Создание родословной. Поиск точки исхода
(места откуда переселился предок из черносошных крестьян).
Рано или поздно в поисках данных по предкам приходится сталкиваться с ситуацией, что в более ранний период данные о предке отсутствуют, нет также ни одного члена семьи в исследуемом регионе и непонятно откуда они взялись в последующем - запись об этом отсутствует. Понятно только то, что предок переселился сам или его переселили по указу. Нужно найти эту точку исхода. Ниже несколько подсказок. В зависимости от периода, когда был данный факт и территории предполагаемых поисков можно выделить следующие ситуации.
1. В предыдущей ревизской сказке по данному селению (деревне или починку) нет записи по предку.
Обычно в ревизской сказке указывается откуда переселился сам собою или по решению общины, или указу земского начальства. Соответственно в том селении делалась соответствующая запись. Но бывают случаи, когда записи нет. Обычно переселения происходили в пределах волости или уезда - черносошные крестьяне имели право свободно перемещаться в пределах уезда на заработки или по другим делам, для выезда за пределы уезда необходимо было оформлять разрешение или паспорт.
1) Методы поиска исходной точки:
а) просмотр всех записей по деревне, починку - запись могла быть сделана одна для нескольких переселенцев, а не напротив вашего предка;
б) искать допревизии - бывают пропуски, которые исправляются на дополнительных листах;
в) просмотр ревизии по соседним селениям;
г) сплошной просмотр ревизской сказки волости (или уезда), если по соседним селениям (или волости в целом) результат будет отрицательным.
Здесь не обсуждается как это можно осуществить и адреса архивов, а обобщается опыт поиска нужной записи о предке или предполагаемом предке. Считается, что поисковик, достигший уровня 8-й и более ранней ревизии, накопил опыт работы и с помощью интернета способен решить организационные вопросы.
Обычно запись в ревизской сказке содержит все данные о человеке (фамилия, имя, отчество и возраст), что позволяет определить является он искомым лицом или нет. Но бывают случаи, что без дополнительной информации определиться однозначно невозможно, иначе это случай - "тупик в поисках", который требует дополнительных исследований.
2) Если имеются исповедные росписи, то они могут существенно облегчить поиск нужной информации. Необходимо учитывать только следующие две особенности:
а) в ней не будет маленьких детей (не доросли до исповеди);
б) в роспись записывались только фактически проживающие в приходе данной церкви прихожане - иначе длительно отсутствующего члена семьи в росписи не будет (он будет по месту фактического проживания или работы).
Особенностью на данном этапе поисков является наличие в приходе церкви нескольких одноименных или созвучных деревень или починков. Соответственно придётся их все проверить. Эта замечание относится и к ревизским сказкам.
3) Если первые два пункта не выявили точку исхода, то нужно искать за пределами уезда, например, в соседнем уезде, особенно если регион приграничный или по всей губернии. Как правило, это относится к первым ревизиям. На сайте три первые ревизии имеются в разделе ''Книжные издания''. Здесь единственным методом является сплошной (валовый) их просмотр. Для этого придётся освоить чтение скорописи, пособие по её изучению имеется там же.
2. Период писцовых и переписных описаний деревень и починков.
Писцовое описание (писцовая книга) – перепись земельных наделов, единицей учёта является двор, который включает хозяйственные постройки и земли (пашни, пожня и т.п.) приписанные к данному двору, размера налога и плательщика данного налога. Поэтому, как правило, записан один хозяин двора. Редко хозяин и старший сын или два брата (без отца). Другие члены семьи не указаны. Какие-либо указания о возрасте отсутствуют.
Переписная опись (переписная книга) – собственно перепись семьи, живущей в одном дворе. В первых переписях указаны только ее мужская часть, позже и женская. Возраст вначале указывался у детей или одного из них. Позже у всех членов семьи.
Особенностью данного периода является большая неточность записанных возрастов, так как оценивались на глаз или со слов крестьян. Погрешность составляет 5-10 лет и более, иногда до 20 лет. Чем старше человек, тем больше эта погрешность. Указаний о переселении нет, идёт простая констатация данных по двору или семье.
Единственный метод поиска места, откуда переселился человек (семья) является валовый просмотр доступных писцовых и переписных книг.
Дополнительным и вспомогательным источником является информация, найденная в книгах, статьях (научных, краеведческих и др.) по исследуемому региону о возможных миграциях населения, массовых переселениях, основателях починков и т.п. Если повезёт, то это сократит валовый просмотр писцовых и переписных книг. Если нет, то поиск может продолжаться до исчерпания возможности доступа к ним. На сайте имеются все писцовые и переписные книги Вятского края и Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, часть территории, которого ныне входит в Кировскую область. Соответственно есть возможность их просмотреть.
