ID: 82058
Варианты названия: Екатерининское, Екатеринино, Екатерининская пустынь
Верхневятский Преображенский монастырь Екатерининской пустыни
К древнейшей в Верхнекамье и даже во всей вятской земле следует отнести Екатерининскую пустынь, основанную в 1582 году священником Павлом и старцем Гурием во имя святой великомученицы Екатерины на том месте, где за два года до этого останавливался преподобный Трифон, шедший из владений Строгановых. По дороге в город Хлынов через Кайгород, говорится в его жизнеописании, одолеваемый жаждой Трифон испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою». В знак благодарности к всевышнему, сложил он из валявшихся поблизости ветвей и сучков шалашик.
Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам реки Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания:
«Били челом с Вятки, Слободского из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел, да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, на лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они, о Христе прося милостыни…»
Таким образом, предприимчивые старцы, неоднократно ходившие в Москву с челобитным о наделении пустыни земельными угодьями добились того, что царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе Федору Рязанцеву отдать ей обширные территории, простирающиеся по реке Вятке от озера Высокое до речки Белая и на восток до реки Камы отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчной». По этому повелению монахам отдана территория трех сегодняшних районов: Омутнинского, Верхнекамского и Афанасьевского.
А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины XVI века на вятской земле всего их было восемь.
Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев.
Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты: грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года.
История села Екатерининское
На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни.
Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал:
«Да на вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурья з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшней.
Да тое же пустыни вотчинные земли: починок от пустыни вниз по Вятке, вверх речки Туюса, а на починке дворец скотей, а пашни того починка пашут старцы собою… Починок на речке Туюсе: двор монастырский крестьянин Максимко Лузянин… Починок выше пустыни, за Холуем, над рекою Вяткою: двор Екатерининской пустыни крестьянин Ивашко Ортемьев, двор Оничка Осколков, двор Степанко Осколков, двор Васка Осколков, двор Лунка Ортемьев, двор бобыль Гришка Новоприходец, двор Омелка Микитин, двор Климушка Новоприходец… Починок на Слудке над рекою Вяткою против Колтовского озера: двор Екатерининский пустыни крестьянин Ивашко Емельянов, двор Степанко Онтонов… Починок над рекою Вяткою: двор Павлик Анфимов, двор Карпик Падерова... И всего у Екатерининской пустыни вотчинных земель пять починков».
Монастырь. От рассвета к упадку
По предложению, а так же рассказам стариков, Екатерининская пустынь в период первых лет ее деятельности исполнила волю центрального правительства по предотвращению влияния Строгановых на население, жившее в глубине Вятской земли. Она была расположена на стратегическом в то время месте, вблизи оживленного тракта у границы с Пермью Великой, где полновластными хозяевами были купцы Строгановы. На производстве соли они нажили несметные капиталы и были владыками восточных земель Руси. Строгановы обжили территории средней Камы, продвинулись в ее верховья, основали в 1558 году и укрепили Кайгород.
В связи с успешным походом в Сибирь дружины Ермака, снаряженной Строгановыми, с ними необходимо было считаться. Как предполагается, пустынь выполнила свою миссию; далее Кайгородка влияние купцов на Вятскую землю не распространилось. Судьба, вернее история, предрешила будущее Екатерининского монастыря. Со временем значение его упало. Границы Русского государства отодвинулись далеко за Урал. Уже не нужен, стал Великий Сибирский путь, был он длинный, шел по окраине государства, по безлюдным местам. В конце XVI века начал строиться более короткий путь из Москвы на Казань и далее в Сибирь. Купцы и путешественники стали ездить по нему.
Дорога из Великого Устюга на Кай обезлюдела, стала запускаться, зарастать. Чтобы продлить жизнь населенных пунктов, расположенных на старом тракте, где еще сохранились органы местной власти и ямские станции, Петр I вынужден дать указание всем купцам России ездить некоторое время по старой дороге.
В это же время стала более использоваться внутренняя губернская дорога из Кая через Волосницу, Тихово, Екатерининское, Воронье, Холуницу, Хлынов, или как ее называли кирсинцы – Воронинская дорога. Она была ухожена, поддерживалась силами крестьян в проезжем состоянии; еще совсем недавно, были видны на обочине дороги верстовые столбы высотой 3 и более метра из кондовых деревьев, даже страшный пожар 1938 года не мог уничтожить вековых «ветеранов».
