Столкнулся с записями родства двух видов:
1) Племянник -
1721. Починок Юшковской*, 350-2-3830, 1721г. Прописные, утаенные, новорожденные государственные черносошные ., лист 384 об.:
Лука Титов сын Окулов 58 лет, у него дети..., у него ж племянник Осип Силин сын 48 лет,
долго ломал голову над этой записью, сначала был введен в заблуждение, т.к. из означенного родства следовала принадлежность обоих персонажей к одной ветви,
но это шло вразрез с последующими находками, из которых следовало, что племянник в данном случае было употреблено в более широком смысле - "дальний родственник, соплеменник""
2) Племянник родной -
1719, 1 я ревизия, деревня Ульяновская
с ним же складник Петр Онтонов сын Новоселов 35 лет, у него дети ...., у него ж племянник родной Григорей Иванов сын
Тут уж не ошибиться с родством! Племянник родной - сын родного брата / сестры. Как хорошо, что писарь потрудился написать "... родной" , не часто наверное такое везение, я вот первый раз столкнулся за 2 года, до этого были :
племянник ( в значении "родственник")
дядя (причем родство перепутано, по смыслу верно было бы не дядя, а племянник родной)
брат двоеродный ( и снова перепутано, не брат двоюродный, а опять таки племянник родной)
п.с.: Посмотрел, набрав в базе "племянник родной" - комбинация встречается все-таки часто, значит надо действительно отделять Племянник от Племянник родной, т.к. значения разные, хотя считается, что в 18 веке старое значение "дальний родственник" уже вышло из употребления, а вот оказалось нет, не вышло .
Тоже вызывало вопросы это наименование человека "племянником", даже хотел тему на форуме создать по этому случаю.
1646 г.
Стенка Степанов сын Шурмин женат
1667 г.
Афонка Степанов сын Шурмин женат, а в переписных книгах в том дворе писан отец ево Офонкин Стенка Степанов сын Шурмин
1678 г.
Афонка Степанов сын Шурмин женат, у него племянник Петрушка 8 лет
1710 г.
Во дворе Афонасей Степанов сын Шюльмин 70 лет бездетен, племянник у него Петр 40 лет, сын Карп 22 лет...
1720 г.
Афонасей Стефанов сын Шульмин сказал, что он 99 лет, у него внук Харитон 16 лет, с ним же живет племянник Петр Стефанов сын Шульмин 80 лет, у него сын Карп 30 лет...
Вопрос: почему у дяди, Афанасия Степанова Шульмина и у "племянника", Петра Степанова Шульмина, одинаковые отчества?
Можно предположить, что у Афанасия был брат Степан, но тогда в роду выходит аж три Степана подряд, что странно.
Странного ничего нет. Как раз, в одном роду было принято давать детям имена в честь брата, отца, деда, дяди и др. Желательно, чтобы по святцам совпало.
Ну вот такая схема получается
1) Степан - > Степан -> Афанасий -> и т.д.
2) Степан -> Степан-> Степан -> Петр и т.д.
Три Степана подряд ...
И такое вполне возможно. Бывает даже 2, а то и 3 брата или сестры с одинаковыми именами.
У меня такая ситуация:
1620 г.: Во дворе Куземка Ноговицын (мой прямой предок). Во дворе половник ево Тимошка Михеев.
1625 г.: Во дворе Куземко Нагавицын с сыном с Онисимком, владеет по купчей 59го (11 окт. 1550) году. На тое ж земле в выставке ево ж половники: во дворе Тимошка Овсяников.
1645 г.: Во дворе Куземка Ногавицын с сыном с Костькою.
1646 г.: Во дворе Коземка Матфеев с сыном с Костькою да с племянником с Тимошкою.
1647 г.: Двор устюжского посацкого человека Кондрашки Андреева прозвище Соколова, а в нем живет половник ево Коземка Матфеев сын прозвище Ногавицын, у него детей Костька да Трофимко, у Костьки сын Якушко 2 л., да с племянником с Тимошкою Михиевым.
