Автор - Мирзаабдуллаева Анастасия
Около 10 лет отдел краеведения Омутнинской районной станции юных туристов вплотную работает над местной деревенской тематикой. Хотя работа еще далека от завершения, но уже имеются результаты – краеведческие находки. В нашей работе мы поставили цель - обобщить достигнутые результаты и представить связную картину (обзор) вышеупомянутых краеведческих находок (задачи исследования).
В первую очередь это касается ранней истории Омутнинского района, которая долгое время оставалась «белым пятном» для всех интересующихся ей.
Наконец-то, установлена практически точная дата заселения и освоения просторов района первыми русскими переселенцами. В 2004 году в Библиотеке им Герцена в «Памятной книжке Вятской губернии и Календаре за 1904 год» была обнаружена статья протоиерея Андрея Замятина «Монастыри Слободского уезда и их значение для местного края»
Нельзя без волнения читать использованные Замятиным документы. Приведем один из них (не самый первый!), относящийся к 1596 году. Это жалованная царская грамота монахам Преображенского Екатерининского Верховятского монастыря. В ней говорится, что «по сыску и по отводу городового прикащика Федора Резанцева и окольных людей [монахи наделяются] пустыми местами по реке Вятка до Белыя речки, диким лесом и железною рудою…»
Так стало окончательно ясно, что освоение пустующих территорий Омутнинского района начали монахи Преображенского монастыря, основанного в 1582 г. и располагавшегося на месте ныне несуществующего села Екатерина. Примечательно, что свои владения монастырь расширял на юге: монахи продвигались вверх по течению Вятки и ее притокам – Малой и Большой Белым, Бисере и др. В 1614 г. впервые упоминается речка Омутная («Омутница-речка»).
Монахи были не одиноки. Вместе с монастырской колонизацией с ведома монастыря происходила и колонизация крестьянская. Ныне можно уверенно сказать, что основная часть сельских населенных мест Омутнинского района возникла не позднее XVII века, а самые первых из них появились в начале XVII и даже на рубеже XVI – XVII веков. Что это были за населенные пункты? Об их названиях можно догадаться, зная то место, откуда началось заселение и освоение пустующих мест.
Долгие годы духовным и хозяйственным центром здешних мест являлось село Красноглинье (Никольское): здесь находились приходская церковь и волостное правление; Красноглинской стала называться и волость, возникшая на месте Преображенской пустыни. Село располагалось на правом высоком берегу Вятки, в непосредственной близости от реки, неподалеку от впадения в Вятку речки Осиновки. Красноглинье и расположенные близ его деревни – Кулигу, Пермскую (Монастырку), Ренево, Лусники и др. – можно считать первыми населенными пунктами здешних мест.
Еще совсем недавно Кировский госархив в ответ на запросы о времени основания сельских населенных мест Омутнинского района давал справки о существовании того или иного населенного пункта не ранее начала XIX века. Более ранних сведений на этот счет не имелось. В 1999 году омутнинским краеведам в том же ГАКО удалось обнаружить омутнинские деревни в Ведомостях о селениях Вятского наместничества за 1781 год по округам волостям и сотням (ГАКО, ф. 583, оп. 600, д. 630). Оказалось, что уже тогда в наших местах, не считая заводы, насчитывалась около 60 населенных мест, в которых проживали 713 податных душ. [На наш взгляд, в качестве податных душ записывалась не все мужское население, а лишь работоспособные мужчины!] Таким образом, в конце XVIII века Крсноглинская волость была довольно многолюдна. Кроме деревень немало населения проживало тогда при заводах – Песковском(48 душ), Залазнинском(100 душ) и Омутнинском(145 душ). Для сравнения: в Зюздинской волости имелось тогда всего 358 податных душ.
Откуда же взялось столь значительное население? Неужели произошел естественный прирост первопоселенцев? Чтобы ответить на вопрос пришлось более внимательно вчитаться в последнюю Жалованную грамоту монастырю, датируемую 1693 годом. Вчитавшись, мы поняли, что грамоте предшествовала жалоба иеромонаха Пахомия с братиею. Пахомий жалуется, что в их урочища приезжают «вятчане и кайгородцы разных чинов многие люди,…насильством своим лес секут и рыбу ловят, и тем их [монастырских] теснят и разоряют напрасно…»
Стало ясно, что в конце XVII века владения Преображенского монастыря подверглись наплыву стихийной колонизации. Именно в это время возникло большинство омутнинских деревень и окончательно сложился их состав (см. карту). Просуществовали они, как известно, до 60-70-х гг. XX столетия.