Монастырь остался в стороне от большой дороги, стал хиреть, число паломников из числа проезжающих резко уменьшилось, доходов стало меньше, его обитатели стали беднеть. Прозорливые старцы предвидели неблагоприятное будущее, своевременно начали развивать при пустыни ремесла. Этим самым пополнять скудеющую монастырскую казну. Особое внимание они уделяли разработке железных руд, в изобилии встречающихся почти по всей территории вотчины, у самой пустыни вплоть до верховья реки Вятки и ее притоков.
Этим воспользовался хлыновский винодел Аверкий Трапицин, основавший в 1685 году на речке Чудовой железоделательный заводик. Это небольшое частное предприятие было одним из первых в России. Уральские казенные заводы возникли позднее. Первым из них Каменский в 1701 году. Этот завод просуществовал недолго.
Но вскоре на базе местных руд на монастырских землях капитально обосновался хлыновский купец 1 гильдии Георгий Михайлович Вяземский, основавший в 1729 году Кирсинский завод, который положил начало строительству целого ряда доменных и железоделательных заводов: Пудемский, основан в 1759 году, Климковский в 1762 году, Холуницкий в 1764 году, Песковский в 1772 году, Залазнинский в 1772 году, Омутнинский в 1775 году. В связи с выработкой местных руд в окрестностях Екатерининского новый владелец Кирсинского завода Курочкин в соседней Коми в бассейне реки Сысолы основывает в 1775 году Кажимский железоделательный завод, а в 1757 приступил к строительству на реке Нючпос Нючпоского доменного завода.
Обстоятельства вновь заставили старцев обратиться к Московскому государю. Время сохранило копию подтвердительной грамоты по владению землями, выданной пустыни царями и Великими князьями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем (Петр I) от 21 февраля 1693 года, иеромонаху Пахомию.
Пахомий в своей челобитной жалуется, что прежние русские цари пожаловали пустыни земли на прокормление братии на реке Вятке по обе стороны от устья Белой реки в вершине до высокого озера внизу, речку Омутницу до ее вершины, волок от реки Вятки до реки Волосницы, «бобровые гоны с падучими речками, рыбные ловли, леса, пахотные места, железные руды, речки: Черная, Плоская, Чудова, Кирс, Ошмера исток Гремячей, озеро Холуйское, речку Курейку и озеро Колтомское. За леса великие, за все речки, Вятку и с озерков пустынь платит оброку полтора рубля в государеву казну, во все годы на Евдокинин день. А всех оброков платит три рубля, 19 алтын с деньгою… И иные в тех де урочищах въезжают вятчане и кайгородцы разных чинов многие люди, и в тех де урочищах, без нашего Великих государей указу насильством своим лес секут и рыбу ловят и тем их теснят и разоряют напрасно…»
Цари дают вятскому стольнику и воеводе А.Л.Римскому-Корсакову следующие указания: «И по тому их челобитью, велено им старцам теми угодьями, что за ними на оброк написаны, владеть по прежней грамоте и по оброчным книгам, что за ними в оброчных книгах написано, и Волосницкие волости от крестьян их велено оберегать… а вятчанам и кайгородцам в те места, кроме больших проезжих дорог, ни для чего въезжать не велено…».
Село Екатерина (ХIХ – начало ХХ века)
С упразднением Екатерининского монастыря деятельность святой обители не прекратилась, она была преобразована в церковно-приходскую. Населенный пункт административно входил в Слободской уезд. По данным 1854 года, в нем насчитывалось 50 дворов. Число прихожан у церкви не уменьшалось, это произошло за счет развивающихся по соседству заводских поселков Кирса и Песковского завода. Основателем последнего был новый владелец Кирсинского завода Иван Яковлевич Курочкин. Быстро расло население многочисленных Верховских деревень.
Проходили годы, десятилетия. Обласканная многими московскими государями Екатерининская пустынь жила спокойной, не бедной жизнью; монастырские крестьяне, поселившиеся вблизи пустыни в 5 деревнях: Шутовской, Короли, Монастырской, Дедовской и Богатырево, а также в ряде починков расширяли свои наделы, отбирая куски плодородной земли у вековой тайги. Место деревень предки выбирали умело – с высоких возвышенностей, у подножия которых текла лесная речка Туюс, были видны далекие просторы монастырской вотчины.
