Идентификация человека и записи о нем. Часть 3.

Ещё раз о прозвании крестьян.
(Продолжение)

Начало здесь  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/134380 https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/134394
Для начала выборки именований. Сольвычегодский уезд, Онтропьева слобода 1620-1625 гг.: (в) Кирюшка Иванов сын Мошакова; (в) половник Проньки Михайлова Сенька Рогатова; (в) его половник Власка Свечина. Ратмеровский стан 1625 г.: (в) Васька да Долматко Ивановы дети Попова; Томилко Кузьмин сын Нечаева.
Хлыновский уезд 1615 г.: (в) Тренка да Лазарко Ивановы дети Лысова; (в) Тимошка да Ондрюшка Фроловы дети Ескина; (в) Тимошка Михайлов сын Дубровского.
Здесь последнее составляющее имеет окончание родительного падежа на ''а''. В последнем примере тоже родительный падеж именования Дубровской. Наглядно разницу написания видно в выписке 1645 г.: а как льготные годы отойдут, и ему Матюшке и того жеребья платить с живущего с полчети и с полполчети выти; а порука по нем Ратмировской волости крестьяне Мартемьянко Васильева Ширяева, Савка Ларионов Дмитреева, Гордейка Павлов Назарова, Данилко Михайлов Гоголева, Митька Баженов Тубаков, Якушко Корноков Дмитреева, Наумка Яковлев Олферьева, Зотик Иванов Нечаева, Осипко Иванов Торопнин, Герасимко Третьяков Максимова. Здесь у всех поручителей имя и отчество записаны в именительном падеже, а третье составляющее есть в именительном, но большинство в родительном. По Чичагову это признак начала формирования фамилии. Но для того чтобы она состоялась нужно несколько условий. Об этом ниже.
Пример возможной вилки появления разных фамилий в роду. 1625 г. (в) Ондрюшка Мальцов сын Губина. 1645 г. (в) Куземка Ондреев сын Мальцов (Губин) 1647 г. Коземка Ондреев сын Губин. 
Дальше рассматриваем формирования фамилии Дудин. Самые ранние записи получены из купчих. В них значатся Иван и Андрей Михайловы дети Дудкина. Записей об их отце нет. Его могли звать Михаил Дуда или Михаил Дудин. Вот для выяснения этого и понадобилась книга Чичагов В.К. ''Из истории русских имён, отчеств и фамилий''. Небольшое уточнение. Чичагов описал процесс становления русской фамилии и сформулировал правила на основании анализа большого количества сохранившихся записей. Я же попробовал на основании этих правил смоделировать обратный процесс – определение именования неизвестного пращура. 
Предварительные замечания по Чичагову: 1) Двучленная запись не информативна, по ней нет возможности определиться с составом именования, можно анализировать только трехчленное именование. Правильная запись – христианское имя всегда на первом месте, за ним собственно отчество, которое всегда согласовывается с именем. На третьем месте обычно стоит прозвищное отчество, которое может согласовывается с ним или быть написано в родительном падеже на ''а''.  2) В ПК 1647 г. перед третьим членом записи стоит слово ''прозвище''. Но в данном случае это не совсем верно. По сути это прозвищное отчество именуемого или отца именуемого. Коротко: прозвище всегда уточняет, который из множества с данным именем (например, Михаил Дуда), т.е. выполняет функции сходные с фамилией в будущем. Позже эти функции перешли к прозвищному отчеству. ''Именно поэтому по отношению к ним и стали употреблять то же самое слово «прозвище» (§ 36).
Поколения роспись.
 1-е поколение: а) Михаил Дуда (Дудка) или б) Михаил Дудин (Дудкин) – реконструкция.
2-е поколение:  во дворе Ондрейко Дудин (ПК 1620), продан Андрею Михайлову сыну Дудкина и вместо Рычка Дудина (купчая 1601 г.), Ондрей Михайлов сын Дуткин (книга, 1615 г.) (полное восстановленное именование Андрей Михайлов сын Рык Дудин=Дудкин).