По некоторым переписям и первой ревизии (1719 года) работает поисковая система раздела ''Переписи и ревизии Вятского края'', что существенно облегчает поиски.
Сложнее вести поиски, если в пределах Вятского края не будут найдены нужные данные. Есть некоторая вероятность найти в Сольвычегодском уезде, так как общая направленность массовых переселений: с запада на восток и с севера на юг. Если и здесь не будет найдена точка исхода, то остаётся искать через интернет отдельные фрагменты писцовых и переписных книг по другим регионам Московского государства, так как эти книги в полном объёме отсутствуют в свободном доступе, или обратиться к фондам РГАДА.
Так называемые Дозоры 1615 года являются пределом для большинства родословных. Более ранние писцовые книги, а дозорная книга их разновидность, не сохранились, но есть некоторые исключения. Применительно к Кировско-Вятскому региону это: Оброчные книги пяти городов 1553-1616 годов и писцовые книги Казанского уезда 1599-1603 годов (см. "Книжные издания"). По Сольвычегодскому уезду сохранились купчие (см. Блог "Лузский район и Онтропьева слобода 2" https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/123517). Но здесь кому как повезет.
3. Проблемы идентификации человека.
В наше время, чтобы определить (идентифицировать) человека необходимо знать: ФИО, дату и место рождения. Крайне редко, но встречаются абсолютные двойники. Тогда привлекаются дополнительные данные о родителям. Аналогичная ситуация была и в 16-17 веках, за исключением того, что фамилии только начали формироваться, но были свои правила, которые нужно учитывать в поисках данных о предках. Кроме того, как выше было написано, что в писцовых и первых переписных книгах нет данных о дате, и тем более места рождения крестьянина. Ниже рассмотрим методы преодоления трудностей с идентификацией человека.
3.1. Определение примерного возраста черносошного крестьянина.
1) Основа метода описана в моем посте ''Создание родословной. Советы начинающему генеалогу'' https://rodnaya-vyatka.ru/forum/122725 пункт 11. Расчёт ориентировочной даты (года) рождения. Он предполагает наличие данных о возрасте у потомка и далее, опираясь на эти данные, рассчитываем год рождения предка. Предлагаемая вилка 25-33 года на одно поколение с последующей корректировкой по фактической дате, найденной в процессе поисков. Так как ранее 1640-х годов вообще отсутствуют какие-либо данные о возрасте, то методика корректируется. Необходимо использовать цикл поколения 20-30 лет. Первоначальный расчёт вообще ведётся по усредненной величине 25 лет. Вилка нужна для корректировки, так как реальная жизнь реального человека многовариантна и даты, полученные по расчетам по нескольким источникам или ситуациям не всегда стыкуются. Цифра 20 лет соответствует раннему браку. Но для Русского севера, частью которого является Сольвычегодский уезд, характерны и поздние браки, отсюда 30 лет. Север Вятской земли (Вятского края) примыкает к данному уезду и на него тоже правило распространяется. (Юг Вятской губернии не исследовал – вне моих интересов).
2) Это метод определения примерного возраста предка, отталкиваясь от имеющихся данных по уже известному предку или по данным переписных книг. Но как быть в случае нахождения записи в писцовой книге о кандидате на искомого предка?
Ответ находим в книге Швейковская Е.Н. Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI – начала XVIII века. М. 2012 г.
''Стоглав 1551 г. Говорит об обручении и венчании, регламентируя эти ответственные моменты жизни человека. Глава 18 предписывает священникам действовать «по чину». Для вступающих в первый, законный брак оговорен возрастной показатель: священники должны венчать отроков не ранее 15, а девушек 12 лет. Сочетать браком молодых людей ранее этого возраста запрещалось… При том, что у крестьян 15–16-летние сыновья вступали в брак и слыли готовыми для исполнения генеративной роли и социальной — организации хозяйства и несения тягла, посмотрим, удавалось ли таким молодым мужчинам в обычных, не чрезвычайных обстоятельствах возглавлять хозяйство и каков наиболее характерный возраст глав дворов… Приведенные данные показывают, что шансы возглавить самостоятельное хозяйство появлялись у крестьян, как правило, когда они достигали 30 лет и в интервале до 40 лет. Минимальное число глав семей 16–20-летних свидетельствует о включенности молодых супружеских пар в отцовское хозяйство. Именно возраст от 31 до 40 лет был тем периодом семейной стратегии, в который происходили выделы из общего хозяйства женатых сыновей с семьями и братьев в не разделенных отцовских и братских семьях.»
