Фамилии на -ской и генеалогические поиски.

Фамилии на -ской и генеалогические поиски.

Такая фамилия очень специфическая. Если абсолютное большинство фамилий произошли от именования деда – точнее от отчества отца именуемого (собственно отчества или прозвищного отчества (по Чичагову), то фамилия на -ской от наименования деревни. Рассмотрим подробнее. Ключом к пониманию является статья С.Н. Смольников ''Фамилии устюжан в памятниках местной деловой письменности XVII века'' (сборник статей), стр. 280-281. У автора современный вариант на -ский, но в примерах -ской. Выборка. 
''Характерной чертой антропонимии Устюжского уезда в XVII веке являлось обилие фамилий на -ский. По подсчетам В. А. Никонова, в районе Великого Устюга и в настоящее время сохраняется наибольшая в стране частотность фамилий на -ский. В XVII веке на исследуемой территории они были распространены повсеместно. В большинстве случаев это были крестьянские фамилии, образованные от названий деревень и указывающие на принадлежность именуемого к семейному коллективу той или иной деревни. В Устюжском крае в XVII веке связь крестьянских фамилий с названиями деревень была достаточно распространенным явлением. Ср.: Спаского приходу деревни Раменья Маркова Петрушка Ларионов сын Марковых: деревни Раменья Лобанова Парфенко Первово сын Лобанов: деревни Ласкина Аввакумко Насонов Ласкиных (Росп. 1660, л. 38—41 об.) и др. Называющие семейный коллектив антропонимы на -ский, благодаря устойчивым ассоциациям фамилий и топонимов, сразу образовались от названий деревень как фамилии и тем отличались от индивидуальных прозвищ по месту проживания. Приведем примеры: д. Верховина (волость Стрельна! — Стриленской волости Кондрашка Петровъ сынъ Верховинской да съ племянникомъ своимъ съ Костицею Еремеевымъ и вместо братьи свои Федота да Павла Петровыхъ детей Верховинского (АХУ 3, 1636, 182); д. Пепеля — староста судецкой Логинъко Григорьевъ сынъ Пепелсково (АХУ 3, 1636, 187); д. Новинка — Мишка Карповъ сынъ Новинского (АХУ 3, 1663, 324); деревни Барсукова половник Иван Барсуковской (АХУ 1, 1644, 238); д. Русиново — Устюжского узда Шелские волости крестьянинъ Михайло Юрьевъ сынъ Русиновского (АХУ 3, 1628, 54); деревни Шилыкова крестьянин Ивашко Парфенов Шилыковского (Росп. 1660, л. 3) и др…
Уже в XVII веке фамилии на -ский часто утрачивали привязанность к названию деревни, о чем свидетельствует их сохранение за семьей при смене места жительства: дер. Власовская. Максимко да Оброско Третьяковы дети Вершинского. Ивашко да Данилко Андреевы дети Вершинского (Писц. кн. Уст. 1623, л. 466). Население городов и крестьянских волостей было очень подвижным. Крестьяне меняли место жительства не только внутри своей волости, строя дворы в соседних деревнях, выселяясь в починки или новые деревни, они расселялись и за ее пределами, в соседних волостях и даже уездах (например, в Устюжском и Усольском*). В Устюжском, Усольском уездах, как и в Устьянских волостях, в XVII веке нередкими были случаи, когда жители одной деревни принадлежали к разным семьям и носили разные фамилии, а фамилия, образованная от названия деревни, распространялась уже не на всех ее жителей, а только на одну из семей. В 1677 году в деревне Мусино Сухонского Черного стана проживала только одна семья Мусинских, большинство представителей этой фамилии расселилось по территории всего стана. Потомки Тельтевских (д. Тельтево Сухонского Черного стана) проживали в соседнем Сухонском Нововышлом стане, семьи Башариных и Хабаровых — в соседних станах Устюжского и Усольского уездов и т. д….''
* Примечание: Здесь Усолький уезд – второе название Сольвычегодского. 
Далее Смольников пишет, что фамилия на -ской стала  настолько популярной, что есть примеры, когда обычные фамилии на -ов, -ев или -ин стали преобразовываться и писаться в форме на -ской. 
У меня есть заметка ''О происхождении фамилий у крестьян в XVI веке'' https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/130921
Там есть пример Чебаев – Чебаевской. И есть предположение: ''Спиридон и Митрофан – первое поколение, поэтому,  это скорее географическое прозвище. И только у их внуков Чебаевской – фамилия, если они сохранят это именование, но это уже вторая половина XVII в.''  Немного ошибся. У Чичагова в его ''Из истории русских имён, отчеств и фамилий'' аналога нет. Поэтому нужно согласиться со Смольниковым, что фамилии на -ской - сразу образовались от названий деревень как фамилии, т.е. минуя этапы по Чичагову - без тройного повторения данного именования. 
Это меняет систему поисков предка. А модная тенденция на данную форму ещё более усугубила ситуацию. Но главное – основа, т.е. корень, именования сохранилась. Приведем несколько примеров из переписей Сольвычегодского уезда. 
Тот же род Чебаев – Чебаевской: в самой деревне Мартьянова Наволок, а Чебаево тож  фамилия отсутствует в ПК 1620 г, а в ПК 1625 г. появляется прозвание Порошин, хотя это представитель данного рода. Фамилию Чебаевской находим в соседней деревне Кувшинино, там же по ПК 1647 г. Фамилия покинула одноименную деревню  и распространилась в соседнюю волость (Онтропьеву слободу), где она есть в ПК 1625 г., а в ПК 1647 г. значится уже в нескольких деревнях. 
Ратмеровский стан, деревня Вахтино. В ПК 1620, 1625, 1645 и 1646 гг. прослеживается проживание в 3-х, затем 4-х дворах представителей одного рода. Фамилия отсутствует. Все записи двучленные: имена и отчества – христианские. А по переписи 1647 г. у них появляется фамилия Вахтинской и Вахтинских. Ещё один Вахтинской проживает в соседней деревне Мякиница. А в ПК 1678 г. фамилия Вахтинских. Аналогичная ситуация в деревне Биричева. Только в ПК 1645 г. появляется фамилия Биричевской, но есть Биричев, а ПК 1647 г. – Беричевских. Далее все они исчезают, а деревня перешла к монастырю. Можно ещё привести несколько примеров пары деревня – фамилия, как по Ратмеровскому стану, так и по другим волостям. 
Общим моментом является появление в переписной книге. Ранее трудно определиться, так как в писцовых книгах фамильные прозвания во многих случаях не писались, хотя они у многих крестьян явно были, о чем свидетельствуют многочисленные сохранившиеся купчие. Появившись фамилия начала распространяться вместе с переселением представителей нового поколения. До нашего времени дошли Чебаевский, Биричевский и др. Возможно часть из них именно родом из Ратмеровского стана. 
Отсюда поиск истоков фамилии на -ский (-ской) просматривается, как поиск деревень, имеющих общий корень. С последующими встречными поисками данных до их ''стыкования''. 