3-е поколение: во дворе Русинко Ондреев сын Дудин, (ПК 1620, 1625 гг.), двор пуст Русина Ондреева сына Дудина (ПК 1645); купчая Русина Андреева Дудина или Дудкина, проданную Русину Андрееву Дудину или Дудкину. (Хрисанф Андреев сын Русин Дудин=Дудкин - полное восстановленное именование по купчим, книге и ПК, в т.ч. через отчества сыновей).
Во дворе  Мишко Ондреев сын Дудин (ПК 1620), во дворе Левка Иванов сын Дудин (ПК 1620). Во дворе Бориско Андреев Дудин (ПК 1625, 1645), во дворе Бориско Андреев сын прозвище Дудин (ПК 1647).
4-е поколение: во дворе Обакумко Леонтьев сын Дудин (ПК 1645), крестьянин Аввакумко Леонтьев сын Дудин (ПК 1647), по купчим Никитки Русинова сына Дудкина (ПК 1645), двор пуст Микитки Хрисанфова сына прозвище Дудина (ПК 1647).  отдан Пронке Русинову сыну Дудину (ПК 1645),  во дворе Пронка Хрисанфов сын прозвище Дудин (ПК 1647), порука Пронька Русинов Дудина (ПК 1645).
5-е поколение: во дворе Петрушка Григорьев сын прозвище Дудин (ПК 1647), что владел муж ее Коземка Прокофьев сын Дудин (ПК 1678), во дворе Ивашко Борисов сын Дудин (ПК 1678).
Документальные выписки охватывают по времени с 1584 года по 1678 год, почти столетие.  Записи в родительном падеже на ''а'' имеются во втором и в четвёртом поколениях.
Напомним правила Чичагова.
1) Прозвищное отчество одного из предков становится фамильным прозвищем (наследственным) при условии, что в последующих поколениях все будут называться христианскими именами. (Так как собственно отчества не передаются по наследству).
2) Прозвищное отчество или христианское имя отца может стать фамилией лишь в четвертом поколении, т.е. при третьем последовательном применении указанных слов из поколения в поколение.
3) Фамилия, как и отчество всегда согласовывается с именем именуемого. 
В купчей наименование Дудкин(а) написано в родительном падеже на ''а''. Это указывает на прозвищное отчество согласно § 39 или прозвищное отчество отца именуемого § 47 книги Чичагова. По этим положениям имеем в первом случае два отчества: собственно отчество Михайлов и прозвищное отчество Дудкин. Отсюда отец Ивана и Андрея - Михаил Дудка или Михаил Дуда, исходя из равенства Дуткин=Дудкин=Дудин, ранее доказанного. Но может быть Михаил Дудин, так как именование Дудина имеем первый раз. Если бы в третьем поколении была бы найдена запись в родительном падеже, то было бы именование Дуда однозначно, но такая запись есть только в четвёртом поколении: Пронька Русинов Дудина, хотя есть и Пронка Хрисанфов сын прозвище Дудин. Разбираемся дополнительно с этим фактом.   У Чичагова читаем §§ 59-63, где описаны примеры родовых прозваний в трехчленных именованиях в родительном падеже у четвёртого и даже шестого поколения. А на стр. 106 правило: ''Этот процесс замены форм на ''а'' формами, согласуемыми с именем, отразился в том, что в памятниках письменности в именования одного и того же лица наблюдаются колебания: третий состав наименования, получивший значения фамилии, имеет то форму на ''а'', то форму, согласуемую с именем.'' Так как нет иных документальных данных, то считаем в записи ''Ондрейко Дудин'' второе составляющее его первым применением. С него считаем три повторения – у  внуков Андрея имеем фамилию согласно пункту 3 правил по книге Чичагова. Действительно все выбранные примеры имеют согласование ''Дудин'' с именем. Таким образом, можно считать, что у внуков Андрея Михайлова сына Дудина именование Дудин – фамилия, раз в последующем она наблюдается вплоть до настоящего времени. Вывод: отца Ивана и Андрея Михайловых детей звали Михаил Дуда.  

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.