Поиск пращура.

Поиск пращура или ориентир для поиска.

Выношу на обсуждение форумчан интересный, на мой взгляд, источник для генеалогических поисков: "Словарь древне русских личных собственных имен", Н.М. Тупиков, СПБ 1903 г.   http://dlib.rsl.ru/viewer/01003717568#?page=1
  Всем известен "Ономастикон" С.Б.Веселовского. Из него узнаем происходжение фамилии. Это же узнаем из работы В.Старостина "Книга Вятских Родов". Попутно узнаем ранние упоминания на Вятской земле фамилии. Но если этот предел достигут, что далее? В интеренете можно найти ранние упоминания по той или иной фамилии. Например, по моей: «Онцифорик Дуда, крестьянин Сеглинского погоста, 1495; Сенка Дуда, крестьянин Вельского погоста, 1495; Якуша Дуда, крестьянин Боровицкого погоста, 1495; Сенка Дудин, крестьянин, 1495; Васюк Дуда, крестьянин Рождественского погоста, 1539; Михалко Дуда, крестьянин Ретенского погоста, 1539; Михайло Дудин, белозерский посадский, 1679». (Тупиков). 
Так вот это тот самый Тупиков. Одна из фраз у него выглядит: Сенка Дуда, крестьянин Вельского погоста, 1495. Писц. I, 220.
  Сделал несколько выборок по другим фамилиям с целью привлечения к обсуждению.
Прошу прощения у активистов сайта, но их фамилии "на слуху" и нашлись в этом словаре, а кроме того у них большой "послужной" список фамилий -  значит, возможно, далеко в глубь забрались.
 Иван Орел Зыков сын, крестьянин, 1557. с. в. А. О(перечеркнутое). I 162. Невежа Зыков с. Обобурова, послух 1500. с. в. А. К. I 723.
   Поздей Лысов, крестьянин нач. XYI в. с. в. Ак. Юр. 443.
Терешко Семенов с. Перов, Рязанск. помещик 1616 г. Врем. XIII, 22
   Гридка Сычев, крестьянин 1495. Писц. I, 352
Харя Попов с. Худяков, послух, в Белозерском уезде, 1550.  Ак. Юр., 125;  Андрюша Иванов с. Худяков Холмского уезда 1674. А. К. II, 110
  Гришка Шабалин, Усольский крестьянин, 1648 г. А. К. III, 171. Но более ранняя запись Олеша Шибалин, Переславский рыболов, 1562. А. Э. I, 287.
   Для некоторых появляется возможность углубиться еще на несколько поколений. Конечно, если разобраться с первоисточником данных записей автора словаря. В книге нет их расшифровки. Но главное, наверное, в том чтобы в РГАДА смогли идентифицировать и найти оригиналы или их копии. Прошу выссказываться.

Комментарии

Спасибо за ссылку!

Маленький комментарий: по крайней мере часть (не проверял полноту) расшифровок первоисточников есть на 29 странице книги (35 лист файла): http://dlib.rsl.ru/viewer/01003717568#?page=35

 

Спасибо! 

Спасибо за ссылку. Источник интересный, в том плане, что собран большой материал из переписей.

Но меня лично не очень интересует история происхождения моей фамилии. Понятно, что от родового прозища или прозвища конкретного предка. Но что мне это дает?

Я скептически отношусь к различным попыткам дать толкование происхождения фамилии. Они, чаще всего, даются не на основе анализа своиз родословных (мало кто может дойти до того времени, когда не было еще фамилий у государственных крестьян), а как-то умозрительно, на основе здравого смысла.

А во-вторых, не факт, что однофамилец 15-16 вв. является моим предком.

Фамилии, особенно не редкие, а возникшие от прозвищ, личных имен (Петров, Иванов, Кирилов...) и занятий (Кузнецов, Попов...) вполне могли образоваться в разное время в разных регионах не зависимо друг от друга. И все Кузнецовы, конечно, не родственники.

 

Аватар пользователя skygrad

Генетические исследования могут дать то, чего нет в письменных источниках. Кстати, примерно в 50% люди имеющие одинаковые фамилии являются потомками общего предка. 

Но проблема в том, что у того пращура пробу на генетический анализ уже не взять.