Совсем рядом со старой обителью за медвежьим бором на правом притоке реки Вятки, речке Березовке жило своей захолустной жизнью старинное село Березовка. Жители несколько веков назад покинули его из – за частых набегов чуди и разбойников. На этом месте вырос вековой мачтовый лес, впоследствии вырубленный рабочими Песковского лесоучастка. Жители Березовки в большинстве своем расселились в соседних, более безопасных населенных пунктах.
Частыми гостями Екатерининского были кайцы, поломцы, жители верховья реки Вятки.
Как свидетельствуют старинные источники, из села Верхо – Вятского, так иногда называли Екатерининское, с интервалом через год совершался крестный ход в село Красноглинье Глазовского уезда. Ход был преурочен «к 9 пятнице по пасхе».
В Красноглинье несли икону святой великомученицы Екатерины; как говорит предание, эта икона осталась от самого преподобного Трифона. Начало проведения крестного хода уходит во времена седой старины. Как свидетельствует «Календарь Вятской губернии на 1887 год»: «При Екатерининской церкви имеется указ от 1812 года, которым дозволяется возобновить ход, на основании указа 1730 года».
В свою очередь прихожане Красноглинской церкви на другой год совершали ответный крестный ход. Надо полагать, что столь тесные традиции связей между двумя общинами, расположенными почти за 100 верст друг от друга, были основаны на религиозной почве людьми, исповедовавшими православную веру. Известно, что в те времена население верховья Вятки было разнородным. Среди православных жителей обитали старообрядцы, представители других сект, а на территории, примыкающей к истокам реки Вятки, жили племена из числа воти, не полностью расставшиеся с языческой верой.
В селе проводились ярмарки, которые приурочивали к престольным праздникам. На ярмарку съезжались хлыновские и слободские купцы. Крестьяне из близких и далеких округ со своими товарами, вологжане и пермяки, зыряне и кайцы. Совершался натуральный обмен товарами, между купцами совершались торговые сделки. Торжества длились несколько дней. Жизнь древнего села била ключом. Ярмарки проводились до начала нашего столетия.
Жители Кирсинского поселка были непременными гостями торжеств, не обходившихся без обильного возлияния «горячительных» напитков. От ярморочных мероприятий и чрезмерного употребления спиртных напитков усталые кирсинцы возвращались домой, преодолевая 9 – верстный путь до родных мест с трудом, - ленью поднимались на первый от села подъем в горку. Некоторые из, них были не в силах подниматься выше, отдыхали на нем несколько раз. И назвали место ленивым. Это название сохранилось и ныне в памяти народной, как Ленивая Гора.
В 1824 году в селе была построена новая каменная церковь. Строилась церковь за счёт пожертвования прихожан 20 лет. Она была освящена в 1825 году. В тридцатые года нашего столетия она была разрушена. Качество кирпичной кладки было такое, что по шву ее невозможно было разобрать.
При селе был погост, где находили последнее убежище и вечный покой жители села, окрестных деревень и починков, а в первое время и жители Кирсинского завода.
Стратегическое значение села вновь приобрело в период гражданской войны весной 1919 года, когда на подступах села и Кирса сошлись две противоборствующие русские армии. Белая армия адмирала Колчака, рвущаяся на Москву, схватилась с частями Красной армии – ОСЕВЭКом, командиром, которого был уральский рабочий С.В. Мрачковский. Дело было не шуточное, белые заняли Зюздинский и Кайский уезды, большинство территории Омутнинского уезда, Песковский завод.
Кирсинский завод с трех сторон был обложен плотным кольцом: с юга, со стороны Песковки, с востока, со стороны Бисерова и с севера, со стороны Кая. Единственный свободный путь в случае отхода защитников Кирса был на запад, через село Екатерининское по Воронинской дороге. В случае падения села, которому угрожала сильная группировка белых, находящаяся в деревне Тихово, Кирсинский завод мог бы оказаться в кольце. Белогвардейский командир полковник Калита спешно по весенней распутице готовил завершающий удар по окружению ОСЕВЭКа, командование которого учитывало угрозу и в спешном порядке приступило к строительству дополнительных дорог. В первую очередь прямо на урочище Мокруша, что на реке Вятке, минуя село, была восстановлена более короткая дорога. Проведены большие объемы работ по насыпке дамбы через устье озера Старица, капитально восстановлен мост через Черное озеро.
Эта дорога давала возможность, минуя село, выйти прямо на Воронинский тракт. Одновременно на этот тракт была прорублена просека, через болота укладывались настилы из деревьев, создавались условия для прохода колонн, обозов, эвакуации населения. Эта запасная дорога проходила вблизи современной линии электропередач Киров – Кирс.