Ещё более углубившись в документ, краеведы обратили внимание на тот факт, что переселенцами в конце XVII века были вятчане и кайгородцы. Было предположено, что и селились они в разных местах Красноглинской волости: кайгородцы – на севере, вятчане – на юге. Действительно, характеризуя своих прихожан в конце XIX века, священники (Симеон Спасский – Красноглинский приход и Алексей Тукмачев – Бельско-Тоицкий приход) обращают внимание как на различия характера, так и на отличия хозяйственной деятельности населения. «Северяне» - более суровы, драчливы, мало склонны к занятию земледелием, зато отличные рудокопы, зарабатывающие за зиму на копке руды до 50 рублей серебром. «Южане» напротив «кротки и любезны», «в домашнем быту опрятны», «в занятиях трудолюбивы», «к церкви и школе усердны», «к пьянству и преступлениям не склонны», «к больным, бедным и пострадавшим сострадательны», «в разделах семейного имущества согласны и миролюбивы».
Стало ясно, что можно говорить об определенных этапах крестьянской колонизации земель нынешнего Омутнинского района: первый – монастырский (начало – середина XVII века), второй стихийный крестьянский (вторая половина XVII века). Но был и третий этап. Он связан с появлением железоделательных заводов.
Появление заводов практически совпало с секуляризацией монастырских земель в начале 1760-х гг., а потому не было случайным. Не следует, однако, забывать, что Песковский завод (домна) возник в 1772 году как ответвление Кирсинского завода, который возник еще в 1729 г. и имел с монастырем договор о добыче руды монастырскими крестьянами. Что касается Залазнинского завода (построен в 1772 году), то первые рудники Максима Мосалова на монастырских землях появились в 1747 году. Балахнинскому купцу Ивану Осокину удалось влезть в эту компанию только в 1760-е годы. (Датой основания Омутнинского завода считается 1773 год, когда пришло официальное разрешение Берг-коллегии на его строительство).
С появлением заводов появилось новое население. Так песковчане были преимущественно выходцами из Великого Устюга. Вятчан они называли не иначе как «чепчанами». Омутнинцы в своем подавляющем большинстве относились к нижегородским староверам. Залазнинцы имели «акающий» московский выговор, который резал слух и вызывал насмешки всей здешней округи.
В 1781 г. и заводы и деревни входили в Красноглинскую волость Кайской округи Слободского уезда. В конце XVIII века Красноглинская волость была передана в состав Глазовского уезда. Только в 1920 году возник Омутнинский уезд. Ныне Омутнинский район находится практически в тех же границах, что и Красноглинская волость, а еще раньше Преображенская пустынь Верховятского Екатерининского монастыря.
Литература и источники
I. Архивные:
1. Анкетные сведения о Бельско-Троицком приходе Глазовского уезда за 1882 год. ГАКО, ф.574, оп.1, д. 950/2, лл. 191 -193.
2. Анкетные сведения о Красноглинском приходе Глазовского уезда за 1882 год. ГАКО, ф.574, оп.1, д. 950/2, лл. 176 -178.
3. Ведомости о селениях Вятского наместничества за 1781 год по округам волостям и сотням. ГАКО, ф. 583, оп. 600, д. 630.
4. Посемейный список населенных мест Пермской волости Глазовского уезда за 1915 год. Омутнинский ЗАГС (ныне ГАКО).
5. Похозяйственные книги сельских советов Омутнинского района 1937 – 1956 гг. Архив Омутнинского района.
II. Печатные:
6. Замятин Андрей - Монастыри Слободского уезда и их значение для местного края. В Памятной книжке Вятской губернии и Календаре на 1904 год. (Библиотека им. А.И. Герцена).
7. Коняев Н.М. – Рассказы о землепроходцах. Ленинград, 1987. Сс. 23 -29).
8. «Трифон Вятский». Статья в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Электронная версия.
Спасибо за публикацию, интересно!
Расставил ссылки на населенные пункты, указанные в тексте.
Спасибо, очень интересно! Для меня пока загадка откуда мои предки Смагины, Беляевы и Анфилатовы перебрались в Красноглинскую волость. Возможно и с Кайгородского уезда.
Работа по Омутнинским фамилиям ещё будет продолжена, в августе планируется экспедиция в Кай. Так что будут и новые сведения.
С удовольствием составлю Вам компанию и поделюсь некоторыми кайскими архивами, доставшимися мне от деда, преподавателя истории кайской средней школы.
Владимир Александрович, первые деревени Красноглинского прихода есть в переписи 1710 г.
Я читал, упоминаемые анкетные сведения 1882 г., Алексей Тукмачев пишет, что с. Бельско-Троицкое основано на часовенном месте, где по преданию находился мужской монастырь, якобы Троицкий. Однако никаких подтверждений этому нет. Возможно это были какие-то постройки вотчины Екатерининского монастыря. У Вас последнее предложение можно понять так, что Преображенская пустынь и Верховятский Екатерининский монастырь - это разные монастыри?