Вопросы: являются ли Тимошка Михеев Овсянников из ПК 1620-25 гг. и Тимошка Михеев из ПК 1646-47 гг. одним и тем же человеком? Деревня одна и та же, но между переписями прошло 20 лет; мог ли племянник дворовладельца быть его же половником?
Теоретически, почему бы и нет? Половник – это не крепостной, а обычный арендатор. Но почему в 1646-47 гг. племянник, судя по всему, уже не молодой человек, живет в семье дяди? Может быть, они складники? И это при том, что в 1647 году Кузьма Матвеев сам является половником нового дворовладельца. А в ПК 1645 г. Тимошка Михеев нигде не фигурирует. И ещё: брат Кузьмы Михей неизвестен, может быть, он умер до 1620 года, или Тимофей – сын сестры Кузьмы, тем более что у него другая фамилия. Дальнейшая его судьба неизвестна. Кстати, в этой же местности проживал Иван Овсянников, который после 1620 года тоже исчезает, и фамилия эта здесь больше не фигурирует.
о, у меня тоже такое же. племянник..в 1722. но ничего общего... видно дальний родственник - в 1 ревизии Лапуг
Кроме термина "родный(-ая)" встречал "сродный(-ая) брат/сестра. Сначала думал, что это двоюродный(-ая), но такая схема работает не всегда. Может быть, "сродный" - это "сводный", т.е. отец один, а матери разные или наоборот? Подробно этим вопросом не занимался, т.к. конкретно к моми предкам это не относится, но тем не менее ... К комментарию выше добавлю, что Тимошка Михеев Овсянников тоже мог быть просто дальним родственником Кузьма Ноговицына, а не прямым племянником.
Про фамилию Овсянников у меня тоже интересный родич из 1628 года, Самылко Овсяников, по смыслу он же Самылко Давыдов сын Окулов, отсюда далеко идущие выводы насчет рода занятий ранних поколений. Фигурирует" Овсяников" в единственной переписи.
В моем случае Осип действительно племянник Луки, только 4-ро юродный ( правильно?), цепочки выглядят так:
1.) Окулко- > Давыдко -> Савка -> Титко -> ЛУКА
2.) Окулко -> Тимоха -> Терешка -> Мишка - >Сила -> ОСИП
Совпадение? Или крестьяне знали своих очень глубоко?
В моей деревне и 3-юродные за родственников не считаются, а здесь ... Может быть, у Луки был брат Сила, который вам неизвестен, а Осип его сын? И почему с Лукой живёт такой дальний родственник? Если складник, то так и написали бы.
Это сейчас не считаются, о раньших временах у меня другая информация, не утверждаю, но подозреваю крепко, что именно знали своих намного лучше, чем в наше время. Другого Силы нет, все практически в одной деревне или в соседних починках, все навиду, все передвижения, по сумме материалов боюсь, что никаких новых неизвестных скрытых родичей нет, и цепочки однозначны. Скрыт только женский пол и может малолетние, успевшие родиться и вскоре умереть.
Не спорю. В моей деревне в ПК 1710 и 1717 гг. записаны в одном дворе двое 3-юродных братьев, в другом сразу три семьи, причем, далеко не родственники и фамилии разные, но там степень родства вообще не указана, а значатся все как складники.
Чем ранее перепись, тем очевиднее цепочки родства. Внутри общины знали друг друга и потому фамилия указывалась только у вновьпрыбылых. Да и не фамилия, а "визитка", например, прибыл некто с Вычегды и пишут Вычегжанин (Алатырец/Свияженин/Балахонец/Двинянин/Костромитин/Устюжанин/Пермин/Кайгородец и т.д) и еще вместо фамилии указывали имя самого известного представителя, чтоб сразу влиться в "круги" на чужбине. Такая традиция местами и сейчас негласно существует: приезжаешь в деревню на массовое мероприятие, спросят;"Вы по ком?", собственное имя ничего старожилам не скажет, а вот имя прадеда "Кузьмичевы мы", - и всем сразу понятно кто откуда и кого.