Между тем по Воронинскому тракту на Екатерину шли обозы с продовольствием, боеприпасами, подходили небольшие отряды подкрепления в Кирс.
Село жило по законам военного времени, оно находилось на осадном положении. Боевых частей в селе не было.
В Екатеринино был размещен осевэковский госпиталь, куда свозились бойцы, раненые и обмороженные в кровопролитных юксеевских боях, все бойцы отряда, получившие ранения в многочисленных боях и в стычках. Начали туда поступать и раненые из Кирса, и не только красные, но и белые. Врач ОСЕВЭКа – Серебро, кирсинские девушки – санитарки и местные жители делали все, чтобы облегчить их страдания.
В связи с надвигающейся угрозой наступления белых со стороны деревни Тихово ходячие больные решили с оружием в руках оборонять село. К концу апреля 1919 года на противоположный левый берег реки Вятки напротив села подошли передовые колонии вновь сформированного 9 железнодорожного стрелкового полка. Предпринятые полком попытки форсировать реку Вятку окончились неудачно. Первый же паром с боеприпасами был опрокинут льдинами. Форсирование реки отложили до окончания ледохода. А в это время, 1 мая 1919 года, предпринятое белым командованием решительное наступление на Кирс провалилось. Их войска были остановлены и обращены в бегство в направлении Песковки, часть их лесными тропами ушла на Бисерово.
В двадцатых годах нашего столетия Екатерининское было еще довольно крупным селом. По переписи 1926 года в нем насчитывалось 32 дома, жителей 158 человек. Число жителей и домов в 30 годы увеличилось. Это было вполне современное село, население состояло в колхозе «Север». Жили люди и на Дедовском починке, и в деревне Короли, предки которых освоили эти земли еще в 1600-е года. В селе были все необходимые службы, правление колхоза, школа, магазин, медпункт и так далее.
Послевоенная жизнь села
По словам Утёмова Николая Александровича.
До 1929 года в селе жили единоличники, каждый хозяин имел часть земли и занимался обработкой (пахал и сеял), держали скот (лошадь, корову и других животных). Зимой занимались заготовкой леса, а весной сплавляли по Вятке в Киров. Некоторые держали ямщину, так как железной дороги еще не было, в Киров возили людей на лошадях. Наши держали ямщину от Екатерины до Зимовки. Во время коллективизации в селе образовался колхоз «Север». В него входили Дедовские починки, которые были в составе колхоза до 1938 года. Когда сгорел Дедовский починок, люди вышли из состава колхоза и переехали в Кирс. До войны в Екатерине жило 110 человек(33 дома). В начале войны на фронт ушло 30 человек, с фронта вернулось 15 человек. Кто пришел с войны, переехали в Кирс. С1956 года хозяйство колхоза и рабочих людей передали в состав подсобного хозяйства завода. Вскоре подсобное хозяйство завода перестало существовать. Все жители переехали в город Кирс. После того, как село перестало существовать, оно превратилось в дачи. Так колхоз «Север» был стерт с лица Земли.
По словам Деминой Любови Михайловны.
40 лет прошло с тех пор как я жила в селе Екатерина.
В селе имелись: церковь, часовня, танцевальная площадка, кузница, школа, конный двор, контора с клубом, склад, гумно, магазин. Родители жили в том селе. Мама работала в свинарке. На работу она вставала в 4 часа утра. Днем их гнали на сенокос. Жители села сами держали скот.
С 7 лет я работала и зарабатывала деньги. В школе училась до 4 класса, учебу продолжала в Кирсе (микрорайон Торф).
Сначала Екатерина была колхозом, но в 50-е годы село перешло в подсобное хозяйство от завода. В результате хозяйство было запущено.
В 6 километрах была Шутова деревня, в 12 километрах от Екатерины был починок Дедовский. В 1938 году был пожар, в результате этого сгорел починок и деревня. Люди переехали в село Екатерина, а позже из Екатерины переехали в Кирс, чтобы работать на заводе.
В 17 лет (1962 год) я выехала из Екатерины.
По словам Ерёминой Нины Егоровны.
Мои родители были коренными жителями с села Екатерина. Наша семья состояла из четырнадцати детей. Бабушка и дедушка (по отцу и по матери) жили через два дома. В Кирсе закончила семь классов, на Екатерине обучалась четыре года. Учительница Дряхлова Ольга Михайловна жила в Кирсе. После нас школа была закрыта. В четырнадцать лет я работала на заводе. На Екатерининском кладбище похоронены мои родители. Из живых детей осталась я и мой брат. По девичьей фамилии Сюткина. Во время войны первому мужу оторвало руки и ноги. Он не вернулся домой.