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Фамилий на -ской у нас в Слободском не слышно, но мои родственники (бабушка и мама) чаще всего при разговоре изменяли фамилии соседей: Харин - Харинской, Ополев - Ополевской и тп. В этом явлении можно предположить влияние переселенцев с Устюга и его округи. Тут можно предположить прозвание от родового гнезда (дома), но я бы не стал связывать происхождение таких фамилий только лишь с топонимами деревень.

Это не мой вывод, а мнение историка Смольникова. Я только уточнил несколько моментов и предложил методику поисков по таким фамилиям. Евгений Анатольевич, если вдуматься в Ваше сообщение о бабушке и маме, то как раз и выплывает привязка к деревням. В Сольвычегодском уезде деревни в большей степени сохранили топонимические названия первопоселенца или имели второе названия по родовой фамилии. Там деревни на 2-3-4 двора. И в большинстве это один клан. И если там жили Харины, причем в нескольких поколениях, то и деревня Харинская. 

А эта заметка написана, как и другие мои блоги, в качестве примеров для моей новой методики поисков: Составление родословной по писцовым книгам.

https://rodnaya-vyatka.ru/forum/135107

Аватар пользователя skygrad

Примерно так и мне представляется, в основе обычная фамилия, а как она обрастет жильем с потомками так и появится окончание у них -ской.

Немного не так. Название починка и деревни отвечают на вопрос чей. Посмотрите писцовую книгу 1629 г. Слободского уезда в издании Труды ВУАК. Патронимическое название починка состояло из имени и прозвания по отцу в притяжательном падеже. Позже починок становился деревней. Связь с первопоселенцев ещё сохранялась, но изменялось окончание. Обычно на ''а''. Потом имя исчезало, а окончание - ''а'', ''о'' или ''ская''. Но фамилия жильцов не изменялась, если род продолжал здесь жить. Все теже - ов, -ев или -он. Пример: ''Яровиковы на Вятке в 16 - 17 веках''  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1364/129816

Деревня Юшка Яровикова, а живут в ней его потомки Калинка Еровиков и Дениско Еровиков. Яровиков - Еровиков чередование букв. Прошло время деревня Яровиковская, а в ней двор пуст Ивашка Фотеева сына Яровикова или во дворе Феврилка да Минейко Яровиковы. Фамилия по прежнему Яровиков. 