Аватар пользователя skygrad

у того пращура могут быть потомки помимо вас и под иной фамилией. Но они могут найти что то у себя. Кроме того, днк можно брать и с могильников. Но вообще говоря, генетика дает более дальние родственные связи, не отраженные в документах. Например, проблема происхождения первых казаков. Один мой знакомый по форуму нашел путем ген анализа своих родственников по общему предку жившему гдето 800 лет назад. Он из запорожских казаков, а родичи нашлись на Вятке, помимо иных мест. Остается дальше прояснить, или с Днепра на Вятку прибыл кто то 800 лет назад, или наоборот, запорожцы пошли с Вятки. 

Не усложняйте. Анализируйте архивные источники. В начале блога привел информацию о Дуде и Дудине. На 1495 г. отмечено три Дуда (Новгородская, Тверская  и Архангельская области) и один Дудин без указания территории. Отсюда имееем как минимум 4 центра формирования фамилии. Потом еще два Дуда - уже 6. И это только то, что попалось Тупикову. Думаю, что это малая часть. Другая ситуация, если рассматривать небольшую территорию, например, радиусом 100 км., то с большей вероятностью можно утверждать, что однофамильцы - родственники и они имеют одного отца. Но не 100%. В моем случае анализ данных Дозорных и Писцовых книг 1615 и 1629 годов показал, что котельничские и хлыновские Дудины не имеют родственных связей, по крайней мере в пределах Вятской земли. Не обнаружен Дуда. Возможно, они и восходят все к вельскому Дуде, но это нужно документально подтверждать.

Аватар пользователя skygrad

Ген анализ помог бы проверить родство вятских Дудиных, был ли у них общий предок и примерно когда. Хотя Дуда это прозвище скоморошье, они приходили на Вятку в 16 веке вместе с иными северными русскими.

1. Очевидно князья и бояре Дуда - тоже из скоморох - почитайте Веселовского.

2. Ген. анализ может теоретически и хорош. А в практическом плане для начала необходимо построить Генеральную родословную Дудиных не только Вятки, но и Новгородских, Тверских, Московских и иных земель. Сделать анализы по всем основным веткам, а уж потом, то что предлагаете.

Аватар пользователя skygrad

Схожие имена-прозвища могут быть у людей разного соц статуса, но все таки, большинство не князья. Веселовскому я не доверяю, он писал в махровые сов времена. На Вятку скоморохи захаживали и селились, видимо. Дудолады тоже характерная фамилия. Не я это придумал.

Евгений Харин, нужно знать: Дудолад в переводе - наладчик дуды, современный аналог наладчика музыкального инструмента, а Дуда - любитель могого пития кваса, что характерно для любого сословия.

Документ интересен не происхождением фамилии, а указанием источника. Если его найти, то это тоже, что в переписи 1710 г. нашли несколько однофамильцев, а затем с помощью исповедных росписей и ревизских сказок  документально вышли на одного из них. 

Если применительно к моим поискам, то Сенка Дуда из Вельского погоста - есть такой ориетир и от моего подтвержденного предка отделяет всего три поколения. Есть куда двигаться. Главное найти инструментарий для этого движения. 

За это я спасибо выше Вам и написал.

Я многим помогаю советами по родословным, но сам лично как "сапожник без сапог". Не могу выйти на перепись 1710 г. Нет в ней моего прямого предка. Они у меня жили в одном месте, часто переезжали, но по исповедным там не числятся, т.к. венчаться и крестить детей возили в г. Слободской. А откуда приехали на территорию монастырской вотчины, т.е. где их искать в 1678 г. без переписи 1710 г. не определить.

Попробуйте ландратскую перепись 1716 г. или первую ревизию. Возможно возникнет мостик между имеющимися данными и переписью 1678 г., с которой все же нужно сделать выборки. Если они с одного региона, то они могут быть родственниками. 

 

Спасибо за совет). Вот сейчас, благодаря Александру, попробую во 2 переписи поискать. Но пока не нашел в ней Верхочепецкий монастырь. Но проблема в том, что надо всю перепись просматривать, т.к. я не знаю, откуда они приехали. В преписи 1710 г. проще искать, она в текстовом файле, поиск можно запустить.

Ничего страшного. Я тоже в ручном поиске просматривал все переписи - не владею компьтером так, чтобы запустить поиск. Главное есть, где искать и найти - вопрос скорее времени и терпения.

От второй ревизии до 1678 г. два поколения, поэтому нужна Лаандратская перепись

Аватар пользователя Родыгина Анна

Словарь можно скачать себе на компьютер - https://yadi.sk/i/FXqog4XZnFFQz. Но там (в скачанном файле) нет возможности делать поиск.

Поиск (выборку), конечно, лучше делать по вашей ссылке (он-лайн). 