В селе сначала было производство: летом жгли древесный уголь и пахали. Сначала сеяли руками, затем купили сеялку. С родителями ездили на Дедовский починок (там сеяли хлеб). Почти у каждого были коровы. В колхозе имелись лошади и поросята.
Монастырь стоял в шести километрах от Екатерины в сторону Кирса.
Церковь была окружена зеленым садиком.
В силу ряда причин: послевоенный голод, не все вернулись с фронта, в селе было лишь начальное образование, да и зарплата колхозников – трудодни, в послевоенное время жители стали покидать древнее село. К концу 1960-х годов село практически опустело, жители в основном, переезжали в Кирс, а земли, принадлежавшие колхозу, были переданы заводу «Кирскабель» и вошли в ведение подсобного сельского хозяйства предприятия.
В 1976 году группа энтузиастов завода проявила инициативу об организации здесь садово-огороднического коллектива. Начался новый этап возрождения. На пустых к тому времени землях развернулось активное строительство дачных домиков, началось благоустройство участков. Землю украсили ранее не культивируемые здесь ягодные, плодовые насаждения. Бывшее село превратилось в большой сад. Свыше 500 заводчан в свободное от работы время, сочетая приятное с полезным, своим трудом возвращают к жизни одно из древнейших на Вятской земле угасшее село Екатерининское.
Источник: Село Екатерина. Автор: Шабалина Валерия, учащаяся объединения «Юный исследователь» ДДТ «Созвездие». Руководитель: Беляева О.Н., педагог ДДТ «Созвездие», 2008 г. См. Сборник «Малый город – большая история»
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1646, | ||||||||||
4111864 | Слободцкого уезду вверх Вятки реки над Вяткою рекою монастырь Екатериненской, а в монастыре церковь теплая во имя Преображения господа нашего Исуса Христа, да в пределе Дмит[ре]я Прилутцкого Вологодцкого чюдотворца, да в пределе ж Екатерины христовы мученицы, да церковь Первоночальная великомученицы Екатерины | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Екатерининский Верховятский монастырь | — | 1 | 1100об | |||
4111865 | Стоят дворы за оградою на монастырской // земле | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Екатерининский Верховятский монастырь | — | 5 | 1102 | |||
Перепись 1678, | ||||||||||
3540747 | Монастырь над Вяткою рекою, а в монастыре церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределе Святыя великомученицы Екатерины, да другая церковь во имя преподобнаго отца нашего Димитрия Прилутцкого | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Екатерининский монастырь над Вяткою рекою | — | — | 455 | |||
Перепись 1710, | ||||||||||
1381214 | [Монастырь Екатерининской над Вяткою рекою], а в монастыре церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе святыя великомученицы Екатерины, а другая церковь во имя преподобнаго отца нашего Димитрия Прилутцкаго | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Монастырь Екатерининский над Вяткою рекою | — | — | 467об. | |||
Примечание: В оригинале заголовок не дублируется | ||||||||||
1381215 | ↑ Да за монастырем за оградою | [+] | — | 4 | 467об. | |||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
2020726 | Того Екатерининского манастыря | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря | — | — | 336об | |||
2020797 | В том Екатерининском монастыре за оградою | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря | — | — | 376 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4270760 | Того Екатерининского манастыря | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря | церковнослужители | — | 407об—408 | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
4270799 | В том Екатерининском монастыре за оградою | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря | церковнослужители | — | 440 | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3890866 | В заоградной слободке | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря, Верховская волость | — | — | 391 | |||
3890869 | [В том Верховятцком Екатерининском монастыре] | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря, Того ж Верховятцкого Екатерининского монастыря вкладчики и половники и срочные работники | — | — | 391об | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4011757 | В заоградной слободке | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря, Верховская волость | — | — | 575об | |||
4011759 | В том монастыре | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Вотчина Верховятского Екатерининского монастыря, Верховская волость, Того ж Верховятцкого Екатерининского монастыря вкладчики и половники и срочные работники | — | — | 576 | |||
2‑я ревизия, | ||||||||||
4210112 | в Верховятском монастыре церкви Святыя Великомученицы Екатерины | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | священнослужители | — | 74об—75 | |||||
4210486 | Верховятского Екатерининского манастыря Преображенской церкви | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | недействительные церковнослужители | — | 229об—230 | |||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
