Конец XVI - начало XVII веков это время внутренней колонизации в освоении Вятских земель. Огромные незаселенные пространства давали широкий простор для новых поселений. И крестьянское население, увеличившееся как естественным приростом, так и приливом новых переселенцев, начало обживать территории вглубь Котельнических земель, на северо-запад. Земля в России всегда принадлежала князю или царю и за нее полагалось платить тягло. Московское государство с вятских пашенных земель и с живущих на ней людей взымало ежегодно определенный оброк. Кроме того, был установлен жесткий оброк за стрелецкие хлебные припасы. Однако в XVI- XVII веках в районах с «ширью вольных необозримых лесов и полей» «московское правительство признало и санкционировало авторитетом своей власти те условия владения землею и уплаты тягла с неё, какие предлагало ему местное население». Правительство Бориса Годунова и первые Романовы опирались на средние круги дворянского общества и были вынуждены встать на путь поддержки мелкого и среднего землевладения. Власти поняли, что часть земель лежит впусте и оброк с них не платится, и начали предоставлять льготы на распашку новых земель. На распаханный «надел» пустоши заводили починок, который не включали в состав тягловой земли до тех пор, пока не было обеспечено ведение полноценного хозяйства и их тягловости. Таким образом, на Вятке начинается раздача оброчных земель. Каждый посадский и уездный человек мог отыскать для себя дикое поле или запущенную пашню, мог явиться к воеводе и просить себе эту землю в вечное владение с обязательством вносить за то в казну определенную плату.
Погост на речке на Куринке, а «на погосте церковь покрова пресвятые Богородицы теплая с трапезою во имя Зосима и Саватея Соловецких чюдотворцов» (Котельнический тяглый стан) и поселения вокруг него – Куринская волость - появляются во второй половине XVI века. Крестьяне – «складники» огораживают деревню, строят церковь, выбирают старосту. Построив на общие средства церковь, имея такие важные обязанности, как выбор причта и обеспечение его содержанием и распоряжаясь всем имуществом церкви, приходская община одновременно была и сельской, волостной общиной. Волостные люди были связаны друг с другом, как общностью земельных отношений, так и финансово-податными тяготами. Коллегиальным выражением воли народа являлось собрание всего мирского схода. Оно же выбирало представителей волостной организации, которые назывались старостами, сотскими, десятскими и пр. Волостной сход пользовался правом раскладки податей между своими волощанами. Выборные волостной организации служили посредниками между правительством и населением самой волости.
В начале века XVII крестьяне Куринской волости начинают брать землю в оброк, и частенько на льготных условиях. Получают порядные грамоты на владение землей. В грамотах, как правило, записано условие, что «в те льготные лета тот черный лес или дикое раменье по тем межам расчищать и пашни распахать и дворы поставить и жильцов устроить». Основное условие - «пашню впусте не покинуть». А «как те льготные лета минут, с тое пашни и со всяких угодий оброку и пошлин платить в государеву казну». Тогда же крестьянами Куринской волости начато освоение земель из состава округи будущего Спасского погоста. К 1628-1629 гг. на берегу Моломы близ района будущих Торощиных слободок появляются оброчные дворы и починки (12 починков, 2 займища). Спасский погост «Погост над рекою над Моломою, а на погосте церковь Боголепного преображения» в 1607 году ставится ими уже на оброчных землях. В 1628-1629 на церковной земле дворы притча (5 дворов) и дворы бобыльские (41 двор).
