнях каталожных карточек, которые потом вошли в составленный им каталог «И львы, и птицы, и цветы…» (1). О нем он вспоминал: «Когда держал в руках эту добротно оформленную книжицу, когда дарил ее, был, несомненно, горд… Практически все каталожные предметы (порядка шестисот, общим весом не в одну тонну) были обнаружены и доставлены вашим покорным слугой». А далее ирония, снижающая показавшиеся пафосными собственные слова: «Сейчас на пенсии сочиняю мемуары, и не грех выставить себя <…> в некотором смысле подвижником, обогатившим вятскую землю достойным собранием произведений народного искусства…»
Владимир Александрович, действительно, без всякого пафоса был собирателем и хранителем бесценной коллекции. В поисках этих сокровищ он прошел и проехал не одну сотню километров по бескрайним северным просторам. Конечно, у него были помощники, но они приходили и уходили, а постоянно при ней был только он. В рюкзаке за плечами, на лошади, на хлипком музейном транспорте – как только не приходилось доставлять эти богатства в музей по нашему всем хорошо известному российскому бездорожью. Помнится солнечный летний день, зеленая лужайка около Приказной избы (ныне, увы, погибающей) и разложенные на травке потемневшие доски. Рядом ведро с шапкой мыльной пены и Владимир Александрович с засученными рукавами, аккуратно и бережно моющий свою «добычу». Еще тогда обратила внимание на его руки – сильные, крепкие, настоящие мужские руки, большую редкость в наши компьютерно-бумажные времена.
Как-то я зашла в музей, когда любимовские филенки были выставлены по всему периметру второго этажа. Это было чудо! Стены как будто светились. Веселый праздничный дух поселился в них. Цветики, потки, лёвы, «ехидной звиръ» и «мадам Тюрлюлю» – создания безвестных мастеров, выражение богатства и талантливости народной души – из тьмы веков как бы обращались к нам: «Жизнь прекрасна!»
А какие надписи сопровождают изображения! Сколько в них искрометного юмора! «Печка не аптека, но делает облегчение для человека» или «Товарищ, здесь не заседанье, посидел и до свиданья».
«Огромная благодарность В. А. Любимову за удивительные предметы крестьянского быта, собранные благодаря безграничной любви и несгибаемой воле и упорству!» – пишут посетители в книге отзывов (2).
Уже одно это достойно наград. Но Любимов спас и укрыл в стенах музея еще одну ценность – коллекцию метрических книг из районных архивов, которым они были не нужны. Что они востребованы – этого мало сказать. Приезжие из других городов и даже стран работают с ними.
А скопированные в виде микрофильмов и привезенные им из РГАДА (впоследствии опубликованные) вятские дозорные книги XVII века – они также хранятся в фондах музея.
Много, очень много дал музею рядовой научный сотрудник Любимов. Но много дал ему и музей. Это и возможность работать в архивах, и ездить по дальним заброшенным деревням, и писать замечательные книги – одним словом, возможность Творчества. Думаю, он и сам понимал это и, забыв обиду, в воспоминаниях проговорился: «…то была любимая служба (даже скажу красиво: служение)…» Ушел, а душа болела за судьбу оставленных коллекций, которые перевезли из обжитого помещения фондов «куда-то на Латунку… А если вспомнить старую истину, что переезд сродни пожару…» Душа болела и за «матушкину совсем новую, неношеную шинель с петлицами (т. е. сшитую ранее 1943 года) и военное платье. Эти экспонаты стали обязательными на всех музейных выставках, посвященных Великой Отечественной войне… Правда, слышал, новенькую шинель погрызла музейная моль…»
И все же в жизни В. А. Любимова настал звездный час. Пусть это случилось на ее исходе и не в музее, а в библиотеке имени А.И. Герцена. Именно здесь оценили заслуги не признанного музеем сотрудника, выдвинув его к награждению премией имени А. И. Герцена. Правда, наконец, восторжествовала. Послушаем лауреата:
«Я рад, тронут, а потому не могу не поблагодарить всех тех, кто причастен к моему маленькому торжеству. Ту же власть в лице нашего губернатора. Спасибо. Всех, кто выдвигал меня на эту почетную премию, продвигал, отстаивал. Имею в виду сотрудников библиотеки имени А. И. Герцена, Надежду Павловну Гурьянову. Низкий вам поклон».
И Вам, Владимир Александрович, низкий поклон…
Примечания
1. И львы, и птицы, и цветы… Народная домовая роспись: альбом-каталог из коллекции Кировского областного краеведческого музея / Сост. и автор текста В. А. Любимов ; Кировский областной краеведческий музей. – Киров: О-Краткое, 2011. – 160 с. : ил.
2. Дворецкая Т. А. По следам музея: очерки истории Кировского областного краеведческого музея. Киров: О-Краткое, 2011. С. 125-126.
Татьяна Алексеевна, здравствуйте! Большое спасибо за очень теплую, уважительную и профессиональную статью о Владимире Александровиче Любимове! (Царство ему Небесное!) Я познакомился с Владимиром Александровичем в ГАКО примерно за 2 года до его ухода. Он консультировал меня по вопросам родословия и отвчал на вопросы по переписке. Последнее его письмо было в мае 2019 г.: "... Все еще болею и сильно. Успехов. В. Любимов". Вот эти его слова "все еще ..." вселяли уверенность на выздоровление, но, увы ... На память о Владимире Александровиче у меня остался его 3-х томник "Барановы, Кудрины... Щепины... Юферевы" и "Старая Вятка (квартал за кварталом первая часть начало)", 2004 г.; "Старая Вятка (Первая часть начало (от Засоры до Заострожной)", 2014 г. и "Старая Вятка (имена, даты, судьбы...), 2017 г. Как называется посмертная книга Владимира Александровича после названия "Старая Вятка"? Где ее можно приобрести и по какой цене ?
Послесловие: Татьяна Алексеевна, поздравляю Вас с днем Святой Татианы! Пусть по ее молитвам будет Вам помощь в праведных делах! С уважением, Яровиков А.А.
Андрей Александрович, здравствуйте!
Я ведь писал в своём блоге о выходе последней "Старой Вятки" Любимова. Вот здесь посмотрите: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/128892
Алексей Леонидович, здравствуйте! Спасибо за уточнение! А "Старая Вятка (имена, даты, судьбы...), 2017 г. (с фотографией Введенско-Богородицкой церкви с. Подрелье на обложке) считается отдельной книгой, т.к. в ней нет вкладки с Дозором 1615 г. или она выпущена как дополнение к 3-х томнику ?
Это второй том.
Андрей Александрович, спасибо за поздравление и теплые слова. Ссылку на последнюю книгу дал ниже А. Л. Мусихин. Книга есть в книжном киоске Герценки (брала около месяца назад).
Татьяна Алексеевна, спасибо большое за статью о Владимире Александровиче, за память!
Очень его не хватает всем нам (
Хочу заметить, что все три издания первой книги "Старая Вятка" отличаются друг от друга, по крайней мере публикацией дозорной книги 1615 г. Так что надо обязательно иметь все три издания.
Татьяна Алексеевна, здравствуйте! Спасибо за статью, за память о Владимире Александровиче! Я его часто вспоминаю. Он был настоящий подвижник, трудоголик. Очень не хватает его.
Спасибо, Маргарита Аркадьевна!