10252 | при Екатерининском монастыре | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Вотчина Слободского Богоявленского монастыря, Вотчина приписного бывшего Верховятского Екатерининского монастыря | монастырские крестьяне | — | 4063—4072 | 275—275 об. | |||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
540268 | при оном Екатерининском] монастыре | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Вотчина Слободского Богоявленского монастыря, Вотчина приписного бывшего Верховятского Екатерининского монастыря | монастырские крестьяне | — | 3348—3361 | 183об—184 | |||
Примечание: из написаных при оном монастыре монастырских крестьян. В конце - при Екатерининском монастыре убыло …. |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Екатерининское | Слободская округа | Лоинская волость | економических | 89 | 13 | 1, л. 287 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14396 | Екатерининское (Верхосвятское) | с. каз. | при р. Вятке | Слободской уезд, Стан 3 | На Кайском тракте | 148 | 9 | 17 | 188 | 226 | 414 | Церквей православных 2. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16404 | село Екатерининское; Верховятское | Вятская губерния, Слободской уезд, Кирсинская волость, Екатерининское общество | Кирсинский завод, Покровская ц. | Бол. Туеска → Вятка | 22 | 174 | дроворуб; ямщик | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Екатерининск. (Верховят.) Екатерина | Слободской уезд | Кирсинская волость, Екатерининское общество | 33 | 80 | 94 | 174 | [-] | 1, с. 474—481 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
33 | 80 | 94 | 174 | |||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Екатерининское (Монастырь) | Слободской уезд | Кирсинская волость | 26 | 74 | 76 | 150 | 1, л. 799 |
Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Приход | Год | |
---|---|---|---|---|---|---|
331005 | село | Верховятское | Слободской уезд 5-й благочиннический округ | завод Кирс, Покровская церковь | 1915 | |
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350) Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. перм. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5-05-008 | село | Екатеринино (ское) | Омутнинский уезд, Кирсинская волость | Кирсинский | 9,5 км | 32 | 1 | 33 | 70 | 88 | 158 | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Екатерина *Населённый пункт отсутствует в итогах переписи 1939 г., приведен по данным списков 1938 года (т. е. на момент переписи был ликвидирован, либо учтён в составе другого нас. пункта). | Кировская область | Омутнинский район | р. п. Кирс | — | — | — | — | [-] | ||||||||
Нас. пункт в списке 1938 г. показан в Кирсинском с/с [2 ↗]. | |||||||||||||||||
Источники: [2, л. 581 ↗] |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Церковь Спаса Преображения
Храмозданные грамоты
Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Екатерининская, церковь приписная | |||
Рукописное примечание — 17 в.. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Кирсинский завод | Екатерининская приписная | Слободской уезд | 5-й благочиннический округ |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Трифоновская церковь
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Трифоновская, церковь приписная | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Кирсинский завод | Трифоновская, приписная | Слободской уезд | 5-й благочиннический округ |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Сюткин Андрей Васильевич (1873)
- Сюткин Андрей Васильевич (1873)
- Сюткин Андрей Васильевич (1873—1937)
- Сюткин Дмитрий Ильич (1902)
- Сюткин Егор Егорович (1911—1944)
- Сюткин Филипп Лаврентьевич (?—1941 (?))
- Утемов Александр Иванович (1909—1942 (?))
- Утемов Василий Васильевич (1919—1942 (?))
- Шутов Василий Николаевич (1919—1943 (?))
- Шутов Михаил Алексеевич (1912—1943)
- Шутов Николай Иванович (?—1943)
- Шутов Павел Николаевич (1924—1944)
Павел, замечательный рассказ, интереснейший, один вопрос появился. Цитата: "...Таким образом, предприимчивые старцы, неоднократно ходившие в Москву с челобитным о наделении пустыни земельными угодьями добились того, что царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе Федору Рязанцеву отдать ей обширные территории, простирающиеся по реке Вятке от озера Высокое до речки Белая и на восток до реки Камы отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчной». По этому повелению монахам отдана территория трех сегодняшних районов: Омутнинского, Верхнекамского и Афанасьевского..." А нельзя ли поконкретнее про Афанасьевский район: в тексте грамоты упоминаются конкретные топонимы, или единственным ориентиром, позволяющим судить о территории Афанасьевского района, являются слова: "на восток до реки Камы"? И вообще, как вятский воевода Федор Рязанцев мог отдавать монастырю территории, в 1595 году входившие в состав Перми Великой?