Отсюда:
А) Возможна корректировка возраста на ситуацию, когда сын первенец родился в 16 лет.
Б) Имеем запись ''женат'' – 20 лет.
В) Имеем запись ''во дворе'' – 30-40 лет.
Г) Имеем запись ''во дворе … с сыном'' – сыну 20-25 лет, отцу 20(25) + 25 = 45-50 лет. При необходимости возможна корректировка на, то что первой могла быть дочь (или несколько дочерей) на 3-5 лет на каждую.
Примеры расчётов https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1364/129816
3.2. Имя, отчество, прозвище, фамилия.
Несколько примеров из записей писцовых книг 1615-1629 годов. Парные записи: Васка Григорьев сын, Мишка Петров сын, но преобладают Офонка Игнатьев, Степанко Козмин. Оказывается писать слово ''сын'' было не обязательно. Это примеры канонических имён и отчеств. Пятко Кузмин, Богдашко Терентьев – русское имя и отчество. Но встречаются и такие: Ивашко Шевель, Мишка Поздеев, Ивашко Соболь - это два имени одного человека – христианское и русское имя. При этом христианское имя всегда писалось первым, а русское имя (прозвищное имя) всегда было на втором месте. Прозвище уточняло который из множества носителей христианского имени. Иногда встречается пара, состоящая из одних русских имён, например, Дружинко Тумак, Третьячко Шило - это два прозвища одного человека, а собственно христианское имя, данное при крещении, не указано. Раз у человека было два имени, то у его сына могло быть отчество, как от христианского имени, так и от русского имени (или прозвища) или собственно отчество и прозвищное отчество. Примеры последнего: Конанко Поздеев, Ивашко Безсонов, Сидорко Волков, Ондрюшка Нечаев.
Примеры трёх членных записей: Фролка Михайлов сын Зеленин, Кирюшка Иванов сын Мошанова, Ондрюшка Нечаев сын Пьянков, Васка Максимов сын Игнатьев. Такие записи в 1615 годы единичны, со временем их количество увеличивается и становится преобладающим. Опять же слово ''сын'' могло и не писаться. Для ориентирования в этом многообразии поможет специальная литература.
На мой взгляд, наиболее подходит книга Чичагов В.К. ''Из истории русских имён, отчеств и фамилий'', 1959. Имеется на сайте в ''Книжные издания''.
Основные его положения:
1) Христианское (греческое) имя – собственно имя, а русское имя – прозвище (личное).
2) Собственно отчество образуется только от христианского имени, оно всегда стоит за именем и всегда согласовывается с ним.
3) Прозвищное отчество может быть на втором месте, если отсутствует собственно отчество, а так на третьем месте и никогда наоборот. Оно служит дополнительным признаком именуемого, по этой функции приближается к современной фамилии. Прозвищное отчество иногда может не согласовывается с именем и иметь форму родительного падежа на ''а''.
4) Существуют записи, в которых на третьем месте стоит не прозвищное отчество отца, а прозвищное отчество отца именуемого, т.е. по деду или даже по более старшему предку. Третий член записи иногда может не согласовывается с именем и иметь форму родительного падежа на ''а''.
5) Прозвищное отчество одного из предков становится фамильным прозвищем (наследственным) при условии, что в последующих поколениях все будут называться христианскими именами. (Так как собственно отчества не передаются по наследству).
6) Прозвищное отчество или христианское имя отца может стать фамилией лишь в четвертом поколении, т.е. при третьем последовательном применении указанных слов из поколения в поколение.
7) Фамилия, как и отчество всегда согласовывается с именем именуемого.
Эти и другие свои описания Чичагов сопровождает большим числом примеров. Для генеалогических поисков, на мой взгляд имеет значение следующее: Чичагов свои описания сделал на основе анализа большого количества данных по знатным родам Московского государства, рассматривая цепочки в 3-4 и более поколений (иногда до 7). В результате выявил общие закономерности и правила. У нас же обратная задача – по найденным записям и используя эти правила найти предка, точнее его имя и другие составляющие его именования.
Пример использования положений Чичагова. Найдена купчая 1601 г., а в ней: ''Се яз, Игнатей Яковлев сын Поздеев, продал есми Андрею Михайлову сыну Дудкина деревню, осмой жеребей в Турышкине …'' Именование Дудкина написано в родительном падеже на ''а''. Это указывает на прозвищное отчество. В таком случае имеем два отчества: собственно отчество Михайлов и прозвищное отчество Дудкин. Отсюда отец Андрея - Михаил Дудка или Михаил Дуда (на обороте купчей записано ''вместо Дудина руку приложил'', поэтому Дудкин=Дудин). Но так же возможно, что именование Дудкина-Дудина относится к деду. Для проверки данного предположения распишем поколенную роспись из выписок из писцовых и переписных книг, так как они там записаны.