Волостной мир или община брала далекую и большую дикую землю, для обработки которой требовалось много труда и средств, при условии заселения территории сразу значительным количеством семей. Поэтому владельцем земли могли стать только крупные вотчинники – слободы. Такие компаньоны назывались «складниками». Один из них брал за всех представительство перед воеводой, у которого и испрашивал на всех, обыкновенного даже не именуя, нужное количество земли. Впоследствии в писцовые книги починок обычно заносился также с именем этого человека. Вероятно, к таким сделкам и относится грамота на получение на льготу Ивашкой Торощиным черного раменья в 1636 году (см. «Торощины слободки»). В январе 1636 года он получает от московских властей в Куринской и Спасской волостях на льготных условиях черное раменье вдоль речки Мостовухи, между Полуденной и Ношной Спасскими речками до реки Кобры для расчистки. В сделке записано интересное условие уплаты оброка - «после лготы на оброк к церкве ко Всемилостивому Спасу и Покрову святей Богородицы на церковное строенье». Судя по переписям, церковные земли Куринского и Спасского погоста не были велики. Вероятно, верховные власти приняли решение о направлении части оброка на церковные строения, поскольку были заинтересованы в освоении малозаселенного края, имевшего малую подконтрольность в церковном отношении. Таких сделок было немного, но попалась сделка 20.12.1636 года (РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Ед. хр.7), когда Ивашка Васильев сын Шабалин берет на льготу «в Котельницком уезде за Окатьевым заимочку дикой черный лес» и обязуется поле льготы «с того местечка с пол-пол-пол-чети выти оброку платить к церкве к новому месту Благовещенью святей Богородицы Окатьевские волости»
На Вятской земле род Торощиных с 1622 году упоминаются в переписях Орловского уезда, на момент заключения сделки Ивашка Торощин записан как котельничанин. В переписях 1646 года на церковных землях Спасского погоста Куринской волоски Котельнического уезда появляется починок Торощинский, который состоял из 12 дворов ( в т. ч. двор Ивашки Агеева Торощина) Позднее селение называлось деревня Торощина/Торощинская. Необходимая сумма, потребная на церковное строение собиралась по раскладкам на всех прихожан деньгами или зерном. Поэтому церковь была заинтересована в освоении поросших лесом земель и специально делала большие поселения для переселенцев. Видимо Торощинский починок был из этого разряда. В переписи 1662 год в составе Котельнического оброчного стана в Спасской волости впервые появляется административное подразделение Торощины слободки. На землях Торощиной слободки поселились вольные нетяглые крестьянские дети - братья и племянники, отделяясь от отцов своих и братьев (12 новых дворов). В том числе и один из сыновей Ивашки Торощина – Иевко Иванов (отошел от брата в 164 году). К 1678 году – в состав Торощиной слободки вошел Погост Макарьевский над речкой Куринкою и починок Торошинский (27 дворов).
Обилие земли, льготные условия быстро привлекли в слободку значительное население, так к 1719 году в Торощиной слободке крестьян, кои имеют свою пашню 201 человек, в т. ч. мужчины от 15 до 50 лет – 113 человек. Половников, «кои своей пашни не имеют, а пашут ис половинного хлеба» 56 человек (в возрасте от 15 до 50 лет 36 человек). Появляются деревня Слободцкая, деревня Касьяновская, починок Мухачевский, где впоследствии будут проживать потомки рода Торощиных. Таким образом в XVIII веке «В ъ оброчномъ и тягломъ станѣ Котельническаго уѣзда числились вполнѣ или отчасти слѣдующія тогдашнія волости: Подгородная, Гостевская, Юрьевская, Красногорская, Куринская, Спасская, Окатьевская, Макарьевская, Екатерининская и Молотниковская. Прилегающая къ западной границѣ стана мѣстность имѣла общее названіе Торошиной слободки. В ъ нее входили части поименованныхъ уже Спасской и Макарьевской волостей и еще Срѣтенская волость. Вотчины бывшихъ монастырей (Котельническаго, Куринскаго и Кобрскаго) находились частію въ предѣлахъ стана и Торошиной слободки, частію къ сѣверу и западу отъ нихъ.» (Н.Н. Романов. Статистическій очеркъ)
Алаев Л.Б. Чем была «русская община» и что такое «русская общинность». Журнал история и современность. Выпуск №2(20)/2014
Мусихин А.Л. Вятская оброчная книга – источник по истории Вятской земли периода Смуты. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского,2017 №1
Пичета В.К. История крестьянских волнений.Белтрестпечать.Минск.1923
Романов Н.Н.. Статистическій очеркъ постепеннаго увеличенія населенія всѣхъ уѣздовъ Вятской губерніи въ послѣднее столѣтіе. Сборник материалов к истории Вятского края Вятский Губернский статистический комитет. Том 2. Вятка.1881
Романов Н.Н. Переселения крестьян Вятской губернии. Издание Вятского губернского земства. Вятка,1880
Спицын А.А. Оброчные земли на Вятке в VII веке. Казань.1892.