Павел, этот текст - исследовательская работа школьников, в конце дана ссылка на первоисточник.
Да, это ясно, просто мне хотелось бы узнать ответ Павла, если можно.
Я не видел полный текст данной грамоты, но Ваш вопрос мне показался очень интересным. Я постараюсь высказать свою точку зрения, но вовсе необязательно она будет правильной. Смысл вопроса я вижу не в том, почему вятский воевода мог распоряжаться с разрешения царя пермскими землями, а в том, зачем потребовалось царю передать пограничные земли именно под вятское воеводство, обделив тем самым Пермь. Возможно, ответ на этот вопрос является одновременно и ответом на вопрос, зачем в 1629 году другой русский царь снял одного из своих главных воевод Алексея Тимофеевича Борзецова с обороны Можайска и направил на верхнекамский волок.
Я был в Екатерине и первое мое визуальное наблюдение подсказывает мне, что, как и во многих вятских поселениях, до русского населения в Екатерине проживало другое - чудское. Об этом мне говорит верхний слой земли на городище, сплошь усыпанный белемнитом - так обустраивала свои поселения чудь.
Рядом с Екатериной начинается канал, соединяющий верховья Вятки и Камы. В древности по этому водному пути велась активная торговля между булгарами и народом Бьярмии. А незадолго до 1595 года на другом конце этого волока, уже почти на самой Каме, в устье реки Волосница Никитой Григорьевичем Строгановым была построена пристань с амбарами. Думаю, что именно от этой пристани начинался знаменитый поход Ермака в 1581 году. Эта пристань функционировала вплоть до 1929 года. После 1929 году упоминания о ней я не встречал.
Сейчас на этом месте каменные развалины с полусгнившими подъездными рельсами.
В то время, пока русский царь Иван Грозный был занят уничтожением опричным войском удельных князей и ослаблением их влияния, в удаленном уголке его царства зародился феномен под названием "Строгановы". Зародился он в Соль-Вычегодске, где старший из рода Аника занимался торговлей с туземными племенами, иногда одевая рясу, рисуя самостоятельно иконы и обращая тех в свою веру. Постепенно империя Строгановых росла. Они монополизировали торговлю мехами в Архангельском порту с иностранными купцами, построили множество торговых пристаней с амбарами. В этих амабарах помимо мехов и хлеба хранились новейшие самые передовые образцы оружия, которым Строгановы оснащали постепенно разрастаущуюся собственную армию. Вскоре Строгановы научились самостоятельно справляться с любыми набегами туземцев. Насколько я понимаю, изучив некоторую информацию ермаковых атаманов, в армии Строгановых оказались многие удельные князья, преследуемые опричниной Грозного, опальные и даже официально объявленные казненными, мертвыми. В 1581 году эта армия сначала отразила набег языческого пелымского князя Кихека, а затем совершила и собственный завоевательный поход в Сибирь. С одной стороны это значительно усилило позиции православия на вятской земле, т.к. до этого многих проповедников христианства здесь ждала трагическая участь и христианство долгое время не могло здесь закрепиться. Но с другой стороны, царская власть была обеспокоена усилившимся влиянием самих Строгановых. Был период времени, когда сами Строгановы находились в царской опале, только силовым решением царь со Строгановыми уже справиться не мог. 1595 год, о котором идет речь, как раз приходился на пик этого противостояния. Никита Григорьевич Строганов, которым владел землями в Кайгородском уезде и в устье Волосницы, организатор похода Ермака, не имел наследников по мужской линии, и этот факт несколько ослабил влияние Строгановых в районе верхнекамского волока, куда русские цари пытались направить более верных и более зависимых от них людей. Пермь же почти всецело к тому времени принадлежала Строгановым, на которых русские цари к тому времени уже имели мало влияния. Строгановы вступали в династические браки с самыми влиятельными воеводами пермских земель. И в конце концов победили царя. Случилось это в 1613 году, когда Строгановы посадили на царствование своего родственника - Романова, изменив привычный ход истории и низвергнув династию Рюриковичей. Поэтому и понятно было желание царя в 1595 году укрепить влияние вятского воеводы - неподконтрольного Строгановым.
Благодарю Вас, Павел, за развернутый интересный ответ, вероятно, он близок к истине, по крайней мере многое может объяснить. А скажите, есть ли какие нибудь работы, посвященные именно первоначальной истории Екатерининской пустыни. Возможно, Вы писали об этом? Меня это интересует в первую очередь как жителя Афанасьевского района.