Аватар пользователя дядя Женя

По вятским фамилиям я делал анализ становления их по переписям 1615, 1629, 1646 и 1678 гг. По самым старинным, конечно, невозможно, но те, что формировались в начале 17 в., достаточно хорошо просматриваются. Например: близ Истобенского погоста Орловского уезда в 1615 г. в дер. Рязановской да пустоши погоской есть МАТЮШКА САВЕЛЬЕВ да сын его Дёмка, в 1629 - Харитон Матвеев, в 1646 г. САВКА МАТВЕЕВ сын САВИН, сын его ЮДКА, в 1678 г. - ЮДКА САВИНЫХ, его дети... Фамилия в начале 17 века ещё не устоявшаяся - Матюшка САВЕЛЬЕВ, его внук Савка Матвеев сын САВИН, правнук Юдка САВИНЫХ. Савельев, Савин, Савиных. В любом из поколений в то время фамилия могла разделиться на 2-3. В данном примере вышла на Савиных, но если проследить род Дёмки, сына Матюшки Савельева, не факт, что его потомки будут Савиных. Возможно, останутся Савельевыми.
Я собирал родословную вятских Вершининых, выписывал всех по всем переписям, анализировал ветви по всем деревням. Род идёт от Тита Мартьянова из дер. Мартьяновской, родившегося ок. 1520 г. В 1551 г. Иван Грозный пожаловал ему Шабуровский остров между Вяткою и Моломою за "нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы". Про братьев Тита и Кашу Мартьяновых есть статья А.С.Верещагина "Замечательные, но забытые вятчане" в Адрес-календаре, кажется, за 1795 г. и в трудах ВУАК. Братья были сподвижниками вятского воеводы Бахтеяра Зюзина и явно ходили не в рядовых. Позднее, после участия вятского отряда во взятии Казани и других походах, Тит Мартьянов получил прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник). В документах о наследовании Шабуровского острова Михайло Иванов сын Вершинин (сын Ивашка Федотова, внук Федота Титова, правнук Тита Мартьянова) упоминается в отдельных грамотах и актах Вятского архиерейского дома иногда как Мартьянов, а братья его в переписи 1646 г. - Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин, Васка Иванов сын Вершинин. Род разделился на две фамилии: Мартьяновы и Вершинины. Сыновья Тита - Вершины Марко и Ишута жили на Истобенском погосте, это верстах в 20 от родовой деревни, Потап и Андрей под г. Слободским (в 1615 г. пустошь Вершининская, запустела от черемисских войн). От Марка и Ишуты пошли истобенские Вершинины, что можно проследить по конкретным деревням. Но от сына Маркова, Данилка по прозвищу Ёж, пошла ещё и фамилия Ежевых, а от Ишуты ещё и ветвь Ишутиных. Это видно по двум родным братьям, носившим в детстве одну фамилию, потом один остался на фамилии Ишутин, другой, по фамилии предка, Вершинин. В Слободском уезде в городе от Ондрюшки Вершинина пошли слободские Вершинины, от Потапа на Микулицком погосте один и тот же потомок в разных переписях и оброчных книгах писался иногда Потаповым, иногда Вершининым. Здесь вершининская фамилия размножилась в десятке окрестных деревень, но встречается и фамилия Потаповы. По Потаповым цепочку ещё не прояснял, но, с большой долей вероятности, она приведёт к Потапу Вершинину.
Фамилию мы имеем, благодаря фискальным органам государства. Перепись производилась исключительно для них, чтобы учесть налоговые поступления по различным статьям. И, после "сошного письма", при подушном окладе необходимо было выявить и потенциальных плательщиков, наследников оброчных статей. В центральных губерниях, где было крепостное право, не было нужды записывать крепостных крестьян, поскольку налог платил помещик. Поэтому фамилии массово появились там позднее. На Вятке не было крепостного права, все жители несли те или иные повинности и были записаны в писцовые книги. При очередной переписи шла сверка с переписью предыдущей, поэтому сложился ряд родовых прозваний (фамилий, хотя понятие фамилия появилось значительно позднее).

Аватар пользователя дядя Женя

Подробнее и с примерами можно будет прочитать в моей книге "Где роду начало?" Вышла на минувшей неделе, но из Кирова мне её пока не привезли.

Поздравляю, дядя Женя, с выходом книги!

А фраза из переписей "запустела от черемисских войн" меня всегда удивляет. Неужели чремисы доходили до Слободского? Да и черемисские войны гораздо раньше были. Или так называют события Смуты на Вятке?