По состоянию на 1719 г. - в Торошиной слободке числится 71 населенный пункт (починки и деревни). Общий механизм получения земли несколько иной - фактические действия через местного воеводу, но формально прошение подавалось на имя царя. Землю получали не "складники" - первый Торощин по общему правилу был "слободчиком" ( с учётом того что скорее всего он беломестец - котельничанин). Административный статус Торошиной слободки - специальная административная единица Котельнического уезда на правах стана. (В верховьях р. Моломы была подобная единица - ещё более обширная, где обязанность по уплате налогов и сборов прямо возложена на слободчика, при этом ему предоставлено право привлечения населения. Кроме того пониже по реке , на границе уездов действовала Порейская слободка). С учётом известной грамоты Ивана Грозного можно заключить, что потребность в подобного рода административных единицах возникала на землях где еще недавно проживало автохтонное население (коренное - не русское), чьи земли потихоньку втягивались в деловой оборот новых жителей. Что ставит вопрос об истинной картине колонизации данного угла Котельнического уезда (Спасская и будущая Даровская волости). Года 4-5 назад на сайте был пост о нападении представителей автохтонного насеения где -то в районе 1720 г. с поджогом деревни и убийством населения, территориально расположенной в бывшем Чернохинском районе, после ВОВ слившемся с Даровским районом - со стороны ж/д дороги на Свечу. Но в нашей историографии стараются лишний раз не упоминать о не совсем мирном характере русской колонизации - что за н.п. с многоговорящим именованием "Городок" глухо упоминается на полпути между Спасским и Даровским по старой прямой проселочной дороге?). Можно добавить что сегодня на землях Спасского сельского поселения осталось последнее поселение, ранее входившее в состав Торошиной слободки - это д. Молчановщина (не помню - 2 или 3 жилых дома, где-то в 1 км от с.Спасского).
Кроме того на мой взгляд нужно помнить об административной размытости (двойственности) при образовании базовых населённых единиц, впоследствии получивших статус сел. Они одновременно имели статус "погоста-места" и "погоста - округи". Поэтому при рассмотрении вопроса о дате возникновения необходимо обращение к дополнительным документам (помним, что без церкви нет погоста). А именно - первый платёж в Монастырский приказ от Спасской церкви зарегистрирован в 1627г., поэтому именно эта дата выглядит обоснованной в качестве даты возникновения Спасского с волостью (здесь разделить погост и тяготеющие к нему починки невозможно). Собственно Спасское следует относить ко 2-му этапу колонизации (согласно классической схемы) - этим оно принципиально отличается от Макарья и от Даровского (они - 3-ий этап). Но также отличается и от Курино - несмотря на то что оба эти погоста относятся ко 2-му этапу, но Спасское это только оброчный стан, а Курино - тяглый.
Кроме того, согласно актовых материалов фиксируется переселение крестьян со своих уже обжитых мест в окрестностях Спасского - в Торошину слободку, что свидетельствует о наличии какой-то льготы - типа льготное обложение в течение длительного периода (видимо значительно более длительного чем стандартные 3 года для наших мест).
В начале 16 в. у крестьянской общины, по крайней мере в наших местах, не было обязанности по привлечению причта - это было право общины (именно поэтому часть церквей стояла "без пения"). Фактическая картина - хорошо отражена в известной грамоте 1624 г., думаю Вы с ней знакомы.
Спасибо за комментарии! Удается узнать новое об истории наших земель !