К сожалению, таких материалов не встречал. Самому было бы интересно. Большинство историков почему-то считает, что название Екатерининский тракт древнейшая транссибирская дорога получила по имени императрицы Екатерины, но я уверен, что название это никак не связано с именем императрицы, а связано именно с Екатерининской пустынью, где существовал крупный перевалочно-сортировочный центр. Замечу, что от Екатерины еще ответвлялся оживленный тракт на Казань.
Кстати, очень хотелось бы узнать поподробнее и про одно поселение из Афанасьевского района, известного под названием - Усть-Кай.
Скажу больше, село Верхнекамье в Афанасьевском районе ранее называлось Екатерининским, в XVIII в. в селе был свой церковный приход. Очень вероятно, что церковь была освящена выходцами из Вашего села.
Что касается Усть-Кая, то это топоним распространен у нас: в районе три речки: Кая, Полуденная Кая и Северная Кая, от них получали свои названия и нас. пункты, причем появились они, как и исчезли потом, быстро, в течение XX в. Еще можно сказать, что пос. Кая (встречается и название Кай, это один и тот же нас. пункт), был центром Кайского лесоучастка сначала Афанасьевского, потом Бисеровского леспромхоза.
Я предполагаю, что в древности где-то на Верхней Каме находилась древняя столица Бьярмии - крупная торговая пристань. От ее названия произошел термин "УчКуй", "Ушкуй", "Ушкуйники". Я предполагаю, что первая часть названия этого поселения "Усть", а вторая "Кая" или "Кай", а вот где оно находилось - вопрос. Капитан Рычков в 18 веке думал, что это где-то возле Чердыни, я больше склоняюсь к устью реки Волосницы, но возможно даже, что это и Усть-Кай Афанасьевского района, если в этом месте есть остатки древнего городища. А возможно, что это сам Кайгород, хотя последнее самое наименее вероятное. Этот город был сожжен дотла в 1409 году.
Вряд ли наш Усть-Кай мог быть столицей Биармии, так как во первых, он в начале XX в. была починком, т.е. появился недавно, во-вторых, он находился на левом, заливном берегу р. Камы, тогда как городища все располагаются на крутом, правом берегу.
Полный текст первоисточников - грамот и работа Верещагина А.С. о них опубликованы в ТВУАК 1905 и 1907 годов и в Актах Слободского Богоявленского монастыря (ТВУАК 1915 г. вып 1.)
Можно скачать с сайта Герценки: http://www.herzenlib.ru/vpeb/books/abc.php
Виктор. большое спасибо!
Имеется изображение Трифоновской часовни/ Екатерининской церкви: http://sobory.ru/photo/273462
Ценный материал. Из какого источника?
Известия императорской археологической комиссии : Вып. 48 : С 2 таблицами и 112 рисунками в тексте. - С.-Петербург, 1913. - 135 с. : ил.
В ЭЗВ том 5., Архитектура на с. 35-36 есть описание этой церкви в статье А.Г. Тинского. Там же написано, что в 1838 г. слободской земский исправник прислал на запрос вятского губернатор план и рисунок (помещен там же в ЭЗВ) этой церкви, составленный землемером. Позже храм поместили в сруб-футляр, как реликвию.
Что примечательно: помещенная выше фотография не соответствует плану землемера, на котором крыша как буд-то 4-скатная. Хотя и у Тинского написано, что 2-скатная крыша.
Еще могу добавить, что в архиве А. Рашковского есть сканы с дела Ф.574, оп.1, д. 1064 (думаю, что из ГАКО), в котором есть рисунки и церкви, и часовни, возведенной над церковью Трифона, тот самый сруб-футляр.
Подскажите, пожалуйста, какой населенный пункт считается Заоградной слободкой Екатерининского монастыря?
Возможно, после упразднения монастыря она слилась с селом.
Спасибо! Привязала пудемских жителей к Екатерине.
Домрачевы...
По переписи 1646 г. на Вятской земле их отмечается уже достаточно много, почти у половины фамилия записана именно так - Домрачеев, у остальных - Домрачев. Причём, один тогда возглавлял Екатерининский монастырь на р. Вятке в Слободском уезде, в том же монастыре жили еще двое Домрачевых, судя по отчеству, его братья, о которых сказано, что они пришли туда 10 лет назад.http://www.nashavyatka.ru/forum