Поколения роспись.
1-е поколение: а) Михаил Дуда (Дудка) или б) Михаил Дудин (Дудкин) – реконструкция по купчей.
2-е поколение: во дворе Ондрейко Дудин (ПК 1620).
3-е поколение: во дворе Русинко Ондреев сын Дудин, двор пуст Русинка же Дудина, а пашню пашет он же Русин Дудин (ПК 1620), во дворе Русинко Дудин, во дворе Русинко Ондреев, во дворе Русинко Ондреев сын Дудин, половник Русинко Дудина, владеет Русинко Дудин з братьею (ПК 1625), двор пуст Русина Дудина, двор пуст Русина Ондреева сына Дудина (ПК 1645).
4-е поколение: Двор пуст Никонка Русинова, по купчим Никитки Русинова сына Дудкина (ПК 1645), двор пуст Никитка Дудина (ПК 1646), двор пуст Микитки Хрисанфова сына прозвище Дудина (ПК 1647). Во дворе Пронка Русинов, отдан Пронке Русинову сыну Дудину (ПК 1645), во дворе Пронка Русинов (ПК 1646), во дворе Пронка Хрисанфов сын прозвище Дудин (ПК 1647).
5-е поколение: что владел муж ее Коземка Прокофьев сын Дудин (ПК 1678), во дворе Ивашко Борисов сын Дудин, по памяти Ивашка Борисова сына Дудина (ПК 1678), во дворе Федка Григорьев сын Дудин, за Феткою Григорьевым сыном Дудиным (ПК 1678).
Выписки охватывают по времени с 1619/20 года по 1678 год, почти половину столетия. Как следует из приведенных примеров имеем в основном трехчленные записи, но есть и двучленные, даже в ПК 1640-х лет. Есть со словами ''сын'' так и без него, слово ''прозвище'' встречается только в переписи 1647 года, а до и после отсутствует. Далее. Так как нет иных данных, то считаем в записи Ондрейко Дудин второе составляющее за первое применение. Отсюда считаем три поколения – у внуков Андрея имеем фамилию (Смотрим пункт 5 по Чичагова). Если просмотреть выписки, то именование Дудин везде согласовывается с именем, т.е. можно предполагать, что фамилия могла сформироваться раньше (по крайней мере, на одно поколение).
Отсюда имеем два варианта ориентира для дальнейших поисков:
а) Михаил Дуда (два имени одного человека) – Андрей Михайлов Дудин (два отчества) – Русин (Хрисанф) Андреев Дудин (русское и каноническое имена + отчество + отчество отца (по деду или дедичество);
б) Дуда (русское имя, каноническое не известно) – Михаил Дудин (имя и прозвищное отчество) – Андрей Михайлов Дудин (имя, отчество и дедичество) – Русин (Хрисанф) Андреев Дудин (Дудин - фамилия).
Это ориентир для поисков, а какой вариант окажется фактическим решают последующие находки и дополнительные данные. Шелонский 1539 года Михалко Дуда по именованию отвечает варианту ''а'', Ондрейко Дудин из Бежецкой пятины 1564 года, вписывается в вариант ''б'' (см. https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/129247 ).
3.3. Заключительная часть.
В случае нахождения данных о предполагаемом предке в той же деревне (починке) не требует доказательства, так как есть поколенная преемственность, нахождение в соседних селениях тоже – перемещение на небольшие расстояния было обычным явлением и обусловлено оно уходом сыновей из отцовского двора и освоением ими новых земель. Расселение в пределах погоста или волости тоже укладывается в эти рамки. Но это если нет других претендентов, т.е. появляется фактор неопределённости – который из двух? Чем большее расстояние между селениями кандидата на предка и документально доказанного предыдущего предка, тем больше эта неопределенность. Переселение из другого уезда и тем более из другого региона Московского государства в условиях малой информированности писцовых книг требует особого метода доказательства тождества кандидата на предка и восстановленного облика предка. Но это уже другая тема.
Коллеги! В заключительной части отметил проблемы с идентификацией кандидата на искомого предка при переселении на значительное расстояние. Есть ли у вас такой опыт нахождения предка – поделитесь! Что является доказательством того, что этот найденный и есть ваш предок!? К обсуждению данной проблемы приглашаю и жителей Сибири, предки которых переселились из Вятского края или, как отмечали в писцовых и иных книгах ''збежал в Сибирь'', или позже из Вятской губернии, которые переселились сами собою, а не по организованному правительством переселению.