 

Аватар пользователя дядя Женя

Я полагаю, речь о черемисской войне 1570-х или 1580-х. Доходили ли черемисы до Слободского, не знаю. Пустошь Вершининская в Бобинском стане. Вот из книги В.А.Любимова "Старая Вятка". Стр. 469. Дозорная книга Хлыновского уезда, Чепецкий стан. л. 184 - "Пустошь Давыдовская Маринина. А его убили черемиса...", л. 184 об. - "Пустошь, что была деревня Чювашевская. (Запустела от черемисские войны). Пашни (в поле перелогом и лесом поросло) добрые земли десять четвертей в поле а в дву потому же...". В Истобенском стане, не помню, какой починок, "запустел от черемисской войны лет сорок", то есть, около 1575 г.). В ЭЗВ, стр. 34 (А.В.Эммаусский, "Вятская земля в XVI веке") упоминаются восстания марийцев в 1572-1574 гг. и 1582 - 1584 гг.
Про пустошь Вершининскую написал, чтобы показать, что, видимо, ещё сам Тит Мартьянов - Вершина, будучи ватаманом (может быть, сотником, или какие там должности были) был переведён со своим отрядом ближе к Хлынову и Слободскому. Пустошь Вершининская находилась между Бобино и Слободским в районе реки Слоты. Ближайшая к ней вершининская деревня Истоминская. Другие вершининские деревни располагались южнее: от Сибирского тракта до реки Никулинки. Кстати, откуда появилось в тех местах название речки Рубежица?

Да, дядя Женя, и Рубежница и Ратная дорога. Но это может быть и рубеж Никульчинской волости. Граница с Каринскими князьями-татарами.

А еще и "Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца" приводит 2 факта о том, что черемисы доходили до села Великорецкого, в конце 14 века...

РГАДА ф1209 оп1 д1029

1615 год

л.648
        Пустошь, что был починок Шелеговской, запустел -от черемисы тому 20 лет- от черемиские войны тому 42 лета

Получается, писцовое описание 1615 года было основано на предыдущем - 1593-го года.

А тот починок запустел в 1573-м.

 

Другие упоминания "черемиския войны"

л.6                да 27 мест дворовых пусты а были на тех местех дворы крестьянские Хлыновского уезда для осады -прибеге- от черемиские войны

л.104        Пустошь, что была деревня Кирдяпино, запустела // от черемиские войны

л.139        Пустошь, что была половина деревни Якурного, -старая пустота запустела от черемиские войны тому 35 лет-

л.184        Пустошь, что была деревня Чювашевская, -запустела от черемиские войны-

л.326        Пустошь Рябининская, запустела от черемиские войны тому 40 лет

л.326        Пустошь Лукининская, запустела от черемиския войны тому 55 лет

л.328        Пустошь Сухаревская, -запустела от черемиские войны тому 35 лет-

л.332        Пустошь Доронинская, запустела от черемиские войны тому 35 лет

л.332        Пустошь Ондрея Слобожанина, запустела от черемиские войны тому тому 35 лет

Кирдяпино недалеко от г. Хлынова находилось, значит доходили все-таки до Хлынова черемисы.

Присоединяюсь к поздравлению. 

Дядя Женя, понятно, что исследовали истоки своего рода, а происхождением фамилии в широком смысле занимаетесь?

Сейчас работаю с Писцовыми книгами Новгородской земли. Обратил внимание на то, что в 1495 г. фамилии или прозвища у крестьян есть почти поголовно. Потом они исчезают у поместных, только имена, уже в 1501 г. А 1564 г. опять есть у всех, в т.ч.: монастырских и  поместных. Похоже фамилии были все это время. А не писали по причине, указанной вами, и  с целью "уничижения" - по аналогии с именами: Семен - Сенка, Иван - Ивашко.

Нашел своих Дуда и Дудин 1495 г. по Тупикову. Все они из пятин Новгородской земли, в т. ч. Сенка Дуда их Вельского погоста - правильно из Вель/ев/ского. Таким образом Словарь Тупикова - ориентир для поисков. 

Александр Федорович, добрый вечер! Я Новичок на этом портале. Мои родственники из деревни Старое Липово Уржумского уезда и я тоже восстанавливаю свой род

Здравствуйте! Я тоже новичок... ищу информацию о родственниках по фамилии Заболотские (д. Варзанка Уржумский р-он,Заболотский -отец, Заболотская Александра- дочь, Бушмелев Фиоктист, Бушмелев Борис Фиоктистович.)

ОльгаС, перейдите на форум Поиски родственников и предков. Создайте там пост.