А фамилия на -свой или современный вариант на -ский отвечает на вопрос из какой деревни -  из Яровиковской. Причём независимо от того какая была до этого: Яровиков, Харин или Дудин. Они могли сохранить прежнюю, но могли - Яровиковской. 

Вот в чем весь фокус. 

 

Аватар пользователя skygrad

есть моменты: писцы могли на свое усмотрение записать название деревни по старой описи (без -ской), которая была у них под рукой, само же такое окончание появляется у нас от переселенцев устюжан, а они составляли большинство наверняка лишь в некоторых местностях. Вопрос ты чей? может относиться и к роду и к месту проживания, что в прошлом часто совпадало. 

А причём здесь писцы!? Деревня могла называться и Харино и Харинская, есть такие деревни в России, а Вы почему-то Харин. В примере дер. Яровиковская, а потомки основателя почему-то Яровиков.  Здесь другие правила. И их нужно знать и понимать. Правила не зависят от мнения одного человека, если он конечно не царь или император, да и им правила русского языка не особо подчинялись. Они только узаканивали один из нескольких сложившихся вариантов и не более. 

Думаю, что можно прекращать спор ради спора, а не выяснения истины. Те кого это касается (происхождение фамилии на -свой)  напрямую, если действительно хотят достичь результата в поисках, должны разобраться с этим. Я только указал, на это и привязал к имеющимся на сайте документы того время.  

Аватар пользователя skygrad

я с вами не спорю а лишь дискутирую для прояснения ваших точек зрения и любая даже вроде бы отвлеченная дискуссия полезно так как часто выползают интересные факты и подробности. Кстати, насчет фамилии Харин, вроде бы всё ясно с ее появлением и смыслом, а вот и нет. Недавно ознакомился со статьями Л. Анзимирова в "Историческом Формате", где он очень аргументированно связывает топоним и фамилию Харин-Карин с профессией строителей судов у славян кривичей. Проходит по всем регионам и даже наш не забыл с его Карино, по его мнению, в низовьях Чепцы были судостроительные верфи. Так что с фамилиями и топонимами не все просто.

Из крестьян Кариных- Хариных появились после обучения профессии строители судов Карины- Харины, причем крестьян было намного больше, чем строителей судов.

Аватар пользователя skygrad

совсем не так, Анзимиров обнаруживает топонимы харины-карины почти исключительно в местах проживания древних кривичий на переволоках из бассейна одной реки в другую. Карина - основная деталь славянского судна - однодеревка. Вятка на окраине, но вполне вероятно переселение к нам псковичей - кривичей в основе. 

А крестьян Кариных-Хариных вообще не было ? Только ремесленники- судостроители ? Т.е. от все топонимов Карины- Харины и образовались прозвища- фамилии Карины- Харины у древних кривичей ? А у славян на Вятской земле тоже все Карины- Харины судостроители ? Кто ж им платил за ремесло и как они питались ?

Аватар пользователя skygrad

Речь идет о раннем появлении данных топонимов начиная с 14 века, ранее проследить затруднительно. Потомки первоначальных "карей" судостроителей могли быть кем угодно. Да и происхождение фамилий бывает различное - не все харины могут быть потомками древних кривичей. Вот у нас на Вятке два анклава хариных - слободские и афанасьевские, последние имеют видимо особое происхождение фамилий (от имени Харя, например)

А на Вятке когда появились первые топонимы Карины- Харины и первые прозвища- фамилии Карины- Харины и где ?

Аватар пользователя skygrad

Карино появляется в 15 веке точно, но имя Кара по преданию было у основателя поселения а значит появление топонима можно отнести к более раннему времени. ННо фактов почти нет, одни версии.

Евгений Анатольевич, спасибо за информацию! А письменные источники про Кариных- Хариных с какого года ?

Аватар пользователя skygrad

В описи 1615 есть Харины вблизи Слободского и Карины (вотины) в Карино. Предполагаю, что харины это обрусевшие карины, в 16 веке шел процесс христианизации, у нас много таких судя по явно вотским фамилиям у некоторых русских вятчан.

Имя прозвище Харя не обязательно связывать с производным от Харитон. Харями звали карнавальные маски, отсюда некоторый смысловой негатив.