К слову, материалы этой переписи выложены пользователем Alexender у нас на сайте в разделе "книжные издания" - 1710 Перепись Вятской губернии
Да, Денис, спасибо за наводку. Каринские станы ещё заинтересовали...
Последнее предложение правильнее было написать: Красноглинская волость – часть земель Екатерининского Преображенского монастыря.
До начала 1930-х гг. в селе Красноглинье (оно же Никольское) была красивая Покровская церковь (каменная), а находившуюся поблизости деревню Пермскую всегда называли Монастыркой, ясно, что это бывшие владения монахов Екатерининского мон. Интересен такой факт. В 30 – 35 км южнее Красноглинья не так давно исчезнувшая деревня Морозово также имела второе название – Монастырская. Но на этом аналогии не заканчиваются. Рядом с Морозово находилось церковное село Бельско-Троицкое (4 двора), исчезнувшее в нач. 1930-х гг., когда Троицкую церковь (также каменную) закрыли, а затем взорвали. Еще более удивительно то, что рядом с Пермской и с Морозово находятся деревни с одним и тем же названием – Ренёвские. Между тем в одном из своих значений слово «рень, рени» означало пашню… Точных данных, что в Бельско-Троицком был муж. монастырь – нет., но ясно, что это также один из церк. центров Екатерининского монастыря, возникший в первой пол. 18 в.
Деревни Ренёвские названы по фамилии жителей, а вот сама фамилия возможно возникла от слова "пашня". По деревням Монастырским согласен, названия говорят сами за себя. Но не всегда. Например, рядом с с. Суна Зуевского р-на была д. Монастырка, но монастыря там не было. Почему так назвали? Неизвестно.
Скажите пожалуйста есть какая-то информация о д. Марчата, она же поч. Ситниковский, фамилия Белоглазов, может быть оцифрованные документы по спасской церкви с. Залазна, ревиские сказки Заланинского завода?
По первой прикидке подробностей по Марчатам нет. Ещё в деревне проживали Анфилатовы, Барышниковы.
в 1936 г. - 16 дворов, 98 жителей, колхоз "Сеятель".
Спасибо огромное!
Добрый день! Именно Реневская близ Монастырки(Пермской) интересует в связи с предками по отцу, Кулаковыми. Отправила запрос в Омутнинский архив почтой. Остается ждать? Или, может, есть еще какие-то возможности поиска? (Работа с ГАКО за оплату услуг пока нереальна).
Здравствуйте! Подождите ответа из Омутн. архива. Там должны быть похозяйственные книги по деревням, если точно указали ФИО и годы, которые интересуют. Но работы у сотрудников много, ответят не быстро.
Насчет того, что Красноглинская волость заселялась выходцами с Кайгородского уезда, похоже это так и было. По-крайней мере удалось определить, что часть из вышеуказанных моих предков оттуда перебралась. По линии Смагиных непосредственно в Кайгороде предок жил еще в 1678 году. Предок Беляев (который в переписи 1710 года указан в Красноглинье) в 1678 году указан в переписной книге Екатерининского монастыря за 1678 год (РГАДА, ф.1209, оп.1, д.339, стр.456): "За монастырем за оградой... Двор Ларушко Михайлова сына Осколкова ... у него на подворье дьякон Иван Екимов сын Беляев...", при этом и Кайгороде жил в 1678 году его предполагаемый брат Беляев Микитка Якимов сын. А вот по Анфилатовым у меня вопрос остался открытым откуда они появились.
Вопрос миграции очень интересен. Как я поняла Устюжаниновы (Южанины) (Великий Устюг), Лалетины (Лальск- река Лала), Вычегжанины (Вычегда), Двинянины (Двина) мигрировали двумя основными путями. Или через Летку, Шестаково, Слободской, далее либо на запад - в Хлыновском направлении, либо на восток - в направлении Кая и Красноглинья. Или через Кайгород в Красноглинье. Далее в Сибирь или на западное и южное направление. Так в 1678 году семья Лалетиных жила в районе современного Кирса (починок Дедовской) - вотчина Екатерининского монастыря, а в 1722 уже намного южнее, и потомки этой семьи крепко обосновались на территории юга Омутнинского (д. Белозерская и Зиминская) и севера Фаленских районов. Но в переписях Екатерининского монастыря записан и мигрант из Бобинского стана. Вот если первый вариант миграции мне понятен. То второй вариант - не понятен. Я склонна считать, что в Кайгород пришли переселенцы через Шестаково.
Очень интересная тема. Хотелось бы вынести тему миграции на форум.